Jump to content

Нортроп Н-3ПБ Номад

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Н-3ПБ Номад
Northrop N-3PB, 22 "GS-F", из 330-й (норвежской) эскадрильи, базирующейся в Акюрейри, Исландия, сфотографировано в полете над северной частью Атлантического океана, октябрь 1941 года.
Роль Гидросамолет патрульный бомбардировщик/торпедоносец
Производитель Нортроп Эйркрафт Инк.
Первый полет 22 декабря 1940 г.
Введение 1941
Основной пользователь Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии
Количество построенных 24
Разработано на основе Нортроп А-17

Northrop N-3PB Nomad — одномоторный американский гидросамолет 1940-х годов. Компания Northrop разработала N-3PB как экспортную модель на основе более ранней конструкции Northrop A-17 . [ 1 ] Всего 24 экземпляра были закуплены Норвегией, но доставлены только после падения Норвегии во время Второй мировой войны . Изгнанные норвежские войска использовали их с 1941 года, действуя из Исландии, для сопровождения конвоев, противолодочного патрулирования и учебных целей из « Маленькой Норвегии » в Канаде. [ 2 ] Через два года после поставки конструкция устарела для использования на передовой, и в 1943 году оставшиеся Н-3ПБ были заменены более крупными самолетами.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

После усиления международной напряженности вокруг немецкой аннексии Судетской области в 1938 году норвежский парламент выделил чрезвычайные ассигнования на модернизацию норвежских вооруженных сил . ( Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии RNNAS) и Воздушная служба норвежской армии были приоритетными для получения средств из Норвежского фонда нейтралитета в размере 50 000 000 крон . Доля средств RNNAS была зарезервирована для покупки 12 торпедоносцев Heinkel He 115 и 24 самолетов-разведчиков, а также нескольких новых военно-морских аэродромов. Были рассмотрены модели Dornier Do 22 , Northrop 8-A , Northrop 2GP и Vultee V-11 GB , и предложения были получены. Комиссия быстро решила, что Vultee V-11 GB — лучший самолет, отвечающий потребностям обеих воздушных служб. [ 3 ] Со стороны Королевской норвежской воздушной службы требовались самолет-разведчик с дальностью полета 1500 км (930 миль), максимальной скоростью не менее 320 км/ч (200 миль в час) и грузоподъемностью 900 кг ( 2000 фунтов) торпеда или эквивалентная бомба. [ 3 ]

30 декабря 1939 года Норвегия направила в Соединенные Штаты комиссию по закупкам, состоящую из контингента воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии во главе с командиром. Кристиан Остби и контингент ВВС норвежской армии под командованием Биргера Фредрика Моцфельдта . [ 3 ] [ 4 ] Целью комиссии была проверка Vultee V-11, который должен был стать новым общим бомбардировщиком-разведчиком для двух воздушных служб. [ 3 ] Среди требований, которые комиссия надеялась выполнить, была замена патрульного самолета-биплана MF11 Королевского военно-морского флота Норвегии . [ 5 ] Прибыв в США, комиссия обнаружила, что Vultee не сможет доставить V-11 в разумные сроки, поэтому пришлось искать другой самолет. [ 3 ] Моцфельдт быстро обнаружил, что Douglas 8A-5N удовлетворит требования NOAAS. Поскольку Douglas 8A-5N не мог быть оснащен поплавками, Остби продолжал искать самолет, подходящий для RNNAS. [ 3 ] После посещения многих авиационных компаний в феврале 1940 года Остби определил, что только один производитель имел как проектные, так и доступные производственные мощности — Northrop Aircraft Incorporated . Комиссия заказала 24 гидросамолета на базе модели 8-А, переименованной в Н-3ПБ, «с чертежной доски» (буквально самолет, заказанный до полета этого типа) у компании Northrop 8 марта 1940 года по общей стоимости. в размере 6 550 000 крон для удовлетворения этого требования . Половина суммы была выплачена незадолго до операции Weserübung — немецкого вторжения в Норвегию, 9 апреля 1940 года. [ 6 ] [ 7 ]

Модель 8-A, экспортную модель серии ударных бомбардировщиков Northrop, пришлось перепроектировать, чтобы она соответствовала требованиям норвежского заказа. Новый N-3PB был первым продуктом компании Northrop Aircraft, реформированной в 1939 году, и представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, оснащенный сдвоенными поплавками. [ № 1 ] Первоначально предназначенный для двигателя меньшей мощности, N-3PB в конечном итоге был оснащен Wright Cyclone радиальным двигателем того же типа, который использовался для бомбардировщиков Douglas 8A-5N и Curtiss Hawk 75A-8, заказанных Норвегией в то же время, упрощая требования к техническому обслуживанию и эксплуатации норвежского парка военных самолетов. [ 9 ]

В связи с составлением норвежских эксплуатационных требований к гидросамолету береговой разведки в первоначальную конструкцию был запрошен ряд модификаций. Изменения включали изменение конструкции поплавковой конструкции для размещения торпеды или бомбовой нагрузки, размещаемой под центральной частью фюзеляжа в дополнение к пяти подкрыльевым бомбодержателям. Дополнительные изменения в вооружении привели к комбинации шести пулеметов вместо четырех пулеметов (два фиксированных передних, два гибких задних 7,9 мм) / одной пушки (обращенной вперед, фиксированной 20 мм), которая была в первоначальной конструкции. Предусматривалось также размещение задней подфюзеляжной пушки. [ 10 ] Дополнительные требования к оборудованию, включая установку камеры, установленной в задней части фюзеляжа, а также изменения в приборах и радиооборудовании. [ 11 ]

Прежде чем компания Northrop смогла построить хоть один самолет, в Норвегию вторглась Германия. [ 12 ] Вторжение и оккупация Норвегии потребовали изменения вооружения Н-3ПБ, первоначально предназначавшегося для установки в Норвегии. В первоначальных спецификациях было указано по одной 20-мм пушке Oerlikon в каждом крыле, а также по два 7,9-мм пулемета Fabrique Nationale в фюзеляже и на кормовых постах стрелков. [ 13 ] Из-за отсутствия первоначально указанного вооружения крупнокалиберные пулеметы Colt норвежского производства были заменены четырьмя Colt MG53A калибра .50. пулеметы в крыльях и два .30 кал. Colt MG40 установлены на спинной и брюшной позициях задней кабины наводчика. [ 3 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Доставка

[ редактировать ]
Northrop N-3PB выполняет испытательный полет над озером Эльсинор, Калифорния , ок. 1940–1941 гг.

Главный летчик-испытатель компании Northrop Вэнс Бриз совершил полет на первом N-3PB (c/n 301) 22 декабря 1940 года из озера Эльсинор, Калифорния . Летные и приемочные испытания были завершены на первом серийном самолете. За счет использования более мощного двигателя «Циклон» все оценки характеристик были превышены, а летные характеристики, включая маневренность, были признаны «отличными». [ 14 ] К концу марта 1941 года все 24 самолета были доставлены в изгнанную воздушную службу Королевского военно-морского флота Норвегии. [ 15 ]

Обучение

[ редактировать ]

В конце февраля 1941 года шесть серийных N-3PB были переправлены на Королевских ВВС Канады базу (RCAF) Патрисия Бэй , остров Ванкувер в Канаде, одну из канадских зимних баз норвежских тренировочных баз Flyvåpnenes Treningsleir (FTL), известных как « Маленькая Норвегия». ". [ 14 ] Служба N-3PB в качестве инструктора повышенной квалификации в Канаде на летней базе «Маленькая Норвегия» в Айленд-Харборе , Торонто и на зимних базах вдоль западного побережья Канады, была относительно недолгой и закончилась, когда было решено, что выпускники пилотов и летных экипажей должны были продолжить обучение. быть интегрированы в эскадрильи RAF. Позже, в 1941 году, были приняты меры для проведения усовершенствованной летной подготовки норвежских пилотов в школах RAF и RCAF на типах, которые лучше подходили для перехода к боевым полетам. [ 16 ] Три уцелевших Н-3ПБ хранились до отправки в Исландию в марте 1942 года на пароходе « Дельта» . [ 17 ] [ 18 ]

Боевое применение

[ редактировать ]
Northrop N-3PB норвежской 330-й (N) эскадрильи, действовавшей в Исландии, октябрь 1941 г.
Northrop N-3PB из 330-й (N) эскадрильи перевозил тяжелобольную женщину в больницу в Рейкьявике в Исландии, май 1942 года.

Остальные 18 Н-3ПБ использовались для оснащения 330-й (норвежской) эскадрильи RAF в Рейкьявике , Исландия . [ 4 ] Все N-3PB, отправленные в Исландию, были отправлены через Атлантику в ящиках на борту норвежского парохода «Фьордхайм» , путешествие из Нью-Йорка в Рейкьявик заняло 13 дней. Одной из причин переброски N-3PB в Исландию было желание избежать полетов необычного самолета над Соединенным Королевством, что сопряжено с риском возникновения инцидентов с дружественным огнем. [ 19 ] Норвежские военные власти в изгнании изначально хотели разместить эскадрилью в Соединенном Королевстве, чтобы иметь возможность действовать у берегов оккупированной немцами Норвегии. [ 20 ]

330-я (Н) эскадрилья была введена в строй 25 апреля 1941 года; Н-3ПБ были установлены в ангаре для гидросамолетов в Рейкьявике, первый самолет поднялся в воздух 2 июня 1941 года. [ 15 ] [ 21 ] С 23 июня 1941 года эскадрилья осуществляла противолодочное патрулирование и конвойное патрулирование, базировавшись в Рейкьявике, Акюрейри и Бударейри. [ 4 ] [ 22 ] Хотя Н-3ПБ эскадры совершили восемь атак на немецкие подводные лодки , в том числе одну на U-570 после того, как она сдалась британцам, ни одна подводная лодка не была потоплена. [ 4 ] [ 23 ] В 1942 году Н-3ПБ неоднократно сталкивались с Focke-Wulf Fw 200 дальними разведчиками-бомбардировщиками Blohm & Voss BV 138 . и летающими лодками [ 24 ] ему засчитывают хотя бы одно повреждение. [ 25 ] 10 октября 1942 года «Нортроп» из Бударейри попал в инцидент с дружественным огнем, атаковав британский Lockheed Hudson . Инцидент завершился без сбитий ни одного самолета. [ 26 ] [ Н 2 ]

Чтобы предать гласности действия N-3PB, министерство авиации Великобритании распространило сообщение о том, что два норвежских самолета участвовали в атаке немецкого линкора «Бисмарк» 21–22 мая 1941 года, но это была ложь. Несмотря на то, что многие историки авиации оспаривают это утверждение, оно все еще фигурирует в текущих отчетах о затоплении «Бисмарка » . [ 28 ] № 330 (N) был сформирован 25 апреля 1941 г. и получил первый из 18 Н-3ПБ 19 мая, за два дня до атаки на «Бисмарк», но совершил полет только 2 июня 1941 г., и их первый официальный боевой вылет состоялся 23 Июнь 1941 года. [ 29 ] 330-я (N) эскадрилья начала пополнять N-3PB Consolidated Catalina летающими лодками в 1942 году, а Catalina и N-3PB начали вытесняться в феврале 1943 года с прибытием более способных Short Sunderland . [ 15 ] [ 30 ] Летающие лодки позволяли осуществлять более длительное патрулирование и имели превосходящие мореходные качества по сравнению с Н-3ПБ. [ 31 ] Уцелевшие N-3PB продолжали действовать вместе с «Каталинами», патрулируя истребители, сопровождая и противолодочные операции у восточного побережья Исландии до начала 1943 года. [ 32 ] На протяжении всего перехода к другим типам полет C эскадрильи сохранял «полностью норттропское» подразделение, выполняющее преимущественно второстепенные функции, включая армейское сотрудничество, транспорт, спасательные операции в воздухе и на море, ледовую разведку и санитарную авиацию. [ 33 ] В начале 1943 года экипажи 330 (N) перебрались в Обан , Шотландия, на борт военного корабля «Ленстер» . Два оставшихся Н-3ПБ перелетели в Обан. [ 34 ] Восемь самолетов, оставшихся в Исландии, были списаны в Рейкьявике в период с декабря 1942 по апрель 1943 года. [ 32 ]

За время боевой службы с 23 июня 1941 г. по 30 марта 1943 г. 330-я (Н) эскадрилья выполнила 11011 боевых вылетов Н-3ПБ общим налетом 3512 часов. Хотя восемь атак, которые они совершили на подводные лодки, оказались безрезультатными, патрули сопровождения N-3PB и противолодочные зачистки были важной частью усилий союзников по сохранению открытыми морских путей в Северной Атлантике. [ 32 ] После окончания боевой службы этого типа в Исландии норвежские военно-морские власти рассматривали возможность базирования двух Н-3ПБ на Шпицбергене , арктическом архипелаге, ранее известном как Шпицберген. Операция «Цитронелла» — немецкий военно-морской рейд 8 сентября 1943 года — привела к отмене развертывания. [ 35 ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Норвегия

Выживший самолет

[ редактировать ]
Восстановленный Н-3ПБ (серийный номер 320) выставлен в коллекции самолетов Вооруженных сил Норвегии.

После войны два уцелевших самолета Н-3ПБ (серийные номера 306, 322) были переправлены в Норвегию и проданы на утилизацию, при этом бортовой номер 306 был списан в 1949 году, а серийный номер 322 - в 1956 году. [ 32 ]

После поиска в записях Рагнар Р. Рагнарссон, тогдашний вице-президент Исландского авиационного исторического общества, определил место крушения N-3PB (номер 320 ["U"]). [ 36 ] В 1979 году затонувший Н-3ПБ был поднят из реки Тьорса в Исландии. Из-за плохой погоды над восточным побережьем Исландии самолет Н-3ПБ под управлением лейтенанта В. В. Булукина, выполнявший рейс из Бударейри и следовавший транзитом в Рейкьявик, 21 апреля 1943 года совершил вынужденную посадку. Застряв в иле, он постепенно опустился к берегу реки. нижний. [ 27 ] [ 37 ]

Водолазы ВМС США начали первоначальное восстановление, позже им помогла группа водолазов-добровольцев из Великобритании, Исландии, Норвегии и США, подняв останки, которые были отправлены в авиастроительную корпорацию Northrop в Хоторне, Калифорния. Реставрацию завершила группа добровольцев из 300 человек, в том числе 14 бывших сотрудников Northrop, вышедших на пенсию, которые участвовали в первоначальной производственной линии N-3PB. [ 38 ] Сложная реставрация потребовала изготовления запасных частей, в первую очередь путем создания шаблонов многих поврежденных или подвергнутых коррозии оригинальных компонентов самолета, чтобы создать полный планер. [ 27 ] В ноябре 1980 года отреставрированный Н-3ПБ был подарен Норвегии авиастроительной корпорацией Northrop и Аэрокосмическим музеем Сан-Диего . [ 39 ] Этот единственный сохранившийся самолет в настоящее время выставлен как часть коллекции самолетов норвежских вооруженных сил в Гардермуэне , Норвегия. [ 40 ]

27 августа 2002 года ICGV Baldur во время гидрографической исследовательской миссии обнаружил относительно неповрежденные обломки Northrop N-3PB, лежащие вверх тормашками на глубине около 11 м (36 футов) в Скерьяфьордуре , недалеко от Рейкьявика. [ 41 ] Запрет на ныряние был наложен в радиусе 20 метров от места крушения, поскольку было неизвестно, вез ли самолет какие-либо бомбы, а с закрытой кабиной пилотов велика вероятность того, что это будет водянистая могила . [ 42 ] Более поздние данные показали, что это был Н-3ПБ, разбившийся при приземлении 22 октября 1942 года без человеческих жертв. [ 43 ] В 2003 году Национальный департамент археологии Исландии выпустил документ о консервации, в котором обломки самолета объявлены охраняемыми. [ 44 ] [ 45 ]

Технические характеристики (Н-3ПБ)

[ редактировать ]
Northrop N-3PB в цветах «Маленькой Норвегии», ок. 1941 год

Данные о боевых самолетах Второй мировой войны: Гидросамолеты тома шестого , [ 46 ] Энциклопедия оружия Второй мировой войны [ 31 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: трое (пилот, штурман/бомбардир и радист/задний стрелок)
  • Длина: 36 футов (11 м)
  • Размах крыльев: 48 футов 11 дюймов (14,91 м)
  • Высота: 12 футов (3,7 м)
  • Площадь крыла: 376,8 кв. футов (35,01 м 2 )
  • Пустой вес: 6190 фунтов (2808 кг)
  • Полная масса: 8500 фунтов (3856 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 10 600 фунтов (4808 кг)
  • Силовая установка: 1 × Wright GR-1820-G205A 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 1200 л.с. (890 кВт)
  • Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 257 миль в час (414 км/ч, 223 узла) на уровне моря.
  • Крейсерская скорость: 184 миль в час (296 км/ч, 160 узлов)
  • Диапазон: 1000 миль (1600 км, 870 миль)
  • Практический потолок: 24000 футов (7300 м)
  • Время набора высоты: 15 000 футов (4600 м) за 4,4 минуты.

Вооружение

  • Орудия: 4 фиксированных вперед пулемета калибра 0,50 дюйма (12,70 мм)
  • 2 пулемета 0,30 дюйма (7,62 мм) в спинном и брюшном положениях
  • Бомбы: 1 торпеда массой 2000 фунтов (910 кг) или эквивалентная масса бомб или глубинных бомб.

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Предыдущая компания Northrop была передана Дугласу в 1937 году. [ 8 ]
  2. Пилоты и экипажи № 330 (N) называли свой самолет «Нортропс». [ 27 ]
  1. ^ О'Лири 1981, с. 28.
  2. ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: Производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, стр. 100–2, Сайпресс, Калифорния, 2013. ISBN   978-0-9897906-0-4 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хафстен и Архайм 2003, с. 122.
  4. ^ Jump up to: а б с д Март 1998 г., с. 187.
  5. ^ Рагнарссон 1981, с. 28.
  6. ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: Производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, стр. 93, 100–2, Сайпресс, Калифорния, 2013. ISBN   978-0-9897906-0-4 .
  7. ^ Хафстен и Архайм 2003, стр. 120–122.
  8. ^ Коулман 1988, с. 58.
  9. ^ Грин 1962, стр. 185–186.
  10. ^ Стимпсон, Томас Э. младший «Демоны скорости». «Популярная механика» , 77 (2), февраль 1942 г., с. 58.
  11. ^ Рагнарссон 1981, стр. 28–29.
  12. ^ Бошан 1976, с. 19.
  13. ^ Рагнарссон 1981, с. 29.
  14. ^ Jump up to: а б Рагнарссон 1981, с. 34.
  15. ^ Jump up to: а б с Грин 1962, с. 186.
  16. ^ Виг 2009, с. 55.
  17. ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 166.
  18. ^ Ганфельдт 1981, с. 12.
  19. ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 189.
  20. ^ Лиллевик 1984, стр. 47.
  21. ^ "330-я эскадрилья". Архивировано 10 декабря 2015 года в Wayback Machine RAF History . Проверено: 17 февраля 2011 г.
  22. ^ Бокамп и Ричерт 1978, с. 46.
  23. ^ Блэр 2000, с. 344.
  24. ^ «Рассказ норвежского пилота о пребывании его и его товарищей в Исландии» . Morgunblaðið (на исландском языке). 21 ноября 1943 г. с. 357–358 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is . Значок открытого доступа
  25. ^ «Норвежская авиация в бою с немецкой авиацией на Востоке» . Morgunblaðið (на исландском языке). 25 июля 1942 г. с. 3 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is . Значок открытого доступа
  26. ^ Хафстен и Архайм 2003, стр. 193–197.
  27. ^ Jump up to: а б с Рагнарссон 1981, с. 51.
  28. ^ Рагнарссон 1981, с. 33.
  29. ^ 330-я эскадрилья (RAF): Вторая мировая война, дата доступа: июнь 2014 г.
  30. ^ Озеро 2000, с. 100.
  31. ^ Jump up to: а б Бишоп 2002, с. 382
  32. ^ Jump up to: а б с д Рагнарссон 1981, с. 50.
  33. ^ Рагнарссон 1981, стр. 39, 50.
  34. ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 198, 200.
  35. ^ Волчье озеро 1991, с. 84
  36. ^ О'Лири 1981, с. 35.
  37. ^ «Нортроп Н-3ПБ» . Morgunblaðið (на исландском языке). 22 июля 1979 г. стр. 16–18 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is . Значок открытого доступа
  38. ^ О'Лири 1981, с. 37.
  39. ^ Лиллевик 1984, с. 48.
  40. ^ Маха, Г. Пат. «Гидросамолет Нортроп Н-3ПБ, 21.04.43». Крушение самолетов в горах и пустынях американского Запада. Проверено: 17 февраля 2011 г.
  41. ^ «Здесь приземлились двенадцать человек на одиннадцати машинах» . Morgunblaðið (на исландском языке). 30 августа 2002 г. стр. 26–27 . Проверено 25 июля 2023 г.
  42. ^ Нанна Кристьянсдоттир (20 сентября 2021 г.). «Сколько самолетов погибло в этой стране во Второй мировой войне?» . Университет Исландии (на исландском языке) . Проверено 25 июля 2023 г.
  43. ^ «Самолет в Скерьяфьордуре, похоже, разбился при посадке» . Morgunblaðið (на исландском языке). 3 сентября 2002 года . Проверено 25 июля 2023 г.
  44. ^ Кристин Хульд Сигурдардоттир (7 февраля 2003 г.). «Документ о консервации» (PDF) . minjastofnun.is (на исландском языке). Национальный археологический музей . Проверено 25 июля 2023 г.
  45. ^ «Обломки самолета Northrop в Скерьяфьордуре охраняются» . Morgunblaðið (на исландском языке). 12 февраля 2003 года . Проверено 25 июля 2023 г.
  46. ^ Грин 1962, стр. 186–187.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бин, Дэвид Дж. Восстановление. Вашугал, Вашингтон: HL/Ho Logos Press, 2003. ISBN   0-9702098-1-9 .
  • Бокамп, Джерри. «Ястребы Норвегии». Чатсуорт, Калифорния: Публикации Challenge, Air Classics, Том 12, № 1, январь 1976 г.
  • Бокамп, Джерри и Анника Ричерт. «Норвежские воины». Air Classics, том 14, № 2, февраль 1978 г.
  • Бишоп, Крис. «Энциклопедия вооружения Второй мировой войны». Нью-Йорк: Издательская компания Sterling, 2002. ISBN   1-58663-762-2 .
  • Блэр, Клэй. Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942. Лондон: Касселл, 2000. ISBN   0-304-35260-8 .
  • Коулман, Тед. Джек Нортроп и летающее крыло: реальная история бомбардировщика-невидимки. Нью-Йорк: Дом Парагона, 1988. ISBN   1-55778-079-X .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Том шестой, Гидросамолеты. Лондон: Макдональд, 1962.
  • Ганфельдт, Катон . История норвежских самолетов Northrop в Исландии (на норвежском языке). Осло: Сем и Стенерсен, 1981. ISBN   978-82-7046-025-0 .
  • Хафстен, Бьёрн и Том Архайм. ВВС ВМФ 1912–1944 (на норвежском языке). Осло: TankeStreken AS, 2003. ISBN   82-993535-1-3 .
  • Хансен, Конради. Маленькая Норвегия: послание свободы родным холмам. Осло: Военно-исторический фонд Восточной Норвегии, 1985. ISBN   978-82-997663-0-2 .
  • Хенриксен, Вера . История Luftforsvarets, том 2 (на норвежском языке) Осло: Aschehoug, 1996. ISBN   82-03-22070-3 .
  • Лейк, Джон. Сандерлендские эскадрильи Второй мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2000. ISBN   1-84176-024-2 .
  • Лиллевик, финн. Шведские ВВС 1912–1982 гг.: описания сохранившихся военных самолетов, брошюра Forsvarsmuseet №. 2 (на норвежском языке) Осло: Музей вооруженных сил Норвегии, 1984. ISBN   82-991167-0-8 .
  • Марш, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны. Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN   1-874023-92-1 .
  • О'Лири, Майкл. «Н-3ПБ Нортропа». Чатсуорт, Калифорния: Публикации Challenge, Air Classics, Том 17, № 3, март 1981 г.
  • Рагнарссон, Рагнар Р. «Призрак фьордов: летающий викинг Нортропа!» Гранада-Хиллз, Калифорния: Сторожевые книги, Wings, Vol. 11, № 1, февраль 1981 г.
  • Сондерс, Реджинальд, С. Дж. Маленькая Норвегия в картинках: с дополнением, Норвегия – вчера и сегодня (также на обложке, RNAF в Канаде ). Торонто: С.Дж.Р. Сондерс, 1944.
  • Ульвенсён, Йон. Brennpunkt Nord - Война метеорологической службы 1940–45 (на норвежском языке). Осло: Музей вооруженных сил Норвегии, 1991. ISBN   82-991167-5-9
  • Виг, Эрлинг. «Послание свободы». Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing, Flypast , № 338, сентябрь 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e37931513c2cf9bfee86a711d99e8075__1720248480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/75/e37931513c2cf9bfee86a711d99e8075.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Northrop N-3PB Nomad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)