Нортроп Н-3ПБ Номад
Н-3ПБ Номад | |
---|---|
![]() | |
Northrop N-3PB, 22 "GS-F", из 330-й (норвежской) эскадрильи, базирующейся в Акюрейри, Исландия, сфотографировано в полете над северной частью Атлантического океана, октябрь 1941 года. | |
Роль | Гидросамолет патрульный бомбардировщик/торпедоносец |
Производитель | Нортроп Эйркрафт Инк. |
Первый полет | 22 декабря 1940 г. |
Введение | 1941 |
Основной пользователь | Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии |
Количество построенных | 24 |
Разработано на основе | Нортроп А-17 |
Northrop N-3PB Nomad — одномоторный американский гидросамолет 1940-х годов. Компания Northrop разработала N-3PB как экспортную модель на основе более ранней конструкции Northrop A-17 . [ 1 ] Всего 24 экземпляра были закуплены Норвегией, но доставлены только после падения Норвегии во время Второй мировой войны . Изгнанные норвежские войска использовали их с 1941 года, действуя из Исландии, для сопровождения конвоев, противолодочного патрулирования и учебных целей из « Маленькой Норвегии » в Канаде. [ 2 ] Через два года после поставки конструкция устарела для использования на передовой, и в 1943 году оставшиеся Н-3ПБ были заменены более крупными самолетами.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После усиления международной напряженности вокруг немецкой аннексии Судетской области в 1938 году норвежский парламент выделил чрезвычайные ассигнования на модернизацию норвежских вооруженных сил . ( Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии RNNAS) и Воздушная служба норвежской армии были приоритетными для получения средств из Норвежского фонда нейтралитета в размере 50 000 000 крон . Доля средств RNNAS была зарезервирована для покупки 12 торпедоносцев Heinkel He 115 и 24 самолетов-разведчиков, а также нескольких новых военно-морских аэродромов. Были рассмотрены модели Dornier Do 22 , Northrop 8-A , Northrop 2GP и Vultee V-11 GB , и предложения были получены. Комиссия быстро решила, что Vultee V-11 GB — лучший самолет, отвечающий потребностям обеих воздушных служб. [ 3 ] Со стороны Королевской норвежской воздушной службы требовались самолет-разведчик с дальностью полета 1500 км (930 миль), максимальной скоростью не менее 320 км/ч (200 миль в час) и грузоподъемностью 900 кг ( 2000 фунтов) торпеда или эквивалентная бомба. [ 3 ]
30 декабря 1939 года Норвегия направила в Соединенные Штаты комиссию по закупкам, состоящую из контингента воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии во главе с командиром. Кристиан Остби и контингент ВВС норвежской армии под командованием Биргера Фредрика Моцфельдта . [ 3 ] [ 4 ] Целью комиссии была проверка Vultee V-11, который должен был стать новым общим бомбардировщиком-разведчиком для двух воздушных служб. [ 3 ] Среди требований, которые комиссия надеялась выполнить, была замена патрульного самолета-биплана MF11 Королевского военно-морского флота Норвегии . [ 5 ] Прибыв в США, комиссия обнаружила, что Vultee не сможет доставить V-11 в разумные сроки, поэтому пришлось искать другой самолет. [ 3 ] Моцфельдт быстро обнаружил, что Douglas 8A-5N удовлетворит требования NOAAS. Поскольку Douglas 8A-5N не мог быть оснащен поплавками, Остби продолжал искать самолет, подходящий для RNNAS. [ 3 ] После посещения многих авиационных компаний в феврале 1940 года Остби определил, что только один производитель имел как проектные, так и доступные производственные мощности — Northrop Aircraft Incorporated . Комиссия заказала 24 гидросамолета на базе модели 8-А, переименованной в Н-3ПБ, «с чертежной доски» (буквально самолет, заказанный до полета этого типа) у компании Northrop 8 марта 1940 года по общей стоимости. в размере 6 550 000 крон для удовлетворения этого требования . Половина суммы была выплачена незадолго до операции Weserübung — немецкого вторжения в Норвегию, 9 апреля 1940 года. [ 6 ] [ 7 ]
Модель 8-A, экспортную модель серии ударных бомбардировщиков Northrop, пришлось перепроектировать, чтобы она соответствовала требованиям норвежского заказа. Новый N-3PB был первым продуктом компании Northrop Aircraft, реформированной в 1939 году, и представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, оснащенный сдвоенными поплавками. [ № 1 ] Первоначально предназначенный для двигателя меньшей мощности, N-3PB в конечном итоге был оснащен Wright Cyclone радиальным двигателем того же типа, который использовался для бомбардировщиков Douglas 8A-5N и Curtiss Hawk 75A-8, заказанных Норвегией в то же время, упрощая требования к техническому обслуживанию и эксплуатации норвежского парка военных самолетов. [ 9 ]
В связи с составлением норвежских эксплуатационных требований к гидросамолету береговой разведки в первоначальную конструкцию был запрошен ряд модификаций. Изменения включали изменение конструкции поплавковой конструкции для размещения торпеды или бомбовой нагрузки, размещаемой под центральной частью фюзеляжа в дополнение к пяти подкрыльевым бомбодержателям. Дополнительные изменения в вооружении привели к комбинации шести пулеметов вместо четырех пулеметов (два фиксированных передних, два гибких задних 7,9 мм) / одной пушки (обращенной вперед, фиксированной 20 мм), которая была в первоначальной конструкции. Предусматривалось также размещение задней подфюзеляжной пушки. [ 10 ] Дополнительные требования к оборудованию, включая установку камеры, установленной в задней части фюзеляжа, а также изменения в приборах и радиооборудовании. [ 11 ]
Прежде чем компания Northrop смогла построить хоть один самолет, в Норвегию вторглась Германия. [ 12 ] Вторжение и оккупация Норвегии потребовали изменения вооружения Н-3ПБ, первоначально предназначавшегося для установки в Норвегии. В первоначальных спецификациях было указано по одной 20-мм пушке Oerlikon в каждом крыле, а также по два 7,9-мм пулемета Fabrique Nationale в фюзеляже и на кормовых постах стрелков. [ 13 ] Из-за отсутствия первоначально указанного вооружения крупнокалиберные пулеметы Colt норвежского производства были заменены четырьмя Colt MG53A калибра .50. пулеметы в крыльях и два .30 кал. Colt MG40 установлены на спинной и брюшной позициях задней кабины наводчика. [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]Доставка
[ редактировать ]
Главный летчик-испытатель компании Northrop Вэнс Бриз совершил полет на первом N-3PB (c/n 301) 22 декабря 1940 года из озера Эльсинор, Калифорния . Летные и приемочные испытания были завершены на первом серийном самолете. За счет использования более мощного двигателя «Циклон» все оценки характеристик были превышены, а летные характеристики, включая маневренность, были признаны «отличными». [ 14 ] К концу марта 1941 года все 24 самолета были доставлены в изгнанную воздушную службу Королевского военно-морского флота Норвегии. [ 15 ]
Обучение
[ редактировать ]В конце февраля 1941 года шесть серийных N-3PB были переправлены на Королевских ВВС Канады базу (RCAF) Патрисия Бэй , остров Ванкувер в Канаде, одну из канадских зимних баз норвежских тренировочных баз Flyvåpnenes Treningsleir (FTL), известных как « Маленькая Норвегия». ". [ 14 ] Служба N-3PB в качестве инструктора повышенной квалификации в Канаде на летней базе «Маленькая Норвегия» в Айленд-Харборе , Торонто и на зимних базах вдоль западного побережья Канады, была относительно недолгой и закончилась, когда было решено, что выпускники пилотов и летных экипажей должны были продолжить обучение. быть интегрированы в эскадрильи RAF. Позже, в 1941 году, были приняты меры для проведения усовершенствованной летной подготовки норвежских пилотов в школах RAF и RCAF на типах, которые лучше подходили для перехода к боевым полетам. [ 16 ] Три уцелевших Н-3ПБ хранились до отправки в Исландию в марте 1942 года на пароходе « Дельта» . [ 17 ] [ 18 ]
Боевое применение
[ редактировать ]

Остальные 18 Н-3ПБ использовались для оснащения 330-й (норвежской) эскадрильи RAF в Рейкьявике , Исландия . [ 4 ] Все N-3PB, отправленные в Исландию, были отправлены через Атлантику в ящиках на борту норвежского парохода «Фьордхайм» , путешествие из Нью-Йорка в Рейкьявик заняло 13 дней. Одной из причин переброски N-3PB в Исландию было желание избежать полетов необычного самолета над Соединенным Королевством, что сопряжено с риском возникновения инцидентов с дружественным огнем. [ 19 ] Норвежские военные власти в изгнании изначально хотели разместить эскадрилью в Соединенном Королевстве, чтобы иметь возможность действовать у берегов оккупированной немцами Норвегии. [ 20 ]
330-я (Н) эскадрилья была введена в строй 25 апреля 1941 года; Н-3ПБ были установлены в ангаре для гидросамолетов в Рейкьявике, первый самолет поднялся в воздух 2 июня 1941 года. [ 15 ] [ 21 ] С 23 июня 1941 года эскадрилья осуществляла противолодочное патрулирование и конвойное патрулирование, базировавшись в Рейкьявике, Акюрейри и Бударейри. [ 4 ] [ 22 ] Хотя Н-3ПБ эскадры совершили восемь атак на немецкие подводные лодки , в том числе одну на U-570 после того, как она сдалась британцам, ни одна подводная лодка не была потоплена. [ 4 ] [ 23 ] В 1942 году Н-3ПБ неоднократно сталкивались с Focke-Wulf Fw 200 дальними разведчиками-бомбардировщиками Blohm & Voss BV 138 . и летающими лодками [ 24 ] ему засчитывают хотя бы одно повреждение. [ 25 ] 10 октября 1942 года «Нортроп» из Бударейри попал в инцидент с дружественным огнем, атаковав британский Lockheed Hudson . Инцидент завершился без сбитий ни одного самолета. [ 26 ] [ Н 2 ]
Чтобы предать гласности действия N-3PB, министерство авиации Великобритании распространило сообщение о том, что два норвежских самолета участвовали в атаке немецкого линкора «Бисмарк» 21–22 мая 1941 года, но это была ложь. Несмотря на то, что многие историки авиации оспаривают это утверждение, оно все еще фигурирует в текущих отчетах о затоплении «Бисмарка » . [ 28 ] № 330 (N) был сформирован 25 апреля 1941 г. и получил первый из 18 Н-3ПБ 19 мая, за два дня до атаки на «Бисмарк», но совершил полет только 2 июня 1941 г., и их первый официальный боевой вылет состоялся 23 Июнь 1941 года. [ 29 ] 330-я (N) эскадрилья начала пополнять N-3PB Consolidated Catalina летающими лодками в 1942 году, а Catalina и N-3PB начали вытесняться в феврале 1943 года с прибытием более способных Short Sunderland . [ 15 ] [ 30 ] Летающие лодки позволяли осуществлять более длительное патрулирование и имели превосходящие мореходные качества по сравнению с Н-3ПБ. [ 31 ] Уцелевшие N-3PB продолжали действовать вместе с «Каталинами», патрулируя истребители, сопровождая и противолодочные операции у восточного побережья Исландии до начала 1943 года. [ 32 ] На протяжении всего перехода к другим типам полет C эскадрильи сохранял «полностью норттропское» подразделение, выполняющее преимущественно второстепенные функции, включая армейское сотрудничество, транспорт, спасательные операции в воздухе и на море, ледовую разведку и санитарную авиацию. [ 33 ] В начале 1943 года экипажи 330 (N) перебрались в Обан , Шотландия, на борт военного корабля «Ленстер» . Два оставшихся Н-3ПБ перелетели в Обан. [ 34 ] Восемь самолетов, оставшихся в Исландии, были списаны в Рейкьявике в период с декабря 1942 по апрель 1943 года. [ 32 ]
За время боевой службы с 23 июня 1941 г. по 30 марта 1943 г. 330-я (Н) эскадрилья выполнила 11011 боевых вылетов Н-3ПБ общим налетом 3512 часов. Хотя восемь атак, которые они совершили на подводные лодки, оказались безрезультатными, патрули сопровождения N-3PB и противолодочные зачистки были важной частью усилий союзников по сохранению открытыми морских путей в Северной Атлантике. [ 32 ] После окончания боевой службы этого типа в Исландии норвежские военно-морские власти рассматривали возможность базирования двух Н-3ПБ на Шпицбергене , арктическом архипелаге, ранее известном как Шпицберген. Операция «Цитронелла» — немецкий военно-морской рейд 8 сентября 1943 года — привела к отмене развертывания. [ 35 ]
Военные операторы
[ редактировать ]- Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии
- № 330 (N) эскадрилья RAF
- Учебный лагерь ВВС (FTL), учебная часть «Маленькая Норвегия».
Выживший самолет
[ редактировать ]
После войны два уцелевших самолета Н-3ПБ (серийные номера 306, 322) были переправлены в Норвегию и проданы на утилизацию, при этом бортовой номер 306 был списан в 1949 году, а серийный номер 322 - в 1956 году. [ 32 ]
После поиска в записях Рагнар Р. Рагнарссон, тогдашний вице-президент Исландского авиационного исторического общества, определил место крушения N-3PB (номер 320 ["U"]). [ 36 ] В 1979 году затонувший Н-3ПБ был поднят из реки Тьорса в Исландии. Из-за плохой погоды над восточным побережьем Исландии самолет Н-3ПБ под управлением лейтенанта В. В. Булукина, выполнявший рейс из Бударейри и следовавший транзитом в Рейкьявик, 21 апреля 1943 года совершил вынужденную посадку. Застряв в иле, он постепенно опустился к берегу реки. нижний. [ 27 ] [ 37 ]
Водолазы ВМС США начали первоначальное восстановление, позже им помогла группа водолазов-добровольцев из Великобритании, Исландии, Норвегии и США, подняв останки, которые были отправлены в авиастроительную корпорацию Northrop в Хоторне, Калифорния. Реставрацию завершила группа добровольцев из 300 человек, в том числе 14 бывших сотрудников Northrop, вышедших на пенсию, которые участвовали в первоначальной производственной линии N-3PB. [ 38 ] Сложная реставрация потребовала изготовления запасных частей, в первую очередь путем создания шаблонов многих поврежденных или подвергнутых коррозии оригинальных компонентов самолета, чтобы создать полный планер. [ 27 ] В ноябре 1980 года отреставрированный Н-3ПБ был подарен Норвегии авиастроительной корпорацией Northrop и Аэрокосмическим музеем Сан-Диего . [ 39 ] Этот единственный сохранившийся самолет в настоящее время выставлен как часть коллекции самолетов норвежских вооруженных сил в Гардермуэне , Норвегия. [ 40 ]
27 августа 2002 года ICGV Baldur во время гидрографической исследовательской миссии обнаружил относительно неповрежденные обломки Northrop N-3PB, лежащие вверх тормашками на глубине около 11 м (36 футов) в Скерьяфьордуре , недалеко от Рейкьявика. [ 41 ] Запрет на ныряние был наложен в радиусе 20 метров от места крушения, поскольку было неизвестно, вез ли самолет какие-либо бомбы, а с закрытой кабиной пилотов велика вероятность того, что это будет водянистая могила . [ 42 ] Более поздние данные показали, что это был Н-3ПБ, разбившийся при приземлении 22 октября 1942 года без человеческих жертв. [ 43 ] В 2003 году Национальный департамент археологии Исландии выпустил документ о консервации, в котором обломки самолета объявлены охраняемыми. [ 44 ] [ 45 ]
Технические характеристики (Н-3ПБ)
[ редактировать ]
Данные о боевых самолетах Второй мировой войны: Гидросамолеты тома шестого , [ 46 ] Энциклопедия оружия Второй мировой войны [ 31 ]
Общие характеристики
- Экипаж: трое (пилот, штурман/бомбардир и радист/задний стрелок)
- Длина: 36 футов (11 м)
- Размах крыльев: 48 футов 11 дюймов (14,91 м)
- Высота: 12 футов (3,7 м)
- Площадь крыла: 376,8 кв. футов (35,01 м 2 )
- Пустой вес: 6190 фунтов (2808 кг)
- Полная масса: 8500 фунтов (3856 кг)
- Максимальный взлетный вес: 10 600 фунтов (4808 кг)
- Силовая установка: 1 × Wright GR-1820-G205A 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 1200 л.с. (890 кВт)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 257 миль в час (414 км/ч, 223 узла) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 184 миль в час (296 км/ч, 160 узлов)
- Диапазон: 1000 миль (1600 км, 870 миль)
- Практический потолок: 24000 футов (7300 м)
- Время набора высоты: 15 000 футов (4600 м) за 4,4 минуты.
Вооружение
- Орудия: 4 фиксированных вперед пулемета калибра 0,50 дюйма (12,70 мм)
- 2 пулемета 0,30 дюйма (7,62 мм) в спинном и брюшном положениях
- Бомбы: 1 торпеда массой 2000 фунтов (910 кг) или эквивалентная масса бомб или глубинных бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Айти E13A
- Арадо Ар 196
- Кертисс СК Сихок
- Curtiss SO3C Симью
- Фейри Сифокс
- Фоккер C.XI
- Латекоэр 298
- Митсубиси Ф1М
- Воут OS2U Зимородок
Связанные списки
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Норвегии
- Список летающих лодок и гидросамолетов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ О'Лири 1981, с. 28.
- ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: Производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, стр. 100–2, Сайпресс, Калифорния, 2013. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хафстен и Архайм 2003, с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д Март 1998 г., с. 187.
- ^ Рагнарссон 1981, с. 28.
- ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: Производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, стр. 93, 100–2, Сайпресс, Калифорния, 2013. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- ^ Хафстен и Архайм 2003, стр. 120–122.
- ^ Коулман 1988, с. 58.
- ^ Грин 1962, стр. 185–186.
- ^ Стимпсон, Томас Э. младший «Демоны скорости». «Популярная механика» , 77 (2), февраль 1942 г., с. 58.
- ^ Рагнарссон 1981, стр. 28–29.
- ^ Бошан 1976, с. 19.
- ^ Рагнарссон 1981, с. 29.
- ^ Jump up to: а б Рагнарссон 1981, с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1962, с. 186.
- ^ Виг 2009, с. 55.
- ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 166.
- ^ Ганфельдт 1981, с. 12.
- ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 189.
- ^ Лиллевик 1984, стр. 47.
- ^ "330-я эскадрилья". Архивировано 10 декабря 2015 года в Wayback Machine RAF History . Проверено: 17 февраля 2011 г.
- ^ Бокамп и Ричерт 1978, с. 46.
- ^ Блэр 2000, с. 344.
- ^ «Рассказ норвежского пилота о пребывании его и его товарищей в Исландии» . Morgunblaðið (на исландском языке). 21 ноября 1943 г. с. 357–358 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is .
- ^ «Норвежская авиация в бою с немецкой авиацией на Востоке» . Morgunblaðið (на исландском языке). 25 июля 1942 г. с. 3 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is .
- ^ Хафстен и Архайм 2003, стр. 193–197.
- ^ Jump up to: а б с Рагнарссон 1981, с. 51.
- ^ Рагнарссон 1981, с. 33.
- ^ 330-я эскадрилья (RAF): Вторая мировая война, дата доступа: июнь 2014 г.
- ^ Озеро 2000, с. 100.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2002, с. 382
- ^ Jump up to: а б с д Рагнарссон 1981, с. 50.
- ^ Рагнарссон 1981, стр. 39, 50.
- ^ Хафстен и Архайм 2003, с. 198, 200.
- ^ Волчье озеро 1991, с. 84
- ^ О'Лири 1981, с. 35.
- ^ «Нортроп Н-3ПБ» . Morgunblaðið (на исландском языке). 22 июля 1979 г. стр. 16–18 . Проверено 25 июля 2023 г. - через Timarit.is .
- ^ О'Лири 1981, с. 37.
- ^ Лиллевик 1984, с. 48.
- ^ Маха, Г. Пат. «Гидросамолет Нортроп Н-3ПБ, 21.04.43». Крушение самолетов в горах и пустынях американского Запада. Проверено: 17 февраля 2011 г.
- ^ «Здесь приземлились двенадцать человек на одиннадцати машинах» . Morgunblaðið (на исландском языке). 30 августа 2002 г. стр. 26–27 . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Нанна Кристьянсдоттир (20 сентября 2021 г.). «Сколько самолетов погибло в этой стране во Второй мировой войне?» . Университет Исландии (на исландском языке) . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Самолет в Скерьяфьордуре, похоже, разбился при посадке» . Morgunblaðið (на исландском языке). 3 сентября 2002 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Кристин Хульд Сигурдардоттир (7 февраля 2003 г.). «Документ о консервации» (PDF) . minjastofnun.is (на исландском языке). Национальный археологический музей . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Обломки самолета Northrop в Скерьяфьордуре охраняются» . Morgunblaðið (на исландском языке). 12 февраля 2003 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Грин 1962, стр. 186–187.
Библиография
[ редактировать ]- Бин, Дэвид Дж. Восстановление. Вашугал, Вашингтон: HL/Ho Logos Press, 2003. ISBN 0-9702098-1-9 .
- Бокамп, Джерри. «Ястребы Норвегии». Чатсуорт, Калифорния: Публикации Challenge, Air Classics, Том 12, № 1, январь 1976 г.
- Бокамп, Джерри и Анника Ричерт. «Норвежские воины». Air Classics, том 14, № 2, февраль 1978 г.
- Бишоп, Крис. «Энциклопедия вооружения Второй мировой войны». Нью-Йорк: Издательская компания Sterling, 2002. ISBN 1-58663-762-2 .
- Блэр, Клэй. Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942. Лондон: Касселл, 2000. ISBN 0-304-35260-8 .
- Коулман, Тед. Джек Нортроп и летающее крыло: реальная история бомбардировщика-невидимки. Нью-Йорк: Дом Парагона, 1988. ISBN 1-55778-079-X .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Том шестой, Гидросамолеты. Лондон: Макдональд, 1962.
- Ганфельдт, Катон . История норвежских самолетов Northrop в Исландии (на норвежском языке). Осло: Сем и Стенерсен, 1981. ISBN 978-82-7046-025-0 .
- Хафстен, Бьёрн и Том Архайм. ВВС ВМФ 1912–1944 (на норвежском языке). Осло: TankeStreken AS, 2003. ISBN 82-993535-1-3 .
- Хансен, Конради. Маленькая Норвегия: послание свободы родным холмам. Осло: Военно-исторический фонд Восточной Норвегии, 1985. ISBN 978-82-997663-0-2 .
- Хенриксен, Вера . История Luftforsvarets, том 2 (на норвежском языке) Осло: Aschehoug, 1996. ISBN 82-03-22070-3 .
- Лейк, Джон. Сандерлендские эскадрильи Второй мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2000. ISBN 1-84176-024-2 .
- Лиллевик, финн. Шведские ВВС 1912–1982 гг.: описания сохранившихся военных самолетов, брошюра Forsvarsmuseet №. 2 (на норвежском языке) Осло: Музей вооруженных сил Норвегии, 1984. ISBN 82-991167-0-8 .
- Марш, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны. Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1-874023-92-1 .
- О'Лири, Майкл. «Н-3ПБ Нортропа». Чатсуорт, Калифорния: Публикации Challenge, Air Classics, Том 17, № 3, март 1981 г.
- Рагнарссон, Рагнар Р. «Призрак фьордов: летающий викинг Нортропа!» Гранада-Хиллз, Калифорния: Сторожевые книги, Wings, Vol. 11, № 1, февраль 1981 г.
- Сондерс, Реджинальд, С. Дж. Маленькая Норвегия в картинках: с дополнением, Норвегия – вчера и сегодня (также на обложке, RNAF в Канаде ). Торонто: С.Дж.Р. Сондерс, 1944.
- Ульвенсён, Йон. Brennpunkt Nord - Война метеорологической службы 1940–45 (на норвежском языке). Осло: Музей вооруженных сил Норвегии, 1991. ISBN 82-991167-5-9
- Виг, Эрлинг. «Послание свободы». Стэмфорд, Линкольншир: Key Publishing, Flypast , № 338, сентябрь 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]