Североамериканский саблелайнер
Сабрелайнер | |
---|---|
CT-39E ВМС США из VR-30 в 1980 году. | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет Бизнес-джет |
Производитель | Североамериканская авиация Роквелл Интернэшнл |
Первый полет | 16 сентября 1958 г. [ 1 ] |
Введение | 1962 |
Статус | На действительной службе |
Основные пользователи | ВВС США ВМС США Корпус морской пехоты США |
Произведено | 1959 – 1982 |
Количество построенных | 800+ [ 2 ] |
North American Sabreliner , позже проданный как Rockwell Sabreliner среднего размера, , — американский бизнес-джет разработанный компанией North American Aviation . Он был предложен ВВС США (USAF) в ответ на программу Utility Trainer Experimental (UTX). Он получил название «Sabreliner» из-за сходства крыла и хвоста с реактивным истребителем North American F-86 Sabre . [ 1 ] Военные варианты, получившие обозначение T-39 Sabreliner , использовались ВВС США, ВМС США (USN) и Корпусом морской пехоты США (USMC) после того, как ВВС США разместили первоначальный заказ в 1959 году . [ 3 ] Sabreliner также превратился в коммерческий вариант.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Компания North American Aviation начала разработку Sabreliner как собственный проект и в ответ на запрос предложений UTX предложила ВВС США военную версию. UTX объединил в одном самолете две разные функции: транспортировку личного состава и подготовку боеготовности. [ 2 ]
Прототип гражданской версии, носивший номер модели NA-265 , совершил свой первый полет 16 сентября 1958 года. Он был оснащен двумя двигателями General Electric YJ85 турбореактивными . Этот тип получил Федерального авиационного управления (ФАУ) сертификат типа в апреле 1963 года. Кандидат UTX, получивший обозначение Т-39А , по конфигурации был идентичен NA-265, но когда контракт был заключен и Т-39А поступил в производство, он был оснащен двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 . [ 2 ]
Гражданская серийная версия, или Series 40 , была немного усовершенствована по сравнению с прототипом, обладая большей скоростью и более просторной кабиной. Затем компания North American расширила конструкцию на 3 фута 2 дюйма (0,97 м), обеспечив больше места в кабине, и продавала ее как Series 60 , которая была сертифицирована в апреле 1967 года. Кабина была сделана выше для Series 70 и General Electric CF700. турбовентиляторных двигателей были установлены на Series 75A (также имеющуюся как Series 80 ). [ 4 ]
К 1973 году North American объединилась с Rockwell Standard под названием Rockwell International . В 1976 году Rockwell заключила контракт с Raisbeck Engineering на модернизацию крыла серии Sabreliner. [ 5 ] Получившееся в результате крыло Raisbeck Mark V стало первым сверхкритическим крылом, находящимся на вооружении в Соединенных Штатах. [ 6 ] Крыло Mark V было объединено с Garrett TFE731 турбовентиляторными двигателями для создания Series 65 . [ 7 ] Модели Sabreliner 60 и 80 были оснащены крылом Mark V как Series 60A (STC SA687NW) и Series 80A (STC SA847NW).
Производство Sabreliner завершилось в 1981 году. В следующем году Rockwell продала свое подразделение Sabreliner частной инвестиционной компании, которая сформировала Sabreliner Corporation, организацию поддержки продолжающих эксплуатантов. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Было выпущено более 800 Sabreliner, из них 200 Т-39. [ 2 ] Некоторое количество снятых с вооружения военных Т-39 также поступило на гражданский рынок, поскольку военные версии также имеют сертификат типа FAA. По состоянию на май 2007 г. [update]56 экземпляров погибли в результате аварий. [ 8 ] Серия 65 была последней серией, всего было выпущено 76 экземпляров, в основном для частного рынка. Monsanto имеет старейшее постоянно действующее подразделение корпоративных реактивных самолетов, начиная с покупки Sabreliner 40. [ 9 ]
Т-39 использовались для поддержки боевых действий в Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме . В конце 1965 года Т-39 заменили Martin B-57 Canberras на рейсах по транспортировке высокоприоритетных грузов, таких как экспонированная пленка с фоторазведывательных миссий, с отдаленных баз в Сайгон. [ 10 ]
Первоначальная версия ВМФ, T3J-1 , переименованная в T-39D после переименования самолетов USN/USMC/USCG в 1962 году , первоначально была оснащена радиолокационной системой от McDonnell F3H-1 Demon всепогодного истребителя и использовалась в качестве учебно-локационного тренажера. для пилотов этого самолета. Самолет Т-39Д впоследствии был введен в программу «Базовый наблюдатель морской авиации» (НАО), а затем «Студенческий летный офицер ВМФ» (СНФО). На протяжении 1960-х, 70-х и 80-х годов использовались три версии Т-39Д: одна без радара для обучения навигации по приборам на большой высоте и обучения визуальной навигации на малых высотах по программе SNFO Intermediate; второй вариант, оснащенный радаром APQ-126 от LTV A-7 Corsair II, для подготовки в первую очередь бомбардиров-штурманов, штурманов-разведчиков и офицеров электронного противодействия штурмовикам; и третий вариант с радаром APQ-94 для обучения пилотов Vought F-8 Crusader .
Т-39Н и Т-39G в настоящее время используются в учебных программах NFO Strike и Strike Fighter при обучении студентов ВМС США и морской пехоты США , а также различных студентов-штурманов НАТО / союзников / коалиции. Иностранные студенты также обучаются на Т-39 вместо Beechcraft T-1 Jayhawk во время программы Intermediate Jet.
Для Sabreliner требуется минимальный экипаж из двух человек, и, в зависимости от конфигурации салона, он может перевозить до семи пассажиров (от NA-265 до NA-265-40) или десяти пассажиров (NA-265-60 и последующие модели). В качестве самолета для летной подготовки ВМФ он обычно летает с пилотом, одним или двумя инструкторами НФО и двумя-тремя студентами НФО или студентами-штурманами/CSO. [ 2 ]
Созданный на базе F-86 , Sabreliner является единственным бизнес-джетом, разрешенным для выполнения фигур высшего пилотажа , и используется двумя калифорнийскими компаниями: Flight Research Inc. и Patriots Jet Team для после сбоя тренировок по восстановлению в полете с целью уменьшения потери управления , включая полное сваливание , полностью перевернутый полет и снижение на 20-40° при весе 2,8g, что соответствует его рейтингу 3g. [ 11 ]
Использование Аль-Каиды
[ редактировать ]Сообщается, что в период с 1993 по 1994 год Усама бен Ладен владел и использовал бывший Т-39А ВВС США, который был переоборудован для гражданского использования и отремонтирован в аэропорту Ван Найс . Египетский пилот и доверенное лицо бен Ладена Эссам аль-Риди законно приобрел самолет у американского брокера в Калифорнии в 1992 году, утверждая, что представляет богатых египтян. Аль-Риди сообщил, что лично доставил самолет бен Ладену, который затем был сослан в Хартум , Судан , в январе 1993 года. Там самолет, как сообщается, использовался для переправки пяти боевиков Аль-Каиды в Кению для разжигания племенного восстания против американских миротворческих войск. в соседнем Сомали ; одним из пассажиров якобы был старший заместитель бен Ладена Мохаммед Атеф . [ 12 ]
Более года спустя, примерно в октябре 1994 года, самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Хартума и врезался в песчаную дюну. [ 13 ] Самолет был сильно поврежден и впоследствии заброшен из-за ожидаемых высоких затрат на ремонт; оба Аль Риди [ 12 ] и пилот, прошедший обучение в Аль-Каиде Ихаб Мохаммад Али [ 14 ] отдельно заявлено, что он находился за штурвалом (самолет оснащен двойным управлением). Позднее Али свидетельствовал, что в 1995 году бен Ладен попросил его протаранить самолет в самолет президента Египта Хосни Мубарака . [ 14 ] несмотря на то, что после аварии в Хартуме самолет так и не ремонтировался.
Варианты
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- Сабрелайнер
- (NA-265 или NA-246) Прототип с двумя турбореактивными двигателями General Electric J85-GE-X , один из которых иногда неофициально назывался XT-39.
- Сабрелайнер 40
- (NA-265-40 или NA-282) Гражданский вариант на 11 пассажиров с двумя двигателями Pratt & Whitney JT12A -6A или -8, по два окна в кабине с каждой стороны; построено 65.
- Сабрелайнер 40А
- Маркетинговая версия Sabreliner Sabre 40 с более легкой авионикой, аналогичной Aero Commander, также производившаяся в то время компанией Rockwell International. В дополнение к более легкому пакету авионики, интерьер был переработан в сторону облегчения конструкции.
- Сабрелайнер 50
- (NA-265-50 или NA-287) Один построен в 1964 году как Модель 60 с двигателями Pratt & Whitney JT12A , экспериментальной платформой для обтекателя носового обтекателя.
- Сабрелайнер 60
- (NA-265-60 или NA-306) Удлиненная модель 40 на 12 пассажиров с двумя двигателями Pratt & Whitney JT12A -8, пятью окнами в кабине с каждой стороны, построено 130 экземпляров.
- Сабрелайнер 60А
- Серия 60 со сверхкритическим крылом Mark V.
- Сабрелайнер 65
- (NA-265-65 или NA-465) На базе Series 60 с двигателями Garrett AiResearch TFE731-3R-1D и новым сверхкритическим крылом Mark V , построено 76 самолетов.
- Сабрелайнер 75
- (NA-265-70 или NA-370) Серия 60А с приподнятой крышей кабины для увеличения высоты кабины, двумя двигателями Pratt & Whitney JT12A -8; построено девять.
- Сабрелайнер 75А (Сабрелайнер 80)
- (NA-265-80 или NA-380) Sabreliner 75 с двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF700 , построено 66 штук.
- Сабрелайнер 80А
- Серия 80 со сверхкритическим крылом Mark V.
Военный
[ редактировать ]- Т-39А
- Тренажер для пилотов и грузовой транспорт для ВВС США, основанный на прототипе Sabreliner, но оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney J60-P3 мощностью 3000 фунтов силы (13 кН) , построено 143 экземпляра. [ 15 ]
- КТ-39А
- Т-39А модифицирован как грузовой и личный транспорт, с двигателями Pratt & Whitney J60-P3/-3A.
- НТ-39А
- Один Т-39А, модифицированный для испытаний электронных систем.
- Т-39Б
- Тренажер радиолокационных систем для ВВС США, оснащенный авионикой Republic F-105D Thunderchief истребителя-бомбардировщика (включая главный радар R-14 NASARR и доплеровский радар AN/APN-131 ), а также станциями для трех стажеров, шесть построено. [ 16 ]
- Т-39С
- Предлагаемый тренажер радиолокационных систем для ВВС США, оснащенный авионикой McDonnell F-101B Voodoo всепогодного перехватчика . Непостроенный. [ 17 ]
- Т3ДЖ-1
- Предсерийное обозначение Т-39Д. [ 18 ]
- Т-39Д
- Тренажер радиолокационных систем для USN, 1962 г., переименование двигателей T3J-1, Pratt & Whitney J60-P3, 42 поставлено с 1963 г., [ 18 ] оснащен радаром AN/APQ-94 для обучения офицеров радиолокационного перехвата и радаром AN/APQ-126 для обучения бомбардиров/штурманов. [ нужна ссылка ]
- КТ-39Э
- Грузово-транспортная версия USN с двигателями JT12A-8, первоначально обозначенная VT-39E, семь подержанных самолетов.
- Т-39Ф
- Переоборудование Т-39А для обучения экипажей радиоэлектронной борьбы для обучения ВВС США экипажей F-105G « Wild Weasel ». [ 19 ]
- КТ-39Г
- Грузо-транспортная версия USN на базе удлиненного фюзеляжа Sabreliner 60, двигателей Pratt & Whitney JT12A, оснащенных реверсорами тяги, куплено 13 штук.
- Т-39Г
- CT-39G модифицирован для программы подготовки летных офицеров. Производное НА-265-60. [ 20 ]
- Т-39Н
- Тренер ВМФ по программе подготовки летных офицеров. Производное НА-265-40. [ 20 ]
Операторы
[ редактировать ]- Аргентина
- ВВС Аргентины (одна серия 75А)
- Аргентинская армейская авиация (одна серия 75А)
- Боливия
- Боливийские ВВС серии 65 (один ФАБ-005 использовался в качестве военного и президентского транспорта)
- Эквадор
- Мексика
- Швеция
- Шведские ВВС (Одна серия 65, местное обозначение Tp 86)
- Соединенные Штаты
- ВВС США (149 с обозначением Т-39)
- ВМС США (51 с обозначением Т-39)
- BAE Systems Inc. (Т-39А)
- Федеральное управление гражданской авиации (серия 80)
- Национальная школа летчиков-испытателей
- Patriots Jet Team (серия 60/60SC для обучения предотвращению падений самолетов и их восстановлению)
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на декабрь 2019 года с участием Sabreliner зарегистрировано 62 происшествия и происшествия, в результате которых 153 человека погибли. [ 21 ] Ниже перечислены некоторые из наиболее известных из них.
- 28 января 1964 года: Т-39 Sabreliner ВВС США, летевший из Западной Германии с тренировочным заданием, пересекает Восточной Германии воздушное пространство и сбит советским МиГ-19 Микояна-Гуревича недалеко от Фогельсберга , в результате чего погибли все трое находившихся на борту. [ 22 ]
- Sabreliner NA-265-60 авиакомпании Continental Airlines терпит 13 апреля 1973 года: самолет N743R крушение после взлета в аэропорту Монтроуз из-за неуправляемого срабатывания левого реверсора тяги . Два пилота, единственные находившиеся в самолете, погибли, а самолет был разрушен в результате удара и пожара после удара. [ 23 ]
- 9 февраля 1974 года: самолет ВВС США T-39A Sabreliner сообщает о проблемах с шасси при взлете с базы ВВС Петерсон в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо , и самолет ВВС США Boeing NKC-135, летевший из Сиэтла в Альбукерке, встречает его для проведения визуального осмотра с воздуха. шасси на высоте 23 000 футов (7 010 м). Т-39 врезается в хвост NKC-135 и разбивается возле Колорадо-Спрингс, в результате чего погибают все семь человек на борту. NKC-135 получил лишь незначительные повреждения и благополучно приземлился на базе ВВС Киртланд в Альбукерке. [ 24 ] [ 25 ]
- 20 апреля 1985 г.: самолет ВВС США CT-39A, 62-4496 , выкатился за взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту Уилкс-Барре/Скрэнтон из -за отказа тормозов при приземлении. Самолет вылетел на насыпь и загорелся, в результате чего погибли все пять человек на борту, в том числе генерал Джером Ф. О'Мэлли , командующий тактическим авиационным командованием . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
- 5 июля 2007 г.: грузовой самолет CT-39A мексиканского авиаперевозчика Jett Paqueteria, XA-TFL , вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 02 в международном аэропорту Кулиакана после того, как пилоты не смогли взлететь и инициировали прерванный взлет . Самолет врезался в транспортные средства на близлежащем шоссе, в результате чего погибли все три члена экипажа Sabreliner и семь человек на земле. Авария объясняется возможным отказом горизонтального стабилизатора , плохой подготовкой экипажа и управлением ресурсами экипажа , несоблюдением надлежащих процедур и давлением экипажа вылететь до того, как аэродром будет временно закрыт для визита президента. [ 29 ]
- 16 августа 2015 г.: частный Sabreliner NA265-60SC, N442RM , столкнулся с Cessna 172M , N1285U на подходе к муниципальному аэропорту Браун-Филд в Калифорнии, в результате чего погибли пять человек на борту двух самолетов. Причиной оказалась ошибка диспетчерской службы воздушного движения (УВД). Эта авария, а также еще одно фатальное столкновение в воздухе в 2015 году при аналогичных обстоятельствах побудили Национальный совет по безопасности на транспорте США рекомендовать ФАУ уделять больше внимания подготовке диспетчеров на основе сценариев. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- СТ-39А, ВВС Сер. № 60-3495, на пилоне на базе ВВС Скотт , штат Иллинойс. [ 33 ]
- Т-39А, сер. ВВС. № 61-0634, Линейный авиапарк Дайс, база ВВС Дайс , Техас [ 34 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 61-0650, аэропорт округа Снохомиш/Пейн Филд , Вашингтон. [ 35 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4449, Музей авиации и космонавтики Пима , рядом с базой ВВС Дэвис-Монтан , Тусон, Аризона. [ 36 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4461, в Музее авиации , база ВВС Робинс , Уорнер Робинс, Джорджия. [ 37 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4462, в Центре наследия базы ВВС Трэвис / Музее авиации и космонавтики Джимми Дулитла , база ВВС Трэвис , Фэрфилд, Калифорния. [ 38 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4465, в Музее авиации Марч-Филд , база воздушного резерва Марч (бывшая база ВВС Марч ), Риверсайд, Калифорния. [ 39 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4478, в Президентской галерее Национального музея ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон , Огайо. [ 40 ]
- СТ-39А, ВВС Сер. № 62-4487, в Стратегическом авиационном командовании и аэрокосмическом музее , Эшленд , Небраска. [ 41 ]
- Т-39Д, BuNo 150985, район Шерман Филд, авиабаза ВМС Пенсакола , Флорида [ 42 ]
- Т-39Д, BuNo 150992 Военно-морской музей вооружения и технологий, Риджкрест, Калифорния
- T-39D, BuNo 151338, Южный музей авиации , международный аэропорт Бирмингем-Шаттлсуорт , Бирмингем , Алабама [ 43 ]
- T-39D, BuNo 150987, Музей военно-морской авиации Патаксент-Ривер , Лексингтон-Парк, Мэриленд [ нужна ссылка ]
- Т-39Э, сер. ВВС. № не определен, Музей авиации Air Classics , муниципальный аэропорт Аврора , Шугар Гроув, Иллинойс. [ 44 ]
- CT-39G, BuNo 160056, Национальный музей военно-морской авиации , военно-морская авиабаза Пенсакола , Флорида [ 45 ]
- Sabreliner 40 в Городском музее в Сент-Луисе , штат Миссури . Два из них представлены как интерактивные произведения искусства. [ 46 ]
- Sabreliner 40 в Национальном музее электроники в Линтикуме , штат Мэриленд . Tail #N168W представлял собой летающий испытательный стенд, использовавшийся летно-испытательным центром Mission Systems компании Northrop Grumman. [ 47 ]
- Sabreliner 50 в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминвилле, штат Орегон . Он был подарен музею в январе 2013 года. [ 48 ]
Технические характеристики (Т3ДЖ-1/Т-39Д)
[ редактировать ]Данные Т-39 Sabreliner на сайте Boeing History [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре–пять
- Вместимость: пять–семь пассажиров.
- Длина: 44 футов 0 дюймов (13,41 м)
- Размах крыльев: 44 футов 6 дюймов (13,56 м)
- Высота: 16 футов 0 дюймов (4,88 м)
- Площадь крыла: 342,1 кв. футов (31,79 м ). 2 )
- Пустой вес: 9257 фунтов (4199 кг)
- Максимальный взлетный вес: 17 760 фунтов (8 056 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney J60-P-3 турбореактивных двигателя с тягой 3000 фунтов силы (13 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 478 узлов (550 миль в час, 885 км/ч)
- Крейсерская скорость: 435 узлов (500 миль в час, 800 км/ч)
- Диапазон: 2170 миль (2500 миль, 4020 км)
- Практический потолок: 40 000 футов (12 200 м)
- Тяга/вес : 0,338
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д «Boeing: Исторический снимок: Учебно-транспортный Т-39 Sabreliner» . Боинг.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Авиалайнеры.нет» . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ « Североамериканский T-39A Sabreliner. Архивировано 22 октября 2016 г. в Wayback Machine » . Национальный музей ВВС США .
- ^ «Руководство по структурному ремонту Sabreliner - Все модели самолетов NA-265», отчет № NA-66-1032, редакция 10, 16 марта 1990 г.
- ^ Биография компании . Архивировано 6 октября 2014 г. на Wayback Machine. Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Тиммонс, Лоуренс М. «Улучшение характеристик бизнес-джетов - Mark V Sabreliner», SAE 790582, представлено на конференции Business Aircraft Meeting и Exposition Century II, Уичито, штат Канзас, апрель 1976 г.
- ^ Мэтвинг, Джордж Э., «Пример Rockwell International Sabreliner 65 в конструкции самолетов»
- ^ « Rockwell Sabreliner. Архивировано 23 февраля 2011 г. на Wikiwix. 56 случаев потери корпуса, последнее обновление 5 мая 2007 г.». Сеть авиационной безопасности .
- ^ Джереми Р. К. Кокс, Музей авиации и космонавтики Сент-Луиса. Сент-Луис Авиэйшн .
- ^ Харви 1966, с. 69
- ^ Уильям Гарви (29 марта 2019 г.). «Одна из до сих пор актуальных ролей исторического саблезубца» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Jump up to: а б Браун, Стивен; Пастернак, Джуди (18 ноября 2001 г.). «Задолго до 11 сентября самолет Бен Ладена пролетел вне поля зрения радаров» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN North American T-39A Sabreliner N7143N Хартум-Сивил аэропорт (KRT)» .
- ^ Jump up to: а б «Бен Ладен хотел, чтобы Мубарак был убит в авиакатастрофе, - рассказал присяжным американец» . Аль Арабия . Ассошиэйтед Пресс . 15 февраля 2015 года . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Air International , июль 1976 г., стр. 8–9.
- ^ Air International , июль 1976 г., стр. 9–10.
- ^ Air International , июль 1976 г., стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 457. ИСБН 0-87021-968-5 .
- ^ Air International , июль 1976 г., стр. 10, 12.
- ^ Jump up to: а б «Учебный самолет Т-39Н/Г Сабрелайнер» . ВМС США . 18 февраля 2009 года . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Архив несчастных случаев» . Архив Бюро авиационных происшествий . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиация самолета ASN North American CT-39A Sabreliner 62-4448, деревня Фогельсберг, Тюринген» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 3 октября 2014 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 февраля 2015 г. Проверено 20 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- ^ Кейси, Алоизиус Г.; Кейси, Патрик А. (2007). Скорость: скорость с направлением: профессиональная карьера генерала Джерома Ф. О'Мэлли . База ВВС Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. стр. 247–253. ISBN 978-1585661695 .
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN North American CT-39A-1-NO Sabreliner 62-4496, международный аэропорт Уилкс-Барре, Пенсильвания (AVP)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «При крушении самолета вышли из строя тормоза» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 22 июня 1985 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ «Авария самолета ASN North American CT-39A Sabreliner XA-TFL в аэропорту Кулиакан-Федл де Бачигуалато (CUL)» . Aviation-safety.net . Проверено 12 декабря 2020 г. .
- ^ Перри, Тони (16 августа 2015 г.). «Два самолета столкнулись возле Браун-Филд в Сан-Диего; трое погибли» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 августа 2015 г.
- ^ «ВЛАСТИ: 5 ПОГИБШИХ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ МАЛЕНЬКИХ САМОЛЕТОВ В ОКРУГЕ САН-ДИЕГО» . Ассошиэйтед Пресс . 16 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2015 года . Проверено 16 августа 2015 г.
- ^ «Обучение диспетчеров двум столкновениям в воздухе» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте. 14 ноября 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 ноября 2016 г. . Проверено 19 ноября 2016 г. .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 г. Проверено 21 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2013 г. Проверено 22 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «61-0650 | North American CT-39A Sabreliner | Рядовой | Томаш Козаковски» . ДжетФото . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «САБРЕЛАЙНЕР» . Pimaair.org . Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ «Дом-музей» . Архивировано из оригинала 20 января 2015 г. Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ «CT-39A? Саблейнер?» . Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 21 августа 2014 г.
- ^ «CT-39A Sabreliner, Североамериканский музей авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 г. Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ "Североамериканский Т-39А Сабрелайнер". Архивировано 22 октября 2016 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 13 сентября 2015 г.
- ^ «Т-39А «Сабрелайнер» — Музей стратегического авиационного командования и аэрокосмической техники» . sacmuseum.org . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 21 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ T-39D Sabreliner - Бирмингем, Алабама – Waymarking.com
- ^ «Фотоизображение самолета» . Airclassicsmuseum.org . Архивировано из оригинала (JPG) 8 февраля 2017 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Предмет – Национальный музей морской авиации» . navalaviationmuseum.org . Проверено 30 апреля 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [Достопримечательности. Архивировано 22 марта 2008 г. в Wayback Machine. Городской музей. Проверено 3 ноября 2010 г.]
- ^ «Хвост североамериканского Sabreliner № N168W передан в дар Национальному музею электроники» . 5 сентября 2018 г.
- ^ «Роквелл Коллинз жертвует летно-испытательный самолет Музею авиации и космонавтики Эвергрин» . Industrial-newsroom.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- Библиография
- Лист данных сертификата типа A2WE. Архивировано 25 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
- «Типовое обозначение военных аэрокосмических аппаратов» (PDF) . Министерство обороны США. 12 мая 2004 г. стр. 60–61. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2004 г. Проверено 20 января 2007 г.
- «Стильный саблезубый лайнер». Эйр Интернешнл . Том. 11, нет. 1. Июль 1976 г., стр. 7–14, 36–39.
- Харви, Фрэнк (ноябрь 1966 г.). «Воздушная война во Вьетнаме». Летающий . Нью-Йорк: Издательская компания Ziff-Davis. стр. 38–95.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт гражданской поддержки , Sabreliner Corporation