Шведский Aero Jaktfalken
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Шведский Aero Jaktfalken | |
---|---|
![]() | |
SA-14E Jaktfalken II (двигатель Armstrong Siddeley Panther IIIA) для ВВС норвежской армии , около 1931 года. | |
Роль | боец |
Производитель | Свенска Аэро , АСЯ |
Дизайнер | Карл Клеменс Бюкер |
Первый полет | 1929 |
Основные пользователи | Шведские ВВС Финские ВВС Королевские ВВС Норвегии |
Количество построенных | 19 |
Svenska Aero Jaktfalken (« Кречет ») — шведский -биплан истребитель , построенный в конце 1920-х годов. Самолет сначала производился компанией Svenska Aero с 1929 по 1932 год, а затем компанией AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA) с 1934 по 1935 год.
История
[ редактировать ]
Яктфалькен был построен и изготовлен компанией Svenska Aero как частное предприятие, получило внутреннее обозначение SA-11 первоначальное исполнение которого . Компания связалась с советом шведских авиаперевозчиков с запросом рекомендаций и пожеланий относительно истребителя. Когда ответа не было получено, Svenska Aero начала рассматривать зарубежные разработки, чтобы получить некоторые рекомендации. Яктфалькен представлял собой обычный биплан, оснащенный Armstrong Siddeley Jaguar 14-цилиндровым звездообразным двигателем мощностью 500 л.с. Шасси было зафиксировано , под хвостовым оперением имелся занос. Каркас фюзеляжа был изготовлен из сварных балок, обтянутых тканью. Носовая и хвостовая части фюзеляжа были обшиты алюминиевым листом . Между двигателем и кабиной находился топливный бак, в котором топлива хватало на 2,5 часа полета. [ 1 ]
Летчику-испытателю ВВС Швеции Нильсу Сёдербергу было поручено опробовать новый прототип на Баркарбю авиабазе . После одного из приземлений он сказал: «Это лучший самолет, на котором я когда-либо летал».
11 ноября 1929 года Яктфалькен был представлен представителям власти и прессы. [ 1 ] Шведская авиационная администрация решила три истребителя Jaktfalken и три британских истребителя Bristol Bulldog II заказать для сравнительных испытаний .

Прототип был куплен ВВС Швеции 9 января 1930 года за 81 654 норвежских кроны и получил обозначение J 5 . К февралю 1930 года авиационная администрация решила использовать двигатель Bristol Jupiter в качестве стандартного двигателя ВВС. [ 1 ] Конструктор Карл Клеменс Бюкер был вынужден модифицировать два заказанных самолета, изготовив новые агрегаты двигателя и внося изменения в фюзеляж. Эти самолеты получили название SA-14 Jaktfalken I (или J 6 в ВВС Швеции). Вслед за заказом в 1930 году последовал новый заказ на 5 самолетов с двигателями Jupiter VII, получивший обозначение SA-14 Jaktfalken II (или J 6A в ВВС Швеции). Во время испытательных полетов были обнаружены мощные вибрации. [ 1 ] И Svenska Aero, и CFV безуспешно пытались решить проблему. Самолет все же получил одобрение ВВС Швеции. Бюкер и CFV попытались модифицировать шасси и фюзеляж после поставки. Самолет теперь имел более угловатый фюзеляж, а в качестве двигателя был выбран Jupiter VIIF. В 1932 году шведские ВВС получили три Jaktfalken II.
Представители аргентинских и японских военных испытали самолет, но заказов не разместили. Единственный экспортный заказ будет поступать из Норвегии , которая в 1931 году заказала один самолет, оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Panther IIIA для сравнения с Hawker Fury . Когда в 1933 году ВВС Швеции понадобились еще семь самолетов, компания Svenska Aero была куплена ASJA, и поставки осуществлялись от нового производителя, который внес некоторые незначительные модификации в стабилизатор и лобовое стекло.
Версии
[ редактировать ]- SA 11 Jaktfalken — самолет-прототип, оснащенный двигателем AS Jaguar мощностью 500 л.с. Один был доставлен в ВВС Швеции как J 5 .
- SA 14 Jaktfalken I — модифицированный фюзеляж с двигателем Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с. Семь были поставлены под обозначением J 6 ВВС Швеции.
- SA 14 Jaktfalken II — модифицированный фюзеляж и шасси с двигателем Jupiter VIIF мощностью 500 л.с. Три были поставлены ВВС Швеции под обозначением J 6A .
- SA 14 Jaktfalken II ( ASJA L-5 ) — производства ASJA, с модифицированным стабилизатором и лобовым стеклом. Семь были поставлены ВВС Швеции под обозначением J 6B .
- SA 14E Jaktfalken II - аналогичен SA 14 Jaktfalken II, но оснащен двигателем Armstrong Siddeley Panther IIIA для Норвегии. Один построен и доставлен.
Операционная история
[ редактировать ]Использование в Швеции
[ редактировать ]Серийный самолет на шведской службе должен был называться J 6 . После того, как в 1930 году ВВС Швеции приобрели Svenska Aero Jaktfalken J 5, компания Flygstyrelsen (Шведское управление авиации) решила использовать Bristol Jupiter в качестве стандартного двигателя.
Два J 5 уже были заказаны, но не были готовы к поставке. Конструктор Карл Клеменс Бюкер был вынужден реконструировать самолет от брандмауэра вперед, чтобы освободить место для нового двигателя. Модифицированный самолет получил обозначение J 6.
Svenska Aero хотела получить больше заказов такого типа, чтобы снизить затраты и рационализировать производство. Затем Флюгстирельсен предложил закупить еще четыре J 6 для ВВС Швеции.
Первый J 6 поднялся в воздух в 1930 году, во время испытательного полета самолет пострадал от сильных вибраций в хвостовой части. Затем самолет передали в CFV, где попытались модифицировать конструкцию, чтобы уменьшить вибрации. Хотя доработки не решили проблем, самолет был принят на вооружение ВВС.
Третий самолет был готов осенью 1930 года. У этого самолета были такие же проблемы с вибрацией, как и у первого прототипа. Самолет разбился во время первого полета, летчик-испытатель погиб. Этим летчиком-испытателем был Эйнар Лундборг , национальный герой, спасший исследователя Арктики Умберто Нобиле . Авария вызвала серьезную бурю негодования среди руководства шведских ВВС. Аварию расследовала комиссия. Два J 5 и пять J 6 были переданы ВВС Швеции.
Позже Бюкер модифицировал фюзеляж самолета и оснастил его новым шасси и двигателем Jupiter VIIF. Шведские ВВС заказали 3 самолета этого модифицированного типа и дали им обозначение J 6A . Эти самолеты были доставлены летом 1932 года и дислоцировались на авиабазе F 3 Мальмслетт. В период с 1932 по 1934 год все J-6 были переданы F-1 для использования в тренировках истребителей.
К маю 1933 года было заказано еще семь самолетов, но в 1932 году компания была объединена с ASJ. После этого самолет был произведен и поставлен компанией ASJA. Как только заказ был получен, началось производство. Первый самолет был готов к ноябрю 1934 года. Все самолеты были готовы и поставлены к июню 1935 года. В ВВС Швеции эти самолеты получили обозначение J 6B .
Когда в октябре 1938 года все истребители были переведены из крыла Вестманланд (F 1) (где входил отряд F 8 ) в крыло Свеа (F 8), в ВВС осталось семь J 6, они использовались в качестве учебно-тренировочных истребителей. . Три самолета были переданы Финляндии во время Зимней войны 1939–1940 гг., все оставшиеся самолеты были списаны в 1941 г.
Использование в Финляндии
[ редактировать ]
три Jaktfalkens (два J 6B и один J 6A). 8 декабря 1939 года Швеция передала ВВС Финляндии Это были самые старые самолеты того типа, которые были у Швеции; самое старое оборудование было обычным делом отдавать в качестве военной помощи. Самолеты получили двухбуквенный код JF (для Jakt-Falken номера JF-219 , JF-224 и JF-228 , два последних — J 6B) и использовались для тренировок на аэродроме в Каухаве до 1945 года, когда все были списаны. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
Финляндия
- Финские ВВС
- 1 × JF-219 - SA 14 Jaktfalken II (производство SA, двигатель Jupiter VIIF), J 6A подаренный из Швеции
- 2 × JF-224 , JF-228 ) — SA 14 Jaktfalken II (производство ASJA, двигатель Jupiter VIIF), J 6B передан в дар из Швеции
Латвия
- Латвийский флот [ нужна ссылка ]
Норвегия
- Воздушная служба норвежской армии
- 1 × SA-14E - SA 14E Yacht Falcon II (производство SA, двигатель AS Panther IIIA), испытания против Hawker Fury
Швеция
- Королевские ВВС Швеции
- 1 × J 5 - SA-11 Jaktfalkten (производство SA, двигатель AS Jaguar)
- 7 × J 6 - SA 14 Jaktfalken I (производство SA, двигатель Jupiter VI)
- 3 × J 6A - SA 14 Jaktfalken II (производство SA, двигатель Jupiter VIIF)
- 7 × J 6B - SA 14 Jaktfalken II (производство ASJA, двигатель Jupiter VIIF)
Технические характеристики (Яктфалькен II)
[ редактировать ]Данные из Полной книги бойцов [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,5 м (24 фута 7 дюймов)
- Размах крыльев: 8,8 м (28 футов 10 дюймов)
- Высота: 3,46 м (11 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 21,8 м 2 (235 кв. футов)
- Вес пустого: 946 кг (2086 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1470 кг (3241 фунт)
- Силовая установка: 1 × Bristol Jupiter VIIF (двухцилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 390 кВт (520 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 310 км/ч (190 миль в час, 170 узлов)
- Крейсерская скорость: 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Дальность: 550 км (340 миль, 300 миль)
- Практический потолок: 7800 м (25600 футов) [ 3 ]
Вооружение
- Орудия: 2 калибра 8 мм (8×63 мм) пулемета KSP M/22 (лицензированный Browning .30 AN/M2) с боекомплектом по 500 патронов каждый.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «J 5/J 6 – Исторический» . svfplhist.home.blog . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Лондон: Саламандра. ISBN 1-85833-777-1 .
- ^ Анджелуччи, Энцо (1983). Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг . Нью-Йорк: Рэнд МакНелли. п. 126. ИСБН 0-517-41021-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Хейнонен, Тимо (1992). От Тулина до Хорнета: 75 лет самолетам ВВС Финляндии (на финском языке). Хельсинки: Центральный музей авиации Финляндии. ISBN 951-95688-2-4 .