будет 18
будет 18 | |
---|---|
![]() | |
S 18A ВВС Швеции летит с крылом F 11 над Швецией , ок. 1946 год | |
Роль | Бомбардировщик , разведчик |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | МОЖЕТ |
Первый полет | 19 июня 1942 г. |
Введение | 1944 |
Ушедший на пенсию | 1959 (Швеция) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Шведские ВВС (исторический) |
Произведено | 1944–1948 |
Количество построенных | 245 |
Saab 18 — двухмоторный бомбардировщик и самолёт-разведчик , спроектированный и построенный компанией Svenska Aeroplan AB (SAAB) для использования ВВС Швеции в ответ на конкурс проектов 1938 года. Из-за задержек он поступил на вооружение только в 1944 году, но быстро стал стандартным шведским бомбардировщиком. Выполняя функции бомбардировщика, разведчика и штурмовика, он также участвовал в разработке катапультных кресел класса «воздух-поверхность», и управляемых ракет его не заменил Saab Lansen пока в конце 1950-х годов .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Предназначен для замены Юнкерса Ju 86, состоящего на вооружении ВВС Швеции. [ 1 ] Требование, которое привело к созданию Saab 18, предусматривало создание трехместного быстрого самолета-разведчика. [ 2 ]
AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA), SAAB и AB Götaverken (GV) представили проекты на рассмотрение ВВС Швеции. [ 1 ] компании GV Модель GV8 оказалась наиболее подходящей для этих требований; однако его стоимость и уход главного дизайнера привели к тому, что SAAB - компания, которая тем временем объединилась с ASJA, - получила контракт на разработку их конструкции. [ 1 ]
Поскольку в штате разработчиков SAAB и ASJA работало несколько американцев, [ 3 ] Дизайн Saab 18 имел некоторое сходство с американским дизайном. [ 1 ] Начало Второй мировой войны в 1939 году привело к смене приоритетов ВВС Швеции, и производство Saab 17 было ускорено за счет работ над Saab 18. [ 1 ] что, наряду с изменением требований, добавлявшим в спецификацию роль среднего бомбардировщика , привело к тому, что первый полет самолета был отложен до 19 июня 1942 года. [ 2 ]
Экипаж состоит из трех человек — пилот и штурман под застекленным смещенным фонарем и бомбардир в носовой части . [ 2 ] — прототип Saab 18 представлял собой моноплан со среднерасположенным крылом и сдвоенными вертикальными стабилизаторами , [ 2 ] и был оснащен двумя Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp радиальными двигателями . [ 2 ] Вооружение состояло из трех 13,2-миллиметровых (0,52 дюйма) пулеметов, один из которых стрелял вперед и управлялся пилотом, а остальные находились в гибких защитных установках для использования штурманом и бомбардиром. [ 1 ] До 1000 кг (2200 фунтов) бомб можно было нести во внутреннем отсеке , а до восьми 50-килограммовых (110 фунтов) бомб можно было нести на узлах подвески под крылом. [ 1 ]
Летные испытания показали, что самолет недостаточно силен. [ 2 ] Однако, поскольку ближайшей перспективы приобретения более мощных двигателей не было, Saab 18 был заказан в производство как в бомбардировочной (B 18A), так и в разведывательной (S 18A) версиях. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]B 18A поступил на вооружение в июне 1944 года. [ 1 ] и быстро стал стандартным средним бомбардировщиком Швеции. [ 4 ] с жидкостным охлаждением, построенные по лицензии Когда стали доступны рядные двигатели Daimler-Benz DB 605 , они были включены в улучшенный Saab 18B, который впервые поднялся в воздух 10 июля 1944 года. [ 2 ]
B 18B Заказанное в производство как пикирующий бомбардировщик , конструкция 18B получила дальнейшее развитие в T 18B, который планировался как вариант бомбардировщика-торпедоносца . [ 2 ] Однако из-за трудностей с торпедами [ 1 ] Вместо этого Т 18Б был преобразован в тяжелый штурмовик с установкой «автоматканон М/47» . 57-миллиметровой (2,2 дюйма) автопушки под носом [ 2 ]
К концу 1940-х годов должность третьего члена экипажа была ликвидирована, в результате чего экипаж самолета сократился до двух; наличие ракет класса «воздух-земля» и улучшенных бомбовых прицелов устранило потребность в бомбардире. К этому времени Saab 18 заработал репутацию серьезно изношенного самолета, и это привело к решению оснастить все уцелевшие самолеты катапультными креслами для пилота и штурмана/стрелка. [ 5 ]
Всего было выпущено 245 экземпляров Saab 18. [ 6 ] последний Т 18Б был поставлен в 1948 году. Использовался в испытаниях первых шведских ракет класса «воздух-поверхность», [ 1 ] с реактивным двигателем и стреловидным крылом Saab 18 оставался одной из передовых штурмовых и разведывательных платформ Швеции до конца 1950-х годов, когда его заменил Saab 32 Lansen . [ 7 ] B 18B и T 18B заменены на A 32A в 1958 году, [ 1 ] последний S 18A был заменен на S 32C в 1959 году. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]
- будет 18
- Один прототип B 18A с двигателем SFA STWC-3. Тот же прототип позже был модернизирован двигателями SFA DB 605B в качестве прототипа B 18B.
- Б 18А
- Первая серийная версия, бомбардировщик с двумя радиально-поршневыми двигателями SFA STWC-3 Twin Wasp и тремя 13,2-мм автопушками Akan M/39A , одной стационарной и двумя подвижными для защиты. построено 62. Срок службы B 18A быстро закончился, он был оснащен бомбовыми вилками для пикирования бомбы. Все они были переоборудованы в самолеты-разведчики S-18A в 1946-47 гг. [ 1 ]
- Б 18Б
- Версия пикирующего бомбардировщика с двумя поршневыми двигателями Daimler-Benz DB 605 B. Вначале он был вооружен теми же тремя автопушками, что и B 18A, но его быстро понизили до двух, поскольку нижняя оборонительная была практически бесполезна из-за ограниченного поворота и ограниченного обзора для наводчика. В 1946 году стартовала шведская программа разработки ракет, и B 18B был одним из самолетов, использовавшихся для испытаний ракет различных типов. В 1949-1950 годах все самолеты были переименованы в штурмовики и получили возможность оснащения 12 легкими ракетами или 8 легкими и 2 тяжелыми ракетами. В этот же период появились катапультные кресла для пилота и радиста. Из-за этого бомбардира пришлось снять, а радист лишился защитного орудия. Защитное орудие в любом случае устарело в эпоху реактивных самолетов. Многие самолеты, получившие катапультные кресла, также были модифицированы новым закругленным лобовым стеклом. В самом конце своего срока службы он эффективно использовался в качестве самолета-разведчика, где в основном сбрасывал осветительные бомбы и получал то же самое. РЛС ПС-18/А как С 18А. 119 построено.
- Т 18Б
- Ударная версия (первоначально проектировавшаяся как торпедоносец), оснащенная теми же двигателями, что и B 18B. Он был вооружен той же стационарной и верхней защитной автоматической пушкой, что и B 18B, но имел две 20-мм пушки Акан М/41, закрепленные в носовой части. У него был больший бомбовый отсек, изначально предназначенный для торпеды. [ 8 ] но вместо этого самолет мог быть оснащен 1000-килограммовой бомбой средней мощности/общего назначения M/47 или 57-мм автоматической пушкой Akan M/47 с 41 снарядом, помимо исходной бомбовой нагрузки B 18B. В начале своего существования он также прошел испытания с противокорабельной ракетой RB 302, которая так и не поступила на вооружение. В 1949 году он получил те же модернизированные ракеты и катапультные кресла, что и B 18B, но мог нести только 8 легких ракет. В 1949 году он также был испытан с двумя 40-мм пулями Bofors L70 вместо 57-мм, но отдача разбила носовое стекло, что положило конец испытаниям. построено 52. [ 1 ]
- B 18A Двойная команда
- Тренажерный вариант, в котором кресло радиста было развернуто под инструктора. Бронированный щит между сиденьями закрывал обзор инструктору, но в конечном итоге переоборудование было сочтено оправданным, поскольку не пришлось покупать новые тренажеры и самолет можно было легко переоборудовать для боевого дежурства.
- B 18B Двойная команда
- Та же идея, что упомянута выше, но реализована на B 18B.
Планируемые варианты и неиспользуемые обозначения
[ редактировать ]- ASJA L 11 (P8A) — ранний концепт-арт, созданный asja в апреле 1939 года. Имел носовое колесо и не планировалось устанавливать бомбы на крыльях.
- S 18B - Первоначально S 18B планировался как самолет-разведчик, поскольку B 18A только что поступил на вооружение. Из-за его отличных характеристик было решено поменяться ролями и сделать B 18A самолетом-разведчиком.
- A 18B — неиспользованное обозначение B 18B, когда он стал официальным атакующим.
- Т 18 — Первоначальный план Т 18Б. Первоначально его предлагалось построить на базе В 18А.
- Т 18С — первоначальное запланированное обозначение Т 18Б.
- Т 18Б-1 - Планируемое обозначение Т 18Б, оборудованного для торпедной бомбардировки.
- Т 18Б-2 - планируемое обозначение Т 18Б с 57-мм пушкой.
- BJ 18B — планируемый вариант ночного истребителя, вооруженный артиллерийской установкой/ванной с четырьмя 20-мм автоматическими пушками Акан М/45 с боезапасом 180 выстрелов. Также предлагалось оснастить его двигателями Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1500 кВт) или использовать двигатели DB 605B на 100-октановом топливе для увеличения их мощности. План так и не был реализован, поскольку приоритетом была разработка Т-18Б.
- J 18C — другое предлагаемое обозначение версии ночного истребителя.
- B 18R — предлагаемый реактивный вариант с реактивными двигателями СТАЛ . Проект продвинулся довольно далеко, и в 1945 году был выбран планер для переоборудования в прототип. План так и не был реализован, поскольку приоритетом была разработка Т-18Б.
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]
Сегодня сохранился только один экземпляр Saab 18: B 18B под кодом Red David . Он является частью коллекции Flygvapenmuseum , Музея ВВС Швеции недалеко от Линчёпинга в Швеции. Один из группы из восьми самолетов, потерянных во время метели в 1946 году, он был восстановлен и восстановлен в 1979 году. [ 9 ]
Предполагается, что еще один самолет уцелел. Один самолет из этой же группы, затерявшийся в упомянутой выше метели, так и не был найден. Новая теория о том, где он разбился, появилась благодаря новым аэрофотоснимкам, опубликованным шведскими исследователями погоды и климата. Самолет имел код « Красный Никлас» , и, согласно теории, он должен хорошо сохраниться, если находится на предполагаемом месте крушения. Шведские ВВС проявили интерес к этому вопросу, поскольку трое членов экипажа самолета так и не были найдены и похоронены. [ 10 ]
Технические характеристики (Б 18Б)
[ редактировать ]Данные из [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека: пилот/штурман, радист/наводчик, разведчик (на начальном этапе бомбардир).
- Длина: 13,23 м (43 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 17,4 м (57 футов 1 дюйм)
- Высота: 4,35 м (14 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 43,75 м 2 (470,9 кв. футов)
- Вес пустого: 6093 кг (13 433 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 8793 кг (19385 фунтов)
- Запас топлива: 1700 литров (370 имп галлонов; 450 галлонов США)
- Силовая установка: 2 поршневых двигателя SFA DB-605 B с перевернутым расположением цилиндров мощностью 1100 кВт (1475 л.с.) каждый (1700 с модификациями).
- Гребные винты: 3-лопастные ВДМ-33 (немецкий винт, но производства Швеции)
Производительность
- Максимальная скорость: 575–590 км/ч (357–367 миль в час, 310–319 узлов) в зависимости от высоты.
- Крейсерская скорость: 550 км/ч (340 миль в час, 300 узлов)
- Скорость сваливания: 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла)
- Дальность: 2600 км (1600 миль, 1400 миль)
- Практический потолок: 9800 м (32200 футов)
Вооружение
- Оружие:
1x 13,2-мм фиксированная пушка Akan M/39A , стреляющая вперед, в корне крыла с боезапасом 300 выстрелов
1х 13,2-мм подвижная оборонительная пушка Акан М/39 с боезапасом 300 выстрелов
Досрочно поставленные B 18B имели вторую подвижную 13,2-мм оборонительную пушку Akan M/39 с боезапасом 300 выстрелов для разведчика (остаток от B 18A). В послевоенное время его быстро удалили из-за его непрактичности, и более поздние серийные образцы поставлялись без него.
- Выгрузки:
Формально: 1400 кг (3100 фунтов) бомб или 1500 кг (3300 фунтов) бомб и ракет.
- Его самая большая загрузка составляла одновременно 2 бомбы по 600 кг и 12 ракет.
- Ракеты:
Внешние крылья: ≈299 кг макс.
- 8x 8 cm Pansarraket m/46 AP-ракета ( ракета РП-3 с выстрелом, 25 фунтов, головка "AP" Mk II)
- 8x 15 cm sprängraket m/46 HE-ракета ( ракета РП-3 со снарядом, HE 60 фунтов, "SAP" № 2 Mk Ihead)
- 8 ракет Pansarsprängraket m/49A & B 14,5 см ( ракета Bofors 10,3 см с кумулятивной головкой 14,5 см)
- 8 фугасных ракет Sprängraket m/51A и B 15 см (ракета Bofors 10,3 см с фугасной головкой 15 см)
- Живот: ≈240 кг
- 4x 8-см ракета Pansarraket m/46 AP ( ракета РП-3 с выстрелом, 25 фунтов, головка «AP» Mk II)
- 4x 15 cm sprängraket m/46 HE-ракета ( ракета РП-3 со снарядом, HE 60 фунтов, "SAP" № 2 Mk Ihead)
- 4x 14,5-см Pansarsprängraket m/49A & B HEAT -ракета (ракета Bofors 10,3 см с кумулятивной головкой 14,5 см)
- 4 фугасных ракеты Sprängraket m/51A и B по 15 см (ракета Bofors 10,3 см с фугасной головкой 15 см)
- 2x 18-см ракета halvpansarraket m/49A и B APHE (18-см ракета Bofors с головкой 18-см APHE. Вначале использовалась в основном против кораблей, но в конце концов против практически всего остального.)
- Бомбы:
Бомбовый отсек: ≈1228 кг макс.
- 10 50-кг минбомб М/37 средней мощности/бомб общего назначения
- 10 фугасных бомб массой 50 кг и 42 осколочные бомбы.
- 10 осветительных бомб Lysbomb m/32 по 50 кг.
- 10 бомбовых капсул по 50 кг с 43 кассетными бомбами (вмещает 2 фугасные бомбы массой 12 кг с осколочными бомбами 39G и 1 фугасную бомбу массой 12 кг с осколочными бомбами 37 или 3 зажигательные бомбы массой 6 кг с 39 зажигательными бомбами)
- 10 учебных бомб по 50 кг и 40 учебных бомб.
- 10 учебных бомб övningsbomb m/40 по 8 кг (необходимы дополнительные крепления)
- 3 х 250-кг минбомбы М/37 средней мощности/бомбы общего назначения (центральный взрыватель с изогнутыми ребрами)
- 3 бомбы Minbomb M/40 средней мощности/общего назначения по 250 кг (центральный взрыватель с прямыми оперениями)
- 3 бомбы Minbomb M/50 средней мощности/общего назначения по 250 кг (носовой и центральный взрыватель с прямыми оперениями)
- 2x 500-кг минбомба m/41 средней мощности/бомбы общего назначения (2 центральных взрывателя с прямыми оперениями)
- 2 бомбы Minbomb M/50 средней мощности/общего назначения по 600 кг (носовой взрыватель и 2 центральных взрывателя с прямыми оперениями)
- Внутренние крылья: ≈472 кг макс.
- 8 50-кг минбомб М/37 средней мощности/бомб общего назначения
- 8 фугасных бомб по 50 кг и 42 осколочные бомбы
- Brandbomb m/42 по 50 кг. 8 зажигательных бомб
- 8 осветительных бомб Lysbomb m/32 по 50 кг.
- 8 бомбовых капсул по 50 кг с 43 кассетными бомбами (вмещает 2 фугасные бомбы массой 12 кг с осколочными бомбами 39G и 1 фугасную бомбу массой 12 кг с осколочными бомбами 37 или 3 зажигательные бомбы массой 6 кг с 39 зажигательными бомбами)
- 8 учебных бомб по 50 кг и 40 учебных бомб.
- 8x 8-килограммовые учебные бомбы övningsbomb m/40 (необходимы дополнительные крепления)
Галерея вооружения
[ редактировать ]-
Бомбоотсек с 500-кг бомбами (+ бомбовые вилки)
-
Бомбовый отсек с 250-кг бомбами
-
Бомбоотсек с 50-килограммовыми бомбами
-
Крылья с 50-килограммовыми бомбами
-
Ракетные рампы B 18B. (У Т 18Б использовались такие же аппарели крыла)
-
Автоматическая пушка связиста Акан М/39А . Магазин . поднимается при выстреле для обеспечения правильной подачи
-
наблюдателя 13,2-мм акан м/39 на B 18A и ранней версии B 18B.
-
Т 18Б с 57-мм пушкой Акан М/47
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фредрикссон, Урбан. (2005) «Сааб 18» . Шведская военная авиация . По состоянию на 17 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дональд 1997, с. 809.
- ^ Exxon Air World, том 25, 1972. с. 143.
- ^ Flight International, том 52, 1947. с. 284.
- ^ Фредрикссон, Урбан. (1996) «Ранние шведские катапультные сиденья» . Шведская военная авиация . По состоянию на 17 мая 2010 г.
- ^ Элиассон 2010, стр. 79.
- ^ Фроули и Торн 1996, с. 140.
- ^ . Идея торпеды оказалась неработоспособной
- ^ Браунштейн, Кристиан: Части и школы ВВС Швеции в 20 веке . (на шведском языке) Кристина фон Арбин, 2005. стр. 96. ISBN 91-971584-8-8
- ^ Линдблом, Ганс (декабрь 2017 г.). « Здесь лежит Красный Никлас!» – Баркман теперь в безопасности» . Новости СВТ .
- ^ Fpl 18 создан в 1949 г., по состоянию на 7 августа 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бернс, Леннарт (апрель – июль 1982 г.). «Пункт назначения: катастрофа». Любитель воздуха . № 18. С. 54–60. ISSN 0143-5450 .
- Дональд, Дэвид, изд. Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Орбис, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Элиассон, Гуннар. Передовые государственные закупки как промышленная политика: авиационная промышленность как технический университет . Спрингер, 2010. ISBN 1-4419-5848-7 .
- Фроули, Джерард и Джим Торн. Международный справочник военных самолетов, 1996/97 . Моторбукс Интернешнл, 1996. ISBN 1-875671-20-X .
- Копенгаген, В. (ред.) Книга по типам больших самолетов. Штутгарт: Транспресс. 1987, ISBN 3-344-00162-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Швеция, 1936-1996» . ejection-history.org
- "Б 18 - Сааб 18 (1944-1959)
- Видеозапись взлета и полета Saab 18, канал на YouTube Музея ВВС Швеции.