ФФВС Дж 22
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2017 г. ) |
ФФВС Дж 22 | |
---|---|
![]() | |
FFVS J 22 на статической экспозиции в Музее ВВС Швеции , в маркировке крыла Östgöta (F 3), код «L». | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Летная мастерская Королевского авиационного управления в Стокгольме (FFVS) |
Дизайнер | Бо Лундберг |
Первый полет | 20 сентября 1942 г. |
Введение | Октябрь 1943 г. |
Ушедший на пенсию | 1952 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Произведено | 1942–1946 |
Количество построенных | 198 |
FFVS J 22 — шведский одномоторный истребитель, разработанный для ВВС Швеции во время Второй мировой войны.
Разработка
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны шведские ВВС ( Flygvapnet ) были оснащены в значительной степени устаревшими истребителями-бипланами Gloster Gladiator (J 8). В дополнение к этому Швеция заказала 120 самолетов Seversky P-35 (J 9) и 144 самолета P-66 Vanguard (J 10). у США [ 1 ] [ 2 ] Однако в октябре 1940 года США объявили эмбарго на поставку остальной части заказов в Швецию (уже было поставлено всего 60 Р-35). [ 1 ] [ 2 ] В результате Flygvapnet внезапно столкнулся с нехваткой современных истребителей. Рассматривалось несколько других зарубежных альтернатив: советские Поликарпов И-16 и И153 были признаны устаревшими, финский ВЛ Мирский был отвергнут из-за его цельнодеревянной конструкции, и хотя Япония предлагала Мицубиси А6М , поставка из Японии была нецелесообразной. [ 3 ] В конечном итоге была закуплена партия бипланов Fiat CR.42 Falco (J 11) и Reggiane Re.2000 Falco (J 20), но это было явно промежуточное решение. [ 1 ] [ 3 ]
Было решено разработать новый истребитель для Flygvapnet нужд . Поскольку компания Saab работала на полную мощность, создавая свои одномоторные бомбардировщики Saab 17 и двухмоторные Saab 18 , для проектирования и производства новых самолетов была создана новая организация — Kungliga Flygförvaltningens Flygverkstad i Stockholm («Авиационный завод Королевского управления авиации в Стокгольме»). Стокгольм», ФФВС ). Группу дизайнеров возглавил Бо Лундберг . [ 4 ] [ 5 ]
Это был один из лучших самолетов, на которых я когда-либо летал. Отзывчивость органов управления и общее управление были исключительно приятными. Это не был высотный истребитель, но на высоте примерно до 5000 м (16 000 футов) он мог очень хорошо держаться. Мы проводили имитационные собачьи бои с «Мустангами» P-51, и они не могли поймать нас на высоте ниже 4000 м (13 000 футов), но если бой был выше этой высоты, нам приходилось быть очень осторожными. На высоте более 6000 м (19 500 футов) он становился вялым, а на высоте 9 000 м (29 000 футов) мощности оставалось мало. Срывы на поворотах и прямом движении обычно не были проблемой. Если сильно потянуть в повороте, он иногда перевернется на спину. Первая версия, 22-А, не имела большой огневой мощи, но 22-Б была лучше.
—Уве Мюллер-Хансен (пилот), [ нужна ссылка ]
Новый самолет, получивший обозначение J 22 со среднерасположенным крылом , представлял собой свободнонесущий моноплан , убирающимся шасси и закрытой кабиной. [ 6 ] Основное шасси с узкой колеей полностью убиралось назад внутри фюзеляжа. Чтобы свести к минимуму использование стратегических материалов, самолет имел смешанную конструкцию из стали и дерева, с облицованной фанерой конструкцией фюзеляжа из молибденовых стальных труб, покрытой формованными фанерными панелями, и крыльями со сварными стальными лонжеронами и нервюрами, покрытыми фанерой. [ 1 ] [ 7 ] Мощность исходила от шведской копии Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp, производившейся в то время компанией Svenska Flygmotor без лицензии, хотя некоторые источники утверждают, что после окончания войны Svenska Flygmotor вызвалась заплатить лицензионный сбор, в конечном итоге была согласована символическая сумма в 1 доллар США. [ 2 ]
В то время как два прототипа будут построены в Flygtekniska försöksanstalten (Национальном институте авиационных исследований), серийные самолеты будут собираться на заводе в аэропорту Стокгольм-Бромма , который будет построен и арендован у шведской авиакомпании AB Aerotransport . широко использовались субподрядчики, многие из которых (например , AGA и Hägglund & Söner ) не работали в авиационной промышленности. Для производства узлов J-22 [ 1 ] [ 8 ]
Первый прототип J 22 совершил свой первый полет 20 сентября 1942 года из аэропорта Бромма , а второй прототип совершил полет 11 июня 1943 года. Хотя оба прототипа были разрушены в результате аварий 19 июня и 20 августа 1943 года соответственно, производство уже было начато до этого. к летающим прототипам. [ 9 ] [ 10 ] Поставки серийных J 22 авиакрылу F9 в Гетеборге начались в октябре 1943 года. [ 11 ] Хотя поставку 198 серийных самолетов планировалось завершить к 1 июля 1946 года, забастовка рабочих завода нарушила эти планы, и последние 18 самолетов J 22 были собраны в мастерских Flygvapnet в Арбоге . [ 9 ] [ 12 ] Последний J 22 был доставлен 6 апреля 1946 года. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]J 22 нравился пилотам, обладал хорошей маневренностью и отзывчивым управлением. Обзорность вперед на земле оставляла желать лучшего, и если хвостовое колесо оставалось разблокированным и могло поворачиваться во время взлета, существовала вероятность замыкания на землю.
Шведская пресса назвала миниатюрный истребитель «самым быстрым в мире по мощности двигателя», развивая скорость 575 км/ч (360 миль в час) и двигатель мощностью 795 кВт (1065 л.с.). (Хотя это было не совсем точно, J 22 принадлежал к тому же классу, что и ранние модели Supermarine Spitfire и Mitsubishi A6M («Зеро»). [ 13 ] ) Пилоты J 22 иронично изменили это название на «самое быстрое в мире по ширине гусеницы» из-за очень узкого расстояния между шасси. [ нужна ссылка ]

В учебных воздушных боях с P-51 Mustang (на шведской службе он назывался J 26) он мог «держаться» на высоте до 5000 метров (16 000 футов), хотя на высоте более 6 000 м (19 000 футов) без хорошего высотного нагнетателя . оно стало вялым.
Благодаря простоте систем J 22 был очень прост в обслуживании. [ 14 ]
J 22 был выведен из эксплуатации в 1952 году .
Выживший самолет
[ редактировать ]Сохранилось три внешне экземпляра J 22.
Два экземпляра принадлежат Музею ВВС Швеции в Мальмене недалеко от Линчёпинга . Один из них расположен на близлежащем аэродроме ветеранов, где он может курсировать своим ходом. Другой находится на статической экспозиции в самом музее.
Третий J 22 принадлежит Svedinoes Bil-Och Flygmusum (Музей автомобилей и авиации Svedinoes) в Уггларпе . В настоящее время этот самолет восстанавливается до летного состояния компанией во Франции.
Еще два планера J 22 сохранились, хотя внешняя обшивка неполная. Один принадлежит музею ВВС Швеции, а другой находится в частной собственности. Их планируется объединить между собой и привести в летное состояние. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Дж 22-1 или Дж 22А
- Первоначально назывался J 22 UBv «Ursprunglig Beväpning» (оригинальное вооружение). Первая серийная версия, 2 пулемета калибра 8 мм и 2 пулемета калибра 13,2 мм , построено 141 экземпляр.
Дж 22-2 или Дж 22Б
- Первоначально назывался J 22 FBv «Förbättrad Beväpning» (улучшенное вооружение). Вооружен 4х 13,2-мм пулеметами , построено 57 штук.
С 22-3 или С 22
- Девять J 22-1, оснащенные для разведки в 1946 году, восстановлены в истребителях в 1947 году. В хвостовой части использовалась спайнинг-камера Ska4 (recce camera Ska4).
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Дж 22А)
[ редактировать ]Данные истребителя F.FVS J22. [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,8 м (25 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 10 м (32 фута 10 дюймов)
- Высота: 3,6 м (11 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 16 м 2 (170 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,25
- Профиль профиля : корень: NACA 23015 ; Совет: NACA 0012-64 мод.
- Вес пустого: 2020 кг (4453 фунта)
- 2000 кг (4409 фунтов) J 22A
- Полная масса: 2835 кг (6250 фунтов)
- 2760 кг (6085 фунтов) J 22A
- Силовая установка: 1 × SFA STWC3-G или Pratt & Whitney R-1830-SC3-G Twin Wasp, 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 780 кВт (1050 л.с.) при 2700 об/мин.
- Максимальная продолжительная мощность 630 кВт (850 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной SFA / Hamilton Standard VP-2M, гребной винт с постоянной скоростью диаметром 3,1 м (10 футов 2 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 575 км/ч (357 миль в час, 310 узлов) на боевой мощности на высоте 3500 м (11 500 футов).
- 560 км/ч (350 миль в час; 300 узлов) при макс. постоянная мощность на высоте 4300 м (14 100 футов)
- 510 км/ч (320 миль в час; 280 узлов) на боевой мощности на уровне моря
- 480 км/ч (300 миль в час; 260 узлов) при макс. постоянная мощность на уровне моря
- Крейсерская скорость: 500 км/ч (310 миль в час, 270 узлов) при мощности 75% на высоте 4000 м (13000 футов).
- Скорость захода на посадку: 170–180 км/ч (110–110 миль в час; 92–97 узлов)
- Посадочная скорость: 140 км/ч (87 миль в час; 76 узлов)
- Скорость сваливания: 137 км/ч (85 миль в час, 74 узла), посадочная конфигурация.
- 165 км / ч (103 миль в час; 89 узлов) на чистоте
- Никогда не превышайте скорость : 650 км/ч (400 миль в час, 350 узлов) по IAS.
- Дальность: 1270 км (790 миль, 690 миль)
- Практический потолок: 9300 м (30 500 футов)
- Абсолютный потолок: 13 000 м (43 000 футов)
- Пределы g: + 6 г ( предел + 10 г ) при весе 2835 кг (6250 фунтов)
- Скорость набора высоты: 15,7 м/с (3090 футов/мин) макс.
- Нагрузка на крыло: 177,2 кг/м 2 (36,3 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,28 кВт/кг (0,17 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 4x 13,2-мм (0,520 дюйма) akan m/39A с боезапасом 250 выстрелов ( FN Herstal лицензия на пулеметы M.1939, построенные LM Ericsson ) J 22-2 / J 22B
- J 22-1 / J 22A 2x 8 мм (0,315 дюйма) KSP M/22 с боезапасом 500 выстрелов (лицензионные AN/M2 пулеметы ) + 2x 13,2 мм (0,520 дюйма) Akan M/39A с боезапасом 250 выстрелов
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блох MB.157
- САС Бумеранг
- Фокке-Вульф Fw 190
- СНОВА 80
- Колховен FK.58
- Митсубиси А6М
- Накадзима Ки-43
- Реджиан Ре.2002
- В.Л. Шторм
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Биллинг 1979 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с Форсгрен 2023 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Форсгрен 2023 , стр. 88–89.
- ^ Андерссон 1989 , стр. 182–183.
- ^ Форсгрен 2023 , с. 89.
- ^ Форсгрен 2023 , стр. 91, 93.
- ^ Форсгрен 2023 , стр. 89, 91, 93.
- ^ Форсгрен 2023 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с Форсгрен 2023 , с. 90.
- ^ Биллинг 1979 , с. 88.
- ^ Форсгрен 2023 , с. 94.
- ^ Андерссон 1989 , с. 186.
- ↑ Сравнение с истребителями мощностью от 1000 до 11150 л.с. Архивировано 22 декабря 2010 г. на Wayback Machine. Проверено: 22 июня 2008 г.
- ↑ Взгляды пилота на J 22. Дата обращения: 22 июня 2008 г.
- ^ Лангебро, Хокан (январь 2003 г.). «Истребитель FFVS J22: с технической точки зрения Служба в ВВС Швеции в 1943–1952 годах» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2010 года . Проверено 10 июня 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерссон, Ханс Г. (1989). SAAB Самолеты с 1937 года . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. ISBN 0-87474-314-1 .
- Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг. Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Биллинг, Питер (февраль 1979 г.). «Паникёр-истребитель». Самолет ежемесячно . Том. 7, нет. 2. С. 87–89.
- Дональд, Д., Лейк Дж. (ред.) (1996) Энциклопедия мировых военных самолетов. Издательство ЭИРтайм. ISBN 1-880588-24-2
- Форсгрен, Ян (ноябрь 2023 г.). «База данных: FFVS J 22». Самолет . Том. 51, нет. 11. С. 87–99. ISSN 0143-7240 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Серия фотографий "обхода" J22 IPMS Стокгольм
- История J-22, технические данные, сравнение истребителей, цвета и маркировка. Дата обращения: 23 июня 2008 г.