Потеря управления (аэронавтика)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
В аэронавтике потеря управления (LOC) — это непреднамеренный выход самолета из управляемого полета, который является важным фактором нескольких авиационных происшествий во всем мире. В 2015 году [ 1 ] это была основная причина происшествий в авиации общего назначения. [ 2 ] Потеря управления может быть результатом механического отказа, внешних возмущений, расстройства воздушного судна или неадекватных действий или реакций экипажа. [ 2 ]
Причины
[ редактировать ]Потеря управления приводит к тому, что самолет отклоняется от нормального полета и, возможно, достигает высоты или сталкивается с ситуациями, выход из которых может быть трудным или невозможным, например, сваливанием или штопором . [ 1 ] Из-за процессов сертификации и проектирования потеря управления самолетом происходит крайне редко без серьезного неправильного обращения или технического дефекта. [ нужна ссылка ] [ 3 ]
Исследование НАСА, направленное на выявление причинных факторов и решение проблем смягчения последствий, связанных с потерей управления воздушным судном, разработало предварительный список способствующих факторов посредством процесса, который включал интервью, рассмотрение отчетов об авиационных происшествиях и групповой анализ имеющихся данных. Причинные факторы в списке были разделены на три категории: (1) вызванные пилотом или человеком; (2) вызванные окружающей средой; и (3) системно-индуцированные. В следующем списке причинные факторы не упорядочены по частоте возникновения или важности. [ 4 ]
Факторы, способствующие неправомерным пилотным действиям, могут включать: [ 1 ]
- Плохое суждение
- Неспособность распознать срыв или пробуксовку и выполнить корректирующие действия.
- Умышленное несоблюдение правил
- Несоблюдение скорости полета
- Несоблюдение процедуры
- Неопытность или недостаточная квалификация пилота
- Употребление запрещенных наркотиков или алкоголя
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]Потеря управления стала причиной многих авиакатастроф, некоторые из которых перечислены ниже.
- Рейс 8641 Аэрофлота из-за усталости металла домкрата горизонтального стабилизатора этот компонент вышел из строя во время пути из Ленинграда в Киев , Украина , 28 июня 1982 года. Экипаж потерял управление самолетом, и в 10:50 он разбился. к югу от города Мозырь в Белоруссии , погибли все находившиеся на борту. После трагедии власти приостановили полеты всех самолетов Як-42 , и самолеты претерпели серьезные изменения в конструкции, пока в конце 1984 года их не признали пригодными для повторного полета. [ 5 ]
- Рейс 123 Japan Air Lines — регулярный внутренний пассажирский рейс Japan Airlines из токийского аэропорта Ханэда в международный аэропорт Осаки, Япония. 12 августа 1985 года у самолета Boeing 747SR, летевшего по этому маршруту, через двенадцать минут полета произошла внезапная декомпрессия, в результате чего у самолета оторвались хвостовые поверхности управления полетом и разрушилась гидравлика самолета, в результате чего оставшиеся поверхности управления полетом на крыльях стали неработоспособными. Тридцать две минуты спустя, после многократных попыток экипажа восстановить управление, самолет разбился в районе горы Такамагахара , Уэно , префектура Гунма , в 100 километрах (62 милях) от Токио , в результате чего погибли 520 из 524 человек. на борту самолета. Место крушения находилось на хребте Осутака, недалеко от горы Осутака . [ 6 ]
- Рейс 2303 авиакомпании China Northwest Airlines потерял управление во время взлета из Сианя, Китай . Самолет Ту-154 перед полетом прошел техническое обслуживание, и канал отклонения от курса автопилота был ошибочно подключен к управлению креном, и наоборот. Кроме того, это неправильное техническое обслуживание проводилось не на утвержденном должным образом объекте. Когда пилот включил автопилот, самолет начал сильно раскачиваться. Любые попытки исправить ситуацию только ухудшали ситуацию, и самолет разлетелся на куски, развалившись в воздухе, прежде чем экипаж успел отреагировать, убив всех находившихся на борту. [ 7 ]
- Рейс 004 компании Lauda Air : 26 мая 1991 года Боинг 767-3Z9ER по имени Моцарт вылетел из международного аэропорта Дон Муанг в Бангкоке, Таиланд, по пути в Вену . Когда «Моцарт» достиг высоты тридцати двух тысяч футов, экипаж получил визуальное предупреждение о том, что возможный отказ системы приведет к срабатыванию реверсора тяги двигателя номер 1 в полете. Изучив краткий справочный справочник самолета, они решили, что это «просто рекомендация», и не предприняли никаких действий. В 23:17 сработал реверс тяги двигателя номер 1, когда самолет находился над гористой местностью джунглей Таиланда. Последними записанными словами первого офицера Тернера были: «О, реверс включен!». Боинг 767 заглох в воздухе и вошел в спиральное пикирование влево, развалившись на высоте 4000 футов (1200 м). Все 223 человека, находившиеся на борту, погибли. Туристы прибыли на место крушения и сделали видеозапись обломков. [ 8 ]
- Рейс 585 United Airlines : 3 марта 1991 года Боинг 737-200 находился на завершающем этапе захода на посадку в муниципальный аэропорт Колорадо-Спрингс из Стэплтона , когда он вышел из-под контроля, накренился вправо, затем перевернулся вверх дном, прежде чем войти в нисходящую спираль вправо. Самолет развалился при ударе о землю. Все 20 пассажиров и 5 членов экипажа погибли. [ 9 ]
- Рейс 427 USAir : 8 сентября 1994 года Боинг 737 вышел из-под контроля и разбился, три года спустя после рейса 585 United Airlines . Боинг 737-3B7, хвостовой регистр N513AU, приближался к взлетно-посадочной полосе 28R международного аэропорта Питтсбурга , расположенного в Финдли-Тауншип, штат Пенсильвания . Самолет внезапно резко накренился влево, перевернулся вверх тормашками, а затем пошел по нисходящей спирали, катясь влево. Затем самолет разбился недалеко от аэропорта, в результате чего погибли все 127 пассажиров и пять членов экипажа. Тела пассажиров были настолько сильно фрагментированы, что NTSB первоначально объявил место крушения биологически опасным . И эта катастрофа, и катастрофа рейса 585 United Airlines были связаны с неисправностью рулей направления самолета.
- Рейс 603 Aeroperú : 2 октября 1996 года Боинг 757-23А врезался в океан, в результате чего погибли все находившиеся на борту 61 пассажир и 9 членов экипажа. случайно оставил клейкую ленту на статических портах Было обнаружено, что обслуживающий персонал после обслуживания самолета. Это привело к тому, что их компьютеры с воздушными данными не смогли сообщить правильную воздушную скорость и высоту. [ 10 ]
- Рейс 4184 American Eagle : рейс из Индианаполиса в Чикаго на самолете ATR-72 готовился к посадке, когда правый элерон внезапно двинулся вверх, в результате чего правое крыло резко упало. Самолет накренился и вошел в пикирование, закрутив правое крыло, и врезался в землю на соевом поле недалеко от Роузлона, штат Индиана . Все 64 пассажира и 4 члена экипажа погибли. Следователи установили, что причиной крушения стало атмосферное обледенение, нарушившее поток воздуха над правым крылом.
- Рейс 261 авиакомпании Alaska Airlines вылетел из Мексики по пути в Калифорнию. МД -83 находился на техническом обслуживании, а домкрат Т-образного хвостовика не проверялся, как это предусмотрено графиком технического обслуживания. После нескольких попыток экипажу удалось разморозить стабилизатор, и самолет перешел в пикирование. Пилоты смогли прийти в себя и готовились уйти в Лос-Анджелес, когда хвост оторвался от конструкции. Самолет снова накренился на 70 градусов носом вниз и перевернулся при падении. Пилоты безуспешно пытались управлять перевернутым самолетом; Через 86 секунд самолет первым ударился носом о Тихий океан и разбился о воду, в результате чего погибли все находившиеся на борту. [ 11 ]
- Рейс 201 авиакомпании Copa Airlines готовился к посадке во время сильной грозы, когда, подобно крушению в Колорадо-Спрингс , самолет внезапно резко накренился вправо и по спирали пикировал на землю, разбиваясь в джунглях Дариен-Гэп на скорость 400 узлов (460 миль в час), в результате чего погибли все 47 пассажиров на борту. Расследование показало, что у самолета вышел из строя указатель ориентации , в результате чего пилоты потеряли угол крена своего самолета. [ 12 ]
- Рейс 4225 Аэрофлота вылетел из международного аэропорта Алматы по пути в аэропорт Симферополя. Самолет Туполева достиг высоты не более 500 футов и находился в зоне горячего воздуха. Самолет вошел в крутое пике и заглох; экипаж не справился с управлением, самолет разбился, в результате чего погибли 166 человек.
- Рейс 991 Asiana Airlines вылетел из международного аэропорта Инчхон для ночного грузового рейса в международный аэропорт Шанхая Пудун 28 июля 2011 года. Почти на полпути к месту назначения экипаж объявил о чрезвычайной ситуации с возгоранием груза и хотел переправиться в аэропорт Чеджу . Пожар усилился, и самолет стал совершенно неуправляемым. Самолет влетел в Тихий океан , мгновенно убив двух пилотов. [ 13 ]
- Рейс 5481 компании Air Midwest вылетел из международного аэропорта Шарлотт/Дуглас в международный аэропорт Гринвилл-Спартанбург. У Beechcraft 1900D из-за ошибки технического обслуживания диапазон движения руля высоты был сокращен всего до 7 градусов вниз, но на целых 14 градусов вверх, и он имел избыточный вес. Самолет взлетел с взлетно-посадочной полосы 18R с 21 пассажиром и экипажем. Сразу после поднятия шасси самолет накренился, и экипаж потерял управление. Самолет заглох и резко пошел вниз, в крутое пикирование. Он врезался в угол авиационного ангара, в результате чего погиб весь находившийся на борту 21 человек. [ 14 ]
- Рейс 232 United Airlines был регулярным рейсом United Airlines из Денвера в Чикаго и далее в Филадельфию . 19 июля 1989 года DC-10 (зарегистрированный как N1819U), обслуживавший этот рейс, совершил аварийную посадку в Су-Сити, штат Айова , после катастрофического отказа хвостового двигателя , что привело к потере многих органов управления полетом . В то время самолет следовал из международного аэропорта Стэплтон в международный аэропорт О'Хара . Из 296 пассажиров и членов экипажа на борту 111 погибли в результате аварии и 185 выжили, что сделало аварию пятой по смертности с участием DC-10 после рейса 981 Turkish Airlines , рейса 191 American Airlines , рейса 901 Air New Zealand и UTA. Рейс 772 . [ 15 ] Несмотря на гибель людей, авария считается ярким примером успешного управления ресурсами экипажа из-за большого количества выживших и того, как летный экипаж справился с чрезвычайной ситуацией и посадил самолет без обычного управления.
- Инцидент с попыткой сбития в Багдаде, 2003 г .: 22 ноября 2003 г., вскоре после взлета из Багдада , Ирак, Airbus A300B4-200F грузовой самолет , зарегистрированный OO-DLL и принадлежащий компании European Air Transport (ведущей бизнес как DHL Express ), был ударен слева. законцовка крыла ракетой класса "земля-воздух" во время регулярного рейса в Мухаррак , Бахрейн . Серьезные повреждения крыла привели к возгоранию и полной потере гидравлических . систем управления полетом [ 16 ] Вернувшись в Багдад, экипаж из трех человек совершил безопасную посадку серьезно поврежденного А300, используя дифференциальную тягу двигателей в качестве единственного средства управления пилотом. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Безопасный полет: предотвращение происшествий с потерей управления» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Белькастро, Кристина М. (13 августа 2012 г.). «Предотвращение потери управления и восстановление: бортовые системы наведения, контроля и системные технологии» (PDF) . Исследовательский центр НАСА в Лэнгли . Проверено 15 ноября 2016 г.
- ^ Андерсон, Каролина; Смит, МэриДжо (20 сентября 2017 г.). «Качественный анализ авиационных происшествий с потерей управления с использованием методов анализа текста» . Международный журнал авиации, аэронавтики и аэрокосмической отрасли . 4 (4). дои : 10.15394/ijaaa.2017.1095 . ISSN 2374-6793 .
- ^ https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20100039467.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «АСН Авиакатастрофа Яковлева 42 CCCP-42529 Мозырь» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Отчет о расследовании авиационных происшествий; Japan Airlines Co., Ltd.; Boeing 747 SR-100, JA8119; префектура Гунма, Япония; 12 августа 1985 г.» (PDF) . Министерство транспорта Японии. 19 июня 1987 года.
- ^ «ASN Авиационная катастрофа Ту-154М B-2610 Международный аэропорт Сиань-Сяньян (XIY)» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Описание происшествия в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 737-291 N999UA, Колорадо-Спрингс, Колорадо» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Boeing 757-23A N52AW Лима, Перу» . www.aviation-safety.net .
- ^ «Авария самолета ASN McDonnell Douglas DC-9-83 (MD-83) N963AS, остров Анакапа, Калифорния» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 737-204 Adv. HP-1205CMP Tucutí» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Boeing 747-48EF HL7604 Чеджу, Южная Корея [Восточно-Китайское море]» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Beechcraft 1900D N233YV, международный аэропорт Шарлотт-Дуглас, Северная Каролина (CLT)» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Ошибка цитирования. См. встроенный комментарий, как исправить. [ нужна проверка ]
- ^ Отличный побег [ нужна проверка ]
- ^ "Расследователи авиакатастроф" [ нужна проверка ]