2003 г. Багдад, DHL, инцидент с попыткой сбития.
![]() OO-DLL, А300, попавший в аварию, сфотографировано в июне 2003 г. | |
Попытка сбития | |
---|---|
Дата | 22 ноября 2003 г. |
Краткое содержание | Ракетная атака, приведшая к потере гидравлики |
Сайт | Международный аэропорт Багдада , Багдад , Ирак |
Самолет | |
Тип самолета | Аэробус А300B4-203F |
Оператор | Европейский воздушный транспорт |
Регистрация | ОО-DLL |
Начало рейса | Международный аэропорт Багдада Багдад, Ирак |
Место назначения | Международный аэропорт Бахрейна Мухаррак , Бахрейн |
Оккупанты | 3 |
Экипаж | 3 |
Погибшие | 0 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 3 (все) |
22 ноября 2003 года, вскоре после взлета из Багдада , Ирак, Airbus A300 B2-200F грузовой самолет , зарегистрированный OO-DLL и принадлежавший бельгийскому подразделению European Air Transport (ведущему бизнес как DHL Express ), получил удар по левому крылу. ракетой класса «земля-воздух» во время регулярного рейса в Мухаррак , Бахрейн . [ 1 ] Серьезные повреждения крыла привели к возгоранию и полной потере гидравлических . систем управления полетом Поскольку подвесной топливный бак 1А левого крыла при взлете был полон, взрыва паров топлива и воздуха не произошло. Жидкое реактивное топливо вытекло, когда 1А распался. Внутренний топливный бак 1 был пробит и дал течь. [ 2 ]
Вернувшись в Багдад, экипаж из трех человек совершил безопасную посадку серьезно поврежденного А300, используя дифференциальную тягу двигателей в качестве единственного средства управления пилотом. И это несмотря на серьезное повреждение крыла, полную потерю гидравлического управления, посадочную скорость, превышающую безопасную, и траекторию полета, отклонившуюся от поверхности взлетно-посадочной полосы на неподготовленную землю. [ 3 ]
Репортер Paris Match Клодин Вернье-Паллие сопровождала расформированное подразделение федаинов в их ударной операции по самолету EAT. [ 4 ]
Сара Дэниел, журналист французского еженедельного журнала, заявила, что получила из неизвестного источника видео, на котором иракские повстанцы (принадлежащие к IAI ) со скрытыми лицами стреляют ракетой по EAT A300. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Дэниел искала репортаж об иракских группах сопротивления, но она отрицала какие-либо конкретные сведения о людях, совершивших нападение, несмотря на то, что присутствовала в момент нападения. [ 6 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]
Речь шла о самолете Airbus A300B4-203F 24-летней давности . Первый полет он совершил 18 октября 1979 года и был доставлен компании Malaysia Airlines как пассажирский самолет с регистрационным номером 9M-MHB 28 декабря 1979 года. В июне 1995 года самолет был продан компании Carnival Air Lines с регистрационным номером N225KW. В марте 1999 года самолет был переоборудован в грузовую конфигурацию. и был доставлен бельгийскому подразделению European Air Transport , под которым он работал как DHL, 22 сентября 2000 года. [ 8 ]
На самолете находился опытный экипаж из трех человек - двое бельгийцев, 38-летний капитан Эрик Дженнотт и 29-летний первый помощник Стив Михильсен, а также шотландец, 54-летний бортинженер Марио Рофаил. [ 9 ] Общий налет капитана составил 3300 часов, более половины из них наработано на А300. Опыт полета первого офицера составил 1275 часов, а стаж бортинженера - 13 400 часов. [ 10 ]
Полет
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Ракетный удар
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2023 г. ) |
Самолет вылетел из международного аэропорта Багдада по пути в международный аэропорт Бахрейна в 06:30 UTC . [ 9 ] Чтобы уменьшить вероятность нападения с земли, самолет выполнял быстрый набор высоты . На высоте около 8000 футов (2400 м) ракета класса «земля-воздух» 9К34 «Стрела-3» (SA-14 «Гремлин») попала в заднюю часть левого крыла между двигателем и законцовкой крыла. [ 1 ] [ 11 ] Боевая часть повредила задние поверхности конструкции крыла и вызвала пожар. Все три гидравлические системы потеряли давление, а органы управления полетом были отключены. Самолет быстро раскачивался вверх и вниз, образуя фугоид американских горок , колеблясь между положением носа вверх и вниз.
Как и в случае с катастрофой рейса 232 United Airlines в США в 1989 году, капитан Женотт мог использовать тягу только для изменения тангажа, скорости и высоты и асимметрично изменять дроссельную заслонку для управления рысканием и поворотом самолета. Бортинженер Марио Рофаил выполнил гравитационное падение , чтобы выпустить шасси - процедура, обычно выполняемая с помощью гидравлической энергии. Раннее раскрытие шасси имело решающее значение для безопасного результата, поскольку увеличение сопротивления помогало снизить скорость и стабилизировать самолет.
Примерно за 10 минут экспериментов экипаж научился управлять поворотами, подъемами и спусками. Пройдя извилистую траекторию, они повернули направо и начали снижение к международному аэропорту Багдада.
Конечный заход на посадку и аварийная посадка
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Из-за повреждения левого крыла и потери топлива Рофаилу пришлось внимательно следить за двигателем; если бы поток топлива был потерян с левой стороны, ему пришлось бы подавать топливо из правого бака, чтобы сохранить тягу. Выживание зависело от точного управления мощностью каждого реактивного двигателя.
Женотт и Михильсен готовятся к заходу на посадку на взлетно-посадочную полосу 33R. Самолет сместился вправо от намеченного курса, поэтому Женотт выбрал более короткую взлетно-посадочную полосу 33L. Видимость была превосходной, и пилотам удалось осуществить контролируемое снижение. Как это ни парадоксально, они знали, что не могут уменьшить газ перед приземлением, не рискуя при этом носом или крылом врезаться в землю. [ 2 ]
На высоте около 400 футов (120 м) над землей турбулентность нарушила баланс самолета, и правое крыло наклонилось. С помощью регулировки тяги крен удалось контролировать, но самолет приземлился за пределами осевой линии взлетно-посадочной полосы. Рофаил немедленно включил полную реверс тяги , но самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. Самолет пролетел по неровной, мягкой земле, выбрасывая шлейф песка и волоча за собой барьер из колючей проволоки, и остановился примерно на высоте 3300 футов (1000 м). [ 2 ]
Награды и последствия
[ редактировать ]Почетная рота летчиков совместно наградила всех трех членов экипажа премией памяти Хью Гордона-Берджа. [ 12 ] Награда присуждается летному экипажу, чьи действия внесли выдающийся вклад в спасение самолета или пассажиров или внесли значительный вклад в будущую воздушную безопасность. Ежегодная премия присуждается только в том случае, если номинация считается значимой.
Премия FSF за профессионализм в области безопасности полетов Фонда безопасности полетов была вручена членам экипажа за «выдающиеся навыки пилотирования самолета до безопасной посадки после ракетного удара после взлета из Багдада, Ирак». [ 13 ]
В мае 2006 года капитан Эрик Женотт вместе с Арманом Жакобом, летчиком-испытателем Airbus, провели для тулузского отделения Королевского авиационного общества презентацию на тему «Успешная посадка А300 без управления полетом».
Помимо серьезных повреждений крыла и шасси , оба реактивных двигателя подверглись разрушительному воздействию из-за заглатывания обломков . В ноябре 2004 года самолет был отремонтирован и перерегистрирован на Н1452, затем выставлен на продажу, но остался непроданным. [ 1 ] [ 14 ] Срок регистрации N1452 истек в 2017 году. [ 15 ] Стареющий самолет больше не летал и с тех пор был припаркован. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Инцидент был показан в «Атаке на Багдад», третьем сезоне (2005 г.) канадского сериала Mayday. [ 16 ] [ 17 ] (называемый «Авиационные чрезвычайные ситуации и авиакатастрофы» в США и «Расследование авиакатастроф» в Великобритании и других странах мира).
См. также
[ редактировать ]- Рейс 123 Японских авиалиний
- Рейс 232 авиакомпании United Airlines
- Система противоракетной защиты гражданских самолетов
- Полетный охранник
- Полет с отключенным управлением
- Список авиакатастроф, повлекших за собой потерю управления
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Неделя авиации и космических технологий , 8 декабря 2003 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа Airbus A300B4-203F OO-DLL Международного аэропорта Багдада (BGW)» . Aviation-safety.net . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Великий побег» . Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ "Расследователи авиакатастроф"
- ^ «Вот коммандос, сбивший аэробус», Клодин Вернье-Паллиез, Paris Match, № 2845 - 27 ноября 2003 г.
- ^ «На пленке запечатлен ракетный обстрел грузового самолета» . 25 ноября 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Дэниел, Сара. Путешествие в пораженную землю . Аркадное издательство, 2006, ISBN 1559707852 , стр. 77
- ^ Нэнси, Малькольм (2014). Террористы Ирака: внутри стратегии и тактики иракского повстанческого движения 2003–2014 гг . ЦРК Пресс. стр. 168–169. ISBN 978-1498706896 .
- ^ «Информация о планере N1452 Airbus A300B4-203(F) — Без названия» . planespotters.net .
- ^ Jump up to: а б Элко Б. (30 апреля 2006 г.). «Специальные самолеты: удар OO-DLL над Багдадом» . Европейская трибуна . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ «Дань уважения капитану Эрику Дженнотту, фланговому офицеру Стиву Михильсену и бортинженеру Марио Рофаилу» (PDF) . Янник Малиндж . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2005 года . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ «Пилоты заново переживают ракетную атаку Ирака» . Flightglobal.com . 9 ноября 2004 г.
- ^ Премия Мемориала Гордона-Берджа. Архивировано 7 апреля 2019 г. в Wayback Machine - THCAP.
- ^ Премия FSF за профессионализм в области безопасности полетов. Архивировано 21 мая 2013 г. в Wayback Machine | Фонд безопасности полетов
- ^ «Авиационная фотография № 1909863: Airbus A300B4-203(F) — без названия» . Авиалайнеры.нет .
- ^ «N1452 (AIRBUS INDUSTRIE A300 B4-203, принадлежащий PACIFIC AEROMOTIVE CORP) Регистрация воздушного судна» . FlightAware . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Атака на Багдад». Первое мая . Сезон 3. Эпизод 2. 2005. Discovery Channel Canada / National Geographic Channel .
- ^ Самолет доставки DHL поражен воздушной ракетой | Первомай | В движении , получено 19 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание криминального происшествия в Сети авиационной безопасности
- Статья Agence France-Presse об инциденте
- Статья ParisMatch Клодин Вернье-Паллиез , которая сопровождала отряд коммандос федаинов , атаковавших самолет.
- Бумага Жака Розе
- Управление по безопасности гражданской авиации правительства Австралии
- Австралийское общество расследователей воздушной безопасности
- Инциденты сбития авиалайнера
- Аварии и инциденты с участием Airbus A300
- Авиационные происшествия и инциденты в Ираке
- Авиационные происшествия и происшествия в 2003 г.
- 2003 год в Багдаде
- ДХЛ
- Инциденты сбития самолетов 21 века
- События ноября 2003 г. в Ираке
- Катастрофы 2003 года в Ираке
- Мухаррак
- Бельгийско-иракские отношения
- Катастрофы в Багдаде
- Международный аэропорт Багдада