Рейс 112 авиакомпании Air China
![]() Электронная микрофотография вириона SARS [1] | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 15 марта 2003 г. |
Краткое содержание | Крупнейшая сверхраспространенная передача атипичной пневмонии во время эпидемии 2003 года. |
Самолет | |
Тип самолета | Боинг 737-36Н |
Оператор | Эйр Чайна |
Регистрация | Б-5035 [2] |
Начало рейса | Международный аэропорт Гонконга |
Место назначения | Международный аэропорт Пекин Столичный |
Оккупанты | 120 |
Пассажиры | 112 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 5 |
Выжившие | 115 |
Рейс 112 Air China был регулярным международным пассажирским рейсом 15 марта 2003 года, на борту которого находился 72-летний мужчина, зараженный тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС). Позже этот человек стал индексным пассажиром для заражения еще 20 пассажиров и двух членов экипажа самолета, что привело к распространению атипичной пневмонии на север во внутреннюю Монголию и на юг в Таиланд. Этот инцидент продемонстрировал, как один человек может распространить болезнь посредством авиаперелетов , и стал одним из ряда событий сверхраспространения в глобальном распространении атипичной пневмонии в 2003 году . Скорость авиаперелетов и разнонаправленные маршруты, выбранные пострадавшими пассажирами, ускорили распространение атипичной пневмонии, что вызвало соответствующую реакцию со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), авиационной промышленности и общественности. [3] [4] [5]
Инцидент был нетипичным: пострадали пассажиры, сидевшие на расстоянии от индексного пассажира, а полет длился всего три часа. До этого события считалось, что значительный риск заражения существует только на рейсах продолжительностью более восьми часов и только на двух соседних рядах сидений. Другие рейсы того времени с подтвержденными пассажирами с атипичной пневмонией не имели такой степени распространения инфекции. [3]
Некоторые эксперты поставили под сомнение интерпретацию инцидента и подчеркнули, что некоторые пассажиры, возможно, уже были заражены. Роль воздуха в салоне также оказалась под вопросом, и инцидент с рейсом 112 побудил некоторых экспертов призвали к дальнейшим исследованиям моделей передачи вируса воздушно-капельным путем на коммерческих рейсах. [6]
Фон
[ редактировать ]
Эпидемия атипичной пневмонии 2003 года была вызвана недавно появившимся на тот момент подтипом коронавируса (SARS-CoV), который ранее был неизвестен у людей. [7] Впервые он был отмечен в Гуандуне , Китай, в ноябре 2002 года. Три месяца спустя он появился в Гонконге, Вьетнаме, Сингапуре и Канаде. Передача вируса происходила в основном через вдыхание капель при кашле или чихании человека, и у заражённых людей отмечалась температура выше 38 °C (100 °F) и сухой кашель, обычно проявлявшийся как атипичная пневмония . [8]
К 28 февраля 2003 г. эпидемия атипичной пневмонии достигла Ханоя и считалась вызывающей глобальную озабоченность, в результате чего штаб-квартира ВОЗ в Женеве 12 марта 2003 г. выпустила глобальное предупреждение о состоянии здравоохранения , первое после эпидемии чумы в Индии в 1994 году . [9] Под руководством ВОЗ управление происшествием заключалось в основном в отслеживании контактов , изоляции пострадавших и карантине их контактов. [7] Последний известный случай передачи атипичной пневмонии от человека к человеку произошел в 2004 году. [10] [11]
Из более чем 8000 человек, у которых, как сообщалось, заболел атипичной пневмонией в период с ноября 2002 по июль 2003 года во всем мире, более половины были выходцами из материкового Китая (особенно из Пекина), 20% были работниками здравоохранения, а в 29 странах зарегистрировано 774 случая смерти. Хотя общий уровень смертности составил 15%, среди людей старше 60 лет он вырос до 55%. [7] [12]
Пассажиры
[ редактировать ]
15 марта 2003 года Air China рейс 112 , Боинг 737-300 , вылетел из Гонконга трехчасовым рейсом в Пекин, на борту находились 120 человек, включая 112 пассажиров, 6 бортпроводников и 2 пилота. [13] Заполняемость рейса составила 88%. [3]
Индексным пассажиром был 72-летний мужчина ЛСК, находившийся в Гонконге с 26 декабря 2002 года. [14] Позже он навещал своего больного брата в больнице принца Уэльского с 4 по 9 марта 2003 года, когда его брат умер. За это время в той же палате были зарегистрированы случаи ОРВИ, а у племянницы ЛСК, которая навещала своего больного отца, также заболел ОРВИ. [3] 13 марта 2003 года, за два дня до вылета рейса 112, у LSK поднялась температура. [3] На следующий день, за день до вылета, он обратился к врачу. [14] При посадке на рейс ему стало плохо, и он сел на место 14E. [4] При шестиместном ряду в LSK спереди или в одном ряду сидело 23 пассажира, а позади него - 88 пассажиров. [3]
В одной тайваньской инженерной фирме на рейсе находились семь сотрудников. 21 марта 2003 г. они вернулись в Тайбэй. [14] Кроме того, там была группа из 33 туристов и чиновник Министерства торговли Китая. [3]
Характер распространения
[ редактировать ]ЛСК стал источником заражения еще 20 пассажиров и двух членов экипажа. [3] Пострадали пассажиры, находившиеся в семи рядах от него. [4] Из тех, кто был опрошен позже, восемь из 23 человек впереди или сбоку и 10 из 88 позади LSK заразились вирусом. [3] Инцидент стал крупнейшей передачей атипичной пневмонии в полете, вероятно, из-за присутствия суперраспространителя. [15]
По прибытии в Пекин ЛСК был осмотрен в больнице, но не госпитализирован. [16] На следующий день члены семьи доставили его во вторую больницу, где его успешно реанимировали, а затем госпитализировали с подозрением на атипичную пневмонию. [16] Впоследствии он умер 20 марта 2003 года. [16] В результате расследования по меньшей мере 59 человек с атипичной пневмонией в Пекине были обнаружены в ЛСК, в том числе трое членов его семьи и шесть из семи медицинских работников из отделения неотложной помощи во время его реанимации. [16]
За восемь дней после полета было выявлено 65 пассажиров, из которых 18 заболели. Шестнадцать из них были подтверждены атипичной пневмонией, а два других имели высокую вероятность. Тринадцать были из Гонконга, четверо из Тайваня и один из Сингапура. Еще четверо из Китая, с которыми не были опрошены напрямую, были переданы в ВОЗ. Среднее время появления симптомов составило четыре дня. Ни один из этих 22 человек не подвергался другому воздействию атипичной пневмонии, кроме как на рейсе 112. [3]
Стюардесса Мэн Чунгюнь, 27 лет, вернулась домой во Внутреннюю Монголию, где заразила свою мать, отца, брата, врача и мужа Ли Лина, который позже умер. [2] Стюардесса Фань Цзинлин также вернулась домой во Внутреннюю Монголию, и вместе они стали источниками инфекции почти для 300 человек во Внутренней Монголии. [4]
К группе из 33 туристов, летевших рейсом, предназначенным для пятидневного тура по Пекину, присоединились еще три человека в Пекине. [3] Два из трех были вместе, а третий не связан. Все трое и группа были неизвестны друг другу, и у них были разные планы до и после полета. 23 марта 2003 года местная больница уведомила Министерство здравоохранения Гонконга о трех людях с атипичной пневмонией. Отслеживание контактов показало, что эти трое были теми же тремя людьми, которые присоединились к пекинской туристической группе, 10 из которых также заболели. Лабораторные исследования подтвердили ТОРС у всех 13 человек. [3]
Одним из пассажиров был чиновник Министерства торговли Китая. Он заболел в Бангкоке. 23 марта 2003 года он вернулся в Пекин, сидя рядом с Пеккой Аро, финским чиновником Международной организации труда в Женеве, который собирался в Пекин для подготовки к китайскому форуму занятости. 28 марта Аро стало плохо, и 2 апреля его госпитализировали. Он был первым иностранцем, умершим от атипичной пневмонии в Китае. [4] Пятеро пассажиров рейса 112 умерли от атипичной пневмонии. [6]
Интерпретация
[ редактировать ]Расследования ВОЗ случаев атипичной пневмонии на 35 других рейсах показали, что заражение произошло только у четырех других пассажиров. [7] Еще на одном рейсе, на борту которого находились четыре человека с атипичной пневмонией, инфекция была передана только одному пассажиру. [3] За первые пять месяцев быстрого распространения атипичной пневмонии на ряде рейсов заразились 27 человек, из которых непропорционально много 22 были на рейсе 112 Air China. [4] представляет собой крупнейшую передачу атипичной пневмонии в полете. [15]
Инцидент с рейсом 112 был одним из нескольких событий сверхраспространения , которые способствовали распространению вируса атипичной пневмонии в 2003 году . Другие суперраспространители, определенные как те, которые передают атипичную пневмонию как минимум восьми другим людям, включают инциденты в отеле «Метрополь» в Гонконге, жилом комплексе Amoy Gardens в Гонконге и один в больнице неотложной помощи в Торонто, Онтарио, Канада. . [17]
Представители ВОЗ признали, что авиапассажиры «в двух рядах от инфицированного человека могут оказаться в опасности». [8] Однако было также обнаружено, что вирус выживает в окружающей среде в течение нескольких дней, что приводит к возможности распространения при контакте с поверхностями, включая подлокотники и столики с подносами. [8]
Весь инцидент был нетипичным. Инфекция обычно распространяется в пункте назначения, но редко распространяется во время полета. Воздух в кабине очищается с помощью высокоэффективных фильтров твердых частиц (HEPA) аналогично очистке воздуха в операционной. Самый большой риск — сидеть рядом или в нескольких рядах перед или позади индексного пассажира. [4] [8]
Медицинский советник Международной ассоциации воздушного транспорта Клод Тибо, однако, посчитал, что инцидент был неверно истолкован, заявив: «люди автоматически предполагают, что была передача инфекции» и «мы не можем доказать, что передача была на этом самолете. Они могли уже быть заражены». когда они вошли на борт». [6]
Ответ
[ редактировать ]В разгар глобальной эпидемии заполняемость отелей в Гонконге упала до менее 5%, а пара самых роскошных отелей совершенно пустовала. [9]
Газета Lancet сообщила, что «ТОРС является примером постоянной угрозы новых инфекционных заболеваний и реального потенциала быстрого распространения, который становится возможным благодаря объему и скорости авиаперевозок». В том же отчете также одобрено дальнейшее исследование закономерностей передачи вируса воздушно-капельным путем на коммерческих рейсах. [6] [18]
Обеспокоенность экипажей привела к тому, что Ассоциация бортпроводников США обратилась к Федеральному управлению гражданской авиации с просьбой издать экстренный приказ, требующий от авиакомпаний предлагать бортпроводникам перчатки и хирургические маски или, по крайней мере, разрешать им приносить свои собственные. [8]
Усилия по контролю распространения атипичной пневмонии варьировались от страны к стране. В Сингапуре внедрены инфракрасные сканеры, на Тайване введён обязательный карантин, а в Торонто одобрены карточки с уведомлением о состоянии здоровья. Впоследствии ВОЗ разработала глобальный стандарт. [19]
Финансовые затраты только для Азиатско-Тихоокеанского региона оцениваются в 40 миллиардов долларов США . [19]
Некоторые эксперты раскритиковали ограничение воздушного движения и закрытие национальных границ во время вспышек, заявив, что это может привести к трудностям в доставке медицинской помощи в пострадавшие районы, а закрытие границ также может отпугнуть работников здравоохранения. Кроме того, в книге Майкла Т. Остерхольма 2017 года « Самый смертоносный враг: наша война против микробов-убийц » он говорит, что «нужно обследовать очень много людей, чтобы найти кого-нибудь с инфекционным заболеванием». Инфракрасные сканеры могут не обнаружить болезнь в инкубационном периоде , а лихорадка может быть признаком многих других заболеваний. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «SARS | Фотографии и изображения SARS-CoV | Болезнь CoV | CDC» . www.cdc.gov . 8 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 29 января 2020 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Би Яохуа; Ву Эрсю; Ши Дунхуа (2003). «Меры реагирования и эпидемиологический анализ двух стюардесс, страдающих атипичной пневмонией». аэрокосмической медицины (на китайском языке) Китайский . журнал : 69–71 .ИССН 1001-6589 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Олсен, Соня Дж.; Чанг, Сяо-Лин; Чунг, Теренс Юнг-Ян; Тан, Энтони Фай-Ю; Фиск, Тамара Л.; Оой, Стивен Пенг-Лим; Куо, Хун-Вэй; Цзян, Дональд Да-Шьонг; Чен, Коу-Тонг (18 декабря 2003 г.). «Передача тяжелого острого респираторного синдрома на воздушном судне» . Медицинский журнал Новой Англии . 349 (25): 2416–2422. doi : 10.1056/NEJMoa031349 . ISSN 0028-4793 . ПМИД 14681507 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Авраам, Томас (2004). «4.Глобальная чрезвычайная ситуация» . Чума двадцать первого века: история атипичной пневмонии . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. стр. 91–92. ISBN 978-9622097025 .
- ^ «Инфекционные болезни на летательных аппаратах» . Европейский центр профилактики и контроля заболеваний . 13 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Марк; Оксенден, Маккенна (24 ноября 2017 г.). «Риск полета» . Пулитцеровский центр по освещению кризисов . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клифф, Эндрю; Смоллман-Рейнор, Мэтью (2013). Оксфордский учебник по контролю за инфекционными заболеваниями: географический анализ от средневекового карантина до глобального искоренения . ОУП Оксфорд. стр. 95–96. ISBN 9780199596614 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кох, Д.; Лим, МК (1 августа 2003 г.). «ТОРС и гигиена труда в воздухе» . Профессиональная и экологическая медицина . 60 (8): 539–540. дои : 10.1136/oem.60.8.539 . ISSN 1351-0711 . ПМК 1740596 . ПМИД 12883012 .
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Джеймс Л. (2006). Кляйнман, Артур (ред.). Атипичная пневмония в Китае: прелюдия к пандемии? . Издательство Стэнфордского университета. стр. 201–202. ISBN 978-0-8047-5314-2 .
- ^ «Китай подтверждает SARS у умершей женщины» . ЦИДРАП . 30 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ CDC (3 марта 2016 г.). «Болезнь недели — ОРВИ» . Центры по контролю и профилактике заболеваний . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Шен, Чжуан (2004). «Сверхраспространение событий атипичной пневмонии, Пекин, 2003 г. — Том 10, номер 2 — февраль 2004 г. — Новые инфекционные заболевания — CDC» . Новые инфекционные заболевания . 10 (2): 256–60. дои : 10.3201/eid1002.030732 . ПМК 3322930 . ПМИД 15030693 . Архивировано из оригинала 30 мая 2020 г. Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Уэйли, Флойд (2006). «15. Рейс CA112: лицом к лицу с призраком передачи данных в полете» (PDF) . ОРВИ; Как удалось остановить глобальную эпидемию . ВОЗ. стр. 149–154. ISBN 92-9061-213-4 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 апреля 2019 г. Проверено 08 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Бенитес, Мэри Энн (30 июня 2006 г.). «Рейс CA112: распространение смертельного вируса» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Южно-Китайское издательство Morning Post. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Мангили, Александра; Винденес, Тайн; Жандро, Марк (9 октября 2015 г.). «Инфекционные риски авиаперелетов» . Микробиологический спектр . 3 (5). doi : 10.1128/microbiolspec.IOL5-0009-2015 . ISSN 2165-0497 . ПМИД 26542037 .
- ^ Jump up to: а б с д Лян, В. (2004). «Тяжелый острый респираторный синдром, Пекин, 2003 г.» . Новые инфекционные заболевания . 10 (1): 25–31. дои : 10.3201/eid1001.030553 . ПМК 3092360 . ПМИД 15078593 . Архивировано из оригинала 2 июня 2018 г. Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «Прогресс в глобальном эпиднадзоре и возможностях реагирования через 10 лет после тяжелого острого респираторного синдрома» . medscape.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 3 апреля 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Мангили А., Жандро М.А. (2005). «Передача инфекционных заболеваний при коммерческих авиаперевозках» . Ланцет . 365 (9463): 989–96. дои : 10.1016/S0140-6736(05)71089-8 . ПМЦ 7134995 . ПМИД 15767002 .
- ^ Jump up to: а б Боуэн, Джон Т.; Ларо, Кристиан (2006). «Сети авиакомпаний и международное распространение тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС)» . Географический журнал . 172 (2): 130–144. дои : 10.1111/j.1475-4959.2006.00196.x . ISSN 0016-7398 . JSTOR 3873984 . ПМК 7194177 . ПМИД 32367889 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Хронология реагирования Центров по контролю и профилактике заболеваний на атипичную пневмонию» . www.cdc.gov . 19 июля 2021 г. Проверено 10 сентября 2021 г.