Рейс 5672 компании Brit Air
![]() F-GRJS, участвовавший самолет, за месяц до катастрофы | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 22 июня 2003 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | Коммуна Сен-Диви, недалеко от аэропорта Брест-Гипавас , Брест, Франция 48 ° 27'18 "с.ш. 4 ° 22'06" з.д. / 48,45500 ° с.ш. 4,36833 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Бомбардье CRJ100ER |
Оператор | Brit Air для Air France |
Номер рейса ИАТА. | AF5672 |
Позывной | BRIT AIR 672 ЭХО ЧАРЛИ |
Регистрация | Ф-GRJS |
Начало рейса | Аэропорт Нант Атлантик , Нант , Франция |
Место назначения | Аэропорт Брест-Гипавас , Брест , Франция |
Оккупанты | 24 |
Пассажиры | 21 |
Экипаж | 3 |
Погибшие | 1 |
Травмы | 9 (5 серьезных) [ 1 ] [ 2 ] |
Выжившие | 23 |
Рейс 5672 Brit Air (AF5672) — внутренний пассажирский рейс из аэропорта Нант-Атлантик в аэропорт Брест-Гипавас , Франция, который разбился 22 июня 2003 года. Рейс принадлежал самолету Bombardier CRJ100ER, которым управляла Brit Air , региональная авиакомпания , которая была дочерней компанией Эйр Франс . Самолет разбился на этапе приземления, столкнувшись с множеством препятствий, а затем рухнул на дорогу и загорелся. [ 1 ] Жильцы были немедленно эвакуированы. Капитан погиб в результате крушения, а 23 человека выжили. [ 2 ] [ 3 ] Крушение было названо чудодейственным полетом, поскольку почти все пассажиры выжили. [ 4 ] [ 5 ]
Расследование, проведенное французским органом по расследованию авиационных происшествий, Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA), показало, что экипаж рейса 5672 пренебрег выбором режима захода на посадку на автопилоте. [ 6 ] В результате глиссада не была захвачена. Впоследствии самолет значительно отклонился от ожидаемой траектории полета самолета , и проблема усугубилась, поскольку экипаж не смог контролировать высоту . Система предупреждения о сближении с землей забила тревогу. [ 7 ] и самолет разбился и загорелся. Катастрофа стала третьей зарегистрированной потерей корпуса Bombardier CRJ-100. [ 2 ]
Полет
[ редактировать ]Самолет выполнял регулярный внутренний пассажирский рейс из Нанта в Брест в соответствии с планом полетов по правилам полетов по приборам (IFR). На борту самолета находился 21 пассажир, два члена экипажа (капитан и первый помощник) и один член бортпроводного экипажа. Рейс вылетел в 21:16 по местному времени, на 50 минут позже запланированного.
Во время крейсерского участка полета в этом районе назревал шторм. Сообщается, что присутствовали кучево-дождевые облака с нижней границей на высоте 200 футов. Экипажу пришлось немного отклониться от запланированного маршрута, чтобы избежать грозовой системы возле Бреста, Гуйпавас . По данным метеосводки в Бресте, видимость составляла 800 метров, присутствовал туман.
В 21:39 авиадиспетчерская служба разрешила экипажу снизить самолет до высоты 7000 футов (2100 м), а затем войти в зону ожидания . В 21:47, примерно за 90 секунд до начала запланированной схемы ожидания, диспетчер разрешил экипажу снизиться до высоты 2000 футов (610 м) и продолжить заход на посадку. Вскоре после этого автопилот захватил курсовой маяк ILS , представляющий собой систему посадки по приборам, служащую для наведения самолета вдоль оси взлетно-посадочной полосы, и экипаж приготовился к посадке. Диспетчер заявил, что разрешит самолету приземлиться после того, как экипаж сообщит о своем местонахождении. [ 2 ] : 10
Несчастный случай
[ редактировать ]
В 21:48 первый помощник выпустил закрылки, и самолет стабилизировался на высоте 2000 футов. Пока самолет стабилизировался, ветер, дующий с северо-запада, начал смещать его с маршрута, толкая самолет влево, но экипажу это не удалось. заметить. В 21:49 экипаж выпустил закрылки в окончательное посадочное положение и выполнил предпосадочную проверку. [ 2 ] : 11
В 21:51, находясь на высоте около 500 футов (150 м) при заходе на посадку, система предупреждения о сближении с землей (GPWS) самолета подала сигнал тревоги о «скорости снижения». Затем капитан отключил автопилот, и самолет продолжил снижение. На высоте 100 футов GPWS предупредил экипаж «подъехать». Капитан приказал уйти на второй круг , и экипаж добавил тяги двигателям. [ 2 ] : 11–12
В 21:51:22 рейс 5672 приземлился на травяном поле недалеко от аэропорта на низкой скорости. Затем Bombardier CRJ-100 занесло и врезался в лесную насыпь. Затем он ударился о деревья, в результате чего кончик левого крыла оторвался. На левом крыле сразу же вспыхнул пожар. Затем он ударился о бетонную стену, в результате чего правое крыло и одна из дверей самолета оторвались. [ 4 ] Самолет наконец остановился после того, как врезался в столб. [ 2 ] : 46–49
Эвакуация
[ редактировать ]После того, как самолет остановился, пожар начал распространяться. Внутри самолета возник сильный пожар, преимущественно с левой стороны. Пассажиры стали свидетелями распространения огня в салон через боковые стенки. Стюардесса открыла дверь кабины и увидела в кабине огромные пробоины. Она приказала пассажирам эвакуироваться через отсутствующую правую служебную дверь. [ 2 ] : 52–53
Во время эвакуации несколько пассажиров так и не смогли найти выход. Два пассажира побежали в кормовую часть салона. Позже другой пассажир сказал им, что сзади нет запасного выхода. Пассажир рейса 5672, сидевший в центре самолета, открыл левую запасную дверь. Он понял, что на левом крыле сильный пожар, и решил выйти через дверь. Затем пламя проникло в самолет через открытый аварийный выход. Второй пилот эвакуировался из кабины через образовавшуюся в результате удара дыру. Стюардесса вышла из самолета и оказала помощь в эвакуации снаружи. [ 4 ] [ 2 ] : 52–53 Самолет был эвакуирован менее чем за минуту. [ 4 ] Эвакуация прошла успешно, освещение салона и пожар позволили пассажирам своевременно найти выходы. [ 2 ] : 52–53
Спасательная операция
[ редактировать ]Сотрудники диспетчерской вышки сообщили пожарным службам аэропорта Бреста, что связь с рейсом 5672 потеряна, и пожарные расчеты приступили к поиску места крушения. В 21:56 пожарная часть связалась с пожарной службой города Бреста. Позже им позвонили пассажиры и экипаж рейса 5672 и сообщили, что самолет разбился недалеко от аэропорта. [ 2 ] : 52 Пожарные прибыли на место крушения в 22:18. Второй пилот и пассажир были доставлены в ближайшую больницу, а остальные доставлены в терминал аэропорта. После осмотра врачами некоторые из них позже были доставлены в больницу для дальнейшего лечения. [ 2 ] : 54
Капитан стал единственным погибшим. Еще девять человек получили ранения. [ 5 ]
Расследование
[ редактировать ]Через несколько часов после крушения бортовые самописцы были обнаружены в хорошем состоянии. Позже их отправили в Париж на анализ. Анализы FDR и CVR объяснялись следующим образом: [ 2 ]
В 21:44 экипажу рейса 5672 Брестская вышка приказала выполнить режим ожидания в связи с ухудшением погоды в Бресте. Позже рейсу 5672 было разрешено заход на посадку. Затем капитан начал активировать режим захода на посадку, выбрав режим курса. Позже он изменил источник навигации на VOR , а затем активировал частоту ILS. Эти действия следует выполнять только при включенном режиме захода на посадку автопилота. Однако после того, как капитан активировал частоту ILS, режим захода на посадку не был включен. Экипаж должен был активировать режим захода на посадку, нажав кнопку захода на посадку. Если бы он был вооружен в тот момент, рейс 5672 захватил бы луч курсового радиомаяка . Затем ветер начал заставлять рейс 5672 смещаться влево. В 21:48 рейс 5672 вышел из-под луча курсового радиомаяка. Пока экипаж пытался набрать высоту, самолет еще больше отклонился от запланированного курса. Число отклонения курсового маяка возросло до +1,75. После того как самолет «захватил» глиссаду сверху, капитан включил режим захода на посадку. Однако было уже слишком поздно, и захвата не произошло. Полагая, что глиссада захвачена, экипаж переключил внимание на горизонтальную навигацию.
Когда рейс 5672 снизился, начали звучать многочисленные сигналы тревоги и предупреждения. Затем капитан объявил «уход на второй круг» и увеличил тягу двигателей. Однако из-за низкой скорости полета самолету не удалось подняться в воздух. Позже рейс 5672 упал на землю и загорелся. [ 2 ] : 85–97
Выводы и рекомендации
[ редактировать ]BEA опубликовало свой окончательный отчет и пришло к выводу, что катастрофа была вызвана ошибкой пилота, а именно:
- отказ от выбора режима APPR в начале захода на посадку
- неспособность обнаружить отклонения от траектории полета
- продолжение нестабилизированного захода на посадку до высоты принятия решения.
Способствующим фактором стало изменение стратегии диспетчера, управлявшего полетом. BEA выдало 13 рекомендаций Главному управлению гражданской авиации и Brit Air. [ 2 ] : 103–106
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Пилот погиб в авиакатастрофе во Франции» . Ирландские Таймс . 22 июня 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Авария 22 июня 2003 года в Гипавасе (21) с самолетом Bombardier Canadair CL-600 2B 19, зарегистрированным F-GRJS, эксплуатируемым Brit Air» (PDF) . Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации.
- ^ «Под Брестом разбился самолет местного рейса» . РТЭ . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Чудо Нант-Брест – ПАССАЖИРАМ УДАЛИСЬ ТУШИТЬСЯ ИЗ ПОЖАРНОГО САМОЛЕТА» . Ла Депеш (на французском языке). Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Пилот стал бы жертвой недомогания] . Le Parisien (на французском языке) . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Рантер, Харро. «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 21 апреля 2005 года . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Предварительный отчет: предупреждение GPWS предшествовало катастрофе при заходе на посадку» . АЙН онлайн . 5 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 г. Проверено 8 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации
- Профиль расследования
- Итоговый отчет ( PDF )
- Профиль расследования (на французском языке) – французская версия представляет собой протокол расследования.
- Предварительный отчет (на французском языке) ( PDF )
- Итоговый отчет (на французском языке) ( PDF )
- Катастрофы 2003 года во Франции
- Авиационные происшествия и происшествия во Франции
- Аварии и инциденты с участием Bombardier CRJ200
- Авиационные происшествия и происшествия в 2003 г.
- 2003 г. во Франции
- События июня 2003 г. во Франции
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера