Софи Бланшар
Софи Бланшар | |
---|---|
![]() Гравюра Жюля Порро , 1859 г. | |
Рожденный | Труа-Канон, Королевство Франция (ныне Ив , Франция) | 25 марта 1778 г.
Умер | 6 июля 1819 г. Париж, Франция | ( 41 год
Причина смерти | Крушение воздушного шара |
Известный | Первая женщина, работающая профессиональным воздухоплавателем. |
Супруг | Жан-Пьер Бланшар |
Авиационная карьера | |
Первый полет | 1804 |
Софи Бланшар (англ. Французское произношение: [sɔfi blɑ̃ʃaʁ] ; 25 марта 1778 г. - 6 июля 1819 г. [ 1 ] ), обычно называемая мадам Бланшар , [ а ] Французская воздухоплавательница и жена воздухоплавания пионера Жана-Пьера Бланшара . Бланшар была первой женщиной, работавшей профессиональным воздухоплавателем, а после смерти мужа продолжила заниматься воздухоплаванием, совершив более 60 восхождений. Известная во всей Европе своими подвигами на воздушном шаре, Бланшар развлекала Наполеона Бонапарта , который повысил ее до роли «Аэронавта официальных фестивалей», заменив Андре-Жака Гарнерена . При восстановлении монархии в 1814 году она выступала перед Людовиком XVIII , который назвал ее «Официальным аэронавтом Реставрации».
Для пионеров полеты на воздушном шаре были рискованным делом. Бланшар несколько раз теряла сознание, терпела мороз и чуть не утонула, когда ее воздушный шар разбился в болоте. В 1819 году она стала первой женщиной, погибшей в авиакатастрофе , когда во время выставки в саду Тиволи в Париже запустила фейерверк, который зажег газ в ее воздушном шаре. Ее корабль разбился о крышу дома, и она упала насмерть.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Софи Бланшар родилась Мари Мадлен-Софи Армант в семье протестантов в Труа-Канонс , недалеко от Ла-Рошели . Мало что известно о ее жизни до замужества с Жан-Пьером Бланшаром , первым в мире профессиональным воздухоплавателем. Дата ее замужества неясна; источники указывают даты уже в 1794 году. [ 2 ] или 1797 год, [ 3 ] но большинство указывают 1804 год, год ее первого восхождения. Бланшар бросил свою первую жену Викторию Лебрен и четверых детей, чтобы путешествовать по Европе, продолжая карьеру воздухоплавателя, а позже она умерла в бедности. [ 3 ] Ее по-разному описывают как «маленькую, уродливую, нервную жену Бланшара», «маленькую с острыми птичьими чертами лица», а позже как «маленькую и красивую». [ 4 ] Софи чувствовала себя более комфортно в небе, чем на земле, где из-за ее нервного характера ее легко было испугать. [ 4 ] Она боялась громких звуков и езды в каретах, но была бесстрашна в воздухе. [ 4 ] Она и ее муж попали в аварию во время совместного полета в 1807 году (ее 11-е восхождение, возможно, его 61-е), в результате чего они разбились, и он получил травму головы. Потрясение, видимо, на какое-то время лишило ее дара речи. [ 5 ]
Софи совершила свой первый подъем на воздушном шаре вместе с Бланшаром в Марселе 27 декабря 1804 года. Пара столкнулась с банкротством из-за плохого делового чутья Бланшара, и они считали, что женщина-воздухоплаватель - это новинка, которая может привлечь достаточно внимания для решения их финансовых проблем. Она описала это чувство как «несравненное ощущение». [ 2 ] Софи совершила второе восхождение вместе с Бланшаром, а для своего третьего восхождения 18 августа 1805 года она вылетела в одиночку из сада Монастыря якобинцев в Тулузе . [ 2 ] [ 6 ]
Она не была первой женщиной-воздухоплавателем. 20 мая 1784 года маркиза и графиня Монталамбер, графиня Поденас и мисс де Лагард совершили путешествие на привязном воздушном шаре в Париже. Она также не была первой женщиной, поднявшейся на отвязном воздушном шаре: во времена Бланшара гражданка Анри , совершившая восхождение вместе с Андре-Жаком Гарнереном в 1798 году, получила широкое признание за этот полет на воздушном шаре первой, хотя на самом деле эта честь принадлежала Элизабет Тибл . Тибл, оперный певец, совершил восхождение, чтобы развлечь Густава III Шведского в Лионе 4 июня 1784 года, за четырнадцать лет до гражданки Анри. Однако Бланшар была первой женщиной, пилотировавшей собственный воздушный шар, и первой, кто сделал воздухоплавание своей профессией. [ 7 ]
7 марта 1809 года ее муж умер от травм, полученных 20 февраля 1808 года, когда он упал с воздушного шара в Гааге после сердечного приступа. После его смерти Софи продолжала совершать восхождения, специализируясь на ночных полетах, часто оставаясь в воздухе всю ночь. [ 6 ]
Только карьера
[ редактировать ]
Софи проводила эксперименты с парашютами, как и ее муж, сбрасывая собак со своего воздушного шара, а в рамках своих развлечений запускала фейерверки и сбрасывала корзины с пиротехникой, прикрепленные к небольшим парашютам. [ 3 ] Другие воздухоплаватели сделали себе имя, демонстрируя прыжки с парашютом из корзин воздушных шаров, в частности семья Андре-Жака Гарнерена, чья жена, дочь и племянница регулярно выступали. [ 8 ] Его племянница, Элиза Гарнерен , была главной соперницей Бланшара как женщины-аэронавта, и редко когда на подходящем мероприятии отсутствовало выступление той или другой. [ 6 ] Бланшар, возможно, и сама продемонстрировала свои навыки прыжков с парашютом, но ее основной интерес заключался в полетах на воздушном шаре. [ 9 ]
На момент смерти Бланшара пара все еще была в долгах, поэтому, чтобы минимизировать свои расходы, Софи была максимально экономна в выборе воздушного шара. Она использовала водородом наполненный газовый шар (или «Шарльер» ), так как он позволял ей подниматься в корзине размером чуть больше стула, и не было требований к объему материала, необходимого для воздушного шара . Водородный шар также освободил ее от необходимости поддерживать огонь, чтобы корабль оставался в воздухе. Наличие меньшего по размеру, легко надуваемого воздушного шара также было важно в эпоху, когда «бунты на воздушных шарах» были обычным явлением, и было известно, что разочарованные толпы уничтожали воздушные шары и нападали на воздухоплавателей, когда воздушные шары не поднимались, как планировалось. [ 10 ] Поскольку она была маленькой и легкой, ей удалось сократить количество газа, используемого для надувания воздушного шара. [ 2 ] Софи пользовалась воздушным шаром или, по крайней мере, владела им; Полковник Фрэнсис Макерони записал в своих мемуарах, что она продала его ему в 1811 году за 40 фунтов стерлингов. [ 11 ]
Она стала фавориткой Наполеона , и он назначил ее на замену Андре-Жаку Гарнерену в 1804 году. Гарнерен опозорился, не сумев управлять воздушным шаром, который он отправил в честь коронации Наполеона в Париже; в конце концов воздушный шар долетел до Рима, где врезался в озеро Браччано и стал предметом множества шуток в адрес Наполеона. [ 12 ] Титул, данный ей Наполеоном, неясен: он определенно назначил ее «Аэронавтом официальных фестивалей» (« Aéronaute des Fêtes Officielles »), ответственным за организацию показов воздушных шаров на крупных мероприятиях. [ 2 ] но он, возможно, также назначил ее своим главным министром авиации по воздухоплаванию, и в этой роли она, как сообщается, разработала планы воздушного вторжения в Англию . [ 13 ] Ей удалось отговорить Наполеона от этого непрактичного плана, указав, что преобладающие ветры над Ла-Маншем сделали такое вторжение практически невозможным. [ 14 ]

Она совершила восхождение для развлечения Наполеона 24 июня 1810 года с Марсова поля в Париже и на праздновании, устроенном Императорской гвардией в честь его свадьбы с Марией-Луизой Австрийской . Наполеона В день рождения сына Бланшар совершил полет на воздушном шаре над Парижем с Марсова поля и разбросал листовки, провозглашающие его рождение. [ 15 ] Она выступала на официальном праздновании его крещения в замке Сен-Клу 23 июня 1811 года с фейерверком, запущенным с воздушного шара. [ 16 ] и снова на «Празднике императора» в Милане 15 августа 1811 года. В плохую погоду она совершила восхождение на Кампо Марте в Неаполе, чтобы сопровождать смотр войск зятя Наполеона Иоахима Мюрата , короля. Неаполя, 1811 год. [ 11 ] Когда Людовик XVIII въехал в Париж 4 мая 1814 года после восстановления на французском престоле, Бланшар поднялась на своем воздушном шаре с Нового моста в составе триумфальной процессии. Луи был настолько очарован ее выступлением, что назвал ее «Официальным аэронавтом Реставрации». [ 17 ] [ б ]
Известная по всей Европе, Бланшар собирала на свои восхождения большие толпы людей. Во Франкфурте она, очевидно, стала причиной плохого приема Карла Марии фон Вебера оперы «Сильвана» в ее премьеру 16 сентября 1810 года: горожане стекались посмотреть на ее демонстрацию, в то время как лишь немногие присутствовали на дебюте оперы. [ 19 ] Она дала много выставок в Италии. В 1811 году она отправилась из Рима в Неаполь , разделив путешествие пополам с остановкой через 60 миль (97 км), а позже снова поднялась из Рима на высоту 12 000 футов (3660 м), где, как она утверждала, упала в глубокую немного поспать, прежде чем приземлиться в Тальякоццо . [ 20 ] В том же году она снова потеряла сознание после того, как ей пришлось подняться, чтобы не попасть в ловушку града недалеко от Венсенна . В результате она провела в воздухе 14,5 часов. [ 21 ] Софи пересекла Альпы на воздушном шаре, [ 22 ] а во время поездки в Турин 26 апреля 1812 года температура упала настолько низко, что у нее пошла кровь из носа, а на ее руках и лице образовались сосульки. [ 6 ] Она чуть не умерла 21 сентября 1817 года, когда во время полета из Нанта (своего 53-го рейса) приняла болотистое поле за безопасное место для приземления. Купол ее воздушного шара зацепился за дерево, из-за чего стул опрокинулся; Бланшар, запутавшаяся в снастях, упала в воду болота и утонула бы, если бы вскоре после приземления не подоспела помощь. [ 6 ] Сочувствуя Мари Терезе де Ламур , которая пыталась открыть приют для «падших женщин» ( La Miséricorde ) в Бордо , она предложила пожертвовать на это предприятие доходы от одного из своих восхождений. Де Ламур отклонила это предложение на том основании, что она не может быть причиной того, что кто-то другой рискует своей жизнью. [ 23 ]
Смерть
[ редактировать ]
6 июля 1819 года в саду Тиволи в Париже ее наполненный водородом воздушный шар загорелся, и Бланшар, запутавшаяся в окружающей сети, упала насмерть.
Бланшар регулярно выступала в садах Тиволи, совершая восхождения дважды в неделю, когда была в Париже. [ 3 ] Ее неоднократно предупреждали об опасности использования фейерверков на своих выставках. Это зрелище должно было быть особенно впечатляющим, с большим количеством пиротехники, чем обычно, и, похоже, предупреждения произвели на нее впечатление. Некоторые зрители умоляли ее не подниматься, но другие, жаждущие увидеть представление, уговаривали ее. В одном сообщении говорилось, что она, наконец, приняла решение и ступила в кресло со словами « Allons, ce sera pour la dernière fois » («Пойдем, это будет в последний раз»). [ 24 ]
Примерно в 22:30 (точное время различается) Бланшар начала восхождение в белом платье, белой шляпе со страусиными перьями и с белым флагом в руках. Дул сильный ветер, и похоже, что воздушный шар изо всех сил пытался подняться. Сбросив балласт, Бланшару удалось немного поднять подъемную силу, но при подъеме воздушный шар задел деревья. Как только она миновала верхушки деревьев, Бланшар начала представление, размахивая флагом. Воздушный шар освещался корзинами с « бенгальским огнем », медленно горящим цветным пиротехническим средством. [ 25 ]
Через несколько мгновений после начала представления, продолжая подниматься, было видно, что воздушный шар горит. В некоторых сообщениях говорится, что воздушный шар на мгновение исчез за облаком, а когда он появился снова, он был в огне — каковы бы ни были обстоятельства, газ в воздушном шаре горел. Бланшар начал быстро снижаться, но воздушный шар, подхваченный ветром, продолжал удаляться от садов развлечений, даже когда падал. Некоторые зрители подумали, что эти мероприятия были частью шоу, аплодировали и выкрикивали свое одобрение. [ 26 ] Воздушный шар не поднялся на большую высоту, и, хотя выходящий газ горел, газ внутри воздушного шара сохранял достаточную подъемную силу, чтобы предотвратить падение корабля прямо на землю. Быстро сбросив балласт, Бланшар смог замедлить спуск. В большинстве сообщений говорится, что во время спуска она выглядела спокойной, но, как говорят, она в отчаянии заламывала руки, когда корабль приближался к земле. [ 24 ] Позже ходили слухи, что она так крепко вцепилась в кресло своего корабля, что «от этого усилия лопнули несколько артерий». [ 27 ]

Прямо над крышами улицы Прованс у воздушного шара закончился газ, и корабль врезался в крышу дома. [ с ] Считалось, что она, вероятно, выжила бы, если бы инцидент закончился, но веревки, удерживающие кресло на корпусе воздушного шара, могли перегореть, или удар мог отбросить ее вперед, в результате чего Бланшар застрял в сетке воздушного шара, сброшенного через край крыши на улицу внизу. Джон Пул, очевидец, описал ее последние минуты:
Наступила ужасная пауза, затем г-жа Бланшар, запутавшаяся в сетке своего воздушного шара, с грохотом упала на покатую крышу дома на улице Прованс, а затем на улицу, где ее подняли разбитый труп. [ 28 ]
В некоторых сообщениях говорится, что она выкрикивала « À moi !» («помогите» или буквально «мне»), когда она ударилась о крышу. [ 29 ] Хотя толпы бросились ей на помощь и предпринимались попытки спасти ее, она либо умерла мгновенно, от перелома шеи, либо самое большее через десять минут.
Наиболее вероятной причиной аварии было то, что фейерверк, прикрепленный к ее воздушному шару, был сбит с места деревом, когда она поднималась; возможно, воздушный шар был сильно нагружен и не смог подняться достаточно быстро. Когда она зажгла запалы, фейерверк направился к воздушному шару, а не от него; один из них прожег дыру в ткани, воспламенив газ. Сообщается, что один мужчина заметил проблему и крикнул ей, чтобы она не зажигала предохранители, но его крики были заглушены аплодисментами толпы. [ 24 ] В более поздних сообщениях говорилось, что она оставила газовый клапан открытым, что позволило искрам воспламенить газ и поджечь воздушный шар, или что ее воздушный шар был плохой конструкции и позволял газу выходить на протяжении всего подъема. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Норвич Дафф , который был свидетелем восхождения Бланшара и аварии, записал:
Легко представить, какое влияние столь шокирующая случайность оказала на умы нескольких тысяч людей, собравшихся для развлечения и в приподнятом настроении... [ 30 ]
Узнав о ее смерти, владельцы садов Тиволи немедленно объявили, что входные билеты будут пожертвованы на содержание ее детей, а некоторые зрители стояли у ворот, обращаясь к гражданам Парижа с просьбой о пожертвованиях. [ 30 ] В результате апелляции было собрано 2400 франков , но после сбора выяснилось, что у нее нет выживших детей, поэтому вместо этого деньги были использованы для возведения мемориала с изображением ее горящего воздушного шара над ее могилой на кладбище Пер-Лашез . На ее надгробии была выгравирована эпитафия « жертва ее искусства и бесстрашия ». [ 2 ] Оставшаяся часть денег, около 1000 франков, была пожертвована лютеранской церкви Église des Billettes , которую посещал Бланшар. [ 6 ] Хотя она и не была богата, на момент смерти она погасила долги, оставленные ей мужем, и была финансово обеспечена. Каждое ее восхождение обошлось ей примерно в 1000 франков, не считая расходов на содержание воздушного шара. По завещанию она оставила имущество стоимостью от 1000 [ 6 ] и 50 000 [ 31 ] франков дочери каких-то знакомых.
Историю ее смерти пересказали по всей Европе. Жюль Верн упомянул ее в «Пяти неделях на воздушном шаре» , а в «Игроке » Федор Достоевский сравнил острые ощущения от участия в азартной игре с ощущением, которое Бланшар, должно быть, испытала, когда упала. Для других ее смерть оказалась поучительной историей, либо как пример того, как женщина превысила свое положение (как в случае с Гренвиллом Мелленом , который сказал, что это доказывает, что «женщина на воздушном шаре либо не в своей стихии, либо слишком в ней находится». [ 32 ] ) или как цена тщеславия за попытку столь зрелищного шоу. Чарльз Диккенс прокомментировал: «Кувшин часто попадает в колодец, но почти наверняка в конце концов треснет». [ 33 ] Роман, вдохновленный рассказом Бланшара « Маленький воздухоплаватель Линды Донн» , был опубликован в 2006 году. [ 34 ]
выпущенном в 2019 году, В фильме «Аэронавты», есть персонаж, «пилот» Амелия Ренн (в исполнении Фелисити Джонс ), которая частично была вдохновлена Бланшаром. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бланшар также известна под многими комбинациями ее девичьих и женских фамилий, в том числе Мадлен-Софи Бланшар , Мари Мадлен-Софи Бланшар , Мари Софи Армант и Мадлен-Софи Армант Бланшар.
- ↑ Как граф Прованса , Луи ранее был покровителем пионера воздушного шара Пилатра де Розье , который стал жертвой первого смертельного несчастного случая на воздушном шаре 15 июня 1785 года. [ 18 ]
- ^ В большинстве источников не упоминается номер дома, но некоторые говорят, что это номер 15 или 16, а некоторые утверждают, что это здание было отелем.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Данлоп, Дуг (28 марта 2016 г.). «Софи Бланшар: пионер-аэронавт» . Смитсоновские библиотеки без ограничений . Смитсоновский институт . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марк 2006, стр. 70–1.
- ^ Jump up to: а б с д Линн 2006, с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Уокер 2004, стр. 50–3.
- ^ Браун 1801, стр. 207–8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мишо 1854, стр. 415–6.
- ^ Уолш 1913, стр. 11–12.
- ^ Постоянный 1851, с. 170.
- ^ Фиговое дерево 1859, с. 239.
- ^ What'sHerName и Шэрон Райт (3 декабря 2018 г.). «АЭРОНАВТ Софи Бланшар» . Как ее зовут . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Макерони 1838, с. 41.
- ^ Хофер 1857, с. 499.
- ^ Мартин 2000, с. 135.
- ^ What'sHerName и Шэрон Райт (7 января 2019 г.). «АЭРОНАВТ Софи Бланшар» . Подкаст «Как ее зовут» .
- ^ Смакер 1857, с. 249.
- ^ де Сент-Аман [1890] 2004, с. 270.
- ^ Пельтье 1814, с. 391.
- ^ Канадский музей авиации 2004.
- ^ Ньюман 1945, с. 513.
- ^ Избранные обзоры 1812, с. 176.
- ^ Уэйсон 1897, с. 82.
- ^ Шейлер 2005, с. 10.
- ^ Йонге 1858, с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Ирландия 1822 г., с. 402.
- ^ Джентльменский журнал 1819, стр. 76.
- ^ Мэрион [1870] 2004, с. 99.
- ^ Мэтьюз 1839, стр.65.
- ^ К 1838 году, с. 80.
- ^ Постоянный 1851, с. 145.
- ^ Jump up to: а б Дафф 1819.
- ^ Лесур 1820, с. 651.
- ^ Меллен 1825, с. 154.
- ^ Диккенс 1853, с. 488.
- ^ «Рецензия на художественную книгу: Маленький воздухоплаватель» . Издательский еженедельник. 21 ноября 2005 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Скотт, Уолтер (21 декабря 2018 г.). «Фелисити Джонс о встрече с Рут Бейдер Гинзбург и почему она присоединилась к «Звездным войнам»» . Парад . Проверено 25 августа 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Чарльз Брокден (1808). Литературный журнал и Американский регистр . Том. VIII. Филадельфия: Томас и Джордж Палмер. п. 336.
- Канадский музей авиации (2004 г.). «Эра воздушных шаров» (PDF) . Канадский музей авиации. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2012 года . Проверено 27 июня 2008 г.
- Де Сент-Аман, Имбер (2004) [1890]. Счастливые дни императрицы Марии Луизы . Кессинджер Паблишинг Ко. с. 396. ИСБН 1-4179-2219-2 .
- Диккенс, Чарльз (1853). Бытовые слова: Еженедельный журнал . Том. 7. Нью-Йорк: Дикс и Эдвардс.
- Дафф, Норидж (6 июля 1819 г.). «Отрывок из журнала Норвича Даффа» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 24 июля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Фиговое дерево, Луи (1859). Великие научные и промышленные изобретения древних и современников (на французском языке). Париж: Хашетт. стр. 304 .
- Джентльменский журнал (1819 г.). «Резюме зарубежных событий». Джентльменский журнал . LXXXIX (12). Ф. Джеффрис: 96.
- Хефер (1857 г.). Новая общая биография (на французском языке). Париж: Братья Фирмен Дидо. п. 960.
- Ирландия, Уильям Генри (1822 г.). Франция за последние семь лет . Лондон: Г. и В.Б. Уиттакер. п. 439.
- Лесур, CL (1820). Универсальный исторический справочник за 1819 год (на французском языке). Париж. стр. 768 .
- Линн, Майкл Р. (2006). Популярная наука и общественное мнение во Франции восемнадцатого века . Издательство Манчестерского университета. п. 177. ИСБН 0-7190-7373-1 .
- Мацерони, Фрэнсис (1838). Воспоминания о жизни и приключениях полковника Мацерони . Лондон: Джон Макрон. п. 509.
- Марк, Бернард (2006). Мечта о полете (на французском языке). Тулуза: редактор Le Perégrinateur. п. 216. ИСБН 2-910352-45-5 .
- Мэрион, Фульгенс (2004) [1870]. Чудесные полеты на воздушном шаре или Покорение неба . Кессинджер Паблишинг Ко. с. 124. ИСБН 1-4191-9483-6 .
- Мартин, Дж (2000). Альманах женщин и меньшинств в мировой политике . Харпер Коллинз. п. 466. ИСБН 0-8133-6805-7 .
- Мэтьюз, Чарльз (1839). Мемуары Чарльза Мэтьюза, комика. Том III . Лондон: Ричард Бентли. п. 650.
- Меллен, Гренвилл (1825 г.). Грустные и радостные истории . Бостон: С.Г. Гудрич. п. 185.
- Мишо, Луи Габриэль (1854). Древняя и современная универсальная биография (на французском языке). К. Деплас. п. 700.
- Ньюман, Эрнест (1945). Истории великих опер и их композиторов . Филадельфия: Блэкистон. стр. 889 .
- Пельтье, Жан-Габриэль (1814). «Торжественный въезд Людовика XVIII в свою столицу». Неоднозначное (на французском языке). XLV (400). Лондон: Шульце и Дин.
- Пул, Джон (1838). Выкройки в воздухе; или; (Не)научный отчет о путешествии на воздушном шаре . Лондон: Генри Колберн. стр. 98 .
- Сондерс, Фредерик (1853). Салат для одиноких . Лэмпорт, Блейкман и Ло. стр. 284 .
- Избранные обзоры литературы (1812 г.). Энос Бронсон (ред.). «Разное: мадам Бланшар». Избранные обзоры литературы и дух иностранных журналов . VIII (XLIV). Филадельфия: Джон Ф. Уотсон: 184.
- Шейлер, Дэвид Дж. (2005). Женщины в космосе – Вслед за Валентиной . Спрингер. п. 410. ИСБН 1-85233-744-3 .
- Смакер, Сэмюэл Мошейм (1857). Памятные сцены французской истории: от эпохи кардинала Ришелье до наших дней . Миллер, Ортен и Ко, стр. 385 .
- Турган, Жюльен (1851). Воздушные шары: история воздушного движения от зарождения до наших дней (на французском языке). Братья Плон. стр. 208 .
- Уокер, Майк (2004). Дерби Powder Puff: пилоты в нижних юбках и летающие хлопушки . Уайли. п. 304. ИСБН 0-470-85141-4 .
- Уолш, Уильям (1913). Удобная книга любопытной информации . Лондон: Липпинкотт. стр. 942 .
- Уэйсон, Чарльз Уильям (1897). Ежегодный реестр . Болдуин, Крэдок и Джой.
- Йонг, Шарлотта Мэри (1858). Мария Тереза де Ламур, биография . Лондон: Джон В. Паркер и сын. п. 131.
- 1778 рождений
- 1819 смертей
- Люди из Приморской Шаранты
- Французские протестанты
- Французские воздухоплаватели
- Пионеры французской авиации
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Авиаторы погибли в авиакатастрофах или инцидентах во Франции
- История авиации Франции
- Смертельные случаи в результате падения из самолета
- Французские женщины-авиаторы
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий 1819 г.
- Женщины-пионеры авиации