Арктическая экспедиция Андре на воздушном шаре

Экспедиция Андре на арктическом воздушном шаре 1897 года была неудачной попыткой Швеции достичь Северного полюса , в результате которой погибли все три участника экспедиции: С.А. Андре , Кнут Френкель и Нильс Стриндберг . Андре, первый шведский воздухоплаватель [ нужна ссылка ] , предложил совершить путешествие на водородном шаре со Шпицбергена либо в Россию, либо в Канаду, которое должно было, если повезет, пройти прямо над Северным полюсом по пути. Этот проект был встречен с патриотическим энтузиазмом в Швеции , северной стране, которая отстала в гонке за Северный полюс.
Андре проигнорировал многие ранние признаки опасностей, связанных с его планом воздушного шара. Возможность в некоторой степени управлять воздушным шаром была необходима для безопасного путешествия, но было много свидетельств того, что изобретенная им техника управления с помощью троса была неэффективной. Хуже того, полярный шар «Орнен» ( «Орёл» ) был доставлен прямо на Шпицберген от своего производителя в Париже, не пройдя испытаний. Когда измерения показали, что утечка превышает ожидаемую, Андре не осознала риск.
После того, как Андре, Стриндберг и Френкель взлетели со Шпицбергена в июле 1897 года, воздушный шар быстро потерял водород и разбился о паковый лед всего через два дня . Исследователи не пострадали, но им предстоял изнурительный путь обратно на юг через дрейфующий ледяной ландшафт. Недостаточно одетые, экипированные и подготовленные, потрясенные сложностью местности, они не смогли добраться до безопасного места. Когда арктическая в октябре на них наступила зима, группа в изнеможении оказалась на пустынном Квитёйе (Белом острове) на Шпицбергене и погибла там. На протяжении 33 лет судьба экспедиции оставалась одной из неразгаданных загадок Арктики. Случайное открытие в 1930 году последнего лагеря экспедиции вызвало сенсацию в средствах массовой информации Швеции, где погибших оплакивали и боготворили.
Мотивы и образ мышления Андре были предметом обширных художественных и исторических дискуссий, особенно вдохновленных его очевидной безрассудностью. Ранним примером является Пера Улофа Сундмана художественный роман-бестселлер 1967 года «Полет орла» , в котором Андре изображается слабым и циничным, находящимся во власти своих спонсоров и средств массовой информации. Современные писатели в целом критиковали Андре.
Фон
[ редактировать ]Схема Андре
[ редактировать ]
Вторую половину XIX века часто называют героической эпохой исследования Антарктики . [ 1 ] Негостеприимные и опасные регионы Арктики и Антарктики мощно привлекали воображение того времени, но не как земли со своей собственной экологией и культурой, а как проблемы, которые нужно преодолеть с помощью технологической изобретательности и мужественной смелости. Саломон Август Андре , инженер патентного бюро в Стокгольме , разделил этот энтузиазм. Заядлый воздухоплаватель , Андре предложил план, позволяющий ветру переносить водородный шар через Арктическое море к Берингову проливу , чтобы добраться до Аляски, Канады или России и по пути пройти рядом или даже прямо над Северным полюсом. Это был также период правительственного и народного энтузиазма по поводу исследований, часто служивших имперской экспансии.
В 1893 году Андре приобрел свой собственный воздушный шар « Свеа» и впоследствии совершил на нем девять полетов, начиная со Стокгольма или Гетеборга и преодолев в общей сложности расстояние 1500 километров (930 миль). При преобладающих западных ветрах полеты Свеа имели сильную тенденцию бесконтрольно выносить его к Балтийскому морю и опасно тащить его корзину по поверхности воды или врезать ее в один из многочисленных скалистых островков Стокгольмского архипелага . Однажды Андре унесло ветром через Балтийское море в Финляндию . Его самое длинное путешествие предстояло на восток от Гетеборга, через всю Швецию и через Балтийское море к Готланду . Хотя Андре видел маяк и слышал звуки прибоя у острова Эланд , он оставался убежденным, что путешествует по суше и видит озера. [ 2 ]

Во время нескольких полетов «Свеа» Андре протестировал и опробовал технику управления с помощью троса, которую он разработал и хотел использовать в своей планируемой экспедиции на Северный полюс. Тросы, которые свисают с корзины воздушного шара и тянут часть своей длины по земле, предназначены для противодействия стремлению летательных аппаратов легче воздуха двигаться с той же скоростью, что и ветер, - ситуация, которая делает управление парусами невозможным. . Трение веревок было предназначено для замедления воздушного шара до такой степени, что паруса окажут эффект (помимо вращения воздушного шара вокруг своей оси). Андре сообщил и, по-видимому, полагал, что с помощью троса ему удалось отклониться примерно на десять градусов в любую сторону от направления ветра.
Это представление отвергается современными воздухоплавателями; Шведская ассоциация воздухоплавания утверждает, что мнение Андре о том, что он отклонился от ветра, было ошибочным. [ 3 ] быть введенными в заблуждение неопытностью и избытком энтузиазма в условиях переменного ветра и плохой видимости. [ 4 ] Использование буксирных тросов, которые могут порваться, упасть или запутаться друг с другом или с землей, помимо того, что они неэффективны, ни один современный эксперт не считает полезным методом рулевого управления. [ 4 ]
Продвижение и сбор средств
[ редактировать ]
Арктические амбиции Швеции все еще не были реализованы в конце 19-го века, в то время как соседняя и политически подчиненная Норвегия была мировой державой в освоении Арктики благодаря таким пионерам, как Фритьоф Нансен . [ 5 ] Шведская политическая и научная элита стремилась к тому, чтобы Швеция взяла на себя то лидерство среди скандинавских стран, которое, казалось, ей причиталось, и Андре, убедительный оратор и сборщик средств, обнаружил, что легко заручиться поддержкой своих идей. На лекции в 1895 году для Шведской королевской академии наук Андре привел в восторг аудиторию географов и метеорологов; По его словам, воздушный шар для полярных исследований должен отвечать четырем условиям:
- Он должен иметь достаточную подъемную силу, чтобы перевозить трех человек и все их научное оборудование, современные камеры для аэрофотосъемки , провизию на четыре месяца и балласт, всего около 3000 кг (6600 фунтов).
- Он должен удерживать газ достаточно хорошо, чтобы оставаться в воздухе в течение 30 дней.
- Водород необходимо производить и наполнять баллон на арктическом космодроме.
- Он должен быть хотя бы в некоторой степени управляемым.
Андре с пылким оптимизмом описал легкость, с которой эти требования могут быть выполнены. были построены более крупные воздушные шары По его словам, во Франции , к тому же более герметичные. Некоторые французские воздушные шары оставались наполненными водородом более года без заметной потери плавучести. Что касается водорода, то заполнение аэростата на космодроме можно было бы легко осуществить с помощью мобильных установок по производству водорода; по тросу Что касается рулевого управления, он сослался на свои собственные эксперименты со Свеа , заявив, что отклонение на 27 градусов от направления ветра может быть достигнуто обычным способом. [ 6 ]

Андре заверил аудиторию, что летняя погода в Арктике идеально подходит для полетов на воздушном шаре. Полуночное солнце позволило бы вести наблюдения круглосуточно, сократив вдвое необходимое время плавания и избавив от необходимости стоять на якоре в ночное время, что в противном случае могло бы стать опасным делом. Ночной холод также не повлияет на плавучесть воздушного шара. Техника управления с помощью троса была особенно хорошо адаптирована для региона, где ледяная земля имела «низкое трение и была свободна от растительности». Он сказал, что минимальные осадки в этом районе не представляют угрозы утяжеления воздушного шара. Если на воздушный шар все-таки выпадет дождь или снег, утверждал Андре, «осадки при плюсовой температуре растают, а осадки при минусовой температуре сдуются, поскольку воздушный шар будет двигаться медленнее ветра».
Аудиторию убедили аргументы Андре, столь далекие от реалий арктических летних штормов, туманов, высокой влажности и постоянной угрозы образования льда на самолетах. Шведская королевская академия одобрила расчет расходов Андре в общей сложности в 130 800 крон , что в сегодняшних деньгах соответствует чуть менее 1 миллиону долларов США. [ 7 ] из которых самая большая сумма, 36 000 крон, была потрачена на воздушный шар. Благодаря этому одобрению возникло желание поддержать проект Андре, возглавляемый королем Оскаром II , который лично внес 30 000 крон, и Альфредом Нобелем , динамитным магнатом и основателем Нобелевской премии . [ 8 ]
Предложенная экспедиция Андре также вызвала значительный международный интерес, а европейская и американская общественность, читающая газеты, заинтересовалась проектом, который казался таким же современным и научным, как книги современного автора Жюля Верна . Пресса подогревала интерес широким кругом предсказаний, от верной гибели первооткрывателей. [ 9 ] на безопасное и комфортное «ведение» воздушного шара (модернизированного репортером до « дирижабля ») к Северному полюсу способом, запланированным парижскими экспертами и шведскими учеными. «В наши дни конструкция и наведение дирижаблей значительно усовершенствовались, — писала газета « Провиденс , Род-Айленд Джорнал », — и предполагается, как парижскими экспертами, так и шведскими учёными, помогавшими г-ну Андре, что на вопрос о продолжительном полете в этом случае вполне удовлетворительно ответят характер воздушного шара, его тщательное управление и, при условии, что он попадает в полярный поток воздуха, сами элементы». [ 10 ]

Вера в экспертов и науку была обычным явлением в популярной прессе, но международное внимание привлекло и впервые обоснованную критику. Андре был первым шведским воздухоплавателем, и никто не обладал необходимыми знаниями, чтобы сомневаться в его плавучести или канатах; но и Франция, и Германия имели давние традиции воздухоплавания, и некоторые из их более опытных воздухоплавателей выразили скептицизм по поводу методов и изобретений Андре. [ 11 ]
Однако, как и в случае с неудачами Свеа , никакие возражения не смогли ослабить оптимизм Андре. За ним охотно следили национальные и международные СМИ, он начал переговоры с известным воздухоплавателем и строителем воздушных шаров Анри Лашамбром в Париже, мировой столице воздухоплавания, и заказал лакированный трехслойный шелковый шар 20,5 метров (67 футов) диаметром . из его мастерской. Воздушный шар, первоначально называвшийся Le Pôle Nord , должен был быть переименован в Örnen ( Орел ).
Необходимо было разработать специальные технические решения для размещения трех взрослых в небольшой корзине с воздушным шаром на срок до 30 дней. Спальные места для экипажа были оборудованы на полу корзины вместе с некоторыми запасами и провиантом. [ 12 ] Легковоспламеняющийся водород означал, что готовить пищу в самой корзине было невозможно. Решением стала модифицированная печь-примус , разработанная другом Андре, которую можно было подвесить на восемь метров (26 футов) под экипажем, а затем зажечь из корзины на безопасном расстоянии. Наклонное зеркало, прикрепленное к специально сконструированной печи, позволяло экипажу определить, успешно ли она зажжена. [ 13 ]
Первая экспедиция
[ редактировать ]Для своей попытки запустить воздушный шар в 1896 году у Андре было много желающих на выбор. Он выбрал Нильса Густава Экхольма , опытного арктического метеоролога-исследователя и бывшего его начальника во время геофизической экспедиции 1882–1883 годов на Шпицберген , и Нильса Стриндберга , блестящего студента, проводившего оригинальные исследования в области физики и химии. Основной научной целью экспедиции было составление карты местности с помощью аэрофотосъемки, а Стриндберг был одновременно страстным фотографом-любителем и опытным конструктором современных фотоаппаратов. [ 14 ]
Это была команда, обладающая многими полезными научными и техническими навыками, но лишенная каких-либо особых физических способностей или подготовки для выживания в экстремальных условиях. Все трое мужчин были закрытыми людьми, и только один, Стриндберг, был молод. Андре ожидал сидячего путешествия в корзине на воздушном шаре, а сила и навыки выживания были в его списке далеко внизу. [ 15 ]
Все современные писатели согласны с тем, что схема Северного полюса Андре была нереальной. Он полагался на то, что ветер дует более или менее в том направлении, куда он хотел идти, на то, что он сможет точно настроить свое направление с помощью тросов, на то, что воздушный шар будет запечатан достаточно плотно, чтобы оставаться в воздухе в течение 30 дней, а также на отсутствие льда или снег прилипает к воздушному шару и утяжеляет его. [ 16 ]
В попытке 1896 года ветер подорвал оптимизм Андре, постоянно дуя с севера, прямо в сторону ангара для воздушных шаров на острове Дэйнс , Шпицберген , пока экспедиции не пришлось собраться, выпустить водород из воздушного шара и отправиться домой. Теперь известно, что на острове Дейнс следует ожидать северных ветров; но в конце XIX века информация о воздушных потоках и осадках в Арктике существовала только как оспариваемые академические гипотезы. Даже Экхольм, исследователь арктического климата , не возражал против теории Андре о том, куда их может занести ветер. Данных наблюдений просто не существовало.

С другой стороны, Экхольм скептически относился к способности воздушного шара удерживать водород, судя по его собственным измерениям. Его проверки плавучести летом 1896 года во время процесса производства водорода и закачки его в воздушный шар убедили его в том, что воздушный шар протек слишком сильно, чтобы когда-либо достичь полюса, не говоря уже о том, чтобы отправиться в Россию или Канаду. Самая большая утечка произошла из-за примерно восьми миллионов крошечных дырочек вдоль швов, которые, похоже, не запечатывали никакие наклеенные полоски шелка или нанесение специального лака с секретной формулой. [ 17 ]
Воздушный шар терял 68 килограммов (150 фунтов) подъемной силы в день. Принимая во внимание его большую нагрузку, Экхольм подсчитал, что он сможет оставаться в воздухе максимум 17 дней, а не 30. Когда пришло время отправляться домой, он предупредил Андре, что не будет принимать участие в следующей попытке, запланированной на летом 1897 года, если только не будет куплен более прочный и лучше запечатанный воздушный шар. Андре сопротивлялась критике Экхольма вплоть до обмана. На обратном пути со Шпицбергена Экхольм узнал от главного инженера водородного завода объяснение некоторых аномалий, которые он заметил в своих измерениях: Андре время от времени тайно приказывал дополнительно доливать водород в баллон. Мотивы такого саморазрушительного поведения Андре неизвестны.

Некоторые современные писатели, следуя портрету Андре Сундмана в полудокументальном романе « Полет орла» (1967), предположили, что к этому времени он стал пленником своей собственной успешной кампании по сбору средств. Спонсоры и средства массовой информации следили за каждой задержкой, сообщали о каждой неудаче и требовали результатов. Андре, Стриндберга и Экхольма провожали ликующие толпы в Стокгольме и Гетеборге, а теперь все ожидания свелись к нулю из-за долгого ожидания южного ветра на острове Дэйнс. Особенно резким был контраст между одновременным возвращением Нансена, окутанного полярной славой после его смелой, но хорошо спланированной трехлетней арктической экспедиции на корабле «Фрам» , и неспособностью Андре даже спустить на воду свое широко разрекламированное транспортное средство. Сундман предполагает, что Андре не мог позволить прессе сообщить, что он не знал преобладающего направления ветра, а также просчитался при заказе воздушного шара и нуждался в новом, чтобы исправить свою ошибку. [ 18 ] [ 19 ]
После того, как запуск в 1896 году был отменен, энтузиазм по поводу участия в экспедиции во второй попытке в 1897 году угас. Из кандидатов Андре выбрал 27-летнего инженера Кнута Френкеля , чтобы заменить Экхольма. Френкель был инженером-строителем с севера Швеции, спортсменом, любившим длительные горные походы. Его зачислили специально для того, чтобы он возглавил метеорологические наблюдения Экхольма. Несмотря на отсутствие у Экхольма теоретических и научных знаний, он справился с этой задачей эффективно. Его метеорологический журнал позволил исследователям со значительной точностью реконструировать движения троих мужчин в течение последних нескольких месяцев. [ 20 ]
Экспедиция 1897 года
[ редактировать ]Запуск, полет и посадка
[ редактировать ]
Вернувшись на остров Дэйнс летом 1897 года, экспедиция обнаружила, что ангар для воздушных шаров, построенный годом ранее, хорошо выдержал зимние штормы. Ветер тоже был попутнее. Андре укрепил свои лидерские позиции, заменив старшего и критично настроенного Экхольма, авторитета в своей области, на более энергичного Френкеля. [ 21 ]
11 июля при устойчивом юго-западном ветре верхняя часть дощатого ангара была разобрана, трое исследователей забрались в и без того тяжелую корзину, а Андре продиктовала одну телеграмму в последнюю минуту королю Оскару, а другую - газете Aftonbladet. , обладатель прав печати на экспедицию. Большая группа поддержки перерезала последние веревки, удерживающие воздушный шар, и он медленно поднялся. Двигаясь низко над водой, она была так сильно утянута вниз из-за трения тросов длиной в несколько сотен метров о землю, что корзина погрузилась в воду. Трение также скрутило веревки, оторвав их от винтовых креплений. Эти зацепки были новой функцией безопасности, которую Андре неохотно уговорили добавить, благодаря чему веревки, зацепившиеся за землю, можно было легче сбросить.
Большая часть веревок открутилась сразу, и 530 кг (1170 фунтов) веревки были потеряны, в то время как можно было видеть, как трое исследователей одновременно сбросили за борт 210 кг (460 фунтов) песка, чтобы вытащить корзину из воды. Таким образом, за первые несколько минут было потеряно 740 килограммов (1630 фунтов) необходимого веса. Прежде чем он успел покинуть стартовую площадку, «Игл» превратился из предположительно управляемого корабля в обычный водородный шар с несколькими веревками, свисающими с него, во власти ветра; его экипаж не имел средств направить его к какой-либо конкретной цели и имел слишком мало балласта для обеспечения устойчивости. [ 22 ] [ 23 ] Облегченный, воздушный шар поднялся на 700 метров (2300 футов), незапланированную высоту, где более низкое давление воздуха заставило водород выходить еще быстрее через восемь миллионов отверстий для сшивания.

У воздушного шара было два средства связи с внешним миром: буи и почтовые голуби . Буи, стальные цилиндры, заключенные в пробку , предназначались для сбрасывания с воздушного шара в воду или на лед и переносы течениями к цивилизации. Было найдено только два сообщения о буях. Один из них был отправлен Андре 11 июля, через несколько часов после взлета, и гласит: «Наше путешествие пока идет хорошо. Мы плывем на высоте около 250 м (820 футов), сначала на 10° восточной широты, а затем на северной широте. 45° восточной долготы [...] Погода прекрасная. [ 24 ] Второй был сброшен через час, и его высота составила 600 метров (2000 футов).
Aftonbladet снабжала голубей, выращенных в северной Норвегии, с оптимистической надеждой, что им удастся вернуться туда, а в их цилиндрах с сообщениями содержались заранее напечатанные инструкции на норвежском языке, в которых просили нашедшего передать сообщения по адресу газеты в Стокгольме. Андре выпустил как минимум четырех голубей, но только одного удалось найти на норвежском пароходе, на котором голубь сошел и был тут же застрелен. Его сообщение датировано 13 июля и указывает направление движения в этой точке: восток на 10 ° южной широты. Сообщение гласит: «Полярная экспедиция Андре на «Афтонбладет», Стокгольм. 13 июля, 12.30, 82 градуса северной широты, 15 градусов 5 минут восточной долготы. Хорошего пути на восток, 10 градусов юга. Все идет хорошо. на борту. Это третье сообщение, отправленное Андре». [ 25 ]

Лундстрем и другие отмечают, что ни во всех трех сообщениях не упоминается авария при взлете или все более отчаянная ситуация, которую Андре полностью описал в своем основном дневнике. [ 26 ] Воздушный шар вышел из равновесия, летел слишком высоко и, таким образом, терял водород быстрее, чем опасался даже Экхольм, а затем неоднократно угрожал разбиться о лед. [ 26 ] Он был отягощен дождем («насквозь мокрый», - пишет Андре в дневнике), и люди выбрасывали за борт весь песок и часть полезного груза , чтобы он оставался в воздухе.
Свободный полет длился 10 часов 29 минут, за которым последовал еще 41 час езды по ухабам с частыми контактами с землей перед неизбежным финальным крушением. [ 18 ] В общей сложности «Орел» путешествовал два дня и три с половиной часа, и за это время, по словам Андре, никто из троих мужчин не спал. Последняя посадка, похоже, была мягкой. Ни люди, ни почтовые голуби в плетеных клетках не пострадали, ни одно оборудование не было повреждено, даже хрупкие оптические приборы и две камеры Стриндберга. [ 27 ]
Пешком по льду
[ редактировать ]
С того момента, как 14 июля все трое были высажены на мель, узкоспециализированная картографическая камера Стриндберга, которую привезли с собой для составления карты региона с воздуха, вместо этого стала средством записи повседневной жизни на ледяном ландшафте, а также постоянных опасностей и тяжелого труда похода. [ 28 ] Стриндберг сделал около 200 фотографий своей семикилограммовой (15 фунтов) камерой в течение трех месяцев, которые они провели на паковом льду, одной из самых известных стала его фотография Андре и Френкеля, созерцающих упавшего орла . [ 29 ]
Андре и Френкель также тщательно записывали свой опыт и географическое положение: Андре в своем «главном дневнике» [ 30 ] Френкель в своем метеорологическом журнале. Стенографический дневник Стриндберга был более личным по содержанию и включал его общие размышления об экспедиции, а также несколько посланий его невесте Анне Шарлье. [ 31 ] Все три рукописи в конечном итоге были извлечены изо льда на острове Квитёя в 1930 году.
«Игл» был снабжен защитным снаряжением, таким как ружья, снегоступы, сани, лыжи, палатка, небольшая лодка (в виде связки изогнутых палок, которую нужно было собрать и покрыть воздушным шаром), большая часть которого хранилась не в не в корзине, а в отсеке для хранения, расположенном над кольцом воздушного шара. Эти предметы не собирались с особой тщательностью, и мало внимания уделялось существующим конструкциям, используемым обществами, живущими в полярных регионах. В этом Андре контрастировал не только с более поздними, но и со многими более ранними исследователями.
Жесткие сани Андре оказались непрактичными для труднопроходимой местности с протоками, разделяющими льдины, высокими гребнями и частично покрытыми льдом тающими прудами . [ 32 ] Мужская одежда не состояла из меха, а представляла собой шерстяные пальто и брюки, а также клеенчатые шкуры . Они носили клеенчатые плащи, но исследователи сообщали, что они всегда казались влажными или мокрыми из-за полузамерзших луж воды на льду и типично туманного и влажного арктического летнего воздуха и были заняты сушкой своей одежды, главным образом ее ношением. Потерять провизию, привязанную к одним из громоздких саней, в один из многочисленных каналов, которые приходилось с трудом пересекать, означало бы верную смерть. [ 33 ]

Прежде чем начать марш, трое мужчин провели неделю в палатке на месте крушения, собирая вещи и принимая решения о том, что, сколько взять с собой и куда идти. Далекий Северный полюс не учитывался как вариант; выбор лежал между двумя складами продовольствия и боеприпасов, заложенными в целях их безопасности: одним в Сьюояне на Шпицбергене и одним на мысе Флора на Земле Франца-Иосифа . Ошибочно сделав вывод на основании своих ошибочных карт, что расстояния до каждого из них примерно равны, они решили попытаться построить более крупное депо на мысе Флора, которое было дальше. За эту неделю Стриндберг сделал больше фотографий, чем когда-либо позже, включая 12 кадров, составляющих 360-градусную панораму места крушения. [ 34 ]
На воздушном шаре было много еды, приспособленной больше для полета на воздушном шаре, чем для пешего путешествия. Андре рассудила, что, если необходимо похудеть, лишнюю еду можно было бы с тем же успехом выбросить за борт, как и песок; а если бы это было не так, еда пригодилась бы, если бы зимовка в арктической пустыне все-таки стала необходимой. Таким образом, было меньше балласта и большое количество тяжелой провизии, всего 767 кг (1691 фунт), включая 200 литров (44 имп галлона; 53 галлона США) воды и несколько ящиков с шампанским, портвейном, пивом и т. д. , пожертвованное спонсорами и производителями. Был также лимонный сок, хотя это средство предосторожности против цинги не было таким большим, как обычно считали необходимым другие полярные исследователи. Большая часть еды была в виде банок с пеммиканом , колбас, другого мяса, сыра и сгущенного молока.

К моменту крушения они выбросили за борт часть провизии. Трое мужчин взяли с собой большую часть остального, покидая место крушения, а также другие предметы первой необходимости, такие как оружие, палатка, боеприпасы и кухонные принадлежности, в результате чего нагрузка на каждые сани составила более 200 кг (440 фунтов). Это было непрактично, так как ломало сани и утомляло людей. Через неделю они разобрались и оставили после себя большую кучу еды и ненужного снаряжения, в результате чего нагрузка снизилась до 130 кг (290 фунтов) на сани. Охота за едой стала более необходимой, чем когда-либо. На протяжении всего марша они стреляли и ели тюленей, моржей и особенно белых медведей. [ 35 ]
Отправившись 22 июля к Земле Франца-Иосифа на юго-востоке, все трое вскоре обнаружили, что их борьба по льду, гребни которого имели высоту в два этажа, едва ли приближала цель: дрейф льда был в противоположном направлении. направлении, перемещая их назад. 4 августа, после долгого обсуждения, они решили вместо этого нацелиться на Сьюояне на юго-западе, надеясь достичь там склада после шести-семинедельного марша с помощью течения. Местность в этом направлении была по большей части чрезвычайно сложной, иногда приходилось ползти на четвереньках, но изредка встречался рельеф в виде открытой воды (маленькая лодка, видимо, была функциональным и безопасным средством передвижения) и гладких, плоских льдин.
"Рай!" написал Андре. «Большие ровные льдины с лужами сладкой питьевой воды и кое-где нежный молодой белый медвежонок!» [ 36 ] Сначала они шли неплохо, но ветер переменился, и их снова отбросило назад, в сторону от Сьюойане. В ближайшие недели ветер менялся от юго-западного до северо-западного; они тщетно пытались преодолеть это, поворачивая все дальше и дальше на запад, но становилось ясно, что Сьюояне им недосягаемо. [ 37 ]

12 сентября исследователи смирились с зимовкой на льду и разбили лагерь на большой льдине, позволив льду унести их куда угодно, «что, как пишет Кьельстрем, «действительно и происходило все это время». Быстро дрейфуя на юг, к Квитойе, они поспешно построили на льдине зимний «дом» для защиты от нарастающего холода со стенами из укрепленного водой снега по проекту Стриндберга. Наблюдая за скоростью их дрейфа, Андре выразил надежду, что они смогут пройти достаточно далеко на юг, чтобы питаться исключительно с моря. [ 38 ]
Однако 2 октября из-за давления на Квитойю льдина начала разрушаться прямо под хижиной, и они были вынуждены перевезти свои запасы на сам остров, что заняло пару дней. Несмотря на эти трудности, Андре записал в своем дневнике: «Моральный дух остается хорошим. С такими товарищами можно справиться, я могу сказать, при любых обстоятельствах». [ 39 ] [ 40 ] Более краткие дневниковые записи Стриндберга показывают, что 5 октября группа высадилась на острове. Затем 6 октября Стриндберг написал «Разведку метели» и 7 октября, похоже, единственное слово «Перемещение». [ 41 ] Более поздний научный анализ выявил содержание последних страниц дневника Андре, последняя запись которого датирована 8 октября: «Мне приятно спать здесь, на быстроходной земле, в отличие от дрейфующего льда в океане, где мы постоянно услышал треск, скрежет и грохот. Нам придется собирать коряги и кости китов, а также передвигаться, когда позволит погода». [ 42 ] [ 43 ] Из конца дневника Стриндберга от 7 октября и Андре от 8 октября следует, что вскоре после этого трое мужчин умерли. [ 44 ] [ 43 ]
Спекуляции
[ редактировать ]
В течение следующих 33 лет судьба экспедиции была окутана тайной, а ее исчезновение стало частью культурных преданий Швеции и, в определенной степени, других стран. Его активно искали в течение нескольких лет, и он оставался предметом мифов и слухов, а международные газеты часто писали о возможных находках. Обширный архив репортажей американских газет за первые несколько лет, 1896–1899 годов, озаглавленный «Тайна Андре», показывает гораздо более высокий интерес средств массовой информации к экспедиции после ее исчезновения, чем раньше. Для него предполагаются самые разнообразные судьбы, вдохновленные находками или сообщениями о находках остатков того, что могло быть корзиной с воздушными шарами или большим количеством воздушного шелка, или историями о людях, падающих с неба, или видениями экстрасенсов, все из которых обычно застрявший воздушный шар обнаруживается далеко от острова Датчанин и Шпицбергена. [ 45 ]
Лундстрем отмечает, что некоторые международные и национальные отчеты приобрели черты городских легенд . Они отражали преобладающее неуважение к коренным народам Арктики, которых газеты изображали как ничего не понимающих дикарей, которые убили троих мужчин или проявили смертельное безразличие к их тяжелому положению. Эти предположения были опровергнуты в 1930 году, после открытия места последнего пристанища экспедиции на Квитойе экипажами двух кораблей, « Братвааг» и « Исбьёрн» .
Восстановление
[ редактировать ]
Норвежская «Братвааг» экспедиция , изучавшая ледники и моря архипелага Шпицберген с норвежского для тюленей судна «Братвааг» из Олесунна , нашла останки экспедиции Андре 5 августа 1930 года. Квитёйя обычно была недоступна для тюленьих или китобойных судов того времени, поскольку Обычно он окружен широким поясом толстых полярных льдов и часто скрыт густыми ледяными туманами. Однако лето 1930 года было особенно теплым, а окружающее море было практически свободным ото льда. Поскольку Квитёя была известна как лучшее место охоты на моржей, а туманы над островом в тот день были сравнительно тонкими, некоторые члены экипажа Братваага воспользовались этой редкой возможностью, чтобы высадиться на том, что они назвали «недоступным островом». [ 46 ]
В поисках воды двое охотников на тюленей, Олав Сален и Карл Тусвик, обнаружили лодку Андре возле небольшого ручья, замерзшую под кучей снега и полную снаряжения, включая багор с выгравированной надписью «Полярная экспедиция Андре, 1896 год». [ 39 ] Получив этот крючок, Братваага капитан Педер Элиассен поручил команде обыскать это место вместе с участниками экспедиции. Среди других находок они обнаружили дневник и два скелета, идентифицированные как останки Андре и Стриндберга по монограммам, найденным на их одежде. [ 39 ]
Братвааг покинул остров, чтобы продолжить запланированную охоту и наблюдения с намерением вернуться позже, чтобы посмотреть, растаял ли лед дальше и обнаружил ли он больше артефактов. Дальнейшие открытия были сделаны M/K Isbjørn из Тромсё , шлюпом для тюленей , зафрахтованным репортерами для подстерегания Братваага . Не добившись успеха, репортеры и команда Исбьёрна чем вместо этого направились к Квитойе, приземлились на острове 5 сентября в хорошую погоду и обнаружили даже меньше льда, Братвааг . Сфотографировав местность, они искали и нашли тело Френкеля, а также дополнительные артефакты, в том числе жестяную коробку с фотопленкой Стриндберга, его бортовой журнал и карты. [ 39 ] Экипажи обоих кораблей передали свои находки научной комиссии правительств Швеции и Норвегии в Тромсё 2 и 16 сентября соответственно. Тела трех исследователей были перевезены в Стокгольм и прибыли 5 октября. [ 47 ]
Причины смерти
[ редактировать ]
Тела троих мужчин были кремированы в 1930 году без дальнейшего обследования после возвращения в Швецию. Вопрос о том, что именно стало причиной их смерти, вызвал как интерес, так и споры среди ученых. Несколько практикующих врачей и историков-любителей прочитали обширные дневники детективным взглядом в поисках подсказок в диете, явных жалобах на симптомы и наводящих на размышления подробностей на месте смерти. [ 48 ] Они сходятся во многих деталях. Например, известно, что исследователи ели в основном скудные количества консервов и сухих продуктов из воздушных запасов, а также огромные порции полуфабрикатов из мяса белых медведей и иногда тюленей.
Исследователи часто страдали от болей в ногах и диареи, всегда были уставшими, замерзшими и мокрыми. После 10 сентября дневниковые записи Андре, которые раньше делались ежедневно, стали более спорадическими, а его почерк ухудшился. [ 39 ] Когда трое мужчин двинулись со льда на Квитойю, они оставили большую часть своего ценного снаряжения и припасов за пределами палатки и даже у кромки воды, как будто они были слишком измотаны, равнодушны или больны, чтобы нести их дальше. Стриндберг, младший, умер первым. Его «похоронили» (заклинили в утесе) остальные. Однако интерпретация этих наблюдений оспаривается.
Самое известное и наиболее широко признанное предположение сделано практикующим врачом Эрнстом Трайдом в его книге « De doda på Vitön» ( «Мертвые на Квитойе ») в 1952 году: мужчины заболели трихинеллезом , которым они заразились в результате употребления в пищу недоваренных продуктов. мясо белого медведя. личинки Trichinellaspiralis На месте происшествия в частях туши белого медведя были обнаружены . И Лундстрем, и Сундман поддерживают это объяснение. [ 48 ] Критики отмечают, что диарея , которую Трайд называет основным симптоматическим свидетельством, вряд ли нуждается в объяснении, помимо общего плохого питания и физических страданий, но некоторые более специфические симптомы трихинеллеза отсутствуют. Кроме того, Фритьоф Нансен и его товарищ Ялмар Йохансен питались в основном мясом белого медведя в одном и том же районе в течение 15 месяцев без каких-либо побочных эффектов. [ 49 ] Автор и врач Беа Уусма отмечает, что уровень смертности от трихинеллеза составляет всего 0,2 процента и что основной симптом – лихорадка – никогда не упоминается ни в одном из дневников мужчин, а также отмечает, что трио, похоже, не принимало никаких лекарств от лихорадки. . [ 50 ]
Другие предположения включали отравление витамином А в результате употребления в пищу печени белого медведя; однако дневник показывает, что Андре осознавала эту опасность. Отравление витамином А в результате употребления в пищу печени тюленя - это еще одна теория, упомянутая Беа Уусмой, которая, однако, отвергает ее на основании того факта, что мужчины убили большого тюленя 19 сентября и никогда не отмечали какого-либо связанного с этим заболевания; также низкий уровень смертности от отравления витамином А. [ 51 ] Отравление угарным газом — это теория, которая нашла несколько приверженцев, таких как исследователь Вильялмур Стефанссон . [ 52 ] Главное возражение состоит в том, что на момент обнаружения в баке их примуса еще был керосин и что примус, скорее всего, не находился внутри палатки. [ 53 ] Стефанссон утверждает, что они использовали неисправную печь, с чем он сам столкнулся в своих экспедициях. Альтернативным предположением является отравление свинцом из банок, в которых хранилась их еда, а также цинга, ботулизм , самоубийство (у них было много морфия и опиума) и нападение белого медведя. Комбинация, которую предпочитает Кьельстрем, — это холод и переохлаждение по мере приближения арктической зимы с обезвоживанием, общим истощением, апатией и разочарованием.
Кьельстрём утверждает, что Трайд никогда не принимает во внимание характер повседневной жизни исследователей, и особенно решающий удар льда, расколовшегося под их многообещающим передвижным домом, вынудившего их перебраться на ледниковый остров. «Потомки выразили удивление тем, что они умерли на Квитойе, окруженные едой», — пишет Кьельстрём. «Удивление скорее в том, что они нашли в себе силы жить так долго». [ 54 ]
В 2010 году писательница и исследователь Беа Уусма из Каролинского института в Стокгольме отвергла теорию о том, что личинки Trichinellaspiralis убили участников экспедиции. Осмотрев мужскую одежду и обнаружив в сохранившихся трусах Стриндберга то, что, скорее всего, было разорвано белыми медведями (которые он носил во время захоронения и которые впоследствии были спасены в 1930 году), [ 55 ] она пришла к выводу, что, по крайней мере, Стриндберг был убит белыми медведями. [ 56 ] [ 57 ]
В удостоенном наград Уусме [ 58 ] книга об экспедиции, частично основанная на ее собственных новых исследованиях (включая анализ редко встречающегося отчета о вскрытии 1930 года), [ 59 ] она выдвигает теорию о том, что Стриндберг был атакован и убит белым медведем, который, возможно, также ранил Френкеля, который, судя по всему, вскоре после этого умер в палатке, без варежок и обуви. [ 60 ] Андре, похоронивший Стриндберга и оказавшийся в ловушке на острове один и неспособный уйти сам, затем, возможно, решил покончить жизнь самоубийством с помощью морфия. [ 61 ] Эта теория о причине смерти Андре подтверждается тем фактом, что его останки были найдены в полувертикальном положении на камне - ситуация вряд ли была вызвана белыми медведями с винтовкой рядом с ним. Кроме того, на месте были найдены почти пустые бутылки с морфием, а также дневник Андре, аккуратно завернутый в свитер, сено и тряпку для воздушных шаров, что указывает на то, что он, возможно, хотел сохранить его в качестве последней меры на случай, если кто-то позже его найдет. [ 62 ]
Наследие
[ редактировать ]
В 1897 году смелое или безрассудное предприятие Андре питало шведскую патриотическую гордость и шведские мечты о том, чтобы взять на себя научное лидерство в Арктике. Титул инженера — Ingenjör Andrée — обычно и почтительно использовался, говоря о нем, и выражал высокое уважение к идеалу инженера конца XIX века как представителя социальных улучшений посредством технического прогресса. Трех исследователей чествовали, когда они ушли, и оплакивала нация, когда они исчезли.
Когда их нашли, исследователи прославились за героизм их обреченной двухмесячной борьбы за достижение населенных пунктов и считались самоотверженно погибшими за идеалы науки и прогресса. Процессия, переносящая их останки с кораблей в Стокгольм 5 октября 1930 года, как пишет шведский историк Сверкер Сёрлин, «должно быть одним из самых торжественных и грандиозных проявлений национального траура, когда-либо случавшихся в Швеции. Одним из редких сопоставимых событий является национальный траур, последовавший за катастрофой Эстонии в Балтийском море в сентябре 1994 года». [ 63 ]
Совсем недавно героические мотивы Андре были подвергнуты сомнению, начиная с Пера Улофа Сундмана бестселлера полудокументального романа 1967 года «Полет орла». Сундман изображает Андре как жертву требований шведских СМИ и истеблишмента, которой в конечном итоге движет страх, а не смелость. Интерпретация Сундманом вовлеченных личностей, слепые пятна шведской национальной культуры и роль прессы отражены в экранизации « Полет орла» (1982), основанной на его романе и снятой режиссером Яном Троеллом . Он был номинирован на премию Оскар . Историк Эдвард Гимон предположил, что открытие в 1930 году останков экспедиции повлияло на Г. П. Лавкрафта в написании «Хребтов безумия» . [ 64 ]
Признание роли Стриндберга, похоже, растет, как из-за стойкости, с которой неподготовленный и неподготовленный студент продолжал фотографировать, находясь, должно быть, в более или менее постоянном состоянии, близком к упадку сил от истощения и разоблачения, так и из-за художественного качества фотографий. результат. [ 65 ] Из 240 открытых кадров, найденных на Квитойе в затопленных контейнерах, 93 были спасены Джоном Герцбергом в Королевском технологическом институте в Стокгольме, бывшем месте работы Стриндберга. В своей статье «Восстановление визуальной истории экспедиции Андре» (2004) Тайрон Мартинссон посетовал на традиционное внимание предыдущих исследователей к письменным записям - дневникам - как к основным источникам информации; он возобновил свои претензии на историческое значение фотографий.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Безопасное возвращение под вопросом: героический век полярных исследований
- ^ Лундстрем, стр. 12–16.
- ^ "Путешествия Андре" . Шведская федерация воздухоплавания. (на шведском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Клаас Джонсон; Йохан Яннсон (4 мая 2009 г.). «Теория катастрофической арктической экспедиции Андре» . Клаас Джонсон о математике и естественных науках . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Лундстрем, стр. 19–44.
- ^ Клаас Джонсон; Йохан Яннсон (4 мая 2009 г.). «Теория катастрофической арктической экспедиции Андре» . Клаас Джонсон о математике и естественных науках . Проверено 15 февраля 2015 г.
- ^ См. эту диаграмму уровня цен. Архивировано 13 января 2012 года в Wayback Machine от Statistiska Centralbyrån. Архивировано 17 ноября 2011 года в Wayback Machine , Швеция.
- ^ Лундстрем, стр. 21–27.
- ↑ См., например, Albany Express, заархивированный 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , Олбани, штат Нью-Йорк, 16 января 1896 г.
- ^ Журнал Providence. Архивировано 30 августа 2003 г. в Wayback Machine , 21 января 1896 г.
- ↑ Лундстрем, стр. 28–29 упоминает, в частности, Гросса в Германии и братьев Ренар во Франции.
- ^ Орёл к полюсу , с. 49.
- ^ Орёл к полюсу , с. 58.
- ^ Лундстрём, с. 36.
- ^ Лундстрем, стр. 32.
- ^ Описание вычислений и гипотез Андре и Экхольмса в этом разделе основано на Кьеллстреме, passim .
- ^ Лундстрём, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Кьельстрём, стр. 45.
- ^ Лундстрем, стр. 69–73.
- ^ Лундстрём, с. 39.
- ^ Лундстрем, стр. 73–114.
- ^ Орёл к полюсу , с. 84.
- ^ Лундстрем, стр. 75–76.
- ↑ Орлом к полюсу , стр. 92.
- ^ Орёл к полюсу , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Лундстрем, с. 81.
- ^ Орёл к полюсу , с. 113.
- ^ Лундстрем, стр. 90.
- ↑ Отчет в этом разделе основан на дневниках экспедиции и фотографиях в Med Örnen motpolen, а также на некоторых комментариях Свена Лундстрема в статье «Наше положение не особенно хорошее…» .
- ^ Med Örnen mot polen , стр. 391–461; последние четыре страницы дневника Андре были настолько повреждены при восстановлении, что расшифровать можно было только фрагменты.
- ^ С орлом к полюсу , стр. 465–485.
- ^ Лундстрем, стр. 93–96.
- ^ Лундстрем, стр. 98.
- ^ То, что серия кадров спроектирована как панорама, было замечено только в исследовании 2004 года Тайроном Мартинссоном, который создал ее анимированную веб-версию, см. Martinsson 2004 . Панораму можно посмотреть здесь .
- ^ Лундстрём, с. 111–113.
- ↑ Дневник Андре, 6 августа, «Орел к полюсу» , с. 409.
- ^ Лундстрём, с. 102.
- ^ Орёл к полюсу , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сильфоны.
- ^ Орёл к полюсу , с. 456.
- ^ С орлом к полюсу , стр. 464.
- ^ Уилкинсон, Алек (12 апреля 2010 г.). «Ледяной шар» . Житель Нью-Йорка . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стефанссон, стр. 272–275.
- ^ С орлом к полюсу , стр. 458–461.
- ↑ См . «Тайна Андре». Архивировано 4 октября 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Холвоет, Дженнифер, изд. (2002–2003). «Конец путешествия – Находка Братваага» . Полярный радар для измерения ледникового покрова, Исследовательский центр Канзасского университета. Архивировано из оригинала 21 августа 2020 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ «Дальнейшие открытия — экспедиция Исбьёрна» . Ku-prism.org. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лундстрем, стр. 114–115.
- ^ См. Кьельстрем, стр. 50–51, и лиц.
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 246. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 248. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ Стефанссон, стр. 304-321.
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 243. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ Кьельстрём, с. 54. Марк Персонн, специалист по ядам, который предположил ботулизм как причину в своей книге « Andrée-expeditionens män Dog troligen av botulism. Архивировано 26 марта 2009 года в Wayback Machine » в 2000 году, представляет обзор других теорий (на шведском языке).
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 216. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ (на шведском языке) «Новая теория об экспедиции Андре: Белый медведь убил полярных исследователей» , SVT , 28 сентября 2010 г.
- ^ (на шведском языке) «Белые медведи убили экспедицию Андре» , Göteborgs-Posten , 28 сентября 2010 г.
- ^ «Экспедиция, Августовский приз» . Цена августа . Архивировано из оригинала 4 января 2022 года . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. ISBN 978-91-1-306165-8 .
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 258. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 228. ИСБН 978-91-1-306165-8 .
- ^ Уусма, Беа (2014). Экспедиция . Швеция: Норстедтс. п. 209 213 228. ISBN 978-91-1-306165-8 .
- ^ Сёрлин, с. 100.
- ^ Гимон, Эдвард (август 2020 г.). «Арктическая тайна: Лавкрафтовский Северный полюс». Ежегодник Лавкрафта (14): 148–151. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26939814 .
- ^ Лундстрем, стр. 89–91.
Источники
[ редактировать ]- «Полярный центр Andréexpeditionen» (на шведском языке). Гренна, Швеция: Музей Гренны. Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
- Андре, Саломон Август ; Френкель, Кнут ; Стриндберг, Нильс (1930). С Орлом к полюсу: полярная экспедиция Андре в 1897 году (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. СЭЛИБР 1313686 . Цифровая версия доступна на сайте Project Runeberg (по состоянию на 16 апреля 2014 г.). Лондонское издание английского перевода Эдварда Адамса-Рэя представляет собой «Дневники Андре», представляющие собой дневники и записи С. А. Андре, Нильса Стриндберга и Кнута Френкеля, написанные во время их экспедиции на воздушном шаре к Северному полюсу в 1897 году и обнаруженные на Уайт-Айленде в 1930 году. вместе с полным отчетом об экспедиции и открытиях; со 103 ил. и 6 карт, планов и диаграмм (1931 г.); в то время как нью-йоркское издание того же перевода — « История Андре: Полное описание его полярного полета», 1897 г. , Blue Ribbon Books, 1932 г.
- Стефанссон, Вихлялмур (1939). Неразгаданные тайны Арктики . Нью-Йорк: Макмиллан.
- «Андриес Фардер» . www.ballong.org (на шведском языке). Шведская федерация воздухоплавания . Проверено 16 июля 2011 г.
- Беллоуз, Алан (2013). «Путешествие Андре и воздухоплавателей на вершину мира» . Чертовски интересно.com . Проверено 9 сентября 2013 г.
- «Биография Андре» (на шведском языке). Музей Гренны. Архивировано из оригинала 1 марта 2007 года . Проверено 5 марта 2006 г.
- Кьельстрем, Рольф (1999). Вракберг, Урбан (ред.). «Экспедиция Андре и ее падение – интерпретация сейчас». Столетие экспедиции С.А. Андре на Северный полюс (на шведском языке). Стокгольм: Центр истории науки Шведской королевской академии наук, коп. 1999: 44–55. СЭЛИБР 3072403 .
- Лундстрем, Свен (1997). «Наше положение не особенно хорошее…»: Экспедиция Андре в черно-белом (на шведском языке). Стокгольм: Карлссон. ISBN 91-7203-264-2 . ЗНАМЕНИТОСТЬ 7622239 . Лундстрём — куратор Полярного центра Андреэкспедиции в Гренне , Швеция.
- Мартинссон, Тайрон (2004). «Восстановление визуальной истории экспедиции Андре: пример фотографических исследований» . Проблемы исследования в художественном дизайне и медиа (6). ISSN 1474-2365 . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 27 февраля 2006 г. Эта статья основана на докторской диссертации Мартинссона 2003 года.
- «Тайна Андре». Архивировано 4 октября 2020 года в Wayback Machine , обширном архиве статей американских ежедневных газет за 1896–1899 годы, от отчетов о подготовке и запуске до догадок и слухов о судьбе исследователей. Доступ 5 марта 2006 г.
- Персон, Марк (2000). «Члены экспедиции Андре, вероятно, умерли от ботулизма» (PDF) . Медицинский журнал (на шведском языке). 97 (12). Стокгольм: Шведская медицинская ассоциация: 1427–32. СЭЛИБР 8257938 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 года . Проверено 13 марта 2006 г.
- Стефанссон, Вильялмур (1939). Неразгаданные тайны Арктики . Лондон: Дж. Г. Харрап и компания. ООО СЕЛИБР 1787910 .
- Сёрлин, Сверкер (1999). Вракберг, Урбан (ред.). «Погребение эпохи: возвращение Андре как национальное событие». К столетию экспедиции С.А. Андре на Северный полюс . Стокгольм: Центр истории науки Шведской королевской академии наук, коп. 1999: 100–11. СЭЛИБР 3072412 .
- Сундман, Пер Улоф (1967). Полет инженера Андре (на шведском языке). Стокгольм: Норстедт. СЭЛИБР 8216860 . Переведено в 1970 году Мэри Сэндбах как «Полет орла» , Лондон: Секер и Варбург. По мотивам этого романа снят фильм Полет орла» « Яна Троэлла 1982 года .
- Трайд, Эрнст Адам (1952). Мертвые на Витоне: правда об Андре (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. СЭЛИБР 1449025 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Павлопулос, Джордж (2007). « 300 градусов Кельвина днем». («300 βαθμοί Κέλβιν το απόγευμα»)» . Новые обзоры. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 13 мая 2008 г. Роман на греческом языке об отголосках этой экспедиции сегодня в западных обществах. «Александрийские публикации» (на греческом языке). Александрия-publ.gr. Архивировано из оригинала 4 марта 2012 года.
- Соллингер, Гюнтер (2005), С.А. Андре: Начало полярной авиации 1895–1897 гг . Москва. Российская академия наук.
- Соллингер, Гюнтер (2005). С. А. Андре и воздухоплавание: аннотированная библиография . Москва. Российская академия наук.
- Сундман, Пер Улоф (1968). Ни страха, ни надежды: коллаж о С. А. Андре, его товарищах и его полярной экспедиции (на шведском языке). Стокгольм: Боннье. ЗНАМЕНИТОСТЬ 884831 .
- Уусма, Беа (2014). Экспедиция: забытая история полярной трагедии . Голова Зевса. СЭЛИБР 17213401 .
- Уилкинсон, Алек (2012). «Ледяной шар. С.А. Андре и героический век освоения Арктики».
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Анджей М. Кобос «Орлем» до биегуна , качественные фотографии из экспедиции. (на польском языке)
- «Воздухоплаватель» Макдональда Харриса , Нью-Йорк, Фаррара, Штрауса и Жиру, 1976, представляет собой вымышленный отчет о полярной экспедиции, которая имеет поразительное сходство с экспедицией С.А. Андре и, предположительно, была вдохновлена ею. ISBN 0-374-10874-9 ISBN 0-380-01739-3 .
- «Зачем ехать в Арктику», январь 1931 года, «Популярная механика», верхняя страница 26. рисунок злополучного полета на воздушном шаре Андре в журнале
- «Ледяной шар: обреченная арктическая экспедиция на Северный полюс» , видео bbc.co.uk
- Беллоуз, Эндрю (24 июня 2013 г.). «Андре и путешествие воздухоплавателей на вершину мира» . Чертовски интересно.com . Проверено 9 сентября 2013 г.
- Коллекция Уильяма Хиллмана о злополучной экспедиции С.А. Андре на воздушном шаре в библиотеке Дартмутского колледжа
- 19 век в Арктике
- Аварии и инциденты с воздушными шарами и дирижаблями
- Арктические экспедиции
- Авиационные происшествия и происшествия 1897 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Норвегии
- Воздушный шар
- Экспедиции из Швеции
- История Шпицбергена
- Квитёя
- Северный полюс
- Катастрофы 1897 года в Норвегии
- Самолет летал один раз