Рейс 7081 Хемус Эйр
![]() Ту-154 компании Hemus Air в 2004 году. | |
Угон | |
---|---|
Дата | 3 сентября 1996 г. |
Краткое содержание | Угон |
Сайт | Варна , Болгария 60 ° 13'08 "N 11 ° 05'38" E / 60,219 ° N 11,094 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-154 |
Оператор | Хемус Эйр |
Начало рейса | Международный аэропорт Бейрута |
Остановка в пути | Аэропорт Варна |
Место назначения | Аэропорт Осло, Гардермуэн |
Оккупанты | 158 |
Пассажиры | 150 |
Экипаж | 8 |
Погибшие | 0 |
Выжившие | 158 |
Рейс 7081 Hemus Air представлял собой угон Ту -154 авиакомпании Hemus Air 3 сентября 1996 года. Инцидент произошел на пути из международного аэропорта Бейрута в Ливане в аэропорт Варны в Болгарии. Угонщик, палестинец Хазем Салах Абдаллах, перебежчик из Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), ложно заявил, что у него на борту была взрывчатка. Самолет приземлился в Варне в 15:15 UTC+2 , где угонщик обменял 149 других пассажиров на топливо. Самолет проследовал в Норвегию с восемью членами экипажа и приземлился в аэропорту Осло Гардермуэн в 20:04 UTC+1 . Абдулла потребовал убежища в Норвегии и быстро сдался. В результате инцидента никто не пострадал. В ходе судебного разбирательства Абдулла заявил, что он невменяем, но был приговорен к четырем годам лишения свободы. После судебного разбирательства он заявил, что получил приказ НФОП разбить самолет в Осло . Его отправили обратно в Ливан после отбытия наказания в августе 1999 года.
Угон
[ редактировать ]Рейс 7081 был чартерным рейсом между международным аэропортом Бейрута в Ливане и аэропортом Варны в Болгарии. Самолет Ту-154 принадлежал в аренде с обслуживанием, выполняемой Balkan Bulgaria Airlines авиакомпании Hemus Air ; на нем было 150 пассажиров и 8 членов экипажа. [ 1 ] Двадцатидвухлетний Абдулла зарегистрировался на рейс в Бейруте без зарегистрированного багажа. Это вызвало подозрения у службы безопасности аэропорта, которая спросила, почему он путешествует чартером без багажа, но он ответил, что всегда путешествовал налегке. Попутчики описали его как робкого и нервного, и что он не сказал ни слова, находясь на борту. [ 2 ] Угонщик спокойно дошел до туалета, где собрал факсимильную бомбу, состоящую из цилиндрической коробки от шоколада, серебряной фольги, черной ленты, выключателя и небольших кусочков проволоки. [ 3 ]
В 15:15 по восточноевропейскому времени (UTC+2) угонщик подошел к передней части самолета и ворвался в кабину, ложно утверждая, что у него в левом кармане взрывчатка, и требуя, чтобы самолет продолжил путь из Варны в Осло. [ 4 ] Самолет приземлился в 14:32 в аэропорту Варны и после того, как угонщик пригрозил взорвать бомбу, он обменял пассажиров на топливо. [ 5 ] [ 6 ] Самолет с экипажем и угонщиком вылетел из Варны в 18:02. [ 6 ] приземляется в аэропорту Осло Гардермуэн в 20:04 по центральноевропейскому времени ( UTC+1 ). [ 4 ] и был направлен в изолированную зону к северу от аэропорта. [ 7 ] Полицейскую операцию возглавил начальник полиции полицейского округа Ромерике Асбьёрн Гран в присутствии трех представителей посольства Болгарии. Переговоры с полицейским переговорщиком были прямыми; Абдулла требовал, чтобы ему предоставили адвоката и убежище. Пока самолет прикрывал тактический отряд полиции «Дельта», в 20:47 угонщик покинул самолет с поднятыми руками. [ 8 ] Позже полиция обнаружила устройство, похожее на бомбу, но в нем не было взрывчатки. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Ян Шятвет был назначен защитником угонщика; он также работал защитой при двух предыдущих угонах самолетов с 1993 года. [ 4 ] Его отвезли в полицейский участок в Лиллестреме , где его допросили. Гран заявил, что «странно» то, что болгарские власти разрешили самолету проследовать в Норвегию вместо того, чтобы решить вопрос в Болгарии, ведь все это время это был болгарский самолет и экипаж. [ 8 ] Быстро было установлено, что единственным мотивом угонщика было попросить убежища в Норвегии и что у него не было никаких политических мотивов. [ 4 ] Абдулла заявил, что его насильно завербовали в ливанскую партизанскую группу и что выход из группы повлечет за собой смертельную охоту на него. Он обнаружил, что ливанцы могут получить визу в Болгарию, но не хотели там селиться из-за преступности и мафии в стране. [ 9 ] Он выбрал Норвегию из-за ее участия в мирных переговорах между израильтянами и палестинцами. [ 4 ] Первоначально ему дали восемь недель содержания под стражей. [ 10 ]
Это был четвертый угон с участием Норвегии, третий за три года и второй, когда иностранный самолет был направлен в Норвегию для подачи заявления о предоставлении убежища. в 1993 году В результате рейса 3100 Аэрофлота трое иранских угонщиков были экстрадированы из Норвегии. [ 11 ] Норвежская ассоциация пилотов авиакомпаний заявила, что Норвегия стала «пунктом номер один в Европе для угонщиков», и потребовала от властей изменить свою политику в отношении угонщиков. В частности, они хотели, чтобы Норвегия ввела ту же политику, что и Швеция, где угонщиков отправляли обратно в страну происхождения при первом же возможном полете. Ответственный за безопасность Кьелл Эрик Хейбек назвал возможность того, что угонщик получит убежище, «безумием». [ 12 ] Администрация гражданской авиации решила запланировать специальное место в Гардермуэне, которое можно было бы использовать для угнанных самолетов. [ 13 ] В январе 1997 года Партия прогресса предложила запретить угонщикам самолетов получать убежище по закону, но это не было поддержано ни одной другой парламентской партией. [ 14 ] были проведены общескандинавские учения Поскольку в Норвегии накоплен опыт угонов самолетов, в сентябре 1997 года в аэропорту Сандефьорд Торп . [ 15 ]
Абдаллу доставили под наблюдение в больницу Дикемарк , однако назначенные судом психиатры не пришли к выводу, что на момент угона он был невменяемым. Однако было замечено, что он периодически страдает психозом . Судебное дело было рассмотрено окружным судом Эйдсволла и началось 16 сентября. Максимальное наказание за угон самолета в Норвегии составляло 21 год, но адвокат заявил, что его клиент невменяем, и потребовал его оправдания. [ 16 ] Болгарские власти не были заинтересованы в расследовании этого дела; За судебным разбирательством не следили представители Болгарии, и четыре члена экипажа, вызванные в качестве свидетелей, не встретились. [ 3 ]
Обвиняемые прибыли в суд в нижнем белье, купальных туфлях и короне. Хотя он и признал, что угнал самолет, но отрицал уголовную ответственность, поскольку находился под влиянием злых сил. Свое заявление он сделал на арабском языке с помощью переводчика. Он заявил, что его насильно завербовали в Народный фронт освобождения Палестины, где ему промыли мозги. Затем он увидел смерть одного из своих друзей, после чего услышал голоса. И Бог, и Дьявол говорили с ним, и какое-то время он спал на кладбищах, где слышал крики мертвецов. Перед отлетом он выпил четыре бутылки пива и восемь раз подвергался обыску в аэропорту. [ 3 ]
Суд признал Абдуллу виновным, не нашел смягчающих обстоятельств и приговорил его к четырем годам тюремного заключения. Суд отметил, что угон был хорошо подготовленным и хитрым и что угонщик сохранил контроль над самолетом в стрессовой ситуации. [ 17 ] 28 апреля 1999 года Министерство юстиции приняло решение вернуть его в Ливан, однако это оказалось невозможным 12 июля, когда он был освобожден из тюрьмы. Поэтому он содержался под стражей до тех пор, пока его не вышлют. [ 18 ] В августе его вернули в Ливан в сопровождении полицейских. В терминале международного аэропорта Вены он попытался скрыться, но был быстро задержан норвежской и австрийской полицией. Из-за этого авиакомпания отказалась взять его на рейс, и пришлось зафрахтовать отдельный самолет. По прибытии туда он был немедленно задержан ливанской полицией. [ 19 ] В декабре 1997 года Абдулла заявил, что он разработал план дезертирства и действовал по приказу НФОП, чтобы разбить самолет над Осло в знак протеста против соглашений Осло и процветающего мирного процесса. Он заявил, что отказался от этого плана, потому что «он не был террористом». [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Меллгрен, Дуг (3 сентября 1996 г.). «Загнанный болгарский пассажирский самолет приземлился в Норвегии» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Магнус, Джон (4 сентября 1996 г.). «Угонщик нервничал». Дагбладет (на норвежском языке). п. 10.
- ^ Jump up to: а б с Хансен, Коре М. (17 сентября 1997 г.). «Угнали самолет, виноваты черти». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д и Турманн-Нильсен, Энн (4 сентября 1996 г.). «Я хочу жить в мире в Норвегии». Дагбладет (на норвежском языке). п. 8.
- ^ «Преступные действия против авиации 1996 г.» (PDF) . Министерство транспорта США . 3 сентября 1996 г. с. 31. Архивировано из оригинала 03 сентября 2014 г. Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Описание угона» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Якобсен, Ларс (4 сентября 1996 г.). «Сдалась через 47 минут». Дагбладет (на норвежском языке). п. 8.
- ^ Jump up to: а б Андреассен, Тор Арне (4 сентября 1996 г.). «Сдался через полчаса». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 2.
- ^ «Угонщик своему адвокату: – Сбежал от партизан». Афтенпостен (на норвежском языке). 6 сентября 1996 г. с. 3.
- ^ «Угонщик заключен в тюрьму на восемь недель». Северное сияние (на норвежском языке). 5 сентября 1996 г. с. 17.
- ^ «Четвертый угон в истории Норвегии» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 3 сентября 1996 г.
- ^ Трондсен, Джейн (4 сентября 1996 г.). «—Вышлите их немедленно». Дагбладет (на норвежском языке). п. 10.
- ^ Хустаднес, Халлдор (15 сентября 1996 г.). «Гардермуэн готовится к новым угонам». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 2.
- ^ «Нет предложению законодательно закрепить отказ в предоставлении убежища угонщикам» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 16 января 1997 г.
- ^ Торгерсен, Ханс О. (17 сентября 1997 г.). «В Норвегию, чтобы разобраться с угонщиками». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 6.
- ^ Йоханссен, Арильд М. (6 августа 1997 г.). «Защитник угонщика болгарского самолета: – Угонщику необходимо разрешить остаться в Норвегии». Афтенпостен (на норвежском языке). п. 5.
- ^ «Четыре года тюрьмы для палестинского угонщика». Афтенпостен (на норвежском языке). 26 сентября 1997 г. с. 3.
- ^ «Угонщики заключены под стражу» (на норвежском языке). Норвежское информационное агентство . 27 июля 1999 г.
- ^ «Депортированный угонщик пойман при попытке к бегству в Вене». Афтенпостен (на норвежском языке). 12 августа 1999 г. стр. 3.
- ^ Милли, Эйстейн (16 сентября 2001 г.). «Угонщики утверждают, что он собирался разбиться насмерть». Путь мира (на норвежском языке). п. 9.
- Угоны самолетов
- Аварии и происшествия с участием Туполева Ту-154
- Авиационные происшествия и происшествия в Болгарии
- Авиационные происшествия и инциденты в Ливане
- Угоны самолетов в Норвегии
- Аэропорт Осло, Гардермуэн
- События сентября 1996 года в Европе
- История Варны, Болгария
- Авиационные происшествия и происшествия в 1996 г.
- 1996 г. в Болгарии.
- 1996 год в Ливане
- 1996 г. в Норвегии.
- Преступления 1996 года в Норвегии
- Преступления 1996 года в Болгарии