TAM Transportes Aéreos Regionales, рейс 402
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2016 г. ) |
![]() ПТ-МРК, самолет, попавший в аварию | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 31 октября 1996 г. |
Краткое содержание | Неуправляемое раскрытие реверсора тяги после взлета, плохая подготовка. |
Сайт | Жабакуара , недалеко от аэропорта Сан-Паулу-Конгоньяс , Сан-Паулу , Бразилия 23 ° 38'46 "ю.ш. 46 ° 38'51" з.д. / 23,64611 ° ю.ш. 46,64750 ° з.д. |
Всего погибших | 99 |
Самолет | |
Тип самолета | Фоккер 100 |
Оператор | ТАМ Линхас Аэреас |
Номер рейса ИАТА. | JJ402 |
Номер рейса ИКАО. | ТАМ402 |
Позывной | ТАМ 402 |
Регистрация | ПТ-МРК |
Начало рейса | Региональный аэропорт Уго Кантерджани , Кашиас-ду-Сул , Бразилия |
1-я остановка | Аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс , Сан-Паулу , Бразилия |
Последняя остановка | Аэропорт Сантос-Дюмон , Рио-де-Жанейро , Бразилия. |
Место назначения | Международный аэропорт Ресифи , Ресифи , Бразилия |
Оккупанты | 95 |
Пассажиры | 89 |
Экипаж | 6 |
Погибшие | 95 |
Выжившие | 0 |
Наземные потери | |
Погибшие на земле | 4 |
Рейс 402 TAM Transportes Aéreos Regionais был регулярным внутренним рейсом из Кашиас-ду-Сул, Бразилия, в международный аэропорт Ресифи в Ресифи, через международный аэропорт Сан-Паулу-Конгоньяс и аэропорт Сантос-Дюмон в Рио-де-Жанейро. 31 октября 1996 года в 8:27 ( UTC-2 ) правый двигатель самолета Fokker 100, летевшего по маршруту, изменил тягу , когда самолет набирал высоту от взлетно-посадочной полосы в Конгоньясе. Самолет заглох и неуправляемо перекатился вправо, затем всего через 25 секунд после взлета врезался в два здания и врезался в несколько домов в густонаселенном районе. Все 95 человек на борту погибли, а также еще 4 человека на земле. Это четвертая по количеству смертей катастрофа в истории бразильской авиации и вторая на тот момент. Это также самая смертоносная авиационная катастрофа с участием Fokker 100. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Самолет
[ редактировать ]Речь шла о самолете Fokker 100 с регистрационным номером PT-MRK. Налет самолета составил более 8000 часов. [ 5 ] . На фюзеляже самолета была нанесена специальная рекламная синяя окраска с надписью «Номер 1», что намекает на то, что ТАМ была удостоена награды «Региональная авиакомпания года» по версии журнала Air Transport World . [ нужна ссылка ]
Экипаж
[ редактировать ]Капитаном был 35-летний Хосе Антонио Морено, имевший более 9000 часов летного опыта, в том числе 3000 часов на Fokker 100. Первым помощником был 27-летний Рикардо Луис Гомеш, имевший 4000 летных часов, с 160 из них на Fokker 100. [ 5 ] На борту также находились пять бортпроводников. [ 6 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]
Самолет Fokker 100 оснащен системой безопасности, предотвращающей случайное срабатывание реверсора тяги при взлете или в полете; система автоматически перемещает регулятор тяги неисправного двигателя Rolls-Royce Tay 650-15 для снижения мощности, после чего самолет может безопасно подняться на полную мощность одного неповрежденного двигателя или поддерживать нормальный полет на пониженной мощности. Кроме того, микропереключатель самолета , активируемый при отрыве основного шасси от земли, отключает схему управления реверсором тяги, предотвращая непреднамеренное срабатывание реверсора тяги в полете.

Когда самолет поднялся с взлетно-посадочной полосы во время аварийного полета с обоими двигателями на полной мощности, неисправный переключатель в сочетании с возможным коротким замыканием привел к срабатыванию реверсора тяги правого двигателя. Дисбаланс сил привел к тому, что самолет покатился и отклонился вправо при наборе высоты от взлетно-посадочной полосы. Система безопасности автоматически отключила питание двигателя при неисправности реверсора тяги. В кабине не было никакой сигнализации или других индикаторов, указывающих на случайное срабатывание реверсора тяги. Экипаж не имел возможности узнать, в чем заключалась истинная проблема. Второй пилот, видя, как правый рычаг мощности двигателя автоматически перемещается в закрытое положение, подумал, что рычаг соскользнул назад из-за проблемы с системой автоматического тяги , и толкнул его обратно в положение полной мощности рядом с левым рычагом дроссельной заслонки двигателя. Автоматическая система безопасности снова закрыла дроссельную заслонку правого двигателя, и капитан, проводивший взлет, приказал выключить систему автоматического тяги. После выключения системы второй пилот снова передвинул правый рычаг мощности двигателя до упора вперед и с силой удержал его в этом положении.
Трос системы безопасности, отвечающий за перевод рычага управления двигателем в положение холостого хода, больше не мог выдерживать физическое напряжение, вызванное тягой привода в одну сторону, в то время как второй пилот заставил его повернуть в другую сторону, нажав рычаг дроссельной заслонки до упора. открытое положение — кабель вскоре разошелся при сервисном подключении. Поскольку рычаг больше не удерживался системой безопасности, второй пилот продолжал держать правую дроссельную заслонку полностью открытой. Сочетание работы правого двигателя на полной тяге в обратном направлении и левого двигателя, все еще работающего при нормальной взлетной тяге вперед, привело к тому, что самолет резко перекатился вправо и упал на землю. [ 1 ]
Расследование
[ редактировать ]В ходе последующего расследования было обнаружено, что летный экипаж не был подготовлен к такому происшествию, поскольку производитель самолета, компания Fokker , посчитала, что вид отказа настолько маловероятен, что в обучении по восстановлению нет необходимости. [ 7 ] [ 5 ]
Драматизация
[ редактировать ]Авария была показана в 15-м сезоне телевизионного документального сериала « Первомайский день» в эпизоде под названием «Резня в Сан-Паулу». [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейс 004 авиакомпании Lauda Air , авария, связанная с срабатыванием реверсора тяги в полете.
- Рейс 314 авиакомпании Pacific Western Airlines , авария, связанная с срабатыванием реверсора тяги в полете.
- Рейс 371 TAROM , авария, вызванная отказом автомата тяги.
- Рейс 182 Sriwijaya Air , авария, вызванная отказом автомата тяги после взлета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рантер, Харро. «Авиакатастрофа Fokker 100 PT-MRK Сан-Паулу – аэропорт Конгоньяс, SP (CGH)» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Сезар, Карлос Ари; да Силва, Джермано (2008). «Двадцать четыре секунды». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в ( ХХ веке через ее происшествия 1928-1996 годов на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 376–81. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ Рантер, Харро. «Профиль безопасности полетов в Бразилии» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «Фоккер 100» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ» (PDF) . Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий . Получено 11 июля 2020 г. - через Aviation Safety Network.
- ^ «Пилоты – ТАМ 402» [Пилоты – ТАМ 402] (на португальском языке). Фолья де Сан-Паулу. Архивировано из оригинала 26 июля 2017 г. Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «Сводка отчета аэронавтики о падении рейса 402» . Фолья де Сан-Паулу (на португальском языке). 12 декабря 1997 г. Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ Mayday - Расследование авиакатастроф (S01-S22) , получено 17 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итоговый отчет
- Итоговый отчет заархивирован 22 сентября 2020 г. в Wayback Machine (на португальском языке).
- «Бразильский самолет 1996 года разбился через несколько секунд после взлета» . Смитсоновский канал . 20 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
- Анимация-репродукция рейса 402 TAM Transportes Aéreos Regionais на YouTube
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные механическими неисправностями
- Авиакатастрофы и инциденты, вызванные ошибкой пилота
- Авиационные происшествия и происшествия в 1996 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Бразилии
- Аварии и происшествия с участием Fokker 100
- Авиакомпании ТАМ Авиакатастрофы и происшествия
- 1996 год в Бразилии
- События октября 1996 года в Южной Америке