Аэропорт Сантос-Дюмон
Аэропорт Сантос-Дюмон Аэропорт Сантос-Дюмон | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный / Военный | ||||||||||||||
Оператор |
| ||||||||||||||
Служит | Рио-де-Жанейро | ||||||||||||||
Открыто | 16 октября 1936 г | ||||||||||||||
Фокусный город для | |||||||||||||||
Часовой пояс | BRT ( UTC−03:00 ) | ||||||||||||||
Высота AMSL | 3 м / 10 футов | ||||||||||||||
Координаты | 22 ° 54'36 "ю.ш., 043 ° 09'45" з.д. / 22,91000 ° ю.ш., 43,16250 ° з.д. | ||||||||||||||
Веб-сайт | www4 | ||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Статистика (2023 г.) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Аэропорт Сантос-Дюмон ( IATA : SDU , ICAO : SBRJ ) — второй крупный аэропорт, обслуживающий Рио-де-Жанейро , Бразилия . Он назван в честь бразильского пионера авиации Альберто Сантоса Дюмона (1873–1932).
Его оператором является компания Инфраэро .
История
[ редактировать ]




Первоначально известный как аэропорт Калабусо , история аэропорта восходит к началу 1930-х годов. До этого времени немногие самолеты, оснащенные шасси, использовали аэропорт Мангиньос . Гидросамолеты , которые в то время выполняли большинство внутренних и международных рейсов, использовали терминал, расположенный в мысе Калабусу, районе, известном сегодня как площадь Марешаль Анкора. Взлет и приземление производились с использованием района залива Гуанабара, тогда известного как estirão do Caju ( водный участок Кажу ). Аэропорт Калабусо был создан как развитие терминала в Калабусо-Пойнт. [ 5 ]
В 1934 году, чтобы обеспечить растущее количество наземных операций, земля была отвоевана у моря, чтобы создать первую взлетно-посадочную полосу аэропорта длиной 1300 футов (400 м). В 1936 году взлетно-посадочная полоса была увеличена до 2300 футов (700 м), и 30 ноября она приняла свой первый коммерческий рейс - самолет VASP Junkers Ju 52 , летевший из Сан-Паулу-Конгоньяс . Комплекс аэропорта был открыт 16 октября 1936 года и получил название Аэропорт Сантос-Дюмон.
Также в 1936 году началось строительство нового пассажирского терминала. Это был проект под руководством архитекторов МММ Роберто (Марсело, Милтон и Маурисио Роберто Дориа-Баптиста), вдохновленных терминалом аэропорта Париж-Ле-Бурже . Его новаторские модернистские архитектурные особенности создали национальную достопримечательность Бразилии. Лишь в 1947 году его строительство было завершено. Это здание продолжает использоваться и по сей день. В вестибюле этого терминала (ныне терминал прибытия) можно увидеть две монументальные картины Кадмо Фаусто де Соуза. Названные «Старая авиация» и «Современная авиация», они включают в себя множество старых и новых средств полета. Оба были открыты в 1951 году. [ 6 ]
Новое здание общественного терминала для гидросамолетов было открыто 29 октября 1938 года. Оно заменило первоначальный пассажирский терминал и использовалось всеми авиакомпаниями, за исключением Panair do Brasil и Pan American World Airways, которые использовали свои собственные мощности. Из-за устаревания гидросамолетов его перестали использовать в 1942 году. Сегодня в этом охраняемом здании находится Институт истории и культуры ВВС Бразилии (INCAER).
Рядом с первоначальным терминалом гидросамолетов компания Pan American World Airways и ее бразильская дочерняя компания Panair do Brasil построили собственный специальный терминал для гидросамолетов и самолетов с шасси. Этот терминал открылся в 1937 году и имеет архитектуру, вдохновленную Панамериканской базой гидросамолетов и зданием терминала в Майами. Он включал пассажирский терминал, офисы и ангары. Он оставался штаб-квартирой Panair do Brasil до тех пор, пока авиакомпания не была вынуждена прекратить свою деятельность в 1965 году. Сейчас это штаб-квартира Третьего регионального авиационного командования ВВС Бразилии .
21 июля 1953 года в соответствии с законом, устанавливающим правила наименования аэропортов, название объекта было официально и в исключительных случаях сохранено как Аэропорт Сантос-Дюмон. [ 7 ]
21 мая 1959 года официальное соглашение между Варигом , Крузейро-ду-Сул и VASP создало службу воздушного транспорта ( португальский : Ponte Aérea ), первую в своем роде в мире. Эта услуга осуществлялась между аэропортом Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон и Сан-Паулу-Конгоньяс и включала регулярные ежечасные отправления, общую стойку регистрации, а также упрощенные билеты и формальности. Служба имела мгновенный успех. Transbrasil присоединилась к партнерству в 1968 году. Начиная с 1975 года сервис обслуживался исключительно самолетами Lockheed L-188 Electra компании Varig . В 1999 году эта услуга прекратилась, поскольку авиакомпании решили предоставлять свои собственные независимые услуги. [ 8 ]
За прошедшие годы основная взлетно-посадочная полоса аэропорта несколько раз расширялась: сначала до 2300 футов (700 м), затем до 3000 футов (910 м) и, наконец, до 4340 футов (1320 м).
С постепенным переносом международных операций в аэропорт Галеан , открытый в 1952 году, Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон потерял свое место в качестве международного узла, но в течение многих лет сохранял положение крупного узла для внутренних перевозок, особенно до 1960 года, когда столица Бразилии была перенесена в Бразилиа . Аэропорт обслуживает только часть внутренних авиаперевозок Рио на короткие и средние расстояния, а также часть операций авиации общего назначения и военных операций. Аэропорт известен тем, что имеет одни из самых коротких взлетно-посадочных полос, на которые могут приземляться некоторые самолеты Boeing и Airbus . Представление об этих операциях дано в о Джеймсе Бонде 007 фильме «Лунный гонщик» 1979 года , в котором ненадолго появляется Lockheed L-188 Electra, взлетающий из аэропорта.
Из-за пожара, почти уничтожившего главный терминал в 1999 году, здание пассажирского терминала было закрыто на 6 месяцев.
26 мая 2007 года, к Панамериканским играм 2007 года , было открыто новое современное расширение первоначального терминала. Это расширение обрабатывает все операции отправления, в то время как исходный терминал теперь обрабатывает все операции прибытия. Новый терминал вылета увеличил общую пропускную способность аэропорта до 8,0 млн пассажиров в год.
5 августа 2009 года было объявлено, что для продления лицензии на эксплуатацию Государственный институт окружающей среды Рио-де-Жанейро (INEA) потребует от аэропорта Сантос-Дюмон скорректировать эксплуатационные стандарты. После встречи INEA и Infraero, состоявшейся 3 сентября 2009 г., был достигнут следующий компромисс: маршрут захода на посадку 2 используется только тогда, когда этого требуют особые ветровые условия, которые составляют 30% от общего числа операций; аэропорт закрыт с 23:00 до 06:00: самолеты могут вылететь или прибыть до 22:30, что дает получасовой период терпимости; а максимальное количество рейсов в час было уменьшено с 23 до 19. [ 9 ] [ 10 ]
Кроме того, в Сантос-Дюмоне действуют ограничения на количество слотов , максимальная скорость которых составляет 19 операций в час, и он является одним из пяти аэропортов Бразилии с такими ограничениями. [ 11 ]

31 августа 2009 года Infraero представила инвестиционный план на сумму 152,2 миллиона бразильских реалов (80,2 миллиона долларов США; 64,5 миллиона евро). [ 12 ] модернизировать аэропорт Сантос-Дюмон, особенно терминал прибытия пассажиров. План был сосредоточен на подготовке к чемпионату мира по футболу 2014 года , который проходил в Бразилии и Рио-де-Жанейро, являющемуся одним из городов проведения, и летним Олимпийским играм 2016 года . Ремонт был завершен в 2013 году.
Хотя этот аэропорт довольно удобно расположен очень близко к центру города, его расположение проблематично, поскольку на прямой траектории захода на посадку самолета находится гора Сахарная голова , а это означает, что установка системы ILS была бы осуществима из-за относительно свободной траектории захода на посадку на взлетно-посадочные полосы 20L/ 20R, это невозможно, поскольку если бы ILS была установлена на взлетно-посадочных полосах 02L/02R, глиссада проходила бы через Сахарную Голову. Это означает, что самолету придется преодолевать гористую местность за пределами двух взлетно-посадочных полос одним из следующих способов:
а. пролететь над входом в отсек, а затем быстро свернуть за Сахарной Головой на глиссаду взлетно-посадочной полосы, или
б. Пролетите над центром Рио и пройдите по гористой местности не только вокруг Сахарной Головы, но и вокруг центрального запада Рио.
Аэропорт Сантос-Дюмон был второстепенным аэропортом Рио-де-Жанейро, а гораздо более крупный международный аэропорт Галеан-Антонио Карлос Жобим был основным аэропортом до 2019 года. В 2020 году позиции поменялись местами, и в 2022 году на Сантос-Дюмон приходилось примерно 63% общего объема перевозок Большого Рио-де-Жанейро состоит из трех аэропортов. В 2022 году Сантос-Дюмон достиг 10 178 502 перевезенных пассажиров, тогда как Галеан - всего 5 895 257 пассажиров. [ 1 ] [ 13 ] Чтобы контролировать и обратить вспять эту аномальную тенденцию, 10 августа 2023 года Национальный совет гражданской авиации издал приказ ограничить услуги Сантос-Дюмон аэропортами, расположенными максимум в 400 км от Рио-де-Жанейро и не имеющими международных рейсов. Постановление вступило в силу 1 января 2024 года и считалось временным до достижения баланса. Авиакомпании начали отменять и/или переносить рейсы в Галеан в сентябре 2023 года. Используя возможность сокращения трафика, та же резолюция санкционировала работы по модернизации концевых зон безопасности взлетно-посадочной полосы с использованием системы защиты из инженерных материалов . [ 14 ] [ 15 ] После сопротивления международного авиационного сообщества 8 ноября 2023 года эти ограничения были отменены и заменены ежегодным ограничением в 6,5 миллионов пассажиров, начиная с 2024 года. [ 16 ]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]

Статистика
[ редактировать ]
, количество пассажирских, воздушных и грузовых перевозок в аэропорту следующее По данным Infraero : [ 17 ] [ 1 ]
Год | Пассажир | Самолет | Груз (т) |
---|---|---|---|
2023 | 11,446,012 ![]() |
120,888 ![]() |
12,656 ![]() |
2022 | 10,178,502 ![]() |
109,352 ![]() |
10,005 ![]() |
2021 | 6,799,614 ![]() |
72,370 ![]() |
6,854 ![]() |
2020 | 4,978,152 ![]() |
54,080 ![]() |
5,215 ![]() |
2019 | 9,091,258 ![]() |
95,203 ![]() |
6,982 ![]() |
2018 | 9,206,059 ![]() |
100,144 ![]() |
6,679 ![]() |
2017 | 9,247,185 ![]() |
102,067 ![]() |
3,490 ![]() |
2016 | 9,065,905 ![]() |
105,671 ![]() |
2,499 ![]() |
2015 | 9,618,197 ![]() |
120,538 ![]() |
2,892 ![]() |
2014 | 9,924,977 ![]() |
125,798 ![]() |
5,089 ![]() |
2013 | 9,204,603 ![]() |
127,328 ![]() |
8,828 ![]() |
2012 | 9,002,863 ![]() |
135,373 ![]() |
5,875 ![]() |
2011 | 8,515,021 ![]() |
129,629 ![]() |
4,236 ![]() |
2010 | 7,822,848 ![]() |
126,515 ![]() |
3,367 ![]() |
2009 | 5,009,643 ![]() |
97,075 ![]() |
3,564 ![]() |
2008 | 3,628,766 ![]() |
71,527 ![]() |
2,509 ![]() |
2007 | 3,214,415 | 65,689 | 2,733 |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Крупные аварии со смертельным исходом
[ редактировать ]- 3 декабря 1930 года: Syndicato Condor гидросамолет Dornier Wal, регистрационный P-BACA, разбился в заливе Гуанабара при попытке избежать столкновения с другим самолетом. Шесть пассажиров и четыре члена экипажа погибли. [ 18 ]
- 3 мая 1934 года: самолет PP-CAR Syndicato Condor Junkers W-34 с регистрационным номером разбился во время приземления в районе Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон. Два члена экипажа погибли. [ 19 ]
- 15 августа 1938 года: Syndicato Condor гидросамолет Junkers Ju 52, регистрационный PP-CAT, потерпел аварию при вылете из залива Гуанабара . Все пассажиры и члены экипажа погибли, кроме одного члена экипажа. [ 19 ]
- 8 ноября 1940 года: самолет VASP Junkers Ju 52 с регистрационным номером PP-SPF, вылетавший из Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон в Сан-Паулу – Конгона, столкнулся в воздухе с самолетом LV-KAB с регистрационным номером de Havilland Dragonfly , принадлежащим Anglo Mexican Petroleum Company ( Shell-Mex) , который готовился к акватории перед яхт-клубом «Флуминенсе» , ныне яхт-клубом Рио-де-Жанейро в Ботафого . Оба самолета разбились, в результате чего погибли все 14 пассажиров и 4 члена экипажа самолета VASP, а также пилот самолета Shell-Mex. [ 20 ] [ 21 ]
- 27 августа 1943 года: самолет VASP Junkers Ju 52, PP-SPD летевший из Сан-Паулу-Конгоньяс в Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон, врезался в здание Военно-морской академии , расположенное недалеко от аэропорта, вскоре после второй попытки приземлиться в Рио в тумане. Самолет разломился на две части, одна часть упала в воду. Из 21 пассажира и экипажа выжили трое. [ 22 ] [ 23 ]
- 12 сентября 1954 года: самолет PP-CDJ с регистрацией Cruzeiro do Sul Douglas C-47 , летевший из Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон в Сан-Паулу – Конгоньяс , был вынужден вернуться в Рио-де-Жанейро из-за технических проблем и плохой погоды в Сан-Паулу. На финальном этапе в Рио-де-Жанейро самолет поднялся слишком высоко. Была предпринята попытка пролететь мимо, но самолет снизился и врезался в залив Гуанабара . Шесть пассажиров из 30 пассажиров погибли. [ 24 ]
- 1 февраля 1958 года: на самолете Lóide Aéreo Nacional Douglas DC-4 с регистрационным номером PP-LEM, выполнявшем ночной рейс 730 в Форталезу , во время взлета произошел отказ двигателя №. 4. Взлет был прерван, и за 100 м до конца взлетно-посадочной полосы лопнуло колесо шасси, в результате чего самолет вылетел за край взлетно-посадочной полосы и загорелся. Из 72 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, пятеро погибли. [ 25 ] [ 26 ]
- 31 мая 1958 года: грузовой самолет Paraense Curtiss C-46 Commando, регистрационный PP-BTB, разбился вскоре после взлета по неизвестным причинам. Экипаж из 4 человек погиб. [ 27 ]
- 30 декабря 1958 г.: у самолета VASP Saab 90 Scandia, PP-SQE с регистрацией летевшего из Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон в Сан-Паулу – Конгона, произошел отказ двигателя № 1 во время набора высоты после взлета. Пилот инициировал экстренное возвращение в аэропорт, но во время второго разворота самолет заглох и врезался в залив Гуанабара . Из 34 пассажиров и членов экипажа на борту погибло 20. [ 28 ] [ 29 ]
- 25 февраля 1960 г. ( столкновение в воздухе в Рио-де-Жанейро, 1960 г. ): самолет PP-AXD с регистрацией Real Transportes Aéreos Douglas DC-3 , выполнявший рейс 751 из Кампос-дус-Гойтаказис в Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон, столкнулся в воздухе над заливом Гуанабара недалеко от залива Гуанабара. Гора Сахарная голова с ВМС США, регистрационным номером 131582 Douglas R6D-1 (DC-6A) летящая из Буэнос-Айреса-Эсейсы на базу ВВС Рио-де-Жанейро-Галеан . Вероятные причины аварии оспариваются, но включают ошибку персонала и неисправное оборудование. Все 26 пассажиров и экипаж бразильского самолета погибли. Из 38 пассажиров американского самолета выжили только трое. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
- 24 июня 1960 года: самолет PP-YRB с регистрацией Real Transportes Aéreos Convair CV-340, летевший из Белу-Оризонти-Пампулья в Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон, врезался в залив Гуанабара в окрестностях Рио-де-Жанейро-Галеан по неизвестным причинам . Все 54 пассажира и экипаж погибли. [ 33 ] [ 34 ]
- 12 апреля 1972 г.: самолет VASP NAMC YS-11 A с регистрационным номером PP-SMI, летевший из Сан-Паулу-Конгоньяс в Рио-де-Жанейро-Сантос-Дюмон, врезался в склон горы при спуске в 50 км к северу от Рио-де-Жанейро из-за ошибки пилота. Все 25 пассажиров и экипаж погибли. [ 35 ] [ 36 ]
- 23 октября 1973 года: самолет VASP NAMC YS-11 A с регистрационным номером PP-SMJ, летевший из Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон в Белу-Оризонти-Пампулья, прервал взлет, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и соскользнул в залив Гуанабара . Из 65 пассажиров и экипажа погибли 8 пассажиров. [ 37 ] [ 38 ]
Инциденты
[ редактировать ]- 2 декабря 1959 г.: самолет Panair do Brasil Lockheed L-049/149 с регистрацией Constellation PP-PCR, выполнявший рейс 246, следовавший из Рио-де-Жанейро – Сантос-Дюмон в Белен-Валь-де-Канс с 44 пассажирами и членами экипажа на борту, был схвачен и угнан офицерами. ВВС Бразилии и был вынужден приземлиться в Арагарсасе , Гояс. Их намерением было использовать самолет для взрыва правительственных зданий в Рио-де-Жанейро и тем самым начать восстание против президента Жуселину Кубичека де Оливейры . Восстание утихло через 36 часов, и самолету было приказано лететь в Буэнос-Айрес, где угонщики попросили убежища. Пострадавших не было. [ 39 ]
- 31 октября 1966 года: самолет VASP Vickers Viscount, регистрационный PP-SRM, был поврежден и не подлежал ремонту, когда вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. [ 40 ]
- 8 декабря 1967 года: самолет FAB2100, зарегистрированный в ВВС Бразилии Vickers Viscount, был списан из-за неисправности ходовой части. [ 41 ]
Доступ
[ редактировать ]Аэропорт расположен рядом с центром Рио-де-Жанейро.
Легкорельсовый транспорт Рио-де-Жанейро имеет конечную станцию в аэропорту, соединяющую аэропорт с центром города, системой метро , центральным железнодорожным вокзалом и центральным автовокзалом .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- ^ Jump up to: а б с «Статистика» . Инфраэро (на португальском языке). 15 января 2024 г. Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Аэропорт Сантос-Дюмон» . Инфраэро (на португальском языке). Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Аэродромы» . ANAC (на португальском языке). 29 июня 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Сантос-Дюмон (SBRJ)» . DECEA (на португальском языке) . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Арт-компания, изд. (1996). Аэропорт Сантос-Дюмон 1936–1996 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Empresa das Artes. ISBN 85-85628-27-8 .
- ^ Перейра, Альдо (1987). Краткая история бразильской коммерческой авиации (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Графическая и издательская компания Europa.
- ^ «Закон № 1909 от 21 июля 1953 года» . Президентство республики (на португальском языке). 21 июля 1953 года . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Ponte Aérea завершает полвека». Журнал Ассоциации ТАМ Crew . 2009. стр. 2–3.
- ^ «Ограничения вынуждают аэропорт Сантос-Дюмон изменить маршрут» (на португальском языке). ИНЭА. 4 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 13 сентября 2011 .
- ^ «Экологическая лицензия ограничит работу аэропорта Сантос-Дюмон» (на португальском языке). Бразильское агентство. 4 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. . Проверено 13 сентября 2009 .
- ^ «Техническое примечание» (PDF) (на португальском языке). АНАК. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2012 года. Проверено 23 марта 2012 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ Риттнер, Дэниел; Брага, Паулу Виктор (31 августа 2009 г.). «Инфраэро» потратит 5 миллиардов реалов на реконструкцию аэропорта . Valor Econômico (на португальском языке). стр. А4. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Аэропортовое движение» . РИОгалеан (на португальском языке) . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Федеральное правительство объявляет об ограничении полетов в Сантос-Дюмон с января 2024 года» . gov.br (на португальском языке). 10 августа 2023 г. . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «РЕЗОЛЮЦИЯ CONAC-MPOR № 1 ОТ 10 АВГУСТА 2023 ГОДА» . Национальная пресса (на португальском языке). 10 августа 2023 г. . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Резолюция, ограничивающая маршруты в аэропорту Сантос-Дюмон, отменена» . www.aeroflap.com.br . 8 ноября 2023 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «Оперативный статистический ежегодник» (PDF) . Инфраэро (на португальском языке). 12 апреля 2012 года . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Перейра, Альдо (1987). Краткая история бразильской коммерческой авиации (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Графическая и издательская компания Europa. п. 130.
- ^ Jump up to: а б Перейра, Альдо (1987). Краткая история бразильской коммерческой авиации (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Графическая и издательская компания Europa. п. 131.
- ^ «Описание аварии ПП-СПФ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 20 октября 2014 года . Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Опасное соседство». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 33–36. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии ПП-СПД» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Столкновение с Военно-морской академией». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 54–60. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии PP-CDJ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ «Описание аварии ПП-ЛЕМ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Владыка Небес». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 162–164. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии ПП-БТБ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ «Описание аварии PP-SQE» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 7 марта 2005 года . Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Двенадцать часов по воздуху». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 171–173. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание ДТП 131582» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ «Описание аварии ПП-AXD» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Вавилонская башня». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 182–186. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии ПП-ЮРБ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Тайна острова Феррос». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 190–193. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии ПП-СМИ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Пропавший самурай». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 274–278. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание аварии ПП-СМЖ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 16 мая 2011 г.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «День авиатора». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в 20 веке через ее аварии 1928–1996 (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 291–293. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ «Описание инцидента ПП-ПЦР» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 12 сентября 2011 г.
- ^ «Описание происшествия ПП-СРМ» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ «Описание происшествия ФАБ2100» . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 2 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с аэропортом Сантос-Дюмон, на Викискладе?
- Информация об аэропорте SBRJ на сайте Great Circle Mapper. Источник: DAFIF (действительно с октября 2006 г.).
- Текущая погода для SBRJ в NOAA / NWS
- История происшествий для SDU в Aviation Safety Network