Трамвай Санта-Тереза
![]() Трамвай на булыжном участке | |||
Обзор | |||
---|---|---|---|
Местный | Санта-Тереза , Рио-де-Жанейро , Бразилия | ||
Первое обслуживание | 1 сентября 1896 г | ||
Текущий оператор(ы) | Государственная транспортно-логистическая инжиниринговая компания | ||
Веб-сайт | Официальный сайт | ||
Маршрут | |||
Условия | Из Рио Два брата | ||
Остановки | 4 | ||
Пройденное расстояние | 6,0 км (3,7 миль) | ||
Частота обслуживания | Каждые 15 минут | ||
Технический | |||
Ширина колеи | 1100 мм ( 3 фута 7 + 5 ⁄ 16 дюймов ) | ||
Электрификация | 600 В постоянного тока Воздушный провод | ||
Отслеживать владельцев | Правительство штата Рио-де-Жанейро | ||
|
Трамвай Санта-Тереза , или Трамвай ( португальский : Bonde de Santa Teresa , IPA: [bõˈdʒi dʒi ˈsɐ̃tɐ teˈɾezɐ] ) — историческая трамвайная линия в Рио-де-Жанейро , Бразилия . города Он соединяет центр с жилым районом Санта-Тереза , расположенным на холмах к юго-западу от центра города. В основном он используется как туристическая достопримечательность и в настоящее время считается трамвайной системой наследия , а в 1985 году он был признан национальным историческим памятником. [ 1 ] У линии очень необычная колея : 1100 мм ( 3 фута 7 + 5 ⁄ 16 дюймов ). Длина основной линии составляет 6,0 км (3,7 мили). [ 2 ]
Работая непрерывно с момента своего открытия в 1877 году (за исключением приостановки в 2011–2015 годах), это одна из старейших линий уличной железной дороги в мире. [ 1 ] Она работает на электричестве с 1896 года и является старейшей электрической железной дорогой во всей Латинской Америке . [ 3 ] В течение многих лет это была единственная сохранившаяся городская трамвайная система в Бразилии. Единственная оригинальная трамвайная система в стране, сохранившаяся после 1971 года, - это Campos do Jordão междугородная трамвайная линия/ линия легкорельсового транспорта , которая продолжает работать и сегодня. [ 3 ] и линия Итатинга (недалеко от Бертиоги ), сельская и частная трамвайная линия, которая прекратила работу в качестве трамвая к 2017 году. [ 4 ] Все остальные города закрыли свои системы к 1971 году ( Сантос был последним), но с тех пор три города, Белен , Кампинас и Сантос, восстановили трамваи в качестве объектов культурного наследия . В 2016 году в Рио-де-Жанейро открылась современная система легкорельсового транспорта и трамвая .
Все обслуживание линии было приостановлено с августа 2011 года из-за серьезной аварии. [ 5 ] [ 6 ] но ограниченное обслуживание возобновилось в июле 2015 года с появлением новых трамваев и пассажирам больше не разрешалось стоять на подножках . После исследований после приостановки в 2011 году было решено закупить новые трамваи, которые будут копиями предыдущего старинного парка, и в 2012 году был размещен заказ на 14 таких вагонов. [ 7 ] Затем началось восстановление линии, которое продолжалось в конце 2014 года, когда повторное открытие было запланировано на 2015 год, к летним Олимпийским играм 2016 года . [ 8 ] В июле 2015 года возобновилось ограниченное сообщение между станцией Кариока и Ларго-ду-Курвелу. [ 9 ] и был продлен от последней точки до Ларго-ду-Гимарайнш в декабре 2015 года, в результате чего длина действующего маршрута составила около 2 км (1,2 мили). [ 10 ]
Медленно, а порой и с перерывами продолжались работы по восстановлению дополнительных участков основного маршрута на Дойс-Ирмауш. В феврале 2018 года всего пять рейсов в день были продлены от Ларго Гимарайнш до площади Одилу, а затем 22 октября 2018 года все рейсы были продлены до Ларго-ду-Франса. [ 11 ] Полный 6-километровый (4 мили) маршрут между Ларго-да-Кариока и Дойс-Ирмауш был наконец восстановлен для эксплуатации и обслуживания пассажиров в январе 2019 года. [ 11 ]
Маршруты
[ редактировать ]
Трамвайный маршрут Санта-Тереза начинается от центра Рио-де-Жанейро и проходит по холму Санта-Тереза, откуда открывается вид на город с высоты. высотой 45 метров (148 футов) Он проходит над акведуком Кариока , бывшим акведуком, построенным в 18 веке. [ 1 ] и 1435 мм ( фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) . 4 стандартной колеи ( Под ним курсировали электрические трамваи [ 12 ] За исключением акведука, по маршруту проезжает автотранспорт.
До 1960-х годов трамваи Рио-де-Жанейро обслуживали весь центр города и все близлежащие пригороды, но с 1967 года осталась только линия Санта-Тереза. Наконец, до 2011 года он предлагал два регулярных рейса. После открытия в 2015 году остался только один маршрут.
Текущая услуга
[ редактировать ]Сохранившийся маршрут пролегает от близ Ларго да Кариока (в центральном районе, на 22°54′37″S 43°10′43″W / 22.910188°S 43.178732°W) to Dois Irmãos (at the intersection of Rua Almirante Alexandrino with Rua Gomes Lopes, at 22 ° 56'07 "ю.ш., 43 ° 12'04" з.д. / 22,935141 ° ю.ш., 43,20109 ° з.д. ) и имеет длину 6,0 км (3,7 миль). По состоянию на начало 2020 года служба работала с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:40, по субботам с 10:00 до 17:40 и по воскресеньям с 11:00 до 16:40. Заявленный интервал движения составлял 25 минут утром и 20 минут днем. [ 11 ]
Специальный сервис
[ редактировать ]Всего два рейса в день курсируют по маршруту между терминалом Кариока и Руа Муратори, протяженность маршрута которого составляет всего 400 м (1300 футов), все из которых являются двунаправленными однопутными , и не используются совместно с основным маршрутом Кариока – Дойс Ирмаос. В конце 2018 — начале 2019 года они отправлялись из Кариоки в 8:00 и 15:00. [ 11 ] Закрывшись в 1966 году, короткое отделение было вновь открыто в конце 2015 года и официально «открыто» в январе 2016 года, но фактическое предоставление государственных услуг было введено лишь спустя некоторое время в 2016 году и с тех пор было очень ограниченным и прерывистым. [ 11 ]
Бывшие услуги
[ редактировать ]
Линия Паулы Матос
[ редактировать ]Второй маршрут, последний раз работавший в 2011 году, [ 13 ] ехал от того же терминала отправления до Ларго-ду-Гимарайнш, а затем, свернув с основного маршрута, продолжил движение и остановился в Ларго-дас-Невес ( 22 ° 54'59 "ю.ш. 43 ° 11'30" з.д. / 22,916279 ° ю.ш. 43,191709 ° з.д. . Эта конечная остановка всегда обозначалась как Паула Матос на указателях назначения старинных трамвайных вагонов, хотя район, к которому относится это название, много лет назад принял модернизированное написание Паула Матос. Его длина, около двух третей которой была использована на маршруте 1, составила 3,7 км (2,3 мили). [ 2 ]
Линия Сильвестра
[ редактировать ]Начиная с 1999 года, несколько рейсов по основному маршруту (Дойс-Ирмауш) только по субботам продолжались за пределами Дойс-Ирмауна до станции Estação Silvestre ( 22 ° 56'44 "ю.ш. 43 ° 12'18" з.д. / 22,945629 ° ю.ш. 43,204911 ° з.д. ), участок маршрута длиной 2,75 километра (1,7 мили), ранее закрытый в 1966 году. [ 14 ] Однако эти поездки стали спорадическими и, как полагают, прекратились к 2005 или 2006 году; участок трамвая между Дойс-Ирмауном и Сильвестром был окончательно закрыт в 2008 году после кражи большей части контактного троллейбуса . [ 15 ]
История
[ редактировать ]Если конные включить трамваи, то трамваи ходят в Рио-де-Жанейро с 1859 года - постоянно, за исключением приостановки в 1866–1868 годах. В мире только четыре города, в которых трамваи ходят дольше: Новый Орлеан (с 1835 г.), Бостон (1856 г.), Мехико и Филадельфия (оба 1858 г.). [ 16 ]
Первым трамваем в Рио-де-Жанейро была линия конки длиной 7 километров (4,3 мили), движение по которой было открыто 30 января 1859 года (испытания начались в 1858 году). [ 1 ] Построенная Томасом Кокрейном и управляемая Companhia de Carris de Ferro da Cidade a Tijuca , линия курсировала между центром города и Тижукой . В 1862 году конные вагоны заменили паровые трамваи, сделав линию Тижука первым паровым трамваем в Южной Америке, но более высокая скорость и плохое состояние пути привели к многочисленным сходам с рельсов, и в ноябре 1866 года линия была закрыта. [ 1 ] Он был вновь открыт в январе 1870 года другой компанией. [ 1 ]
Новый конный трамвай был построен в 1868 году Чарльзом Б. Гринофом, и 9 октября началось движение от Руа-ду-Увидор до Ларго-ду-Мачадо, а шесть недель спустя оно было продлено до Ботафого . К январю 1871 года линия достигла ботанического сада Рио-де-Жанейро , в 10 км от центра города.
Еще один трамвай с использованием гужевых повозок, построенный Альбертом Х. Хагером и принадлежащий Уличной железной дороге Рио-де-Жанейро, открылся 25 ноября 1869 года. Первый маршрут пролегал к территории дворца в Кинта-да-Боа-Виста , откуда шли в Кажу и Сан. Кристовао последовал за ним позже.
В 1870 году Уличная железная дорога Рио-де-Жанейро (вскоре переименованная в Companhia de São Cristóvão ) вновь открыла маршрут первого трамвая Кокрейна в Тижуку. Новый конный трамвай, построенный Жоау Батиста Виана Драммонд и которым управляет Companhia Ferro-Carril da Vila Isabel , открылся в 1873 году. Были открыты дальнейшие маршруты в зоопарк Вила-Исабель, Энженьо-Ново, Мейер и пригороды вдоль Дом-Педро. II Железная дорога на западной стороне города. Компания Ferro-Carril de Jacarepaguá открыла новую линию в 1875 году, идущую от станции Каскадура железной дороги Дом Педро II до Таквары и Фрегезии.
Только по названию первая конная линия трамвая Санта-Тереза, которой управляла компания Empreza de Carris de Ferro de Santa Theresa , открылась в том же 1875 году, но обслуживала только равнинную местность в центре города, фактически не обслуживая ни одну из Район Санта-Тереза (или любая часть линии, сохранившаяся сегодня); это была колея 820 мм (2,69 фута). Одна и та же компания построила фуникулер (длиной 513 м), доставляющий пассажиров из центра города на холм Санта-Тереза, а также отдельную трамвайную линию на вершине холма, которая начиналась на вершине фуникулера. Трамвай Санта-Тереза на вершине холма, предшественник нынешней линии, открылся 13 марта 1877 года и имел ширину колеи 914 мм (3,0 фута). [ 1 ] [ 17 ] Он шел от станции фуникулера на восток до Курвелу и на запад до Ларго-ду-Франса. Эта основная линия Санта-Тереза была продлена от Ларго-ду-Франса до Сильвестре в 1890 году. Название операционной компании менялось в 1885 году и снова в 1891 году, но сохранялось название Companhia Ferro-Carril Carioca . с 1891 года до начала 1964 года [ 18 ]
Тем временем в 1882 году в Рио были вновь введены паровые трамваи, на этот раз на линии Тижука, которой управляет трамвайная компания Сан-Кристован.

В 1892 году на маршруте Ботанического сада появился первый электрический трамвай. Это была первая электрифицированная уличная железная дорога во всей Латинской Америке, за исключением трамвайной линии, которая была продлена в 1890 году от Ларедо , штат Техас , до Нуэво-Ларедо , Мексика (едва дойдя до латиноамериканской земли). [ 4 ] За ним быстро последовали другие линии электрического трамвая в Рио, в том числе линия Руа-ду-Катете в 1894 году и две новые линии во Фламенго в 1896 году.
В 1896 году электрические трамваи заменили конки на линии Санта-Тереза, и линия была продлена через тогда заброшенный акведук между холмами Санта-Тереза и Санто-Антонио (акведук Кариока), при этом городская конечная остановка была уникально построена на втором этаже офисное здание компании на Ларго да Кариока. Во время реконструкции колея линии была изменена с 914 мм ( 3 фута ) до 1100 мм (3 фута). 3 фута 7 + 5 ⁄ 16 дюймов ), который сохраняется и по сей день. [ 1 ] Электрификация системы Санта-Тереза была завершена в 1897 году.
К 1897 году железная дорога Кариока была полностью электрифицирована, что сделало ее первой полностью электрической трамвайной системой в Южной Америке. Электрификация быстро развивалась в течение следующих нескольких десятилетий, и к 1928 году последние конки были выведены из эксплуатации.

Примерно с 1950-х годов трамвайная система Рио-де-Жанейро пришла в упадок, многие линии были закрыты, и к концу десятилетия большая часть трамвайных маршрутов бывшей системы Сан-Кристована исчезла.
Закрытия продолжались в течение 1960-х годов, с закрытием маршрута Альто-да-Боа-Виста в 1967 году, в результате чего продолжал работать только трамвай Санта-Тереза. Линия Сильвестра была сокращена до Дойс-Ирмауна в 1966 году; [ 2 ] участок за ним был заброшен из-за повреждений, нанесенных ураганом. [ 14 ]
Трамвай Санта-Тереза переехал на свою новую современную станцию в 1975 году в садах нефтяной компании Petrobrás , расположенных на крыше гаража компании. Это была шестая подряд конечная остановка линии Санта-Тереза в центре города; сегодня он остается терминалом системы. [ 1 ] В настоящее время системой управляет Companhia Estadual de Engenharia de Transportes e Logística . [ 3 ]
Депо и терминалы
[ редактировать ]В период расцвета трамвайной системы Рио-де-Жанейро здесь было несколько депо (вагонных парков) и терминалов.
Склады в Каскадуре, Пенья , Мейере , Альто-да-Боа-Виста , Усине, Триагеме, 28 сентября, Вила-Исабель , Сан-Кристоване , Бонжардиме, Руа-Ларга, Санто-Антонио (район), Ларго-ду-Машадо, Ларго-дус-Леоэс и Косме-Велью - все это сейчас закрыт, и единственное работающее депо - это сама Санта-Тереза.
Большинство конечных станций также сейчас закрыты, в том числе Фрегесия (Жакарепагуа) , Такара, Мадурейра , Ираха , Кавальканте , Инахаума, Какамби, Пьедаде, Кинтино Бокаюва , Каджу, Андарай, Санта-Александрина, Эштрела, Прайя Вермелья, Леме , Гавеа и Сильвестре. Наконец, три вокзала все еще обслуживаются: возле Ларго-да-Кариока, в Дойс-Ирмаос и Ларго-де-Невес, и из них Ларго-да-Кариока - единственный, у которого есть терминал (здание).
Сохранилось одно историческое трамвайное депо в Вила-Гуарани.
Проблемы
[ редактировать ]
До приостановки в 2011 году трамвайный парк был устаревшим: на постоянной основе оставалось всего пять вагонов возрастом 50–60 лет. Машины были открыты с деревянными поперечинами, из-за чего беспризорные дети часто прыгали туда и обратно, чтобы бесплатно покататься. Электричество в автомобили подается через опоры для троллейбусов, установленные на крыше , и все автомобили имеют двустороннее движение. Старые вагоны были построены на месте трамвайными компаниями, но несколько ключевых компонентов были поставлены иностранными производителями: тяговые двигатели от English Electric , контроллеры от General Electric и грузовики от Peckham Manufacturing Company (Кингстон, Нью-Йорк). [ 1 ] Они были построены в 1950-х годах, но внешне были похожи на автомобили, которые использовались на линии с 1890-х годов. [ 18 ]
К 2000-м годам вагоны и пути находились в плохом состоянии, поэтому поездка была медленной и ухабистой, хотя вагоны регулярно перекрашивались, чтобы соответствовать историческому имиджу трамвая. Поездка хороша для осмотра достопримечательностей, но, кроме туристов, постоянных платящих пассажиров мало, поэтому трамвай все чаще работал убыточно. Новые копии трамваев, которые начали поступать в 2014 году, имеют новые функции безопасности, но сохраняют внешний вид старых вагонов ради сохранения наследия и туристической привлекательности. Это двусторонние автомобили с открытыми сторонами, в которых для сбора тока используются опоры для тележек.
Приостановка и ремонт
[ редактировать ]

Шесть человек погибли и не менее 50 получили ранения, когда трамвай сошел с рельсов в конце августа 2011 года. [ 19 ] После аварии все услуги были приостановлены на неопределенный срок. [ 5 ]
В 2012 году стартовал проект стоимостью 110 млн реалов по закупке нового подвижного состава и реконструкции трамвайной линии. [ 20 ] В 2012 году заказ на 14 новых двухосных трамваев был размещен у бразильского производителя T'Trans (базируется в Трес-Риосе ). [ 7 ] Первоначально планировалось, что поставки начнутся в ноябре 2013 года. [ 21 ] но был задержан, и первая машина была поставлена только в августе 2014 года. [ 8 ] Открытие линии планировалось провести поэтапно, начиная с участка между Ларго-да-Кариока и Ларго-ду-Курвелу. В мае 2014 года прогнозировали, что это произойдет в августе 2014 года. [ 22 ] но задержался. К 1 октября 2014 года был поставлен только один новый трамвай, который находился на тестовых пробегах. [ 8 ] К концу 2014 года было поставлено пять новых трамваев под номерами 16–20. [ 18 ]
После дополнительных задержек первый сегмент, наконец, вновь открылся 27 июля 2015 года, первоначально с очень ограниченным обслуживанием: он охватывал только участок длиной 1,7 км (1,1 мили) от конечной остановки Кариока до Ларго-ду-Курвелу и работал только с 11:00 до 4:00. вечера каждые 20 минут с понедельника по субботу. [ 23 ] 28 декабря 2015 года обслуживание было продлено от Ларго-ду-Курвелу до Ларго-ду-Гимарайнш, но без какого-либо расширения ограниченных часов работы. [ 10 ] Во время летних Олимпийских игр 2016 года часы работы были временно увеличены с 8:00 до 16:00, а частота увеличена вдвое — до каждых 10 минут. [ 24 ] К тому времени, к середине 2016 года, из-за дополнительных задержек предполагаемая дата восстановления движения по всей линии до Дойс-Ирмауна была перенесена как минимум на декабрь 2017 года. [ 25 ]
В январе 2019 года обслуживание было поэтапно восстановлено до Дойс-Ирмауна. В феврале 2018 года было введено в эксплуатацию расширение с ограниченным обслуживанием - обслуживаемое всего пятью рейсами в день - от Ларго Гимарайнш до площади Одилу, а 22 октября 2018 года все рейсы были продлены до Ларго-ду-Франса. [ 11 ] Финальный этап был достигнут 21 января 2019 года, и маршрут Ларго-да-Кариока - Дойс-Ирмауш снова пролегал длиной 6 километров (4 мили). [ 11 ] [ 26 ]
Из заказа на 14 новых реплик-винтажных трамваев, размещенного у «Т'Транс» в 2012 году, к середине 2019 года было поставлено только восемь вагонов под номерами 16–23. [ 11 ] По состоянию на 2015 год [update],старые трамваи находились на хранении в депо(вагонном депо),их судьба не решена, [ 23 ] а поставленные к настоящему времени новые трамваи хранились на конечной кольце Кариоки; [ 10 ] настоящее [ когда? ] статус неясен.
См. также
[ редактировать ]- Список систем городского трамвая в Бразилии
- Метро Рио-де-Жанейро
- Supervia - пригородная железная дорога Рио-де-Жанейро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Моррисон, Аллен (1989). Трамваи Бразилии: 130-летний обзор . Нью-Йорк: Бонд Пресс. стр. 17, 90–113. ISBN 0-9622348-1-8 . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г. Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Клейдон, Великобритания; и Мазер, Г. (август 1977 г.). «Южноамериканские трамваи сегодня / Часть 2: Рио-де-Жанейро». Журнал Modern Tramway and Light Rapid Transit (Великобритания), стр. 271–279. Издательство Иэна Аллана . ISSN 0309-8222 .
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, Аллен (1 ноября 2010 г.; более поздние обновления). «Трамваи Латинской Америки в 2015 году». Архивировано 8 ноября 2010 г. на Wayback Machine . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Моррисон, Аллен (1996). Латинская Америка на трамваях: иллюстрированный обзор городского железнодорожного транспорта юга США . Нью-Йорк: Бонд Пресс. стр. 3–5. ISBN 0-9622348-3-4 .
- ^ Jump up to: а б «Пять человек погибли в результате крушения трамвая в Рио-де-Жанейро» . Новости Би-би-си . 27 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2016 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Филлипс, Дом (23 мая 2015 г.). « Вирусное видео «Олимпийский парк» высмеивает разрушающуюся инфраструктуру Рио» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 мая 2015 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Worldwide Review [обычный раздел новостей]». Трамваи и городской транспорт . Великобритания: Издательство LRTA. Ноябрь 2012. с. 433. ISSN 1460-8324 .
- ^ Jump up to: а б с «Трамвай Санта-Тереза проходит испытания» [Тестирование трамвая Санта-Тереза — сага без конца]. О Диа (на португальском языке). Рио-де-Жанейро. 29 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «Трамвай Санта-Терезы перевез в субботу 2000 пассажиров» . G1 (Реде Глобо) . Группа компаний «Глобо» . 1 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 г. Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Worldwide Review [обычный раздел новостей]». Трамваи и городской транспорт . Великобритания: Издательство LRTA. Март 2016. с. 110. ISSN 1460-8324 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Развитие трамвая Санта-Тереза». Трамваи и городской транспорт . № 988. Великобритания: Mainspring Enterprises Ltd., апрель 2020 г., с. 128. ISSN 1460-8324 .
- ^ Акведук. Архивировано 29 ноября 2010 г. в Wayback Machine Аллена Моррисона. 1998. Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ « Трамвай Санта-Тереза имеет рекордный рост количества пассажиров, но старые проблемы сохраняются». О Глобо (на португальском языке). 28 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2020 г. Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Моррисон, Аллен (1999). «Хартия Сильвестра, 1996 год» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ Журнал Trams & Urban Transit , июль 2008 г., стр. 271. LRTA Publishing (Великобритания).
- ^ Моррисон, Аллен (1989). Трамваи Бразилии: 130-летний обзор , с. 23. Бонде Пресс. ISBN 0-9622348-1-8 .
- ^ Трамвай Санта-Тереза. Архивировано 4 мая 2009 г. в Wayback Machine Аллена Моррисона. 1998. Проверено 15 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, Аллен (2014). «Трамвай Санта-Терезы: Транспортные средства, 1875 – настоящее время» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ « Трамваи Санта-Терезы вернутся в работу в июне 2014 года» [трамваи Санта-Терезы возобновят работу в июне 2014 года] (на португальском языке). 8 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ «В Санта-Терезе трамваи появятся еще в 2014 году», — заявило правительство . Editora Abril SA, 8 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. . Проверено 29 ноября 2015 .
- ^ «Worldwide Review [обычный раздел новостей]». Трамваи и городской транспорт . Великобритания: Издательство LRTA. Май 2013. с. 195. ISSN 1460-8324 .
- ^ «Новый трамвай Санта-Тереза выходит на этап заводских испытаний» . Бразильская коммуникационная компания. 28 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 14 июня 2014 .
- ^ Jump up to: а б Trams & Urban Transit Журнал , октябрь 2015 г., стр. 413. LRTA Publishing (Великобритания)
- ^ « Трамваи Санта-Терезы в Рио во время Олимпийских игр работают в увеличенном режиме». G1 (Реде Глобо) . Группа компаний «Глобо» . 2 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 г. Проверено 14 августа 2016 г.
- ^ Работы на трамвае Санта-Тереза должны завершиться в декабре 2017 года. Реконструкция началась в декабре 2017 года « пять лет назад. Жители жалуются на беспорядок из-за подъездных путей и дорожного движения в этом районе]. О Диа (на португальском языке). Рио-де-Жанейро. 14 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2016 г. Проверено 14 августа 2016 г.
- ^ « Трамвай Санта-Тереза начинает ходить до остановки Dois Irmãos». Туристический журнал (на португальском языке). 21 января 2019 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- 1998 г. Карта трамвая Санта-Тереза, , автор Аллен Моррисон
- 2010 г. , автор Аллен Моррисон Карта трамвая Санта-Тереза и зубчатой железной дороги Корковадо,
- Предыдущее состояние трамвайной остановки Largo da Carioca
- История трамвая Рио-де-Жанейро - Глава Рио-де-Жанейро из «Трамваев Бразилии» (1989)