Список колеи
Ширина колеи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По виду транспорта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По размеру ( список ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смена калибра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По местоположению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |

Колея 3 фута (914 мм)
Ширина метра (1000 мм)
Калибр мыса (1067 мм)
Стандартная колея (1435 мм)
Российская колея (1520 мм)
Колея пять футов (1524 мм) Ирландская колея (1600 мм)
Иберийская колея (1668 мм)
Индийская колея (1676 мм)
В этом списке представлен обзор колеи железнодорожных путей по размерам. Ширина колеи измеряется между внутренними гранями рельсов.
Ширина колеи по размеру
[ редактировать ]Минимальные и удобные миниатюрные железные дороги
[ редактировать ]На миниатюрных железных дорогах с возможностью проезда и железных дорогах с минимальной колеей колея перекрывается. В списке также есть несколько крайне узкоколейных железных дорог. См.: Различие между миниатюрной железной дорогой и железной дорогой минимальной колеи для пояснения.
Модели железнодорожной колеи покрываются масштабами моделирования железнодорожного транспорта .
Узкая колея
[ редактировать ]Железные дороги с шириной колеи от 500 мм ( 19 + 3/4 дюйма и ) 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея .
Стандартная колея: 1435 мм / 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма
[ редактировать ]Измерять | Страна или регион | Примечания | |
---|---|---|---|
Метрика | Империал | ||
1432 мм | 4 фута 8 + 3 ⁄ 8 дюймов | Гонконг | Линия Disneyland Resort , линия Island (исключая линию West Island ), линия Kwun Tong (исключая продолжение линии Kwun Tong ), линия Tseung Kwan O , линия Tsuen Wan , линия Tung Chung [37] |
Бухарест | Бухарест Метро | ||
1435 мм | 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма | См. Категорию: Железные дороги стандартной колеи. | Стандартный размер определяется как в метрических, так и в британских единицах измерения. Это также самый известный датчик в мире; 55% стран мира используют эту трассу. В 2020 году железнодорожная сеть Китая будет иметь стандартную колею, протяженность линий составит около 79 685 км (49 514 миль). [38] |
1440 мм | 4 фута 8 + 11 ⁄ 16 дюймов | Швейцария | Фуникулер Санкт-Мориц – Корвилья (только верхняя часть длиной 1616 метров или 5302 фута - нижняя часть 1200 мм ( 3 фута 11 + 1 ⁄ дюйма ( колея ) |
Широкая колея
[ редактировать ]Измерять | Страна или регион | Примечания | |
---|---|---|---|
Метрика | Империал | ||
1445 мм | 4 фута 8 + 7 ⁄ 8 дюймов | Италия | Трамвайные сети в Милане , Турине и Риме ; Фуникулер Орвието ; железнодорожная сеть до 1930 года. |
Испания | Мадридское метро | ||
1448 мм | 4 фута 9 дюймов | Англия | Манчестер и Лидс железная дорога |
Соединенные Штаты | Железная дорога Данвилл, Хэзлтон и Уилкс-Барре , железная дорога Страсбурга (переведенная на стандартную колею). [ нужна ссылка ] | ||
1450 мм | 4 фута 9 + 3 ⁄ 32 дюйма | Германия | Dresdner Verkehrsbetriebe AG , трамваи в Дрездене |
1458 мм | 4 фута 9 + 13 ⁄ 32 дюйма | Германия | Трамваи в Лейпциге |
1473 мм | 4 фута 10 дюймов | Соединенные Штаты | Средний Запад , до окончания Гражданской войны (размер Огайо) |
1492 мм | фута 10 + 3 дюйма ⁄ 4 | Канада | Пригородная железная дорога Торонто [39] с 1891–1917 гг. 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) до конца в 1931 году. |
1495 мм | 4 фута 10 + 7 ⁄ 8 дюймов | Канада | Колея Торонто : радиальная железная дорога округа Хэлтон , трамвайная система Торонто и метро Торонто (линии 1, 2 и 4). [39] |
1520 мм | 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма | Бывший СССР | Также называется «Русский калибр» . Посмотрите железные дороги шириной 5 футов и 1520 мм и железные дороги Конфедерации во время Гражданской войны в США. |
1522 мм | 4 фута 11 + 29 ⁄ 32 дюйма | Финляндия | Метро Хельсинки [40] |
1524 мм | 5 футов | Финляндия | было построено первое железнодорожное сообщение В 1862 году в Великом Княжестве Финляндском с колеей пять футов. [41] однако этот калибр был впервые представлен в Соединенном Королевстве. [42] |
1537 мм | 5 футов 1 ⁄ 2 дюйма | Англия | Железная дорога Лондона и Блэкуолла 1840–1849 гг., Переоборудованная на стандартную колею. |
1575 мм | 5 футов 2 дюйма | Испания | Лангрео железная дорога |
Соединенные Штаты | Трамваи Колумбуса, Огайо [43] | ||
1581 мм | футов 2 + 1 ⁄ дюйма 5 | Соединенные Штаты | Транспортное управление Юго-Восточной Пенсильвании (SEPTA), [44] Филадельфия |
1588 мм | 5 футов 2 + 1 ⁄ 2 дюйма | Соединенные Штаты | Датчик тележки Пенсильвании [44] |
1600 мм | 5 футов 3 дюйма | Германия | Государственная железная дорога Великого Герцогства Баден 1840–1854 гг., Переоборудованная на стандартную колею. |
Ирландия | См. железные дороги с шириной колеи 5 футов 3 дюйма. | ||
Австралия | Штаты Виктория и Южная Австралия | ||
1613 мм | 5 футов 3 + 1 ⁄ 2 дюйма | Соединенные Штаты | Железная дорога долины Сакраменто (1852–77) |
1620 мм | 5 футов 4 дюйма | Южная Корея | U-линия |
1638 мм | 5 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма | Соединенные Штаты | Балтимор , Балтиморская трамвайная система (несуществующая) [45] и Балтиморский музей трамвая (действующий) |
1664 мм | 5 футов 5 + 1 ⁄ 2 дюйма | Португалия | 5 португальских футов Переоборудован в 1668 мм с 1955 г. [46] |
1668 мм | 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма | См. Иберийскую колею. | |
1672 мм | 5 футов 5 + 13 ⁄ 16 дюймов |
Испания | 6 кастильских футов Испанская национальная железнодорожная сеть преобразована в 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) иберийская колея 1955 года; [46] Нынешняя линия метро Барселоны 1 и Cercanías Málaga . |
1676 мм | 5 футов 6 дюймов | Индия | См . железную дорогу шириной 5 футов 6 дюймов. |
Соединенные Штаты | Скоростной транзит в районе залива (за исключением линий eBART и OAK Airport); Некоторые линии в Новой Англии были построены по этой колеи, включая Андроскоггин (до 1861 года), Центральный штат Мэн (до 1871 года), Центральный Вермонт (до 1870-х годов), Гранд-Транк (до 1877 года), Бакфилд-Бранч / Портленд и Оксфорд-Сентрал (до 1878 года), Европа и Северная Америка (до 1877 г.), а также Бангор и Пискатакис (до 1877 г.). | ||
1700 мм | 5 футов 7 дюймов [ нужна ссылка ] | Южная Корея | Пусанская линия метро 4 , линия Силлим |
1727 мм | 5 футов 8 дюймов | Англия | Железная дорога Баббакомб-Клифф и железная дорога Рыбацкая аллея-Клифф |
1740 мм | 5 футов 8 1 ⁄ 2 дюйма | Соединенные Штаты | Речная железная дорога Гуалала [47] |
1750 мм | 5 футов 8 + 7 ⁄ 8 дюймов | Франция | Линь де Со Париж в Лимур через Сен-Реми-ле-Шеврез , до 1891 года. |
1800 мм | 5 футов 10 + 7 ⁄ 8 дюймов | Германия | Oberweißbacher Bergbahn ( только фуникулер ) [48] [49] |
Соединенные Штаты | Хогвартс-Экспресс (расположен на курорте Юниверсал Орландо ) | ||
1829 мм | 6 футов | Индия | В 19 веке инженеры рассматривали эту величину, но в конце концов остановились на 5 футах 6 дюймов ( 1676 мм ). |
Россия | Санкт-Петербург — Царскосельская железная дорога , 1837–1897. | ||
Соединенные Штаты | Железная дорога Олбани и Саскуэханна , железная дорога Эри до 22 июня 1880 года, Делавэр, Лакаванна и Западная железная дорога, март – май 1876 года, преобладающая колея, используемая железными дорогами вдоль южного уровня штата Нью-Йорк, которые соединялись с новаторской железной дорогой Эри . Большинство линий, вместе с линией Эри , были преобразованы в стандартную колею 1876–1880 годов . | ||
1850 мм | 6 футов 27 ⁄ 32 дюйма | Канада | Фолс Инклайн Железная дорога [50] в городе Ниагара-Фолс , Онтарио. |
1880 мм | 6 футов 2 дюйма | Ирландия | Ольстерская железная дорога , 1839–1846 гг., ширина колеи изменена на 5 футов 3 дюйма ( 1600 мм ). |
Тайвань | метро Тайбэя Поезда средней вместимости на резиновых колесах (длиной 1435 мм ( рельсы 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | ||
Япония | Железнодорожные депо SCMaglev для Тюо Синкансэн . | ||
1945 мм | 6 футов 4 + 9 ⁄ 16 дюймов | Нидерланды | Голландская железная железнодорожная компания , 1839–1866 гг. [45] |
1980 мм / 1981 мм | 6 футов 6 дюймов | Израиль | Хайфа, линия метро Кармелит - Фуникулер |
Англия | Лифт Норт-Клифф , Скарборо | ||
2000 мм | 6 футов 6 + 3 ⁄ 4 дюйма | Шотландия | Горная железная дорога Кэрнгорм - Фуникулер |
2134 мм | 7 футов | Англия | Оригинальное определение Брюнеля шкалы широкой . Эта железнодорожная колея вскоре была изменена на 7 футов 1 ⁄ дюйма ) ( 2140 мм [51] для облегчения бега на поворотах. |
2140 мм | 7 футов 1 ⁄ 4 дюйма | ЮАР | Восточного Лондона и Тейбл-Бэй Железные дороги гавани |
Англия | Брюнеля Великая Западная железная дорога , пока она не была преобразована в стандартную колею . к маю 1892 года см. Great Western Railway «Калибровая война» . Кроме того, портовые железные дороги на острове Портленд и Бриксхэме. | ||
Остров Мэн | Железная дорога Волнорез Порт-Эрин | ||
Португалия ( Азорские острова ) | Понта-Делгада и гавань Орта (с использованием подвижного состава из гавани Холихеда) | ||
Уэльс | Холихеда Железная дорога гавани | ||
2286 мм | 7 футов 6 дюймов | Англия | Подъемник Сент-Николас Клифф , Скарборо |
2440 мм | 8 футов | Соединенные Штаты | Наклонный самолет Джонстаун , Джонстаун, Пенсильвания |
2642 мм | 8 футов 8 дюймов | Китай | метро Гуанчжоу Линия APM (использует Bombardier Innovia APM 100 ) |
2743 мм | 9 футов | Япония | Канал озера Бива , наклонная плоскость недалеко от Киото. |
Соединенные Штаты | Ноксвилл Инклайн , Питтсбург, Пенсильвания | ||
3000 мм | 9 футов 10 + 1 ⁄ 8 дюймов | Нацистская Германия | Озерная ширококолейная железная дорога |
3048 мм | 10 футов | Соединенные Штаты | Форт-Питт-Инклайн , Пенн-Инклайн , Мононгахела-Фрейт-Инклайн и Касл-Шеннон-Инклайн , Питтсбург [52] |
3327 мм | 10 футов 11 дюймов | Шотландия | Металлургический комбинат Далзелла , Мазервелл , Ланаркшир . [53] |
5486 мм | 18 футов | Англия | Магнуса Волка Электрическая железная дорога Брайтона и Роттингдина [54] |
8200 мм | 26 футов 10 + 27 ⁄ 32 дюйма | Австрия | Наклонный лифт из лиственницы [55] |
9000 мм | 29 футов 6 + 5 ⁄ 16 дюймов | Россия | Красноярский судоподъемник. [56] |
См. также
[ редактировать ]- Список колеи трамвайных путей
- Датчик загрузки
- Железная дорога минимальной колеи
- Железнодорожный транспорт
- Ширина колеи скоростного транспорта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новый балласт для железнодорожной линии Зоопарк Амерсфорта» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ "DSM Andere - Общая информационная информация" . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Николсон, Питер (1975). Промышленные узкоколейные железные дороги в Великобритании . Брэдфорд, Бартон. ISBN 0-85153-236-5 .
- ^ Jump up to: а б Промышленные локомотивы 1979 г.: включая сохранившиеся и второстепенные железнодорожные локомотивы . Общество промышленных железных дорог. 1979. ISBN 0-901096-38-5 .
- ^ Ширина колеи по размеру Из чешской вики.
- ^ «Статья на сайте Littlethorpe Potteries о изготовлении горшков» . Архивировано из оригинала 25 марта 2009 г.
- ^ «DGEG - Немецкое общество истории железных дорог - Ширина колеи от 500 до 599 мм - История железных дорог Музеи истории железных дорог Музей железных дорог Журнал истории железных дорог» . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ "Бан-Экспресс - журнал для любителей труда железнодорожников" . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Фарцойглисте» . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Рурталер Фельдбанлокс» . Архивировано из оригинала 6 мая 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Краткая история поистине уникального поезда» . www.postojnska-jama.eu . Проверено 2 февраля 2022 г.
Работы по прокладке путей длиной 1534 метра и шириной колеи 620 мм начались в марте 1872 года.
- ^ "Бан-Экспресс - журнал для любителей труда железнодорожников" . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Шведская узкоколейка — Mjk Trefoten» . Архивировано из оригинала 5 июля 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Список железных дорог мира с колеей 2 фута» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года.
- ^ "Ваша Крушвица: Крушвицкая пригородная железная дорога - "военная" линия Крушвицкого сахарного завода. - Портал истории и современности Крушвицы . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Заявка на фотоконкурс на приз Мемориала Эйдана Фуллера 1974 года» . Рекорд промышленных железных дорог . 60 . Общество промышленных железных дорог: 49. 1975.
- ^ Дарт, Морис (2005). Узкоколейка Корнуолла, включая трамвай Кэмборн и Редрут . Миддлтон Пресс. ISBN 1-904474-56-Х .
- ^ «Шахтная железная дорога SA Minière et Métallurgique de Rodange (MMR)» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Нил Робинсон: Мировой атлас железных дорог и историческое резюме 7. Северная, Восточная и Центральная Африка. 2009.
- ^ «Промышленные железные дороги: Баганалл 0-6-0ST, завод № 1911 Баганалл 0-6-0ST, завод № 1911 «Стаффорд» виден в гранитном карьере Джи Хартсхилл» . Уорикширские железные дороги. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Вик и Смит, Кейт (2004). Узкоколейка Хэмпшира, включая остров Уайт . Миддлтон Пресс. ISBN 1-904474-36-5 .
- ↑ «Меловая железная дорога» между Итцехо и Лэгердорфом. Архивировано 5 мая 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Промышленные узкоколейные железные дороги в Англии. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Барчевиц, Эккехард. «Фельдбан – Баварский музей болот и торфа Роттау :: Промышленный памятник, музей, полевая железная дорога и чудесная природа» . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Брайант, RS, изд. (1987). Промышленные локомотивы, в том числе сохранившиеся и второстепенные железнодорожные локомотивы . Общество промышленных железных дорог. ISBN 0-901096-55-5 .
- ^ «Лифт-Мир :: Лифтдатенбанк: 180-FUC Gletscherbahn Kaprun 2» . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Филипстадс Гилле» . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Марк Кларисс. Линия Антверпен-Гент (на голландском языке).
- ^ Специальный справочник железных дорог Бельгии (на французском языке). Полет. 1. 1867. с. 216.
- ^ Ligne 59 (Анверс) Y Est Berchem - Сен-Николя - Ганд Дампорт
- ^ Робертсон, Дональд Б. (1998). Энциклопедия истории западных железных дорог . Том. IV. Колдуэлл, ID : Caxton Printers. п. 166. ИСБН 0-87004-385-4 . OCLC 13456066 .
- ^ Совместные документы штата Мичиган за 1893 год . Том. 4. Лансинг, Мичиган: Роберт Смит и компания. 1893. с. 445.
- ^ «Статья в Музее узкоколейной железной дороги о трамвае в замке Бельвуар» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 г.
- ^ Моррисон, Аллен (1989). Трамваи Бразилии: 130-летний обзор . Нью-Йорк: Бонд Пресс. стр. 134–138. ISBN 0-9622348-1-8 . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г.
- ↑ Моррисон, Аллен (1 ноября 2010 г.). «Трамваи Латинской Америки в 2010 году». Архивировано 8 ноября 2010 г. на Wayback Machine . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Хьюз, Стивен (1 января 1990 г.). Археология ранней железнодорожной системы: трамвайные дороги Бреконского леса . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Уэльса. ISBN 9781871184051 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 1 июня 2016 г. - через Google Книги.
- ^ 1 Дата обращения июня 2016 г.
- ^ «Китай представил поезд со сменной колеей со скоростью 400 км/ч» . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Старые поезда» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Пути и депо метро» . Каупункилиикенне Ою . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Историческая справка» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Вагонный путь и железная дорога» . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Алекс (2007). «Путь колеи» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 г. Проверено 4 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Хилтон, Джордж Вудман; Причитается Джону Фицджеральду (1 января 2000 г.). Электрические междугородные железные дороги в Америке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804740142 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 1 июня 2016 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б "Railroad Gauge Width" . Паровоз ИС. Российский железнодорожный портал . Archived from the original on July 17, 2012 . Retrieved 2007-11-29 .
- ^ Jump up to: а б «Системы автоматического переключения ширины колеи в Испании» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января . Получено 1 июня.
- ^ Робертсон, Дональд Б. (1998). Энциклопедия истории западных железных дорог . Том. IV. Колдуэлл, ID : Caxton Printers. п. 126. ИСБН 0-87004-385-4 . OCLC 13456066 .
- ^ Ригер, Бернхард (23 апреля 2006 г.). «Обервайсбахер Бергбан» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 г. Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Lift-World :: База данных лифтов: 100-FUC Oberweißbacher Bergbahn» . Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «История наклонной железной дороги» . Архивировано из оригинала 20 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ МакДермот, ET (1927). История Великой Западной железной дороги, вып. Я: 1833–1863 гг . Паддингтон: Великая Западная железная дорога. п. 49.
При укладке рельсов на прямой допускалась дополнительная четверть дюйма, что делало ширину колеи 7 футов 1 ⁄ дюйма Строго говоря , ( 2140 мм ), но его всегда называли 7 футами.
- ^ «Наклонные плоскости» . Сувенир Street Railway Journal : 38–40. Октябрь 1891 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года.
- ^ Джонс, Робин. Самые странные железные дороги Британии . Хорнкасл: Morton's Media Ltd. с. 13. ISBN 978-1-906167-25-7 .
- ^ «Электрическая морская железная дорога Волка, Длинноногий папа, Электрическая железная дорога от Брайтона до побережья Роттингдин, Брайтон, Восточный Суссекс, Англия, Великобритания» . Архивировано из оригинала 12 июня 2016 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ « Lärchwandschrägaufzug» будет современнее, безопаснее и быстрее – Leitner Ropeways» . Архивировано из оригинала 5 июня 2014 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Лодочный подъемник Красноярской ГЭС на Йене. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine.