Jump to content

Гранитный трамвай Хайтор

Координаты : 50 ° 35'11 ″ с.ш. 3 ° 45'56 ″ з.д.  /  50,58639 ° с.ш. 3,76556 ° з.д.  / 50,58639; -3,76556

Гранитный трамвай Хайтор
Часть трассы в том виде, в каком она была в 2005 году.
Обзор
Даты работы 1820–1858
Преемник Заброшенный
Технический
Ширина колеи 4 фута 3 дюйма ( 1295 мм )
Длина 10 миль (16 км)

( Гранитный трамвай Хайтор также называемый Гейтор [1] ) — трамвай, построенный для перевозки гранита из Хейтор- Дауна, Дартмура , Девона на Стовер-канал . Это было очень необычно тем, что дорога была образована гранитными участками, имеющими форму, предназначенную для направления колес конных повозок .

Он был построен в 1820 году; гранит был востребован в развивающихся городах Англии в качестве каменной кладки для строительства общественных зданий и мостов. В 1850 году в карьерах работало около 100 человек, но к 1858 году они закрылись из-за доступности более дешевого корнуэльского гранита. [2]

Скалы и карьеры Хейтора защищены от освоения и разрушения и являются объектом особого научного интереса .

Действие и цель

[ редактировать ]
Карьер Хайтор сегодня

Гранит из карьеров близ Хейтор-Рока был очень востребован для строительных работ в городах Англии, но в эпоху, когда железные дороги и надежные дороги еще не были развиты, транспортировка этого тяжелого и громоздкого товара представляла собой серьезную проблему. Прибрежное судоходство было практичным транспортным средством, а канал Стовер был доступен от Вентифорда до Тейн Навигейшн.

Трамвай Хейтор был построен для перевозки гранита на расстояние 10 миль (16 км) к каналу, что включало падение по вертикали на 1300 футов (400 м) до бассейна Стовер-канала. Его форма была близким родственником платформ , где продольные Г-образные металлические пластины использовались для поддержки и направления колес повозок. В случае с Хейтором «пластины» были вырезаны из гранитных блоков. Блоки имели длину от 4 футов (1,2 м) до 8 футов (2,4 м) и площадь около 1 фута (0,30 м). [1] Внешняя поверхность блоков была срезана, чтобы образовалась колея, оставляющая выступ, направляющий колеса вагонов. Путь был проложен так, чтобы опора находилась внутри колес, а ширина колеи измерялась по двум сторонам опоры. [1] Ширина поверхности гусеницы в среднем составляла 4 дюйма (100 мм), но могла достигать 6 дюймов (150 мм). [1] Поскольку у вагонов были простые колеса без фланцев, их можно было маневрировать на терминалах без необходимости использования подъездных путей и стрелок.

Деталь пути гранитного трамвая Хайтор

Ширина колеи [а] составляла 4 фута ( 1219 мм ), но варьировалась до 3 дюймов (76 мм), [1] а на перекрестках колеса направлялись «острыми язычками», вращающимися на рельсах из гранитных блоков. Авторитетные мнения расходятся во мнениях относительно того, были ли острия язычков дубовыми или железными. Пустые трамвайные вагоны вверх по направлению к каменоломням тянули упряжки лошадей; загруженные трамваи под действием силы тяжести спускались вниз к бассейну канала Стовер в Вентифорде, Тейнгрейс .

Маршрут был тщательно спроектирован так, чтобы следовать постоянному уклону вниз к бассейну канала, повторяя контуры суши (хотя одно из верхних ответвлений имело противоположный уклон, что требовало тяги лошадей в направлении нагрузки). Разъезд на Манатон -роуд, возможно, использовался для пропуска поездов, встречающихся в противоположных направлениях.

Еще один участок трамвая

Стовер-канал был построен между 1790 и 1792 годами. [3] Джеймсом II Темплером (1748–1813) из Стовер-Хауса , Тейнгрейс , для движения по глине, и был продлен до Тейнгрейса в 1820 году. [4] Отсюда гранит доставлялся на лодке по каналу к Новой набережной в Тинмуте для экспорта на корабле, причем пристань была построена для этой цели в 1827 году, поэтому перевалка на среднем течении больше не требовалась. [3] В 1829 году из-за финансовых трудностей сын Джеймса Темплера Джордж Темплер (1781–1843) продал Стовер-хаус, Стовер-канал и гранитный трамвай Хейтор Эдварду Сен-Мору, 11-му герцогу Сомерсету (1775–1855), чья семья долгое время владела близлежащее большое поместье замка Берри Помрой . Джордж Темплер покинул Девон только для того, чтобы вернуться через несколько лет и построить новый особняк в Сэндфорде Орли на окраине Ньютон-Эббот . Он стал главным агентом гранитной компании в Девоншире. [5]

Деревянные повозки с плоским верхом имели железные безфланцевые колеса и двигались поездами, обычно состоящими из двенадцати повозок, запряженных примерно 18 лошадьми, гуськом, спереди для движения вверх и сзади для движения вниз. [2] Старый моряк по имени Томас Тавернер написал стихотворение, которое дает нам следующую информацию:

Девятнадцать крепких лошадей было известно,
Из карьера Холвелл извлек камень,
И установлен на двенадцатиколесной машине
— Его благополучно доставили из Холвелл Тор. [6]

Используемые транспортные средства, вероятно, представляли собой адаптированные дорожные фургоны длиной около 13 футов (3,96 м) и колесной базой 10 футов (3,05 м). Колеса имели диаметр 2 фута ( 610 мм ) с протектором 3 дюйма (76 мм) и свободно крепились на осях. Упоминание двенадцати колес в приведенном выше стихотворении означает «двенадцать повозок с колесами». [5]

Сам Стовер-хаус, в то время дом семьи Темплер, был построен из гранита Хейтор в 1781 году. Популярность гранита как строительного материала росла, и причиной создания карьера и трамвая, скорее всего, был контракт Джорджа Темплера на использование камня. для Лондонского моста . Часть Британского музея , старого Главпочтамта в Лондоне и памятника Уолтему. [ нужна ссылка ] в Ладгейт-Цирке были построены из гранита Хейтор в 19 веке. Последним использованием гранита, добытого в Хейторе, было строительство военного мемориала в Эксетере .

Раскол гранита производился методом, известным как «перо и тара» , который заменил прежний метод «клин и паз» около 1800 года; этот более надежный метод стал еще одной причиной, по которой использование гранита стало практичным. Новый метод основан на серии отверстий, сделанных вдоль потенциальной линии разрушения с помощью инструмента, называемого «перемычкой». Перья представляли собой металлические зубцы с загнутым верхним концом. Два из них были вставлены в отверстия, изогнутые в противоположных направлениях под углом 90 градусов к линии потенциального разрушения. Между ними забивали клиновидную металлическую тару , пока гранит не раскололся. [7]

Торговля гранитом всегда была несколько спорадической с колебаниями производства, и действительно, в период с 1841 по 1851 год гранит не производился и не транспортировался, а карьеры и трамвай закрылись к 1858 году. За несколько лет было добыто несколько тысяч тонн гранита, но конкуренция со стороны гранитных карьеров Корнуолла из-за более дешевого транспорта бизнесу заплатили, и трамвай пришел в запустение, однако его прочная конструкция и низкая пригодность для вторичной переработки означали, что его так и не подняли, и многое уцелело с течением времени.

Томас [8] утверждает, что примерно в 1905 году были предложения проложить вдоль маршрута электрический трамвай в качестве туристической достопримечательности, но эта схема так и не была реализована. [5]

Строительство

[ редактировать ]
Реконструированный участок кольцевого пути, который использовал Ричард Тревитик, демонстрирующий поразительное сходство с гранитными путями трамвая Хейтор.

Трамвай . был построен в 1820 году без постановления парламента [8] и открылся 16 сентября 1820 года, но инженер-консультант неизвестен, хотя Джордж Темплер из Stover House владел карьерами и, несомненно, нес за это ответственность. [1] Современное описание официального открытия показывает масштабы достижений:

В субботу мистер Темплер из Stover House устроил грандиозный праздник в Хейтор-Дауне по случаю завершения строительства гранитной железной дороги. Компания собралась у подножия Бови-Хитфилд и процессией прошла по ней к скале. Длинная вереница экипажей, наполненных элегантными и красивыми женщинами, множеством всадников, пеших рабочих, повозки, увешанные лаврами и развевающимися вымпелами, образовывали, извиваясь по долине, привлекательную сцену для зрителей на соседнем холме. Старый Хейтор казался живым: по бокам его стояли группы людей, а на вершине развевался на ветру гордый флаг. Прежде чем вернуться к обеду, г-н Темплер обратился к собравшимся с короткой и энергичной речью, вызвавшей взрывы аплодисментов... [9]

В более позднем описании были перечислены некоторые из присутствовавших высокопоставленных лиц:

Среди компании были лорд и леди Клиффорд из Агбрука ; мистер Ублюдок из Бакленда; сэр Томас Дайк Экланд ; Сэр Генри Кэрью был родом из Хакомба ; и сэр Лоуренс Палк из Халдона , а также многие другие магнаты графства из других частей. [10]

Новая набережная в Тейнмуте в 1827 году с большим краном и блоками тесаного гранита.

Конструкция чрезвычайно необычна, ближайшей к ней, возможно, является Уидон-Стоунвей в Нортгемптоншире 1837 года, который был построен с большими затратами в качестве маршрута почтовых карет комиссарами Магистрали, которые конкурировали с недавно построенной железной дорогой Лондона и Бирмингема . Единственным другим подобным трамваем, который, как известно, существовал, была очень короткая линия из известняка шириной 3 фута в Конисбро , недалеко от Донкастера . [11] Сам трамвай был построен из гранита и шел от карьеров Хейтор до набережной Вентифорд на Стовер-канале. [2] Сначала его длина составляла около 7 миль (11 км), но позже она была увеличена примерно до 9 миль (14 км) или 10 миль (16 км), включая различные подъездные пути. [3] Твердый гранитный камень хорошо подходил для этой цели, поскольку он выдерживал высокое давление и был уложен вместо железных рельсов. У трамвая была основная линия, идущая к каналу Стовер, и шесть ответвлений или разъездов, идущих от отдельных карьеров. За время существования линии подъездные пути менялись несколько раз, а путь часто поднимался и использовался в других местах, если того требовали обстоятельства. По всей длине линии расположены различные незначительные и одна значительная выемка, небольшие насыпи и несколько коротких мостов. Из-за особенностей «рельсов» большая часть старого трамвая все еще существует, особенно в районе самого Хайтора.

Карта с указанием маршрута трамвая и других важных объектов.

Кэррингтон [12] в конце 1820-х годов рассказывает о том, как железная дорога может использоваться в качестве маршрута для пешеходов или верхом на лошадях от Хейтора до Тейнграса, подчеркивая, что трамвай обычно отличается от железной дороги тем, что фактически является частью дороги, а также что Частота движения гранитного транспорта обычно была низкой и медленной, поэтому проезд по маршруту для людей пешком или верхом на лошадях не был бы особенно опасным. Возможно, пешеходов и водителей попросили платить за проезд, как на железной дороге Килмарнок и Трун в Эйршире , Шотландия.

Были установлены вехи , обозначающие расстояние от Вентифорда. Пассажиров никогда не перевозили, и эти вехи, возможно, были прихотью Джорджа Темплера. Четыре сохранившихся камня, классифицированные Milestone Society, [13] подробно описаны ниже:

Майлз Ссылка на базу данных MSS Координаты ОС Расположение
3 DV_HTTW03 СХ 81121 77230 Между Поттери-роуд/Эшбертон-роуд, Бримли
4 DV_HTTW04 СХ 79982 78132 В роще к югу от дороги, ведущей из Бови-Трейси в Хейтор, недалеко от Лоуэрдаун-Кросс.
5 DV_HTTW05 СХ 78564 78477 Ярнер Вуд
6 DV_HTTW06 СХ 78057 77386 Напротив отеля Bel Alp, по дороге в Хайтор, вскоре после того, как он доберется до открытых общественных мест в восточной части Хайтора.

Судя по всему, гранит был единственным транспортным средством, поскольку компания не хотела идти на расходы на строительство фургонов с высокими бортами или грузовиков для перевозки железной руды.

Когда в 1866 году была открыта железная дорога Мортонхэмпстед и Южный Девон , трамвай не использовался с 1858 года; однако землевладелец, герцог Сомерсетский , настоял на том, чтобы были построены запасные пути и кран, а также построены новые развязки на «Гранитном запасном пути Бови», в 1 миле (1,6 км) к югу от Бови-Трейси, хотя, вероятно, этого никогда не было сделано. использовал. [3] Под новую линию была передана миля старого трамвайного маршрута.

На карте Девоншира 1831 года, составленной Fisher, Son & Co., изображен курс трамвая, и ошибочно показано, что он идет прямо к Тейну, а канала Стовер не существует. На карте Девона примерно 1865 года показано направление линии. [14]

Путь Темплера

[ редактировать ]
Район между Хейтором и Тинмутом, 1830-е годы. Отмечен канал Стовер, но не трамвай (Кэррингтон, ок. 1830 г.).

Это маршрут, который точно повторяет маршрут гранитного трамвая Хайтор и канала Стовер, продолжаясь до Новой набережной в доках Тинмута. Хорошее место, чтобы увидеть трассу, — это то место, где она пересекает второстепенную дорогу, ведущую к Манатону, недалеко от дороги от Хейтора до Бови-Трейси. [15]

После выхода из болота лучшее место, где можно увидеть трассу, — это небольшой участок трамвайного пути, проходящего через Ярнер-Вуд . Есть также хорошо сделанный указательный камень длиной пять миль (8 км). По гранитным участкам тропы можно пройти через лес, прежде чем тропа повернет обратно на главную дорогу Бови-Трейси. Трамвай пересекает поля и выходит к дороге, проходящей рядом с отелем «Эджмур», и на лужайке отеля разбросано несколько дорожек, но четкой линии пути различить невозможно. Мост Чаппл был единственным мостом на трамвае, пересекавшим переправу Бови , до открытия второго карьера в Холвелл Тор. Коттеджи Вентифорд были построены для размещения служащих, работавших на трамвае и канале, хотя некоторые жили в нескольких небольших домах, сгруппированных вокруг гостиницы, расположенной под скалами Хейтор. [16] Здесь также содержались конюшни для лошадей, работавших на канале и железной дороге. Гранитную брусчатку можно отчетливо увидеть при строительстве мостов на маршруте Темплерского моста.

Ранее неизвестный участок трамвая на конечной остановке в бассейне Вентифорд был обнаружен в конце 2014 года. [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Измерено на «наиболее сохранившихся участках линии» в 1899 году.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейли, ВБ (1899). Инженер-практик . Том. XX, июль – декабрь. Манчестер: Техническое издательство Co Ltd., с. 428.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Минчинтон, Уолтер (1974). Девон за работой: прошлое и настоящее . Дэвид и Чарльз. п. 89. ИСБН  0-7153-6389-1 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Хэдфилд, Чарльз (1967). Каналы Юго-Западной Англии . Дэвид и Чарльз. стр. 118–122. ISBN  0-7153-4176-6 .
  4. ^ Гриффитс, Джорджия; Гриффитс, EGC (1965). История Тинмута . Брансуик Пресс. п. 53.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Юанс, MC (1966). Гранитный трамвай Хайтор и канал Стовер . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз.
  6. Один стих из пяти воспроизведен в книге Юанса, стр.24.
  7. ^ «Индастриал Дартмур» (PDF) . Администрация национального парка Дартмур. п. 56. Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2008 года . Проверено 14 июля 2009 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Томас, Дэвид Сент-Джон (1966). Региональная история железных дорог Великобритании . Том. 1: Западная страна. Дэвид и Чарльз. стр. 57–58.
  9. Юанс, стр. 23, цитирует Exeter Flying Post от 21 сентября 1820 года.
  10. Юанс, стр. 23, цитирует Даймонда «Старое и новое», касающееся прихода Уайдкомб в Муре и его окрестностях , 1876 год.
  11. ^ Джонс, Робин (2009). Самые странные железные дороги Британии . Хорнкасл: Mortons Media Group. п. 25. ISBN  978-1-906167-25-7 .
  12. ^ NT, Кэррингтон (1820-е гг.). Путеводитель по Тинмуту, Долишу и Торки: с описанием окрестностей, их пейзажей, древностей и т. д . и др. Тинмут: Э. Кройдон. п. 31.
  13. ^ «Общество Вехи» . [ нужна полная цитата ]
  14. ^ Королевство, Энтони Р. (1974). Железные дороги Девона: иллюстрированный обзор . Д. Брэдфорд Бартон Лтд. с. 1.
  15. ^ Вестлейк, Р.Дж. (1973). Дартмур . Д. Брэдфорд Бартон Лтд., стр. 84–85.
  16. ^ Стирлинг, преподобный Д. М. (1830 г.). История Ньютон-Эбботта и Ньютона-Бушеля . п. 161.
  17. ^ «Новые свидетельства существования гранитной трамвайной дороги Хейтор обнаружены в бассейне канала Вентифорд» . Информационный центр Совета графства Девон . 22 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Юанс, MC (1966). Гранитный трамвай Хайтор и канал Стовер . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз.
  • Харрис, Хелен; Терлоу, Джордж (1994). Гранитный трамвай Хайтор и канал Стовер . Полуостров Пресс. ISBN  978-1-872640-28-0 .
  • Самые удивительные места для посещения в Британии . Ассоциация Ридерс Дайджест. 2006. с. 24. ISBN  978-0-276-44176-9 .
  • Гранитный трамвай Хайтор и канал Стовер, исследование сельской местности . Эксетер: Совет графства Девон. 1985. ISBN  978-0-86114-559-1 .
[ редактировать ]

50 ° 35'11 ″ с.ш. 3 ° 45'56 ″ з.д.  /  50,58639 ° с.ш. 3,76556 ° з.д.  / 50,58639; -3,76556

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 989e58ecfc1c2b5b615fbc89a3f2f064__1691580720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/64/989e58ecfc1c2b5b615fbc89a3f2f064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haytor Granite Tramway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)