Трамвайная система Веллингтона
Трамвайная система Веллингтона | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Бывший трамвай Веллингтона (двойной салон № 159, постройки 1925 года) в Музее трамвая Веллингтона. | |||||||||||
Операция | |||||||||||
Местный | Веллингтон, Новая Зеландия | ||||||||||
Открыть | 1878 | ||||||||||
Закрывать | 1964 | ||||||||||
Статус | Закрыто | ||||||||||
Владелец(и) | Городской совет Веллингтона (с 1 августа 1900 г.) | ||||||||||
Инфраструктура | |||||||||||
Ширина колеи | 4 фута ( 1219 мм ) | ||||||||||
Двигательная система(ы) | Паровой (1878-1882), Конный (1882-1904), Электрический (с 1904) | ||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
Веллингтонская трамвайная система (1878–1964) действовала в Веллингтоне , столице Новой Зеландии . Первоначально трамваи принадлежали частной компании, но были куплены городом и составили основную часть городской транспортной системы.
Трамваи
[ редактировать ]Первоначально в 1878 году трамваи Веллингтона были паровыми, с двигателем, тянущим отдельный вагон. Однако многие считали двигатели неудовлетворительными: они образовывали много сажи, были тяжелыми (увеличивали затраты на содержание гусениц) и часто пугали лошадей. К 1882 году сочетание общественного давления и финансовых проблем привело к тому, что паровозы были заменены лошадьми. В 1902 году, после того как трамваи перешли в государственную собственность, было решено электрифицировать систему, и первый электрический трамвай запустился в 1904 году. Трамваи работали одиночно и были в основном одноэтажными, а иногда и двухэтажными (с открытым верхом).
История
[ редактировать ]Первая трамвайная линия в Веллингтоне открылась 24 августа 1878 года. Длина линии составляла 4,5 км, а ширина колеи 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ); и проходил между северной оконечностью набережной Ламбтон и точкой к югу от заповедника бассейна. Использовались три паровые машины, но к январю 1882 года их заменили лошади, поскольку они были шумными и грязными. [1]
Городской совет Веллингтона приобрел трамвайную компанию и взял на себя управление ею с 1 августа 1900 года. Система была электрифицирована по контракту, сданному в аренду в 1902 году, и переведена на новую колею 4 фута ( 1219 мм ). Первый пробный электрический трамвай прошел 8 июня 1904 года, а первый рейс от Ньютауна до Бассейного заповедника состоялся 30 июня 1904 года. В 1904 году были продлены до Кортни-Плейс, Кубы и Уоллес-стрит, Аро-стрит, Ориентал-Бэй и Тинакори-роуд. . [2]
В следующем году была построена линия через Ньютаун и Берхампур до Айленд-Бэй, а еще через год — от линии Те-Аро до Бруклина . В 1907 году было завершено строительство специального трамвайного туннеля до Хатаитаи , по которому можно было добраться до Килбирни , Мирамара и Ситауна .
В 1907 году линия дороги Тинакори была продлена на запад в сторону Карори , достигнув кладбища Карори. В феврале 1911 года линия на Карори была продлена до Черч-Хилл до парка Карори. Граница города проходила по Ботаническому саду Веллингтона на Тинакори-роуд, и городской совет Карори отвечал за сады. Как и в случае с городским советом Мелроуза в 1903 году, эксплуатация городских трамваев одним советом стала фактором в объединении городского совета Карори с городским советом Веллингтона в 1920 году. [3]
Строительство новой трассы тогда замедлилось, но не остановилось. В 1909 году была построена линия от Килбирни до залива Лайалл , а затем еще одна от Тинакори-роуд до Уэйдстауна . В 1915 году была построена линия, соединяющая Ньютаун с Килбирни через Констебль-стрит и Кроуфорд-роуд.
В 1929 году была завершена последняя новая линия — ответвление линии Карори через туннель в Нортленд . Наконец, в 1940 году вместо маршрута через Тинакори-роуд был открыт более короткий маршрут по Боуэн-стрит к западным пригородам Карори и Нортленда. Это предлагалось с 1907 года, но сменявшие друг друга премьер-министры (Уорд и Мэсси) выступали против использования шумных трамваев на Боуэн-стрит или Хилл-стрит рядом с парламентом. Демонстрация трамвая Fiducia в 1935 году убедила спикера и членов Законодательного совета в том, что современные трамваи молчат. [4]
было передано дело, В 1924 году в Апелляционный суд Новой Зеландии оспаривающее использование выдающегося домена для обеспечения полосы отчуждения для путей. В деле Бойд против мэра Веллингтона суд установил, что, хотя правительство принудило к продаже земли ненадлежащим образом, оно действовало добросовестно, поэтому продажа не была отменена.
Более северные пригороды Веллингтона, такие как Джонсонвилл и Тава , не обслуживались трамвайной сетью, поскольку они обслуживались (и обслуживаются) железнодорожной системой Веллингтона . Канатная дорога Веллингтона , еще одна часть транспортной сети Веллингтона, иногда описывается как трамвай, но обычно так не считается, поскольку это фуникулер. Он был открыт в 1902 году и действует до сих пор.
Электрические трамваи Веллингтона имели необычную колею — 4 фута ( 1219 мм ) — узкую колею . Паровые и конные трамваи имели колею 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ), также узкую и такую же, как национальная железнодорожная колея Новой Зеландии.
Закрытие
[ редактировать ]В конце 1940-х — начале 1950-х годов трамваи было решено заменить автобусами и троллейбусами , которые считались более совершенными и лучше подходящими для нужд города. Топография Веллингтона сыграла свою роль в этом решении: улицы города зачастую крутые, извилистые и узкие, что делает большую маневренность автобусов важным преимуществом. обслуживались троллейбусами Был сохранен принцип электрического транспорта — многие трамвайные маршруты до 2017 года , см. Троллейбусы в Веллингтоне .
Первое крупное закрытие линии произошло в 1949 году, когда закрылся Уэйдстаун. В следующем году линия Oriental Bay закрылась. В 1954 году линия Карори (включая ветку Нортленд) закрылась. В 1957 году сообщение с Аро-стрит и Бруклином прекратилось, а строительство международного аэропорта Веллингтона разрушило маршрут на Мирамар и Ситун. Все сообщения с восточными пригородами были прекращены к 1962 году: залив Лайалл закрылся в 1960 году, Констебль-стрит / Кроуфорд-роуд в 1961 году и Хатаитаи в 1962 году. (Трамвайный туннель Хатайтай до сих пор используется автобусами.) В 1963 году сообщение с восточными пригородами было прекращено. Айленд-Бэй был закрыт, оставив в основном внутригородские маршруты. 2 мая 1964 года оставшаяся часть была закрыта, и был проведен парад из Торндона в Ньютаун.
Некоторые из старых трамваев Веллингтона сохранились и сейчас работают в Веллингтонском трамвайном музее в Паекакарики . Время от времени высказывались предположения, что трамваи должны вернуться в Веллингтон либо в современном виде, либо в качестве исторического экспоната. Еще в 1979 году было предложено перевести линию Джонсонвиллской железной дороги на трамвайное движение. В 1992 году план «Суперлинк» предлагал преобразовать линию Джонсонвилля в легкорельсовый транспорт и продлить систему до аэропорта и Карори через туннель от Холлоуэй-роуд в долине Аро до Эпплтон-парка. Он получил поддержку многих местных жителей и некоторых политиков и побудил к дальнейшему развитию. расследование легкорельсового транспорта как вида транспорта в Веллингтоне. В 1990-х годах было предложено построить линию наследия для набережной города, а совсем недавно легкорельсового транспорта было предложено построить линию через центр города. Однако твердых планов по восстановлению пока нет.
Список дат
[ редактировать ]Годами открытия и закрытия различных трамвайных маршрутов являются: [5]
Маршрут | Открыто | Закрыто | Примечания |
---|---|---|---|
Аро-стрит | 1904 | 1957 | |
Бруклин | 1906 | 1957 | |
Хатейтай | 1907 | 1962 | |
Хатайтай/Килбирни/Мирамар | 1907 | 1957 | через трамвайный туннель Хатайтай |
Айленд Бэй | 1905 | 1963 | |
Кэрролл | 1907 | 1954 | |
Килбирни | 1915 | 1961 | через Кроуфорд-роуд |
Лайалл Бэй | 1911 | 1960 | |
Ньютаун/Торндон | 1904 | 1964 | |
Нортленд | 1929 | 1954 | ответвление маршрута Карори |
Восточный залив | 1904 | 1950 | |
Ситаун | 1907 | 1958 | |
Тинакори Роуд | 1904 | 1949 | продлен до Карори |
Уэйдстаун | 1911 | 1949 |
Подарок
[ редактировать ]Трамваи наследия до сих пор работают, многие образцы находятся в Веллингтонском трамвайном музее в парке Королевы Елизаветы в Паекакарики на побережье Капити и в Музее транспорта и технологий в Окленде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парсонс 2010 , с. 177.
- ^ Стюарт 1973 , стр. 35, 201.
- ^ Патрик, Маргарет Дж. (1990). От Буша до пригорода: Карори 1840–1980 . Веллингтон: Историческое общество Карори. стр. 40, 41, 50. ISBN. 0-473-00915-3 .
- ^ Стюарт 1973 , с. 168.
- ^ Парсонс 2010 , с. 193.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Парсонс, Дэвид (2010). Железная дорога Веллингтона: колониальный пароход в Матанги . Веллингтон: Новозеландское общество железных дорог и локомотивов. стр. 54, 177, 192, 193. ISBN. 978-0-908573-88-2 .
- Стюарт, Грэм (1973). Раздел «Конец пенни: история городского транспорта в Новой Зеландии» . Веллингтон: Рид. стр. 64–66, 201–202. ISBN 0-589-00720-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница трамвая Веллингтонской городской библиотеки
- Веллингтонский трамвайный музей
- Транспортное движение (вагоны, трамваи и т. д.) в Циклопедии Новой Зеландии, том I (Веллингтон) 1897 г.
- Электрический трамвай Веллингтона, 1904 г. - 1985 г., 45c станп
- Посмотреть фотографии (405) через архив Поиск: искать по слову «трамвай», отмечать только изображения
- Фотография конки на Набережной 1900 г.
- Фотография женщины-кондуктора трамвая, 1943 год.
- Фотография работниц трамвая, ремонтирующих пути, 1944 год.
- Статья об открытии линии Lyall Bay
- «Фото двухсалонного трамвая перед Старым зданием правительства» . НЗРЛС. 2022.
- «Трамваи и троллейбусы на вокзале Веллингтона (фото 1963 года)» . Национальная библиотека. 2022.
- «Конные трамваи, улица Куба, угол Диксон-стрит: 1885 (фото)» . Архив ВСЦ. 2024.