Jump to content

Узкоколейная железная дорога

(Перенаправлено с Узкоколейка )

Узкоколейная железная дорога ( узкоколейная железная дорога в США) — железная дорога с шириной колеи менее 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 2 дюйма ) стандартная колея . Большинство узкоколейных железных дорог имеют ширину от 600 мм ( 1 фут 11 + 5 8 дюймов ) и 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ).

Поскольку узкоколейные железные дороги обычно строятся с более крутыми поворотами , меньшей шириной колеи и более легкими рельсами , их строительство, оборудование и эксплуатация могут быть менее затратными, чем железные дороги стандартной или широкой колеи (особенно в гористой или труднопроходимой местности). [1] Недорогие узкоколейные железные дороги часто используются в горной местности, где инженерная экономия может быть существенной. Недорогие узкоколейные железные дороги часто строятся для обслуживания промышленных предприятий, а также малонаселенных населенных пунктов, где потенциал движения не оправдает стоимость линии стандартной или широкой колеи. Узкоколейные железные дороги специально используются в шахтах и ​​других местах, где небольшая колея конструкции требует небольшой погрузочной колеи .

В некоторых странах стандартом является узкая колея; Япония, Индонезия, Тайвань, Новая Зеландия, Южная Африка и австралийские штаты Квинсленд , Западная Австралия и Тасмания имеют колею 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ), тогда как во Вьетнаме, Малайзии и Таиланде есть железные дороги метровой колеи . Узкоколейные трамваи, особенно метровой колеи, распространены в Европе. Непромышленные узкоколейные горные железные дороги распространены (или были) в Скалистых горах США и Тихоокеанских Кордильерах Канады, Мексики, Швейцарии, Болгарии, бывшей Югославии , Греции и Коста-Рики.

Номенклатура

[ редактировать ]

Узкоколейной называется железная дорога, у которой расстояние между внутренними краями рельсов менее 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 2 дюйма ). [2] Исторически этот термин иногда использовался для обозначения того, что сейчас является железными дорогами стандартной колеи , чтобы отличить их от железных дорог широкой колеи , но это использование больше не применяется.

Ранние линии ручной работы

[ редактировать ]
Ксилография шахты с тремя шахтами
Гравюра 1556 года из De re Metallica , изображающая узкоколейную железную дорогу в шахте.

Самая ранняя зарегистрированная железная дорога появляется в книге Георгиуса Агриколы 1556 года «De re Metallica» , где изображена шахта в Богемии с железной дорогой шириной около 2 футов ( 610 мм ). В 16 веке железные дороги в основном ограничивались узкоколейными линиями с ручным приводом в шахтах по всей Европе. В 17 веке шахтные железные дороги были расширены, чтобы обеспечить наземный транспорт. Эти линии были промышленными и соединяли шахты с близлежащими транспортными узлами (обычно каналами или другими водными путями). Эти железные дороги обычно строились с той же узкой колеей, что и шахтные дороги, из которых они возникли. [3]

Введение пара

[ редактировать ]

Первый в мире паровоз , построенный в 1802 году Ричардом Тревитиком для компании Coalbrookdale, двигался по шириной 3 фута ( 914 мм ) платине . Первым коммерчески успешным паровозом был Мэтью Мюррея, » « Саламанка построенный в 1812 году для длиной 4 фута 1 дюйм ( 1245 мм ) железной дороги Миддлтон в Лидсе . [4] Саламанка также была первым реечным локомотивом. В 1820-х и 1830-х годах на ряде промышленных узкоколейных железных дорог Соединенного Королевства использовались паровозы. В 1842 году был построен первый узкоколейный паровоз за пределами Великобритании длиной 1100 мм ( Железная дорога Антверпен-Гент шириной 3 фута 7 + 5 16 дюймов . в Бельгии [5] Первое использование паровозов на общественной пассажирской узкоколейной железной дороге произошло в 1865 году, когда Ффестиниогская железная дорога ввела пассажирские перевозки после получения первых локомотивов двумя годами ранее. [6]

Промышленное использование

[ редактировать ]

Многие узкоколейные железные дороги входили в состав промышленных предприятий и служили прежде всего промышленными железными дорогами , а не перевозчиками общего назначения. Обычно эти промышленные узкоколейные железные дороги использовались в горнодобывающей промышленности, лесозаготовках, строительстве, прокладке туннелей, разработке карьеров и транспортировке сельскохозяйственной продукции. Обширные узкоколейные сети были построены во многих частях мира; В XIX веке лесозаготовительные предприятия в горах часто использовали узкоколейные железные дороги для перевозки бревен с лесопилки на рынок. Значительные железные дороги из сахарного тростника по-прежнему действуют на Кубе, Фиджи, Яве, Филиппинах и в Квинсленде, а узкоколейное железнодорожное оборудование по-прежнему широко используется для строительства туннелей.

Введение внутреннего сгорания

[ редактировать ]

В 1897 году марганцевый рудник в долине Лан в Германии использовал два бензиновых локомотива с одноцилиндровыми двигателями внутреннего сгорания на путях колеи 500 мм своей шахтной железной дороги ; эти локомотивы производила компания Deutz Gas Engine Company ( Gasmotorenfabrik Deutz ), ныне Deutz AG . [7] [8] Еще одно раннее использование внутреннего сгорания для привода узкоколейного локомотива произошло в 1902 году. Ф. К. Блейк построил бензиновый локомотив мощностью 7 л.с. для очистных сооружений Главного управления канализации Ричмонда в Мортлейке . Этот локомотив шириной 2 фута 9 дюймов ( 838 мм ), вероятно, был третьим построенным локомотивом с бензиновым двигателем. [9]

Первая мировая война и позже

[ редактировать ]

узкоколейных Разветвленные системы железных дорог обслуживали передовые траншеи обеих сторон в Первой мировой войне . [10] [11] Они использовались в военных целях недолго, и после войны излишки оборудования вызвали небольшой бум в строительстве узкоколейных железных дорог в Европе.

Улучшения

[ редактировать ]

Тяжелые гусеницы

[ редактировать ]
Электропоезд серебристо-желтый
Электрический наклоняемый поезд в Квинсленде. В отличие от других штатов Австралии, которые используют другую колею, сеть Квинсленда состоит из путей шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ).

Тяжелые узкоколейные железные дороги шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в Австралии (Квинсленд), Новой Зеландии, Южной Африке, Японии, Тайване, Индонезии и на Филиппинах демонстрируют, что если пути построены в соответствии со стандартами для тяжелых условий эксплуатации, производительность почти так же хорошо, как и линия стандартной колеи.

Поезда из двухсот вагонов курсируют по железнодорожной линии Сишен-Салданья в Южной Африке, а высокоскоростные поезда Tilt Train курсируют в Квинсленде. В Южной Африке и Новой Зеландии габарит погрузки аналогичен ограниченному британскому габариту; в Новой Зеландии некоторые вагоны British Rail Mark 2 были переоборудованы с использованием новых тележек для использования компаниями Tranz Scenic (сообщение Веллингтон-Палмерстон-Норт), Tranz Metro (сообщение Веллингтон-Мастертон) и Auckland One Rail (пригородное сообщение Окленда).

Еще одним примером сверхмощной узкоколейной линии является бразильская EFVM . 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 8 дюйма Колея ), рельсы выдерживают нагрузку более 100 фунтов (100 фунтов / ярд или 49,6 кг / м) и габарит погрузки почти такой же большой, как у линий непревышающей высоты в США. На линии имеется несколько локомотивов мощностью 4000 лошадиных сил (3000 кВт) и поездов численностью более 200 вагонов.

Самые быстрые поезда

[ редактировать ]

Снижение устойчивости узкой колеи означает, что ее поезда не могут двигаться с такой же высокой скоростью, как на более широкой колеи. Например, если на повороте со стандартной колеей ( 1435 мм ) можно развивать скорость до 145 км/ч (90 миль в час), то на том же повороте с узкоколейным рельсом ( 1067 мм ) можно развивать скорость только до 130 км/ч. (81 миль в час). [12]

В Японии и Квинсленде недавние улучшения постоянных путей позволили поездам на путях шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) развивать скорость более 160 км/ч (99 миль в час). Queensland Rail , Электрический наклоняемый поезд самый быстрый поезд в Австралии и самый быстрый поезд с колеей 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в мире, установил рекорд скорости 210 км/ч (130 миль в час). [13] Рекорд скорости для длиной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) составляет 245 км/ч (152 мили в час), установленный в Южной Африке в 1978 году. узкоколейной железной дороги [14] [15] [16]

специальный вагон шириной 2 фута ( 610 мм был построен Для горно-железнодорожной компании Отави ) с расчетной скоростью 137 км/ч (85 миль в час). [17] Радиус поворота также важен для высоких скоростей: узкоколейные железные дороги допускают более крутые повороты, но это ограничивает безопасную скорость транспортного средства.

Многие узкие колеи, от колеи 15 дюймов ( 381 мм ) до колеи 4 футов 8 дюймов ( 1422 мм ), используются сейчас или раньше. Они делятся на несколько широких категорий:

Чуть ниже стандартного калибра

[ редактировать ]

фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм )

[ редактировать ]

колея 4 фута 6 дюймов

[ редактировать ]

Ширина колеи 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ) (также известная как шотландская колея) была принята на железных дорогах начала 19 века, в основном в районе Ланаркшира в Шотландии. 4 фута 6 + 1 2 дюйма Также были построены линии длиной ( 1384 мм ), и обе в конечном итоге были преобразованы в стандартную колею.

Колея около 4 футов

[ редактировать ]

4 фута 1 дюйм ( 1245 мм )

[ редактировать ]

4 фута ( 1219 мм )

[ редактировать ]

1200 мм ( 3 фута 11 + 1 4 дюйма )

[ редактировать ]

3 фута 9 + 1 2 дюйма ( 1156 мм )

[ редактировать ]

3 фута 9 дюймов ( 1143 мм )

[ редактировать ]

Колея 1093 мм

[ редактировать ]

колея 3 фута 6 дюймов

[ редактировать ]
Иллюстрация разницы между стандартной и узкой колеей
Сравнение 4 фута 8 + 1 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная ширина (синяя) и ширина 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) (красная); разница составляет 14,5 дюймов (370 мм), или около 26 процентов стандартной ширины колеи.

1067 мм ( 3 фута 6 дюймов Расстояние между внутренними головками рельсов составляет ), его название и классификация различаются по всему миру, а длина путей составляет около 112 000 километров (70 000 миль).

Подобные датчики

[ редактировать ]
  • 1055 мм ( 3 фута 5 + 1 2 дюйма ) в Алжире
  • 1050 мм ( 3 фута 5 + 11 32 дюйма ) на Хиджазской железной дороге в Израиле, Иордании, Ливане, Саудовской Аравии и Сирии; сохранилось лишь несколько строк.

Манометр и итальянский манометр

[ редактировать ]

Как следует из названия, метровая колея представляет собой ширину колеи 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 8 дюймов ). Протяженность путей составляет около 95 000 км (59 000 миль).

Согласно итальянскому законодательству, ширина колеи в Италии определялась от центра каждого рельса, а не от внутренних краев рельсов. Эта колея размером 950 мм ( 3 фута 1 + 3 8 дюйма ) между краями рельсов известны как итальянская колея метра .

Колея 3 фута 900 мм и шведская трехфутовая колея.

[ редактировать ]
Поезд-парк развлечений с копией парового двигателя
Железная дорога шириной 3 фута ( 914 мм ) Диснейленда в Калифорнии.

было несколько крупных железнодорожных систем длиной 3 фута ( 914 мм В Северной Америке ); примечательные примеры включают Денвер и Рио-Гранде и Южный Рио-Гранде в Колорадо; Железная дорога Техаса и Сент-Луиса в Техасе, Арканзасе и Миссури; а также южное побережье Тихого океана , Уайт-Пасс и Юконский маршрут и компания West Side Lumber Co в Калифорнии. Ширина колеи 3 фута была также распространенной шириной колеи в Южной Америке, Ирландии и на острове Мэн . 900 мм В Европе была распространена ширина . Шведские железные дороги трехфутовой колеи ( 891 мм или 2 фута 11 + 3 32 дюйма ) уникальны для этой страны и когда-то были распространены по всей стране. Сегодня единственной линией шириной 891 мм, которая осталась в стороне от исторических железных дорог, является Рослагсбанан , пригородная линия, соединяющая Стокгольм с его северо-восточными пригородами.

колея 2 фута 9 дюймов

[ редактировать ]

Несколько железных дорог и трамваев были построены с шириной колеи 2 фута 9 дюймов ( 838 мм ), включая главную линию Нанкай (позже преобразованную в 3 фута 6 дюймов или 1067 мм ), железную дорогу Ocean Pier в Атлантик-Сити , трамвай Ситона ( переоборудованный из 2 футов ). и трамвай Вайоронгомай .

Колея 800 мм, 2 фута 6 дюймов, боснийская и колея 750 мм.

[ редактировать ]

800 мм ( 2 фута 7 + 1/2 дюйма Железные дороги с колеей обычно используются для зубчатых железных дорог . Имперские железные дороги шириной 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) обычно строились в бывших британских колониях . 760 мм Боснийская колея и железные дороги шириной 750 мм преимущественно встречаются в России и Восточной Европе.

Колея от 2 футов 5 дюймов ( 737 мм ) до 2 футов 1 дюйм (635 мм)

[ редактировать ]

Такие размеры, как 2 фута 3 дюйма ( 686 мм ), 2 фута 4 дюйма ( 711 мм ) и 2 фута 4 + 1 дюйма 724 ( мм ) использовались в некоторых частях Великобритании, особенно на железных дорогах в Уэльсе и на границах, с некоторым промышленным использованием в угольной промышленности. Некоторые линии по производству сахарного тростника на Кубе были 2 фута 3 + 1 2 дюйма ( 699 мм ). [20]

Колея 2 фута и 600 мм

[ редактировать ]
Красный локомотив с наблюдателями на платформе
The шириной 1 фут 11 + 1 2 дюйма ( 597 мм ) Ффестиниогская железная дорога в Уэльсе

Железные дороги шириной 2 фута ( 610 мм ) обычно строились в бывших британских колониях. В США было несколько железных дорог такой колеи , в том числе несколько в штате Мэн, такие как железная дорога Вискассет, Уотервилл и Фармингтон . 1 фут 11 + 3 дюйма 603 ( мм ), 600 мм ( 1 фут 11 + 5 8 дюймов ) и 1 фут 11 + 1 2 дюйма ( 597 мм В Европе использовались ).

Минимальная колея

[ редактировать ]

Датчики ниже 1 фут 11 + 1 дюйма ) были редкостью ( 597 мм . Артур Персиваль Хейвуд разработал с шириной колеи 15 дюймов ( 381 мм ) железные дороги в Великобритании , а Дековиль произвел ряд промышленных железных дорог с шириной колеи 500 мм ( 19 + 3/4 дюйма ( ) и 400 мм 15 + 3 4 дюйма ) путей, чаще всего в ограниченных условиях, таких как подземные шахтные железные дороги, парки и фермы во Франции. Несколько железных дорог шириной 18 дюймов ( 457 мм ) были построены в Великобритании для обслуживания складов боеприпасов и других военных объектов, особенно во время Первой мировой войны .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Спунер, Чарльз Истон (1879). Узкоколейные железные дороги . п. 71.
  2. ^ Коулс, Энтони (15 апреля 2018 г.). Узкоколейные локомотивы . Издательство Эмберли. Узкая колея определяется как нечто меньшее, чем стандартная колея магистральных линий Великобритании.
  3. ^ Уайтхаус, Патрик и Снелл, Джон Б. (1984). Узкоколейные железные дороги Британских островов . Дэвид и Чарльз. ISBN  0-7153-0196-9 .
  4. ^ Доусон, Энтони (17 июня 2020 г.). До ракеты: паровоз до 1829 года . Гресли.
  5. ^ Рэнсом, PJG (1996). Узкоколейный пар – его истоки и мировое развитие . Оксфордской издательской компании ISBN  0-86093-533-7 .
  6. ^ Куайн, Дэн (2013). Локомотивы Джордж-Инглэнд Ффестиниогской железной дороги . Лондон: Гибкая шкала.
  7. ^ Бензиновый Lgocomotive для использования в шахтах, Нефтяной промышленный и технический обзор , том. 2, нет. 68 (23 июня 1900 г.); страница 388.
  8. ^ Бензиновый локомотив, English Mechanic and World of Science , № 1713 (21 января 1898 г.); страницы 532–533.
  9. ^ Куайн, Дэн (март 2019 г.). «ФК Блейк и трамваи Мортлейка». Рекорд промышленных железных дорог (236). Общество промышленных железных дорог.
  10. ^ Данн, Ричард (1 января 1990 г.). От узкой колеи до нейтральной зоны: железные дороги армии США с колеей 60 см времен Первой мировой войны во Франции . Сравнительные публикации.
  11. ^ Вествуд, Дж. Н. (1980). Железные дороги на войне . Книги Хауэлла-Норта.
  12. ^ «Дейли Доро Чиба» doro-chiba.org ( на японском языке).
  13. ^ «Годовой отчет за 1998–1999 годы» (PDF) . Квинслендская железная дорога. 1999. стр. 16, 19. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2009 года.
  14. ^ «Рекорды железнодорожной скорости» . Клуб рекордов скорости. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
  15. ^ «Электрический класс 5Е/6Е» . home.intekom.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года.
  16. ^ «Испытания пантографа в Южной Африке» . Traintesting.com. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
  17. ^ Шоу, Фредерик Дж. (1958). Маленькие железные дороги мира . Хауэлл-Норт.
  18. ^ Атлас железных дорог Швейцарии . Верлаг Швеерс + Волл ГмбХ. 2012.стр. 14–15. ISBN  978-3-89494-130-7 .
  19. ^ Робертсон, Дональд Б. (1998). Энциклопедия истории западных железных дорог . Том. IV. Колдуэлл, ID : Caxton Printers. п. 166. ИСБН  0-87004-385-4 . OCLC   13456066 .
  20. ^ [1] (2003)

Примечания

[ редактировать ]
  • «Торговый дом «Камбарский машиностроительный завод»
  • П. Уайтхаус, Дж. Снелл. Узкоколейные железные дороги Британских островов , Дэвид и Чарльз , 1994, [ ISBN отсутствует ]
  • Железные дороги Колорадо: ваш путеводитель по историческим поездам и железнодорожным объектам Колорадо , Клод Вятровски, Voyageur Press, 2002, твердый переплет, 160 страниц, ISBN   0-89658-591-3
  • Кейт Честер. «Восточноевропейская узкоколейка» 1995 г. [ ISBN отсутствует ]
  • «Узкая колея через кусты - Торонто Грей, Брюс, Торонто и Ниписсингские железные дороги Онтарио»; Род Кларк; паб. Бомонт и Кларк из компании Credit Valley Railway, Стритсвилл, Онтарио, 2007 г. ISBN   978-0-9784406-0-2
  • «Узкая колея для нас - история железной дороги Торонто и Ниписсинг»; Чарльз Купер; паб. Бостон Миллс Пресс; Эрин, Онтарио, 1982 год. [ ISBN отсутствует ]
  • «Узкоколейные железные дороги Канады»; Омер Лавалле; паб. Железнодорожная ярмарка, Монреаль, 1972 год. [ ISBN отсутствует ]
  • «Узкоколейные железные дороги Канады»; Омер Лавалли, расширенный и отредактированный Рональдом С. Ритчи; паб. Фитженри и Уайтсайд, Маркхэм, Онтарио, 2005 г. [ ISBN отсутствует ]
  • «Железная дорога Торонто Грей и Брюс 1863–1884; Томас Ф. Макилрайт; паб. Железнодорожное общество Верхней Канады, Торонто, 1963.
  • «Паропоезда до Брюса»; Ральф Бомонт; паб. Бостон Миллс Пресс; Челтнем, Онтарио, 1977 год. [ ISBN отсутствует ]
  • «Опоздание на Брюса»; Ральф Бомонт и Джеймс Филби; паб The Boston Mills Press, Челтнем, Онтарио, 1980 г.
  • Центральная узкоколейка Невады. Архивировано 11 января 2014 года в Wayback Machine ; Майкл Дж. Браун
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e26c6ffe14212de979668c1477bae6f__1722434460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/6f/6e26c6ffe14212de979668c1477bae6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narrow-gauge railway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)