Узкоколейная железная дорога
Ширина колеи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По виду транспорта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По размеру ( список ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смена калибра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По местоположению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узкоколейная железная дорога ( узкоколейная железная дорога в США) — железная дорога с шириной колеи менее 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея . Большинство узкоколейных железных дорог имеют ширину от 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) и 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ).
Поскольку узкоколейные железные дороги обычно строятся с более крутыми поворотами , меньшей шириной колеи и более легкими рельсами , их строительство, оборудование и эксплуатация могут быть менее затратными, чем железные дороги стандартной или широкой колеи (особенно в гористой или труднопроходимой местности). [1] Недорогие узкоколейные железные дороги часто используются в горной местности, где инженерная экономия может быть существенной. Недорогие узкоколейные железные дороги часто строятся для обслуживания промышленных предприятий, а также малонаселенных населенных пунктов, где потенциал движения не оправдает стоимость линии стандартной или широкой колеи. Узкоколейные железные дороги специально используются в шахтах и других местах, где небольшая колея конструкции требует небольшой погрузочной колеи .
В некоторых странах стандартом является узкая колея; Япония, Индонезия, Тайвань, Новая Зеландия, Южная Африка и австралийские штаты Квинсленд , Западная Австралия и Тасмания имеют колею 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ), тогда как во Вьетнаме, Малайзии и Таиланде есть железные дороги метровой колеи . Узкоколейные трамваи, особенно метровой колеи, распространены в Европе. Непромышленные узкоколейные горные железные дороги распространены (или были) в Скалистых горах США и Тихоокеанских Кордильерах Канады, Мексики, Швейцарии, Болгарии, бывшей Югославии , Греции и Коста-Рики.
Номенклатура
[ редактировать ]Узкоколейной называется железная дорога, у которой расстояние между внутренними краями рельсов менее 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ). [2] Исторически этот термин иногда использовался для обозначения того, что сейчас является железными дорогами стандартной колеи , чтобы отличить их от железных дорог широкой колеи , но это использование больше не применяется.
История
[ редактировать ]Ранние линии ручной работы
[ редактировать ]Самая ранняя зарегистрированная железная дорога появляется в книге Георгиуса Агриколы 1556 года «De re Metallica» , где изображена шахта в Богемии с железной дорогой шириной около 2 футов ( 610 мм ). В 16 веке железные дороги в основном ограничивались узкоколейными линиями с ручным приводом в шахтах по всей Европе. В 17 веке шахтные железные дороги были расширены, чтобы обеспечить наземный транспорт. Эти линии были промышленными и соединяли шахты с близлежащими транспортными узлами (обычно каналами или другими водными путями). Эти железные дороги обычно строились с той же узкой колеей, что и шахтные дороги, из которых они возникли. [3]
Введение пара
[ редактировать ]Первый в мире паровоз , построенный в 1802 году Ричардом Тревитиком для компании Coalbrookdale, двигался по шириной 3 фута ( 914 мм ) платине . Первым коммерчески успешным паровозом был Мэтью Мюррея, » « Саламанка построенный в 1812 году для длиной 4 фута 1 дюйм ( 1245 мм ) железной дороги Миддлтон в Лидсе . [4] Саламанка также была первым реечным локомотивом. В 1820-х и 1830-х годах на ряде промышленных узкоколейных железных дорог Соединенного Королевства использовались паровозы. В 1842 году был построен первый узкоколейный паровоз за пределами Великобритании длиной 1100 мм ( Железная дорога Антверпен-Гент шириной 3 фута 7 + 5 ⁄ 16 дюймов . в Бельгии [5] Первое использование паровозов на общественной пассажирской узкоколейной железной дороге произошло в 1865 году, когда Ффестиниогская железная дорога ввела пассажирские перевозки после получения первых локомотивов двумя годами ранее. [6]
Промышленное использование
[ редактировать ]Многие узкоколейные железные дороги входили в состав промышленных предприятий и служили прежде всего промышленными железными дорогами , а не перевозчиками общего назначения. Обычно эти промышленные узкоколейные железные дороги использовались в горнодобывающей промышленности, лесозаготовках, строительстве, прокладке туннелей, разработке карьеров и транспортировке сельскохозяйственной продукции. Обширные узкоколейные сети были построены во многих частях мира; В XIX веке лесозаготовительные предприятия в горах часто использовали узкоколейные железные дороги для перевозки бревен с лесопилки на рынок. На Кубе, Фиджи, Яве, Филиппинах и в Квинсленде по-прежнему действуют значительные железные дороги, перерабатывающие сахарный тростник , а узкоколейное железнодорожное оборудование по-прежнему широко используется для строительства туннелей.
Введение внутреннего сгорания
[ редактировать ]В 1897 году марганцевый рудник в долине Лан в Германии использовал два бензиновых локомотива с одноцилиндровыми двигателями внутреннего сгорания на путях колеи 500 мм своей шахтной железной дороги ; эти локомотивы производила компания Deutz Gas Engine Company ( Gasmotorenfabrik Deutz ), ныне Deutz AG . [7] [8] Еще одно раннее использование внутреннего сгорания для привода узкоколейного локомотива произошло в 1902 году. Ф. К. Блейк построил бензиновый локомотив мощностью 7 л.с. для очистных сооружений Главного управления канализации Ричмонда в Мортлейке . Этот локомотив шириной 2 фута 9 дюймов ( 838 мм ), вероятно, был третьим построенным локомотивом с бензиновым двигателем. [9]
Первая мировая война и позже
[ редактировать ]узкоколейных Разветвленные системы железных дорог обслуживали передовые траншеи обеих сторон в Первой мировой войне . [10] [11] Они использовались в военных целях недолго, и после войны излишки оборудования вызвали небольшой бум в строительстве узкоколейных железных дорог в Европе.
Улучшения
[ редактировать ]Тяжелые гусеницы
[ редактировать ]Тяжелые узкоколейные железные дороги шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в Австралии (Квинсленд), Новой Зеландии, Южной Африке, Японии, Тайване, Индонезии и на Филиппинах демонстрируют, что если пути построены в соответствии со стандартами для тяжелых условий эксплуатации, производительность почти так же хорошо, как и линия стандартной колеи.
Поезда из двухсот вагонов курсируют по железнодорожной линии Сишен-Салданья в Южной Африке, а высокоскоростные поезда Tilt Train курсируют в Квинсленде. В Южной Африке и Новой Зеландии габарит погрузки аналогичен ограниченному британскому габариту; в Новой Зеландии некоторые вагоны British Rail Mark 2 были переоборудованы с использованием новых тележек для использования компаниями Tranz Scenic (служба Веллингтон-Палмерстон-Норт), Tranz Metro (служба Веллингтон-Мастертон) и Auckland One Rail (пригородные перевозки Окленда).
Еще одним примером сверхмощной узкоколейной линии является бразильская EFVM . 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма Колея ), рельсы выдерживают нагрузку более 100 фунтов (100 фунтов / ярд или 49,6 кг / м) и габарит погрузки почти такой же большой, как у линий непревышающей высоты в США. На линии имеется несколько локомотивов мощностью 4000 лошадиных сил (3000 кВт) и поездов численностью более 200 вагонов.
Самые быстрые поезда
[ редактировать ]Снижение устойчивости узкой колеи означает, что ее поезда не могут двигаться с такой же высокой скоростью, как на более широкой колеи. Например, если на повороте со стандартной колеей ( 1435 мм ) можно развивать скорость до 145 км/ч (90 миль в час), то на том же повороте с узкоколейным рельсом ( 1067 мм ) можно развивать скорость только до 130 км/ч. (81 миль в час). [12]
В Японии и Квинсленде недавние улучшения постоянных путей позволили поездам на путях шириной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) развивать скорость более 160 км/ч (99 миль в час). Queensland Rail , Электрический наклоняемый поезд самый быстрый поезд в Австралии и самый быстрый поезд с колеей 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) в мире, установил рекорд скорости 210 км/ч (130 миль в час). [13] Рекорд скорости для длиной 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ) составляет 245 км/ч (152 мили в час), установленный в Южной Африке в 1978 году. узкоколейной железной дороги [14] [15] [16]
специальный вагон шириной 2 фута ( 610 мм был построен Для горно-железнодорожной компании Отави ) с расчетной скоростью 137 км/ч (85 миль в час). [17] Радиус поворота также важен для высоких скоростей: узкоколейные железные дороги допускают более крутые повороты, но это ограничивает безопасную скорость транспортного средства.
Датчики
[ редактировать ]Многие узкие колеи, от колеи 15 дюймов ( 381 мм ) до колеи 4 футов 8 дюймов ( 1422 мм ), используются сейчас или раньше. Они делятся на несколько широких категорий:
Чуть ниже стандартного калибра
[ редактировать ]фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм )
[ редактировать ]колея 4 фута 6 дюймов
[ редактировать ]Ширина колеи 4 фута 6 дюймов ( 1372 мм ) (также известная как шотландская колея) была принята на железных дорогах начала 19 века, в основном в районе Ланаркшира в Шотландии. 4 фута 6 + 1 ⁄ 2 дюйма Также были построены линии длиной ( 1384 мм ), и обе в конечном итоге были преобразованы в стандартную колею.
Колея около 4 футов
[ редактировать ]4 фута 1 дюйм ( 1245 мм )
[ редактировать ]4 фута ( 1219 мм )
[ редактировать ]- Трамвайная компания Барроу-ин-Фернесс
- Трамваи Брэдфордской корпорации
- Оксфордская трамвайная компания
- Трамваи корпорации Дарвен
- Трамвайная компания Дерби
- Фалкирк и окружные трамваи
- Глазго Метро
- Гонолулу Rapid Transit and Land Company
- Кейли Трамваи
- Падарнская железная дорога
- Рединг Корпорейшн Трамваи
- Железная дорога Редрут и Чейзуотер
- Сондерсфутская железная дорога
- Трамвайная система Веллингтона
1200 мм ( 3 фута 11 + 1 ⁄ 4 дюйма )
[ редактировать ]3 фута 9 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1156 мм )
[ редактировать ]3 фута 9 дюймов ( 1143 мм )
[ редактировать ]Колея 1093 мм
[ редактировать ]колея 3 фута 6 дюймов
[ редактировать ]1067 мм ( 3 фута 6 дюймов Расстояние между внутренними головками рельсов составляет ), его название и классификация различаются по всему миру, а длина путей составляет около 112 000 километров (70 000 миль).
Подобные датчики
[ редактировать ]- 1055 мм ( 3 фута 5 + 1 ⁄ 2 дюйма ) в Алжире
- 1050 мм ( 3 фута 5 + 11 ⁄ 32 дюйма ) на Хиджазской железной дороге в Израиле, Иордании, Ливане, Саудовской Аравии и Сирии; сохранилось лишь несколько строк.
Манометр и итальянский манометр
[ редактировать ]Как следует из названия, метровая колея представляет собой ширину колеи 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ). Протяженность путей составляет около 95 000 км (59 000 миль).
Согласно итальянскому законодательству, ширина колеи в Италии определялась от центра каждого рельса, а не от внутренних краев рельсов. Эта колея размером 950 мм ( 3 фута 1 + 3 ⁄ 8 дюйма ) между краями рельсов известны как итальянская колея метра .
Колея 3 фута 900 мм и шведская трехфутовая колея.
[ редактировать ]было несколько крупных железнодорожных систем длиной 3 фута ( 914 мм В Северной Америке ); примечательные примеры включают Денвер и Рио-Гранде и Южный Рио-Гранде в Колорадо; Железная дорога Техаса и Сент-Луиса в Техасе, Арканзасе и Миссури; а также южное побережье Тихого океана , Уайт-Пасс и Юконский маршрут и компания West Side Lumber Co в Калифорнии. Ширина 3 футов также была распространенной шириной колеи в Южной Америке, Ирландии и на острове Мэн . 900 мм В Европе была распространена ширина . Шведские железные дороги трехфутовой колеи ( 891 мм или 2 фута 11 + 3 ⁄ 32 дюйма ) уникальны для этой страны и когда-то были распространены по всей стране. Сегодня единственной линией шириной 891 мм, которая осталась в стороне от исторических железных дорог, является Рослагсбанан , пригородная линия, соединяющая Стокгольм с его северо-восточными пригородами.
колея 2 фута 9 дюймов
[ редактировать ]Несколько железных дорог и трамваев были построены с шириной колеи 2 фута 9 дюймов ( 838 мм ), включая главную линию Нанкай (позже преобразованную в 3 фута 6 дюймов или 1067 мм ), железную дорогу Ocean Pier в Атлантик-Сити , трамвай Ситон ( переоборудованный из 2 футов ) и трамвай Вайоронгомай .
Колея 800 мм, 2 фута 6 дюймов, боснийская и колея 750 мм.
[ редактировать ]800 мм ( 2 фута 7 + 1/2 дюйма Железные дороги с колеей обычно используются для зубчатых железных дорог . Имперские железные дороги шириной 2 фута 6 дюймов ( 762 мм ) обычно строились в бывших британских колониях . 760 мм Боснийская колея и железные дороги шириной 750 мм преимущественно встречаются в России и Восточной Европе.
Колея от 2 футов 5 дюймов ( 737 мм ) до 2 футов 1 дюйм (635 мм)
[ редактировать ]Такие размеры, как 2 фута 3 дюйма ( 686 мм ), 2 фута 4 дюйма ( 711 мм ) и 2 фута 4 + 1 ⁄ дюйма 724 ( мм ) использовались в некоторых частях Великобритании, особенно на железных дорогах в Уэльсе и на границах, с некоторым промышленным использованием в угольной промышленности. Некоторые линии по производству сахарного тростника на Кубе были 2 фута 3 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 699 мм ). [20]
Колея 2 фута и 600 мм
[ редактировать ]Железные дороги шириной 2 фута ( 610 мм ) обычно строились в бывших британских колониях. В США было несколько железных дорог такой колеи , в том числе несколько в штате Мэн, такие как железная дорога Вискассет, Уотервилл и Фармингтон . 1 фут 11 + 3 ⁄ дюйма 603 ( мм ), 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) и 1 фут 11 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 597 мм В Европе использовались ).
Минимальная колея
[ редактировать ]Датчики ниже 1 фут 11 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 597 мм ) были редкостью. Артур Персиваль Хейвуд разработал с шириной колеи 15 дюймов ( 381 мм ) железные дороги в Великобритании , а Дековиль произвел ряд промышленных железных дорог с шириной колеи 500 мм ( 19 + 3/4 дюйма ( ) и 400 мм 15 + 3 ⁄ 4 дюйма ) путей, чаще всего в ограниченных условиях, таких как подземные шахтные железные дороги, парки и фермы во Франции. Несколько железных дорог шириной 18 дюймов ( 457 мм ) были построены в Великобритании для обслуживания складов боеприпасов и других военных объектов, особенно во время Первой мировой войны .
См. также
[ редактировать ]- Фельдбан
- Лесная железная дорога
- Канатная дорога Хересфельдбан
- Промышленная железная дорога
- Список колеи
- Список трамвайных систем по колеи и электрификации
- Военные железные дороги
- Железная дорога минимальной колеи
- Моделирование узкоколейной железной дороги
- Узкоколейные железные дороги в Нидерландах
- Узкоколейные железные дороги Швеции
- Узкоколейные железные дороги в Европе
- Железнодорожный транспорт в парках и курортах Уолта Диснея
- Миниатюрная железная дорога, на которой можно ездить
- Ширина колеи
- Траншейные железные дороги
- Легкие железные дороги военного ведомства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спунер, Чарльз Истон (1879). Узкоколейные железные дороги . п. 71.
- ^ Коулс, Энтони (15 апреля 2018 г.). Узкоколейные локомотивы . Издательство Эмберли.
Узкая колея определяется как нечто меньшее, чем стандартная колея магистральных линий Великобритании.
- ^ Уайтхаус, Патрик и Снелл, Джон Б. (1984). Узкоколейные железные дороги Британских островов . Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-0196-9 .
- ^ Доусон, Энтони (17 июня 2020 г.). До ракеты: паровоз до 1829 года . Гресли.
- ^ Рэнсом, PJG (1996). Узкоколейный пар – его истоки и мировое развитие . Оксфордской издательской компании ISBN 0-86093-533-7 .
- ^ Куайн, Дэн (2013). Локомотивы Джордж-Инглэнд Ффестиниогской железной дороги . Лондон: Гибкая шкала.
- ^ Бензиновый Lgocomotive для использования в шахтах, Нефтяной промышленный и технический обзор , том. 2, нет. 68 (23 июня 1900 г.); страница 388.
- ^ Бензиновый локомотив, English Mechanic and World of Science , № 1713 (21 января 1898 г.); страницы 532–533.
- ^ Куайн, Дэн (март 2019 г.). «ФК Блейк и трамваи Мортлейка». Рекорд промышленных железных дорог (236). Общество промышленных железных дорог.
- ^ Данн, Ричард (1 января 1990 г.). От узкой колеи до нейтральной зоны: железные дороги армии США с колеей 60 см времен Первой мировой войны во Франции . Сравнительные публикации.
- ^ Вествуд, Дж. Н. (1980). Железные дороги на войне . Книги Хауэлла-Норта.
- ^ «Дейли Доро Чиба» doro-chiba.org ( на японском языке).
- ^ «Годовой отчет за 1998–1999 годы» (PDF) . Квинслендская железная дорога. 1999. стр. 16, 19. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2009 года.
- ^ «Рекорды железнодорожной скорости» . Клуб рекордов скорости. Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ «Электрический класс 5Е/6Е» . home.intekom.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года.
- ^ «Испытания пантографа в Южной Африке» . Traintesting.com. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ Шоу, Фредерик Дж. (1958). Маленькие железные дороги мира . Хауэлл-Норт.
- ^ Атлас железных дорог Швейцарии . Верлаг Швеерс + Волл ГмбХ. 2012.стр. 14–15. ISBN 978-3-89494-130-7 .
- ^ Робертсон, Дональд Б. (1998). Энциклопедия истории западных железных дорог . Том. IV. Колдуэлл, ID : Caxton Printers. п. 166. ИСБН 0-87004-385-4 . OCLC 13456066 .
- ^ [1] (2003)
Примечания
[ редактировать ]- «Торговый дом «Камбарский машиностроительный завод»
- П. Уайтхаус, Дж. Снелл. Узкоколейные железные дороги Британских островов , Дэвид и Чарльз , 1994, [ ISBN отсутствует ]
- Железные дороги Колорадо: ваш путеводитель по историческим поездам и железнодорожным объектам Колорадо , Клод Вятровски, Voyageur Press, 2002, твердый переплет, 160 страниц, ISBN 0-89658-591-3
- Кейт Честер. «Восточноевропейская узкоколейка» 1995 г. [ ISBN отсутствует ]
- «Узкая колея через кусты - Торонто Грей, Брюс, Торонто и Ниписсингские железные дороги Онтарио»; Род Кларк; паб. Бомонт и Кларк из компании Credit Valley Railway, Стритсвилл, Онтарио, 2007 г. ISBN 978-0-9784406-0-2
- «Узкая колея для нас - история железной дороги Торонто и Ниписсинг»; Чарльз Купер; паб. Бостон Миллс Пресс; Эрин, Онтарио, 1982 год. [ ISBN отсутствует ]
- «Узкоколейные железные дороги Канады»; Омер Лавалле; паб. Железнодорожная ярмарка, Монреаль, 1972 год. [ ISBN отсутствует ]
- «Узкоколейные железные дороги Канады»; Омер Лавалли, расширенный и отредактированный Рональдом С. Ритчи; паб. Фитженри и Уайтсайд, Маркхэм, Онтарио, 2005 г. [ ISBN отсутствует ]
- «Железная дорога Торонто Грей и Брюс 1863–1884; Томас Ф. Макилрайт; паб. Железнодорожное общество Верхней Канады, Торонто, 1963.
- «Паропоезда до Брюса»; Ральф Бомонт; паб. Бостон Миллс Пресс; Челтнем, Онтарио, 1977 год. [ ISBN отсутствует ]
- «Опоздание на Брюса»; Ральф Бомонт и Джеймс Филби; паб The Boston Mills Press, Челтнем, Онтарио, 1980 г.
- Центральная узкоколейка Невады. Архивировано 11 января 2014 года в Wayback Machine ; Майкл Дж. Браун