железная дорога шириной 5 футов 6 дюймов
Ширина колеи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По виду транспорта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По размеру ( список ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смена калибра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По местоположению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 футов 6 дюймов (1680 мм) — это широкая колея , используемая в Индии , Пакистане , западной Бангладеш , Шри-Ланке , Аргентине , Чили и на BART в районе залива Сан-Франциско .
В Северной Америке ее называют Индийской , Провинциальной , Портлендской или Техасской колеей . В Аргентине и Чили он известен как «троча анча» (по-испански «широкая колея»). На Индийском субконтиненте он известен просто как «широкая колея». Это самая широкая колея в мире, регулярно используемая пассажирами.
Азия
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]В Индии первые грузовые железнодорожные линии были построены с использованием стандартной колеи . В 1850-х годах Великая железная дорога Индийского полуострова приняла колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) для первой пассажирской железной дороги в Индии между Бори Бундером и Тейном . [1] [2] Затем это было принято в качестве стандарта для общенациональной сети.
Индийские железные дороги сегодня преимущественно работают с широкой колеей 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ). Большая часть железных дорог метровой и узкой колеи переведена в широкую колею. Небольшие участки сети, оставшиеся со метровой и узкой колеей, также переводятся на широкую колею . Линии скоростного транспорта в основном имеют стандартную колею, хотя на некоторых первоначальных линиях используется широкая колея 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ).
Бангладеш
[ редактировать ]Бангладешские железные дороги используют как шириной 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов широкую колею ), так и метровую колею . Сеть широкой колеи в основном расположена к западу от реки Ямуна , а сеть метровой колеи в основном расположена к востоку от нее. Мост Джамуна - это мост смешанного использования, который имеет соединение с двойной колеей через реку, соединяющее обе сети.
Непал
[ редактировать ]В Непале все службы в настоящее время работают только по широкой колеи 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ).
Пакистан
[ редактировать ]В Пакистане все службы в настоящее время работают только на широкой колеи шириной 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ), за исключением линии метро Лахора длиной 27,1 км (16,8 миль) .
Шри-Ланка
[ редактировать ]В Шри-Ланке все службы в настоящее время работают только по широкой колеи 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ).
Европа
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Широкая колея шириной 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) впервые была использована в Шотландии на двух коротких изолированных линиях: железной дороге Данди и Арброт (1836–1847 гг.) и железной дороге Арброт и Форфар (1838 г.). Обе линии впоследствии были преобразованы в стандартную колею .
Испания и Португалия
[ редактировать ]Железные дороги с иберийской колеей , обслуживающие большую часть Испании и Португалии, имеют ширину колеи 1668 мм ( 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ), просто 8 мм ( 5 ⁄ 16 дюймов) отличается от 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ). Подержанный подвижной состав из Иберии используется на линиях широкой колеи в Аргентине и Чили.
Северная Америка
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]Канада стала первой британской колонией в 1850-х годах, которая использовала широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ). В Канаде он был известен как «Провинциальный калибр».
Однако самые ранние железные дороги в Канаде, в том числе железные дороги Шамплен и Св. Лаврентия 1847 года 1836 года и Монреаль и Лашин , были построены для того, чтобы 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея . [3]
Великая магистральная железная дорога , которая действовала в нескольких канадских провинциях ( Квебек и Онтарио ) и американских штатах ( Коннектикут , Мэн , Массачусетс , Нью-Гэмпшир и Вермонт ), использовала ее, но в 1873 году была изменена на стандартную колею. Великая магистральная железная дорога действовала из штаб-квартиры. в Монреале , Квебек, хотя штаб-квартира компании находилась в Лондоне , Англия . Железная дорога Св. Лаврентия и Атлантики , которая действовала в Квебеке , Вермонте, Нью-Гэмпшире и Мэне, также использовала ее, но была преобразована в 1873 году.
Ходят давние слухи, что ширина колеи провинции была выбрана специально для того, чтобы создать разрыв колеи с железными дорогами США, а война 1812 года все еще остается свежим воспоминанием. Однако подтверждающих доказательств этому мало, и эта история, похоже, восходит к единственному утверждению конца 1800-х годов. [3]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Система быстрого транзита в районе залива - единственная действующая железная дорога в Соединенных Штатах, использующая широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) и двухпутные маршруты протяженностью 120 миль (190 км). Первоначальные инженеры выбрали широкую колею из-за ее «отличной устойчивости и плавности хода». [4] и намеревался создать современную систему, которой могли бы подражать другие муниципалитеты. Использование рельсов широкой колеи шириной 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) было одним из многих нетрадиционных конструктивных элементов, включенных в его конструкцию, в которой, помимо необычной колеи, также использовались рельсы с плоскими краями, а не обычные рельсы, которые слегка наклонены внутрь. [5] (хотя форма колес и рельсов BART с тех пор была изменена) [6] ). Это усложняет обслуживание системы, поскольку требует специальных колесных пар, тормозных систем и машин для обслуживания путей. [5]
До 1872 года компании Нового Орлеана, Опелусаса и Великой Западной железной дороги (NOO&GW) использовали 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) широкую колею шириной , а железная дорога Техаса и Нового Орлеана использовала широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) («Техасская колея»). до 1876 года. Большой магистральной железной дороги Предшественница Св. Лаврентия и Атлантической железной дороги , которая работала в Квебеке , Вермонте, Нью-Гэмпшире и Мэне, также использовала широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) («Канадская колея», «Провинциальная колея» или «Портлендская колея»). колея» ), но был преобразован в 1873 году. Несколько железных дорог штата Мэн, соединенных с Большой Магистральной железной дорогой, использовали одну «Портлендскую колею». Железная дорога Андроскоггин и Кеннебек и Бакфилдская железная дорога позже были объединены в Центральную железную дорогу штата Мэн , которая в 1871 году была преобразована в стандартную колею . Джона А. Пура Главный инженер Элвин К. Мортон в 1847 году перечислил следующие преимущества «Портлендской колеи» для железных дорог штата Мэн: [7]
- Морозные пучения (набухание влажной почвы при замерзании) создают неровную поверхность движения, вызывая неравномерное раскачивание при прохождении поездов. Более широкая колесная база обеспечивала более устойчивую езду с меньшим износом оборудования и дорожного полотна.
- Более широкие автомобили давали больше места для пассажиров и груза. Длина поезда будет уменьшена для вагонов, перевозящих такое же количество груза. Более короткие поезда уменьшат воздействие бокового ветра и позволят более эффективно использовать энергию.
- Локомотивы с широкой колеей предлагали больше места для размещения возвратно-поступательного механизма внутри, а не снаружи ведущих колес. Механизмы возвратно-поступательного движения были источником вибрации до того, как в машиностроении появилось хорошее понимание динамики ; а сохранение такой вибрации близко к центру масс уменьшало угловой момент, вызывающий раскачивание.
- Более широкие топки и котлы позволяли использовать более мощные локомотивы. Альтернатива более длинным котлам имела недостаток плохой тяги в топке из-за повышенного сопротивления трения более длинных труб котла.
- Более мощные локомотивы, перевозящие меньшее количество вагонов большего размера, снизили бы потребность в рабочей силе для машинных бригад и персонала цехов.
- Для локомотивов одинаковой мощности расход топлива увеличивался по мере уменьшения колеи, особенно при более низких температурах наружного воздуха.
- Более мощные локомотивы с широкой колеей были бы более способны распахивать снег ; и тем самым обеспечить более надежное зимнее обслуживание.
- Несколько датчиков широко использовались, но ни один из них еще не стал явным доминантом.
- Перевалка грузов была предпочтительнее обмена вагонов между железными дорогами, поскольку на зарубежных железных дорогах злоупотребляли бесхозными вагонами.
- Система Большой магистральной железной дороги, питающей морской порт Портленд, штат Мэн, не требовала перераспределения колеи перед погрузкой на экспорт.
- Потенциальные преимущества перевалки грузов на железную дорогу стандартной колеи из Портленда в Бостон казались незначительными, пока существовали конкурентоспособные тарифы на перевозки на пароходах между двумя портами.
- Большинство канадских грузов, которые, как предполагалось, будут доставлены по железнодорожным линиям в Портленд, были тяжелыми и громоздкими по сравнению с их стоимостью, и их необходимо перевозить дешево в больших количествах, чтобы поддерживать прибыльность производителей и перевозчиков.
Южная Америка
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]Национальная железнодорожная сеть преимущественно имеет широкую колею 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ).
Чили
[ редактировать ]Большинство участков железных дорог широкой колеи шириной 1676 мм ( 5 футов 6 дюймов ) проходят в центре и юге страны. Лишь несколько линий Ferrocarril del Sur (Южной железнодорожной сети) имели ширину 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюйма ) метра или ( 1435 мм 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма и Стандартная колея , заметным исключением является одно из немногих активных звеньев: Рамаль Талька-Конститусьон ветка метро Сантьяго . Напротив, лишь несколько веток FCN (Ferrocarril del Norte) имели широкую колею, в первую очередь магистраль Мапочо-Пуэрто между Сантьяго и Вальпараисо, железнодорожная линия Сантьяго-Вальпараисо . Это сообщение было напрямую связано с южной железнодорожной сетью с помощью туннеля Матукана, который соединял Мапочо и Центральный вокзал Сантьяго . Трансандийская железная дорога , которая соединяла аргентинскую и чилийскую сети широкой колеи через перевал Успаллата в Андах, на самом деле имела ширину 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) звено узкой колеи.
Похожие калибры и совместимость
[ редактировать ]Иберийская колея ( 1668 мм или 5 футов 5 + 21 ⁄ 32 дюйма ) очень похож на индийскую колею, только с 8 mm (5⁄16 in) difference, and allows compatibility with the rolling stock. For example, in recent years Chile and Argentina have bought second hand Spanish/Portuguese Iberian-gauge rolling stock. 1,668 mm trains can run on 1,676 mm gauge without adaptation, but for better stability in high-speed running a wheelset replacement may be required (for example, Russian-Finnish train Allegro has 1,522 mm or 4 фута 11 + 29 ⁄ 32 дюйма колея , промежуточная между российскими 1520 мм и 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма и финский 1524 мм или 5 футов ). Обратная совместимость — поезда 1676 мм с шириной колеи 1668 мм — возможна, но примеров и данных не существует. Из-за более узкой колеи без замены может произойти сильный износ колесных пар.
Действующие железные дороги
[ редактировать ]Закрытые железные дороги
[ редактировать ]Страна/территория | железная дорога | Длина | Примечания |
---|---|---|---|
Канада | Большая магистральная железная дорога | Преобразовано в 4 фута 8 + 1 ⁄ дюйма . ( 1435 мм ) Стандартная колея в 1873 году | |
Канада | Св. Лаврентия и Атлантическая железная дорога | Преобразовано в 4 фута 8 + 1 ⁄ дюйма . ( 1435 мм ) Стандартная колея в 1873 году | |
Канада | Большая магистральная железная дорога Канады | Преобразовано в 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея | |
Канада | Межколониальная железная дорога Канады | Преобразовано в фута 8 + 1 ⁄ дюйма 4 ( 1435 мм ) Стандартная ширина в 1875 году. | |
Парагвай | Парагвайская железная дорога | Первоначально эта ширина колеи была проложена от Асунсьона до Энкарнасьона в надежде, что соединительная линия от Посадаса до Буэнос-Айреса будет построена по той же колеи; эта линия была проложена по стандартной колеи, и когда FCPCAL достигла Энкарнасьона в 1912 году, всю линию пришлось изменить на стандартную колею, чтобы обеспечить сквозную работу. | |
Великобритания | Арброт и Форфарская железная дорога | см. калибр Scotch , преобразованный в стандартный калибр. | |
Великобритания | Железная дорога Данди и Арброт | 16 + 3 ⁄ миль (27,0 км) | см. калибр Scotch , преобразованный в стандартный калибр. |
Соединенные Штаты | Центральная железная дорога штата Мэн | преобразован в стандартную колею в 1871 году |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Железные дороги Азии – Индия вверх и вниз» .
- ^ Индийские железные дороги: некоторые увлекательные факты, «Атлас поездов» , Атлас поездов , Индийские железные дороги, 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Омер Лавалли, «Взлет и падение провинциальной колеи» , Canadian Rail , февраль 1963 г., стр. 22–37.
- ^ «Почему BART использует более широкие рельсы нестандартной колеи» . БэйРейл Альянс .
- ^ Перейти обратно: а б Гафни, Матиас (25 марта 2016 г.). «Вернулся ли передовой технологический дизайн BART 1972 года?» . Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Тузик, Боб (26 февраля 2019 г.). «Совершенствование подходов к корректирующему и профилактическому шлифованию рельсов» . Техническое обслуживание трека .
- ^ Холт, Джефф (1985). Большой багажник в Новой Англии . Железнодорожный транспорт. п. 78. ИСБН 0-919130-43-7 .