Трамваи корпорации Глазго
Трамваи корпорации Глазго | |
---|---|
![]() Трамвай «Коронация» в Тронгате , июнь 1962 года, за три месяца до окончательного закрытия системы. | |
Операция | |
Местный | Глазго |
Открыть | 1 июля 1872 г. |
Закрывать | 4 сентября 1962 г. |
Статус | Закрыто |
Инфраструктура | |
Ширина колеи | фута 7 + 3 ⁄ дюйма ( 4 1416 мм ) |
Двигательная система(ы) | Лошадиный, паровой, а позже и электрический |
Статистика | |
Длина маршрута | 141,37 миль (227,51 км) |
Трамваи Glasgow Corporation раньше были одной из крупнейших городских трамвайных систем в Европе. [1] К 1922 году более 1000 муниципальных трамваев обслуживали город Глазго , Шотландия , с протяженностью маршрута более 100 миль (160 километров). [2] Система закрылась в 1962 году и была последней городской трамвайной линией в Великобритании (до строительства новых систем в 1990-х годах).
Создание
[ редактировать ]Закон о трамваях на улице Глазго 1870 года |
---|
Закон 1870 года о трамваях на улице Глазго был принят парламентом в августе 1870 года. Этот закон позволил городскому совету Глазго решать, иметь или нет трамваи в Глазго. [4] В 1872 году городской совет заложил 2 + 1 ⁄ 2 Маршрут мили (4,0 км) от Креста Святого Георгия до платной дороги Эглинтон (через Нью-Сити-роуд, Кембридж-стрит, Сошихолл-стрит , Ренфилд-стрит и Ямайский мост ). [5]
Закон о трамваях запретил городскому совету напрямую управлять трамвайным сообщением по линиям. Закон далее предусматривал, что частная компания получит в операционную аренду трамвайные пути сроком на 22 года. [6] Платная трамвайная линия «Кросс Святого Георгия — Эглинтон» была открыта 19 августа 1872 года конной службой компании Glasgow Tramway and Omnibus Company. [7] [8] Компания Glasgow Tramway and Omnibus Company эксплуатировала трамвайную линию и последующие расширения системы до 30 июня 1894 года.
Отказавшись продлить операционную аренду Glasgow Tramway and Omnibus Company, городской совет Глазго сформировал Glasgow Corporation Tramways и 1 июля 1894 года открыл собственное муниципальное трамвайное сообщение. [5]
Большие толпы людей вышли на улицы, чтобы отметить золотой юбилей службы в 1922 году. [9]
Ширина колеи
[ редактировать ]Трамвайные пути Глазго имели весьма необычную ширину колеи . 4 фута 7 + 3 ⁄ дюйма 1416 ( мм ). Это должно было позволить 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 шириной дюйма ( 1435 мм ), Железнодорожные вагоны стандартной колеи которые будут эксплуатироваться по частям трамвайной системы (особенно в районе Гована ), используя фланцы их колес, входящие в пазы трамвайных путей. Это позволило тянуть железнодорожные вагоны по трамвайным улицам, чтобы добраться до некоторых верфей. Верфи предоставили свои собственные небольшие электровозы, работающие на трамваях, для вывоза этих вагонов, в основном загруженных сталью для судостроения, с местных железнодорожных грузовых станций.
Электрификация
[ редактировать ]Электрификация трамвайной системы была инициирована Комитетом трамвайных путей Глазго, при этом маршрут между Спрингберном и Митчелл-стрит был выбран в качестве эксперимента. Экспериментальный электрический маршрут с парком из 21 недавно построенного трамвая начался 13 октября 1898 года и был признан успешным. В конце апреля 1902 года общегородское конное трамвайное сообщение было прекращено.
Еще 400 новых трамваев были построены и оснащены электрооборудованием, при этом мастерские Glasgow Corporation Tramways в Коплохилле ( Поллокшилдс ) активно участвовали в строительстве новых трамваев.
Для обеспечения электроснабжения в Порт-Дандасе была построена электростанция : электростанция Пинкстон открылась в 1901 году. [10] [11] Пинкстон и подстанции, расположенные в Коплохилле, Далхаузи, Киннинг-Парке , Уайтвейле и Партике, также питали метро Глазго . Электростанция проработала 57 лет, пока в 1958 году не была передана Совету по электроэнергетике Южной Шотландии и не прекратила работу в начале 1960-х годов. завода Массивная градирня , которая доминировала над горизонтом города, была снесена в 1977 году. [12] Остальная часть установки была демонтирована в следующем году, и первый дымоход был снесен в воскресенье апреля 1978 года, а в следующее воскресенье - второй дымоход.
После электрификации трамваи Глазго изначально были оснащены опорами для тележки для получения электроэнергии от воздушных проводов. Позже опоры тележек были заменены носовыми коллекторами .
Закрытие
[ редактировать ]
В период с 1949 по 1962 год трамвайная система постепенно сокращалась (в пользу троллейбусов и дизельных автобусов), причем последние трамваи начали работать 4 сентября 1962 года. К тому времени в эксплуатации оставался только один маршрут, номер 9, который шел от Аухеншуггле. в Далмуир. [13] [14] В последний день службы по городу между депо в Далмарноке и Коплохилле прошла процессия из 20 трамваев, мероприятие посетило 250 000 человек. [15] [16] [14] [17] [18] [19] Помимо трамвая в Блэкпуле , Глазго стал последним городом в Великобритании, где действовали трамваи до открытия Manchester Metrolink в 1992 году.
Одним из последствий закрытия системы стала утрата редкого (для того периода) примера гендерного равенства на рабочем месте. Во время Первой мировой войны Корпорация разрешила женщинам работать водителями трамваев. После войны, что опять-таки очень редкое решение, женщинам разрешили продолжать работать водителями трамвая. Это продолжалось до тех пор, пока система не закрылась. Женщинам не разрешалось работать водителями автобусов; Частично это было связано с необходимой физической силой, поскольку до 1970-х годов большинство автобусов не имели гидроусилителя руля и, особенно при полной загрузке, для управления требовалась значительная сила. Напротив, трамваи двигались по своим рельсам и для работы не требовали физической силы. Это было отмечено в короткометражном фильме «Номер 9 до Далмюра» режиссера Кевина Браунлоу в 1962 году.
В 1949 году две трамвайные линии были преобразованы в троллейбусные . После этого в Глазго было разработано несколько троллейбусных маршрутов, но к 1967 году все они были заменены дизельными автобусами. [20] [21]
Наследие
[ редактировать ]После закрытия трамвайной системы мастерские Glasgow Corporation Tramways в Коплохилле (Поллокшилдс) были преобразованы в Музей транспорта Глазго в 1964 году. В 1987 году музей был перенесен в Кельвин-холл , а здания впоследствии были преобразованы в Трамвайный путь. площадка изобразительного и исполнительского искусства. В 2007 году начались планы по переезду Шотландского балета на новое место рядом с трамваем; это повлекло за собой снос или реконструкцию пяти самых восточных пролетов здания трамвая, и оно официально открылось 17 сентября 2009 года.
Маршруты
[ редактировать ]Первоначальная сеть системы Глазго, состоящая из нескольких линий, значительно расширилась в первые годы 20 века. [22] распространяясь на города и сельские районы за пределами города, которые вскоре были включены в его состав [а] а также отдаленные соседние города [б] [23] [17] [24]
Время проведения Имперской выставки 1938 года, проходившей в городском парке Беллахьюстон, некоторые считают вершиной временной шкалы системы. [25] с новыми автомобилями, недавно введенными в эксплуатацию [26] и специальные маршруты, добавленные для выставки, в то время как город еще не был затронут Второй мировой войной и последующими реконструкциями, с трамваями, вьющимися через густую сеть многоквартирных домов и фабрик, которые характеризовали индустриальный Глазго в первой половине 1900-х годов, [27] [24] но также и в некоторые новые застройки «садового пригорода» с расширенными улицами для размещения путей. После войны трамваи стали сворачивать. [17] [20] [24] хотя периодические проверки маршрутов все же проводились. Примечательно, что маршруты не были распространены ни на один из крупных периферийных жилищных комплексов 1950-х годов. [с] ни к новым городам, строящимся за пределами города.
Список маршрутов и карта 1938 года
[ редактировать ]
Маршруты указаны с запада на восток или с юга на север . [28] [29]
- 1 : Найтсвуд -Кросс, Эннисленд- Кросс, Грейт-Вестерн-роуд, Сент-Джордж-Кросс ), Кембридж-стрит, Сошихолл-стрит , Хоуп-стрит, Сент-Винсент-стрит , Джордж-сквер ( станция Квин-стрит ), Джордж-стрит, Дьюк-стрит ( Деннистоун ), Шеттлстон- роуд, Мейн-стрит Бэйлистон , Баргедди , Мейн-стрит Коатбридж , Коатдайк, Эйрдри (Кларк-стрит).
- 1A : Далмюр (Дамбартон-роуд), Клайдбанк , Йокер , Кингсуэй, Эннисленд-роуд, затем номер 1 между Эннисленд-Кросс и Хэгхилл, затем Паркхед- Кросс, Спрингфилд-роуд, Далмарнок (Далмарнок-роуд).
- 2 : Полмади (Эйкенхед-роуд), Кэткарт-роуд, Горбалс (Краун-стрит), Альберт-Бридж , Солтмаркет / Глазго-Грин , Хай-стрит , Таунхед / Королевский лазарет Глазго (Касл-стрит), Гарнгад , Джермистон , Прованмилл (Ройстон-роуд).
- 3 : Мосспарк , (бульвар Мосспарк/ Парк Беллахьюстон ), Дамбрек , Поллокшилдс (Нитсдейл-роуд, Альберт-Драйв, Максвелл-роуд), Сент-Эндрюс-Кросс , Эглинтон-стрит, Лористон (Бридж-стрит), Глазго-Бридж , Юнион-стрит, [30] Ренфилд-стрит, Сошихолл-стрит, Чаринг-Кросс , Вудлендс -роуд, Гибсон-стрит ( Университет Глазго ).
- 4 : Ренфрю (Пейсли-роуд от Арклстон-роуд), Хай-стрит, Шилдхолл (Ренфрю-роуд), Гован-роуд ( Линтхаус , Гован- Кросс, Принсес-Док ), платная дорога Пейсли-роуд , Кингстон (Пейсли-роуд), Трейдстон (Коммерс-стрит), Георг V Мост , Хоуп-стрит, Каукадденс-стрит, Гарскьюб-роуд ( Вудсайд ), Поссил-Кросс, Кеппохилл (Карлайл-стрит).
- 4A : Линтхаус (Холмфолд-роуд), затем номер 4 между Гован-роуд и Поссил-Кросс, затем Поссилпарк (Сарацин-Кросс, Хоторн-стрит), Спрингберн (Спрингберн-роуд).
- 5 : Кларкстон (Басби-роуд), Стамперленд , Незерли , Мюиренд , Кэткарт (Кларкстон-роуд), Холмли-роуд, Баттлфилд , Больница Виктория , Кроссхилл (Виктория-роуд), Сент-Эндрюс-Кросс, Горбалс-стрит, Виктория-Бридж , Глассфорд-стрит, Джордж-сквер, Ренфилд-стрит, Сошихолл-стрит (Чаринг-Кросс, Сэндифорд ), Йоркхилл / Келвингроув-парк ), Партик / Вестерн-Инфирмэри (Черч-стрит), Доуэнхилл (Хайбург-роуд), затем петля через Хиндленд , Ботанический сад (Грейт-Вестерн-роуд), Хиллхед (Байрс) Дорога).
- 5A : по номеру 5 от больницы Виктория до Хайбург-роуд, затем до Брумхилла (Кларенс-драйв, Кроу-роуд).
- 6 : Далмюр (Дамбартон-роуд), Клайдбанк, Скотстоун , Уайтинч , Партик / Вестерн-Лазарет), Сошихолл-стрит ( Келвингроув , Чаринг-Кросс), Таунхед (Парламентская дорога), Александра Парад, Хэгилл (Камбернаулд-роуд), Риддри (Смитикрофт-роуд).
- 7 : Крейгтон (Джура-стрит), Драмойн (Крейгтон-роуд), Гован-Кросс, Принс-Док, платная дорога Пейсли-роуд, Кингстон, Трейдстон, Лористон (Норфолк-стрит), Хатчесонтаун (Баллатер-стрит), Кингс-Бридж , Глазго-Грин , Бриджтон-Кросс , Лондон. Роуд, Калтон (Аберкромби-стрит), Деннистоун, Хэгхилл, Риддри, Смитикрофт-роуд ( Блэкхилл (Камбернаулд-роуд), Хогганфилд , Миллерстон (Стейшн-роуд).
- 8 : Парк Рукен-Глен (Рукен-Глен-роуд), Иствуд-Толл, Гиффнок (Фенвик-роуд), Олдхаус (Килмарнок-роуд) Шоулендс , Кроссмилуф -Кросс , , Стратбанго , Сент-Эндрюс-Кросс, Лористон, мост Глазго, Юнион-стрит, [31] Ренфилд-стрит, Сошихолл-стрит, Парламентская дорога, Сент-Роллокс, Колстон (Спрингберн-роуд), Бишопбриггс (Киркинтиллох-роуд, Кенмур-авеню).
- 8A : Парк Рукен-Глен (Рукен-Глен-роуд), главная улица Торнлибанк , Мэнсвуд , Поллокшоуз -роуд, затем номер 8 между Шоулендс и Парламентской дорогой, затем Александра-Парейд, Хэгилл, Риддри, Блэкхилл, Хогганфилд, Миллерстон (Стейшн-роуд).
- 9 : Далмюр (Дамбартон-роуд), Клайдбанк, Скотстоун, Уайтич, Партик-Кросс , Йоркхилл/Келвингроув-парк ( Аргайл-стрит ), Андерстон , Центральный вокзал , станция Сент-Энох ), Тронгейт , Глазго-Кросс , Бриджтон (Лондон-роуд), Селтик-парк , Ошеншуггл (Козисайд-стрит). [13]
- 9A : По номеру 9 от Скотстоуна до Бриджтон-Кросс, затем моста Далмарнок , Фарм-Кросс, Фармелоан-роуд, Стоунлоу-роуд, Бернсайд (Дьюкс-роуд).
- 9B : По улице 9А до Фармелоан-роуд, затем по Рутерглену (главная улица).
- 10 : Кельвинсайд (Грейт-Вестерн-роуд), Хиллхед, Кельвинбридж , Вудлендс-роуд, Чаринг-Кросс, Сошихолл-стрит, Хоуп-стрит, Аргайл-стрит (Центральный вокзал, станция Сент-Энох), Тронгейт, Глазго-Кросс, Солтмаркет / Глазго-Грин, Альберт-Бридж, Краун. Улица, Хатчесонтаун, Отлендс (Ратерглен-роуд), стадион Шоуфилд ), Рутерглен (Мейн-стрит).
- 11 : Поле битвы (Синклер Драйв), Виктория-роуд, Сент-Эндрюс-Кросс, Горбалс-стрит, Виктория-Бридж, Глассфорд-стрит, Джордж-сквер, Вест-Найл-стрит, Коукэдденс-стрит, Вудсайд (Гарскьюб-роуд), стадион Фирхилл / Куинс-Кросс , Норт-Келвинсайд (Мэрихилл). Роуд), Мэрихилл (Гейрбрейд-авеню).
- 12 : Айброкс-Парк (Брумлоан-роуд), Сеснок , Плантейшн (Пейсли-роуд, запад), Киннинг-Парк (Адмирал-стрит), Поллокшилдс (Шилдс-роуд, Нитсдейл-роуд), Гованхилл (Эллисон-стрит, Кэткарт-роуд), Кэткин-парк , Маунт-Флорида ( Хэмпден). Парк , Клинкарт Роуд).
- 13 : Маунт Флорида (Клинкарт-роуд), Кэткин-Парк, Гованхилл (Кэткарт-роуд), Горбалс-Кросс, Виктория-Бридж, Глассфорд-стрит, Джордж-сквер, Вест-Найл-стрит, Каукадденс-стрит, Вудсайд (Гарскьюб-роуд), стадион Фирхилл / Куинс-Кросс, север. Келвинсайд, Уиндфорд , Мэрихилл (Мэрихилл-роуд), Берсден (Милнгэви-роуд), Милнгэви (Мейн-стрит).
- 14 : Ренфрю ( Ферри-роуд , Хай-стрит, Пейсли-роуд), Пейсли (Ренфрю-роуд, станция Гилмор-стрит , Козисайд-стрит, Нилстон-роуд), Баррхед (Кросс-Артурли-стрит, Мейн-стрит, Дарнли-роуд), Нитшилл-роуд, Дженни Линд , Торнлибанк. Мейн-стрит, Мэнсвуд, Поллокшоу-роуд, Шоулендс-Кросс, Стратбанго, Сент-Эндрюс-Кросс, Лористон, Глазго-Бридж, Юнион-стрит, Ренфилд-стрит, Сошихолл-стрит, Кембридж-стрит, Гартнетхилл, Сент-Джордж-Кросс, Куинс-Кросс, Уиндфорд, Мэрихилл (Мэрихилл-роуд) , Берсден (Милнгэви-роуд), Милнгэви (Мейн-стрит).
- 15 : Пейсли ( Фергюсли Мейн-роуд , Брумлендс-стрит, Хай-стрит, Газ-стрит, Глазго-роуд), Ралстон , Крукстон , Кардональд , Хафуэй , Беллахьюстон-парк , Айброкс , Сесснок, Киннинг-парк (запад Пейсли-роуд), Кингстон, Трейдстон, мост Глазго , Аргайл-стрит (Центральный вокзал, станция Сент-Энох), Тронгейт, Глазго-Кросс, Калтон, Камлачи (Гэллоугейт), Паркхед-Кросс, Вестмюр-стрит, Шеттлстон, Мейн-стрит Бэйлистон, Баргедди, Мейн-стрит Коатбридж, Коатдайк, Эйрдри (Кларк-стрит).
- 15А : По шоссе 15 до Паркхед-Кросс, затем Толлкросс-роуд , Фоксли , Маунт-Вернон , Брумхаус (Гамильтон-роуд), Уддингстон (Глазго-роуд, Мейн-стрит).
- 16 : Уайтич (Примроуз-стрит), Партик, Йоркхилл / Келвингроув-парк (Аргайл-стрит), Финнистон , Сент-Винсент-стрит, Норт-стрит, Чаринг-Кросс, Сент-Джордж-роуд, Гарскьюб-Кросс, Поссил-Кросс, Кеппохилл, Коулэрс (Спрингберн-роуд).
- 17 : Эннисленд (Кроу-роуд), Джорданхилл , Брумхилл, Торнвуд , Партик-Кросс, Йоркхилл / Келвингроув-парк (Аргайл-стрит), Финнистон, Сент-Винсент-стрит, Ботвелл-стрит, Хоуп-стрит, Центральный вокзал, станция Сент-Энох, Тронгейт, Глазго-Кросс, Бриджтон-Кросс, мост Далмарнок, Фарм-Кросс, Истфилд , Сильвербанк, Камбусланг (Мейн-стрит / Клайдефорд-роуд).
- 18 : Бернсайд (Дьюкс-роуд), Ратерглен (Мейн-стрит), Шоуфилд , Рутерглен-Бридж , Бриджтон (Мейн-стрит, Лондон-роуд), Глазго-Кросс, Тронгейт, Станция Сент-Энох, Центральный вокзал, Хоуп-стрит, Ботвелл-стрит, Элмбанк-стрит, Чаринг Кросс, Кросс Святого Георгия, Норт-Вудсайд, Куинс-Кросс, Норт-Келвинсайд (Мэрихилл-роуд), Ручилл (Билсленд-Драйв), Поссилпарк (Хоторн-стрит), Спрингберн (Спрингберн-роуд).
- 19 : Нетерли (Макларен-Плейс), Мьюиренд, Кэткарт (Кларкстон-роуд), Холмли-роуд, Маунт-Флорида, Хэмпден-парк, Кэткин-парк, Гованхилл (Кэткарт-роуд), Горбалс (Краун-стрит), Альберт-Бридж, Солтмаркет / Глазго-Грин, Хай-стрит. , Таунхед / Королевский лазарет Глазго (Касл-стрит), Сент-Роллокс (Спрингберн-роуд), Спрингберн (Элмвейл-стрит).
- 20 : Клайдбанк (Глазго-роуд), Singer Works , Паркхолл (Килбоуи-роуд), Хардгейт (Глазго-роуд), Данточер (Дамбартон-роуд).
- 30 : выставки «Империя» 1938 года Специальный маршрут : Мосспарк (бульвар Мосспарк / Беллахьюстон-парк), Дамбрек, Поллокшилдс (Нитсдейл-роуд, Альберт-драйв, Максвелл-роуд), Сент-Эндрюс-Кросс, Эглинтон-стрит, Лористон (Бридж-стрит), мост Георга V, Хоуп-стрит. , Сент-Винсент Плейс .
- 31 : Специальный маршрут выставки «Империя 1938 года»: Крейгтон (Джура-стрит / Беллахьюстон-парк), Драмойн (Крейгтон-роуд), Гован-Кросс, Элдер-парк, Линтхаус (Холмфолд-роуд).
Подвижной состав
[ редактировать ]Автомобили «Комната и Кухня»
[ редактировать ]Первые специально построенные электрические трамваи в Глазго представляли собой 20 одноэтажных вагонов с тележкой и центральным входом, введенные в эксплуатацию в 1898 году. Они не имели успеха и прослужили всего 8 лет, однако один (вагон № 672) был переоборудован в вагон для испытаний сети. Глазго и впоследствии был восстановлен в первоначальном состоянии для хранения в Риверсайдском музее . [32]
Бывшие конные повозки
[ редактировать ]Электрификация системы Глазго прошла быстро, и городу срочно потребовались автомобили, чтобы удовлетворить спрос. 120 лучших кузовов конок были размещены на новых четырехколесных рамах с теми же тележками и электрооборудованием, что и стандартные. Они просуществовали примерно до Первой мировой войны, хотя один (вагон № 92) дожил до 1930-х годов, будучи переоборудованным в однопалубный автомобиль, управляемый одним человеком, для использования на линиях Финнистон – Стобкросс, а затем Пейсли – Абботсинч.
Стандартные автомобили
[ редактировать ]Эти четырехколесные двухэтажные трамвайные вагоны были основой трамвайного парка Глазго с момента электрификации до конца 1950-х годов (их сняли только из-за неизбежного закрытия системы). В период с 1898 по 1924 год было построено более 1000 экземпляров. Они постепенно модернизировались в четыре этапа, хотя не все прошли каждый этап. Первыми автомобилями были четырехколесные автомобили с открытым верхом и без вестибюля (первый этап). Затем они получили верхние покрытия с открытыми балконами (второй этап), тамбуры-платформы и откидные крышки (третий этап) и, наконец, полностью закрытые верхние покрытия (четвертый этап). На каждом этапе модернизации также модернизировалось электрооборудование и ходовая часть. Более ранние автомобили имели закругленные передние панели приборов, но более поздние автомобили, построенные с новым остеклением тамбура, имели приборные панели шестиугольного профиля. Когда ранние автомобили были модернизированы и получили остекление вестибюля, они сохранили круглые приборные панели, а в последнее время основное визуальное различие в автопарке заключалось между вариантами с «круглой приборной панелью» и «шестигранной приборной панелью». Несколько вагонов также были превращены в одноэтажные для использования на маршруте Клайдбанк — Дантошер, который проходил под невысокими железнодорожными мостами.
Сохранилось шесть экземпляров автомобиля Standard: №№ 779 и 1088 в музее Риверсайд; №№ 22 и 812 в Национальном музее трамвая в Криче; нет. 585 хранятся в Музее науки в Роутоне ; [33] и нет. 488 находится на реставрации для выставки в Транспортном музее Восточной Англии.
Бывшие автомобили Airdrie & Coatbridge
[ редактировать ]Глазго приобрел трамваи Airdrie и Coatbridge Tramways в конце 1921 года, и его 15 вагонов были приняты на склад под номерами. с 1073 по 1087. Это были двухэтажные трамваи 1904–05 годов выпуска, и все они были сняты с производства к концу 1934 года.
Бывшие автомобили Пейсли
[ редактировать ]Глазго приобрел трамвайную компанию округа Пейсли в 1923 году и унаследовал ее парк. Они были зачислены в систему Глазго путем добавления 1000 к их номеру Пейсли, став номерами. С 1001 по 1072. Большую часть парка составляли небольшие двухэтажные суда с открытым верхом. Некоторые из них были срублены и использованы на маршруте Данточер в Клайдбанке. Более современные автомобили были модернизированы до тех же характеристик, что и автомобили Glasgow Standard, с полностью закрытыми крышами, и последний из них был снят с производства в 1953 году. Сохранились три бывших автомобиля Paisley: № 1068 в Криче; нет. 1016 на реставрации в Автобусном музее Глазго; и однопалубный переоборудованный номер 1017 в Саммерли (Коатбридж).
"Машина Бэйли Берта"
[ редактировать ]Единственный одноэтажный вагон с тележкой (№ 1089) был построен в 1926 году для испытаний на междугородних маршрутах дальнего следования, где движение было потеряно для частных автобусов. Позже он использовался на службе Duntocher и для массовки рабочих верфи. Сейчас он хранится в Риверсайдском музее. [34]
Автомобили "Килмарнок тележка"
[ редактировать ]После того, как Корпорация построила два прототипа (№ 1090 построенный новый и № 142, перестроенный из стандартного вагона), в середине 1920-х годов был размещен заказ на 50 новых трамваев с максимальной тягой (№ с 1091 по 1140). Они были поставлены в 1927-1929 годах и напоминали удлиненную версию шестигранных трамваев Standard, но с восемью колесами (две четырехколесные тележки) и четырехсекционными салонами с большими окнами. Производственная партия была построена четырьмя разными производителями по общей конструкции, но все бывшие в употреблении тележки были заказаны у Kilmarnock Engineering Company (отсюда и прозвище). Этим восьмиколесным трамваям было разрешено движение по нескольким сравнительно прямым маршрутам, чтобы избежать риска схода с рельсов на крутых поворотах. Номер автомобиля. 1100 был перестроен в 1941 году с обтекаемыми концами, напоминающими более поздний класс Coronation. Оба нет. 1100 и более типичный образец этого типа (вагон № 1115) сейчас хранятся в Криче.
«Коронационные» автомобили
[ редактировать ]К середине 1930-х годов корпорация Глазго потратила значительную сумму денег на модернизацию своего парка стандартных вагонов, но даже в этом случае трамвайный парк Глазго становился все более устаревшим и непривлекательным. Другие британские города приняли решения либо отказаться от своих трамвайных систем, либо модернизировать их. Имперская выставка в парке Беллахьюстон в 1938 году также потребовала бы дополнительных транспортных средств для перевозки ожидаемых посетителей. [26] Поэтому корпорация Глазго построила два прототипа вагонов с обтекаемой тележкой в 1936 и 1937 годах. 1141 имел тележки EMB и кузов с пятью оконными проемами, тогда как нет. Модель 1142 имела тележки Maley & Taunton и четырехсекционный кузов. Оба имели разные интерьеры, которые были гораздо более роскошными, чем у любых предыдущих трамваев Глазго.
После оценки этих прототипов в период с 1937 по 1941 год в Коплахилле было построено 150 серийных автомобилей (номера с 1143 по 1292). Они использовали четырехсекционный кузов, но с тележками EMB и интерьером, основанным на автомобиле 1141, и стали известны как Коронационный класс обусловлен их появлением в год коронации короля Георга VI . Они были построены по очень высоким стандартам и считались лучшими вагонами с короткой сценой в Европе.
Еще шесть вагонов были построены в 1954 году на бывших в употреблении тележках, спасенных от пожара в депо Ливерпуля (номера с 1393 по 1398). Они отличались слегка измененными кузовами и более строгим интерьером, как и несколько более ранних моделей Coronation, которые получили замененные кузова в результате аварий или повреждений, нанесенных войной.
Сохранилось четыре коронационных автомобиля: № 1173 в Риверсайдском музее; № 1245 в Саммерли; нет. 1274 г. в Приморском музее троллейбусов в штате Мэн, США; и нет. 1282 г. в Криче.
Легкие 4-колесные автомобили
[ редактировать ]Хотя «Коронации» пользовались большим уважением, они были дорогими в строительстве и эксплуатации и не подходили для маршрутов с крутыми поворотами, поэтому рассматривалась более дешевая альтернатива. Четыре экспериментальных четырехколесных автомобиля были построены в 1939–40 годах (номера с 1001 по 1004), и, вероятно, за ними последовали бы другие, если бы не Вторая мировая война, которая помешала крупномасштабному обновлению автопарка. Еще один легкий автомобиль (№ 6) был построен в 1943 году в качестве замены стандартного автомобиля, уничтоженного во время Клайдсайдского блиц. Большую часть своей жизни они провели, работая в местных службах района Пейсли, но после закрытия маршрутов Пейсли в 1957 году их в основном использовали в массовке рабочих верфи Гована. Все пять были списаны в 1959 году.
Экспериментальный автомобиль с односторонним движением
[ редактировать ]Первый новый трамвай после войны был чудаком, построенным в 1947 году для проверки практичности трамваев с отдельными входами и выходами (в отличие от нормы, когда посадка и выход происходили на задней платформе, а передняя внешняя платформа не использовалась). . Получившийся вагон (№ 1005) представлял собой двухэтажную тележку с кабиной водителя только на одном конце и обеими дверями на ближней стороне. Таким образом, автомобиль был ограничен круговым движением, где ему не нужно было менять направление движения. Первоначально пассажиры должны были садиться спереди и выходить сзади, но, поскольку любой другой трамвай в парке имел задний вход, это сбивало пассажиров с толку, и впоследствии входные/выходные двери были поменяны местами, хотя некоторые пассажиры все еще пытались выйти на задняя часть. В конечном итоге эксперимент не был признан успешным, но, если не считать его новой компоновки, нет. 1005 также был фактически прототипом последующих автомобилей Cunarder. В 1956 году его перестроили в обычный двунаправленный автомобиль, напоминающий Cunarder, и в таком виде он просуществовал до 1962 года.
Автомобили «Кунардер»
[ редактировать ]Сотня тележек Coronation mk.II или «Cunarder» была построена в период с 1948 по 1952 год под номерами. с 1293 по 1392 год. По дизайну Cunarders были очень похожи на Coronations, с заметными отличиями, заключавшимися в немного менее угловатом кузове и наличии указателей номера маршрута над боковым окном кабин, а не на передней части трамвая (что делало их легче читать в трамвайной очереди). Несмотря на удобство, они не считались такими же надежными и функциональными, как трамваи Coronation.
Номер автомобиля. № 1297 хранится в Национальном трамвайном музее в Криче, а № 1297 – в Национальном трамвайном музее в Криче. 1392 (самый последний полностью новый двухэтажный вагон, построенный в Великобритании) хранится в музее Риверсайд в Глазго . [35]

Зеленые богини : бывшие ливерпульские трамваи
[ редактировать ]В 1953 и 1954 годах, с предстоящим закрытием трамвайной системы Ливерпуля (в 1957 году), 46 относительно современных трамваев с обтекаемой тележкой этого города были приобретены корпорацией Глазго для замены некоторых устаревших вагонов Standard. Приобретенные вагоны были построены в 1936-37 годах и были современниками трамваев Coronation в Глазго, с которыми их неизбежно сравнивали. При высоте 36 футов (11,0 м) они были на 2 фута (0,6 м) длиннее, чем Коронации; соответственно, они обычно ограничивались только двумя маршрутами (15 и 29) с относительно небольшим количеством крутых поворотов. Они не имели полного успеха в Глазго, поскольку их первоначальная конструкция не была такой прочной, как конструкция Коронаций, а с приходом в упадок системы Ливерпуля им пришлось прийти в плохое состояние. Таким образом, они прослужили в Глазго всего несколько лет, а последний был отозван в июле 1960 года, более чем за два года до окончательного закрытия трамвайной системы. [36] Одна Зеленая Богиня (Ливерпуль № 869 / Глазго № 1055) хранится в Криче в ливерпульской ливрее.
Глазго отклонил предложение Ливерпуля о покупке большего количества Green Goddesses или новой четырехколесной версии, известной как Baby Grands. Глазго также отклонил ранее сделанное предложение London Transport о приобретении излишков трамваев типа E3.
Сохранение
[ редактировать ]
Часть подвижного состава сохранилась, а самую большую коллекцию теперь можно найти в Музее Риверсайд в Глазго , включая единственную сохранившуюся конку. [37] [16] Семь трамваев Глазго также можно увидеть в Национальном музее трамвая в Криче . [26]
Музей шотландской промышленной жизни Саммерли в Коатбридже использует бывший трамвай корпорации Глазго на своем электрическом трамвае. [16]
См. также
[ редактировать ]- Глазго Метро
- Трамвай Глазго и Айброкс
- Национальный музей трамвая
- Шотландское трамвайное и транспортное общество
- Стратклайдское партнерство в области транспорта
- Парк наследия Саммерли
- Транспорт в Глазго
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шотландские воспоминания: Трамваи Glasgow Corporation , The Scotsman, 26 ноября 2014 г.
- ^ «Транспортный юбилей Глазго Корпорации, 1922 год» . www.semple.biz .
- ^ «Трамваи Глазго, 1902 год — Призрак едет на трамваях по городу» . Шотландия на экране . Creative Scotland, Национальная библиотека Шотландии и Education Scotland . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Дерзкий, Рональд В. (1971). Глазго в эпоху трамвая , Лонгман. ISBN 0-582-20488-7 . Страница 27.
- ^ Перейти обратно: а б Трамваи Глазго на протяжении многих лет, Часть 1 , История Глазго, 12 октября 2019 г.
- ^ Дерзкий, Рональд В. (1971). Глазго в эпоху трамвая , Лонгман, 1971. ISBN 0-582-20488-7 , стр. 28.
- ^ Клэппер, Чарльз Фредерик (1984). Золотой век автобусов , Рутледж, ISBN 0-7102-0232-6 , стр. 22.
- ^ «Открытие трамвая в Глазго». Рекламодатель Гринока . 20 августа 1872 г. с. 2.
- ^ Юбилей трамваев, 1922 г. (Музей транспорта) , История Глазго.
- ^ «Глазго, Норт-Канал-Бэнк-стрит, электростанция Пинкстон» . Кенмор . Проверено 28 февраля 2019 г.
- ↑ Электростанция Пинкстон. Мир трамвая и железных дорог, 9 мая 1901 г. , Транспортная корпорация Глазго, 29 декабря 2006 г.
- ^ «Пинкстонская электростанция» . История Глазго . Проверено 28 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трамваи в Ошеншуггле (Библиотека Митчелла, Коллекция Глазго, 1962) , История Глазго
- ^ Перейти обратно: а б Пятьдесят лет с тех пор, как трамваи в Глазго остановились на буферах , The Herald, 27 августа 2012 г.
- ^ «Ушли, но не забыты: 50-летие последнего трамвайного шествия в Глазго» . Новости СТВ .
- ^ Перейти обратно: а б с Музеи Риверсайд и Саммерли отмечают последнюю годовщину трамвая в Глазго , BBC News, 4 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сердечное прощание с последним трамваем Глазго 55 лет назад , The Scotsman, 31 августа 2017 г.
- ^ Последний парад трамваев (Библиотека Митчелла, Коллекция Глазго, 1962) , История Глазго
- ^ Последний день трамваев, Глазго (28-минутное немое цветное видео, 1962), Национальная библиотека Шотландии.
- ^ Перейти обратно: а б Новое время: 1950-е годы до наших дней | Повседневная жизнь , История Глазго
- ↑ Троллейбусы Глазго , История Глазго, 4 июня 2018 г.
- ^ Корпорация Глазго T-теги История | Система муниципального трамвая Глазго (выдержки из журнала The Tramway and Railway World, 7 сентября 1911 г.) , Глазго Транспорт 1871–1973 гг. (архивная версия, март 2019 г.)
- ^ Трамвайные маршруты, 1938 (Музей транспорта) , История Глазго
- ^ Перейти обратно: а б с Могут ли трамваи вернуться на улицы Глазго? , Сити Метрика, 6 апреля 2020 г.
- ^ Эта потрясающая карта показывает, насколько большой была трамвайная сеть Глазго , Glasgow Live, 21 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт, Ян (4 сентября 2012 г.). «Глазго — город, который любил трамваи » . Новости Би-би-си .
- ^ Ничтожный город: 1914-1950-е годы | Повседневная жизнь , История Глазго
- ↑ Трамваи Glasgow Corporation («фэнтезийная карта-схема») , Энди А, Flickr , 18 января 2019 г.
- ^ Трамвайные маршруты Глазго Корпорации | Список трамвайных служб в числовом порядке (вторая система нумерации) , Транспорт Глазго, 1871–1973 гг. (архивная версия, март 2019 г.)
- ^ Коронационный трамвай (Музей транспорта, 1938) , История Глазго
- ^ Юнион-стрит (Музей транспорта, 1939) , История Глазго
- ^ «Риверсайдский музей — Фото» .
- ^ «Трамвай № 585 корпорации Глазго | Коллекция группы музея науки» .
- ^ «Онлайн-коллекции музеев Глазго» .
- ^ «Британские трамваи онлайн» .
- ^ И. Стюарт, Трамвай в Глазго (стр. 166), опубликовано Обществом музеев шотландского трамвая , 1983, ISBN 0-900648-21-X
- ^ «Число посетителей в музее Глазго падает - Новости British Trams Online» . www.britishtramsonline.co.uk .
- ^ Гован , Киннинг Парк , Найтсвуд , Мосспарк , Партик , Поллокшоу , Риддри , Шеттлстон .
- ^ Эйрдри, Северный Ланаркшир , Бэйлистон , Баррхед , Бишопбриггс , Камбусланг , Клайдбанк , Коатбридж , Гиффнок , Милнгэви , Пейсли , Ренфрю , Рутерглен .
- ^ Бармуллох , Каслмилк , Драмчепел , Большой Истерхаус , Милтон , Большой Поллок .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ян Л. Кормак, «Трамваи Глазго за границей» , Общество музеев шотландского трамвая , 1967, ISBN 0-900648-07-4
- Том Ноубл, «Маленькая книга трамваев Глазго» , Black & White Publishing, 2003 г., ISBN 1-902927-96-6
- Уильям М. Толлан, «Ношение зеленого цвета: воспоминания о трамваях Глазго» , Адам Гордон, 2000 г., ISBN 1-874422-27-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Транспорт в Глазго
- Трамвайный транспорт в Шотландии
- Несуществующие системы городского трамвая по городам
- Колея железных дорог 4 фута 7¾ в Шотландии
- 1894 заведения в Шотландии
- Закрытие 1962 года в Шотландии
- Транспортные компании, основанные в 1894 году.
- Транспортные компании ликвидированы в 1962 году.