Канатная дорога Веллингтона
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2023 г. ) |
41 ° 17'07,25 "ю.ш., 174 ° 46'04,17" в.д. / 41,2853472 ° ю.ш., 174,7678250 ° в.д.
Канатная дорога Веллингтона | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Вид сверху на канатную дорогу Веллингтона | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статус | в использовании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владелец | Wellington Cable Car Ltd, принадлежащая городскому совету Веллингтона | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местный | Веллингтон , Новая Зеландия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | Фуникулер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оператор(ы) | Веллингтон Канатная дорога, ООО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открыто | 1902 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дорожек | однопутный с разъездом посередине | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 дюймов ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный наклон | 17.86% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Канатная дорога Веллингтона — фуникулер в Веллингтоне , Новая Зеландия, между Лэмбтон-Ки главной торговой улицей и Келбурном , пригородом на холмах с видом на центр города, высотой 120 м (394 фута) и длиной 609 м ( 1998 футов).
Поездка в одну сторону занимает около пяти минут. Канатная дорога Веллингтона широко известна как главная достопримечательность Веллингтона. [1]
Трек и станции
[ редактировать ]Линия состоит из 628 метров (2060 футов), в основном прямой длиной 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 ⁄ 8 с дюйма) колеи Одинарный путь сосновыми шпалами . Единственные повороты находятся на разъезде посередине, на станции Талавера. За исключением самой нижней части, линия поднимается с постоянным уклоном 1:5,06 (17,86 % или 10,13 градуса), через три туннеля и через три моста . [2]
Нижняя конечная остановка находится на переулке канатной дороги, недалеко от набережной Ламбтон ( 41 ° 17'03,3 "ю.ш., 174 ° 46'28,7" в.д. / 41,284250 ° ю.ш., 174,774639 ° в.д. ). Верхняя конечная остановка находится рядом с Ботаническим садом Веллингтона в конце Упланд-роуд, главной улицы Келберна ( 41 ° 17'07,25 "ю.ш., 174 ° 46'04,17" в.д. / 41,2853472 ° ю.ш., 174,7678250 ° в.д. ).
Автомобили и двигательная установка
[ редактировать ]
Канатная дорога состоит из двух вагонов, которые начинаются с противоположных концов линии и проходят посередине. Они прикреплены друг к другу тросом диаметром 30 мм, поддерживаемым 120 роликами, который проходит вокруг блока на вершине холма. Двигатель постоянного тока мощностью 185 кВт, напряжением 550 В, расположенный на вершине холма, приводит в движение шкив. [3] Канатная дорога - это скорее фуникулер, чем настоящая канатная дорога : вагоны постоянно прикреплены к тросу, который останавливается и запускается по мере необходимости, в то время как канатная дорога захватывает и отпускает непрерывно движущийся трос. Колеса на южной стороне вагона 1 и северной стороне вагона 2 имеют двойные фланцы, в то время как противоположные колеса на каждом автомобиле не имеют гребней, что направляет автомобили на правильную сторону промежуточного кольца обгона в Талавере. [4]
Вагоны спроектированы с учетом уклона, в них используются внутренние ступеньки для обеспечения горизонтального пола.
Нормальная рабочая скорость составляет 18 км/ч (11,2 миль в час) (5 м/с или 16,4 фута/с) при максимальной пассажирской нагрузке около 100 человек (30 сидящих, 70 стоящих). Каждый вагон весит примерно 13,5 т (13,3 длинных тонны; 14,9 коротких тонны) в пустом состоянии и 21 т (20,7 длинных тонны; 23,1 коротких тонны) в заполненном состоянии.
Пассажиры
[ редактировать ]Канатная дорога обычно обеспечивает около миллиона пассажирских поездок каждый год. [5] Утром и вечером им пользуются пассажиры , путешествующие между Келбурном и городом; в другое время дня им пользуются люди, путешествующие между городом и ботаническим садом Веллингтона , студенты, посещающие Университет Виктории и живущие в близлежащих студенческих общежитиях, а также многие туристы, особенно летом. 30 декабря 2023 года был зафиксирован миллионный пассажир за год — этот рубеж был достигнут впервые после пандемии COVID-19. [6]
Право собственности
[ редактировать ]Канатная дорога принадлежит и управляется компанией Wellington Cable Car Ltd, принадлежащей городскому совету Веллингтона. Wellington Cable Car Ltd также владеет воздушными проводами для троллейбусов Веллингтона. Эксплуатация была передана по контракту австралийской компании Transfield Services до начала 2007 года, когда она была возвращена в собственность. Wellington Cable Car Ltd отвечает за все операции канатной дороги, включая техническое обслуживание вагонов и путей, найм водителей, продажу билетов и обслуживание клиентов. До пандемии COVID-19 предприятие могло достичь профицита, но в 2021–2022 годах его покровительство упало на 72%, а выручка упала на 77%, что потребовало финансовой поддержки от совета в размере 1,3 миллиона долларов. В 2023 году канатная дорога вернулась к прибыльности. [6]
Музей
[ редактировать ]
Музей канатной дороги был открыт в декабре 2000 года. Он расположен в оригинальном намоточном доме, а в 2006 году была завершена новая пристройка. Здесь находятся оригинальные вагоны с захватом 1 и 3, электрический подъемный механизм все еще находится в рабочем состоянии. Автомобиль 1 окрашен в красную ливрею 1970-х годов, включая современную рекламу. Вагон 3 был восстановлен в 2005 году и приобрел зеленую окраску примерно 1905 года, и был добавлен колокол канатной дороги Сан-Франциско. Намоточное устройство все еще находится в рабочем состоянии, по нему проходит петля кабеля, но кабель больше не выходит за пределы здания. [ нужна ссылка ]
Музей канатной дороги находится в ведении Фонда музеев Веллингтона. [7] Он внесен в список категории II Heritage New Zealand .
История
[ редактировать ]Оригинальная линия
[ редактировать ]В конце 19 века Веллингтон быстро расширялся, и из-за холмистой местности города хорошая земля под застройку была в цене. предлагались новые жилые комплексы Когда в Келберне , было предложено построить канатную дорогу или фуникулер для обеспечения легкого доступа. В 1898 году несколько человек, занимавшихся развитием жилых кварталов, основали трамвайную компанию Kelburne & Karori Tramway Company. [8] План состоял в том, чтобы построить трамвайную линию между городом и Келбурном и связать ее вагоном с Карори , поселением на дальней стороне Келберна. Компания начала покупать землю для строительства трамвая и вела переговоры с властями Карори о строительстве новой дороги (ныне Упланд-роуд), которая свяжет верхнюю конечную остановку с Карори. В 1898 году городской совет дал разрешение на это предприятие при условии, что у него будет возможность выкупить его позже. На расположение Веллингтонского университета Виктории повлияло предложение компании пожертвовать 1000 фунтов стерлингов, если университет будет расположен в Келберне, чтобы студенты могли пользоваться автомобилем во время поездок между городом и университетом. Некоторые инвесторы Компании, такие как Мартин Кеннеди, были сторонниками Седдона , который застопорился с освобождением земли на альтернативном участке тюрьмы Маунт-Кук для университета, хотя этот участок пользовался широкой поддержкой в Веллингтоне. [9] [8]

Разработчиком системы был Джеймс Фултон , инженер из Данидина . Фултон отвечал как за выбор маршрута, так и за определение метода работы — гибрида канатной дороги и фуникулера . Как и канатная дорога, линия имела непрерывный петлевой канат, который вагоны захватывали с помощью захвата канатной дороги, но также имелся уравновешивающий трос в стиле фуникулера, постоянно прикрепленный к обеим машинам через неприводной шкив в верхней части линии. Спускающаяся машина зацепилась за грузовой трос и потянулась вниз, в свою очередь тянущая поднимающуюся машину (которая осталась незахваченной) вверх за уравновешивающий трос. использовалась Центральная направляющая типа Фелла только для экстренного торможения. Линия была двухпутной, шириной колеи 3 фута 6 дюймов ( 1067 мм ). [8]
Строительство началось в 1899 году, в нем круглосуточно работали три бригады. Линия открылась для публики 22 февраля 1902 года. [10] Спрос был высоким: тысячи людей путешествовали каждый день. В 1903 году несколько старых конных трамваев Веллингтона были переоборудованы в прицепы канатной дороги, что увеличило вместимость. [10] К 1912 году ежегодное число пассажиров достигло одного миллиона. В 1933 году паровой подъёмный механизм был заменен электродвигателем, что улучшило управление и снизило эксплуатационные расходы.
В 1940-х годах канатная дорога пострадала от возросшей конкуренции: автобусы городского совета курсировали до Карори и других западных пригородов, минуя ее. [11] Компания посчитала, что городскому совету неуместно конкурировать с частной компанией, и разразился юридический спор. Спор закончился, когда городской совет согласился купить компанию, что произошло 13 февраля 1947 года. [10]
В 1960-х и 1970-х годах канатная дорога была предметом жалоб на безопасность и комфорт. Старые деревянные автомобили все больше считались устаревшими. 10 мая 1973 года рабочий на новой автомагистрали получил серьезные травмы в результате несчастного случая, когда он оказался перед канатной дорогой на остановке Клифтон, что повлекло за собой проверку. Министерство труда пришло к выводу, что некоторые аспекты канатной дороги небезопасны, особенно использование прицепов без тормозов, и призвали отказаться от системы. Прицепы были отозваны, что значительно снизило вместимость. [10]
Модернизация 1978–79 гг.
[ редактировать ]Несмотря на публичные протесты, возглавляемые мэром Веллингтона Майклом Фаулером , линия закрылась 22 сентября 1978 года для изменения размеров и установки новых стальных вагонов и оборудования швейцарской компанией Habegger AG , став полноценным фуникулером . [12] Контрактом управляла инжиниринговая фирма Веллингтона Cory-Wright and Salmon . Линия вновь открылась 22 октября 1979 года. [13]

Первоначально у отремонтированной канатной дороги возник ряд проблем. Обслуживание часто прерывалось по техническим причинам и в целях тщательной проверки безопасности. Во многом из-за этих проблем количество посетителей упало до минимума в 500 000 в 1982 году. После серьезной аварии в 1988 году, из-за которой автомобили вышли из строя на несколько месяцев, система подверглась серьезной модернизации. Это решило большинство проблем, и с тех пор покровительство неуклонно росло. Крупное обследование безопасности проводится ежегодно, обычно в августе, и занимает 1 неделю. [ нужна ссылка ]
Дерегуляция
[ редактировать ]В 1991 году, когда пассажирский транспорт был дерегулирован , возникли предположения о будущем канатной дороги. Советы больше не могли напрямую предоставлять транспортные услуги, им приходилось либо приватизировать , либо акционировать свою деятельность. Городской совет продал автобусное управление, но из-за давления общественности сохранил за собой право собственности на канатную дорогу и троллейбусную воздушную проводку, при этом эксплуатация и техническое обслуживание заключались отдельно. [ нужна ссылка ]
Первоначально оба контракта были выиграны Harbour City Cable Car Ltd, совместным предприятием Stagecoach Group , которая приобрела автобусы, и East by West , паромного оператора Веллингтона. В 1994 году городской совет решил провести собственное техническое обслуживание, и компания Wellington Cable Car Ltd создала собственные мощности по техническому обслуживанию. В 1997 году контракт на эксплуатацию выиграла компания Serco , которую позже приобрела Transfield Services. Wellington Cable Car Ltd взяла на себя управление в начале 2007 года. [ нужна ссылка ]
Трещины были обнаружены в туннеле под станцией Талавера во время ежегодного обследования 1999 года. Они были закреплены с помощью металлических анкеров и покрытия туннеля железобетоном.
В июле 2006 года началась реконструкция станции Ламбтон, чтобы улучшить ее внешний вид и доступность. Бюджет работ составил 1,3 миллиона долларов, которые планируется завершить в начале ноября. 18 декабря вступила в эксплуатацию обновленная станция с автоматическими турникетами (и значительным повышением цен). Сохраняющиеся проблемы с обновлением системы продажи билетов были устранены в ходе ежегодного исследования, проведенного в октябре 2007 года. Во время обследования к намоточному механизму также был добавлен новый компьютер, что вызвало несколько временных проблем с плавностью хода автомобилей. [ нужна ссылка ]
2016 г. Модернизация электропривода и системы управления
[ редактировать ]

В 2016 году на канатной дороге прошла капитальная модернизация оборудования с заменой электропривода и системы управления. С момента модернизации 1979 года каждый автомобиль совершил более миллиона поездок. Канатная дорога также воспользовалась возможностью косметически модернизировать существующие вагоны и внести изменения в помещения для персонала.
Пока канатная дорога не работала, городской совет Веллингтона также проводил строительные работы на переулке канатной дороги и терминале Ламбтон-Ки. Это включало: 1. замена старого прохудившегося навеса на новый элегантный стеклянный, пропускающий солнечный свет (Этап 1)2. строительство новой билетной кассы и перенос входных ворот, чтобы облегчить очередь и покупку билетов (Этап 1)3. новое тротуарное покрытие, знаки и цветовая гамма для здания Стоунхэмс, внесенного в список наследия (Этап 2 – заключительный этап работ на переулке в 2017 г.)
Пустяки
[ редактировать ]Знаменитый киоск Кельберн был построен на терминале Келберн в 1905 году. [14] Он сгорел в результате подозрительного пожара в 1982 году. На его месте в 1984 году был построен ресторан Skyline. [15]
Первой женщиной-водителем канатной дороги в Новой Зеландии была Лорейн Рука-Исаак, которая водила канатную дорогу с 1979 по 1981 год. [16]
В марте 2022 года окна здания терминала Кельберна были украшены наклейками, помогающими предотвратить столкновение с птицами в качестве меры по сохранению дикой природы. Инициатива частично финансировалась за счет краудсорсинга, предпринятого местной природоохранной организацией Urban Wildlife Trust. [17]
См. также
[ редактировать ]- Трамваи в Новой Зеландии
- Канатная дорога (железная дорога)
- Фуникулер
- Список фуникулеров
- Система канатной дороги Сан-Франциско
- Пик Трамвай
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Веллингтонская канатная дорога» . Одинокая планета . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Уэйд, Памела (23 ноября 2019 г.). «Всемирно известная: канатная дорога Веллингтона» . Вещи . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Флейшер, Саймон (24 ноября 2014 г.). «Канатная дорога Веллингтона и ее инженерное наследие» (PDF) . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Дэйсли, Саймон (19 марта 2014 г.). «Отчет Реестра инженерного наследия IPENZ: Канатная дорога Веллингтона» (PDF) . Инженеры IPENZ Новая Зеландия . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Зимнее закрытие канатной дороги в связи с капитальным ремонтом» . Городской совет Веллингтона . 21 апреля 2016 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хант, Том (31 декабря 2023 г.). «Канатная дорога Веллингтона сбила миллионного пассажира, у которого остался свободный день» . www.thepost.co.nz . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Опыт Веллингтона Фонд музеев Веллингтона» .
- ^ Jump up to: а б с Стюарт 1973 , с. 52.
- ^ Бурк, Кевин (2008). Келберн, король Дик и банда Келли: Ричард Седдон и политический патронаж . Веллингтон: удачное или неудачное издательство. стр. 81–84. ISBN 978-0-473-13450-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Стюарт 1985 , с. 32.
- ^ Стюарт 1973 , с. 53.
- ^ «Канатная дорога Келберн прекращает работу». Железнодорожный обозреватель Новой Зеландии . 35 (4). Новозеландское общество железных дорог и локомотивов : 111. Лето 1978–79. ISSN 0028-8624 .
- ^ «Новая канатная дорога Веллингтона». Железнодорожный обозреватель Новой Зеландии . 36 № 4 (160). Новозеландское общество железных дорог и локомотивов : 152. Лето 1979–80. ISSN 0028-8624 .
- ^ Стюарт 1985 , с. 33.
- ^ Стюарт 1985 , с. 35.
- ^ Данн, Меган (7 ноября 2023 г.). «Дисплей рассказывает историю первой женщины-водителя канатной дороги» . www.thepost.co.nz . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ «Веллингтонская канатная дорога пытается предотвратить столкновение с птицами» . РНЗ . 11 марта 2022 г. Проверено 21 марта 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бердетт, Рон Э. (1979) CEng, MIMech.E. «Канатные дороги Веллингтона», New Zealand Engineering , 34 (4), 15 апреля, с. 83–88 (инженер транспорта, городской совет Веллингтона).
- Стюарт, Грэм (1973). Конец пенни-секции: когда трамваи правили улицами Новой Зеландии . Веллингтон: Грэнтэм Хаус. ISBN 1-86934-037-Х .
- Стюарт, Грэм (1985). Когда трамваи были козырями в Новой Зеландии . Веллингтон: Грэнтэм Хаус. ISBN 9781869340001 .
- Новая Зеландия — Расшифровки кладбищ, 1840–1981 гг. [Часть A] [MMS5-XPR] Джон Уильям Уэйклин
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт канатной дороги Веллингтона
- Реестр инженерного наследия IPENZ: Канатная дорога Веллингтона
- Веллингтонский музей канатной дороги
- История канатной дороги Келберн
- Изображение отчета MOW, схема канатной дороги
- Бизнес-консорциум, построивший канатную дорогу, « Банда Келли».
- «Канатная дорога, выходящая из туннеля (фото, без даты)» . Архив ВСЦ. 2022.
- «Люди ждут на остановке «Университет» (фото, 1950-е годы)» . Архив ВСЦ. 2022.
- «Люди ждут на остановке «Университет» (фото, 1950-е годы)» . Архив ВСЦ. 2022.
- «Вывеска на остановке «Университет» (фото, 1950-е годы)» . Архив ВСЦ. 2022.
- Фуникулеры в Новой Зеландии
- Железные дороги метровой колеи в Новой Зеландии
- Общественный транспорт в регионе Веллингтон
- Железнодорожный транспорт в Веллингтоне
- Веллингтон Сити
- Туристические достопримечательности в Веллингтон-Сити
- Железнодорожные линии открыты в 1902 году.
- Веллингтон Сентрал, Веллингтон
- Компании, принадлежащие муниципалитетам Новой Зеландии