Канатная дорога (железная дорога)
Канатная дорога (обычно известная как канатный трамвай за пределами Северной Америки) — это тип канатной дороги, используемый для общественного транспорта , по которому железнодорожные вагоны буксируются с помощью непрерывно движущегося троса, движущегося с постоянной скоростью. Отдельные автомобили останавливаются и заводятся, отпуская и захватывая этот трос по мере необходимости. Канатные дороги отличаются от фуникулеров , где вагоны постоянно прикреплены к тросу.
История [ править ]
Первой канатной железной дорогой, в которой использовался движущийся канат, который можно было поднять или отпустить, захватив вагоны , была Fawdon Wagonway в 1826 году, угольная железнодорожная линия . [3] [4] Лондонско -Блэкволлская железная дорога , открывшаяся для пассажиров в восточном Лондоне , Англия, в 1840 году использовала такую систему. [5] Имевшийся в то время канат оказался слишком подвержен износу, и через восемь лет от системы отказались в пользу паровозов . В Америке первой действующей канатной дорогой, вероятно, была Патентная железная дорога Вест-Сайд и Йонкерс в Нью-Йорке , поскольку это была первая надземная железная дорога , которая работала с 1 июля 1868 по 1870 год. Кабельная технология, использованная на этой надземной железной дороге, включала воротник. -оборудованные кабели и автомобили с когтями, что оказывается громоздким. Линия была закрыта и перестроена, и вновь открылась для паровозов .
В 1869 году PGT Борегар продемонстрировал канатную дорогу в Новом Орлеане. [6] [7] [8] и был выдан патент США 97,343 .
Другими канатными дорогами, в которых использовались ручки, были канатные дороги Clay Street Hill Railroad , которые позже стали частью системы канатной дороги Сан-Франциско . Строительство этой линии было поддержано Эндрю Смитом Халлиди при проектировании Уильяма Эппельсхаймера , и впервые она была испытана в 1873 году. Успех этих захватов обеспечил то, что эта линия стала моделью для других транзитных систем канатной дороги, и эту модель часто называют известный как канатная дорога Халлиди .
В 1881 году система канатного трамвая Данидин открылась в Данидине , Новая Зеландия, , которая стала первой такой системой за пределами Сан-Франциско. Для Данидина Джордж Смит Дункан развил модель Халлиди, представив кривую тяги и щелевой тормоз; первый был способом провести машины через поворот, поскольку повороты Данидина были слишком крутыми, чтобы можно было двигаться накатом, а второй заставлял клин входить в прорезь для троса, чтобы остановить машину. Оба эти нововведения были в целом приняты на вооружение другими городами, включая Сан-Франциско.
В Австралии система канатного трамвая Мельбурна действовала с 1885 по 1940 год. Это была одна из самых обширных в мире: 1200 трамваев и прицепов работали по 15 маршрутам с длиной путей 103 км (64 мили). В Сиднее также было несколько маршрутов канатной дороги.
Канатные дороги быстро распространились по другим городам, хотя главной привлекательностью для большинства была возможность вытеснить системы конных (или запряженных мулами ) систем, а не способность подниматься на холмы. Многие люди в то время считали гужевой транспорт излишне жестоким, а тот факт, что типичная лошадь могла работать только четыре или пять часов в день, требовал содержания больших конюшен для тягловых животных , которых нужно было кормить, размещать, ухаживать и лечить. и отдохнул. Таким образом, какое-то время экономика работала в пользу канатных дорог даже в относительно плоских городах.
Например, Чикагская городская железная дорога , также спроектированная Эппельсхаймером, открылась в Чикаго в 1882 году и стала крупнейшей и самой прибыльной системой канатных дорог . Как и во многих других городах, проблема плоского Чикаго заключалась не в уклоне, а в транспортных возможностях. Это обусловило иной подход к совмещению сцепления автомобиля и прицепа. Вместо того, чтобы использовать машину с захватом и одиночный прицеп, как это делали во многих городах, или объединять захват и прицеп в один автомобиль, как California Cars в Сан-Франциско , Чикаго использовал машины с захватом для буксировки поездов, состоящих из трех прицепов.
В 1883 году была открыта железная дорога Нью-Йорка и Бруклина , имевшая одну любопытную особенность: хотя это была система канатной дороги, использовались паровозы для доставки вагонов на терминалы и обратно . После 1896 года система была изменена на систему, при которой к каждому поезду добавлялся автомобиль для маневрирования на терминалах, в то время как в пути поезда все еще приводились в движение тросом.
провела испытание системы канатной дороги 25 сентября 1883 года компания Liverpool Tramways Company в Киркдейле , Ливерпуль . Это должна была быть первая система канатной дороги в Европе, но компания решила не внедрять ее. Вместо этого награда досталась канатному трамваю Хайгейт-Хилл 1884 года , маршруту от Арчвея до Хайгейта на севере Лондона, который использовал непрерывную систему тросов и захватов на 1 из 11 (9%) подъемов на Хайгейт-Хилл. Установка не отличалась надежностью и в 1909 году была заменена на электрическую тягу. [9] числе метро Глазго , первая подземная система канатных дорог, в 1896 в том . Однако в Европе были реализованы и другие системы канатных дорог , году была построена для канатной дороги, но перед открытием в 1890 году была переоборудована на электрическую тягу.) Еще несколько систем канатных дорог были построены в Великобритании , Португалии и Франции . Европейские города, улицы которых имеют гораздо больше поворотов, в конечном итоге менее подходят для канатных дорог, чем американские города.
Хотя некоторые новые системы канатных дорог все еще строились, к 1890 году более дешевые в строительстве и простые в эксплуатации или трамваи с электрическим приводом троллейбусы начали становиться нормой и в конечном итоге начали заменять существующие системы канатных дорог. Некоторое время работали гибридные кабельно-электрические системы, например, в Чикаго, где электромобили приходилось тянуть с помощью захватных машин через кольцевую зону из-за отсутствия там контактных проводов. В конце концов, Сан-Франциско стал единственной уцелевшей системой уличного движения с ручным управлением - Данидин, второй город с такими автомобилями, был также вторым городом, где они эксплуатировались, и закрылся в 1957 году.
возрождение Недавнее
В последние десятилетия 20-го века кабельная тяга в целом получила ограниченное возрождение в качестве автоматических средств передвижения людей , используемых в курортных зонах, аэропортах (например, аэропорт Торонто ), огромных больничных центрах и некоторых городских условиях. Хотя во многих из этих систем используются автомобили, постоянно подсоединенные к тросу, система Minimetro от Poma /Leitner Group и система Cable Liner от DCC Doppelmayr Cable Car имеют варианты, которые позволяют автоматически отсоединять вагоны от троса под компьютерным управлением и Таким образом, можно считать современной интерпретацией канатной дороги.
Операция [ править ]
Сам кабель питается от стационарного двигателя или двигателя, расположенного в кабельной или электростанции. Скорость, с которой он движется, относительно постоянна и зависит от количества устройств, захватывающих кабель в любой момент времени.
Канатная дорога начинает двигаться, когда прикрепленное к кабине зажимное устройство, называемое захватом , оказывает давление, чтобы («захватить») движущийся трос. И наоборот, автомобиль останавливают, ослабляя давление на трос (с полным отсоединением или без него) и задействуя тормоза. Это действие захвата и отпускания может быть ручным, как это было во всех ранних системах канатной дороги, или автоматическим, как в некоторых недавних системах типа перемещения людей с тросовым приводом . Захват должен осуществляться равномерно и постепенно, чтобы избежать слишком быстрого разгона автомобиля до скорости троса и неприемлемого тряски пассажиров.
В случае ручных систем захват напоминает очень большие плоскогубцы , и для управления автомобилем требуются немалая сила и умение. Как на собственном горьком опыте убедились многие первые операторы канатных дорог, если захват не применяется должным образом, он может повредить кабель или, что еще хуже, запутаться в нем. В последнем случае канатная дорога может оказаться не в состоянии остановиться и сеять хаос на своем маршруте, пока канатная станция не осознает происшествие и не остановит движение кабеля. [10]
Одним из очевидных преимуществ канатной дороги является ее относительная энергоэффективность. Это связано с экономичностью центрально расположенных электростанций и способностью спускающихся автомобилей передавать энергию поднимающимся автомобилям. Однако это преимущество полностью сводится на нет относительно большим потреблением энергии, необходимым для простого перемещения троса над и под многочисленными направляющими роликами и вокруг множества шкивов . Примерно 95% тягового усилия в системе Сан-Франциско расходуется на простое перемещение четырех тросов со скоростью 15,3 км/ч (9,5 миль в час). [11] Электромобили с рекуперативным торможением имеют преимущества без проблем с перемещением троса. Однако на крутых подъемах главное преимущество тросовой тяги состоит в том, что она не зависит от сцепления колес с рельсами . Преимущество также состоит в том, что удержание автомобиля на тросе также ограничивает скорость автомобиля на спуске до скорости троса.
Из-за постоянной и относительно низкой скорости потенциал канатной дороги причинить вред в случае аварии можно недооценить. Даже если канатная дорога движется со скоростью всего 14 км/ч (9 миль в час), масса канатной дороги, а также совокупная прочность и скорость троса могут нанести серьезный ущерб при столкновении.
к фуникулерам Отношение
Канатная дорога внешне похожа на фуникулер , но отличается от такой системы тем, что ее вагоны не прикреплены к тросу постоянно и могут останавливаться самостоятельно, тогда как у фуникулера есть вагоны, постоянно прикрепленные к тросу, который сам останавливается. и началось. Канатная дорога не может подняться на такой крутой подъем, как фуникулер, но с помощью одного троса можно управлять гораздо большим количеством автомобилей, что делает его более гибким и обеспечивает большую пропускную способность. В 1883 году в час пик на железной дороге Маркет-стрит в Сан-Франциско машина выезжала из терминала каждые 15 секунд. [12]
Несколько фуникулеров работают с уличным движением, и из-за этого их работу часто неправильно называют канатными дорогами. Примеры такой операции и связанной с ней путаницы:
- Трамвай Грейт-Орм в Лландидно , Уэльс .
- Несколько уличных фуникулеров в Лиссабоне , Португалия .
Еще более запутанно то, что гибридная линия канатной дороги и фуникулера когда-то существовала в форме оригинальной канатной дороги Веллингтона в новозеландском городе Веллингтон . Эта линия имела как тяговый трос с непрерывной петлей, за который автомобили захватывались с помощью захвата канатной дороги, так и уравновешивающий трос, постоянно прикрепленный к обеим машинам через неприводной шкив в верхней части линии. Спускающаяся машина зацепилась за грузовой трос и потянулась вниз, в свою очередь тянущая поднимающуюся машину (которая осталась незахваченной) вверх за уравновешивающий трос. Эта линия была перестроена в 1979 году и теперь представляет собой стандартный фуникулер, хотя и сохранила свое старое название канатной дороги.
Список систем канатной дороги [ править ]
настоящее время работают канатные дороги в которых в , Города
дороги Традиционные системы канатной
Самая известная существующая система канатной дороги — это система канатной дороги Сан-Франциско в городе Сан-Франциско, Калифорния . Канатные дороги Сан-Франциско представляют собой старейшую и крупнейшую подобную систему, постоянно действующую, и одну из немногих, которые до сих пор функционируют традиционным способом, когда автомобили с ручным управлением курсируют по улицам. Другие примеры систем с кабельным питанием можно найти в Грейт-Орме в Северном Уэльсе и в Лиссабоне в Португалии. Однако все они немного отличаются от Сан-Франциско тем, что автомобили постоянно прикреплены к тросу.
дороги Современные системы канатной
В нескольких городах действует современная версия системы канатной дороги. Эти системы полностью автоматизированы и работают на отдельной полосе отвода. Их обычно называют « перевозчиками людей» , хотя этот термин также применяется к системам с другими формами движения, включая тросовое движение в стиле фуникулера.
В число этих городов входят:
- Окленд, Калифорния , США — система соединителей аэропорта Окленда между системой скоростного транспорта BART и международным аэропортом Окленда , основанная на Доппельмайр . канатной дороги зажимной петле
- Перуджа , Италия – The Perugia People Mover , основанный на Лейтнера . MiniMetro
- Шанхай , Китай — Обзорный туннель Бунда Суле . , основанный на SK
- Каракас , Венесуэла -- Cabletren Bolivariano , созданный на основе Doppelmayr. дороги канатной защемленной петли
- Цюрих , Швейцария . Skymetro соединяет главный центр контролируемой зоны аэропорта Цюриха , выходы A, B и C, с выходами средней зоны E, построенными на базе OTIS. компании Otis Hovair
канатные дороги действовавшие ранее Города,
Австралия [ править ]
- Мельбурн (1885–1940, система канатной дороги Мельбурна )
- Сидней (1886–1905)
Франция [ править ]
- Лаон - The Poma 2000 (обслуживание закончилось в 2016 году) [13]
- Париж ( фуникулер Бельвиль, 1873–1935 гг.)
Ливан [ править ]
- Бейрут (конец 1880-х годов до разрушения во время гражданской войны в Ливане )
Новая Зеландия [ править ]
- Данидин (1881–1957, система канатной дороги Данидина )
- Веллингтон (1902–1979, оригинальная гибридная система канатной дороги Веллингтона )
Филиппины [ править ]
- Манила (начало 1900-1930-х годов, железная дорога Манила-Малабон.)
Португалия [ править ]
- Лиссабон преобразован в регулярные трамвайные ( в начале 20 века линии: Сан-Себастьян , Эштрела и Граса )
Соединенное Королевство [ править ]
- Бирмингем ( City of Birmingham Tramways Company Ltd , 1888–1911, переоборудовано на электрическую тягу )
- Эдинбург ( Трамваи Edinburgh Corporation , 1899–1923, переоборудованы на электрическую тягу)
- Глазго ( Метро Глазго , 1896–1935, переоборудовано на электрическую тягу)
- Гастингс
- Ливерпуль (суд 1883 г.)
- Лондон , Англия (1884–1909, канатная дорога Хайгейт-Хилл, соединяющая Арку с Хайгейтом , первая канатная дорога, регулярно действующая в Европе)
- Мэтлок (1893–1927, канатная дорога Мэтлока )
Остров Мэн [ править ]
- Дуглас (1896–1929, канатная дорога Верхнего Дугласа )
США [ править ]
- Балтимор, Мэриленд (1890–1897)
- Бингемтон, Нью-Йорк (суд в 1885 году)
- Бруклин, Нью-Йорк
- Нью-Йорк и Бруклинский мост, железная дорога
- Brooklyn Cable Company компании Линия Парк-авеню
- Бруклин-Хайтс железной дороги Линия Монтегю-стрит
- Бьютт, Монтана (1889–1897)
- Чикаго, Иллинойс (1882–1906)
- Городская железная дорога Чикаго
- Северная Чикаго-стрит, железная дорога
- Западная Чикаго-стрит, железная дорога
- Цинциннати, Огайо
- Кливленд, Огайо
- Денвер, Колорадо (1886–1900, Денверский трамвай )
- Гранд-Рапидс, Мичиган
- Хобокен, Нью-Джерси (1886–1892, Северный Гудзон железной дороги округа Хобокен, эстакада )
- Канзас-Сити, штат Миссури (1885–1913), включая 9-ю улицу Инклайн (1888–1902), используемый туннель 8-й улицы (1887–1956)
- Лос-Анджелес, Калифорния (1885–1889) Канатная дорога на Второй улице , (1886–1902) Канатная дорога на Темпл-стрит , (1889–1896) Канатная дорога Лос-Анджелеса
- Нью-Йорк
- железной дороги Вест-Сайд и Йонкерса Патентной Линия Девятой авеню
- Нью-Йорк и Бруклинский мост, железная дорога
- железной дороги Третьей авеню Линия Crosstown на 125-й улице
- Третьей авеню железной дороги Третьей авеню Линия
- Метрополитен-стрит железной дороги Бродвейская линия
- авеню Метрополитен-стрит железной дороги Линия Бродвея и Коламбус-
- Метрополитен-стрит железной дороги Линия Бродвея и Лексингтон-авеню
- Линия Девятой авеню IRT (несуществующая)
- Ньюарк, Нью-Джерси (1888–1889)
- Окленд, Калифорния (1886–1899)
- Омаха, Небраска
- Филадельфия, Пенсильвания
- Питтсбург, Пенсильвания
- Портленд, Орегон (1890–1904)
- Провиденс, Род-Айленд (1888–1895)
- Сент-Луис, Миссури
- Сент-Пол, Миннесота
- Сан-Диего , Калифорния (1890–1892)
- Сиэтл, Вашингтон (1888–1940) [15]
- Су-Сити, Айова
- Спокан, Вашингтон (1899–1936)
- Такома, Вашингтон (1891–1938) [16]
- Талса, Оклахома
- Вашингтон, округ Колумбия (1890–1899, часть вашингтонской трамвайной системы )
- Уичито, Канзас
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Специфический
- ^ Хилтон, Джордж В. (1971). Канатная дорога в Америке . Беркли, Калифорния: Howell NorthBooks.
- ^ «Кабель в Чикаго: мчаться по улицам скоростного транспорта на многие мили». «Балтимор Сан», стр. 8 . 9 ноября 1889 г.
- ^ Эрскин Хазард, Наблюдения за железными дорогами, The Franklin Journal и American Mechanics' Magazine , Vol. III, № 4 (апрель 1827 г.); стр. 275.
- ^ Fawdon Wagonway, Структурные изображения северо-востока, заархивированные 2 сентября 2012 г. в Wayback Machine , Университет Ньюкасл-апон-Тайн, 26 марта 2004 г.
- ^ Робертсон, Эндрю (март 1848 г.). «Блэкволл Железнодорожное оборудование». Журнал инженера-строителя и архитектора . 11 . Нью-Йорк: Уайли и Патнэм.
- ^ Джеймс Гильбо (2011). Трамвай Сент-Чарльз, Или железная дорога Нового Орлеана и Кэрроллтона . Издательство Пеликан. стр. 48–49. ISBN 9781879714021 .
- ^ Луи К. Хенник; Элбридж Харпер Чарльтон (1965). Трамваи Нового Орлеана . Пеликан Паблишинг. п. 16. ISBN 9781455612598 .
- ^ «Линия трамвая на Сент-Чарльз-авеню, 1835 год» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Тейлор, Шейла (2001). Перемещающийся мегаполис . Лондон: Кальманн и Кинг. п. 82. ИСБН 1-85669-241-8 .
- ^ Рирдон, Патрик Т. (2021). Петля: треки «L», которые сформировали и спасли Чикаго . Карбондейл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 60. ИСБН 9780809338108 . Архивировано из оригинала 7 февраля 2024 г. Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Источник: Муниципальная железная дорога Сан-Франциско.
- ^ Эваноски, Деннис (2013). Потерянный Сан-Франциско . Павильон Книги. п. 60. ИСБН 9781909815247 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «ПОМА» (на французском языке). Транспортирует Урбен-Лаоннуа. Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 г. Проверено 2 апреля 2009 г.
- ^ Хилтон (1982), с. 167.
- ^ Хилтон (1982), стр. 389–407.
- ^ Хилтон (1982), с. 465.
- Общий
- Хилтон, Джордж В. (1982). Канатная дорога в Америке (переработанное издание) . Сан-Диего, Калифорния: Книги Хауэлла-Норта. Перепечатано в 1997 году издательством Stanford University Press . ISBN 0-8047-3051-2 .
- О кабелях и захватах: Канатные дороги Сан-Франциско , Роберт Колвелл и Уолтер Райс, опубликовано Друзьями музея канатной дороги, первое издание, 2000 г.
- Канатные дороги Чикаго , автор Грег Борзо, опубликовано The History Press (2012), ISBN 978-1-60949-327-1
Внешние ссылки [ править ]
Информация
- Музей канатной дороги
- Парень на канатной дороге
- статья, основанная на скрипофилии. Калифорнийский кабель Сан-Франциско и швейцарские банкиры Бореля (на немецком языке)
- Кейбл-билдинг (Нью-Йорк) Линия канатной дороги Бродвея.
- Как работают канатные дороги Музей канатной дороги Сан-Франциско
- Фильм о канатной дороге Сан-Франциско, 1905 год.
Патенты
- Патент США 19 736 – Железнодорожный путь.
- Патент США 110 971 – Бесконечная канатная дорога.