Эндрю Смит Халлиди
Эндрю Смит Халлиди | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Эндрю Смит 16 марта 1836 г. Лондон, Англия |
Умер | 24 апреля 1900 г. Сан-Франциско, Калифорния, США | (64 года)
Занятие | промоутер железной дороги Клэй-Стрит-Хилл |
Известный | Изобретение канатной дороги и отец современной системы канатной дороги Сан-Франциско. |
Родственники | Эндрю Халлиди (дядя) |
Эндрю Смит Халлиди (16 марта 1836 – 24 апреля 1900) был американским предпринимателем, который был промоутером железной дороги Клэй-Стрит-Хилл в Сан-Франциско. Это была первая в мире практическая система канатной дороги , и поэтому Халлиди часто считают изобретателем канатной дороги и отцом современной системы канатной дороги Сан-Франциско , хотя оба утверждения являются спорными. с производством стальных канатов Он также познакомил Калифорнию и в раннем возрасте был плодовитым строителем мостов во внутренних районах Калифорнии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эндрю Смит Халлиди родился Эндрю Смитом, позже приняв имя Халлиди в честь своего дяди, сэра Эндрю Халлиди . Местом его рождения по-разному называют Лондон в Соединенном Королевстве. Его мать, Джулия Джонстон Смит, была из Локерби , Дамфрисшир, а его отец, Эндрю Смит (сам по себе плодовитый изобретатель, ответственный за изобретение первой пружины для дверного короба, судороги для пола и ранний патент на проволочный трос), родился во Флеминге , Дамфришир , Шотландия, в 1798 году. [ 1 ]
В 13 лет Смит-младший сначала поступил учеником в механическую мастерскую и чертежную контору, которой руководил его старший брат Арчибальд. В 1852 году в возрасте 16 лет отец и сын отплыли в Калифорнию, где у отца был интерес к некоторым золотым приискам в округе Марипоса . Это разочаровало, и отец вернулся в Англию в 1853 году. Однако сын остался в Калифорнии и стал золотодобытчиком, одновременно работая кузнецом , геодезистом и строителем мостов.
В 1856 году, когда он работал над строительством лотка на шахте в Американ-Баре , с Халлиди консультировались по поводу быстрого износа веревок, используемых для спуска вагонеток с породой из шахты на мельницу. Эти веревки изнашивались за 75 дней. Халлиди импровизировал оборудование, чтобы сделать замену троса по конструкции своего отца, что продолжалось два года, и в процессе начал производство троса в Калифорнии.
Трос и мосты
[ редактировать ]Халлиди оставил добычу полезных ископаемых в 1857 году и вернулся в Сан-Франциско. Под именем AS Hallidie & Co. он начал производство стальных канатов в здании на улицах Мейсон и Честнат, используя оборудование American Bar.
Халлиди также активно участвовал в строительстве мостов: с 1861 по 1862 год он строил мосты через реку Кламат в Вейтчпеке , в Невада-Сити , через реку Американ в Фолсоме , а также через реки Медведь , Тринити , Станислав и Туолумн . В 1863 году он построил мост через реку Фрейзер , в 10 милях (16 км) вверх по течению от Йельского университета в Александре в Британской Колумбии .
Также в 1863 году Халлиди женился на Марте Элизабет Вудс. У них не было детей. В следующем году он стал гражданином США, а в 1865 году отказался от строительства мостов и полностью посвятил себя бизнесу по производству стальных канатов, спрос на который возрастал со стороны серебряных рудников на Комсток-Лоуд . [ нужна ссылка ]
В 1867 году Халлиди изобрел канатную дорогу Халлиди, разновидность канатной дороги, используемую для транспортировки руды и других материалов через горные районы, которую он успешно установил в ряде мест и позже запатентовал.
Канатные дороги
[ редактировать ]Сведения о том, какое именно участие Халлиди принимала в создании железной дороги Клэй-Стрит-Хилл, расходятся. Одна версия [ 2 ] он взял на себя продвижение линии, когда первоначальный промоутер Бенджамин Брукс не смог собрать необходимый капитал. В другой версии, [ 1 ] Халлиди была зачинщиком, вдохновленная желанием уменьшить страдания, причиняемые лошадям, которые тащили трамваи по Джексон-стрит, от Кирни до Стоктон-стрит.
Существует также сомнение относительно того, когда именно произошел первый запуск канатной дороги. Франшиза требовала первого запуска не позднее 1 августа 1873 года, но по крайней мере один источник [ 2 ] сообщает, что забег состоялся на день позже, 2 августа, хотя город предпочел не аннулировать франшизу. В некоторых источниках говорится, что первый захватчик, нанятый Халлиди, посмотрел на крутой холм со стороны Джонса и отказался управлять машиной, поэтому Халлиди сам взял захват и без проблем повел машину вниз по холму и снова вверх. [ 3 ] [ нужна ссылка ]
Названным инженером линии Клей-стрит был Уильям Эппельшаймер . Однако предыдущий опыт Халлиди в области кабелей и систем кабельной транспортировки позволяет предположить, что он внес свой вклад в разработку системы.
Линия на Клэй-стрит начала регулярное движение 1 сентября 1873 года и имела финансовый успех. Кроме того, патенты Халлиди на конструкцию канатной дороги были строго навязаны промоутерам канатной дороги по всему миру и сделали его богатым человеком.
Другая деятельность
[ редактировать ]
Халлиди занимала многие позиции в обществе Сан-Франциско. Он служил регентом Калифорнийского университета с 1868 года до своей смерти, а также попечителем и вице-президентом Механического института Сан-Франциско в 1864 году и президентом с 1868 по 1877 год и с 1893 по 1895 год. В 1873 году Халлиди баллотировался от выборов в Сенат штата Калифорния , а в 1875 году он баллотировался на выборах мэра Сан-Франциско, но в обоих случаях потерпел поражение.
Халлиди был попечителем Первой унитарной церкви и ее модератором в 1883 и 1884 годах. Он был членом Американского общества изобретателей , Американского географического общества , Калифорнийской академии наук и других научных и литературных организаций. Он был членом старого Калифорнийского исторического общества , а также клубов Тихоокеанского союза , Олимпийского союза и Сьерры .
В 1883 году компания AS Hallidie & Co. стала California Wire Works , президентом которой стал Халлиди. В 1895 году он был продан компании Washburn and Moen Co. , старейшему производителю проволоки в США (основанному в 1831 году).
Смерть и наследие
[ редактировать ]Халлиди умер 24 апреля 1900 года в возрасте 64 лет от болезни сердца в своей резиденции в Сан-Франциско. [ 1 ] Похоронен на кладбище Лорел Хилл . [ 4 ] и его останки были перенесены в Мемориальный парк Сайпресс-Лоун в Колме , Калифорния, к 1941 году.
В Сан-Франциско в его честь названы Hallidie Plaza (возле проигрывателя канатной дороги на Пауэлл и Маркет-стрит) и Hallidie Building (офисное здание в финансовом районе города).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кан, Эдгар Майрон (июнь 1940 г.). «Изобретатель канатной дороги — Эндрю Халлиди — 1873 год» . Музей города Сан-Франциско . Ежеквартальный журнал Калифорнийского исторического общества. Архивировано из оригинала 17 мая 2011 года . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Джо (1998–2004). «Кто сыграл важную роль в истории канатной дороги?» . Проверено 27 мая 2005 г.
- ^ Ежегодная циклопедия Appletons и реестр важных событий. 1897 год . Библиотека Хати: Д. Эпплтон и компания. 1898. с. 743.
- ^ Кастлер, Дина Л. (22 июля 2010 г.). «Кладбища» . Энциклопедия Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 22 июля 2010 года . Проверено 14 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Городские библиотеки Эдинбурга (12 января 2002 г.). «Американцы, приехавшие из Шотландии» . Эдинбург.gov.uk . Городской совет Эдинбурга. Архивировано из оригинала 16 апреля 2005 года.