Веллингтон аэропорт
Международный аэропорт Веллингтона Аэропорт Веллингтон ( маори ) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Владелец |
| ||||||||||
Оператор | Международный аэропорт Веллингтон, ООО | ||||||||||
Служит | Веллингтон , Новая Зеландия | ||||||||||
Расположение | Ронготай , Веллингтон, Новая Зеландия | ||||||||||
Открыто | 25 октября 1959 г | ||||||||||
Центр для | |||||||||||
Высота AMSL | 13 м / 42 фута | ||||||||||
Координаты | 41 ° 19'38 "ю.ш., 174 ° 48'19" в.д. / 41,32722 ° ю.ш., 174,80528 ° в.д. | ||||||||||
Веб-сайт | www | ||||||||||
Карта | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (год, закончившийся 30 июня 2019 г.) | |||||||||||
|
Международный аэропорт Веллингтона ( маори : аэропорт Веллингтона ; [4] ранее известный как Аэродром Ронготай или Аэропорт Ронготай ) ( IATA : WLG , ICAO : NZWN ) или просто Аэропорт Веллингтона — международный аэропорт , расположенный в пригороде Ронготай в Веллингтоне . Он расположен в 3 морских милях или 5,5 км к юго-востоку от центра города. Это хаб для Air New Zealand и Sounds Air . Wellington International Airport Limited, совместное предприятие Infratil и городского совета Веллингтона Аэропортом управляет . Веллингтон является третьим по загруженности аэропортом Новой Зеландии после Окленда и Крайстчерча , обслужив в общей сложности 3 455 858 пассажиров за год, закончившийся в июне 2022 года, и третьим по загруженности с точки зрения движения самолетов. [5] Аэропорт не только связывает многие пункты назначения Новой Зеландии с национальными и региональными перевозчиками, но также имеет сообщение с крупными городами восточной Австралии. Это дом для некоторых небольших предприятий гражданской авиации, в том числе Веллингтонского аэроклуба , который работает из зоны авиации общего назначения на западной стороне взлетно-посадочной полосы.
Аэропорт представляет собой небольшой участок площадью 110 гектаров (270 акров). [6] место на перешейке Ронготай, участке низменности между собственно Веллингтоном и холмистым полуостровом Мирамар . Он управляет единственной взлетно-посадочной полосой длиной 2081 метр (6827 футов) с системой ILS в обоих направлениях. Аэропорт обслуживает турбовинтовые, узкофюзеляжные и широкофюзеляжные реактивные самолеты. Аэропорт граничит с жилыми и коммерческими районами на востоке и западе, а также с заливом Эванс в гавани Веллингтона на севере и проливом Кука на юге.
Веллингтон имеет репутацию места иногда резких и турбулентных приземлений, даже на более крупных самолетах, из-за направляющего эффекта пролива Кука, создающего сильные и порывистые ветры, особенно в предфронтальных северо-западных условиях. [7] [8]
История
[ редактировать ]

1929 – 1947
[ редактировать ]Веллингтонский аэроклуб был основан в 1928 году и обратился к городскому совету Веллингтона с просьбой выделить землю для аэропорта. В октябре 1928 года Совет согласился с этим предложением и выделил для этой цели резервную землю в заливе Лайалл. [9] Около 150 рабочих выровняли песчаные дюны и уложили поверхность из щебня и глины, чтобы остановить сдувание песка. Затем его засеяли травой. [10] Официальное открытие аэропорта состоялось 16 ноября 1929 года, когда 15 самолетов совершили «сумасшедшие полеты», «бомбардировки» и гонки. [11]
Взлетно-посадочная полоса, которая проходила с северо-запада на юго-восток, чтобы соответствовать преобладающим ветрам в этом районе, была расширена в 1933 году. [12] Первые коммерческие рейсы по расписанию в аэропорт Ронготай состоялись 30 декабря 1935 года, когда два самолета Cook Strait Airways с платными пассажирами прилетели из Нельсона и Бленхейма. [13] [14] : 15
В этот период были высказаны опасения по поводу безопасности. Один из первых летчиков Чарльз Кингсфорд Смит прилетел в Веллингтон и, как говорили, был «встревожен» условиями в Ронготае, где вокруг дул ветер, а холмы находились очень близко. Как и другие, он считал, что остров Гир в устье реки Хатт в Петоне станет лучшим местом для коммерческого аэропорта. [15] [16] Масштабная модель ландшафта вокруг аэропорта была изготовлена и испытана в аэродинамической трубе. [17] а начиная с 1936 года высота холма Моа-Пойнт в восточной части залива Лайалл была снижена, чтобы улучшить подход к взлетно-посадочной полосе. [18] В 1937 году правительственный комитет исследовал возможности улучшения аэропорта, но его предложение было построить взлетно-посадочную полосу с севера на юг через перешеек от залива Эванс до залива Лайалл, что повлекло бы за собой снос колледжа Ронготай и снос или удаление до 150 самолетов. дома считались неприятными. Взлетно-посадочная полоса была расширена и сделаны другие улучшения, но комитет 1937 года предупредил, что аэропорт небезопасен, и, наконец, 27 сентября 1947 года аэропорт закрылся, и почти все коммерческие рейсы были перенесены в аэропорт Парапарауму , в 35 милях (56 км) к северу от Веллингтон. [14] : 17–20
1947 – 1959
[ редактировать ]Аэропорт Парапарауму вскоре стал самым загруженным аэропортом страны. [19] [20] но из-за труднопроходимой местности он был признан непригодным для больших самолетов. [21] Между 1950 и 1954 годами компания TEAL (предшественница Air New Zealand) также отправляла летающие лодки в Австралию со своей базы в заливе Эванс . [22]
Ронготай по-прежнему часто использовался для обслуживания Бленхейма и Нельсона на 14-местном самолете de Havilland Herons . Веллингтонский аэроклуб продолжал работать из Ронготая, и аэропорт также иногда использовался самолетами Королевских ВВС Новой Зеландии, а также самолетами скорой помощи, доставляющими пациентов в больницу Веллингтона. У Aircraft Engineering Company была летная школа с тремя самолетами, базировавшаяся в аэропорту, а у De Havilland Aircraft Company был ангар, где обслуживали и ремонтировали самолеты. [23]
После закрытия аэропорта Ронготай правительство пригласило британскую комиссию для составления отчета об аэропортах Новой Зеландии. В отчете Тиммса, подготовленном в 1948 году, говорилось, что перешеек в Ронготае по-прежнему остается лучшим местом для аэропорта в Веллингтоне, а городской совет Веллингтона и Торговая палата также лоббировали сохранение аэропорта там. [14] : 20–21 После того, как было рассмотрено несколько вариантов развития, городской совет Веллингтона в феврале 1951 года согласился на проект террасы Ронготай. [14] : 25 Эта схема спасла колледж Ронготай и обеспечила взлетно-посадочную полосу с севера на юг. Основная часть плана включала полное снос холма Ронготай. Строительство аэропорта началось в 1953 году, стоимость шестилетнего проекта составила 5 миллионов фунтов стерлингов. [21] Отходы с холма Ронготай использовались для рекультивации земель в заливах Эванс и Лайалл. Около 180 домов на Ронготай-Террас и Уэксфорд-роуд на холме были снесены или перенесены на недавно освоенную землю в заливе Эванс. [24] [25] Под новой взлетно-посадочной полосой построен пешеходный туннель от Куттс-стрит до Мирамара.
1959 – настоящее время
[ редактировать ]Нынешний аэропорт был официально открыт 25 октября 1959 года. [21] Первоначальная длина взлетно-посадочной полосы составляла 1630 метров (5350 футов). [26] и в начале 1970-х годов он был увеличен до 1936 метров (6352 футов) для обслуживания самолетов Douglas DC-8 .
В 1991 году аэропорт опубликовал планы по расширению рулежной дорожки в соответствии со спецификациями CAA Code D & E. [27] и приобрести дополнительное пространство, [28] которые были заброшены после протестов местных жителей. План предусматривал снос близлежащего поля для гольфа Miramar и большого количества жилой и коммерческой недвижимости. [29] В 1994 году аэропорт приобрел землю у поля для гольфа Miramar под автостоянку.
Совсем недавно, в 1992 году, рассматривалось несколько альтернативных мест для аэропорта Веллингтона — Те Хоро , Парапарауму , остров Мана , долина Охариу , Хорокиви , Вайрарапа и Пенкарроу. [30] – но было принято решение модернизировать существующую площадку в Ронготае. Новый крупный терминал внутренних рейсов был построен в 1999 году и интегрирован с международным терминалом, построенным в 1977 году. 90-метровая зона безопасности на южном конце взлетно-посадочной полосы была построена в целях соблюдения правил безопасности ИКАО , а аналогичная зона был установлен на северном конце взлетно-посадочной полосы. [31]
В апреле 2006 года Air New Zealand и Qantas объявили, что предлагают заключить соглашение о совместном использовании кодов , утверждая, что это будет необходимо для сокращения пустых мест и финансовых потерь на транстасманских маршрутах. Аэропорт возражал, что код-шеринг будет сдерживать конкуренцию и рост количества пассажиров на международных рейсах Веллингтона, указывая на то, что он считает рыночной дуополией, в которой доминируют Air New Zealand и Qantas. [32] Две авиакомпании отказались от код-шеринга после того, как он был отклонен в проекте постановления Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей в ноябре 2006 года. [33]
Fiji Airways начала обслуживать Веллингтон из Нади 25 июня 2015 года. [34] Jetstar запустила свой первый международный рейс в декабре 2014 года от Веллингтона до Золотого Берега . [35]
21 сентября 2016 года Singapore Airlines начала прямые рейсы между Сингапуром и Веллингтоном через Канберру . [36] Это был первый прямой рейс Веллингтона за пределами Австралии и островов Тихого океана. С апреля 2018 года рейс Singapore Airlines начал выполняться транзитом через Мельбурн, а не через Канберру. [37] Полеты прекращены в 2020 году. [38]
Execujet (совместно с Capital Jet Services) управляет FBO и ангаром для корпоративных самолетов и самолетов гражданской авиации на западном перроне. Среди других известных операторов западного перрона - Life Flight, RNZAF и Веллингтонский аэроклуб.
Начиная с 2002 года аэропорт построил оптовый торговый центр на принадлежащей ему земле к западу от аэропорта. [39] [40] В период с 2009 по 2019 год аэропорт опубликовал различные планы, предусматривающие модернизацию на следующие 20 лет, включая расширение площади терминала и перрона, расширение взлетно-посадочной полосы, расширение терминала, новые грузовые объекты и перенесенное пожарное депо. [41] [42] [43] [44] В 2018 году открыта девятиэтажная автостоянка на более чем 1000 парковочных мест. [45] а в 2019 году в аэропорту открылся отель на 134 номера с прямым доступом из терминала. [46]

В 2018 году рядом с торговым центром аэропорта открылась новая диспетчерская вышка. Здание спроектировано Studio Pacific и Paris Magdalinos Architects. [47] Восьмиэтажное здание построено под углом 12,5 градусов, как бы опираясь на преобладающий северный ветер, и способно выдержать волну цунами высотой 10 метров. [48] Бывшая диспетчерская вышка на Тиранджи-роуд была затем выставлена на продажу компанией Airways New Zealand, но оказалась непригодной для реконструкции из-за структурных проблем и загрязнения асбестом. [49] [50] Аэропорт Веллингтона купил здание, и оно было снесено в 2021 году. [51]
С 1998 года аэропорт на две трети находится в частной собственности Infratil , а оставшаяся треть принадлежит городскому совету Веллингтона . В конце мая 2024 года городской совет Веллингтона проголосовал за продажу своей 34% миноритарной доли (стоимостью 278 миллионов новозеландских долларов) в аэропорту Веллингтона, при этом вырученные средства будут направлены в крупный инвестиционный фонд на случай стихийных бедствий. [52]
Терминал
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]



Первоначальный терминал внутренних авиалиний Веллингтона был построен как временная мера внутри существующего ангара из гофрированного железа , первоначально использовавшегося для сборки самолетов de Havilland . Он был известен своей переполненностью, негерметичностью и сквозняками.
Международный терминал был открыт в 1977 году. [53] О модернизации внутреннего терминала, бюджет которой составил 10 миллионов новозеландских долларов, было объявлено в 1981 году, но к 1983 году планы были отложены после того, как прогнозируемые затраты увеличились более чем вдвое. [54] Терминал был капитально отремонтирован в 1987 году компанией Air New Zealand , а компания Ansett New Zealand построила новый терминал как продолжение международного терминала, когда в 1987 году начала конкурировать с внутренними авиалиниями.
В 1999 году открылся новый терминал внутренних рейсов, связанный с международным терминалом. спроектированный архитектором Джоном Крейгом из Craig Craig Moller, имеет торговую зону открытой планировки, буфет и зону отдыха с длинной стеклянной стеной с видом на взлетно-посадочную полосу. Трехэтажный терминал, [55] В разработку также были включены пять новых воздушных мостов. [56] В 2003 году аэропорт установил большую статую Голлума снаружи терминала, чтобы прорекламировать мировую премьеру фильма «Властелин колец: Возвращение короля» . [57] Позже этого Голлума убрали, а внутри терминала установили новую скульптуру Голлума, ловящего рыбу. В 2013 году внутри терминала были установлены два однотонных орла с размахом крыльев 15 метров для продвижения второго фильма трилогии «Хоббит» . [58]
19 февраля 2008 года аэропорт Веллингтона объявил о предлагаемом проекте нового расширенного международного терминала. [59] Дизайн, разработанный Studio Pacific Architecture и Уорреном и Махони , был преднамеренным отходом от традиционного дизайна терминала аэропорта. Конструкция, состоящая из круглых конструкций, покрытых состаренной медью, вызвала много споров и получила прозвище «Скала». [60] «Скала» открылась в октябре 2010 года. [61]
Удобства
[ редактировать ]
Аэропорт Веллингтона имеет один терминал на востоке аэропорта с тремя причалами: южным, юго-западным и северо-западным. Общая площадь терминала и пирсов составляет 32 300 квадратных метров (348 000 квадратных футов). [3] В главном здании терминала есть общая зона регистрации на первом этаже и общая зона выдачи багажа на первом этаже. Оба соединены с зоной розничной торговли и буфета на первом этаже с видом на взлетно-посадочную полосу.
Выходы на южном пирсе (выходы с 3 по 12) и ворота в главном здании терминала (выходы с 18 по 20) обслуживают региональные самолеты. Выходы на юго-западном пирсе (выходы с 13 по 17) в основном используются внутренними самолетами Air New Zealand , и, за исключением выхода 14, все они являются выходами на трап . Выходы на северо-западном пирсе (выходы с 21 по 29) используются внутренними самолетами Jetstar и всеми международными рейсами: при переводе в международное использование эти выходы называются выходами с 41 по 49 (например, выход 26 называется выходом на посадку). 46 при использовании на международном рейсе). [62]
Air New Zealand управляет тремя залами ожидания для участников Koru : региональный зал ожидания на втором этаже главного терминала для участников, путешествующих по региону на турбовинтовых самолетах, внутренний зал ожидания, расположенный после досмотра на юго-западном пирсе для участников, путешествующих внутри страны рейсами Air New Zealand. реактивный самолет и международный зал ожидания, расположенный после выездного паспортного контроля на северо-западном пирсе для участников, путешествующих за границу. Qantas также имеет зал ожидания после выездного паспортного контроля на северо-западном пирсе; зал доступен для членов Qantas Club, вылетающих международными рейсами. [63]
Операции
[ редактировать ]В аэропорту Веллингтона одна взлетно-посадочная полоса: 16/34. Длина взлетно-посадочной полосы от порога до порога составляет 1815 м (5955 футов); со смещенными порогами на каждом конце доступная разбег составляет 1945 м (6381 фут) для взлетно-посадочной полосы 16 и 1921 м (6302 фута) для взлетно-посадочной полосы 34. [ нужна ссылка ] Взлетно-посадочная полоса имеет рифленую поверхность, что улучшает характеристики взлетно-посадочной полосы во влажных условиях. [64]
В аэропорту действует ночной комендантский час с полуночи до 6:00 утра, хотя международные прибытия разрешены уже в 1:00 ночи, и существует множество условий и исключений из комендантского часа, например, машины скорой помощи не подпадают под действие комендантского часа. [65] В 2011 году Qantas, , дочерняя компания компания Jetconnect была оштрафована на 12 000 долларов после того, как задержанный рейс из Сиднея приземлился в 1:47 ночи. [66]
Новости воздушных перевозок
[ редактировать ]Air Movements Rongotai расположен на противоположной стороне взлетно-посадочной полосы аэропорта Веллингтона от основных пассажирских терминалов, и его основное назначение - обеспечение полетов RNZAF и полетов зарубежных вооруженных сил. Нынешнее здание было отремонтировано в конце 1980-х годов, когда в нем размещалось не только подразделение воздушного движения RNZAF, но и 2 MCU (2-е подразделение управления движением) армии Новой Зеландии. Роль 2 MCU заключалась в логистическом контроле и перемещении личного состава и грузов обороны по всей Новой Зеландии и за рубежом, используя как гражданские, так и военные виды транспорта.
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
На Чатемсе | Острова Чатем |
Эйр Новая Зеландия | Окленд , Бленхейм , Брисбен , [67] [68] Крайстчерч , Данидин , Гисборн , Гамильтон , Инверкаргилл , Мельбурн , Нейпир , Нельсон , Нью-Плимут , Квинстаун , Роторуа , Сидней , Тауранга , Тимару |
Фиджи Эйрвэйз | Нади [69] |
Голден Бэй Эйр | Карамеа , [70] Такака [71] |
Джетстар | Окленд , Крайстчерч , [72] Голд-Кост , Квинстаун [73] |
Ориджинэйр | Нельсон , [74] Пальмерстон Норт |
Кантас | Брисбен (возобновление 27 октября 2024 г.), [75] Мельбурн , Сидней |
QantasLink | Брисбен (заканчивается 26 октября 2024 г.) [76] |
Звуки Воздуха | Бленхейм , Нельсон , Пиктон , Таупо , [77] Вестпорт |
Статистика
[ редактировать ]![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Классифицировать | Аэропорт | Пассажиры |
---|---|---|
1 | Сидней | 309,992 |
2 | Мельбурн | 186,012 |
3 | Брисбен | 114,618 |
4 | Золотой Берег | 62,385 |
5 | Нади | 36,133 |
Текущие проблемы и развитие
[ редактировать ]взлетно-посадочная полоса
[ редактировать ]Длина взлетно-посадочной полосы ограничивает размер самолетов, которые могут использовать аэропорт на коммерческой основе, а прямые зарубежные направления ограничены восточным побережьем Австралии и южной частью Тихого океана. Большинство крупных реактивных самолетов могут безопасно использовать Веллингтон, но короткая взлетно-посадочная полоса серьезно ограничивает их дальность полета на короткие расстояния, а количество пассажиров на маршрутах через Тасман обычно не позволяет использовать широкофюзеляжные самолеты. Air New Zealand иногда использовала широкофюзеляжные самолеты для обслуживания мероприятий с высоким спросом, таких как крупные спортивные соревнования, [79] За прошедшие годы в аэропорту произошло несколько широкомасштабных движений для глав государств и приезжающих иностранных высокопоставленных лиц, диверсий или специальных рекламных мероприятий. Ранее Singapore Airlines выполняла рейс Веллингтон- Мельбурн - Сингапур четыре раза в неделю на самолете Airbus A350-900 . [80]
Ранее рассматривалось возможность расширения взлетно-посадочной полосы во всю длину для приема дальнемагистральных международных рейсов. [28] [81] [82] [83] [84] но потребует дорогостоящей мелиорации земель в заливе Лайалл и массивной защиты волнолома от пролива Кука . Существовали сомнения в жизнеспособности такого предприятия, особенно потому, что Air New Zealand неоднократно заявляла, что не заинтересована в осуществлении международных рейсов за пределами Австралии и островов Тихого океана, и лишь немногие международные авиакомпании проявили серьезный интерес к предоставлению услуг за пределами этих пунктов. Air New Zealand поставила под сомнение потенциальный спрос на такие рейсы, сославшись на закрытие маршрута Крайстчерч - Лос-Анджелес в начале 2006 года. [85] Региональные бизнес-организации и аэропорт обратились к различным международным авиакомпаниям с предложением дальнемагистральных рейсов в Веллингтон и обратно. [54] [86] указывая, что экономика Крайстчерча в основном промышленная и сельскохозяйственная, и при этом утверждая, что экономика Веллингтона основана в основном на том, что они считают более ценным сектором государственных услуг, финансами, ИКТ и творческим сектором. В частности, исследование, проведенное по заказу Торговой палаты Веллингтона, показало, что респонденты считают ограниченную международную пропускную способность аэропорта самым большим препятствием для экономического потенциала региона Веллингтона, значительно превосходя другие факторы. [87] Также было отмечено, что, хотя Air New Zealand сокращает некоторые маршруты, она добавляет другие, в первую очередь Окленд - Шанхай с 6 ноября 2006 года.
По данным WIAL в 2009 году, изначально предполагалось, что будущие Boeing 787 и Airbus A350 будут иметь улучшенные характеристики взлетно-посадочной полосы по сравнению с существующими дальнемагистральными самолетами, что откроет возможность прямого воздушного сообщения с Азией и Америкой, если это будет коммерчески выгодно. [88] Однако, когда B787 был введен в эксплуатацию, выяснилось, что «фактические характеристики оказались не такими благоприятными, как предполагалось изначально», что побудило принять решение о расширении северного конца взлетно-посадочной полосы. [89] В 2011 году городской совет Веллингтона, мэр Селия Уэйд-Браун и местные бизнес-лидеры подтвердили свою поддержку удлинения взлетно-посадочной полосы в рамках Долгосрочного плана аэропорта на 2030 год, но были подняты вопросы о возможном конфликте интересов в отношении тогдашнего действующего мэра. роль в совете директоров Infratil. [90] В том же году Аппер-Хатта мэр Уэйн Гаппи призвал к дальнейшим действиям по расширению взлетно-посадочной полосы. [91] Представитель аэропорта подтвердил предложение удлинить южный конец взлетно-посадочной полосы на 300 м по ориентировочной стоимости 1 миллион долларов за метр, что может начаться в начале 2015 года. [92] В 2013 году , базирующаяся в Объединенных Арабских Эмиратах, авиакомпания Emirates заявила, что будет рассматривать Веллингтон в качестве пункта назначения, в то время как оператор аэропорта заявил, что 1000 человек ежедневно совершают дальнемагистральные рейсы в столицу и обратно. [93] Также в 2013 году China Southern Airlines выразила заинтересованность в открытии рейса из Гуанчжоу в Веллингтон. [94]
В конце 2014 года аэропорт и городской совет Веллингтона совместно открыли веб-сайт Connect Wellington, чтобы продвигать идею расширения взлетно-посадочной полосы.
В январе 2016 года Singapore Airlines объявила, что начнет выполнять рейсы в Веллингтон через Канберру. Маршрут, получивший название «Столичный экспресс», осуществлялся в Веллингтон через Канберру четыре раза в неделю на самолете Боинг 777-200. [95] Боинг 777-200 мог использовать аэропорт Веллингтона, поскольку количество топлива, необходимое для полета между Веллингтоном и Канберрой, было относительно небольшим; он не мог бы взлететь из аэропорта Веллингтона, если бы у него было топливо, необходимое для беспосадочного перелета в Сингапур. Заместитель мэра Веллингтона заявил, что приверженность Сингапурских авиалиний столице помогла аргументировать в пользу расширения взлетно-посадочной полосы аэропорта и показала, что авиакомпании стремятся летать в Веллингтон и что расширение будет способствовать этому в будущем. [96] В 2018 году маршрут Capital Express был перенаправлен через Мельбурн вместо Канберры. [37] В 2019 году Singapore Airlines объявила, что с 1 ноября 2019 года заменит самолет 777-200 на A350-900. [97]
8 мая 2024 года аэропорт объявил о приостановке планов по расширению взлетно-посадочной полосы, чтобы получить согласие на восстановление южной дамбы. [98]
Эпоха Боинга 747SP
[ редактировать ]
Из-за ограничений взлетно-посадочной полосы Qantas представила два короткофюзеляжных Boeing 747SP на рейсах между Веллингтоном и Австралией в 1981 году. [99] [100] [101] Air New Zealand эксплуатировала DC-8 из Веллингтона на маршрутах через Тасман, но когда в 1981 году самолеты были списаны. [101] ни один из других ее самолетов не был способен выполнять международные рейсы из Веллингтона - самолетам DC-10 Air New Zealand требовалась взлетно-посадочная полоса большей длины, чем была в наличии в Веллингтоне, а двухдвигательные самолеты, такие как Боинг 737-200, еще не были сертифицированы ETOPS . [102]
747SP восполнил этот пробел на рынке благодаря совместному использованию кодов Air New Zealand (после отклонения предложения о покупке этого типа) с Qantas. Специальная разметка на взлетно-посадочной полосе помогала пилотам Qantas приземлиться, прервать полет и развернуться, чтобы снова попытаться приземлиться. [103] Рейсы SP в Веллингтон продолжались до 1985 года, когда Qantas, а затем и Air New Zealand получили более функциональный и экономичный тип Boeing 767 -200ER. [101] [102]
В это время Pan Am заинтересовалась доставкой самолетов 747SP в столицу и предложила возможность дальнего сообщения в США через Гавайи. [ нужна ссылка ] Однако правительство Новой Зеландии отклонило запрос Pan Am на этот маршрут, сославшись, среди прочего, на аэропорт Окленда как на главные ворота для зарубежных рейсов и на способность генерировать количество пассажиров. [104] [ ненадежный источник? ] [105]
Доступ
[ редактировать ]До аэропорта Веллингтона можно добраться только по дороге. Аэропорт расположен на южном конце участка Северного острова государственного шоссе 1 , которое соединяет аэропорт с Веллингтон-Сити через туннель Маунт-Виктория . Затем SH 1 продолжает движение по городской автомагистрали Веллингтона , которая выводит движение из города и дальше в Порируа и побережье Капити , а также далее в долину Хатт и Вайрарапу по шоссе штата 2 . Расстояние от аэропорта до центра города составляет примерно 8 км (5,0 миль). несколько компаний такси и маршрутных Аэропорт обслуживают такси.
Автобусный маршрут 2 Metlink (между центральным деловым районом и Мирамаром/Ситауном) имеет остановку в нескольких минутах ходьбы от терминала и соединяется с поездами Metlink на железнодорожной станции Веллингтона. [106] Автобусное сообщение Metlink Airport Express, которое началось 1 июля 2022 года, связывает центральный деловой район Веллингтона напрямую с аэропортом Веллингтона. [107]
Общественный транспорт до аэропорта ограничен автобусами, поскольку аэропорт находится довольно далеко от железнодорожной станции Веллингтона, что затрудняет сообщение аэропорта Веллингтона с центральным деловым районом железнодорожным сообщением. Технико-экономические обоснования, такие как Регионального совета Большого Веллингтона , План коридора коридора от Нгауранги до аэропорта Веллингтона [108] были предприняты для устранения этого пробела в сети, причем легкорельсовый транспорт некоторые сторонники общественного транспорта рекламируют как решение.
Инциденты
[ редактировать ]
Несмотря на короткую взлетно-посадочную полосу и частые ветры, в аэропорту произошло очень мало инцидентов, связанных с безопасностью, за следующими исключениями:
- На авиасалоне, состоявшемся в день открытия в 1959 году, произошло два значительных инцидента. Летающая лодка Королевских ВВС Новой Зеландии в Сандерленде задела килем о взлетно-посадочную полосу во время полета на низкой высоте в турбулентных условиях; он вернулся на свою базу в Хобсонвилле и был выброшен на берег для ремонта. [109] Бомбардировщик Королевских ВВС Avro Vulcan прервал посадку, когда приземлился недалеко от взлетно-посадочной полосы, повредив левую тягу основного шасси, крепления крыла и топливопроводы двигателя; Самолет прилетел на авиабазу Оакеа , где застрял на ремонте на несколько месяцев. [110]
- 17 февраля 1963 года самолет Vickers 807 Viscount, ZK-BWO, «Город Данидин» Национальной авиакомпании National Airways, пролетел над южным концом взлетно-посадочной полосы и был поврежден насыпью на прилегающей дороге общего пользования. [111]
- Во вторник, 8 октября 1991 года, N4728U United Airlines Боинг 747-122 совершил вынужденную посадку после того, как пункт назначения, аэропорт Окленда , был закрыт из-за тумана. Было подсчитано, что если бы самолет продолжил свой запланированный альтернативный пункт назначения, Крайстчерч , у него на борту было бы недопустимо 15 минут топлива. [112] [113]
См. также
[ редактировать ]- Список аэропортов Новой Зеландии
- Список авиакомпаний Новой Зеландии
- Транспорт в Новой Зеландии
- Список самых загруженных аэропортов Новой Зеландии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Географические и административные данные аэродрома Веллингтон (NZWN)» (PDF) . Управление гражданской авиации . 17 ноября 2011 г. Архивировано (PDF) из оригинала 22 мая 2010 г. . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ «Июньский отчет о рынке» (PDF) . Международный аэропорт Веллингтона . Проверено 9 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Бизнес-статистика – Международный аэропорт Веллингтона» . Архивировано из оригинала 6 мая 2015 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ «WLG 2040» (PDF) .
- ^ «Внутренние и международные перевозки самолетов по календарным годам» (PDF) . Авиалинии Новой Зеландии . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ «Аэропорт Веллингтона: часто задаваемые вопросы» . Инфратил . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Приземление в Веллингтоне – Авиация» . Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ «Аэропорт Веллингтона, Новая Зеландия — самые страшные взлетно-посадочные полосы в мире» . Вирджин Медиа. Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ «Гражданский аэропорт» . Доминион . 12 октября 1928 г. - через Papers Past.
- ^ «Оформление аэропорта» . Вечерняя почта . 30 января 1929 г. - через Papers Past.
- ^ «Зрелищный воздушный праздник сегодня» . Доминион . 16 ноября 1929 г. - через Papers Past.
- ^ «Городской аэропорт: взлетно-посадочная полоса в Ронготае расширяется» . Доминион . 4 февраля 1933 г. - через Papers Past.
- ^ «Служба открыта» . Таранаки Дейли Ньюс . 31 декабря 1935 г. - через Papers Past.
- ^ Jump up to: а б с д «Аэропорт Веллингтона: официальная сувенирная брошюра» . Городские библиотеки Веллингтона . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ «Расписание полетов» . Вечерняя почта . 10 августа 1933 г. - через Papers Past.
- ^ «Ронготаи осмотрел» . Доминион . 31 января 1934 г. - через Papers Past.
- ^ «Модель Ронготай» . Вечерняя почта . 10 июля 1935 г. - через Papers Past.
- ^ «Строительные работы на аэродроме Ронготай» . Тимару Вестник . 5 сентября 1936 г. - через Papers Past.
- ^ «В пути: пожарный тендер бесполезен» . Залив Пленти Таймс . 4 февраля 1948 г. - через Papers Past.
- ^ «Общие новости: Третий гражданский аэропорт Харвуд» . Пресса . 4 августа 1951 г. - через Papers Past.
- ^ Jump up to: а б с «Начинаем с успеха в аэропорту Веллингтона» . Городской совет Веллингтона. Архивировано из оригинала 23 февраля 2021 года.
- ^ «Ценность обслуживания: авиабаза Транс-Тасман в Веллингтоне» . Отаго Дейли Таймс . 11 октября 1950 года . Проверено 22 июля 2021 г. - через Papers Past.
- ^ Боргесон, Мелвин Б. (1956). «Функциональный план аэродрома Ронготай» . Городские библиотеки Веллингтона . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Том Хант (2 ноября 2013 г.). «Перенос холма, чтобы освободить место для аэропорта» . Фэрфакс, Новая Зеландия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Интервью с Робином Брюсом» . Библиотека Александра Тернбулла. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Аэропорт Веллингтон-Сити - Официальная брошюра и программа городского совета Веллингтона, 1959 год.
- ^ «АС139-06а» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Проект генерального плана Wellington International Airport Ltd (технические решения), Airplan NZ, 1991 г.
- ^ Страница не найдена | Университет Виктории в Веллингтоне [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ О'Коннор, Джульетта. «Рождение аэропорта». Evening Post , 14 июня 1999 г., стр. 5.
- ^ «Планы безопасности на взлетно-посадочной полосе приведут аэропорт Веллингтона в соответствие с новыми международными стандартами» . Международный аэропорт Веллингтона . 12 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Тревога – номер 2» (PDF) . Международный аэропорт Веллингтона . 5 мая 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2006 г. . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «ACCC предлагает отказаться от соглашения Qantas/Air New Zealand Tasman» . Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей . 3 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2012 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Fiji Airways расширяет сеть за счет маршрута Нью-Веллингтон – Нади» . Архивировано из оригинала 19 марта 2015 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Jetstar запускает первый международный маршрут в Веллингтоне» . 9 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 19 сентября 2015 г. - через www.nzherald.co.nz.
- ↑ Флинн, Дэвид (20 января 2016 г.). «Сингапурские авиалинии запускают рейсы Сингапур-Канберра-Веллингтон». Архивировано 23 января 2016 года на Wayback Machine . Австралийский деловой путешественник . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Резерфорд, Хэмиш (24 января 2018 г.). «Capital Express завершился, и теперь Singapore Airlines соединяет Веллингтон с Мельбурном» . Веллингтон: Stuff.co.nz. Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ https://www.stuff.co.nz/business/industries/122763023/singapore-airlines-ditches-wellington-flights-for-foreseeable-future
- ^ С любовью, Фил (28 мая 2002 г.). «Мегацентр Лайалл Бэй». Вечерняя почта . ПроКвест 314812292 .
- ^ Паттерсон, Колин (26 августа 2006 г.). «Бум розничной торговли в аэропортах». Доминион Пост . ПроКвест 338251495 .
- ^ «Генеральный план аэропорта Веллингтона, январь 2010 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2013 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «Аэропорт представляет планы терминалов стоимостью 40 миллионов долларов» . Вещи . 10 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Аэропорт сообщает подробности расширения» . Вещи . 5 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ Дамиан Джордж (22 октября 2019 г.). «Аэропорт Веллингтона раскрывает планы развития стоимостью более 1 миллиарда долларов в генеральном плане до 2040 года» . Stuff.co.nz.
- ^ «Парковка в аэропорту Веллингтона теперь открыта» . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Отель Rydges Wellington Airport открывает свои двери» . 13 февраля 2019 года . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ «Диспетчерская вышка Wellington Airways | Студия Pacific Architecture» . www.studiopacific.co.nz . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Джоллифф, Эмма (23 августа 2018 г.). «Наклоняющаяся диспетчерская вышка — дань уважения ветрам Веллингтона» . Ньюшуб . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Хилл, Рут (15 октября 2020 г.). «Комната с видом: выставлена на продажу диспетчерская вышка в Веллингтоне» . РНЗ . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Уилтшир, Лаура (15 октября 2020 г.). «Внутри диспетчерской вышки: самое необычное здание Веллингтона на рынке» . Вещи . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Диспетчерская вышка Airways освобождает место для жилых домов» . www.wellingtonairport.co.nz . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «В Веллингтоне появится первый крупный частный аэропорт Новой Зеландии» . 1 Новости . 31 мая 2024 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Премьер-министр подтверждает стоимость расширения аэропорта» . Пресса . 10 октября 1977 г. - через Papers Past.
- ^ Jump up to: а б «Обновление» (PDF) . Инфратил . 9 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г. . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ Моррисон, Тина-Мари (16 июня 1999 г.). «Дни приема в аэропорту «жестяного сарая» подходят к концу». Доминион . ПроКвест 315055566 .
- ^ «Новый терминал – центральное место в модернизации аэропорта». Вечерняя почта . 27 января 1998 г. ПроКвест 314569342 .
- ^ «Драгоценное время в столице». Вайкато Таймс . 27 ноября 2003 г. ПроКвест 313780027 .
- ^ «Гэндальф летит над путешественниками из Веллингтона». Новозеландская лента новостей . 2 декабря 2013 г. ПроКвест 1502820657 .
- ^ Аэропорт Веллингтона представляет новейшую икону Новой Зеландии «Скала» . 19 февраля 2008 г.
- ^ Грир Макдональд и Ник Черчхаус (20 февраля 2008 г.). «Новый дизайн терминала аэропорта «ужасный» » . Пост Доминиона . Архивировано из оригинала 8 января 2012 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ «Скала обретает форму в аэропорту Веллингтона» . НЗПА . 1 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 1 февраля 2010 г.
- ^ «Международный аэропорт Веллингтона — Карты» . Архивировано из оригинала 11 мая 2020 года . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Международный аэропорт Веллингтона — залы ожидания» . Архивировано из оригинала 11 мая 2020 года . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Аэропорт Веллингтона станет полигоном для испытаний новых широкофюзеляжных самолетов Airbus» . Вещи . Июнь 2018. Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ «Шум аэропорта» . www.wellingtonairport.co.nz . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Николс, Лейн (8 августа 2011 г.). «Штраф авиакомпании за нарушение комендантского часа «заслуженно» » . Вещи . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «Изменения в услугах Air New Zealand Trans-Tasman в NW18» . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «Air New Zealand объявляет о новых маршрутах через Тасман» . Ньюшуб . Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ Макникол, Хэмиш (15 декабря 2014 г.). «Объявлен рейс из Нью-Веллингтона на Фиджи» . Пост Доминиона . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Веллингтон->Карамеа (через Такаку) отправляется в 9:30, прибывает в 13:00» . Голден Бэй Эйр. Архивировано из оригинала 20 января 2018 года . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «Регулярные рейсы Golden Bay Air – Веллингтон-Такака» . Архивировано из оригинала 6 августа 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Jetstar отменила рейсы Веллингтон-Данедин и увеличила обслуживание в Квинтауне» . 8 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2019 года . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ «Запуск маршрута — Jetstar» . www.jetstar.com .
- ^ «Originair добавляет маршрут Нельсон-Веллингтон» . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Qantas модернизирует маршрут Веллингтон – Брисбен за счет более крупных самолетов, добавив 35 000 мест» . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ «Qantas объявляет о значительном расширении услуг в Новой Зеландии» . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Стив Л. (6 мая 2015 г.). «3-й уровень Новая Зеландия: сообщение Веллингтон-Таупо начинается 2 июня» . 3-й уровень Новая Зеландия . Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Infoshare – Международные путешествия и миграция – ITM – Таблица: Общее количество пассажиропотоков по портам Новой Зеландии и выбранным ближайшим зарубежным портам (годовой период — декабрь)» . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Пример: «Угнать за 59 секунд! Билеты на первый турнир Canes-Highlanders распроданы в рекордно короткие сроки» . Телевидение Новой Зеландии. 29 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 6 февраля 2016 г.
Air New Zealand теперь будет выполнять рейсы на Боинге 767 из Данидина в столицу в субботу утром, предоставляя дополнительные 230 мест для игры.
- ^ «Сингапурские авиалинии сокращают несколько рейсов из столичной экспресс-службы» . Вещи . 16 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Аэропорт Веллингтона: затраты и выгоды альтернативных разработок, К. Гиллсон, NZIER, 1970.
- ^ Исследование развития аэропорта Веллингтона, WD Scott & Co (NZ) Ltd, декабрь 1979 г.
- ^ Генеральный план международного аэропорта Веллингтона, Дж. Х. Файсон, Департамент работ городского совета Веллингтона, 1985.
- ^ «Информационный бюллетень Horizons Manawatu/Справочная информация для отчета о грузовом хабе, 2002 г., стр. 4» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2007 года.
- ^ «Air NZ прекращает рейсы Крайстчерч-Лос-Анджелес» . Новозеландский Вестник . 25 января 2006 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Презентация Региональной торговой палаты Веллингтона» (PDF) . Международный аэропорт Веллингтона . 1 августа 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 г. . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «План аэропорта Веллингтона раздражает Air NZ» . ТВНЗ . 5 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 г. Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Аэропорт Веллингтона: часто задаваемые вопросы» . Инфратил . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «О теме: Вопросы по продлению взлетно-посадочной полосы» . Аэропорт Веллингтона. Архивировано из оригинала 14 мая 2014 года.
- ^ Берджесс, Дэйв (18 июля 2011 г.). «Предлагаем расширение аэропорта Веллингтона» . Пост Доминиона . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Городской совет Аппер-Хатта (6 марта 2013 г.). «Решительная поддержка расширения взлетно-посадочной полосы» . Scoop.co.nz. Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Пол Истон и Тим Донохью (7 марта 2013 г.). «Мэр требует принять меры по поводу плана взлетно-посадочной полосы» . Пост Доминиона . Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ « Призывы к аэропорту Веллингтона расширить взлетно-посадочную полосу. Архивировано 10 декабря 2013 года на сайте Wayback Machine » на веб-сайте 3News , от 03 января 2013 г., просмотрено 7 января 2013 г.
- ^ «Гуанчжоу намерен разрешить 72-часовые безвизовые визиты» . Китайская газета . 10 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ «Международный аэропорт Веллингтона – Singapore Airlines войдет в историю с новой услугой Capital Express» . www.wellingtonairport.co.nz . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Уокер, Ник. «Рейсы Singapore Airlines вселяют надежду на расширение взлетно-посадочной полосы в Веллингтоне» . www.newstalkzb.co.nz . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Демарэ, Феликс (20 августа 2019 г.). «Живые удобства А350-900 Сингапурских авиалиний, направляющегося в Веллингтон» . Вещи.
- ^ «Обновление потенциального расширения взлетно-посадочной полосы» . www.wellingtonairport.co.nz . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Qantas SP будет означать 747 рейсов для Wellington Freight & Container Transportation , март 1980 г., стр. 27.
- ^ Qantas 747 SP достигает Новой Зеландии Canberra Times 13 февраля 1981 г., стр. 3
- ^ Jump up to: а б с «История – расширение взлетно-посадочной полосы аэропорта Веллингтона» . www.connectwellington.co.nz . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Роджер Хэнсон (14 июня 2018 г.). «Двигатели вращаются, или пассажиры плывут» — разговорный термин, обозначающий мощность двигателей самолетов» . Stuff.co.nz.
- ^ Имс, Джим (2015). Летающий Кенгуру . Аллен и Анвин . п. 46. ИСБН 978-1-76011-355-1 .
- ^ «Использование Qantas самолета 747SP в 1980-х годах» . Форум Airliners.net . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 5 декабря 2007 г.
- ^ «Красный, белый и Q, прощайте с самолетами Qantas» . Кантас Эйрвэйз . 4 марта 2002 г. Проверено 6 ноября 2015 г.
- ^ «Путешествие в/из аэропорта» . Метлинк Веллингтон. 15 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Скоро откроется новая услуга Airport Express!» . Архивировано из оригинала 8 июня 2022 года.
- ^ «План коридора аэропорта Нгауранга — Веллингтон» (PDF) . ГВРК . Архивировано (PDF) из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Взрыв из прошлого, Авиационный форум Wings Over New Zealand. Проверено 19 августа 2016 г.
- ↑ Отставной командир крыла вспоминает промах, Dominion Post. Архивировано 8 сентября 2017 года в Wayback Machine 13 марта 2013 года. Проверено 19 августа 2016 года.
- ^ «Авиакатастрофа ASN…» Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ↑ Доминион, 9 октября 1991 г., стр.3; Доминион, 24 июня 1999 г., стр. 3.
- ^ «1991 – 2732 – Архив полетов» . Архивировано из оригинала 8 июня 2015 года . Проверено 7 июня 2015 г.