Водоснабжение и канализация в Бразилии
![]() | |
Данные | |
---|---|
Доступ хотя бы к базовому источнику воды | 97% (2015) [1] |
Доступ хотя бы к базовым санитарным услугам | 86% (2015) [1] |
Доля собранных сточных вод, очищенных | 35% (2000) [2] |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | 143 |
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) | 0.82 (2006) [3] |
Доля бытовых приборов учета | 76% [4] |
Ежегодные инвестиции в ВСС | 3,4 млрд долларов США, что соответствует 17 долларам США на душу населения (2012 г.) |
Финансирование | 51% самофинансирование коммунальных предприятий (2004 г.) |
Учреждения | |
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Существенный |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Никто |
Регулятор водоснабжения и канализации | Многоотраслевой уровень государственного уровня |
Ответственность за разработку политики | Министерство городов |
Количество поставщиков городских услуг | 26 государственных компаний, >1500 муниципалитетов по водоснабжению, >4500 муниципалитетов по канализации |
Доступ, по крайней мере, к базовой воде увеличился с 94% до 97% в период с 2000 по 2015 год; увеличение доступа, по крайней мере, к базовым санитарным услугам с 73% до 86% за тот же период; [5]
В Бразилии существует национальная система финансирования инфраструктуры водоснабжения и канализации; высокий уровень возмещения затрат по сравнению с большинством других развивающихся стран.
Большое количество бедных бразильцев живет в городских трущобах ( фавелах ) и в сельской местности, не имея доступа к водопроводу и канализации. На северо-востоке Бразилии воды не хватает. Загрязнение воды является обычным явлением, особенно на юго-востоке страны. В Бразилии мала доля собранных сточных вод, подлежащих очистке (35% в 2000 г.), и существует давняя напряженность между федеральным правительством, властями штатов и муниципальными властями по поводу их роли в этом секторе.
Доступ
[ редактировать ]В 2015 году около 6,2 миллиона человек не имели доступа «хотя бы к базовой воде », тогда как 97% населения имели доступ к ней. Эти цифры составили 99% в городах и 87% в сельской местности. [1] [6] Что касается доступа к канализации, то в 2015 году 29 миллионов человек не имели доступа «хотя бы к базовым санитарным услугам », тогда как 86% населения имели к ним доступ. Это составляло 91% населения городской местности и 58% населения сельской местности. [1] [6]
В предыдущие годы доступ к водопроводному водоснабжению в Бразилии составлял 92%, а доступ к улучшенной канализации также составлял 79% в 2008 году. [5] Охват был значительно выше в городских районах, где проживает 87% населения Бразилии. Охват города составляет 100% по водоснабжению и 85% по улучшенной канализации, включая 53% доступ к канализации , остальная часть приходится на внутреннюю канализацию. Охват прививками в сельской местности, где проживает 13% населения Бразилии, намного ниже. Он составляет 85% по улучшению водоснабжения и только 44% по улучшению санитарии. Географический охват является самым низким в беднейших регионах страны: особенно на севере, северо-востоке и центрально-западе страны, где преобладают преимущественно сельские районы.
Официальные данные по каждому муниципалитету Бразилии публикуются в Национальной информационной системе SNIS.
Использование воды
[ редактировать ]Текущее потребление воды в Бразилии для пользователей, обслуживаемых коммунальными предприятиями, составляет 154,9 л/на душу населения/день, варьируясь в среднем от 95,3 л/душу/день (штат Пернамбуку) до 254 л/душу/день (штат Рио-де-Жанейро). [7] Потребление воды в городах Бразилии ниже, чем в некоторых других городах Латинской Америки (370 в Буэнос-Айресе, 259 в городах Перу, 196 в городах Чили) и в настоящее время намного ближе к уровням Центральной Европы (165 во Франции, 150 в Англии). и 122 в Германии). Увеличение счетчиков и более высокая доля пользователей с низкими доходами и низким водопотреблением на душу населения, возможно, сыграли свою роль в сокращении водопотребления.
Достижение бедных
[ редактировать ]
Охват бедных городских кварталов остается проблемой. Зачастую это требует нетрадиционных подходов. Несмотря на то, что Бразилия стала пионером в использовании недорогих соответствующих технологий (таких как многоквартирные канализационные системы ) и активном участии населения, она по-прежнему сталкивается с проблемой многих неформальных пригородных поселений, называемых фавелами , часто расположенных на крутых склонах или в поймах рек. Примером того, как правительство решает эти проблемы, является поддерживаемый Всемирным банком проект технической помощи в области санитарии для малообеспеченных слоев населения PROSANEAR, .
История и последние события
[ редактировать ]Сектор водоснабжения и санитарии постепенно развивался. Произошедшие изменения во многом стали результатом политических, экономических, социальных и культурных факторов, внешних по отношению к этому сектору. [8]
Предоставление муниципальных услуг (до 1968 г.)
[ редактировать ]До 1968 года ответственность за водоснабжение и канализацию была муниципальной. Поставщиками услуг были муниципальные компании водоснабжения и водоотведения, каждая из которых имела разную финансовую и административную структуру. Роль федерального правительства ограничивалась Специальной службой общественного здравоохранения, которой не хватало финансирования, а также возможностей регулирования и правоприменения. [9] В то время уровень охвата был низким, и не было институциональной структуры для планирования и финансирования увеличения охвата в необходимых масштабах. [10] Военный режим, пришедший к власти в 1964 году, первоначально не вмешивался в структуру сектора. Таким образом, центральная роль муниципалитетов в водоснабжении и канализации была подтверждена Федеральной конституцией 1967 года , но год спустя она была фундаментально изменена.
Национальный план водоснабжения и санитарии ПЛАНАСА (1968–1986 гг.)
[ редактировать ]Для решения проблем в этом секторе в 1968 году была создана Национальная система водоснабжения и санитарии. Ее поддерживали три недавно созданных учреждения:
- Национальный жилищный банк или BNH;
- Фонд гарантирования занятости (ФГТС), основной источник средств Planasa; и
- 27 государственных компаний водоснабжения и канализации (Companhias Estaduais de Saneamento Básico или CESB).
Planasa была первой инициативой федерального правительства в сфере водоснабжения и канализации в Бразилии. BNH управлял FGTS и, как следствие, национальной политикой городского развития. [10] Начиная с 1971 года в каждом штате Бразилии были созданы государственные компании водоснабжения и санитарии (CESB). До 1985 года только эти государственные компании могли получить финансирование от BNH на водоснабжение и канализацию, отвечая за строительство, эксплуатацию и техническое обслуживание. Чтобы CESB могли работать в своих штатах, они должны были получить муниципальные лицензии на предоставление услуг по долгосрочным контрактам, поскольку Конституция Бразилии уже установила, что право выдавать лицензии на общественные услуги водоснабжения и канализации принадлежит муниципалитетам. .
Благоприятное состояние экономики, масштаб устанавливаемой системы, объем имеющихся средств и субсидированные процентные ставки по кредитам - все это способствовало быстрому расширению сферы услуг. [10] В период с 1970 по 1990 год ПЛАНАСА расширила охват городских жителей с 45% до 95% водоснабжением и с 24% до 42% услугами санитарии. [11] Благодаря более широкому территориальному охвату государственные компании водоснабжения могли осуществлять перекрестное субсидирование между различными классами потребителей, особенно между совершенно несопоставимыми соседними муниципалитетами. [12]
Расширение охвата происходило неравномерно. Инвестициям в услуги водоснабжения был отдан приоритет, поскольку они были менее затратными и обеспечивали более быструю окупаемость за счет платы за воду. Кроме того, несмотря на значительное расширение услуг по всей Бразилии, Планаса отдавала приоритет более богатым регионам страны на юге и юго-востоке; большая часть инвестиций была сконцентрирована в крупных городах, а внутри этих городов – среди более обеспеченных слоев населения. [10] Около 3200 муниципалитетов Бразилии воспользовались PLANASA (хотя зачастую и без официальных контрактов), предоставив этим государственным компаниям концессии на 20–30 лет. 1800 муниципалитетов решили продолжать предоставлять услуги непосредственно самостоятельно или косвенно через муниципальные компании, большинство из них расположены в относительно богатом юго-восточном регионе, особенно в Минас-Жерайс и Сан-Паулу . [13]
Другие муниципалитеты сохранили частичную автономию, связанную с подразделением Министерства здравоохранения, ныне известным как Национальный фонд здравоохранения (Фунаса). Они действовали по модели, созданной Специальной службой здравоохранения более 40 лет назад. Услуги предоставляются муниципальным агентством, которое является административно, технически и финансово автономным, но в котором имеется значительный вклад со стороны Funasa, чьи функции варьируются от администрирования до технической помощи. В 1993 году около 6% муниципалитетов Бразилии действовали по этой системе в 625 населенных пунктах. Они в основном сосредоточены в Северо-Восточном регионе. [10]
Планаса совпал с периодом военного правительства в Бразилии (1964–1985) (см. Также «Историю Бразилии» ), который оставил свой след в корпоративной культуре государственных компаний водоснабжения того времени. Например, Лемос и Ойвейра назвали государственные компании водоснабжения и канализации «додемократическими институтами», которые воспринимали себя как «островки компетенции», составляющие «непогрешимую технократию», которая систематически препятствовала участию общественности в выработке политики. [14] ПЛАНАСА также свела роль многих муниципальных органов власти к подписанию концессионных контрактов с государственными компаниями водоснабжения, оставив их с ощущением маргинализации. [15] Возвращение к демократии и сокращение федерального финансирования побудили многие штаты и муниципалитеты передать услуги на местный уровень. Некоторые также начали искать частных уступок. Таким образом, политика в области водоснабжения и санитарии вступила в новую эпоху, которая характеризовалась растущей правовой неопределенностью и политическими противоречиями.
Постепенная муниципализация, некоторое участие частного сектора (1986–2002 гг.)
[ редактировать ]В 1986 году Жилищный банк BNH был распущен, а управление FGTS, ключевым инструментом финансирования сектора, было передано Caixa Econômica Federal (CEF) под наблюдением и контролем Наблюдательного совета FGTS (CCFGTS). Однако функции BNH по отраслевой политике не были переданы CEF, и ответственность за национальную политику в области санитарии перешла в сферу ответственности различных органов, отвечающих за городское управление. ПЛАНАСА была официально упразднена в 1992 году, что затруднило правительствам штатов финансирование государственных компаний водоснабжения. Федеральная конституция 1988 года четко не возлагает ответственность за водоснабжение и канализацию ни на муниципалитеты, ни на штаты. [11] Оба могут реализовывать программы при условии соблюдения основных руководящих принципов, изданных федеральным правительством. Сохранялась сложная сеть необеспеченных или слабо соблюдаемых законодательных требований (например, требований к разрешениям). [11] Результатом новой конституции стало «менее четкое определение ответственности за водоснабжение». [12] Статья 30 конституции 1988 года позволяет муниципальному правительству принимать законы в вопросах «местного интереса» и «организовывать и предоставлять, напрямую или путем концессии или разрешения, общественные услуги местного значения», но не разрешает различные «неясные вопросы собственности». права», вопросы, касающиеся концессионных полномочий муниципалитетов. Тем не менее, деятельность государственных компаний водоснабжения по-прежнему регулируется почти исключительно правительствами штатов.
В 1990-е годы правительства штатов приняли различные стратегии. Некоторые из них, например, в Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту , пытались предоставить концессии частному сектору. Другие, такие как Мату-Гросу-ду-Сул , вернули услуги муниципалитетам. Другие штаты, такие как Сан-Паулу , Парана и Сеара , приняли ряд мер по укреплению своих государственных компаний. Эта стратегия также включала диверсификацию происхождения средств, открытие капитала компании для частных инвесторов, а также передачу управления системами местным частным операторам. [10]
В феврале 1995 г. был принят Закон об общественных концессиях. Это создало дополнительную юридическую неопределенность в ряде договоров государственной концессии с государственными компаниями водоснабжения и лишило соответствующие штаты контрактного права. [10] Тем не менее, с 1996 года около 65 муниципалитетов в 10 штатах предоставили концессии частным операторам, обслуживающим около 7 миллионов человек, или 4% населения Бразилии.
Администрация Лулы (2003–2011 гг.)
[ редактировать ]В январе 2003 года президент Луис Инасиу Лула да Силва вступил в должность. В том же году его правительство создало Министерство городов с Национальным департаментом экологической санитарии, которому было поручено следить за работой сектора и устанавливать директивы по «базовой санитарии» (включая водоснабжение, канализацию, очистку сточных вод и утилизацию твердых отходов). все они охватываются португальским термином saneamento básico ). [8] В то же время был создан Совет городов, который играет важную роль в консультировании по политике в области санитарии и ее утверждении. Укрепление полномочий в области отраслевой политики на федеральном и муниципальном уровнях представляет собой «серьезный отход от прошлого, когда провинциальные штаты лидировали в политике основных санитарных услуг». [8]
В январе 2007 года, в начале своего второго срока, президент подписал новый федеральный закон о воде и санитарии (Lei 11.445/07 para o saneamento básico), в котором изложена федеральная политика в этом секторе. Закон направлен на увеличение инвестиций для обеспечения всеобщего доступа к воде и канализации, принимая во внимание местные особенности и используя соответствующие технологии, соответствующие платежеспособности пользователей. Он также направлен на повышение прозрачности и «социального контроля». Закон представляет собой компромисс между расходящимися интересами широкого круга заинтересованных сторон. Таким образом, некоторые важные вопросы остаются неопределенными. Одним из таких вопросов является ответственность за предоставление услуг в крупных мегаполисах, где некоторые муниципалитеты оспаривают конституционность предоставления услуг государственными компаниями. Ожидается, что Верховный суд вскоре вынесет решение по двум таким делам. Тем не менее, закон заполняет пробел, обеспечивая правовую основу для роли федерального правительства в сфере водоснабжения и санитарии, которая оставалась неопределенной в течение предыдущих 20 лет. [16] Лео Хеллер, профессор санитарной и экологической инженерии Федерального университета Минас-Жерайс , даже назвал это «возможно, самым важным законодательным нововведением в секторе базовой санитарии за последние десятилетия». [8]
В том же месяце президент объявил о новой Программе ускорения роста (PAC), которая включает крупные инвестиции в автомагистрали, аэропорты, порты, энергетику, а также в обеспечение жильем, водой и канализацией, которые принесут пользу бедным бразильцам. Программа предусматривает в общей сложности 504 миллиарда реалов (235 миллиардов долларов США) до 2010 года, из которых около 205 миллиардов долларов США будут предоставлены государственными компаниями и частным сектором, а остальная часть поступит от федерального правительства. [17]
Национальный план санитарии
[ редактировать ]В декабре 2013 года федеральное правительство утвердило Национальный план санитарии (Плансаб), целью которого является обеспечение всеобщего доступа к питьевой воде к 2023 году и всеобщего доступа к канализации в городских районах к 2033 году. Он также направлен на достижение 93% охвата очисткой сточных вод. к 2033 году. План предусматривает федеральные субсидии муниципалитетам при условии, что они разработают местные планы водоснабжения и водоотведения. По состоянию на декабрь 2013 года только около 30% муниципалитетов разработали такие планы. Особенно муниципалитеты в беднейших штатах не смогли представить планы, тем самым потенциально лишив себя федерального финансирования. [18]
Инфраструктура
[ редактировать ]В Бразилии по всей стране 19,1% домохозяйств подключены к септикам, но не подключены к общей сети. [19] Примерно 9 миллионов домохозяйств (12,6%) имели канаву, элементарную выгребную яму, реку, озеро или море в дополнение к другим формам удаления отходов. Актуальность санитарной инфраструктуры в процессе лечения болезней была подчеркнута в исследовании госпитализаций из-за болезней, передающихся через воду. В целом в 2015 году диарея, по оценкам, стала одной из основных причин смертности во всех возрастных группах (1,31 миллиона человек). [19] С точки зрения охвата, около 40% сточных вод, образующихся в Бразилии, очищаются, при этом, по оценкам, количество очистных сооружений составляет порядка 2800. [20] Национальная ответственность за очистку сточных вод и сточных вод лежит в руках министерства городов Бразилии. Министерство городов состоит из различных министерств, каждое из которых занимается вопросами водоснабжения и санитарии, включая очистку сточных вод и сточных вод.
Ответственность за водоснабжение и водоотведение
[ редактировать ]Политика и регулирование
[ редактировать ]На национальном уровне Министерство городов координирует отраслевую политику, реализуемую различными министерствами. Например, у Министерства здравоохранения есть определенные полномочия, связанные с санитарией, а у Министерства регионального развития и Министерства сельского хозяйства и аграрной реформы есть полномочия в сельской местности. За управление водными ресурсами отвечает национальное водное агентство ANA.
Совет городов является «консультативным и принимающим решения органом с целью «предложения целей для формулирования и реализации национальной политики городского развития, а также мониторинга и оценки ее реализации». В его состав входит Консультативный технический комитет по экологической санитарии. Подобные структуры существуют на государственном и муниципальном уровнях. [8]
Национальная политика водоснабжения и санитарии, одобренная Советом городов, определила шесть шагов по улучшению охвата и эффективности услуг путем поощрения более конкурентной и лучше регулируемой среды: (1) институциональное разделение поставщиков услуг и регуляторов услуг: (2) ) продвижение различных децентрализованных альтернатив предоставления услуг; (3) содействие участию общества в регулировании и контроле услуг; (4) использование недорогих технологий; (5) разработка финансово устойчивых схем ценообразования, которые включают субсидии семьям с низкими доходами там, где это необходимо для обеспечения всеобщего доступа к основным услугам; и (6) расширение сотрудничества между федеральными и местными властями и гражданским обществом.
Регулирование предоставления услуг является обязанностью муниципалитетов. Тем не менее, в 14 штатах Бразилии созданы регулирующие органы для государственных услуг, которые охватывают, среди других секторов, водоснабжение и канализацию. Однако, учитывая, что юридические полномочия по регулированию принадлежат муниципалитетам, роль этих регулирующих органов в сфере водоснабжения и санитарии минимальна.
Предоставление услуг
[ редактировать ]Согласно конституции Бразилии, за предоставление услуг водоснабжения и канализации отвечают 5560 муниципалитетов страны (см. Список крупных городов Бразилии ). Однако государственные компании водоснабжения и канализации в 25 из 27 штатов Бразилии (см. Штаты Бразилии ) отвечают за услуги водоснабжения примерно в 3887 муниципалитетах с населением 103 миллиона человек, что соответствует примерно 75% городского населения Бразилии, имеющего подключение к воде. Они также отвечают за канализационные услуги в 893 муниципалитетах с населением 45 миллионов человек, что соответствует примерно 55% населения. Два единственных штата, в которых нет компаний по водоснабжению и канализации, - это штат Амазонас и Мату-Гросу. [ нужна ссылка ]
Государственные компании водоснабжения и канализации:
- AGESPISA Водоснабжение и канализация Пиауи SA
- Компания CAEMA Maranhão по экологической санитарии
- CAER Рорайма Компания водоснабжения и канализации
- CAERD Компания водоснабжения и канализации Рондонии
- CAERN Риу-Гранди-ду-Норти, компания водоснабжения и канализации
- Компания CAESA Amapá по водоснабжению и канализации
- CAESB Эколого-санитарная компания Федерального округа
- CAGECE Компания водоснабжения и канализации Сеара
- CAGEPA Параиба, компания водоснабжения и канализации
- CASAL Алагоас Сантехническая компания
- CASAN Санта-Катарина Компания водоснабжения и канализации
- CEDAE Companhia Estadual de Águas e Esgotos ( штата Рио-де-Жанейро )
- Сантехническая компания CESAN Espirito Santense
- COMPESA Companhia Pernambucana de Saneamento
- COPASA Санитарная компания Минас-Жерайс
- CORSAN Companhia Riograndense de Saneamento ( штат Риу-Гранди-ду-Сул )
- COSANPA Санитарная компания Пара
- Государственный департамент дорожного покрытия и санитарии DEPASA ( штат Акко )
- Сантехническая компания DESO Sergipe
- EMBASA Bahia Water and Sanitation Company SA
- Компания SABESP по базовой санитарии штата Сан-Паулу
- SANEAGO Санеаменто-де-Гойас SA
- SANEATINS Санитарная компания Токантинс
- Санитарная компания SANEPAR Парана
- Санитарная компания SANESUL в Мату-Гросу-ду-Сул, SA

Большинство государственных компаний водоснабжения и канализации представляют собой смешанные государственно-частные компании , большая часть акций которых принадлежит правительству соответствующего штата. Три компании — Sabesp в Сан-Паулу, Copasa в Минас-Жерайс и Sanepar в Паране — разместили акции на бразильском фондовом рынке, а одна из них — Sabesp — также на Нью-Йоркской фондовой бирже . Одна государственная компания, Saneatins in Tocantins , контрольный пакет акций принадлежит частному сектору, а правительству штата принадлежит лишь миноритарный пакет акций. [21] Некоторые государственные компании работают по концессионным договорам с муниципалитетами, тогда как другие действуют под руководством правительств штатов. В некоторых случаях муниципалитеты оспаривали законность оказания услуг государственными компаниями, не имеющими концессионных договоров с муниципалитетами.
С 1996 года 65 муниципалитетов в 10 штатах ( Рио-де-Жанейро , Сан-Паулу , Парана , Эспириту-Санту , Мату-Гросу и Пара и другие), которые обслуживают 7 миллионов потребителей, подписали концессионные договоры с частными поставщиками услуг либо на предоставление только услуг водоснабжения, только услуг канализации, либо оба. [22]
Согласно базе данных Всемирного банка по участию частного сектора в инфраструктуре, инвестиционные обязательства частного сектора в секторе водоснабжения и канализации Бразилии достигли 3 миллиардов долларов США в 1994-2004 годах через 52 проекта. 3 проекта представляли собой продажу активов, 39 — концессию и 10 — проекты «с нуля» на очистных сооружениях. [23]
Некоторые поставщики государственных услуг, как на государственном, так и на муниципальном уровне, работают очень хорошо, тогда как другие работают плохо. Аналогично, некоторые частные концессии весьма успешны, тогда как другие не оправдали ожиданий и взятых на себя обязательств.
Коммунальные объединения
[ редактировать ]Около 2000 муниципальных предприятий и муниципалитетов объединены в Национальную ассоциацию муниципальных поставщиков услуг водоснабжения и санитарии ASSEMAE, созданную в 1984 году. [24] Также в 1984 году государственные компании водоснабжения и канализации сформировали Ассоциацию государственных компаний водоснабжения и базовой санитарии AESBE. [25] В 1996 году частные поставщики услуг сформировали Бразильскую ассоциацию частных концессионеров водоснабжения и санитарии (ABCON). [26] Все три ассоциации продвигают интересы своих членов, влияя на национальную политику.
Эффективность
[ редактировать ]Двумя общими показателями эффективности работы предприятий водоснабжения и канализации являются уровень недохода воды (NRW) и производительность труда.
Недоходная вода в Бразилии колеблется от 21% до ошеломляющих 81%, что отражает огромные различия в эффективности между поставщиками услуг. [27] Средний уровень NRW в Бразилии в 2006 году составлял 40%, [28] примерно то же самое для государственных и муниципальных компаний водоснабжения. Уровень оставался неизменным с 2000 года. Однако средний показатель NRW для частных коммунальных предприятий в 2000 году составлял всего 30%. [29]
Производительность труда. Многие коммунальные предприятия в Бразилии раздуты. В 2000 году соотношение персонала было самым низким в государственных коммунальных предприятиях (3,7), гораздо выше в муниципальных коммунальных предприятиях (5,8) и, что удивительно, самым высоким в частных коммунальных предприятиях (6,4). [29] С тех пор средняя производительность труда выросла с 4,4 до 3,7 человек/1000 подключений к водопроводу.
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы
[ редактировать ]Уровень тарифа. В 2020 году тарифы на воду и канализацию во многих городах Бразилии будут относительно высокими по сравнению с другими городами Латинской Америки. По данным информационной системы городского водоснабжения и санитарии SNIS, средний тариф на воду коммунальных предприятий, участвующих в системе (которые предоставляют услуги водоснабжения 95% городского населения), был эквивалентен 0,68 доллара США/м3, а средний тариф на канализацию составлял 0,67 доллара США/м3. м3. Кроме того, тариф на канализацию для бразильцев составлял 1,35 доллара США/м3 для тех, кто подключен к канализационной сети. Для сравнения: 0,81 доллара США/м3 в городах Чили, 0,79 доллара США/м3 в городах Аргентины и 0,51 доллара США/м3 в городах Перу. Соотношение тарифов на услуги канализации и воды, составляющее почти 1:1, очень велико для Латинской Америки и близко к соотношению фактической стоимости двух услуг, в то время как в большинстве других стран Латинской Америки тарифы на канализацию остаются намного ниже, чем тарифы на воду.
Тарифы на воду и канализацию существенно различаются в разных городах. Согласно исследованию 2005 года, проведенному Латиноамериканской ассоциацией органов регулирования водоснабжения и санитарии ADERASA, типичный ежемесячный счет за воду для жилых домов при потреблении 20 кубических метров в месяц был эквивалентен 17 долларам США в Сан-Паулу, 15 долларам США в Эспириту-Санту и 10 долларам США в Пернамбуку. по сравнению со средним показателем в 11 долларов США среди 21 охваченного города Латинской Америки. [30]
Тарифная структура и субсидии. В большинстве районов Бразилии низкие социальные тарифы применяются к первому блоку потребления. В некоторых случаях минимальная плата за потребление применяется ко всем жилым подключениям, а иногда и к коммерческим и институциональным подключениям. Такие субсидии приносят пользу многим, кто не беден. [ нужна ссылка ] Однако некоторые государственные компании водоснабжения улучшили адресность своих социальных тарифов, используя кадастры, созданные для Bolsa Familia программы обусловленных денежных трансфертов . Так обстоит дело в Паране (САНЕПАР), Пернамбуку (КОМПЕСА) и Баии (ЭМБАСА). В этих случаях социальный тариф ограничивается примерно 10% клиентов компании. [31]
Другие коммунальные предприятия ввели прямые денежные выплаты нуждающимся семьям, чтобы помочь им оплатить счета за воду. город Бразилиа Например, такую схему ввел . Федеральный округ платит водоканалу сумму, эквивалентную счетам за воду и канализацию бедных семей, потребляющих менее 10 кубометров воды в месяц. Государственная компания водоснабжения в Гоясе представила аналогичную программу. В каждом случае программой воспользовались около 20 000 семей. Однако не многие муниципалитеты в Бразилии обладают институциональным потенциалом для управления такой схемой целевых субсидий. [32]
Изменение тарифов с течением времени. Тарифы в большинстве городов умеренно выросли в период 2002-2005 годов без учета инфляции. По данным SNIS, средний городской тариф на воду увеличился на 57%, а средний тариф на канализацию увеличился на 54% в номинальных ценах, в то время как инфляция составила 40%, что привело к умеренному росту реальных цен .
Доступность . Согласно данным, собранным Панамериканской организацией здравоохранения на основе многоцелевых обследований домохозяйств, доля расходов на воду в расходах домохозяйств в городских районах была второй по величине среди 10 стран Латинской Америки и Карибского бассейна в конце 1990-х годов. Эта доля составляла в среднем 2,3% и 3,4% для домохозяйств из беднейшего дециля доходов. [33]
Сбор доходов
[ редактировать ]Общие потери в сборе доходов для государственных коммунальных предприятий в Бразилии в 2000 году составили около 12%, но за этим скрываются большие различия между коммунальными предприятиями. Государственные коммунальные предприятия с самыми высокими потерями сбора платежей находятся на Севере, а предприятия в центрально-западном и южном регионах имеют стабильно хорошие показатели сбора платежей. У ряда муниципальных коммунальных предприятий возникли серьезные проблемы со сбором платежей. [29]
Инвестиции
[ редактировать ]В 2010–2012 годах общий объем инвестиций в водоснабжение и канализацию составлял в среднем около 8 миллиардов реалов (3,4 миллиарда долларов США) в год. Национальный план санитарии (Плансаб), утвержденный в декабре 2013 года, предусматривает инвестиции в размере около 15 миллиардов реалов (6,8 миллиардов долларов США) в год. [18] По состоянию на 2005 год инвестиции поставщиков услуг, участвующих в национальной информационной системе водоснабжения и санитарии SNIS, составляли всего 3,55 миллиарда бразильских реалов , включая 1,53 миллиарда на воду, 1,35 миллиарда на санитарию и 0,67 миллиарда на другие инвестиции. [34] Подсчитано, что для всеобщей достижения доступ. С тех пор Программа ускорения экономического роста повысила уровень инвестиций.
Финансирование
[ редактировать ]Подавляющее большинство инвестиций в водоснабжение и санитарию в Бразилии финансируется за счет внутренних ресурсов с некоторым дополнительным финансированием со стороны международных финансовых институтов. В целом, коммунальным предприятиям с наибольшей потребностью в повышении производительности и расширении услуг сложнее всего получить доступ к финансированию, частично потому, что они не знают, как получить доступ к финансированию (включая грантовое финансирование), частично из-за слабого институционального потенциала, а частично из-за его отсутствия. кредитоспособности.
Самофинансирование. Безусловно, основным источником финансирования в 2004 году было самофинансирование коммунальных предприятий, на долю которого пришлось 1,82 миллиарда реалов или 51% всего финансирования. [35] Это удивительно высокая доля по латиноамериканским стандартам. Однако это не столько отражение финансовой устойчивости коммунальных предприятий, сколько симптом исторически низкого уровня инвестиций в 2004 году.
Взносы штатов финансируются федеральными государственными банками и международными финансовыми учреждениями. Федеральная компания Caixa Economica Federal и Бразильский банк развития BNDES играют важную роль в финансировании инвестиций в водоснабжение и канализацию в Бразилии. Они управляют крупными государственными пенсионными фондами, такими как FGTS, которые инвестируют, среди прочего, в водоснабжение и канализацию. Однако кредиты от Caixa и BNDES предоставляются не непосредственно коммунальным предприятиям, а штатам, которые, в свою очередь, передают средства коммунальным предприятиям в качестве безвозвратного вклада в их капитал. Ссуды правительствам штатов от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и ИБР, также передаются коммунальным предприятиям в качестве безвозвратного вклада в их капитал.
Рынок капитала. Наиболее устойчивые в финансовом отношении коммунальные предприятия также напрямую выходят на рынок капитала либо через бразильский фондовый рынок, либо заимствуют средства у коммерческих банков. Государственная компания водоснабжения Сан-Паулу , Sabesp , даже котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже .
Гранты на основе результатов от федерального правительства. С 2001 года федеральное правительство «покупает» очищенные сточные воды посредством инновационной программы под названием PRODES , которая позволяет коммунальным предприятиям получать доступ к федеральным грантам, если они правильно эксплуатируют и обслуживают свои очистные сооружения.
Национальный фонд здравоохранения FUNASA. Для малых городов и сельских районов основным источником финансирования является Национальный фонд здравоохранения FUNASA при Министерстве здравоохранения, который в период с 1995 по 1999 год инвестировал 890 миллионов реалов в 3500 муниципалитетов, принося пользу 11,43 миллионам человек, главным образом через свою программу Alvorada. [36]
Программа ускорения роста (PAC). В январе 2007 года федеральное правительство объявило о новой Программе ускорения роста (PAC), которая включает крупные инвестиции в автомагистрали, аэропорты, порты, энергетику, а также в обеспечение жильем, водой и канализацией, которые принесут пользу бедным бразильцам. Программа предусматривает в общей сложности 504 миллиарда реалов (235 миллиардов долларов США) до 2010 года, из которых около 205 миллиардов долларов США будут предоставлены государственными компаниями и частным сектором, а остальная часть поступит от федерального правительства. [17]
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( октябрь 2013 г. ) |
Наиболее важными внешними партнерами, поддерживающими развитие сектора водоснабжения и канализации Бразилии, являются Межамериканский банк развития (IDB), Всемирный банк и Япония. Германия также является важным партнером в некоторых государствах. Поддержка оказывается в виде финансирования, а также аналитической и консультативной деятельности.
Межамериканский банк развития
[ редактировать ]Утвержденный 30 ноября 2005 года кредит в размере 140 миллионов долларов США предназначен для санитарной инфраструктуры и институционального укрепления в бассейне Эдукандос-Куарента.
Кредит в размере 100 миллионов долларов США, одобренный 26 ноября 2003 года, направлен на улучшение санитарных и экологических условий в штате Сеара.
Кредит в размере 47,6 миллиона долларов США, одобренный 17 июля 2002 года, направлен на улучшение водоснабжения и канализации в городе Гояния.
Утвержденный 17 октября 2001 года кредит в размере 100 миллионов долларов США предусматривал строительство систем водоснабжения и канализации в общинах для малообеспеченных сообществ с населением до 75 000 человек, где ИЧР ниже среднего по стране.
Утвержденный 6 декабря 2000 года кредит в размере 130 миллионов долларов США направлен на улучшение услуг питьевого водоснабжения и канализации, институциональную эффективность, финансовую устойчивость, участие частного сектора в управлении и инвестиционное финансирование Федерального округа Бразилиа.
Утвержденный 20 октября 1999 года кредит в размере 200 миллионов долларов США направлен на улучшение качества окружающей среды бассейна реки Тиете в столичном регионе Сай-Паулу.
Всемирный банк
[ редактировать ]Кредиты. Кредиты обеспечивают не только финансирование инфраструктуры, но и консультации по вопросам политики и наращивание потенциала с целью улучшения институциональной базы для улучшения предоставления услуг.
Целевые кредиты на водоснабжение и санитарию
Утвержденный 21 марта 2007 года кредит в размере 28,78 миллиона долларов США направлен на улучшение условий жизни в муниципалитете Убераба путем интеграции нескольких компонентов, в том числе защиты от наводнений (41%), канализации (31%) и водоснабжения 15%.
Утвержденный 25 августа 2005 г., 70% кредита в размере 159,04 долларов США направлено на финансирование сектора водоснабжения, санитарии и защиты от наводнений.
Кредит в размере 62,3 долларов США, утвержденный 1 июля 2004 года, направлен на улучшение канализации (75%) и водоснабжения (15%) в штате Эспириту-Санту.
Утверждение 5 марта 1998 года. Кредит в размере 300 миллионов долларов США направлен на улучшение секторов канализации (53%) и водоснабжения (36%).
Прочие кредиты с компонентами водоснабжения и канализации
Утвержденный 19 октября 2006 года кредит в размере 40 миллионов долларов США направлен на финансирование базовой социальной и экономической инфраструктуры, включая водоснабжение (15%).
Кредит в размере 82,2 миллиона долларов США, одобренный 6 декабря 2005 года, направлен на устойчивое сокращение городской бедности в городе Сальвадор, а также в других городах штата Баия. Сектор водоснабжения, санитарии и защиты от наводнений получит 25% кредита.
Кредит в размере 46,8 миллионов долларов США, одобренный 6 сентября 2005 года, направлен на оказание помощи штату Минас-Жерайс в снижении высокого уровня бедности посредством нескольких аспектов, включая улучшение канализационной инфраструктуры (20%).
Утвержденный 12 июля 2005 года кредит в размере 649 миллионов долларов США направлен на усиление социальной интеграции в штате Сеара за счет 24% расходов на воду, санитарию и защиту от наводнений.
Утвержденный 7 декабря 2004 года кредит в размере 6,81 миллиона долларов США направлен на сокращение городской и сельской бедности за счет 25% расходов в секторе водоснабжения, санитарии и защиты от наводнений.
Кредит в размере 49,07 долларов США, утвержденный 1 июля 2004 года, направлен на оказание помощи муниципалитету Бетима в улучшении канализации (40%).
Утвержденный 24 апреля 2003 года кредит в размере 84 миллионов долларов США направлен на усиление урбанизации за счет улучшения водоснабжения (30%) и управления твердыми отходами (30%).
Техническая помощь, анализ и консультации:
Япония
[ редактировать ]Утвержденный 6 августа 2004 года кредит в размере 21,32 миллиарда иен предназначен для финансирования улучшения и расширения канализационной системы, а также развития системы экологического мониторинга и улучшения качества воды. Японский банк международного сотрудничества (JBIC) Кредитным агентством является .
Германия
[ редактировать ]Германия поддерживает проекты водоснабжения и канализации в малых и средних городах преимущественно бедного и засушливого северо-востока Бразилии, а также в столичном регионе Белу-Оризонти.
См. также
[ редактировать ]- Управление водными ресурсами в Бразилии
- Орошение в Бразилии
- Загрязнение воды в Бразилии
- Управление водными ресурсами в столичном регионе Сан-Паулу
- Водоснабжение и канализация в Пернамбуку
- Водоснабжение и канализация в Латинской Америке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д ВОЗ/ЮНИСЕФ (2015 г.) Прогресс в области санитарии и питьевой воды – обновленная информация за 2015 г. и оценка ЦРТ , Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии
- ^ Бразильский институт географии и статистики (IBGE): Национальное исследование базовой санитарии (PNSB), 2000 г.: Pesquisa Nacional de Saneamento Básico
- ^ (на португальском языке) SNIS: Диагностика систем водоснабжения и канализации – 2006 , стр. 118; Курс обмена на 31.12.2006: 1 доллар США = 2,1385 реала.
- ^ Международная сеть сравнительного анализа предприятий водоснабжения и санитарии . Проверено 17 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б ВОЗ / ЮНИСЕФ : Прогресс в области питьевой воды и санитарии
- ^ Jump up to: а б «Бразилия» . WASHWatch . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Национальная информационная система санитарии: Диагностика услуг водоснабжения и канализации – 2018. Бразилиа: SNSA/MCIDADES, 2018. 74 стр. :ил.
- ^ Jump up to: а б с д и Лео Хеллер: Политика в области водоснабжения и санитарии в Бразилии: историческое неравенство и институциональные изменения, в: Хосе Эстабан Кастро и Лео Хеллер (редакторы): Услуги водоснабжения и санитарии. Государственная политика и управление , Earthscan, Лондон, 2009 г., стр. 321–337.
- ^ да Мотта, Роналду Сероа и Морейра, Аякс. 2006. «Эффективность и регулирование в секторе канализации в Бразилии». Политика в сфере ЖКХ , 14 : с. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марта Т.С. Арретче: Водоснабжение и канализация , недатированная статья на веб-сайте Министерства иностранных дел Бразилии, доступ к которой открыт в 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с МакНаллен, Брендан. 2006. «Устранение утечек в водном законодательстве Бразилии: поощрение разумного участия частного сектора посредством законодательной и нормативной реформы». Гонзага Журнал международного права , 9 : с. 173-177.
- ^ Jump up to: а б Таппер, Энрике Сезар и Резенде, Марсело. 2004. «Проблемы эффективности и регулирования в секторе водоснабжения и канализации Бразилии: эмпирическое исследование». Политика в области коммунальных услуг , 12 : стр. 30-31.
- ^ Саббиони, Гильермо. 2008. «Эффективность бразильского сектора канализации». Политика в сфере ЖКХ , 16 : с. 13. Арретче указывает, что процент предоставления муниципальных услуг в то время составлял всего 20%.
- ^ Лемос, Мария Кармен и де Оливейра, Жоау Лусио Фариас. 2005. «Водная реформа, преодолевающая разрыв между государством и обществом: пример Сеары, Бразилия». Развитие водных ресурсов , 21 (1): с. 137.
- ^ Барраке, Б., Формига Джонссон, Р.М. и Бритто, А.Л., 2007. «Устойчивое водоснабжение и взаимодействие с водными ресурсами в Европе и Бразилии». Дискуссии по гидрологии и наукам о системе Земли , 4 : 3454.
- ^ (на португальском языке) Эдсон да Силва, Национальная федерация градостроителей (FCU), 2006. FCU - профсоюз государственного сектора.
- ^ Jump up to: а б Бразилия запускает программу ускорения экономического роста , 23 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Замораживание финансирования угрожает капитальным затратам Бразилии на водоснабжение» . Глобальная водная разведка . п. 28 . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гомеш, Филумена Мария да Силва; Санто, Мария Кристина Карвалью ду Эспириту; Грышек, Роналдо Сезар Борхес; Бертолоцци, Мария Рита; Франция, Франсиско Оскар де Сикейра (2020). «Доступ к питьевой воде и очистке сточных вод в Бразилии: проблема борьбы с инфекционными заболеваниями, передающимися через воду» . Журнал Института тропической медицины Сан-Паулу . 62 :е71. дои : 10.1590/s1678-9946202062071 . ISSN 1678-9946 . ПМЦ 7534402 . ПМИД 33027395 .
- ^ «Очистка городских сточных вод в Бразилии | Публикации» (PDF) . публикации.iadb.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ (на португальском языке) (AESBE) Финансирование инвестиций в базовую санитарию , 2006 г.
- ^ (на португальском языке) ABCON
- ^ База данных ИПП . «Снимок страны Бразилия» . Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ (на португальском языке) Национальная ассоциация муниципальных санитарных служб (ASSEMAE)
- ^ (на португальском языке) Ассоциация государственных компаний базовой санитарии (AESBE)
- ^ (на португальском языке) ABCON
- ^ (на португальском языке) SNIS Diagnostic 2005, стр. 102-107.
- ^ Источник: SNIS: Диагностика услуг водоснабжения и канализации – 2006 , стр. 2006. 107
- ^ Jump up to: а б с Всемирный банк : Бразилия, Справедливая, Конкурентоспособная, Устойчивая. Вклады для дебатов . Глава 11: Вода, сокращение бедности и устойчивое развитие] 2003, с. 21-27
- ^ (на испанском языке) ADERASA/PPIAF/Всемирный банк: Нормы питьевой воды и сточных вод в Латинской Америке , 2005, стр. 55
- ^ Всемирный банк, Отчет о завершении реализации и результатах, PROSANEAR-TAL, апрель 2002 г.
- ^ Всемирный банк 2003, с. 21 и Всемирный банк, Отчет о завершении и результатах реализации, PROSANEAR-TAL, апрель 2008 г.
- ^ Рангел и др., Общественное здравоохранение 11 (5/6), 2002 г. и особенно Таблица расходов домохозяйств.
- ^ (на португальском языке) SNIS Diagnostic 2005, стр. 98
- ^ (на португальском языке) SNIS Diagnostic 2005, стр. 100
- ^ (на португальском языке) FUNASA, Санитария в FUNASA
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Английский
[ редактировать ]- Организация Объединенных Наций, Совет по правам человека: доклад Специального докладчика по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги, Катарина де Альбукерке - Миссия в Бразилию (9–19 декабря 2013 г.)
- Сильвано Сильверио да Коста, Патрисия Кампос Борха, Лео Хеллер, Луис Роберто Сантос Мораес: Успешный муниципальный опыт в сфере водоснабжения и канализации в Бразилии , Транснациональный институт , июль 2006 г.
- Презентация национальной системы водоснабжения и санитарии. Презентация SNIS. Всемирный банк, 2004 г.
- Вода, сокращение бедности и устойчивое развитие в Бразилии, Всемирный банк, 2003 г.
- Бразильский банк развития BNDES
- Caixa Econômica Federal CEF
- Национальное водное агентство АНА
португальский
[ редактировать ]- Бразильская ассоциация санитарной и экологической инженерии
- Министерство городов
- Министерство финансов
- Министерство планирования, сайт, защищенный паролем.
- Национальная информационная система водоснабжения и санитарии SNIS
- Национальный фонд здравоохранения FUNASA
- Бразильский федеральный институт прикладных экономических исследований (IPEA)