Водоснабжение и канализация в Венесуэле
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( сентябрь 2015 г. ) |
![]() | |
Данные | |
---|---|
Доступ к улучшенному источнику воды | 93% (2015) [1] |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 94% (2015) [1] |
Доля собранных сточных вод, очищенных | 33% (2008) |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | 450 (2008) |
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) | 0,41 (в Каракасе, 2010 г.) |
Доля бытовых приборов учета | 36% (2008) |
Ежегодные инвестиции в ВСС | 5 долларов США на человека (1997–2001 гг.) |
Финансирование | В основном за счет государственных субсидий |
Учреждения | |
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Частичный |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Да (Холдинговая компания) |
Регулятор водоснабжения и канализации | Де-юре да, де-факто нет |
Ответственность за разработку политики | Министерство окружающей среды и природных ресурсов |
Отраслевое право | Да (2001) |
Количество поставщиков городских услуг | 20 |
Количество сельских поставщиков услуг | н/д |
Водоснабжение и канализация в Венесуэле в настоящее время ограничены, и многие бедные люди остаются без доступа к водопроводной воде. Качество услуг для тех, у кого есть доступ, неоднозначное: вода часто подается только с перерывами, а большая часть сточных вод не очищается. Недоходная вода оценивается в 62% по сравнению со средним показателем по региону в 40%. Сектор остается централизованным, несмотря на процесс децентрализации, начатый в 1990-х годах, который сейчас застопорился. В рамках исполнительной власти отраслевая политика определяется Министерством окружающей среды. Национальная компания водоснабжения HIDROVEN обслуживает около 80% населения.
Доступ
[ редактировать ]93% всего населения Венесуэлы имели В 2015 году доступ к «улучшенной» воде , или 95% городского населения и 78% сельского населения. Что касается канализации имели 94% всего населения Венесуэлы , то в 2015 году доступ к «улучшенной» канализации , или 97% городского населения и 70% сельского населения. [2] [1]
Оценки Совместной программы мониторинга ВОЗ/ЮНИСЕФ за 2008 год основаны на результатах переписи населения 2001 года и показывают, что 93% граждан имели доступ к питьевой воде , а 91% имели доступ к канализации. [3]
Однако исследование Банка развития Латинской Америки и Карибского бассейна (CAF) на основе данных переписи 2001 года и статистики HIDROVEN показало, что только 82% населения имели доступ к улучшенному источнику воды в 2001 году. Тот же источник также приводит более низкий показатель охвата услугами санитарии, чем ВОЗ (всего 66%). Согласно тому же исследованию, в 2001 году более 4,2 миллиона человек не имели доступа к водопроводной воде, а 8 миллионов жителей не имели доступа к адекватным санитарным удобствам.
Сельские потребители особенно не обслуживаются: только 66% получают питьевую воду и 40% имеют доступ к адекватным канализации. В период 1990–2001 гг. доля населения, имеющего доступ к водоснабжению и канализации, незначительно увеличилась с 81% до 82% по воде и с 63% до 66% по канализации. [4]
Охват услугами водоснабжения и санитарии в Венесуэле (2005 г.) | ||||
---|---|---|---|---|
Городской (93% населения) | Сельский (7% населения) | Общий | ||
Вода | Широкое определение | 94% | 75% | 93% |
Подключения к дому | 89% (2001) | 49% (2001) | ||
Санитария | Широкое определение | 94% | 57% | 91% |
Канализация | 73% (2001) | 12% (2001) |
Источник : ВОЗ / ЮНИСЕФ Совместная программа мониторинга ( СПМ /2008) и страновые файлы СПМ по Венесуэле. Данные основаны на экстраполяции тенденции между переписями 1991 и 2001 годов.
Качество обслуживания
[ редактировать ]В 2001 году Национальный институт экономики (INE) провел исследование качества услуг водоснабжения и санитарии в 335 муниципалитетах страны и установил, что 231 муниципалитет, примерно 70%, не получал достаточных услуг водоснабжения и санитарии. [5]
В 2008 году было очищено около 33% собранных сточных вод . [6] по сравнению с примерно 14% в 2003 году. [7]
Водоснабжение не является равномерно непрерывным и часто не соответствует основным стандартам качества питьевой воды. В результате многие потребители вынуждены использовать альтернативные и более дорогие источники воды. Например, в городских «баррио» центральной Венесуэлы бедные потребители обычно платят сумму, эквивалентную примерно долларов США. 1,90 млн 3 – гораздо больше, чем тариф на воду из сети – на воду, покупаемую из цистерны.
Река Ориноко (крупная река, протекающая по всей Венесуэле) имеет плохое качество воды. Поскольку большая часть воды в Венесуэле поступает из реки Ориноко, это представляет собой серьезную угрозу.
Использование воды
[ редактировать ]В Венесуэле нет надежных данных об использовании воды, учитывая низкий охват счетчиками. По одной из оценок, в 2004 году среднее потребление воды в жилых домах составляло около 230 литров на человека в день. [8] По другой оценке, в 2010 году этот показатель был вдвое больше и составлял 450 л/чел/день. В некоторых частях Каракаса водопотребление превышает 900 л/чел/день. [6] Для сравнения: 143 л/чел/день в Бразилии и 259 л/чел/день в Перу.
История и последние события
[ редактировать ]До 1991 года за предоставление услуг водоснабжения и канализации в Венесуэле отвечало национальное государственное предприятие Instituto Nacional de Obras Sanitarias (INOS).
Первый этап децентрализации (1991–2001 гг.)
[ редактировать ]Когда INOS был распущен под председательством Карлоса Андреса Переса, целью было децентрализовать предоставление услуг муниципалитетам, которые уже несли юридическую ответственность за предоставление услуг. Однако из-за нехватки мощностей и ресурсов у большинства муниципалитетов предоставление услуг в 20 из 23 штатов было временно поручено десяти региональным компаниям водоснабжения в составе холдинговой компании HIDROVEN (см. выше). В остальных трех штатах услуги предоставляла Венецианская корпорация Гуаяны (CVG). Правительство Переса также подало заявку на получение частной концессии на систему водоснабжения и канализации Каракаса в 1992 году. Однако заявка провалилась из-за отсутствия заинтересованных участников. на предложенных условиях.
Начиная с 1993 года некоторые государства начали играть более активную роль в этом секторе. До 1999 года были созданы пять децентрализованных компаний водоснабжения при активном участии правительств штатов (см. выше раздел «Оказание услуг»). Этот процесс начался в Монагасе в 1993 году при поддержке Всемирного банка . [9] Некоторые из них также подписали контракты на управление с частными операторами, что привело к улучшению работы компаний водоснабжения и водоотведения.
В период с 1994 по 2001 год тарифы на воду по всей стране были существенно повышены, так что соотношение возмещения затрат к эксплуатационным расходам увеличилось с 27% до 87%. [10] Столь существенное реальное повышение тарифов, которое, судя по всему, не вызвало политических потрясений, является необычным для развивающихся стран. Однако повышение тарифов не сопровождалось улучшением услуг. По данным ИБР, показатели сектора за этот период даже ухудшились. [11]
Процесс децентрализации оставался очень медленным. Некоторые муниципалитеты отказались принять на себя ответственность за обслуживание, пока системы не будут модернизированы, но механизм финансирования необходимых инвестиций отсутствовал. Таким образом, около 80% населения продолжали обслуживаться HIDROVEN и ее дочерними компаниями, а медлительность процесса децентрализации консолидировала институты, которые должны были быть лишь временными. [12]
Новый отраслевой закон и второй этап децентрализации (с 2001 г.)
[ редактировать ]В декабре 2001 года правительство Уго Чавеса приняло новый Закон о воде и санитарии (Органический закон о предоставлении питьевой воды и санитарных услуг). [13] Этот закон не был принят парламентом. Вместо этого, вместе с 45 другими законами, он был принят исполнительной властью на основании Закона о полномочиях, который временно давал президенту полномочия принимать законы в обход парламента.
Закон направлен на реформирование институциональной структуры сектора посредством:
- фактическая передача ответственности за предоставление услуг муниципалитетам посредством создания децентрализованных поставщиков услуг – бизнес-подразделений или Unidades de Gestión (UG), – каждое из которых будет обслуживать несколько муниципалитетов;
- создание регулирующего агентства (Superintendencia Nacional de los Servicios de Agua Potable y de Saneamiento – SUNSAPS) для надзора за выполнением Закона, регулирования тарифов и субсидий, а также разработки системы мониторинга для сектора;
- создание органа по разработке политики и финансирования сектора (Oficina Nacional para el Desarrollo de los Servicios de Agua Potable y Saneamiento, ONDESAPS), основными обязанностями которого будет управление механизмом финансирования целевых отраслевых инвестиций, формулирование политики и содействие оказания технической помощи децентрализованным поставщикам услуг, включая рекомендации по созданию децентрализованных поставщиков услуг;
- создание национальной компании по добыче воды для эксплуатации и расширения региональной водной инфраструктуры; и
- создание фонда финансирования сектора для направления государственных ресурсов в этот сектор в рамках последовательной политики.
По закону HIDROVEN должна была завершить передачу в течение не более пяти лет с момента публикации закона, то есть до декабря 2006 года. Однако передача шла очень медленно и сроки не были соблюдены. Лишь в нескольких регионах децентрализация в пользу муниципалитетов продвинулась вперед, особенно в штате Гуарико , где HIDROPAEZ, одно из региональных коммунальных предприятий под эгидой HIDROVEN, находится в процессе замены пятью бизнес-подразделениями. Правительство также завершило исследования по созданию бизнес-подразделений в штатах Кохедес , Карабобо и Арагуа .Более того, национальные институты, предусмотренные законом, до сих пор не созданы. Таким образом, Министерство окружающей среды и HIDROVEN продолжают выполнять функции национального уровня, которые закон 2001 года возложил на новые учреждения.
В феврале 2003 года тарифы были заморожены на национальном уровне указом исполнительной власти. Это прямо противоречит закону 2001 года, который закрепляет принцип возмещения затрат и возлагает ответственность за установление тарифов на муниципалитеты. [14]
Ответственность за водоснабжение и водоотведение
[ редактировать ]Политика и регулирование
[ редактировать ]Министерство окружающей среды и природных ресурсов отвечает за разработку политики в области водоснабжения и санитарии в Венесуэле в соответствии с общей политикой правительства. В составе министерства есть заместитель министра водных ресурсов, и по состоянию на август 2007 года заместителем министра был Кристобаль Франсиско Ортис. HIDROVEN находится в ведении этого министерства. Минпромторг устанавливает предельно допустимые тарифы в отрасли.
Предоставление услуг
[ редактировать ]
Услуги водоснабжения и канализации в Венесуэле предоставляются национальной компанией водоснабжения HIDROVEN, пятью государственными компаниями водоснабжения, Корпорасьон Венесолана де Гуаяна (CVG), несколькими муниципалитетами и общественными организациями.
Согласно Муниципальному закону (Ley Orgánica de Régimen Муниципальный) предоставление услуг является обязанностью 335 муниципалитетов страны, которые владеют инфраструктурой водоснабжения и канализации и, в принципе, также устанавливают тарифы на воду и канализацию. Однако на практике лишь немногие муниципалитеты обладают потенциалом и ресурсами для выполнения этих обязанностей.
ХИДРОВЕН
[ редактировать ]На практике предоставление услуг в большинстве городских районов Венесуэлы является обязанностью одного из десяти региональных коммунальных предприятий ( Empresas Hidrologicas Regionales ), входящих в состав государственного предприятия Compañía Anónima Hidrológica de Венесуэла (HIDROVEN). страны Каждое региональное предприятие охватывает от одного до трех из 23 штатов . [15] Ответственность за установление тарифов в пределах максимального уровня, установленного национальным правительством, разделена между региональными компаниями и муниципалитетами.
Часть инфраструктуры водоснабжения, которая обеспечивает водой муниципальные и государственные компании водоснабжения, принадлежит непосредственно HIDROVEN и ее дочерним региональным компаниям.
Венесуэльская корпорация Гайаны
[ редактировать ]В регионе Гуаяна , охватывающем штаты Боливар , Амазонас и Дельта-Амакуро , услуги водоснабжения и канализации в городских районах предоставляются Corporación Venezolana de Guayana (CVG), конгломератом, основной деятельностью которого является горнодобывающая промышленность.
Государственные водные компании
[ редактировать ]На государственном уровне также действуют пять децентрализованных компаний водоснабжения:
Население этих пяти штатов составляет почти 20% от общей численности населения страны.
Муниципалитеты
[ редактировать ]В некоторых муниципалитетах услуги предоставляются через муниципальные коммунальные предприятия, например, в Агуас-де- Анако в штате Ансоатеги , Агуас-де-Капитанехо и Агуас-де-Самора в штате Баринас , Агуас-де-Эхидо в штате Мерида и Сукре в штате Миранда . [16]
Общественные организации
[ редактировать ]Сельские системы водоснабжения находятся в ведении общественных организаций, включая некоторые кооперативы. В 2003 году действовало также 20 городских кооперативов, которые предоставляли услуги водоснабжения на районном уровне. Правительство Чавеса поощряет такой «общественный опыт», который также включает так называемые «технические уровни грунтовых вод» (Mesas Técnicas de Agua). Это ассоциации, занимающиеся мониторингом участков сетей водоснабжения и канализации на уровне микрорайонов, включая выявление и сокращение утечек и незаконных подключений. В 2003 году в Венесуэле насчитывалось около 1500 таких технических грунтовых вод. [17]
Экономическая эффективность
[ редактировать ]Недоходная вода составляла 62% в 2000 году, что намного выше среднего показателя по региону (40%) и выше исторического уровня 55% в 1996 году и 59% в 1997 году. [16] HIDROVEN предполагает, что незаконные подключения являются основной причиной плохой эффективности водоснабжения в стране, не приносящей дохода. Неадекватное ведение и восстановление записей, вероятно, также способствует большим потерям.
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы и возмещение затрат
[ редактировать ]Возмещение затрат . Доходов обычно недостаточно для покрытия операционных расходов – соотношение доходов и операционных расходов оценивалось в 86% в 2002 году. Это было существенное увеличение по сравнению с 27% в 1994 году, 65% в 1997 году и 75% в 2000 году, несмотря на высокие уровни инфляции. [10] По состоянию на 2010 год 36% всех пользователей, в основном в группах с низкой платежеспособностью, получали воду бесплатно. [6] В 2010 году компания Hidrocapital, обслуживающая Каракас, взимала в среднем 0,41 доллара США за кубический метр, тогда как ее затраты составляли 0,44 доллара США за кубический метр. [18] В 2008 году выручка от продаж Hidroven составила 786 мегабайт, что покрыло 77% расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание в размере 1024 мегабайт. [19]
Уровень тарифов и их корректировки . Уровни тарифов существенно различаются внутри Венесуэлы (почти 1:10) между региональными компаниями, что отражает различия в стоимости предоставления услуг. Самые высокие тарифы установлены в Каракасе , а самые низкие — в Агуас-де -Яракуй и Льяносе . [16] Тарифы были заморожены в феврале 2003 года на национальном уровне, что привело к снижению реальной стоимости тарифов на 60% из-за инфляции до 2010 года. [6]
Учет, выставление счетов и сбор . В 2008 году доля счетчиков потребления воды в общем объеме водопотребления составила 36% по сравнению с 20% в 1998 году. Однако в 2008 году показания счетчиков были сняты только около половины, при этом показатель показаний счетчиков составил всего 17,5%. [6] Показатели выставления счетов и сбора платежей являются неадекватными, поскольку в 2003 году общие сборы по сектору составили лишь 73% от общего объема счетов. В 1998 году этот коэффициент составлял всего 62%. [16] В отдельных компаниях это соотношение сильно варьировалось от 26% в Яракуй до 80% в Мериде .
Инвестиции
[ редактировать ]Исторические уровни инвестиций Недавних данных об уровне инвестиций в сектор нет. За пять лет с 1997 по 2001 год Венесуэла инвестировала 637 миллионов долларов США в водоснабжение и канализацию, или в среднем около 127 миллионов долларов США в год. Инвестиции в этот сектор исторически были нестабильными. Например, годовые инвестиции колебались в период 1986–1998 годов от менее 100 миллионов долларов США (в 1989 году) до 400 миллионов долларов США (в 1992 году). [16] В значительной степени уровень инвестиций отражает колебания цен на нефть. Уровень инвестиций снизился с 1986 по 1989 год, когда цены на нефть были очень низкими. Инвестиции резко возросли в 1992 году после роста цен на нефть. Затем они снова резко упали, когда цены на нефть снизились в течение оставшейся части 1990-х годов. Нестабильность отраслевого финансирования затруднила запуск устойчивой среднесрочной инвестиционной программы, необходимой для восстановления инфраструктуры и расширения доступа к услугам.
Планируемые уровни инвестиций В 2002 году правительство приняло амбициозный шестилетний инвестиционный план для этого сектора. Согласно этому Плану к концу 2007 года доступ к питьевой воде и канализации должен достичь 99%, недоходная вода должна быть сокращена до 45%, эффективность сбора должна увеличиться до 95%, а доля очищенных сточных вод должна достичь 30%. [20] По оценкам плана, в период с 2003 по 2015 год для этого сектора потребуется в общей сложности 4,77 миллиарда долларов США, что предполагает среднегодовые инвестиции в размере примерно 500 миллионов долларов США, что примерно в четыре раза превышает исторический уровень инвестиций.
Финансирование
[ редактировать ]Источники финансирования До децентрализации 1990-х годов инвестиции почти исключительно финансировались за счет трансфертов центрального правительства через ряд различных программ, включая средства, заимствованные у международных финансовых институтов и переданные в виде грантов поставщикам услуг. В 2000–2001 годах правительства штатов и муниципалитеты профинансировали почти половину общего объема инвестиций в размере 120 и 190 миллионов долларов США соответственно. [21] Рынок капитала не вносит никакого вклада в финансирование сектора.
Процедуры финансирования инвестиций Закон о секторе 2001 года предусматривает создание Фонда финансовой помощи (Fondo de Asistencia Financiera – FAF), которым будет управлять новая организация под названием ONDESAPS, которая будет координировать и нацеливать инвестиции в сектор (см. раздел о новом секторе). закон выше). До 2007 года ни FAF, ни ONDESAPS не были созданы. Ни инвестиционные субсидии, ни периодические субсидии, выплачиваемые как национальным правительством, так и правительствами штатов, не связаны с улучшением производительности.
Внешняя поддержка
[ редактировать ]Межамериканский банк развития и Андская корпорация развития являются основными учреждениями, оказывающими внешнюю поддержку водоснабжения и канализации в Венесуэле. В 2004 году сообщалось, что отсутствие встречных фондов, которые правительство должно предоставить в рамках своих обязательств по реализации проектов, финансируемых внешними агентствами, парализовало различные крупные проекты, финансируемые из внешних источников. [22]
Межамериканский банк развития В 2010 году ИБР предоставил кредит в размере 50 миллионов долларов для содействия эффективному использованию питьевой воды путем замены труб и установки счетчиков для 80 000 домохозяйств как минимум в пяти дочерних компаниях Hidroven, в том числе в районе Окумарито в Каракасе. [6] Ранее ИБР пытался поддержать реформу сектора водоснабжения и канализации посредством кредита на децентрализацию в размере 100 миллионов долларов США, который был одобрен в 1998 году и впоследствии был отменен. [11] Кредит был направлен на внедрение участия частного сектора по модели контрактов на управление в штатах Монагас и Лара .
Банк развития Латинской Америки и Карибского бассейна Банк развития Латинской Америки и Карибского бассейна (CAF) поддержал сектор водоснабжения и канализации посредством различных кредитов, в том числе пяти кредитов, одобренных до 2003 года, на общую сумму 292 миллиона долларов США, из которых три для HIDROCAPITAL, дочерняя компания HIDROVEN, обслуживающая Каракас. В 2004 году CAF одобрил кредит в размере 15 миллионов долларов США для улучшения услуг водоснабжения и канализации на полуострове Ла-Гуахира в Сулия . штате [23] В 2005 году CAF перенаправил 25 миллионов долларов США из безвозмездного кредита на модернизацию и восстановление сектора водоснабжения и санитарии на экологические проекты. [24] В начале 2008 года CAF объявил, что утвердил кредит на водоснабжение и канализацию для венесуэльских штатов Амазонас , Ансоатеги , Арагуа , Боливар , Кохедес , Дельта-Амакуро , Сукре и Трухильо . Общая стоимость программы оценивается в 72,3 млн долларов США, из которых CAF профинансирует 50 млн долларов США, а остальная часть будет профинансирована местными фондами-партнерами. Программу будет выполнять Hidroven. [25]
Канадское агентство развития Канадское агентство развития CIDA финансирует проект канализации в Каракасе. [26]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ключевые источники
[ редактировать ]- Андская корпорация развития (CAF): Венесуэла. Анализ сектора питьевого водоснабжения и санитарии, март 2004 г., автор: Мария Елена Корралес CAF Agua y Saneamiento Венесуэла, доступ: 10 октября 2007 г. Анализ сектора питьевой воды и санитарии, март 2004 г. (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2009 г. , получено 10 октября 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ВОЗ/ЮНИСЕФ (2015 г.) Прогресс в области санитарии и питьевой воды – обновленная информация за 2015 г. и оценка ЦРТ , Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии
- ^ «WASHwatch.org – Венесуэла» . www.washwatch.org . Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ ( СПМ /2008).
- ^ CAF 2004, с. 11
- ^ ЕСТЬ
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Межамериканский банк развития (3 февраля 2010 г.). «ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ (PRAC) (VE-L1027)» . стр. 1–3 . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ CAF 2004, с. 14
- ^ CAF 2004, с. 15
- ^ Анализ дела Монагаса см. Mariño et al.
- ^ Перейти обратно: а б КАФ 2004, с. 18
- ^ Перейти обратно: а б IDB: VE0111: Поддержка децентрализации питьевой воды , 1998, Кредитное предложение, стр. 2-3.
- ^ CAF 2004, стр.3 и стр. 9
- ^ Органический закон
- ^ CAF 2004, с. 30
- ^ Географический охват или 10 региональных коммунальных предприятий не страны соответствуют девяти регионам .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Всемирная организация здравоохранения, Оценка водоснабжения и санитарии в Америке, 2000 г.
- ^ Экологическая эра: Hidroven отмечает путь воды, который нас объединяет, 2004 г.
- ^ Межамериканский банк развития (3 февраля 2010 г.). «ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ (PRAC) (VE-L1027)» . стр. Приложение II, 5 . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Межамериканский банк развития (3 февраля 2010 г.). «ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ (PRAC) (VE-L1027)» . п. 8 . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ ХИДРОВЕН
- ^ Данные HIDROVEN цитируются в CAF 2004, стр. 19
- ^ CAF 2004, с. 20
- ^ Отчет о деятельности CAF за 2004 г. в Венесуэле.
- ^ Отчет о деятельности CAF за 2005 г. в Венесуэле.
- ^ CAF одобрил кредит на 50 миллионов долларов для работ в Венесуэле ,Эль Юниверсал, Венесуэла, 9 января 2008 г.
- ↑ Agencia Bolivariana de Noticias, 24 февраля 2005 г., цитируется IRC.