Водоснабжение и канализация в Японии
![]() | |
Данные | |
---|---|
Доступ к улучшенному источнику воды | 100% [1] |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 100% |
Доля собранных сточных вод, очищенных | 100% [2] |
Непрерывность поставок | Непрерывный |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | 314 (2006 г.), включая гостиницы и общественные бани. [2] |
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) | 2,46 в 2006 г. (1,33 по воде и 1,13 по канализации) [2] |
Доля бытовых приборов учета | 100% |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | высокий |
Доля налогового финансирования | низкий |
Доля внешнего финансирования | никто |
Недоходная вода | 7.3% (2007) [3] |
Учреждения | |
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Да |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Японское водное агентство (поставщик оптовой воды) |
Регулятор водоснабжения и канализации | Нет |
Ответственность за разработку политики | Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения (водоснабжение); Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма (санитария) |
Отраслевое право | Закон о водоснабжении 1957 года; Закон о канализации 1958 г. (с последующими поправками) [2] |
Поставщики услуг | 2334 в 2006 г. (вода); 3699 в 2005 г. (санитария) [2] |
Водоснабжение и канализация в Японии характеризуются многочисленными достижениями и некоторыми проблемами. Страна добилась всеобщего доступа к водоснабжению и канализации, имеет один из самых низких в мире уровней потерь воды при распределении воды, регулярно превышает собственные строгие стандарты качества питьевой воды и очищенных сточных вод, использует эффективную национальную систему производительности. бенчмаркинг для предприятий водоснабжения и канализации, широко использует как передовые, так и соответствующие технологии, такие как дзёкасо локальная система канализации , и стал пионером в области оплаты экосистемных услуг еще до того, как этот термин был придуман на международном уровне. Некоторые из проблем — это сокращение населения, сокращение инвестиций, финансовые ограничения, старение объектов, старение рабочей силы, фрагментация предоставления услуг среди тысяч муниципальных коммунальных предприятий и уязвимость некоторых частей страны к засухам, которые, как ожидается, станут более частыми. из-за изменения климата.
Доступ и качество обслуживания
[ редактировать ]Доступ к улучшенному источнику воды в Японии является универсальным. 97% населения получает водопроводную воду от коммунальных предприятий, а 3% получают воду из собственных колодцев или нерегулируемых небольших систем, в основном в сельской местности. [4]
Доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам также является универсальным, либо через канализацию, либо через канализацию на территории. Все собранные сточные воды очищаются на очистных сооружениях вторичного уровня. Все сточные воды, сбрасываемые в закрытые или полузакрытые водоемы, такие как Токийский залив , залив Осака или озеро Бива , дополнительно очищаются до третичного уровня. Это касается примерно 15% сточных вод. Качество сточных вод очень хорошее: БПК составляет 3–10 мг/л для очистки вторичного уровня, что значительно ниже национального стандарта сточных вод в 20 мг/л. [2]
Водные ресурсы и использование воды
[ редактировать ]Водные ресурсы и изменение климата
[ редактировать ]Хотя Япония сама по себе не является страной, испытывающей дефицит воды, доступность воды существенно варьируется в зависимости от года, сезона и региона, что приводит к регулярной и серьезной нехватке воды. В среднем за период 1971–2000 гг. водные ресурсы Японии составляли 420 км3 в год. На душу населения приходится 3300 м3, что ниже среднего мирового показателя. На тихоокеанском побережье, где проживает большинство японцев, 70–80% осадков выпадает всего за четыре месяца, то есть во время летнего муссона с июня по июль и сезона тайфунов с августа по сентябрь. На побережье Японского моря зимний муссон приносит с декабря по февраль обильные снегопады. [5] Национальные засухи происходят в Японии примерно каждые 10 лет, в дополнение к более частым региональным засухам. Во время засухи 1994 года водопроводное водоснабжение 16 миллионов человек пришлось ограничить. Ожидается, что серьезность засух увеличится из-за изменения климата , что уменьшит количество воды, хранящейся в виде снега, увеличит испарение из водоемов и уменьшит количество осадков. [6] Большая часть воды для бытовых нужд поступает из поверхностных вод. Около 45% общего объема поступает из водохранилищ, регулируемых плотинами, 27% поступает непосредственно из рек, 1% из озер и 4% из русел рек, всего 77% из поверхностных вод. 23% внутреннего водоснабжения поступает из подземных вод, которые в некоторых частях страны эксплуатируются чрезмерно. [7]

Хранение воды
[ редактировать ]Хотя в Японии имеется более 2500 плотин, их общий объем невелик, поскольку реки короткие и крутые. Общий активный объем всех плотин составляет всего 20 км3, что меньше емкости плотины Гувера . [8] Кроме того, озера выполняют важную накопительную функцию, а уровень их воды регулируется с помощью плотин. Самым крупным озером является озеро Бива, которое обеспечивает питьевой водой более 15 миллионов человек в столичном регионе Кейхансин (Киото-Осака-Кобе).
Использование воды
[ редактировать ]
Водопотребление составляет около 83,5 км3, или 20% водообеспеченности в среднем за год. Однако существуют большие различия в коэффициенте использования в зависимости от года и региона. Например, в прибрежной части региона Канто , куда входит Токио, уровень использования составляет более 90% в засушливый год. На относительно засушливом севере Кюсю она составляет более 50%. [9] Из общего объема использования 55,2 км3 пришлось на сельское хозяйство, 16,2 км3 на бытовое использование и 12,1 км3 на промышленное использование. [6] Несмотря на внедрение водосберегающих устройств, потребление воды на душу населения в семье снизилось лишь незначительно: с 322 литров на душу населения в день в 2000 году до 314 в 2004 году. [9] Таким образом, потребление воды на душу населения немного ниже, чем в США (371 литр в 2005 году) и более чем в два раза выше, чем в Германии (122 литра в 2007 году) или в Англии (145 литров в 2009 году).
Качество воды
[ редактировать ]Хотя качество питьевой воды и качество сточных вод, сбрасываемых в открытые водоемы, как правило, превышают национальные стандарты, качество воды в реках и озерах по-прежнему не соответствует экологическим стандартам. Например, в 2005 году уровень достижения экологических стандартов составлял 87%, а в озерах и болотах - только 50%. [10]
Инфраструктура и технологии
[ редактировать ]Водоснабжение
[ редактировать ]Новые водопроводные трубы обычно изготавливаются из ковкого чугуна , а водопроводные трубы - из нержавеющей стали . Доля труб, изготовленных из этих материалов, увеличилась с 40% для ковкого чугуна и нуля для нержавеющей стали в 1980 году до 100% для обоих материалов в 2006 году. Изменение материалов труб считается основным фактором в сокращении потерь воды до одного из мировых показателей. самые низкие уровни. [3] Очистка воды обычно осуществляется посредством быстрой песчаной фильтрации (76%), тогда как 20% предприятий водоснабжения только обеззараживают воду без дополнительной очистки. Коммунальные предприятия все чаще применяют передовые методы очистки воды, такие как активированный уголь , дезинфекция озоном и очистка воздуха . [11]
Очистка сточных вод и санитария
[ редактировать ]В настоящее время японские методы очистки сточных вод включают в себя сельскую общественную канализацию, очистные сооружения и системы очистки на месте, такие как система Джокасоу для очистки бытовых сточных вод. [12] Более крупные очистные сооружения и канализационные системы обычно используются для очистки сточных вод в городских районах с большим населением. Сельские канализационные системы используются для очистки сточных вод на небольших очистных сооружениях бытовых сточных вод для небольшого населения. Системы Johkasou представляют собой резервуары систем очистки сточных вод на объекте. Они используются для очистки сточных вод одного домохозяйства или для очистки сточных вод небольшого количества зданий более децентрализованным способом, чем канализационная система. [13]
Что касается канализации, то из 1896 систем 1873 были отдельными канализационными системами (между бытовой и ливневой канализацией ) и только 23 были совмещенными канализационными системами. В 2002 году около 75 миллионов человек были подключены к канализации, а 35 миллионов человек прошли очистку сточных вод с помощью небольших устройств для очистки сточных вод (джохкасоус). Они распространены в районах, не подключенных к канализации, но также существуют в районах, подключенных к канализации. Существует даже специальный шлама закон, регулирующий их строительство, установку, проверку и удаление . Система использует разные технологии и обслуживает здания разного размера: от частных домов до высотных зданий, общественных или коммерческих зданий. Очищенная вода затем повторно используется для смыва туалетов, полива садов, мытья автомобилей или других целей. [14] Осадок йохкасоуса можно использовать в качестве удобрения. У правительства есть программа субсидирования установок. [15] Была предпринята попытка передать технологию в Китай и Индонезию. [16]
История
[ редактировать ]
Водопользование в Японии с древних времен развивалось в тесной связи с производством рисовых полей. После введения рисовых полей началось строительство небольших оросительных прудов, а затем, по мере расширения поместной системы, а затем подкрепленных усилиями враждующих феодалов по сохранению и увеличению производства риса, использование воды из малых и средних рек. расширен. [17]
До периода Мэйдзи питьевую воду в Японии брали в основном из источников и традиционных неглубоких колодцев. Однако существовали и системы водопровода с деревянными трубами. [ нужны дальнейшие объяснения ]
Была раскопана ливневая канализация, связанная с дворцом Хэйдзё , датируемая 8 веком периода Нара . [18]
Первая современная система водопровода в Японии была построена в 1887 году в портовом городе Иокогама с использованием поверхностных вод, очищенных песчаным фильтром. К 1900 году семь городов имели водопровод, а к 1940 году около трети населения было подключено к системам водопровода. Заболеваемость болезнями, передающимися через воду, такими как холера , дизентерия и тиф, оставалась высокой до тех пор, пока после Второй мировой войны американцы не ввели дезинфекцию, которая стала обязательной в 1957 году. заболеваемость резко снизилась в 1960-е и 70-е годы. [19]
пришлось прекратить подачу воды примерно в 1 миллион домохозяйств В начале 1960-х годов Токио столкнулся с хронической нехваткой воды, и во время летних Олимпийских игр 1964 года . В то время люди называли город «Токийской пустыней».

В 1961 году был принят Закон о содействии развитию водных ресурсов. На его основе в течение следующего десятилетия семь речных бассейнов с высокими потребностями в воде были выделены для освоения водных ресурсов, а инвестиции в плотины, плотины и межбассейновые переброски были предприняты на основе комплексных планов развития каждого бассейна. [20] Таким образом, в 1970-х и 80-х годах были построены многочисленные плотины, чтобы обеспечить хранилище, чтобы избежать нехватки воды в будущем и обеспечить растущие города достаточным количеством воды. Однако строительство некоторых плотин существенно затянулось. Например, строительство плотины, образующей нынешнее озеро Миягасе, было начато в 1971 году, но по ряду причин, в том числе из-за необходимости переселения 300 домохозяйств, плотина была завершена только в 2000 году. [21] Начиная с 1960-х годов были начаты инвестиции в очистку сточных вод. В 1993 году был принят Закон об охране окружающей среды, а затем и законодательство по защите верховьев рек, что привело к постепенному переходу от лечебного подхода к превентивному подходу к управлению качеством воды. [22]
Ответственность за водоснабжение и водоотведение
[ редактировать ]Политика и регулирование
[ редактировать ]В правительстве ответственность за регулирование сектора водоснабжения и канализации разделена между Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, отвечающим за водоснабжение для бытовых нужд; Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, отвечающее за развитие водных ресурсов, а также санитарии; Министерство окружающей среды, отвечающее за качество окружающей воды и охрану окружающей среды; и Министерство внутренних дел и коммуникаций, отвечающее за сравнительный анализ эффективности коммунальных предприятий.
В 2004 году Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения представило концепцию водоснабжения, «чтобы показать карту будущих целей, разделяемых всеми заинтересованными сторонами в сфере водоснабжения». В документе перечислен ряд проблем, таких как сокращение населения, сокращение инвестиций, старение объектов и старение рабочей силы. Он также отмечает, что нынешние меры по борьбе с землетрясениями недостаточны, некоторые реки уязвимы к частым засухам и что объекты необходимо лучше защищать от террористических атак. Видение рекомендует ряд мер, включая внедрение «обширных систем водоснабжения», комплексный подход к управлению качеством воды, дальнейшее продвижение сейсмостойкого строительства, повышение энергоэффективности и использование альтернативных источников энергии, дальнейшее снижение утечки воды и пересмотреть систему субсидирования «без повышения тарифов на воду». [23]
Ответственность за водоснабжение
[ редактировать ]В соответствии с Законом о водоснабжении муниципалитеты в принципе управляют бизнесом по водоснабжению. [1]
В декабре 2018 года Сейм принял поправки к Закону о водоснабжении. Этот пересмотр позволяет частным фирмам управлять услугами водоснабжения, поскольку многие государственные поставщики ухудшают свое управление и изо всех сил пытаются модернизировать устаревшие сооружения в условиях сокращения численности населения. [2] По данным Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, одна треть муниципальных органов власти, управляющих услугами водоснабжения, не смогли покрыть эксплуатационные расходы за счет счетов за воду, и ожидается, что ситуация будет еще больше ухудшаться из-за сокращения численности населения. [3] Ожидается, что этот пересмотр будет способствовать тому, чтобы местные власти поручили частным предприятиям взять на себя ответственность за услуги водоснабжения в своих районах, сохраняя при этом местные органы власти, чтобы разрешить такие проекты. [4] Однако эта редакция весьма спорна. Приватизация системы водоснабжения вызывает опасения по поводу роста цен и ухудшения тарифов на воду. [5] Несколько муниципалитетов в настоящее время рассматривают возможность введения этой новой схемы.
Освоение водных ресурсов и водоснабжение
[ редактировать ]Японское водное агентство (JWA) при Министерстве земли, инфраструктуры, транспорта и туризма строит плотины, дамбы, сооружения для освоения озер и болот, а также каналы. Компания также управляет и обслуживает эти объекты, поставляя воду другим организациям, например коммунальным предприятиям, которые распределяют ее конечным потребителям. JWA было создано по закону в 2003 году на смену Государственной корпорации по развитию водных ресурсов (WARDEC), созданной в 1962 году. [24]
Предоставление услуг
[ редактировать ]Обычно услуги питьевой воды и канализации предоставляются разными организациями. В 2007 году в Японии действовало 1572 предприятия водоснабжения и 3699 предприятий канализации. Количество канализационных предприятий превышает количество муниципалитетов, которых было всего 1804 по сравнению с 3232 в 1999 году. Более высокое количество предприятий может быть связано с тем, что слияние коммунальных предприятий отставало от слияния муниципалитетов. Коммунальными предприятиями могут быть либо компании, работающие на коммерческих принципах в соответствии с Законом о местных государственных предприятиях, либо департаменты местного самоуправления, подчиняющиеся государственной системе учета. Большинство предприятий водоснабжения и лишь немногие предприятия канализации (213) являются коммерческими компаниями. Лишь в нескольких городах, например в Киото , услуги питьевой воды и канализации предоставляются одной и той же организацией. [2] Есть также 102 предприятия по водоснабжению, которые часто являются департаментами префектур (например, в Осаке ), специальными органами водоснабжения (например, в Канагаве) или ассоциациями муниципалитетов. [25]
Очистка сточных вод
[ редактировать ]В Японии очисткой сточных вод управляет как национальное правительство, так и местные органы власти и муниципалитеты. Правительственными организациями, которые вносят вклад в политику очистки сточных вод на национальном уровне в Японии, являются Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения , Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма и Министерство окружающей среды .
Эффективность
[ редактировать ]Недоходная вода
[ редактировать ]Средняя доля недоходной воды в 2007 году составила 7,3%, варьируясь от менее 5% до 15%. Низкий уровень утечек воды, по сравнению с 18% в 1978 году, был достигнут за счет быстрого ремонта, который обычно проводится в тот же день, когда сообщается о подключении, а также за счет использования высококачественных материалов для труб. Целью правительства является снижение потерь до 2% для крупных коммунальных предприятий и до 5% для мелких коммунальных предприятий. [3] Япония, пожалуй, единственная страна в мире, которая также собирает общенациональные данные о неучтенных сточных водах, т.е. о количестве воды, которая ошибочно попадает в систему бытовой канализации, например, через соединения с ливневой канализацией или утечки грунтовых вод. Средний показатель неучтенной канализации составляет 12%, варьируясь от 6% в Сиге до 30% в Саппоро .
Производительность труда
[ редактировать ]Число сотрудников на 1000 подключений невелико по сравнению с другими странами: оно составляет 1,19 для предприятий водоснабжения и 0,62 для предприятий канализации, всего 1,81. Он варьируется от 1,1 в Фукуоке до 2,5 в Киото. [2] Это показатель высокой производительности труда. Одна из причин, почему эта цифра низкая, заключается в том, что такие виды деятельности, как текущая эксплуатация и техническое обслуживание, а также учет и выставление счетов, часто передаются на аутсорсинг. Уровень показателя был бы выше, а производительность труда была бы ниже, если бы в приведенные выше цифры были включены аутсорсинговые работники.
Сравнительный анализ производительности
[ редактировать ]В Японии существует национальная система оценки эффективности предприятий водоснабжения и канализации, которая действует в соответствии с Законом о местных государственных предприятиях.
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Возмещение затрат
[ редактировать ]В Японии проводится политика полного возмещения затрат на питьевую воду и канализацию за счет тарифов. Управление ливневыми водами считается общественным благом и, таким образом, финансируется за счет общих налоговых поступлений, а не за счет тарифов на воду и канализацию. Действующие системы учета четко различают эти два вида расходов, даже в системах с комбинированной канализацией. Рабочий коэффициент (доля эксплуатационных расходов в общих доходах) составляет в среднем 49% для предприятий водоснабжения и 67% для предприятий канализации, что указывает на здоровый профицит, доступный для амортизации активов, обслуживания долга и самофинансируемых инвестиций. Коэффициент окупаемости затрат составляет 97% по питьевой воде и 53% по канализации.
Тарифы и доступность
[ редактировать ]В 2006 году средний тариф на воду был эквивалентен 1,33 доллара США/м3 для воды и 1,13 доллара США/м3 для канализации. [2] Из-за отрицательного уровня инфляции в Японии в течение некоторых лет (например, между 2003 и 2006 годами) реальные тарифы увеличиваются, даже если номинальные тарифы остаются неизменными. Коммунальные предприятия не могут повышать тарифы сами, но должны получить одобрение на повышение тарифов от муниципальных советов. Совокупный счет за воду и канализацию составляет около 1% дохода семьи и поэтому считается доступным.
Финансирование
[ редактировать ]Инвестиции финансируются за счет облигаций, выпускаемых непосредственно муниципалитетами, или облигаций коммунальных предприятий, обеспеченных муниципалитетами; собственные ресурсы коммунальных предприятий; субсидии от национального правительства (например, гранты в размере не менее 50% на санитарию); и субсидии от муниципалитетов. Инвестиционные субсидии распространены в сфере санитарии и редко — в сфере водоснабжения. Частное финансирование остается исключением.
Платежи за экосистемные услуги
[ редактировать ]С 1970-х годов префектура Осака заплатила сумму, эквивалентную более 500 миллионам долларов США, за устойчивое управление лесами вокруг озера Бива, которое является источником реки Йодо , снабжающей Осаку питьевой водой. [26] Это одно из первых применений концепции платежей за экосистемные услуги , которое было реализовано задолго до того, как этот английский термин стал широко использоваться.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ. «Программа совместного мониторинга» . Проверено 28 декабря 2010 г.
Всемирная организация здравоохранения ; ЮНИСЕФ (2010). «Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии. Оценка охвата улучшение качества питьевой воды».{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мохамед Бенуахи и Сатору Уэда: Ответственное управление водоснабжением и санитарией: Опыт Японии , в: Вода в арабском мире. Перспективы управления и инновации, Всемирный банк, 2009, с. 131–156, получено 6 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: Технологии водоснабжения в Японии , получено 6 января 2011 г.
- ↑ Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: освещение , получено 6 января 2011 г.
- ^ Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) Аквастат: профиль страны Японии , глава о климате и водных ресурсах, 1997 г., получено 6 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство земли, инфраструктуры и транспорта: Текущее состояние водных ресурсов в Японии , ок. 2006, получено 6 января 2011 г.
- ↑ Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: Источники воды , получено 6 января 2011 г.
- ^ Министерство земли, инфраструктуры и транспорта: развитие водных ресурсов , ок. 2006, получено 6 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство земли, инфраструктуры и транспорта: Водный баланс в Японии , ок. 2006, получено 6 января 2011 г.
- ^ Министерство земли, инфраструктуры и транспорта: Проблемы водных ресурсов , ок. 2006, получено 6 января 2011 г.
- ↑ Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: Типы очистных сооружений , получено 6 января 2011 г.
- ^ Мотоюки Мизуочи: Маломасштабная технология очистки бытовых сточных вод в Японии и возможность передачи технологий , Азиатская группа исследований окружающей среды, Национальный институт экологических исследований, Япония, получено 6 января 2011 г.
- ^ «Японский образовательный центр экологической санитарии» . www.jeces.or.jp . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Такеучи, Харука; Танака, Хироаки (2020). «Повторное использование и переработка воды в Японии — история, текущая ситуация и перспективы на будущее» . Водный цикл . 1 . Эльзевир Б.В.: 1–12. дои : 10.1016/j.watcyc.2020.05.001 . HDL : 2433/287040 . ISSN 2666-4453 .
[В 2020 году] увеличение расхода воды является наиболее распространенным применением очищенной воды в Японии.
- ^ Хироши Огава: Очистка бытовых сточных вод компанией Johkasou Systems в Японии , получено 6 января 2011 г.
- ^ Мотоюки Мизуочи: Маломасштабная технология очистки бытовых сточных вод в Японии и возможность передачи технологий , Азиатская группа исследований окружающей среды, Национальный институт экологических исследований, Япония, получено 6 января 2011 г.
- ^ «Водные ресурсы ЯПОНИИ» . www.mlit.go.jp. Проверено 15 августа 2021 г.
- ↑ Водосток 8-го века, обнаруженный на руинах дворца в Наре, подтверждает связь здания с древним правительством.
- ↑ Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: Развитие современных водопроводных сетей , получено 6 января 2011 г.
- ↑ Японское водное агентство: История , получено 6 января 2011 г.
- ↑ Глобальный справочник архитекторов: Плотина Миягасе , получено 6 января 2011 г.
- ^ Министерство земли, инфраструктуры и транспорта: Водные ресурсы Японии. История использования воды , получено 6 января 2011 г.
- ↑ Краткое изложение концепции Waterworks , июнь 2004 г., получено 6 января 2011 г.
- ^ Японское водное агентство: История JWA , получено 6 января 2011 г.
- ↑ Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения: виды услуг водоснабжения , получено 6 января 2011 г.
- ^ ОЭСР : Обзор экологической деятельности Японии, Вставка 2: Плата за экосистемные услуги - река Йодо , 2010 г., получено 6 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]