Водоснабжение и канализация в Германии
Германия : Вода и санитария | ||
---|---|---|
![]() | ||
![]() | ||
Данные | ||
Водообеспеченность (широкое определение) | 100% | |
Охват санитарными услугами (широкое определение) | 100% | |
100% | ||
Среднее городское потребление воды (литр на душу населения в день) | 121 (2010) [1] | |
Средний городской счет за воду и канализацию | 32 евро/месяц [2] | |
Доля бытовых приборов учета | 100% | |
Недоходная вода | 7% (2001) | |
Доля собранных сточных вод, очищенных | 100% | |
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и канализацию | 100 евро/душа | |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | 100% | |
Доля налогового финансирования | 0% | |
Доля внешнего финансирования | 0% | |
Учреждения | ||
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Полный | |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Никто | |
Регулятор водоснабжения и канализации | Никто | |
Ответственность за разработку политики | Не четко определено | |
Отраслевое право | Никто | |
Количество поставщиков услуг | около 6000 |
Общественное водоснабжение и канализация в Германии являются универсальными и качественными. Некоторыми характерными особенностями этого сектора по сравнению с другими развитыми странами являются очень низкое потребление воды на душу населения, высокая доля передовой очистки сточных вод и очень низкие потери при распределении. Ответственность за водоснабжение и канализацию лежит на муниципалитетах, деятельность которых регулируется государством. Профессиональные ассоциации и ассоциации коммунальных предприятий играют важную роль в этом секторе. Как и в других странах ЕС, большинство стандартов, применимых к этому сектору, установлены в Брюсселе (см. Водную политику ЕС ). Последние события включают тенденцию к созданию коммерческих коммунальных предприятий в рамках частного права и усилия по модернизации сектора, в том числе посредством более систематического сравнительного анализа .
Доступ к воде и канализации
[ редактировать ]Городской (88% населения) | Сельский (12% населения) | Общий | ||
---|---|---|---|---|
Вода | Широкое определение | 100% | 100% | 100% |
Подключения к дому | 100% | 97% | 100% | |
Санитария | Широкое определение | 100% | 100% | 100% |
Канализация | 94 | 93% | 93% |
Источник : Совместная программа мониторинга ВОЗ / ЮНИСЕФ ( JMP /2006). Данные по воде и санитарии основаны на базе данных «Здоровье для всех» , Европейское региональное бюро ВОЗ (1990).
Доступ к безопасной воде и адекватной канализации в Германии является универсальным. Более 99 процентов пользователей подключены к общественной системе водоснабжения. Остальное обслуживается частными колодцами. 93 процента пользователей подключены к канализации. Остальная часть подключена к различным типам локальных санитарно-технических систем. [3]
Использование воды
[ редактировать ]Около 80 процентов общественного водопользования приходится на жилых и мелких коммерческих пользователей. Остальное приходится на отрасли промышленности, снабжающие воду из общественных систем водоснабжения (14 процентов) и других пользователей (6 процентов). [4]
Использование воды в жилых и малых коммерческих целях является вторым по величине среди 14 европейских стран. [5] и лишь часть того, что есть в Северной Америке. Несмотря на прогнозы об увеличении потребления воды на душу населения, фактически потребление снизилось со 145 литров на душу населения в день в 1990 году до всего лишь 121 литра на душу населения в день в 2010 году. [1]
Низкое потребление воды имело некоторые негативные последствия для эксплуатации, здоровья и даже окружающей среды. В процессе эксплуатации канализацию необходимо время от времени промывать нагнетаемой питьевой водой во избежание застоя неочищенных сточных вод. Что касается здоровья, существуют опасения по поводу загрязнения питьевой воды из-за низкого расхода воды. Что касается окружающей среды, то в некоторых городах, таких как Берлин, уровень грунтовых вод поднимается и наносит ущерб фундаментам зданий из-за уменьшения откачки грунтовых вод коммунальными предприятиями. [6]
Водные ресурсы и коммунальное водоснабжение
[ редактировать ]
В Германии нет недостатка в воде, за исключением периодических локальных засух. Коммунальные предприятия водоснабжения добывают лишь 3 процента общих возобновляемых водных ресурсов Германии, или 5,4 миллиарда кубических метров из 182 миллиардов кубических метров в год. [7]

Источниками коммунального водоснабжения являются:
- 65% из подземных вод
- 9% от источников
- 5% за счет береговой фильтрации , т.е. из колодцев, расположенных вблизи рек и озер, забирающих преимущественно поверхностные воды.
- 20% из поверхностных вод [3] [8]
Качество обслуживания
[ редактировать ]Водоснабжение в Германии непрерывное, с хорошим напором, а качество питьевой воды отличное, о чем свидетельствует всеобщее соответствие директиве ЕС о питьевой воде. Очистка сточных вод универсальна. 94 процента городских сточных вод очищаются в соответствии с самыми высокими стандартами ЕС, включая удаление питательных веществ, что намного выше, чем во Франции (36 процентов) или в Англии и Уэльсе (39 процентов). [9]
Восприятие потребителей
[ редактировать ]По данным национального опроса бизнес-ассоциации BDEW , проведенного в 2007 году. [10] (Барометр клиентов BDEW) 92% клиентов были удовлетворены или очень довольны качеством своей питьевой воды. 82% были удовлетворены или очень довольны услугами, предоставляемыми их поставщиками питьевой воды. 79% были удовлетворены или очень довольны услугами, предоставляемыми их предприятиями по очистке сточных вод. Опрос также показал, что клиенты существенно завышают стоимость услуг водоснабжения и водоотведения по сравнению с реальной ценой. [11]
Человеческие ресурсы
[ редактировать ]По оценкам, общее число тех, кто непосредственно занят в немецких предприятиях водоснабжения и канализации, намного превышает 100 000 человек. [12]
Инфраструктура
[ редактировать ]Протяженность сети питьевого водоснабжения в Германии оценивается более чем в 500 000 км. Длина канализационной сети в 2004 году оценивалась Федеральным статистическим управлением в 515 000 км и распределялась следующим образом:
- 238 000 км комбинированной канализации
- 171 000 км канализации
- 106 000 км ливневой канализации
В 2004 году в Германии было 9994 очистных сооружения. [13]
Ответственность
[ редактировать ]Предоставление услуг
[ редактировать ]Общественное водоснабжение и канализация в Германии являются обязанностью муниципалитетов , которых в 2008 году насчитывалось более 12 000. Более мелкие муниципалитеты часто объединяются в муниципальные ассоциации для предоставления услуг водоснабжения и/или канализации. Муниципалитеты или муниципальные ассоциации, в свою очередь, могут делегировать эти обязанности муниципальным компаниям, частным компаниям или государственно-частным партнерствам.
В Германии насчитывается около 6400 государственных поставщиков услуг водоснабжения и около 6900 поставщиков услуг канализации. [14] За некоторыми исключениями, услуги водоснабжения и санитарии обычно предоставляются разными организациями в одном и том же населенном пункте, при этом счета за санитарные услуги взимаются водоканалом от имени организации, отвечающей за санитарию.
Водоснабжение
[ редактировать ]Среди 1266 крупных поставщиков услуг водоснабжения около 15 процентов являются муниципальными предприятиями публичного права (Eigenbetriebe); 16 процентов — межмуниципальные коммунальные предприятия (Zweckverbände); 63 процента относятся к коммунальным предприятиям, находящимся в частном или смешанном праве, в частной, государственной или смешанной собственности; [15] и 6 процентов составляют водные и земельные ассоциации (Wasser- und Bodenverbände). Лишь 3,5 процента поставщиков услуг находились в полной частной собственности (данные по компаниям со смешанной формой собственности, которая становится все более распространенной формой собственности, отсутствуют).
Санитария
[ редактировать ]В отличие от общественного водоснабжения, санитария считается суверенной основной обязанностью (hoheitliche Kernaufgabe) муниципалитетов в Германии. Это означает, что, в отличие от водоснабжения, оно освобождено от НДС и корпоративных налогов. Это также означает, что компании частного права не могут напрямую предоставлять санитарные услуги. Таким образом, подавляющее большинство муниципалитетов обеспечивают канализацию непосредственно через муниципальные департаменты санитарии (Regiebetrieb). Менее 10 процентов из 6000 поставщиков услуг канализации являются коммунальными предприятиями согласно публичному праву, и ни одно из них не является коммунальным предприятием согласно частному праву. Однако муниципалитеты или муниципальные коммунальные предприятия могут подписывать эксплуатационные контракты (Betreiberverträge) с частными компаниями. Из 900 крупнейших поставщиков услуг канализации около 10 процентов подписали такие контракты на услуги канализации и 12 процентов на услуги очистки сточных вод.
Примеры крупных поставщиков услуг водоснабжения и канализации
[ редактировать ]Крупнейшей частной государственной компанией водоснабжения является Gelsenwasser AG, хотя 92,9% ее акций по-прежнему принадлежат различным муниципалитетам. [16] которая представляет собой многофункциональную компанию (водоснабжение, канализация и распределение природного газа), обслуживающую 3,2 миллиона жителей земли Северный Рейн-Вестфалия по концессионным соглашениям с 39 муниципалитетами и многими другими населенными пунктами по всей Германии и за рубежом. [17]
Примером крупного многофункционального предприятия, находящегося в государственной собственности (производство и распределение воды, электроэнергии, распределения природного газа) является компания Mainova AG во Франкфурте . [18]
Berliner Wasserbetriebe, учреждение публичного права ( Anstalt des public Law ), является крупнейшим поставщиком коммунальных услуг водоснабжения после его ремуниципализации в 2013 году. [19] обеспечивая 3,5 миллиона человек водой и 3,9 миллиона человек услугами санитарии. [20]
Политика и регулирование
[ редактировать ]Ответственность за разработку политики в области общественного водоснабжения и канализации в Германии разделена между ЕС , федеральным правительством и правительствами земель (Länder). (Более подробную информацию о роли земель и муниципалитетов см. в Землях Германии ). ЕС устанавливает рамочное законодательство по качеству воды и управлению водными ресурсами (см. Водную политику ЕС ). Однако организация общественного водоснабжения и канализации остается прерогативой государств-членов ЕС. Немецкие земли (земли) играют ключевую роль в этом секторе, устанавливая, среди прочего, правовую основу для утверждения тарифов. Муниципалитеты, которым по закону поручено предоставление услуг, играют косвенную роль в влиянии на политические позиции, связанные с водоснабжением и санитарией, через свои влиятельные муниципальные ассоциации (Deutsche Städtetag, представляющий крупнейшие города и поселки, и Deutscher Städte- und Gemeindebund, представляющий более мелкие города и поселки).
В Германии нет автономных регулирующих органов в области водоснабжения и канализации на уровне земель или федеральном уровне. Недавно созданное федеральное агентство по регулированию сетевых отраслей ( Федеральное сетевое агентство ) охватывает телекоммуникации, почтовые услуги, электроэнергетику, газ и железную дорогу. Он не распространяется на водоснабжение и канализацию, поскольку это обязанность государств. Тарифы на воду и водоотведение утверждаются в каждом штате с использованием различных процедур, обычно отделом Министерства экономики штата после рассмотрения запроса на повышение тарифов независимым аудитором. В городах-государствах ( Берлин , Гамбург , Бремен ) это означает, что министр (называемый сенатором) экономики одновременно требует повышения тарифов в качестве председателя правления коммунального предприятия, а также одобряет его, что представляет собой конфликт интересов. В случае некоторых частных коммунальных предприятий тарифы устанавливаются взаимосогласованным арбитром на основе профессионального мнения аудитора.
Качество питьевой воды контролируется департаментами общественного здравоохранения муниципалитетов и графств (Landkreise). Экологический мониторинг во многом основан на самоконтроле, который доказал свою надежность, а также на периодических пробах, проводимых министерствами окружающей среды штатов.
Бизнес-ассоциации
[ редактировать ]Отраслевые ассоциации и профессиональные ассоциации также играют важную роль в саморегулировании сектора водоснабжения и канализации (verbandliche Selbstverwaltung). В начале 2007 года в этом секторе действовало шесть ассоциаций. В их число входят две отраслевые ассоциации: Ассоциация предприятий электроэнергетики и водоснабжения BDEW и ВКУ (ассоциация коммунальных предприятий); две профессиональные ассоциации: DWA (профессиональная ассоциация водоснабжения и санитарии), BVGW (профессиональная ассоциация газа и воды); и две ассоциации, специализирующиеся на подсекторах: ATT (рабочая группа операторов плотин, обеспечивающих питьевую воду) и DBVW (ассоциация ассоциаций земельных и водных ресурсов). В частности, две профессиональные ассоциации играют важную роль, помогая в разработке технических норм, а в последнее время и в сравнительном анализе производительности .
Последние события: дебаты о либерализации и модернизации
[ редактировать ]Исследование, проведенное по заказу Министерства экономики в 2000 году, предложило либерализовать водный сектор Германии, разрешив конкуренцию, аналогичную конкуренции в секторах телекоммуникаций и электроэнергетики. [21] Это предложение встретило резкую критику, в том числе со стороны Федерального агентства по охране окружающей среды (UBA) и ассоциаций муниципалитетов, которые утверждали, что либерализация может повлечь за собой препятствия для защиты здоровья и окружающей среды. [22] Предложение о либерализации не получило дальнейшего развития. Однако государственно-частное партнерство продолжало приобретать все более широкое распространение и сохранялась тенденция к созданию частных предприятий водоснабжения (коммерциализация).
В ответ на дебаты о либерализации Федеральный парламент Германии ( Бундестаг ) в 2001 году принял решение, поддержанное Партией зеленых и Социал-демократами ( СДПГ ) об устойчивом водоснабжении и санитарии (nachhaltige Wasserwirtschaft). Решение отклонило либерализацию водоснабжения. сектор, но также призвал к слиянию более мелких поставщиков услуг, повышению конкурентоспособности и общей модернизации сектора, в том числе посредством систематического сравнительного анализа эффективности . [23] В 2005 году шесть профессиональных ассоциаций подписали декларацию о содействии сравнительному анализу, основанному на методологии, разработанной Международной водной ассоциацией.
Эффективность
[ редактировать ]Потери воды
[ редактировать ]Потери воды в распределительной сети оцениваются всего в 7 процентов в 2001 году по сравнению с 11 процентами в 1991 году. [24] Согласно исследованию, проведенному по заказу BGW, потери составляют 19 процентов в Англии/Уэльсе, 26 процентов во Франции и 29 процентов в Италии. [25] Это будут самые низкие потери воды не только в четырех странах, но и в мире. [26] В исследовании говорится, что его методология позволяет провести точное сравнение, включая воду, используемую для промывки труб и для тушения пожаров. Это соответствует определению Международной водной ассоциации « недоходной воды» , которое включает в себя разрешенное неучтенное потребление, например, для промывки и пожаротушения.
Бенчмаркинг
[ редактировать ]Бенчмаркинг проводился немецкими коммунальными предприятиями в течение длительного периода, но не на комплексной и систематической основе. В 1998 году Федеральное министерство образования и исследований совместно с Институтом экономических исследований RWI и 14 предприятиями водоснабжения инициировало конкурс идей по снижению затрат на водоснабжение. Он разработал набор критериев для оценки сильных и слабых сторон отрасли. Участвующие коммунальные предприятия заявляют, что за два-три года они сократили свои эксплуатационные расходы примерно на 5 процентов. [27] Профессиональные ассоциации DVGW и DWA совместно создали добровольную систему сравнительного анализа, которая обеспечивает конфиденциальность данных отдельных компаний. Ассоциации считают эту систему весьма успешной.
Тарифы и возмещение затрат
[ редактировать ]Правовая база
[ редактировать ]По закону ( Kommunalabgabengesetze или Betriebsgesetze der Länder ) тарифы должны покрывать полные затраты на водоснабжение и канализацию, включая замену капитала и вознаграждение акционерного капитала. Законы различных штатов не предусматривают пересмотр уровня эффективности инвестиций и деятельности в рамках процедуры утверждения тарифов. Некоторые штаты также взимают плату за ресурсы за забор подземных вод, которую коммунальные предприятия перекладывают потребителям. [28] Однако за забор поверхностных вод такая плата не взимается.
Коммунальные предприятия также платят плату за сброс сточных вод, размер которой зависит от степени загрязнения сбрасываемых очищенных сточных вод. Предполагается, что плата за сброс будет стимулировать очистку воды сверх того, что требуется по закону ( Abwasserabgabengesetz ). На его долю приходится около 3 процентов общих расходов на санитарию.
Уровни тарифов
[ редактировать ]В 2004 году тарифы на воду в среднем составляли 1,81 евро за кубический метр, включая НДС , а тарифы на канализацию - в среднем 2,14 евро за кубический метр. [29]
По данным NUS Consulting, тарифы на воду в Германии (без учета канализации) были самыми высокими среди 16 стран, в основном стран ОЭСР, и составляли эквивалент 2,25 доллара США за кубический метр, что примерно соответствует тарифам в Дании.
Однако, согласно исследованию, проведенному немецкой промышленной ассоциацией BGW в 2006 году, средний счет за воду для домохозяйств в Германии составлял всего 82 евро в год, что ниже, чем во Франции или в Англии и Уэльсе, но выше, чем в Италии. Исследование показывает, что субсидии более распространены в трех сравниваемых странах, а уровень услуг ниже. Принимая во внимание эти различия, стоимость подачи воды при уравненном уровне обслуживания составит 84 евро в Германии, 106 евро во Франции и Англии/Уэльсе и 74 евро в Италии. [25] Очевидное несоответствие между более высокими удельными тарифами и более низкими счетами обусловлено более низким потреблением воды в Германии. Тарифы на воду оставались стабильными в реальном выражении на протяжении последних десяти лет.
Сравнение годовых счетов за воду и канализацию на душу населения в четырех странах ЕС
Тариф на воду | Канализационный тариф | Общий | |
Германия | 85 евро | 111 евро | 196 евро |
Англия и Уэльс | 95 евро | 93 евро | 188 евро |
Франция | 85 евро | 90 евро | 175 евро |
Италия | 59 евро | 40 евро | 99 евро |
Источник: Metropolitan Consulting Group: Сравнение европейских цен на воду и водоотведение, 2006 г. [25]
Что касается санитарии, неуравненные тарифы на сегодняшний день являются самыми высокими в Германии и составляют 111 евро в год. Однако уравненные затраты за вычетом субсидий самые высокие в Англии и Уэльсе (138 евро), за ними следуют Франция (122 евро), Германия (119 евро) и Италия (85 евро).
Измерение
[ редактировать ]Счетчики широко распространены в Германии и почти универсальны для домов на одну семью. Однако во многих квартирах нет собственных счетчиков, поэтому домохозяйства, живущие в квартирах, где измеряется только потребление всего дома, имеют мало финансовых стимулов экономить воду.
Инвестиции и финансирование
[ редактировать ]В 2005 году инвестиции составили 7,8 миллиарда евро, в том числе 5,5 миллиарда евро в канализацию и 2,3 миллиарда евро в водоснабжение. [30] Финансирование осуществляется преимущественно за счет долга и, в конечном счете, за счет платы за пользование. Коммерческий долг выпускается непосредственно муниципалитетами в форме муниципальных облигаций (Kommunalanleihen) или коммунальными предприятиями. Банк развития KfW также предоставляет долгосрочные кредиты сроком до 30 лет (Коммуналкредит) для муниципальных инвестиций, включая водоснабжение и канализацию.
По данным профессиональных ассоциаций отрасли, инвестиционного отставания (Investitionsstau) нет.
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Федеральное статистическое управление Германии (18 ноября 2012 г.). «Общая экономика и окружающая среда - Управление водными ресурсами - Управление водными ресурсами - Федеральное статистическое управление (Дестатис)» . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ На основе годового счета за воду и канализацию в размере 196 евро на человека и двух человек на семью. Более подробную информацию о счетах за воду и канализацию смотрите в разделе «Тарифы».
- ^ Перейти обратно: а б «Федеральное статистическое управление» . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 г. Проверено 5 января 2007 г.
- ^ Имидж отрасли, с. 13
- ^ Имидж отрасли, с. 12
- ^ Запись в немецкой Википедии о потреблении питьевой воды и Федеральном статистическом управлении. [1]
- ^ Имидж отрасли, с. 8
- ^ Имидж отрасли, с. 11
- ^ Изображение отрасли с. 26
- ^ «Энергоэффективное судоходство: защита климата впереди» (на немецком языке) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Имидж отрасли», 2008 г. , с. 27-34
- ^ «Имидж отрасли», 2008 г. , с. 10
- ^ «Имидж отрасли», 2008 г. , с. 37-39
- ^ Фотография отрасли, 2008 г. , стр. 12-13.
- ^ ATT/BGW/DBVW/DVWG/DWA/VKU: Профиль водной отрасли Германии, 2005 г. , стр. 14
- ^ 4 трейдера. «ГЕЛЬЗЕНВАССЕР: Акционеры, члены правления и должностные инструкции | OXWWG | DE0007760001 | 4-Traders» . ch.4-traders.com . Проверено 4 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гельзенвассер АГ
- ^ Mainova AG
- ^ Томсен, Ян. «Berliner Wasserbetriebe BWB: Берлин выкупает воду» . Berliner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ Берлинер Вассербетрибе
- ^ BMWi/Evers et al. 2000 г.
- ^ ОТЕЦ
- ^ Бундестаг 2001 г.
- ^ Имидж отрасли, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б с BDEW Федеральная ассоциацияУправление энергетикой и водными ресурсами e. V.: Сравнение европейских цен на воду и водоотведение (VEWA). Архивировано 19 июня 2011 г. на Wayback Machine , 2006 г., получено 8 января 2014 г.
- ^ Международная сеть сравнительного анализа
- ^ БМБФ
- ^ Имидж отрасли, с. 40
- ^ Имидж отрасли
- ^ «Имидж отрасли», 2008 г. , с. 56-57
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Профиль водного сектора Германии 2011 г. – Резюме
- Федеральное агентство по охране окружающей среды УБА – техническое агентство при Минприроды УБА
- DVGW — Ассоциация специалистов и коммунальных предприятий в сфере газораспределения и водоснабжения, которая помогает федеральному правительству в установлении технических норм, обеспечивает обучение и способствует профессиональному развитию своих членов . DVGW
- DWA - Ассоциация профессионалов в области водоснабжения, санитарии и управления водными ресурсами, которая помогает федеральному правительству в установлении технических норм, обеспечивает обучение и способствует профессиональному развитию своих членов . DWA
- ВКУ - Ассоциация муниципальных предприятий электроэнергетики, газа, водоснабжения и канализации ВКУ.