Водоснабжение и канализация в Греции
Греция : Вода и канализация | ||
---|---|---|
![]() | ||
![]() | ||
Данные | ||
Доступ к улучшенному источнику воды | 100% | |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 100% | |
Непрерывность поставок (%) | нет в наличии | |
Среднее городское потребление воды (л/ц/сут) | нет в наличии | |
Средний тариф на воду и канализацию (долл. США/м3) | 1,34 (в Афинах и Салониках, 2007 г.) | |
Доля бытовых приборов учета | нет в наличии | |
Ежегодные инвестиции в ВСС | нет в наличии | |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | низкий | |
Доля налогового финансирования | высокий | |
Доля внешнего финансирования | нет в наличии | |
Учреждения | ||
Децентрализация | Да | |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Нет | |
Регулятор водоснабжения и канализации | Нет | |
Ответственность за разработку политики | Министерство окружающей среды, Министерство внутренних дел | |
Отраслевое право | ||
Количество поставщиков городских услуг | 230 | |
Количество сельских поставщиков услуг | нет в наличии |
Водоснабжение и канализация в Греции отличаются разнообразием. В то время как Афины получают воду из ряда водохранилищ , некоторые из которых расположены в 200 км, некоторые небольшие острова снабжаются водой из танкеров . Греция страдает от повторяющихся засух , последняя из которых произошла в 2007 году. ЕС поддерживал строительство многочисленных станций очистки сточных вод с 1990-х годов, чтобы достичь экологических стандартов ЕС. Хотя сброс сточных вод в крупнейших городах сейчас соответствует этим стандартам, некоторые более мелкие города все еще отстают.
В Афинах и Салониках за водоснабжение и канализацию отвечают два государственных предприятия – EYDAP и EYATH. Компании, акции которых котируются на Афинской фондовой бирже, получают прибыль, несмотря на низкие тарифы, отчасти благодаря инвестиционным субсидиям со стороны государства. За пределами двух крупнейших городов за водоснабжение и канализацию отвечают 230 различных муниципальных предприятий. В рамках так называемого плана Калликратиса по реформе местного самоуправления более мелкие муниципалитеты и муниципальные коммунальные предприятия должны быть объединены в более крупные единицы. мешает Финансовый кризис в Греции греческим коммунальным предприятиям повышать тарифы, обеспечивать погашение задолженности и обслуживать свой долг.
Водные ресурсы
[ редактировать ]В среднем Греция располагает весьма обильными водными ресурсами – 58 млрд куб. м в год (1977–2001 гг.), из которых страна использует лишь 12 процентов. Из них 87 процентов используется сельским хозяйством, 3 процента - промышленностью и только 10 процентов (или 1,2 процента от общего объема водных ресурсов) - для муниципального водоснабжения. [1] Однако среднее значение маскирует существенные различия между годами, сезонами и регионами. Водные ресурсы особенно скудны на греческих островах, некоторые из которых снабжаются танкерами или перешли на опреснение морской воды. Засухи являются периодическим явлением по всей Греции, включая засуху 1993 года, которая считалась самой сильной за последние 50 лет, и еще одну засуху в 2007 году.

Водные источники Афин
[ редактировать ]Поскольку местных источников воды недостаточно и чтобы застраховаться от риска засухи, агломерация столицы Афин, где проживает более трети населения Греции, снабжается пятью различными источниками воды, самый удаленный из которых расположен почти в 200 м от города. км. Пять источников:
- Озеро Марафон недалеко от города с эксплуатационной емкостью 34 миллиона кубических метров и пропущено с 1931 года через туннель Бояти.
- Озеро Юлики в 60 км к северо-западу от столицы с эксплуатационной мощностью 590 миллионов кубометров и эксплуатируется с 1959 года.

- Водохранилище Морнос в 192 км к западу от Афин с эксплуатационной емкостью 670 миллионов кубических метров, добываемое с 1980 года через систему туннелей и каналов.
- водохранилище Эвинос с эксплуатационной емкостью 113 миллионов кубических метров, завершенное в 2001 году и соединенное туннелем с водохранилищем Морнос.
- 105 скважин на трех месторождениях, которые используются только в аварийных ситуациях.
Из-за необходимости перекачивать большие объемы воды на большие расстояния и в горы, водопроводная компания Афин является вторым по величине потребителем электроэнергии в Греции. [2]
Салоники частично снабжаются рекой Алиакмон . [3]

Эгейские острова частично снабжаются местными источниками подземных вод. Однако некоторые более мелкие острова не имеют достаточных водных ресурсов, и их приходится снабжать танкерами по высокой цене. Например, по состоянию на 2008 год острова Кимолос , Ираклея , Скойнусса , Сими , Халки , Патмос и Кастелоризо (Мегисти) частично или полностью снабжались танкерами. Опреснение морской воды с использованием возобновляемых источников энергии является новым вариантом для этих островов. Небольшая плавучая опреснительная установка с приводом от ветра была построена в качестве пилотного проекта в 2008 году и поставлена на якорь у берегов Ираклеи. [4] [5] Исторически жители греческих островов также собирали зимние дожди с крыш для использования летом.
Запасы воды
[ редактировать ]Ниже представлена таблица с исторической статистикой EYDAP из водохранилищ Юлики , Морнос , Марафон и Эвинос .
Год | 1990 | 1995 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Запасы в резервуарах в м3 на 22/07 каждый [6] | 208.819.336 | 486.498.532 | 953.509.591 | 609.218.989 | 780.554.000 | 1.029.267.000 | 1.125.251.000 | 1.127.942.000 | 1.264.910.000 | 1.156.328.000 | 1.309.174.000 | 1.183.536.000 | 1.062.005.000 | 1.145.429.000 | 1.308.280.000 | 1.153.375.000 | 1.170.790.000 | 1.221.029.000 | 1.018.876.000 | 761.450.000 |
Институциональная ответственность
[ редактировать ]Политическая ответственность . В правительстве Греции Министерство окружающей среды отвечает за управление водными ресурсами, а Министерство внутренних дел отвечает за надзор за муниципалитетами, которые отвечают за предоставление услуг водоснабжения и санитарии. Министерство финансов играет важную роль в предоставлении субсидий для инвестиций.
Ответственность за предоставление услуг . Услуги водоснабжения и канализации в Греции предоставляются 230 коммунальными предприятиями. Крупнейшим коммунальным предприятием является Афинская компания водоснабжения и канализации (EYDAP SA), обслуживающая 4 миллиона жителей, за ней следует Компания водоснабжения и канализации Салоник (EYATH SA), обслуживающая около одного миллиона жителей. Обе компании покупают сырую воду у правительства Греции, которое управляет плотинами и трубопроводами, необходимыми для хранения и транспортировки сырой воды. Большинство акций EYDAP и EYATH принадлежат государству. Частные компании и частные лица владеют миноритарными долями в размере 39% в случае EYDAP и 10% в случае EYATH (включая 5%, принадлежащих французской компании SUEZ ). Акции обеих компаний котируются на Афинской фондовой бирже. [7] Крупнейшим акционером EYDAP в настоящее время является хедж-фонд Хэнка Полсона , который купил 9,9% акций в мае 2014 года у Piraeus Bank , который, в свою очередь, получил акции, когда спас обанкротившийся Сельскохозяйственный банк Греции в 2012 году. [8]
4 миллиона греков обслуживаются 230 муниципальными компаниями под названием DEYA. Греческий союз муниципальных предприятий водоснабжения и канализации (ЭДЕЯ), основанный в 1989 году, представляет 155 ДЕЯ. [9] около 1000 В Греции муниципалитетов , в некоторых из них проживает менее 100 человек.
Объединение коммунальных предприятий . Так называемый план Калликратиса, одобренный в мае 2010 года, предусматривает изменение границ греческих муниципалитетов и предоставление им большего количества ресурсов и ответственности. Согласно плану, который должен вступить в силу уже в январе 2011 года, ожидается, что количество DEYA будет сокращено за счет слияний с 230 до 142. Еще в 1997 году, когда был принят так называемый закон Каподистрии, число DEYA составляло всего 80. увеличили их число. Многие из созданных в то время муниципальных предприятий были небольшими и столкнулись с финансовыми трудностями из-за низких тарифов и чрезмерного найма сотрудников. [ нужна ссылка ] . В документе Министерства финансов Греции от 2010 года обсуждается возможность создания холдинговой компании под названием Hellenic Waters SA для всей страны, включая EYATH, EYDAP и DEYA. [7]
Влияние финансового кризиса в Греции 2010 года и запланированной приватизации
[ редактировать ]В результате финансового кризиса в Греции правительство хочет приватизировать EYDAP и EYATH. В июне 2010 года Министерство финансов объявило, что сократит свою долю в двух компаниях до 51% в рамках более широкой греческой программы приватизации. В 2012 году парламент Греции даже проголосовал за полную продажу компаний. В мае 2013 года два консорциума прошли предварительную квалификацию на покупку коммунальных услуг: один возглавлял частная французская компания водоснабжения Suez Environnement , а другой — государственная израильская компания водоснабжения Mekorot . [10] Гражданская инициатива под названием «Инициатива 136» также хочет купить EYATH, но она не прошла предварительную квалификацию. Его название происходит от 136 евро, что представляет собой оценочную стоимость акций EYATH, которые должны были быть проданы первоначально, – 50 миллионов евро – разделенную на количество потребителей воды. [11] Костас Мариоглу, профсоюзный лидер и активист «Инициативы 136», настаивает на том, что инициатива не хочет сохранить статус-кво «государственной компании, руководство которой является политическим назначением без опыта работы в сфере водоснабжения, плохо управляет компанией, прежде чем перейти к другая партийная позиция». [12] Вместо этого он хочет создать прозрачное, демократическое некоммерческое предприятие. Необязательный референдум по приватизации воды
в Салониках состоится 9 мая 2014 года. Мэры заявили о своем несогласии с приватизацией, а местный опрос показал, что 76% респондентов высказали неблагоприятное мнение о приватизации. [13] Другие коалиции, такие как SOSte to nero («Спасите воду») и «Спасите греческую воду», также выступают против приватизации. Диана Д'Аррас, вице-президент Суэца, пообещала ежегодные инвестиции в размере от 25 до 50 миллионов евро, а также создание 4000 рабочих мест за счет приватизации.
. Эти обещания были высмеяны критиками как совершенно нереалистичные. [14] В мае 2014 года Государственный совет Греции заблокировал передачу доли правительства в его приватизационный фонд — Фонд развития активов Греческой Республики . [15] слияние EYDAP с Салоникской компанией водоснабжения и канализации (EYATH). После этого решения вместо этого было принято во внимание [16] Новое правительство отменило приватизацию. Осталось заявить 67% EYDAP и 74% EYATH.
EYDAP и EYATH объявили о прибыли с тех пор, как они были частично приватизированы в 2000 году. В 2009 году EYDAP сообщила о прибыли после уплаты налогов в размере 6 миллионов евро, а EYATH, хотя и намного меньшая, объявила о прибыли после уплаты налогов в размере 14 миллионов евро. [7] В 2012 году прибыль EYATH после уплаты налогов составила 17,8 миллиона евро, а доход составил 75 миллионов евро. [10] Правительство предоставило значительные инвестиционные субсидии. Например, закон, учредивший EYDAP, обязывал государство субсидировать 60% своих капитальных расходов либо за счет фондов ЕС, либо за счет греческих фондов. Однако в 2010 году субсидии для DEYA были сокращены на 37% до 23 миллионов евро. Многие коммунальные предприятия испытывают трудности с погашением своих кредитов, учитывая сокращение субсидий и политические трудности, связанные с повышением тарифов во время экономического кризиса. Кроме того, денежные поступления могут снизиться из-за трудностей со сбором счетов от клиентов, чьи доходы сократились из-за сокращения заработной платы в государственном секторе. [7]
Тарифы на воду и водоотведение в Афинах и Салониках представляют собой повышающиеся блочные тарифы, при которых более высокие тарифы взимаются за более высокие блоки потребления. При потреблении 20 кубических метров в месяц комбинированный тариф на воду и канализацию для жилых помещений в 2013 году составлял 1,20 евро за кубический метр в Афинах и 1,59 евро за кубический метр в Салониках. Для сравнения: 1,24 евро в Риме, 1,57 евро в Лиссабоне, 1,57 евро в Лиссабоне, 1,57 евро за кубический метр в Салониках. 1,62 в Мадриде и 3,24 евро в Париже. Большинство тарифов на воду в небольших городах ниже, чем в Афинах и Салониках. [17] По данным профсоюзов, тарифы на воду в Салониках утроились с 2001 по 2014 год. [13] Согласно одному отчету, EYATH якобы «поставляет самую дешевую воду в Европе», хотя на самом деле ее тарифы выше, чем, например, в Риме, и одни из самых высоких в Греции. Прибыль компании частично обусловлена сокращением штата с 650 сотрудников в 1998 году до всего лишь 250 в 2013 году из-за приостановки приема на работу: на весь город осталось всего 11 сантехников. Снижение произошло, несмотря на рост сферы обслуживания. [10]
By the end of 2023, the shares of EYDAP and EYATH returned to the state.
Экологические аспекты
[ редактировать ]Греция отстает в выполнении Директивы Европейского Союза по очистке городских сточных вод от 1991 года, которая требовала очистки всех городских сточных вод к 2005 году. Крупнейшие города соблюдают эту директиву. В Афинах и Салониках, сбросы которых происходят в чувствительные зоны, имеются очистные сооружения с удалением азота. Станция очистки сточных вод в Афинах, расположенная на острове Пситталея , была введена в эксплуатацию в 1994 году, за ней последовала установка по очистке осадка, которая вступила в строй в 2007 году. Ираклион на острове Крит и Патры расположены в зонах, не объявленных уязвимыми, и обеспечивают полная вторичная очистка с последующим удалением азота. Однако в некоторых небольших городах существуют проблемы с недостаточной очисткой сточных вод.

В 1999 году Греция определила в рамках механизма, предусмотренного Директивой, 34 озера, реки, устья и прибрежные водоемы как чувствительные зоны из-за эвтрофикации. К ним относятся некоторые притоки реки Алиакмонас (Гревенитис), реки Аксиос и реки Возвозис. Европейская комиссия заявила, что еще 16 водных объектов должны были быть признаны чувствительными. Среди них была нижняя часть Саронического залива и Салоникский залив. В 2002 году власти Греции признали Салоникский залив и нижнюю часть Саронического залива уязвимыми. Последний принимает сточные воды Афин. По данным греческих властей, 17 агломераций имеют выбросы в эти уязвимые районы. По данным Европейской комиссии, в 2002 году (более свежая информация от ЕС отсутствует) города Элефсина -Аспропиргос , Гревена , Килкис и Тева сбрасывали сточные воды в уязвимые зоны без какой-либо очистки. В других городах, таких как Арта и Серрес, были очистные сооружения без удаления фосфора. Последнее необходимо для предотвращения эвтрофикация чувствительных водоемов. Кроме того, некоторые существующие очистные сооружения не функционируют должным образом. В 2002 году только две станции очистки сточных вод, сбрасывающие воду в чувствительных зонах, достигли эффективности очистки, требуемой Директивой ЕС. Что касается сбросов городских сточных вод в районы, которые не были объявлены чувствительными, то по состоянию на 2002 год Греция достигла низкого уровня соблюдения требований: она обеспечила вторичную очистку менее 50% соответствующих сточных вод. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Институт мировых ресурсов : Водные ресурсы и пресноводные экосистемы: Греция , [ постоянная мертвая ссылка ] 2003
- ^ EYDAP: Объекты водоснабжения
- ^ Компания водоснабжения и канализации Салоник: Исторические данные
- ^ Афинское информационное агентство-Македонское агентство печати: Греция строит первую в мире автономную плавучую экологическую опреснительную платформу , ок. 2009 год
- ↑ 12 степеней свободы: греческая опреснительная установка с приводом от плавучей ветряной турбины , 9 апреля 2008 г.
- ^ «Сберегательные акции» . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Water Utility Management International: Греческий бюджетный кризис побуждает к последним реформам водного сектора , Том 5, выпуск 2, июнь 2010 г.
- ^ «Хедж-фонд банки на прибыли от приватизации водоснабжения в Афинах» . Пресс-проект. 5 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 г. . Проверено 13 мая 2014 г.
- ^ Греческий союз муниципальных предприятий водоснабжения и канализации.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Христос Аврамидис и Антонис Галанопулос (август 2013 г.). «Приватизация воды в Греции» . Проверено 13 мая 2014 г.
- ^ «Что такое Инициатива 136?» . Проверено 12 мая 2014 г.
- ^ Мосс, Дэниел (11 января 2013 г.). «Греки защищают свою воду от приватизации» . В журнале Commons . Проверено 12 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ПЕТИЖАН, ОЛИВЬЕ (28 марта 2014 г.). «Принудительная приватизация в Греции: Суэц хочет взять на себя управление водоснабжением Афин и Салоник» . Проверено 12 мая 2014 г.
- ^ «Публичный ответ Дайане Д'Аррас» . SAVEGREEKWATER, Инициатива по отказу от приватизации Греции, SOSTE TO NERO, Союз работников EYATH, Движение 136, Водные воины . Проверено 12 мая 2014 г.
- ^ «Высший суд Греции заблокировал приватизацию водоканала EYDAP» . Катимерини . 26 мая 2014 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Калмуки, Николета (12 сентября 2014 г.). «Возможное слияние предприятий водоснабжения Афин и Салоник» . Греческий репортер . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ Global Water Intelligence: Глобальное исследование тарифов на воду, 2013 г.
- ^ КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ: ОТЧЕТ КОМИССИИ СОВЕТУ, ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ, ЕВРОПЕЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ И КОМИТЕТУ РЕГИОНОВ. Реализация Директивы Совета 91/271/EEC от 21 мая 1991 г. об очистке городских сточных вод с поправками, внесенными Директивой Комиссии 98/15/EC от 27 февраля 1998 г. , Брюссель, 23 апреля 2004 г., с. 45 и далее.