Jump to content

Водоснабжение и канализация в Гватемале

Гватемала : Вода и санитария
Данные
Доступ к улучшенному источнику воды 92% (2010) [1]
Доступ к улучшенным санитарным услугам 78% (2010) [1]
Непрерывность поставок (%) нет в наличии
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) 125
Средний тариф на воду для бытовых нужд (долл. США/м 3 ) 0.013 – 3.289 [2]
Доля бытовых приборов учета недоступен (низкий)
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и канализацию 1 доллар США на человека (2005 г.) [3]
Источники финансирования нет в наличии
Учреждения
Децентрализация в пользу муниципалитетов Да
Национальная компания водоснабжения и канализации Нет
Регулятор водоснабжения и канализации Нет
Ответственность за разработку политики ИНФОМ
Отраслевое право Нет
Количество поставщиков городских услуг нет в наличии
Количество сельских поставщиков услуг нет в наличии

Сектор питьевого водоснабжения и санитарии в Гватемале характеризуется низким и непостоянным охватом услугами, особенно в сельской местности; нечеткое распределение управленческих обязанностей; и незначительное или полное отсутствие регулирования и мониторинга предоставления услуг.

В 2015 году около 1 миллиона человек не имели доступа к «улучшенной» воде, а 6 миллионов не имели доступа к «улучшенной» канализации . В Гватемале доступ к «улучшенной» воде имели 93% всего населения: 98% городского населения и 87% сельского населения. Что касается канализации, то 64% ​​всего населения, 78% и 49% городского и сельского населения соответственно, имели доступ к «улучшенной» канализации. [4] [5]

По данным Совместной программы ВОЗ / ЮНИСЕФ по мониторингу предприятий водоснабжения и канализации INC , доступ к услугам водоснабжения и санитарии в Гватемале с годами медленно увеличивался. В 1990 году 81% всего населения имел доступ к улучшенным источникам воды, а в 2004 году доступ имели 90% населения. Охват канализацией также увеличился: с 62% общей численности населения, имевшего доступ к адекватным санитарным услугам в 1990 году, до 86%, имеющих доступ в 2004 году. По оценкам правительства Гватемалы, население, имеющее доступ к услугам водоснабжения, растет со скоростью, по меньшей мере 100 001 человек каждый год. [6]

Городской (49% населения) Сельская местность (51% населения) Общий
Вода Улучшенный 98% 87% 92%
По трубопроводу в помещении 96% 69% 82%
Санитария Улучшенный 87% 70% 78%
Канализация (данные обследования и переписи СПМ 2006 г.) 68% 17% 41%

Источник : Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии ВОЗ / ЮНИСЕФ. [1]

Точные и надежные данные об охвате сельской местности отсутствуют. Противоречивые статистические данные о проценте населения, использующего улучшенные источники питьевой воды, затрудняют оценку серьезности проблемы. Хотя приведенные выше данные показывают, что охват услугами водоснабжения и санитарии как в сельской, так и в городской местности в Гватемале довольно высок, Национальная информационная система по водоснабжению и санитарии (Sistema Nacional de Informacion de Agua y Saneamiento) (SAS), которая собирает и хранит информацию о воде, и санитарии в сельских общинах, в 2002 году опубликовала информацию, указывающую, что только 53% домов (предполагается, что эта статистика относится к домохозяйствам в сельской местности из-за ориентации SAS на сельскую местность) имели доступ к услугам водоснабжения. [7] SAS считает, что доступные услуги находятся на расстоянии менее 1 километра от дома и что каждому человеку ежедневно доступно не менее 20 литров воды. [7] Хотя в Гватемале существует 24 000 сельских общин, SAS собрала данные только по 36% из них, что затрудняет определение фактического количества людей, не имеющих доступа к услугам. [6]

Доступ к воде в городских районах нерегулярный, поскольку 80% городских систем водоснабжения функционируют в среднем 12 часов каждый день. [8] По состоянию на 2000 год 25% воды в городских системах было обеззаражено и очищено только 1% всех собранных сточных вод. [8]

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Сектор водоснабжения и санитарии в Гватемале характеризуется «низким охватом, низким качеством услуг и ухудшением материальных активов». [6] Это связано с необходимостью увеличения инвестиций в базовую инфраструктуру. Рост населения, расширение сельского хозяйства , неравномерное распределение услуг и загрязнение источников способствовали невозможности граждан получить доступ к достаточному количеству чистой воды.

История и недавние события

[ редактировать ]
Карта Гватемалы.

В 1996 году правительство Гватемалы и партизанское движение «Национальное революционное единство Гватемалы» подписали мирное соглашение, положившее конец 36-летней гражданской партизанской войне. [7] В результате этого конфликта погибло более 100 000 гватемальцев и появилось более 1 миллиона беженцев, перемещенных внутри страны. [9] Эта недавняя бурная история, а также довольно новая конституция, написанная в 1985 году и затем снова измененная в 1993 году, могут объяснить недостаток информации о воде и санитарии, а также низкий охват услугами.

Несмотря на то, что после окончания войны было достигнуто множество улучшений, Гватемала постоянно страдает от политического насилия и коррупции, незаконного оборота наркотиков и большого торгового дефицита. [9] В свете этих проблем национальному правительству было трудно собрать средства внутри страны или привлечь помощь и инвестиции от международных доноров и финансовых учреждений. [10] Эти финансовые неудачи мешают необходимым улучшениям в общей инфраструктуре страны, такой как образование, здравоохранение, системы водоснабжения и санитарии.

С 1991 по 1998 год Президент Республики назначил министра гидрологических ресурсов, задачей которого было упорядочивать и планировать водный сектор, а также принять Закон о воде. [2] Несколько предложений по закону были отклонены, в основном из-за отсутствия правовой и институциональной базы для управления водными ресурсами в Гватемале. [2]

В 1995 году COPECAS в сотрудничестве с другими ведущими учреждениями провел общенациональный анализ водоснабжения и санитарии для устранения дезорганизации, противоречий и несоответствий в этом секторе. [8] Это исследование привело к изменениям в координации и управлении сектором, например, к передаче ИНФОМу ответственности за управление сектором.

В 1999 году Министерству сельского хозяйства, животноводства и продовольствия (MAGA) было поручено разработать Комплексный план управления гидрологическими ресурсами, в котором основное внимание будет уделено водным ресурсам с точки зрения политической, правовой и институциональной основы, информации, устойчивости и образования. [8]

В 2002 году Межамериканский банк развития оказал Гватемале поддержку реформы и реорганизации ИНФОМ, чтобы лучше обслуживать и помогать муниципалитетам. [6]

Ответственность за воду и санитарию

[ редактировать ]

Политика

[ редактировать ]

Существует множество государственных учреждений, занимающихся водоснабжением и санитарией, и ни одному из них не была отведена четкая руководящая роль в этом секторе. Министерство здравоохранения , Агентство муниципального развития (Instituto de Fomento Муниципальный) ( INFOM ), Министерство окружающей среды и природных ресурсов и Секретариат планирования в администрации президента — все они играют, хотя и нечетко выраженную, роль в определении политики и стратегии. по водоснабжению и санитарии, а также по управлению водными ресурсами. [11]

ИНФОМ, созданный в 1957 году, представляет собой децентрализованное государственное учреждение, миссией которого является поддержка муниципалитетов путем предоставления административной, финансовой и технической помощи. [12] В 1997 году Постановление правительства № 376-97 возложило на ИНФОМ ответственность за управление политическими и стратегическими аспектами сектора водоснабжения и санитарии в Гватемале. [6]

В том же году Исполнительное подразделение Программы сельских водопроводов (Unidad Ejectora del Programa de Acueductos Rurales) (ЮНЕПАР) и Проекта питьевой воды и санитарии в горных районах (Proyecto de Agua Potable y Saneamiento del Altiplano) (PAYSA) реализовало программы для сельских жителей. водоснабжение и канализация, которые ранее находились в ведении Министерства здравоохранения, были переданы в управление ИНФОМ. Хотя ЮНЕПАР находится в ведении ИНФОМ, он продолжает получать отдельное финансирование из национального бюджета, а также из Немецкого банка развития KfW . [6] ЮНЕПАР также управляет базой данных SAS.

Постоянный координационный комитет по водоснабжению и санитарии (Comité Permanente de Coordinación de Agua y Saneamiento) (COPECAS) был создан в 1985 году постановлением правительства (Acuerdo Gubernativo) 10036-85 для координации работы всех государственных учреждений в секторе водоснабжения и санитарии. , [13] но он неактивен. Комитет поддерживается Панамериканской организацией здравоохранения ( ПАОЗ ). [14]

В Гватемале нет закона, предоставляющего всем людям право на чистую питьевую воду. [10]

Регулирование

[ редактировать ]

Министерство здравоохранения и социальной помощи (MSPAS) несет юридическую ответственность за мониторинг качества питьевой воды на национальном уровне. [13] Они предоставляют услуги по тестированию качества воды частным и государственным операторам.

Министерство окружающей среды и природных ресурсов (МАРН) вместе с ИНФОМ официально отвечает за экологическое регулирование в секторе водоснабжения и канализации. [14] Однако реального эффективного управления окружающей средой в этом секторе не существует. [8]

Экономическое регулирование в отрасли практически отсутствует. Тарифы на предоставление услуг определяются политикой, и не существует организаций, которые отслеживают поставщиков с целью выявления злоупотреблений в системе. [15]

Предоставление услуг

[ редактировать ]

Согласно закону предоставление услуг является обязанностью муниципалитетов. Статья 253 Конституции Республики Гватемала наделяет 332 муниципалитета страны обязанностью использовать свои ресурсы для предоставления государственных услуг. [16] В 2002 году Муниципальный кодекс, опубликованный в виде Постановления правительства № 12-2002, подтвердил юридическую ответственность муниципалитетов за предоставление государственных услуг, включая водоснабжение и канализацию, всем жителям городских и сельских районов. [6]

Муниципалитеты испытывают трудности с обслуживанием городских и особенно сельских районов из-за нехватки ресурсов. Таким образом, на самом деле услуги наряду с муниципалитетами предоставляют различные государственные, коммунальные и частные организации.

Прямое предоставление муниципальных услуг

[ редактировать ]

Услуги водоснабжения и санитарии могут предоставляться непосредственно одним муниципалитетом или через группу муниципалитетов, которые организованы для совместного предоставления услуг («mancomunidades»). [6]

Муниципальные компании

[ редактировать ]

В 1972 году муниципалитет города Гватемала создал Муниципальную компанию водоснабжения (Empresa муниципальный де Агуа) (EMPAGUA) для управления услугами канализации и водоснабжения города Гватемалы. Сегодня это крупнейший муниципальный поставщик воды в стране. [13] XELAGUA управляет водоснабжением в Кесальтенанго , втором по величине городе Гватемалы. [8]

Массовая поставка воды в город Гватемала

[ редактировать ]

Исполнительный орган Национального акведука Шая-Пикская (Unidad Ejecutora del Acueducto Nacional Xayá-Pixcayá), находящийся в ведении Министерства общественных коммуникаций, транспорта и труда, управляет, управляет и обслуживает Национальный акведук, поставляющий воду в город Гватемала . [13]

Местные частные операторы в Гватемале

[ редактировать ]

Несколько независимых компаний распределяют питьевую воду в автоцистернах и через частные сети среди сельских и городских общин, обслуживая не менее 32% города Гватемала . [17] Национальная компания по водоснабжению Марискаля (Compañía Nacional de Agua de Mariscal) является крупнейшей и старейшей из этих компаний, предоставляя услуги примерно 14% населения города Гватемала. [13]

Общественные организации

[ редактировать ]

Сами сообщества через комитеты по водным ресурсам (Comités administradores de agua potable, или CAAP) предоставляют услуги в сельской местности. Водные комитеты считаются частными операторами и регулируются Гражданским кодексом. Комитеты избираются членами сообщества и несут ответственность за сбор тарифов, а также за эксплуатацию и обслуживание системы. [6]

В статье 122 Конституции написано, что вся земля в радиусе 50 метров от источника воды принадлежит правительству Гватемалы. [16] Сообщества и другие частные операторы должны приобрести права на землю и воду для источника воды, прежде чем разрабатывать новую систему.

Помощь общественным организациям

[ редактировать ]

Помощь поставщикам услуг на уровне сообществ является ключевой функцией в секторе водоснабжения и санитарии. В Гватемале эта функция четко не закреплена за государственным учреждением. ИНФОМ через ЮНЕПАР (см. выше в разделе «Политика») действительно обеспечивает эту функцию. Кроме того, многие НПО также поддерживают общественные организации.

Одной из них является Servicios para el Desarrollo (SER), местная неправительственная организация, полностью занимающаяся водоснабжением и санитарией в рамках своей программы «Agua para todos». Созданная в 1996 году организация SER насчитывает в своих рядах 14 профессионалов из различных дисциплин, призванных оказывать поддержку сообществам в поиске устойчивых, интегрированных, устойчивых и доступных решений в области водоснабжения и санитарии. Он также пытается повысить осведомленность гражданского общества и государства о вопросах водоснабжения и санитарии, а также проводит исследования и документацию для систематической оценки опыта в этом секторе.

Другой — Агуа-дель-Пуэбло (AdP) [8] . Основанная в 1972 году в Сан-Лукас-Толимане, компания AdP построила более 700 проектов по обеспечению питьевой водой в сельской местности. В штате Миссури в 1973 году была зарегистрирована некоммерческая организация Agua del Pueblo-USA. В то время в штате Миссури допускались только корпорации с английским названием. Агуа-дель-Пуэбло-США также известна как Народные консультанты [9] . [18] В конце концов основатели Agua del Pueblo включили гватемальский язык: «Associacion para Agua del Pueblo». Сейчас штаб-квартира AdP находится в Кесальтенанго, а офисы - в Кобане, Альта-Вера-Пас и Поптуне, Эль-Петен. AdP использует воду как средство достижения конечной цели развития сельских районов. [19]

Кроме того, несколько религиозных НПО, таких как Water For Life International (www.h2oforlife.org), активно бурят скважины с пресной водой, обеспечивая санитарные услуги и обучая сельское население гигиене и здоровью. Большинство этих групп имеют офисы как в Гватемале, так и в США. Большинство из них также принимают добровольцев, заинтересованных в помощи беднякам Гватемалы в преодолении водной нехватки, и предлагают способы участия.

Финансовые аспекты

[ редактировать ]

Тарифы и возмещение затрат

[ редактировать ]

Тарифы на воду для муниципальных систем устанавливаются муниципальными советами для городских территорий и водопользователями через общие собрания пользователей для сельских территорий. В случае частных небольших сетей, которые существуют в основном в городе Гватемала, и частных цистерн с водой, тарифы и цены устанавливаются частными поставщиками услуг. Поскольку счетчики не являются обычным явлением, тарифы обычно имеют форму ежемесячной фиксированной платы. Тарифы сильно различаются от одного населенного пункта к другому. В городе Гватемала она составляла 2,1 доллара США в месяц за 15 кубических метров, тогда как в других городах она составляла всего 0,5 доллара США в месяц за 7,5 кубических метров. [20]

Окупаемость затрат в муниципальных и коммунальных системах, как правило, низкая, и обычно доходов едва хватает для покрытия эксплуатационных расходов и текущего обслуживания. Однако есть исключения. Например, программа в Альтиплано, поддерживаемая USAID с 1992 года, требовала от сообществ погашения 50% инвестиционных затрат, что они и сделали с очень небольшой задолженностью по платежам, что свидетельствует о готовности сообществ платить за водоснабжение. [21]

Инвестиции

[ редактировать ]

В 2005 году инвестиции в водоснабжение и канализацию составили всего 14 миллионов долларов США, или около 1 доллара США на человека, что является одним из самых низких уровней в Латинской Америке. [3]

В 1999 году инвестиции были намного выше. ВОЗ оценила их в 285,8 миллиона Кетсалеса (37,1 доллара США). [22] Это составило примерно 0,2% валового внутреннего продукта и 1,5% общих государственных расходов за 1999 год. [22] Расходы центрального правительства в этом секторе резко возросли: в 1995 году было потрачено всего 6,07 миллиона долларов США, а в 1998 году - 56,13 миллиона долларов США. [8] Инвестиции в этот сектор значительно отставали от других секторов в 1998 году, особенно если принять во внимание ранее небольшие инвестиции в водоснабжение и санитарию. Например, расходы в каждом из секторов образования, культуры и спорта; Транспорт; Оборона и безопасность; и «Работа и социальное обеспечение» превысили показатели сектора водоснабжения и санитарии в среднем на 900%. [8]

Инвестиции, спонсируемые правительством, направляются через различные организации, включая ИНФОМ и ЮНЕПАР, Министерство здравоохранения, Фонд социальных инвестиций (Fondo de Inversión Social) (FIS) и Национальный фонд мира (Fondo Nacional para la Paz) (FONAPAZ). [8] Отсутствие сплоченности среди этих организаций препятствует скоординированному росту и развитию сектора водоснабжения и санитарии. Различные НПО напрямую помогают общинам, особенно в сельской местности.

Финансирование

[ редактировать ]

Большая часть финансирования водоснабжения и санитарии поступает от иностранных доноров. Однако общины и местные органы власти также вносят значительный вклад в виде неквалифицированной рабочей силы, местных материалов и денежных пожертвований. Например, в рамках программы «Agua, fuente de paz», начатой ​​в 1992 году, общины внесли 35%, а местные органы власти и другие местные заинтересованные стороны - 25% затрат на проект, и только 40% профинансировали доноры. Программа поддержала 800 сельских общин, уделив особое внимание тем, кто живет в крайней нищете. [23]

Внешняя поддержка

[ редактировать ]

Основными донорами, действующими в настоящее время в этом секторе, являются Межамериканский банк развития и такие неправительственные организации, как CARE (помощь) и Agua del Pueblo. С 1994 года FIS инвестировало 160 миллионов долларов США в проекты водоснабжения и канализации. [6]

Межамериканский банк развития

[ редактировать ]

Грант на техническую помощь в размере 100 000 долларов США для проекта GU-T1034: Укрепление Управления Президентского комиссара по водным ресурсам был утвержден в сентябре 2005 года.

Кредит в размере 50 миллионов долларов США для GU0150: Программа инвестиций в сельское водоснабжение. был одобрен в 2003 году для строительства объектов питьевого водоснабжения и канализации, которые принесут пользу как минимум 500 000 новым сельским потребителям. Компоненты кредита также включают институциональное укрепление ИНФОМ и укрепление сообщества.

KfW поддержал сельское водоснабжение и санитарию посредством серии из четырех проектов, реализованных ЮНЕПАР и ИНФОМ. Первые три проекта, реализованные в период с 1987 по 1998 год, принесли пользу 165 общинам в западных и восточных департаментах и ​​обошлись в 28 миллионов евро. Оценка 2005 года показала, что около 90% систем водоснабжения «правильно эксплуатировались и обслуживались», хотя лишь очень немногие водные комитеты дезинфицировали воду. В отчете также говорится, что туалеты, построенные при поддержке проекта, находятся в хорошем состоянии. [24]

Всемирный банк

[ редактировать ]

Всемирный банк профинансировал Второй Гватемальский фонд социальных инвестиций на сумму 50 миллионов долларов США.кредит для общественных проектов, реализуемых Социальным фондом FIS. Проект был одобрен в 1998 году и закрыт в 2003 году. Он включал 14% (7 миллионов долларов США), посвященных водоснабжению и канализации. [25]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии , ВОЗ / ЮНИСЕФ , оценки 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Кобос, Карлос Роберто (2002). Вода: текущая ситуация и потребности в управлении . Гватемала: Университет Рафаэля Ландивара. OCLC   058975924 .
  3. ^ Jump up to: а б Latinosan 2007 – Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, с. 1
  4. ^ «WASHwatch.org – Гватемала» . www.washwatch.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
  5. ^ «Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу: Документы» . www.wssinfo.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Межамериканский банк развития . 2003. Кредитное предложение Программы сельского водоснабжения и санитарии Гватемалы (GU-0150). [1]
  7. ^ Jump up to: а б с Программа развития ООН . 2002. «Цели тысячелетия: отчет о ходе работы в Гватемале». Гватемала. [2]
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), ВОЗ. 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». [3]
  9. ^ Jump up to: а б Центральное разведывательное управление . 2006. Всемирная книга фактов. Гватемала. [4]
  10. ^ Jump up to: а б Вода для людей. 2005. «Стратегический документ – Гватемала».
  11. ^ Latinosan 2007 - Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, стр. 3-4
  12. ^ Институт муниципального развития (ИНФОМ). 2006. Правительство Гватемалы.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Панамериканский центр санитарной техники и наук об окружающей среде (CEPIS). 1997. «Прогресс в приватизации государственных услуг, связанных с водой: обзор по странам Мексики, Центральной Америки и Карибского бассейна». Гватемала. [5]
  14. ^ Jump up to: а б Колом де Моран, Элиза (2005). «Исследование правовых изменений в рамках приватизации воды в Гватемале» (PDF) . Германия: Menschenrecht Wasser, Brot Fur die Welt.
  15. ^ Панамериканский центр санитарной техники и наук об окружающей среде (CEPIS). 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». Гватемала. [6]
  16. ^ Jump up to: а б Республика Гватемала. «Конституция 1985 года с реформами 1993 года».
  17. ^ Соло, Това Мария. 2003 . «Независимые предприниматели в сфере водоснабжения в Латинской Америке: другой частный сектор в сфере водоснабжения». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
  18. ^ Чипман, К., В. Стрейт и Б. Клеменс, 2014 «Кто заботится о сообществе? Агуа-дель-Пуэбло как пример некоммерческой работы, связанной с водой»: Американский журнал социальных проблем и гуманитарных наук 4 (6): 319-334.
  19. ^ Зауэр, М.С. Смит и Б. Клеменс, 2012 г. «Выгодно ли инвестировать в питьевую воду в развивающемся мире: взаимосвязь между внешним финансированием и экономическим развитием в устойчивых комплексных проектах, управляемых сообществом» Статья в журнале международного развития: впервые опубликовано в Интернете: 27 сентября: DOI: 10.1002/jid.2880.
  20. ^ Новые государственно-частные варианты финансирования сельских/изолированных систем ИНФОМ 2003 Карлос Гарсиа Бикфорд с. 2
  21. ^ Новые государственно-частные варианты финансирования сельских/изолированных систем ИНФОМ 2003 Карлос Гарсиа Бикфорд с. 3
  22. ^ Jump up to: а б Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), ВОЗ. 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». Цитируется из государственных инвестиций Бранко Секретариата планирования и программирования президента (SEGEPLAN). [7]
  23. ^ Latinosan 2007 - Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, стр. 6
  24. ^ Заключительный отчет KfW по проектам сельского водоснабжения и санитарии за 2005 г.
  25. ^ Всемирный банк (2012). «Проект Фонда социальных инвестиций» (сайт) . Проверено 6 июня 2012 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bcec43053cbe3b62b0cf5aa0971d0c9__1720414380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/c9/9bcec43053cbe3b62b0cf5aa0971d0c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water supply and sanitation in Guatemala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)