Водоснабжение и канализация в Гватемале
Гватемала : Вода и санитария | ||
---|---|---|
Данные | ||
Доступ к улучшенному источнику воды | 92% (2010) [1] | |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 78% (2010) [1] | |
Непрерывность поставок (%) | нет в наличии | |
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) | 125 | |
Средний тариф на воду для бытовых нужд (долл. США/м 3 ) | 0.013 – 3.289 [2] | |
Доля бытовых приборов учета | недоступен (низкий) | |
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и канализацию | 1 доллар США на человека (2005 г.) [3] | |
Источники финансирования | нет в наличии | |
Учреждения | ||
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Да | |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Нет | |
Регулятор водоснабжения и канализации | Нет | |
Ответственность за разработку политики | ИНФОМ | |
Отраслевое право | Нет | |
Количество поставщиков городских услуг | нет в наличии | |
Количество сельских поставщиков услуг | нет в наличии |
Сектор питьевого водоснабжения и санитарии в Гватемале характеризуется низким и непостоянным охватом услугами, особенно в сельской местности; нечеткое распределение управленческих обязанностей; и незначительное или полное отсутствие регулирования и мониторинга предоставления услуг.
Доступ
[ редактировать ]В 2015 году около 1 миллиона человек не имели доступа к «улучшенной» воде, а 6 миллионов не имели доступа к «улучшенной» канализации . В Гватемале доступ к «улучшенной» воде имели 93% всего населения: 98% городского населения и 87% сельского населения. Что касается канализации, то 64% всего населения, 78% и 49% городского и сельского населения соответственно, имели доступ к «улучшенной» канализации. [4] [5]
По данным Совместной программы ВОЗ / ЮНИСЕФ по мониторингу предприятий водоснабжения и канализации INC , доступ к услугам водоснабжения и санитарии в Гватемале с годами медленно увеличивался. В 1990 году 81% всего населения имел доступ к улучшенным источникам воды, а в 2004 году доступ имели 90% населения. Охват канализацией также увеличился: с 62% общей численности населения, имевшего доступ к адекватным санитарным услугам в 1990 году, до 86%, имеющих доступ в 2004 году. По оценкам правительства Гватемалы, население, имеющее доступ к услугам водоснабжения, растет со скоростью, по меньшей мере 100 001 человек каждый год. [6]
Городской (49% населения) | Сельская местность (51% населения) | Общий | ||
---|---|---|---|---|
Вода | Улучшенный | 98% | 87% | 92% |
По трубопроводу в помещении | 96% | 69% | 82% | |
Санитария | Улучшенный | 87% | 70% | 78% |
Канализация (данные обследования и переписи СПМ 2006 г.) | 68% | 17% | 41% |
Источник : Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии ВОЗ / ЮНИСЕФ. [1]
Точные и надежные данные об охвате сельской местности отсутствуют. Противоречивые статистические данные о проценте населения, использующего улучшенные источники питьевой воды, затрудняют оценку серьезности проблемы. Хотя приведенные выше данные показывают, что охват услугами водоснабжения и санитарии как в сельской, так и в городской местности в Гватемале довольно высок, Национальная информационная система по водоснабжению и санитарии (Sistema Nacional de Informacion de Agua y Saneamiento) (SAS), которая собирает и хранит информацию о воде, и санитарии в сельских общинах, в 2002 году опубликовала информацию, указывающую, что только 53% домов (предполагается, что эта статистика относится к домохозяйствам в сельской местности из-за ориентации SAS на сельскую местность) имели доступ к услугам водоснабжения. [7] SAS считает, что доступные услуги находятся на расстоянии менее 1 километра от дома и что каждому человеку ежедневно доступно не менее 20 литров воды. [7] Хотя в Гватемале существует 24 000 сельских общин, SAS собрала данные только по 36% из них, что затрудняет определение фактического количества людей, не имеющих доступа к услугам. [6]
Доступ к воде в городских районах нерегулярный, поскольку 80% городских систем водоснабжения функционируют в среднем 12 часов каждый день. [8] По состоянию на 2000 год 25% воды в городских системах было обеззаражено и очищено только 1% всех собранных сточных вод. [8]
Качество обслуживания
[ редактировать ]Сектор водоснабжения и санитарии в Гватемале характеризуется «низким охватом, низким качеством услуг и ухудшением материальных активов». [6] Это связано с необходимостью увеличения инвестиций в базовую инфраструктуру. Рост населения, расширение сельского хозяйства , неравномерное распределение услуг и загрязнение источников способствовали невозможности граждан получить доступ к достаточному количеству чистой воды.
История и недавние события
[ редактировать ]В 1996 году правительство Гватемалы и партизанское движение «Национальное революционное единство Гватемалы» подписали мирное соглашение, положившее конец 36-летней гражданской партизанской войне. [7] В результате этого конфликта погибло более 100 000 гватемальцев и появилось более 1 миллиона беженцев, перемещенных внутри страны. [9] Эта недавняя бурная история, а также довольно новая конституция, написанная в 1985 году и затем снова измененная в 1993 году, могут объяснить недостаток информации о воде и санитарии, а также низкий охват услугами.
Несмотря на то, что после окончания войны было достигнуто множество улучшений, Гватемала постоянно страдает от политического насилия и коррупции, незаконного оборота наркотиков и большого торгового дефицита. [9] В свете этих проблем национальному правительству было трудно собрать средства внутри страны или привлечь помощь и инвестиции от международных доноров и финансовых учреждений. [10] Эти финансовые неудачи мешают необходимым улучшениям в общей инфраструктуре страны, такой как образование, здравоохранение, системы водоснабжения и санитарии.
С 1991 по 1998 год Президент Республики назначил министра гидрологических ресурсов, задачей которого было упорядочивать и планировать водный сектор, а также принять Закон о воде. [2] Несколько предложений по закону были отклонены, в основном из-за отсутствия правовой и институциональной базы для управления водными ресурсами в Гватемале. [2]
В 1995 году COPECAS в сотрудничестве с другими ведущими учреждениями провел общенациональный анализ водоснабжения и санитарии для устранения дезорганизации, противоречий и несоответствий в этом секторе. [8] Это исследование привело к изменениям в координации и управлении сектором, например, к передаче ИНФОМу ответственности за управление сектором.
В 1999 году Министерству сельского хозяйства, животноводства и продовольствия (MAGA) было поручено разработать Комплексный план управления гидрологическими ресурсами, в котором основное внимание будет уделено водным ресурсам с точки зрения политической, правовой и институциональной основы, информации, устойчивости и образования. [8]
В 2002 году Межамериканский банк развития оказал Гватемале поддержку реформы и реорганизации ИНФОМ, чтобы лучше обслуживать и помогать муниципалитетам. [6]
Ответственность за воду и санитарию
[ редактировать ]Политика
[ редактировать ]Существует множество государственных учреждений, занимающихся водоснабжением и санитарией, и ни одному из них не была отведена четкая руководящая роль в этом секторе. Министерство здравоохранения , Агентство муниципального развития (Instituto de Fomento Муниципальный) ( INFOM ), Министерство окружающей среды и природных ресурсов и Секретариат планирования в администрации президента — все они играют, хотя и нечетко выраженную, роль в определении политики и стратегии. по водоснабжению и санитарии, а также по управлению водными ресурсами. [11]
ИНФОМ, созданный в 1957 году, представляет собой децентрализованное государственное учреждение, миссией которого является поддержка муниципалитетов путем предоставления административной, финансовой и технической помощи. [12] В 1997 году Постановление правительства № 376-97 возложило на ИНФОМ ответственность за управление политическими и стратегическими аспектами сектора водоснабжения и санитарии в Гватемале. [6]
В том же году Исполнительное подразделение Программы сельских водопроводов (Unidad Ejectora del Programa de Acueductos Rurales) (ЮНЕПАР) и Проекта питьевой воды и санитарии в горных районах (Proyecto de Agua Potable y Saneamiento del Altiplano) (PAYSA) реализовало программы для сельских жителей. водоснабжение и канализация, которые ранее находились в ведении Министерства здравоохранения, были переданы в управление ИНФОМ. Хотя ЮНЕПАР находится в ведении ИНФОМ, он продолжает получать отдельное финансирование из национального бюджета, а также из Немецкого банка развития KfW . [6] ЮНЕПАР также управляет базой данных SAS.
Постоянный координационный комитет по водоснабжению и санитарии (Comité Permanente de Coordinación de Agua y Saneamiento) (COPECAS) был создан в 1985 году постановлением правительства (Acuerdo Gubernativo) 10036-85 для координации работы всех государственных учреждений в секторе водоснабжения и санитарии. , [13] но он неактивен. Комитет поддерживается Панамериканской организацией здравоохранения ( ПАОЗ ). [14]
В Гватемале нет закона, предоставляющего всем людям право на чистую питьевую воду. [10]
Регулирование
[ редактировать ]Министерство здравоохранения и социальной помощи (MSPAS) несет юридическую ответственность за мониторинг качества питьевой воды на национальном уровне. [13] Они предоставляют услуги по тестированию качества воды частным и государственным операторам.
Министерство окружающей среды и природных ресурсов (МАРН) вместе с ИНФОМ официально отвечает за экологическое регулирование в секторе водоснабжения и канализации. [14] Однако реального эффективного управления окружающей средой в этом секторе не существует. [8]
Экономическое регулирование в отрасли практически отсутствует. Тарифы на предоставление услуг определяются политикой, и не существует организаций, которые отслеживают поставщиков с целью выявления злоупотреблений в системе. [15]
Предоставление услуг
[ редактировать ]Согласно закону предоставление услуг является обязанностью муниципалитетов. Статья 253 Конституции Республики Гватемала наделяет 332 муниципалитета страны обязанностью использовать свои ресурсы для предоставления государственных услуг. [16] В 2002 году Муниципальный кодекс, опубликованный в виде Постановления правительства № 12-2002, подтвердил юридическую ответственность муниципалитетов за предоставление государственных услуг, включая водоснабжение и канализацию, всем жителям городских и сельских районов. [6]
Муниципалитеты испытывают трудности с обслуживанием городских и особенно сельских районов из-за нехватки ресурсов. Таким образом, на самом деле услуги наряду с муниципалитетами предоставляют различные государственные, коммунальные и частные организации.
Прямое предоставление муниципальных услуг
[ редактировать ]Услуги водоснабжения и санитарии могут предоставляться непосредственно одним муниципалитетом или через группу муниципалитетов, которые организованы для совместного предоставления услуг («mancomunidades»). [6]
Муниципальные компании
[ редактировать ]В 1972 году муниципалитет города Гватемала создал Муниципальную компанию водоснабжения (Empresa муниципальный де Агуа) (EMPAGUA) для управления услугами канализации и водоснабжения города Гватемалы. Сегодня это крупнейший муниципальный поставщик воды в стране. [13] XELAGUA управляет водоснабжением в Кесальтенанго , втором по величине городе Гватемалы. [8]
Массовая поставка воды в город Гватемала
[ редактировать ]Исполнительный орган Национального акведука Шая-Пикская (Unidad Ejecutora del Acueducto Nacional Xayá-Pixcayá), находящийся в ведении Министерства общественных коммуникаций, транспорта и труда, управляет, управляет и обслуживает Национальный акведук, поставляющий воду в город Гватемала . [13]
Местные частные операторы в Гватемале
[ редактировать ]Несколько независимых компаний распределяют питьевую воду в автоцистернах и через частные сети среди сельских и городских общин, обслуживая не менее 32% города Гватемала . [17] Национальная компания по водоснабжению Марискаля (Compañía Nacional de Agua de Mariscal) является крупнейшей и старейшей из этих компаний, предоставляя услуги примерно 14% населения города Гватемала. [13]
Общественные организации
[ редактировать ]Сами сообщества через комитеты по водным ресурсам (Comités administradores de agua potable, или CAAP) предоставляют услуги в сельской местности. Водные комитеты считаются частными операторами и регулируются Гражданским кодексом. Комитеты избираются членами сообщества и несут ответственность за сбор тарифов, а также за эксплуатацию и обслуживание системы. [6]
В статье 122 Конституции написано, что вся земля в радиусе 50 метров от источника воды принадлежит правительству Гватемалы. [16] Сообщества и другие частные операторы должны приобрести права на землю и воду для источника воды, прежде чем разрабатывать новую систему.
Помощь общественным организациям
[ редактировать ]Помощь поставщикам услуг на уровне сообществ является ключевой функцией в секторе водоснабжения и санитарии. В Гватемале эта функция четко не закреплена за государственным учреждением. ИНФОМ через ЮНЕПАР (см. выше в разделе «Политика») действительно обеспечивает эту функцию. Кроме того, многие НПО также поддерживают общественные организации.
Одной из них является Servicios para el Desarrollo (SER), местная неправительственная организация, полностью занимающаяся водоснабжением и санитарией в рамках своей программы «Agua para todos». Созданная в 1996 году организация SER насчитывает в своих рядах 14 профессионалов из различных дисциплин, призванных оказывать поддержку сообществам в поиске устойчивых, интегрированных, устойчивых и доступных решений в области водоснабжения и санитарии. Он также пытается повысить осведомленность гражданского общества и государства о вопросах водоснабжения и санитарии, а также проводит исследования и документацию для систематической оценки опыта в этом секторе.
Другой — Агуа-дель-Пуэбло (AdP) [8] . Основанная в 1972 году в Сан-Лукас-Толимане, компания AdP построила более 700 проектов по обеспечению питьевой водой в сельской местности. В штате Миссури в 1973 году была зарегистрирована некоммерческая организация Agua del Pueblo-USA. В то время в штате Миссури допускались только корпорации с английским названием. Агуа-дель-Пуэбло-США также известна как Народные консультанты [9] . [18] В конце концов основатели Agua del Pueblo включили гватемальский язык: «Associacion para Agua del Pueblo». Сейчас штаб-квартира AdP находится в Кесальтенанго, а офисы - в Кобане, Альта-Вера-Пас и Поптуне, Эль-Петен. AdP использует воду как средство достижения конечной цели развития сельских районов. [19]
Кроме того, несколько религиозных НПО, таких как Water For Life International (www.h2oforlife.org), активно бурят скважины с пресной водой, обеспечивая санитарные услуги и обучая сельское население гигиене и здоровью. Большинство этих групп имеют офисы как в Гватемале, так и в США. Большинство из них также принимают добровольцев, заинтересованных в помощи беднякам Гватемалы в преодолении водной нехватки, и предлагают способы участия.
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Тарифы и возмещение затрат
[ редактировать ]Тарифы на воду для муниципальных систем устанавливаются муниципальными советами для городских территорий и водопользователями через общие собрания пользователей для сельских территорий. В случае частных небольших сетей, которые существуют в основном в городе Гватемала, и частных цистерн с водой, тарифы и цены устанавливаются частными поставщиками услуг. Поскольку счетчики не являются обычным явлением, тарифы обычно имеют форму ежемесячной фиксированной платы. Тарифы сильно различаются от одного населенного пункта к другому. В городе Гватемала она составляла 2,1 доллара США в месяц за 15 кубических метров, тогда как в других городах она составляла всего 0,5 доллара США в месяц за 7,5 кубических метров. [20]
Окупаемость затрат в муниципальных и коммунальных системах, как правило, низкая, и обычно доходов едва хватает для покрытия эксплуатационных расходов и текущего обслуживания. Однако есть исключения. Например, программа в Альтиплано, поддерживаемая USAID с 1992 года, требовала от сообществ погашения 50% инвестиционных затрат, что они и сделали с очень небольшой задолженностью по платежам, что свидетельствует о готовности сообществ платить за водоснабжение. [21]
Инвестиции
[ редактировать ]В 2005 году инвестиции в водоснабжение и канализацию составили всего 14 миллионов долларов США, или около 1 доллара США на человека, что является одним из самых низких уровней в Латинской Америке. [3]
В 1999 году инвестиции были намного выше. ВОЗ оценила их в 285,8 миллиона Кетсалеса (37,1 доллара США). [22] Это составило примерно 0,2% валового внутреннего продукта и 1,5% общих государственных расходов за 1999 год. [22] Расходы центрального правительства в этом секторе резко возросли: в 1995 году было потрачено всего 6,07 миллиона долларов США, а в 1998 году - 56,13 миллиона долларов США. [8] Инвестиции в этот сектор значительно отставали от других секторов в 1998 году, особенно если принять во внимание ранее небольшие инвестиции в водоснабжение и санитарию. Например, расходы в каждом из секторов образования, культуры и спорта; Транспорт; Оборона и безопасность; и «Работа и социальное обеспечение» превысили показатели сектора водоснабжения и санитарии в среднем на 900%. [8]
Инвестиции, спонсируемые правительством, направляются через различные организации, включая ИНФОМ и ЮНЕПАР, Министерство здравоохранения, Фонд социальных инвестиций (Fondo de Inversión Social) (FIS) и Национальный фонд мира (Fondo Nacional para la Paz) (FONAPAZ). [8] Отсутствие сплоченности среди этих организаций препятствует скоординированному росту и развитию сектора водоснабжения и санитарии. Различные НПО напрямую помогают общинам, особенно в сельской местности.
Финансирование
[ редактировать ]Большая часть финансирования водоснабжения и санитарии поступает от иностранных доноров. Однако общины и местные органы власти также вносят значительный вклад в виде неквалифицированной рабочей силы, местных материалов и денежных пожертвований. Например, в рамках программы «Agua, fuente de paz», начатой в 1992 году, общины внесли 35%, а местные органы власти и другие местные заинтересованные стороны - 25% затрат на проект, и только 40% профинансировали доноры. Программа поддержала 800 сельских общин, уделив особое внимание тем, кто живет в крайней нищете. [23]
Внешняя поддержка
[ редактировать ]Основными донорами, действующими в настоящее время в этом секторе, являются Межамериканский банк развития и такие неправительственные организации, как CARE (помощь) и Agua del Pueblo. С 1994 года FIS инвестировало 160 миллионов долларов США в проекты водоснабжения и канализации. [6]
Межамериканский банк развития
[ редактировать ]Грант на техническую помощь в размере 100 000 долларов США для проекта GU-T1034: Укрепление Управления Президентского комиссара по водным ресурсам был утвержден в сентябре 2005 года.
Кредит в размере 50 миллионов долларов США для GU0150: Программа инвестиций в сельское водоснабжение. был одобрен в 2003 году для строительства объектов питьевого водоснабжения и канализации, которые принесут пользу как минимум 500 000 новым сельским потребителям. Компоненты кредита также включают институциональное укрепление ИНФОМ и укрепление сообщества.
КфВ
[ редактировать ]KfW поддержал сельское водоснабжение и санитарию посредством серии из четырех проектов, реализованных ЮНЕПАР и ИНФОМ. Первые три проекта, реализованные в период с 1987 по 1998 год, принесли пользу 165 общинам в западных и восточных департаментах и обошлись в 28 миллионов евро. Оценка 2005 года показала, что около 90% систем водоснабжения «правильно эксплуатировались и обслуживались», хотя лишь очень немногие водные комитеты дезинфицировали воду. В отчете также говорится, что туалеты, построенные при поддержке проекта, находятся в хорошем состоянии. [24]
Всемирный банк
[ редактировать ]Всемирный банк профинансировал Второй Гватемальский фонд социальных инвестиций на сумму 50 миллионов долларов США.кредит для общественных проектов, реализуемых Социальным фондом FIS. Проект был одобрен в 1998 году и закрыт в 2003 году. Он включал 14% (7 миллионов долларов США), посвященных водоснабжению и канализации. [25]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмилио Лентини: Питьевое водоснабжение и санитарные услуги: потенциальные выгоды и условия успеха , ECLAC/BMZ/GTZ 2010
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии , ВОЗ / ЮНИСЕФ , оценки 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Кобос, Карлос Роберто (2002). Вода: текущая ситуация и потребности в управлении . Гватемала: Университет Рафаэля Ландивара. OCLC 058975924 .
- ^ Jump up to: а б Latinosan 2007 – Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, с. 1
- ^ «WASHwatch.org – Гватемала» . www.washwatch.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу: Документы» . www.wssinfo.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Межамериканский банк развития . 2003. Кредитное предложение Программы сельского водоснабжения и санитарии Гватемалы (GU-0150). [1]
- ^ Jump up to: а б с Программа развития ООН . 2002. «Цели тысячелетия: отчет о ходе работы в Гватемале». Гватемала. [2]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), ВОЗ. 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». [3]
- ^ Jump up to: а б Центральное разведывательное управление . 2006. Всемирная книга фактов. Гватемала. [4]
- ^ Jump up to: а б Вода для людей. 2005. «Стратегический документ – Гватемала».
- ^ Latinosan 2007 - Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, стр. 3-4
- ^ Институт муниципального развития (ИНФОМ). 2006. Правительство Гватемалы.
- ^ Jump up to: а б с д и Панамериканский центр санитарной техники и наук об окружающей среде (CEPIS). 1997. «Прогресс в приватизации государственных услуг, связанных с водой: обзор по странам Мексики, Центральной Америки и Карибского бассейна». Гватемала. [5]
- ^ Jump up to: а б Колом де Моран, Элиза (2005). «Исследование правовых изменений в рамках приватизации воды в Гватемале» (PDF) . Германия: Menschenrecht Wasser, Brot Fur die Welt.
- ^ Панамериканский центр санитарной техники и наук об окружающей среде (CEPIS). 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». Гватемала. [6]
- ^ Jump up to: а б Республика Гватемала. «Конституция 1985 года с реформами 1993 года».
- ^ Соло, Това Мария. 2003 . «Независимые предприниматели в сфере водоснабжения в Латинской Америке: другой частный сектор в сфере водоснабжения». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- ^ Чипман, К., В. Стрейт и Б. Клеменс, 2014 «Кто заботится о сообществе? Агуа-дель-Пуэбло как пример некоммерческой работы, связанной с водой»: Американский журнал социальных проблем и гуманитарных наук 4 (6): 319-334.
- ^ Зауэр, М.С. Смит и Б. Клеменс, 2012 г. «Выгодно ли инвестировать в питьевую воду в развивающемся мире: взаимосвязь между внешним финансированием и экономическим развитием в устойчивых комплексных проектах, управляемых сообществом» Статья в журнале международного развития: впервые опубликовано в Интернете: 27 сентября: DOI: 10.1002/jid.2880.
- ^ Новые государственно-частные варианты финансирования сельских/изолированных систем ИНФОМ 2003 Карлос Гарсиа Бикфорд с. 2
- ^ Новые государственно-частные варианты финансирования сельских/изолированных систем ИНФОМ 2003 Карлос Гарсиа Бикфорд с. 3
- ^ Jump up to: а б Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), ВОЗ. 2000. «Оценка услуг питьевой воды и санитарии в Америке, 2000 г.». Цитируется из государственных инвестиций Бранко Секретариата планирования и программирования президента (SEGEPLAN). [7]
- ^ Latinosan 2007 - Латиноамериканская конференция по санитарии: отчет из Гватемалы, стр. 6
- ^ Заключительный отчет KfW по проектам сельского водоснабжения и санитарии за 2005 г.
- ^ Всемирный банк (2012). «Проект Фонда социальных инвестиций» (сайт) . Проверено 6 июня 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Instituto de Fomento Муниципальный ИНФОМ , Институт муниципального развития
- Министерство здравоохранения и социальной помощи , Министерство здравоохранения и социальной помощи
- Министерство окружающей среды и природных ресурсов , Министерство окружающей среды и природных ресурсов
- Секретарь планирования и программирования Президента Республики СЕГЕПЛАН
- Межамериканский банк развития 2003 г.
- Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), 2000 г.
- Программа развития ООН 2002 г.
- Панамериканский центр санитарной техники и наук об окружающей среде (CEPIS), 1997 г.