Водоснабжение и канализация в Боливии
Вода и канализация в Боливии | |
---|---|
![]() | |
Данные | |
Доступ к улучшенному источнику воды | 90% (2015) [1] |
Доступ к улучшенным санитарным услугам | 50% (2015) [1] |
Непрерывность поставок (%) | нет в наличии |
Среднее городское потребление воды (литр на душу населения в день) | нет в наличии |
Средний городской тариф на воду (долл. США/м3) | нет в наличии |
Доля бытовых приборов учета | нет в наличии |
Доля собранных сточных вод, очищенных | 25% (2000) |
Ежегодные инвестиции в водоснабжение и канализацию | 3,7 доллара США на душу населения (2006 г.) [2] |
Доля самофинансирования коммунальных предприятий | Близко к нулю |
Доля налогового финансирования | 42% (1994–2002) |
Доля внешнего финансирования | 58% (1994–2002) |
Учреждения | |
Децентрализация в пользу муниципалитетов | Да |
Национальная компания водоснабжения и канализации | Нет |
Национальный регулятор воды и санитарии | Да |
Ответственность за разработку политики | Министерство водных ресурсов |
Отраслевое право | Закон о водоснабжении и санитарии № 2066 (2000 г.) |
Количество поставщиков городских услуг | н/д |
Количество сельских поставщиков услуг | н/д |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США. |
Охват питьевой водой и санитарией в Боливии значительно улучшился с 1990 года благодаря значительному увеличению отраслевых инвестиций. Однако страна продолжает страдать от самого низкого уровня охвата на континенте и от низкого качества услуг. Политическая и институциональная нестабильность способствовала ослаблению институтов сектора на национальном и местном уровнях. Две концессии иностранным частным компаниям в двух из трех крупнейших городов — Кочабамбе и Ла-Пасе / Эль-Альто — были досрочно прекращены в 2000 и 2006 годах соответственно. Второй по величине город страны, Санта-Крус-де-ла-Сьерра , относительно успешно управляет собственной системой водоснабжения и канализации посредством кооперативов. Правительство Эво Моралеса намерено усилить участие граждан в этом секторе. Увеличение охвата требует существенного увеличения инвестиционного финансирования.
По данным правительства, основными проблемами в этом секторе являются низкий доступ к канализации по всей стране; низкий доступ к воде в сельской местности; недостаточные и неэффективные инвестиции; низкая заметность поставщиков общественных услуг; отсутствие уважения к местным обычаям; «технические и институциональные трудности при разработке и реализации проектов»; отсутствие потенциала для эксплуатации и обслуживания инфраструктуры; институциональная основа, которая «не соответствует политическим изменениям в стране»; «неясности в схемах социального участия»; сокращение количества и качества воды из-за изменения климата; загрязнение окружающей среды и отсутствие комплексного управления водными ресурсами; и отсутствие политики и программ по повторному использованию сточных вод. [3]
Доступ
[ редактировать ]В 2015 году в Боливии 90% всего населения имели доступ к «улучшенной» воде , или 97% и 76% в городской и сельской местности соответственно. Что касается санитарии, то 50% всего населения имели доступ к «улучшенной» санитарии , или 61% и 28%, в городской и сельской местности соответственно. [1] [4]
Качество обслуживания
[ редактировать ]Качество услуг в большинстве систем водоснабжения и водоотведения страны находится на низком уровне. В 2000 году, по данным ВОЗ , только в 26% городских систем вода была обеззаражена. [5] и только 25% собранных сточных вод подвергалось очистке. [6]
Последние события
[ редактировать ]За последние десятилетия частая смена правительства привела к нескольким реструктуризациям институциональной базы для решения проблем сектора. Следовательно, кажется трудным разработать долгосрочную, непрерывную и устойчивую отраслевую политику.
1990-е годы: приватизация и регулирование
[ редактировать ]В 1999 году, во время второго мандата Уго Банзера (1997–2001 годы), отраслевой институциональный рамочный закон (Закон 2029) установил правовую основу для сектора, которая действует сегодня. Он допускает участие частного сектора и формализует SISAB в качестве регулирующего органа (SISAB заменил бывшую Superintendencia de Agua, созданную в 1997 году). В течение этого периода частному сектору были предоставлены две крупные концессии на водоснабжение и канализацию: одна в Ла-Пасе / Эль-Альто компании Aguas de Illimani SA (AISA), дочерней компании French Suez (ранее Lyonnaise des Eaux) в 1997 году; и второй в Кочабамбе компании Aguas de Tunari, дочерней компании транснациональных корпораций Biwater и Bechtel , в 1999 году.
После двух народных восстаний против приватизации воды , первого в Кочабамбе в апреле 2000 года и второго в Ла-Пасе / Эль-Альто в январе 2005 года, которые были сосредоточены на концессиях на природный газ , две концессии на воду были прекращены. В последнем случае Aguas de Illimani была заменена коммунальным предприятием Empresa Pública Social de Agua y Saneamiento (EPSAS), которое в 2008 году подверглось резкой критике из-за нехватки воды, ошибок в бухгалтерском учете, повышения тарифов и плохой готовности к стихийным бедствиям. В результате представители районной ассоциации Ла-Паса объявили о создании собственного поставщика услуг. [7]
Боливийская норма NB 688, важная техническая норма для дизайна и 40´/. вода в Боливии, строительство канализации и канализации было пересмотрено в 2001 году. [8] Пересмотренная норма разрешает установку более эффективных и более дешевых систем канализации многоквартирных домов и помогает увеличить охват канализацией при ограниченных средствах.
Кроме того, правительство определило Национальный план развития базовых санитарных услуг на 2001-2010 годы, направленный на расширение доступа к воде и санитарии для улучшения качества услуг и содействия их устойчивости. [6]
Правительство Эво Моралеса: народное участие
[ редактировать ]В 2006 году ДАС победила на выборах, и Эво Моралес президентом республики стал . «Вода не может быть частным бизнесом, потому что она превращается в товар и, таким образом, нарушает права человека. Вода — это ресурс, и она должна быть общественной услугой», — подчеркнул избранный президент Моралес. [9] Новый президент создал Министерство водных ресурсов (см. ниже) и назначил лидера протестов в Эль-Альто против Агуаса де Иллимани первым министром водных ресурсов страны. Он назначил Луиса Санчеса-Гомеса Кукереллу, который ранее был активистом борьбы против приватизации в Кочабамбе, на пост вице-министра базовых услуг. В мае 2006 года правительство распустило регулирующее агентство SISAB, заявив, что оно не смогло должным образом регулировать тарифы и что ему не хватает подотчетности. [10]
Правительство Эво Моралеса рассматривало возможность принятия нового закона о водоснабжении и санитарии под названием «Вода для жизни». По словам вице-министра Рене Орельяна, согласно этому закону юридическое понятие концессии будет устранено. Для EPSA будет введен льготный тариф на электроэнергию, а права общин на воду будут усилены. [11]
В 2008 году правительство опубликовало Национальный план базовой санитарии, в котором анализируются основные проблемы в секторе, выдвигается концепция, устанавливаются цели (90% доступ к воде и 80% доступ к канализации к 2015 году) и определяются инвестиции, необходимые для достижения этих целей. (283 миллиона долларов США в год). Эти цифры включают инвестиции в повторное использование сточных вод и адаптацию к изменению климата. [3]
2016 Нехватка воды и чрезвычайная ситуация в стране
[ редактировать ]В ноябре 2016 года самая сильная за 25 лет засуха привела к нормированию воды в Ла-Пасе и Эль-Альто. [12] Были названы различные причины нехватки воды, в результате которой уровень главного водохранилища столицы упал до уровня менее 1%. [13] По оценкам заместителя Министерства гражданской обороны Боливии, всего через две недели после начала кризиса засуха затронула 125 000 семей и поставила под угрозу 290 000 гектаров (716 605 акров) сельскохозяйственных земель и 360 000 голов крупного рогатого скота. [14] Президент Эво Моралес призвал местные органы власти выделить средства и рабочих для бурения колодцев и транспортировки воды в города на транспортных средствах при поддержке вооруженных сил из близлежащих водоемов.
Чрезвычайное положение в стране было объявлено после того, как 172 из 339 муниципалитетов страны объявили о своих собственных чрезвычайных ситуациях, связанных с засухой. [14]
Ответственность за воду и санитарию
[ редактировать ]Институциональной основой сектора является Закон № 2029 от 1999 года или Закон о водоснабжении и санитарии, пересмотренный в 2000 году как Закон № 2066. Как упоминалось выше в разделе «Последние события», правительство Моралеса рассматривает новый закон о водоснабжении и санитарии под названием «Вода для жизни».
Политика
[ редактировать ]
Политика устанавливается правительством; в правительстве есть заместитель министра базовой санитарии в Министерстве окружающей среды и водных ресурсов, который отвечает за разработку водной политики. Другой заместитель министра в том же министерстве отвечает за управление водными ресурсами и ирригацию. До 2006 года эти сектора находились в ведении разных министерств, в частности Министерства жилищного строительства и основных услуг и Министерства окружающей среды.
Предоставление услуг
[ редактировать ]
В городских районах муниципальные власти (либо напрямую, либо через децентрализованные компании) отвечают за предоставление услуг, а также за разработку планов и программ расширения услуг в районах, находящихся под их юрисдикцией, в координации с правительствами департаментов .
В некоторых городах кооперативы (предприятия, принадлежащие потребителям) отвечают за предоставление услуг водоснабжения и канализации. SAGUAPAC в Санта-Крузе — крупнейшее потребительское кооперативное предприятие в мире. По данным Всемирного банка , показатели эффективности ставят его в число лучших предприятий водоснабжения в Латинской Америке. [15]
В стране 9 департаментов и 327 муниципалитетов. У него также есть 14 поставщиков услуг водоснабжения и канализации, которые в крупнейших городах называются Empresas Prestadores de Servicios de Agua Potable y Alcantarillado (EPSA). В 1982 году EPSA сформировало Национальную ассоциацию компаний водоснабжения и канализации (ANESAPA).
В сельской местности за эксплуатацию и обслуживание систем отвечают хунты или водные комитеты. В более рассредоточенных районах страны инициативу по получению доступа к услугам водоснабжения и санитарии часто берут на себя сами домохозяйства. Такой подход называется самообеспечением водой и санитарными услугами .
Финансовые аспекты
[ редактировать ]Инвестиции
[ редактировать ]В 1980-е годы инвестиции в этот сектор составляли менее 20 миллионов долларов США в год. Начиная с 1990 года этот средний показатель увеличился примерно до 40 миллионов долларов США. [16] В 1999 году, когда было инвестировано 69,4 миллиона долларов США, ежегодные инвестиции достигли своего пика. После 2000 года инвестиции снова упали (см. таблицу ниже). [17]

Источники финансирования
[ редактировать ]В период с 1992 по 2000 год 58% инвестиций финансировались извне (в основном за счет ИБР , Всемирного банка , японского JICA и немецкого KfW ), 17% - муниципальных органов власти, 8% - частного сектора и 17% - правительств департаментов. [6]
Механизмы финансирования
[ редактировать ]В 2004 году правительство президента Карлоса Месы определило новую отраслевую финансовую политику. EPSA будет получать кредиты и трансферты для инвестиций за участие в Плане институциональной модернизации (PMI) и создании Плана комплексного развития (PID). Ресурсы распределяются по каждому EPSA с приоритетом для тех, у кого более высокий уровень бедности и более низкий уровень охвата, в соответствии с математической формулой, называемой Asignador Financiero Sectoral (AFS). Субсидии выше, а условия кредитов менее обременительны для EPSA с меньшим охватом и более высоким уровнем бедности. Национальный фонд регионального развития (FNDR) является инструментом правительства для выделения кредитов, предназначенных для инвестиций в водоснабжение и санитарию.
Фонд поддержки устойчивой базовой санитарии (FUNDASAB) направляет техническую помощь службам для содействия их устойчивости.
Внешняя поддержка
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]- Проект при поддержке GTZ «Питьевое водоснабжение и канализация в малых и средних городах» , см. также GTZ .
- Банк развития KfW предоставляет средства для улучшения инфраструктуры и институционального развития компаний водоснабжения.
Межамериканский банк развития
[ редактировать ]- BO0175: Базовая санитария для малых муниципалитетов : Утвержденный 8 декабря 1999 года кредит в размере 40 миллионов долларов США направлен на повышение качества и охвата базовыми услугами водоснабжения и санитарии в сельских общинах с численностью менее 1000 человек.
Всемирный банк
[ редактировать ]- Проект городской инфраструктуры Боливии : Утвержденный 21 ноября 2006 года кредит в размере 30 миллионов долларов США направлен на улучшение доступа городской бедноты к основным услугам и направлен на канализацию (43%) и защиту от наводнений (7%).
В популярной культуре
[ редактировать ]Проблема водоснабжения в Боливии стала главной темой о Джеймсе Бонде фильма «Квант милосердия» . [18] История была основана на в Кочабамбе водном восстании . [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ВОЗ/ЮНИСЕФ (2015 г.) Прогресс в области санитарии и питьевой воды – обновленная информация за 2015 г. и оценка ЦРТ , Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии
- ^ 33,4 млн долларов США (Источник: Министерство государственных инвестиций и внешнего финансирования), разделенные на численность населения (9 119 152; Источник: CIA World Factbook 2007).
- ^ Перейти обратно: а б Многонациональное Государство Боливия: Национальный план базовой санитарии на 2008-2015 гг. Архивировано 28 февраля 2013 г. на Wayback Machine , получено 30 сентября 2010 г.
- ^ «WASHwatch.org – Боливия» . www.washwatch.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ ОМС/ОПС 2000
- ^ Перейти обратно: а б с «Национальный план базовой санитарии на 2001–2010 годы» (PDF) (на испанском языке). Министр жилищного строительства и основных услуг. 2001.
- ^ «EPSAS подвергается критике в отношении своей работы, и переход усугубляет проблему» (на испанском языке). Причина. 11 февраля 2008 г. Проверено 14 февраля 2008 г.
- ^ WSP-PAS Нота де Кампо
- ^ Adital. Архивировано 7 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ ((Es)) IRC: Боливия: они ликвидируют Управление базовой санитарии , 9 июня 2006 г.
- ^ Водная Боливия
- ^ Фартинг, Линда (25 ноября 2016 г.). « Мы в шоке»: историческая засуха в Боливии нанесла ущерб домам и урожаю» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 30 ноября 2016 г.
- ^ Хечимович, Арнел (23 ноября 2016 г.). «Нормирование воды в Боливии – в картинках» . Хранитель . Проверено 30 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боливия объявляет чрезвычайное положение из-за засухи и нехватки воды» . Рейтер . 21 ноября 2016 г. Проверено 30 ноября 2016 г.
- ^ Всемирный банк: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ГОРОДСКОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И САНИТАЛИИ? Рабочие заметки по водоснабжению и санитарии , записка № 5, январь 2006 г., авторы Фернандо Руис-Миер и Майке ван Гиннекен, получены 30 сентября 2010 г.
- ^ БСП
- ^ Источник: Вице-министерство государственных инвестиций и внешнего финансирования.
- ^ Квант милосердия
- ^ Хронология: Водное восстание в Кочабамбе , PBS.org