Орошение в Боливии
Орошение в Боливии | |
---|---|
Земельный участок | 1084 км 2 |
Сельскохозяйственная земля | 34% |
Посевная площадь, оборудованная для орошения | 3.9% |
Орошаемая площадь | ~226 500 га |
Системы |
|
Доля орошаемого земледелия в ВВП | 14% (2000–2004) |
Источники воды для орошения | Поверхностные воды |
Тариф | ~0,05 долларов США/м 3 |
Боливии Правительство считает, что орошаемое земледелие является основным фактором, способствующим «лучшему качеству жизни, сельскому и национальному развитию». После периода социальных волнений, вызванных приватизацией систем водоснабжения в Кочабамбе и Ла-Пасе , правительство Эво Моралеса проводит крупную институциональную реформу в управлении водными ресурсами и особенно в ирригационном секторе, направленную на: (i) вовлечение коренного населения и сельских общин в принятии решений, (ii) интеграция технических и традиционных знаний по управлению водными ресурсами и ирригации, (iii) предоставление и регистрация прав на воду, (iv) повышение эффективности ирригационной инфраструктуры, (v) улучшение качества воды, и (v) ) содействие необходимым инвестициям и финансовой устойчивости в секторе. Боливия — первая страна в Латинской Америке, в которой есть министерство, занимающееся исключительно комплексным управлением водными ресурсами: Министерство водных ресурсов.
Влияние орошаемого земледелия на развитие сельских районов
[ редактировать ]Боливия – одна из беднейших стран Латинской Америки . В 2006 году годовой доход на душу населения достиг 1153 долларов, и почти 40% населения жили в крайней нищете. Кроме того, Боливия является одной из самых неравных стран на континенте с коэффициентом Джини около 0,6 и 10% населения, получающего более 40% общего дохода, а коренное и сельское население особенно страдает от последствий социальной и экономической маргинализации. . Реальный доход на душу населения практически не изменился за последние пятьдесят лет, увеличившись на 350% в Бразилии, на 200% в Чили и на 75% в Аргентине. [1] Уровень бедности в сельской местности составляет 83 процента по сравнению с 54 процентами в городах, а с точки зрения неудовлетворенных основных потребностей существует еще больший разрыв (91 процент против 39 процентов). Несмотря на недавнее улучшение условий жизни по всей стране, льготы по-прежнему непропорционально достаются городским районам. [2]
В период 2000-2004 годов вклад сельского хозяйства в ВВП составлял в среднем 14%, и в нем было занято 40% населения. Однако в сельской местности в сельском хозяйстве занято до 80% населения. В 2001 году сельскохозяйственный сектор принес 432 миллиона долларов США и 30% национального экспорта. По данным заместителя министерства ирригации, сельскохозяйственный сектор восточной части Боливии заработал 2160 миллионов долларов США за счет экспорта продуктов из сои, подсолнечника и сахарного тростника. Сельскохозяйственный сектор западной части Боливии в основном ориентирован на натуральное сельское хозяйство и местные рынки. [1]
Кроме того, частая смена правительства за последние пять лет и социальная напряженность подорвали прогресс в сокращении бедности. Правительство президента Моралеса — первого президента Боливии, пришедшего к власти в январе 2006 года, подготовило Национальный план развития: Bolivia Digna, Soberana, Productiva y Democrática para Vivir Bien (PND).
Ирригация является основным компонентом PND, поскольку она «играет фундаментальную роль в увеличении и диверсификации сельскохозяйственного производства, занятости в сельских районах и продовольственной безопасности в Боливии». [3] В частности, по мнению Министерства водных ресурсов, ирригация способствует развитию сельских районов, поскольку (i) снижает климатические риски, обеспечивая воду для обеспечения производства; (ii) повышает продовольственную безопасность и поставки на местные и национальные рынки; (iii) увеличивает производительность, создавая экспортный потенциал и доходы от сельского хозяйства; (iv) интенсифицирует землепользование; (v) генерирует доход и снижает миграцию; (vi) позволяет диверсифицировать сельскохозяйственные культуры, включая ценные полицейские; и (vii) генерирует производительные инвестиции. [3]
Развитие ирригации
[ редактировать ]Ирригационная инфраструктура
[ редактировать ]В Боливии имеется около 226 500 орошаемых гектаров (га), или около 11% от общей площади сельскохозяйственных земель (2 100 000 га). В Боливии около 5000 ирригационных систем, большинство из них расположены в южных и юго-западных районах (Вальес и Альтиплано). Эти ирригационные системы состоят из рудиментарной сети каналов, снабжаемых осадками, с небольшим количеством регулирующих схем, таких как плотины, что делает их очень уязвимыми к сезонности дождей. [3] Общая эффективность ирригационных систем варьируется от 18–30% в традиционных системах до 35–50% в улучшенных системах. [4]
Ирригационные системы по отделам, размеру и площади
Отделение | Микро (10 га) | Малый (100 га) | Средний (500 га) | Большой (>500 га) | Общий |
---|---|---|---|---|---|
Чукисака | 1,653 | 11,370 | 4,261 | 3,884 | 21,168 |
Кочабамба | 1,938 | 22,225 | 27,403 | 35,968 | 81,925 |
Мир | 1,703 | 21,047 | 6,052 | 7,192 | 35,994 |
Оруро | 940 | 3,638 | 440 | 9,021 | 14,039 |
Потоси | 3,240 | 10,146 | 2,254 | 600 | 16,240 |
Святой Крест | 269 | 5,456 | 8,434 | 1,080 | 15,239 |
Тариха | 785 | 12,755 | 17,101 | 5,710 | 36,351 |
Общий | 10,528 | 86,638 | 65,944 | 63,454 | 226,564 |
Источник : Министерство водных ресурсов.
Связи с водными ресурсами
[ редактировать ]На орошение приходится 94% водозабора или около 2 миллиардов кубических метров в год. [5] Боливию можно разделить на три области, которые соответствуют восточной зоне (тропический и субтропический регион), западной зоне (засушливый, полузасушливый и субгумидный засушливый регион) и бассейну Титикака .Гидрографическая система состоит из трех крупных бассейнов: бассейна Амазонки , площадь которого составляет около 724 000 км. 2 и покрывает 66% территории Боливии; закрытый ( бессточный ) бассейн площадью 145 081 км. 2 или 13% территории; и бассейн Рио-Плата , площадь которого составляет 229 500 км. 2 или 21% территории страны.Бассейн Амазонки имеет большой поток воды и подвержен наводнениям. Количество и качество гидрологической информации очень низкое. [5]
Воздействие орошения на окружающую среду
[ редактировать ]Основными последствиями орошаемого земледелия в Боливии являются эрозия почвы и загрязнение сельскохозяйственными стоками. Почти 41% национальной территории Боливии потеряло свою производственную мощность из-за эрозии почвы . Например, в западных регионах Оруро , Потоси и Тариха около 45 000 квадратных километров имеют низкую продуктивность почвы из-за эрозии. Высокогорные минифундии ускоряют процессы деградации почв . В северных высокогорьях производственная площадь семейных сельскохозяйственных производств составляет от трех до пяти гектаров. Чрезмерный выпас и другая сельскохозяйственная деятельность способствовали засолению и сжатию почвы. [5]
Сельскохозяйственные стоки являются одним из основных источников загрязнения воды в Боливии, наряду с бытовыми городскими сточными водами и сбросами промышленных предприятий и шахт. Наибольший процент загрязнения приходится на диффузные сбросы от сельскохозяйственной и рыболовной деятельности, а также стоки городских территорий. Не существует никаких правил или контроля за крупными сбросами из неконкретных источников, несмотря на их объемы и токсичность. [5]
История ирригационного сектора
[ редактировать ]Сельскохозяйственные земли: прошлое и настоящее: тенденции
[ редактировать ]Испанские колонисты вскоре после прибытия в центральные Анды в 16 веке присвоили себе лучшие сельскохозяйственные угодья на побережьях и в долинах и вытеснили коренное население в более негостеприимные высокогорья. Высокогорья служили пастбищами для лам и альпак , но не использовались для сельского хозяйства из-за их низкой продуктивности и высоких климатических рисков. В новых обстоятельствах высокогорье стало центром натурального сельского хозяйства Боливии.
Традиционно Боливия зависела от горнодобывающего сектора как источника финансовых доходов и иностранной валюты и направляла мало ресурсов в сельскохозяйственный сектор. [6] После экономической реформы 1985 года правительство Паса Эстенсоро стремилось к переходу к рыночной экономике без искажений, которая привлекла бы частные инвестиции в сельскохозяйственный сектор. Всемирный банк считает, что некоторые из реформ, предпринятых в то время, были необоснованными, особенно «отсутствие конструктивного государственного вмешательства для обеспечения необходимых общественных благ, таких как право собственности на землю , сельскохозяйственные исследования и распространение знаний, а также ирригационная инфраструктура». В результате сельскохозяйственному сектору не хватает основы как человеческого, так и физического капитала, способствующего развитию. Отсутствие новых технологий производства и орошения оставило фермеров ограниченными возможностями для повышения своей производительности и доходов, что отпугивало инвестиции. [6] В 1999 году общая площадь, оборудованная для орошения, составила 128 240 га. С тех пор орошаемая площадь увеличилась почти вдвое. Более 50% орошаемых площадей сосредоточено в провинциях Кочабамба и Ла-Пас в центре страны. [7]
Институциональное развитие
[ редактировать ]В 1990-е годы управление водными ресурсами характеризовалось отраслевым подходом с множеством участников, юридическими подходами и дублированием обязанностей. Министерство сельских дел и коренных народов, Национальное управление водных ресурсов в то время вместе с Межведомственным комитетом, Национальным управлением ирригации и дренажа и Национальным секретарем по развитию сельских районов внесли свой вклад в мозаику учреждений, отвечающих за воду. управление ресурсами орошения на национальном уровне. [7]
В 1998 году правительство утвердило Постановление, устанавливающее Водное управление в качестве органа по предоставлению прав водопользователям. В 1999 году две крупные концессии на водоснабжение и канализацию были предоставлены частному сектору в Ла-Пасе и Кочабамбе. За повышением тарифов на воду и последующим ограничением доступа к воде последовали социальные восстания в 2000 году . После так называемой «Водной войны» ассоциации водопользователей, национальное и муниципальное правительство, неправительственные организации и международные исследовательские организации начали интенсивные переговоры, направленные на пересмотр государственной водной политики. Этот процесс известен в рамках Проекта по правам на воду (Proyecto Derechos de Agua – PDA). Ирригационные организации работали с PDA над созданием национальной ирригационной стратегии, сочетающей в себе как традиционные методы орошения, так и технические и научные знания. Этот процесс участия, среди прочего, лег в основу Закона об ирригации № 2878 2004 года. [8]
Администрация Эво Моралеса в настоящее время реформирует институциональную структуру водного хозяйства, наделив полномочиями вновь созданное Министерство окружающей среды и водных ресурсов , а также муниципалитеты и департаменты в соответствии с Законом о децентрализации № 1654, а также ассоциации водопользователей. Национальный план ирригации включил в качестве проблемы все еще дублирование обязанностей различных учреждений на национальном и местном уровнях. (См. институциональную структуру ниже)
Правовая и институциональная база
[ редактировать ]Правовая база
[ редактировать ]Закон об ирригации № 2878 2004 года направлен на управление ресурсами ирригационной воды посредством децентрализованной институциональной структуры, а также на обеспечение прав водопользователей посредством регистрации. [9] Закон об ирригации № 2878 также передает эксплуатацию и обслуживание ирригационной инфраструктуры местным фермерам и устанавливает механизмы участия для продвижения инвестиций в ирригационные системы. Предыдущий закон датирован 1906 годом и считался устаревшим. через
Закон об ирригации конкретно запрещает передачу прав на воду и, следовательно, создание рынков воды, и отдает приоритет правам коллективных пользователей над правами индивидуальных пользователей. [10] Пользователям предоставляются права на воду через реестры или разрешения. Реестры предоставляются коренным и местным семьям или общинам и направлены на обеспечение доступа к воде для бытового или традиционного сельскохозяйственного использования соответственно. Разрешения выдаются другим фермерским организациям на использование в сельском или агролесном хозяйстве на срок до 40 лет.
Закон об ирригации признает Министерство водных ресурсов, бывшее Министерство по вопросам сельского хозяйства и фермерских хозяйств, национальным органом водоснабжения и создает Национальную ирригационную службу (Servicio Nacional de Riego – SENARI) и Местную ирригационную службу (Servicio Departamental de Riego – SEDERI).
Институциональная основа
[ редактировать ]Министерство окружающей среды и водных ресурсов , созданное в 2009 году, отвечает за: (i) планирование, реализацию, мониторинг, оценку и финансирование ирригационных планов и политики в тесном сотрудничестве с SENARI; (ii) управление национальными и международными фондами, направленными на развитие ирригации. ;(iii) содействие технической помощи, наращиванию потенциала и прикладным исследованиям и разработкам в области ирригации; и (iv) способствовать децентрализации участия в развитии ирригации на уровне департаментов, префектур, муниципалитетов, местного уровня и речных бассейнов, как это установлено Законом 2878. Министерство сельского развития, сельского хозяйства и окружающей среды разделяет те же обязанности, что и Министерство водных ресурсов.
Заместитель Министерства ирригации стремится: (i) гарантировать устойчивое использование воды для орошения посредством комплексной системы предоставления прав и разрешений на воду (ii) продвигать национальные и местные инвестиции и (iii) укреплять институциональный потенциал посредством технической и финансовой поддержки.
Министерство планирования развития совместно с Министерством водных ресурсов и Министерством сельского развития, сельского хозяйства и окружающей среды преследует следующие цели: (i) планирование и контроль управления водными ресурсами на уровне речного бассейна, (ii) разработка и внедрение экологических стандартов для ирригационных работ. , (iii) мониторинг качества воды и смягчение последствий загрязнения воды.
SENARI , подчиняющийся Министерству водных ресурсов, отвечает за планирование и реализацию водной политики, предоставление прав на воду, разрешение конфликтов, а также координирует работу с другими заинтересованными сторонами в сфере водных ресурсов, а также контролирует SEDERI. SEDERI , филиалы SENARI на уровне департаментов, несут ответственность за предложение ведомственных ирригационных стратегий, контроль над ведомственной ирригационной службой, содействие наращиванию потенциала среди водопользователей и обновление ирригационного реестра на уровне департаментов. В настоящее время существует семь SEDERI в департаментах Чукисака, Кочабамба, Ла-Пас, Оруро, Потоси, Санта-Крус и Тариха. [11]
существует множество ассоциаций ирригации и водопользователей На местном, региональном, речном и ведомственном уровнях , в состав которых входят более или менее формальные ассоциации, кооперативы, комитеты и сообщества. Правительство посредством нового Закона о воде стремится содействовать регистрации неформальных объединений в процессе получения прав водопользователей. Ирригационные ассоциации организуются на национальном уровне через Национальную ассоциацию ирригаторов и местных систем водоснабжения, а также на уровне департаментов через ведомственные ирригационные подразделения (Unidades Departamentales de Riego – UDR) и ведомственные ассоциации ирригаторов (Asociaciones Departamentales de Regantes – ADR). [12]
Государственная стратегия для ирригационного сектора
[ редактировать ]Администрация Эво Моралеса стремится преобразовать ирригационный сектор, сосредоточив внимание на совместном принятии решений и интегрированном управлении водными ресурсами на уровне речного бассейна с сильным акцентом на государственные инвестиции.
В июле 2007 года правительство Боливии утвердило новый Национальный план ирригации, получивший название «новый ПРОНАР». [13] должна быть реализована с 2007 по 2030 год. Предыдущая Национальная программа ирригации, также называемая ПРОНАР, была одобрена в 1996 году и осуществлялась до 2005 года. Новый ПРОНАР состоит из пяти основных компонентов: (i) поддержка сельскохозяйственного и лесного производства, (ii) поддержка управление водными ресурсами, (iii) укрепление институциональной базы, (iv) увеличение инвестиций в ирригационную и дренажную инфраструктуру, и (v) комплексная техническая помощь, наращивание потенциала и исследования. ПРОНАР нацелен на строительство ирригационной инфраструктуры на 275 000 га, приносящей пользу 200 000 фермерам, с общим объемом инвестиций в 1,2 миллиарда долларов США к 2030 году. [14]
Ключевые правовые проблемы, возникающие в рамках ГЧП в ирригационном секторе
[ редактировать ]Существует ряд юридических и коммерческих вопросов, которые повлияют на то, как эти проекты будут продвигаться вперед и структурироваться. Хотя некоторые юридические вопросы не ограничиваются ГЧП в сфере ирригации, они могут приобрести новое измерение и сложность применительно к ирригации: Право собственности на землю; добыча воды; аналог государственного сектора. Это будут ключевые вопросы ГЧП, поскольку частный поставщик захочет обеспечить стабильный поток доходов. [15]
Существуют также обычные юридические соображения, которые необходимо учитывать при развитии ГЧП в любом секторе, такие как правовые ограничения на тип соглашения о ГЧП, которое может быть заключено, соответствующие правила закупок для заключения ГЧП, существование ограничений на иностранные инвестиции, налогообложение и возможность налоговых каникул, а также возможность передавать кредиторам такие права, как обеспечение и права вмешательства. [15]
Тариф на воду и возмещение затрат
[ редактировать ]Фермеры вносят вклад в расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание ирригационной инфраструктуры как в денежной, так и в натуральной форме. По оценкам Министерства водных ресурсов, водопользователи вносят денежные средства для покрытия расходов на техническое обслуживание 45% ирригационных систем. Ирригационные системы, такие как Гуадалупе и Пампа Редонда в Санта-Крусе и Кьяра в Кочабамбе, составляющие в общей сложности 10% всех ирригационных систем, получили какую-либо оплату эксплуатационных расходов. [5]
Например, в Кочабамбе пользователи платят примерно 4,1 доллара США за подачу заявления и 9,6 доллара США за регистрацию. Пользователи оплачивают расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание в течение рабочего дня или штраф в размере 2,7 доллара США за рабочий день. [4]
Инвестиции и финансирование
[ редактировать ]В ирригации наблюдается тенденция увеличения инвестиций в ирригацию со 132,7 млн долларов США.в 2001 году инвестировало в развитие сельских районов (включая ирригацию) до 168,3 млн долларов США в 2002 году.Большая часть этих инвестиций была сделана через строительство муниципальных органов власти.системы и передачу их сообществам, хотя в большинстве случаев нетясность относительно того, кто на самом деле в конечном итоге владеет этими системами. [16]
Что касается конкретных ирригационных проектов, ПРОНАР реализовал 158 проектов с 1996 по 2005 год в семи из девяти департаментов Боливии, инвестировав 20 миллионов долларов США в тесном сотрудничестве с Межамериканским банком развития, ирригационными ассоциациями и муниципальными властями.
Инвестиции в ирригацию по отделам и источникам
Отделение | Проекты | Муниципалитеты | Фермеры | Орошаемая Ха | Инвестиции BID/PRONAR (долл. США) | Местные инвестиции (долл. США) | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кочабамба | 20 | 16 | 3,210 | 1,983 | 2,365,141 | 626,798 | 2,991,939 |
Чукисака | 34 | 16 | 1,612 | 2,367 | 2,719,142 | 780,009 | 3,499,151 |
Мир | 32 | 19 | 3,077 | 4,584 | 3, 201,460 | 979,723 | 4, 181,183 |
Оруро | 26 | 7 | 1,326 | 1,885 | 1, 740,746 | 548,554 | 2, 289,300 |
Потоси | 12 | 4 | 1,300 | 706 | 1, 047,322 | 359,058 | 1, 406, 380 |
Святой Крест | 9 | 8 | 554 | 699 | 912,185 | 265,932 | 1, 1778,117 |
Тариха | 25 | 13 | 1,477 | 2,170 | 2, 727,255 | 897, 336 | 3, 624,590 |
Общий | 158 | 84 | 12, 556 | 14,396 | 14, 713,249 | 4, 457,412 | 19, 170,661 |
Источник : Министерство крестьянских и сельскохозяйственных дел (2005 г.).
Возможные последствия изменения климата для орошаемого земледелия
[ редактировать ]Хотя конкретное воздействие изменения климата на орошение в Боливии до сих пор неизвестно, в целом ожидается, что такие явления, как Эль-Ниньо высокой интенсивности в форме наводнений, засух, заморозков и града, затронут Боливию. Стихийные бедствия напрямую влияют на развитие страны, поскольку наносят ущерб ее экономическим результатам, ослабляют социальное благосостояние, вызывают потери капитала, наносят ущерб дорогам, энергетической и ирригационной инфраструктуре. Такие потери, в свою очередь, влияют на экономические показатели, такие как инфляция и производство, что, в свою очередь, увеличивает бедность.
Наводнения и оползни в сезон дождей влияют на широкий спектр объектов инфраструктуры. Оползни в 1997 и 1998 годах в населенных пунктах Котахума, Мокотор и районе Кунии в департаменте Ла-Пас привели к гибели 24 человек и разрушению 264 домов. Беспрецедентный град с градом в 2002 году также в Ла-Пасе унес жизни 70 человек, а ущерб оценивается более чем в 70 миллионов долларов США. Засухи часто повторяются, ареал их распространения довольно велик, и они являются основной причиной миграции из сельской местности в города. [5]
Кроме того, повышение температуры в Андах и таяние ледников могут увеличить сезонный сток в краткосрочной перспективе и увеличить зависимость сельского хозяйства от ежегодных осадков в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, ледник Чакалтайя в Боливии, расположенный в 20 км к северо-востоку от города Ла-Пас, потерял 82% своей площади с 1982 года и может полностью растаять к 2013 году. [17] (См. «Воздействие отступления ледников в Андах: документальный фильм »).
Внешнее сотрудничество
[ редактировать ]В настоящее время Всемирный банк реализует второй проект совместных инвестиций в сельскую местность стоимостью 78,1 млн долларов США с целью пилотирования консолидации институциональных механизмов между национальными, префектурными и муниципальными властями и гражданским обществом для устойчивого управления субнациональными государственными инвестициями в орошаемое земледелие, лесное хозяйство. и рыболовство с упором на территориальное развитие. Всемирный банк также поддерживает 12,5 миллионов долларов США на реализацию Национального плана устойчивого восстановления и реконструкции (PRRES), поскольку проект Чрезвычайного восстановления и управления стихийными бедствиями в Боливии направлен на укрепление национальной системы управления рисками и реабилитации, реконструкции и небольших смягчение работает. [18] Эти работы будут финансироваться в конкретных областях, которые, как выяснилось, особенно пострадали от Эль-Ниньо в прошлом.
Межамериканский банк развития в настоящее время финансирует проект «Оценка и проектирование ирригации» на сумму 270 000 долларов США для оценки действующих ирригационных систем. [19] ИБР вместе с GTZ предоставил техническую и финансовую помощь правительству Боливии в реализации Национального плана ирригации ПРОНАР, который был завершен в 2005 году. [20] Эта оценка является основой для дальнейшего сотрудничества между ИБР и правительством Боливии.
Уроки, извлеченные из Боливийского ПРОНАР
[ редактировать ]Министерство водных ресурсов выделило ряд уроков, извлеченных из оценки ПРОНАР с 1996 по 2005 год. Некоторые из ключевых аспектов:
- Инфраструктура Инфраструктура ПРОНАР была спроектирована с учетом потребностей в оросительной воде и наличия воды. Необходимо также учитывать социальные, гидрологические и топографические данные при проектировании ирригационной инфраструктуры, чтобы избежать технических проблем во время реализации. Также необходимо иметь сильные местные учреждения, способные управлять и контролировать выполнение ирригационных работ.
- Правовая база Четко определенная правовая база, определяющая отраслевую политику в отношении государственных инвестиций в частные ирригационные системы, имеет решающее значение, особенно при определении ответственности за эксплуатацию и техническое обслуживание ирригационной инфраструктуры, финансируемой государством.
- Экономическое воздействие инвестиций в ирригацию. Орошаемое земледелие оказывает большое экономическое воздействие, когда оно применяется к высокостоимостным культурам, а фермеры имеют связь с местными или национальными рынками. Связь с местными или национальными рынками определяется доступом к транспорту.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Краткая информация о стране: Боливия» . Всемирный банк . Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ «Совместные сельские инвестиции» (PDF) . Всемирный банк . Февраль 1989 года . Проверено 14 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Вице-министр ирригации (июль 2007 г.). «Национальный план ирригации» (PDF) . Министерство Воды. стр. 1–3. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 года . Проверено 11 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Комиссия по комплексному управлению водными ресурсами в Боливии. «Вода в народном хозяйстве» . Комиссия по комплексному управлению водными ресурсами в Боливии. п. 1. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 г. Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Санчес-Триана, Эрнесто; и др. (2006). «Боливия – Варианты государственной политики для всеобщего благосостояния. Глава 19: Деградация окружающей среды» (PDF) . Всемирный банк. стр. 421–437 . Проверено 11 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Всемирный банк (1992). «Обзор сельскохозяйственного сектора Боливии» (PDF) . Всемирный банк. стр. 1–3 . Проверено 11 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Аквастат (nd). «Профиль страны Боливии» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. п. 1 . Проверено 11 апреля 2008 г.
- ^ «Вода и право доступа» (PDF) . Устойчивая вода . стр. 1–3. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2010 г. Проверено 14 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|publisher=
- ^ «Закон 2878 о развитии и поддержке ирригационного сектора для сельскохозяйственного и лесного производства» . Архивировано из оригинала 22 июня 2007 г.
- ^ Устойчивая вода. «Вопросы о Законе 2878 о развитии и поддержке ирригационного сектора для сельскохозяйственного и лесного производства» (PDF) . Устойчивая вода. стр. 6–8. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2010 г. Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ Вице-министр ирригации (июль 2007 г.). «Национальный план ирригации» (PDF) . Министерство Воды. стр. 5, 9–10. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 года . Проверено 11 апреля 2008 г.
- ^ Вице-министр ирригации (июль 2007 г.). «Резолюция чрезвычайного съезда» . Министерство Воды. стр. 5, 9–10. Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 г. Проверено 11 апреля 2008 г.
- ^ «Национальный план ирригации - ПРОНАР» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2008 г.
- ^ Вице-министр ирригации (июль 2007 г.). Министерство Воды. стр. 5, 9–10 https://web.archive.org/web/20080828003707/http://www.riegobolivia.org/documentos/PlanNacionaldeRiego/PlanNacionaldeRiego.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 года . Проверено 14 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б ПППИРК. «ГЧП в ирригации» .
- ^ Смитс, Степ; и др. (н-й). «Интегрированное управление водными ресурсами на местном уровне: роль местного самоуправления» (PDF) . Генеральный директорат исследований Европейской комиссии. п. 1 . Проверено 23 июня 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Франку, Бернар; и др. (2000). «Изменение тропического климата, зафиксированное ледником центральных Анд в последние десятилетия 20-го века: Чакалтайя, Боливия». Амбио . 29 . АМБИО: Журнал окружающей среды человека: 1. doi : 10.1639/0044-7447(2000)029[0416:GEITTA]2.0.CO;2 . ISSN 0044-7447 .
- ^ «Проект чрезвычайного восстановления и управления стихийными бедствиями в Боливии» (PDF) .
- ^ «BO-T1039: Оценка и проектирование ирригационного проекта» .
- ^ «ГТЗ» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 г. Проверено 25 апреля 2008 г.