Jump to content

Водоснабжение и канализация в Танзании

Водоснабжение и канализация в Танзании
Флаг Танзании
Данные
Водообеспеченность (широкое определение) ( улучшенный источник воды ) 52% (2007 г., обследование домохозяйств), [1] 50% (определение «по меньшей мере базовое», 2017 г., СПМ) [2]
Охват санитарными услугами (широкое определение) ( улучшение санитарных условий ) 33% (2006 г., обследование домохозяйств), [1] 24% («по крайней мере базовое» определение, 2017 г., СПМ) [2]
Непрерывность поставок Преимущественно с перерывами (17 из 20 городских районов ) [3]
Среднее городское потребление воды (л/человек/день) нет в наличии
Средний городской тариф на воду и канализацию (долл. США/м 3 ) 0.34 (2008) [3]
Доля бытовых приборов учета 60% (в 20 городских районах) [3]
Ежегодные инвестиции в ВСС 175 миллионов долларов США (2008–09 финансовый год), или 4 доллара США на душу населения. [3]
Доля самофинансирования коммунальных предприятий Низкий
Доля налогового финансирования Низкий
Доля внешнего финансирования 88% [3]
Учреждения
Децентрализация в пользу муниципалитетов Да
Национальная компания водоснабжения и канализации Нет
Регулятор водоснабжения и канализации Регулирующий орган энергетики и водоснабжения (EWURA)
Ответственность за разработку политики Министерство водных ресурсов и ирригации (водоснабжение), Министерство здравоохранения и социального обеспечения (санитария)
Отраслевое право Закон о водоснабжении и канализации №. 12 декабря 2009 г.
Количество поставщиков городских услуг 20 городских органов водоснабжения и санитарии (UWSSA) в городах, около 100 в городах
Количество сельских поставщиков услуг 8394 водных комитета (2007 г.)

Водоснабжение и санитария в Танзании характеризуются: снижением доступа, по крайней мере, к основным источникам воды в 2000-х годах (особенно в городских районах), устойчивым доступом к той или иной форме канализации (около 93% с 1990-х годов), прерывистым водоснабжением и, как правило, низким уровнем водоснабжения. качество обслуживания. [3] Многие коммунальные предприятия едва в состоянии покрыть свои расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание за счет доходов из-за низких тарифов и низкой эффективности. Существуют значительные региональные различия, и наиболее эффективными являются коммунальные предприятия Аруша и Танга . [4]

Правительство Танзании приступило к масштабному процессу реформирования сектора с 2002 года, когда было внесено обновление в Национальную водную политику NAWAPO. В то время центральное правительство сообщило, что только 42% сельских домохозяйств имели доступ к улучшенной воде и что 30% всех систем водоснабжения в стране не работали. [5] В 2006 году была принята амбициозная Национальная стратегия развития водного сектора, которая способствует комплексному управлению водными ресурсами и развитию городского и сельского водоснабжения. Децентрализация привела к тому, что ответственность за предоставление услуг водоснабжения и санитарии перешла к местным органам власти и осуществляется 20 городских коммунальных предприятий и около 100 районных коммунальных предприятий, а также общественных организаций водоснабжения в сельской местности. [3]

Эти реформы были подкреплены значительным увеличением бюджета, начиная с 2006 года, когда водный сектор был включен в число приоритетных секторов Национальной стратегии роста и сокращения бедности MKUKUTA. Водный сектор Танзании по-прежнему сильно зависит от внешних доноров: 88% имеющихся средств предоставляются внешними донорскими организациями. [6] Результаты были неоднозначными. Например, в отчете GIZ отмечается, что «несмотря на крупные инвестиции, внесенные Всемирным банком и Европейским Союзом , (предприятие, обслуживающее Дар-эс-Салам ), остается одним из худших предприятий водоснабжения в Танзании». [7]

Доступ к воде и канализации в Танзании остается низким. Определение данных о доступе особенно сложно, поскольку используются разные определения и источники, что приводит к значительным расхождениям. В 2015 году доступ к «как минимум базовой» воде имели 50% населения, 79% и 37% городских и сельских жителей. [8] соответственно. В Танзании около 26 миллионов человек в 2015 году не имели доступа к «хотя бы базовой» воде. Что касается санитарии, то в 2015 году около 40 миллионов человек не имели доступа к «хотя бы базовым» санитарным услугам. В Танзании в 2015 году только 24% населения имели доступ к «хотя бы базовым» санитарным услугам: 37% и 17% в городской и сельской местности соответственно. [9]

Согласно отчету, обследования домохозяйств регулярно показывают меньший охват сельского водоснабжения, чем оценки Министерства водных ресурсов и ирригации (которые собираются районными инженерами-водотехниками и городскими органами водоснабжения и канализации). Для городских районов данные обследований постоянно выше, поскольку они также включают домохозяйства, которые не подключены к официальной сети водоснабжения и имеют доступ к воде из соседей, защищенных колодцев или скважин. [10]

Водоснабжение. По оценкам, чуть более половины населения Танзании имеет доступ к улучшенным источникам воды , с резкой разницей между городскими районами (около 79% в 2010 году) и сельской местностью (около 44% в 2010 году). [2] В сельской местности доступ определяется как то, что домохозяйствам приходится преодолевать расстояние менее одного километра до защищенного источника питьевой воды в засушливый сезон. Тенденции в доступе к водоснабжению трудно различить из-за противоречивых и ненадежных данных. Однако похоже, что доступ увеличился в 1990-е годы, особенно в сельской местности, но в 2000-е годы он застопорился. Согласно данным обследований бюджетов домохозяйств в 2000/2001 и 2007 годах доступ к улучшенным источникам воды в материковой Танзании даже снизился с 55% в 2000 году до 52% в 2007 году. [1] Если использовать узкое определение, то в 2007 году около 34% домохозяйств имели доступ к водопроводной воде по сравнению с 40% в 2000 году. доля домохозяйств, сообщивших об источнике питьевой воды в радиусе одного километра. [1] Оценки Совместной программы мониторинга водоснабжения и санитарии (СПМ) показывают иную тенденцию. Они показывают небольшое снижение доступа с 55% в 1990 году до 53% в 2010 году. Согласно этим цифрам, доступ в сельской местности стагнирует, тогда как в городах он снизился с 94% до 79% за тот же период. Оценки СПМ основаны на экстраполяции с использованием, среди прочего, данных обследований бюджетов домохозяйств 2000/2001 и 2007 годов, переписи населения 2002 года и демографических и медицинских обследований 1999, 2005 и 2010 годов. [2] [11] [12]

Санитария. Национальные обследования бюджетов домохозяйств спрашивают респондентов о типе санитарного оборудования, которое они имеют. В 2007 году 93% танзанийцев ответили, что у них есть туалет в той или иной форме , но только у 3% есть туалет со смывом. Международная статистика, которая отслеживает достижение Целей развития тысячелетия в области санитарии, основана на этих цифрах, но только после внесения некоторых важных корректировок в целях достижения сопоставимости между странами. Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии (СПМ) определяет улучшенную санитарию как частные системы удаления фекалий, которые отделяют человеческие экскременты от контакта с людьми. Общие туалеты или туалеты с открытой выгребной ямой исключены из этого определения. По оценкам СПМ, только около половины уборных в Танзании можно считать улучшенными санитарными системами. Согласно этому определению, доступ к улучшенным санитарным услугам намного ниже, чем у населения, имеющего доступ к туалетам любого типа. Согласно определению СПМ, доступ к улучшенным санитарным услугам составлял лишь 10% в 2010 году по сравнению с 8% в 1990 году, с увеличением в городских районах и небольшим снижением в сельской местности. [2] [13] [14]

Доступ к воде и санитарии в Танзании (2007 г.) [1]
Дар-эс-Салам (6% населения) [15] Другие городские районы (19% населения) Сельская местность (75% населения) [11] Общий
Вода Широкое определение 85% 76% 40% 52%
Подключения к дому [16] 8% 13% 1% 4%
Санитария Все формы, включая туалеты 97% 97% 90% 93%
Туалеты со смывом 10% 6% 1% 3%

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Непрерывность поставок. Из двадцати городских органов водоснабжения и санитарии (UWSSA), действующих в Танзании, три способны обеспечить непрерывное водоснабжение ( Аруша , Сонгеа и Танга ). Еще в одиннадцати городах вода подается не менее 19 часов. В Бабати и Мтваре вода подается 12 часов в сутки. Самые низкие показатели (5 часов в день) у городов Кигома , Линди и Сингида . В Дар-эс-Саламе вода подается в среднем 9 часов в день. [3]

Качество воды. Качество воды значительно варьируется в пределах страны. В полузасушливых регионах (включая Додому , Сингиду , Табору , Шиньянгу и Арушу ) уровень цвета и мутности становится проблематичным в сезон дождей. Реки в поясе фторидов (включая регионы Аруша, Килиманджаро, Сингида и Шиньянга в Рифтовой долине, а также простирающиеся до бассейнов Пангани и Внутреннего водостока) имеют естественно высокие фторидов концентрации . Воды озер Танганьика и Ньяса в целом имеют хорошее качество воды, за исключением районов, расположенных вблизи городских населенных пунктов.районы, где сточные и ливневые воды вызывают локальное загрязнение, тогда как качество воды озера Виктория плохое: высокая мутность и уровень питательных веществ приводят к частому цветению водорослей и заражениюводные сорняки. [6]

Ответственность за контроль качества питьевой воды возлагается на местных поставщиков услуг на местах производства воды. Они относятся к стандартам качества воды, установленным для городских и сельских районов в 1970-х годах. [3]

Инцидент с загрязнением воды произошел на руднике Barrick Gold North Mara в мае 2009 года, когда кислая вода ( pH 4,8) просочилась из хранилища породы в реку Тигите, которая используется для орошения, купания и в качестве незащищенного источника питьевой воды. . [17] [18]

Очистка сточных вод. Из двадцати крупных городских предприятий водоснабжения 11 имеют некоторый доступ к канализации. В Моши зарегистрированный уровень подключений составляет 45% (хотя сюда также входят некоторые промышленные подключения), в Морогоро зарегистрированный уровень составляет 15%, а в Додоме и Иринге - 13%. В Дар-эс-Саламе длина канализационной сети оценивается в 188 км, хотя доступ к ней имеют только 4% домохозяйств. [3]

Согласно статье группы исследователей из исследовательской группы по стабилизирующим прудам и искусственным водно-болотным угодьям (WSP & CW) Университета Дар-эс-Салама, стабилизационные пруды были наиболее распространенной технологией очистки сточных вод в Танзании. Пруды-стабилизаторы отходов были созданы с конца 1960-х годов из-за благоприятного тропического климата и наличия естественных водно-болотных угодий. В то время было зарегистрировано двадцать систем прудов для сточных вод, пять из них использовались для очистки сточных вод текстильных, бумажных, кожевенных заводов и других промышленных предприятий . Однако многие системы прудов-стабилизаторов отходов неэффективны из-за плохой эксплуатации и технического обслуживания, ошибок проектирования и конфигурации, а также смешивания муниципальных и промышленных отходов. [19] Начиная с 1998 года созданы водно-болотные угодья в Танзании были . Десять квартир были построены для жилых домов и учреждений, таких как школы, тюрьмы и колледжи. Они обслуживают около 12 000 человек. [20]

Кроме того, сообщается, что очистные сооружения работают в муниципалитетах Морогоро , Додома , Иринга , Аруша и Сонгеа. [3] и в городах Дар-эс-Салам и Мванза. На этих очистных сооружениях отбираются пробы сточных вод. Результат анализа 250 проб показал, что национальные стандарты сброса сточных вод были соблюдены в 88% случаев.

Водные ресурсы

[ редактировать ]
Мванза, второй по величине город Танзании, получает воду из озера Виктория.

В целом и в среднем Танзания обладает обширными водными ресурсами . По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), в 2008 году в Танзании было 96,27 км2. 3 возобновляемых водных ресурсов в год (для сравнения, мировые водные ресурсы оцениваются примерно в 43 750 км2). 3 /год). Это соответствует 2266 м. 3 на человека и год. [21] Однако водные ресурсы распределены неравномерно – как во времени, так и в пространстве. В засушливый сезон, который обычно длится с июня по октябрь, даже крупные реки могут пересыхать или их сток существенно снижается. В некоторых частях страны выпадает в среднем до 3000 мм осадков в год, тогда как в других регионах (таких как регион Додома или Рифт-Валли ) годовое количество осадков составляет в среднем 600 мм. [10]

Прогнозы показывают, что к 2025 году Танзания будет испытывать водный дефицит (определяемый как средние водные ресурсы на душу населения ниже 1500 м3). 3 ) из-за роста населения и, как следствие, увеличения потребления. [22]

По состоянию на 2002 год использование воды для муниципального водоснабжения на материковой части Танзании составляло около 493 миллионов м3. 3 /год, или 0,5% от общего объема возобновляемых водных ресурсов. [23]

Высохшая река Грейт-Руаха в 2006 году иллюстрирует нехватку воды в засушливый сезон в некоторых частях Танзании.

Одни только озера покрывают около 7% поверхности суши Танзании. На границах расположены три Великих африканских озера : Виктория , Танганьика и Ньяса ; Внутренние озера включают озеро Руква , озеро Эяси и озеро Маньяра . В Танзании девять основных водосборных бассейнов, разделенных в зависимости от водоема-получателя. Бассейн озера Виктория впадает в Средиземное море (через бассейн реки Нил ). В Индийский океан впадают бассейн реки Пангани , бассейн реки Руву / Вами , бассейн реки Руфиджи , бассейн реки Рувума и Южного побережья, бассейн озера Ньяса . Бассейн озера Танганьика впадает в Атлантический океан через бассейн реки Конго . Бассейн Внутреннего водостока и бассейн озера Руква относятся к бассейну Рифтовой долины ( бессточной ). [23]

Танзания разделена на девять административных единиц, соответствующих девяти основным речным или озерным бассейнам. Бассейновые управления водного хозяйства (БВО) несут ответственность за регулирование и планирование использования водных ресурсов в соответствии с Законом об управлении водными ресурсами №. 11 от 2009 года. Раздел управления водными ресурсами Программы развития водного сектора требует, чтобы их деятельность осуществлялась в соответствии с принципами интегрированного управления водными ресурсами .Однако было отмечено, что БВО страдают от серьезных институциональных недостатков: им часто не хватает необходимой информации, четких планов развития для направления инвестиций и поддержки мониторинга, и они в значительной степени характеризуются слабым человеческим потенциалом. [10]

История водоснабжения и канализации в Танзании является побочным продуктом колонизации, которая сформировала недоступность воды, начиная с немецкой и британской административной практики. С 1889 по 1914 год в Германской Восточной Африке колодцы, канализация и канализация были построены исключительно для использования немецкими поселенцами, жившими в поселениях в восточных регионах Танзании. Санитарные услуги существовали за низкую плату в зонах, созданных по расовому признаку для немецких и индийских поселенцев. [24] В то же время танзанийцы в западном регионе не имели доступа к канализации и канализационным системам, а также им было отказано в сборе мусора; они жили в плохих жилищных условиях и имели неадекватные санитарные условия, такие как выгребные ямы со скважинами. [24]

С 1918 по 1961 год британцы захватили контроль над Германской Восточной Африкой и переименовали ее в Танганьику. Даже при британском правлении не произошло никаких улучшений в доступе к безопасной воде для танзанийцев. Как и немецкие постановления, британцы также взимали чрезмерную плату за безопасную воду в Дар-эс-Саламе. [24] Однако, начиная с 1930-х годов, британские поселенцы построили канализацию и канализацию в своих жилых районах, продолжая контролировать доступ к воде и канализации на основе расового, экономического и жилого зонирования. [24] Пространственные проекты европейцев были разработаны в поселках, очищенных от комаров и разделенных на три зоны: британцы, индейцы и коренные танзанийцы. Кроме того, танзанийцы не могли позволить себе земельные участки, и многие жили в тесных и перенаселенных помещениях, что приводило к распространению болезней, передающихся через воду, вызванных использованием выгребных ям и открытых пространств из-за отсутствия доступа к чистой воде. [24]

Те, кто жил в незапланированных поселениях, не имели доступа к воде и канализации до 1950-х годов. Сельские районы продолжали обеспечивать себя водой самостоятельно, создавая больше скважин и используя туалеты с выгребными ямами. [25] В этих районах не было проявлено общественной гражданской активности по поводу отсутствия водной инфраструктуры. [26]

В 1950-х годах в немногих поселениях, где было водопроводное водоснабжение, взималась плата за воду, продаваемую в водных киосках или через жилые дома. В сельских районах системы эксплуатировались и обслуживались кооперативами, такими как Кооператив по развитию водных ресурсов Маконде в регионе Мтвара на юге Танзании. Одним из обещаний движения за независимость того времени было предоставление воды бесплатно, и это обещание было выполнено, когда Танганьика получила независимость в 1961 году. [27]

Проекты «сверху вниз» и бесплатное водоснабжение в сельской местности (1964–1991)

[ редактировать ]

После объединения бывших британских колоний Танганьики и Занзибара в Объединенную Республику Танзания в 1964 году тогдашний президент Джулиус Ньерере реализовал политику африканского социализма под названием Уджамаа . Это включало принудительное переселение рассредоточенных сельских мелких землевладельцев в колхозы . Одной из заявленных целей переселения было облегчение предоставления образования, медицинских услуг, а также водоснабжения. [28] В духе Уджамаа правительство запустило в 1971 году 20-летнюю программу сельского водоснабжения (RWSP) с целью обеспечить к 1991 году доступ к достаточному и безопасному водоснабжению в пределах пешей доступности в 400 метрах от каждого домохозяйства. В рамках этой программы вода предоставлялась бесплатно в сельской местности, тогда как за подключение к дому в городских районах взимались умеренные тарифы. Реализация была высокоцентрализованной: в 1972 году центральное правительство упразднило органы местного самоуправления, которые были заменены представителями центрального правительства в комитетах на районном и деревенском уровне в соответствии с политикой, которую иронично назвали «децентрализацией». [29]

Согласно отчету WaterAid , «появившиеся в результате водные проекты были неустойчивыми и оставили среди жителей деревни наследие недоверия к государственным программам». [30] Деревни были выбраны районным управлением водоснабжения по чисто техническим критериям без консультаций с населением. Были пробурены глубокие скважины и оборудованы насосами и дизельными двигателями, которые должны были содержаться правительством за счет центральных средств. Это не сработало, и многие насосы вышли из строя. [30] В других общинах неэффективное управление государственными средствами и желание построить как можно больше систем водоснабжения привели к первоначальному строительству проектов, которые так и не были завершены. [27] В последующие годы государственные службы пришли в упадок, и в период с 1976 по 1980 год во многих городских районах произошла серьезная вспышка холеры. [29] В ответ на эту неудачу в 1978 году были восстановлены городские и муниципальные советы, но они остались без каких-либо собственных доходов и полностью зависели от финансирования центрального правительства. Предоставление государственных услуг оставалось плохим. Хотя политики и доноры к тому времени признали, что политика бесплатного сельского водоснабжения и централизованного управления провалилась, им потребовалось более двух десятилетий с момента ее начала, чтобы изменить эту политику. [27] Среднесрочный обзор RWSP, проведенный в 1985 году, показал, что только 46% сельского населения имели доступ к услугам водоснабжения. Среди причин были отсутствие участия бенефициаров, использование неподходящих технологий, недостаточные финансовые ресурсы, плохие процедуры эксплуатации и технического обслуживания, а также неадекватная, чрезмерно централизованная институциональная структура. [27] [29] [31]

Участие и управление сообществом (1991 – настоящее время)

[ редактировать ]
Многоквартирный дом Мичензани недалеко от Каменного города на острове Занзибар , который когда-то был гордостью восточногерманского сотрудничества в целях развития, иллюстрирует проблемы, связанные с должным обслуживанием инфраструктуры и использованием существующей инфраструктуры, чтобы проложить путь для новых и новых проектов (см. открытые люки на переднем плане).

Социалистическая политика Уджамаа постепенно сходила на нет, когда Ньерере передал власть Али Хасану Мвиньи , сначала в качестве президента в 1985 году, а затем в качестве главы правящей партии в 1990 году. Правительство инициировало политические и административные реформы, в рамках которых были созданы первые Национальные Водная политика была одобрена в 1991 году. В основе реформ лежала Программа реформы местного самоуправления, направленная на децентрализацию власти путем передачи ресурсов и ответственности за предоставление услуг районным и муниципальным советам, включая передачу советам условных и безусловных блочных грантов. [32] Национальная водная политика подчеркивает участие общественности в выборе проектов, а также в их эксплуатации и обслуживании через водные комитеты, которые взимают плату за воду. Жители деревни также должны были внести денежные взносы на покрытие капитальных затрат, а также предоставить время и рабочую силу, местные материалы и гостеприимство для приезжих государственных служащих. Они также прошли обучение гигиене и работают в комитетах здравоохранения.

Пилотный проект новой политики был инициирован организацией WaterAid в городском округе Додома совместно с правительством округа. Инновационной особенностью проекта было то, что отдел водоснабжения тесно сотрудничал с отделом общественного развития и отделом здравоохранения. Оба ранее не участвовали в водных проектах. Используя аббревиатуры трех отделов и WaterAid, объединенную команду назвали WAMMA, что дало название проекту. В состав каждой из трех ведомственных бригад должны были входить как мужчины, так и женщины, хотя реализовать это было сложно из-за нехватки женского персонала. В отличие от предыдущего, сообщества были выбраны на основе опроса потребностей. [30] Однако государственные служащие всех уровней получали низкую зарплату, и у них было мало интересной работы. В результате некоторые из них были демотивированы. Как и многие другие проекты, финансируемые из внешних источников, проект WAMMA выплачивал надбавки полевым работникам за работу, выполняемую за пределами их офисов, чтобы мотивировать их. Однако «выплаты производились по официальной ставке, поскольку любые более высокие надбавки подорвали бы способность правительства поддерживать или воспроизводить работу без участия доноров». [30] Первоначально WaterAid работала непосредственно на уровне округа без какого-либо официального соглашения с региональным правительством до 1995 года. Программа, которую WaterAid и окружное правительство сочли успешной, впоследствии была распространена из городского округа Додома на три других округа в регионе Додома . В период с 1991 по 1996 год было построено 86 проектов. Инновационная совместная работа трех районных департаментов и подход к участию привлекли посетителей со всей Танзании. [30]

Обзор водного сектора, проведенный в 1993 году, показал, что проблемы в водном секторе, выявленные в 1985 году, сохраняются на национальном уровне, и предложил дальнейшие реформы. [6] Для реализации этих реформ в городских районах в 1993 году был принят Закон о водоснабжении, глава 272. Его цель заключалась в регулировании подачи воды через городские государственные органы. [33]

В 1996 году были опубликованы новые руководящие принципы Национальной водной политики, основанные на руководящих принципах, разработанных в рамках программы WAMMA. Что касается сельских районов, они заявляют, что деревни несут ответственность за все расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание и что ожидается разделение затрат на капитальные затраты. [30] С 1997 года 19 городских органов водоснабжения и санитарии (UWSSA) предоставляли услуги в крупных городских центрах в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании (МоВ) с Министерством водных ресурсов, который содержит показатели эффективности, которые должны быть сообщены Министерству. [7]

Недолговечная приватизация в Дар-эс-Саламе (2003–2005 гг.)

[ редактировать ]

В соответствии с Всемирного банка условиями , согласно которым правительство приватизирует службы водоснабжения в обмен на помощь, в августе 2003 года City Water Services Ltd., британско-германский консорциум, получила десятилетний договор аренды на управление инфраструктурой водоснабжения Дар-эс-Салама. City Water взяла на себя ответственность за эксплуатацию системы водоснабжения, выставление счетов, сбор тарифов и текущее обслуживание, в то время как DAWASA продолжала отвечать за восстановление и расширение сети водоснабжения. Контракт был расторгнут два года спустя из-за нарушения условий контракта и неудовлетворительной работы. [34] [35]

Ответственность за водоснабжение и водоотведение

[ редактировать ]

Политика и стратегия в области водоснабжения и санитарии определяются министерствами на национальном уровне; экономическое регулирование предоставления услуг осуществляется национальным органом власти, а экологическое регулирование - Национальным советом; Предоставление услуг является обязанностью различных местных организаций.

Политика и регулирование

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Правовая база водоснабжения и санитарии основана на Законе о водоснабжении и санитарии №. 12, принятый в мае 2009 года. Закон определяет обязанности государственных органов, участвующих в водном секторе, определяет органы водоснабжения и санитарии как коммерческие организации и допускает их кластеризацию, если это приводит к повышению коммерческой жизнеспособности. Он также обеспечивает регистрацию и деятельность общинных организаций водоснабжения и регулирует назначение членов советов. [36]

Обязанности учреждений на национальном уровне

[ редактировать ]
Бывшая столица Дар-эс-Салам является резиденцией Министерства водных ресурсов и ирригации, а также других министерств, отвечающих за этот сектор.

Министерства . Министерство водных ресурсов и ирригации (МВи) является органом, ответственным за общую разработку политики WSDP, координацию, мониторинг, оценку и регулирование общественного водоснабжения. [7] Обеспечение гигиены и санитарии находится в руках Министерства здравоохранения и социального обеспечения . В результате децентрализации в секторе водоснабжения и канализации Танзании ответственность за предоставление услуг была передана органам местного самоуправления (LGA). Местные органы управления включают 132 муниципальных, районных и городских совета: они отвечают за закупки, финансирование, управление и мониторинг поставщиков услуг на своей административной территории. [37] В этом их консультирует Аппарат премьер-министра – региональная администрация и местное самоуправление (PMO-RALG). PMO-RALG играет ключевую координирующую роль в планировании и наращивании потенциала местных органов власти. Он также отвечает за распределение ресурсов для предоставления услуг. Региональный секретариат оказывает техническую поддержку органам местного самоуправления и контролирует их деятельность. [38]

Другие министерства играют активную роль в секторе водоснабжения и санитарии. Министерство финансов и экономики (МФЭД) контролирует внутриправительственное финансирование и отвечает за общее планирование и составление бюджета, включая сектор водоснабжения и санитарии. Министерство образования и профессионального обучения отвечает за санитарное просвещение и обеспечение санитарии в школах. Отраслевые министерства несут ответственность за использование водных ресурсов для орошения, промышленного использования и производства энергии.

Сотрудничество между министерствами . В 2009 году Министерство здравоохранения и социального обеспечения, МВД, Министерство образования и профессиональной подготовки и ОУП-RALG подписали Меморандум о взаимопонимании по комплексному осуществлению санитарно-гигиенических мероприятий. Целью МоВ было облегчить их сотрудничество и координацию при выполнении своих обязанностей, связанных с санитарией и гигиеной. Сотрудничество будет осуществляться через национальные руководящие и технические комитеты по санитарии и гигиене. [39]

Экономическое регулирование. Коммерческие поставщики услуг водоснабжения регулируются Управлением по регулированию энергетики и водоснабжения (EWURA), созданным в 2001 году на основании Закона об органе по регулированию энергетики и водоснабжения, глава 414 . EWURA отвечает за лицензирование, рассмотрение и утверждение тарифов, мониторинг эффективности и стандартов. [40] В водном секторе компания начала свою деятельность в 2006 году.

Экологическое регулирование . Оценка возможного воздействия на окружающую среду на предлагаемых объектах осуществляется Национальным советом по управлению окружающей средой (NEMC) в рамках Рамочной программы управления окружающей средой и социальной средой. NEMC отвечает за установление стандартов и выдачу разрешений на сброс сточных вод в окружающую среду, в том числе в водные ресурсы. [6]

Политика и стратегии

[ редактировать ]

Национальная стратегия развития водного сектора (НСВСР) на 2006-2015 гг. [6] излагает стратегию реализации Национальной водной политики NAWAPO 2002 года. [41] NAWAPO стремится достичь устойчивого развития в этом секторе посредством «эффективного использования водных ресурсов и усилий по повышению доступности услуг водоснабжения и санитарии». Оно руководствуется принципами децентрализации и локализации управления и услуг.

Национальная программа сельского водоснабжения и санитарии (NRWSSP) на 2006-2025 годы направлена ​​на обеспечение политической основы для обеспечения справедливого и устойчивого доступа к воде 65% сельского населения к 2010 году, 74% к 2015 году и 90% к 2025 году. NRWSSP – это вторая итерация Проекта сельского водоснабжения и санитарии (RWSSP), который был опробован в 2002 году. Программа осуществляется Министерством водных ресурсов и включает в себя цели институциональной реорганизации, а также акцент на сборе данных и мониторинге через Управление. Информационная система. По состоянию на 2008 год проблемы, связанные с недостатком капитала, бюрократическими задержками и отсутствием местного контроля, привели к минимальному прогрессу. [5]

Национальная программа развития водного сектора (WSDP) на 2006-2025 годы сосредоточена на предоставлении коммерческих услуг, включая участие частного сектора в городских районах, а также общественную собственность и управление в сельской местности. Он также намеревается реализовать «подходы, ориентированные на спрос». Его первый этап должен был продлиться до 2012 года, но был продлен. Программа «способствует интеграции водоснабжения и санитарии с гигиеническим образованием». WSDP состоит из четырех компонентов:

  • Управление водными ресурсами;
  • Институциональное развитие и наращивание потенциала;
  • Сельское водоснабжение и канализация – в рамках этого компонента должны быть разработаны комплексные районные планы водоснабжения и канализации;
  • Городское водоснабжение и канализация - направлено на выполнение бизнес-планов коммунальных предприятий в областных и районных столицах, а также на реализацию национальных и малых городов систем водоснабжения. [3] [38]

Политика в области водоснабжения и санитарии в Танзании разрабатывается в соответствии с «Видением развития до 2025 года» и Национальной стратегией роста и сокращения бедности, более известной под названием MKUKUTA на суахили (Mkakati wa Kukuza Uchumi na Kupunguza Umasikini Tanzania). Всеобщий доступ к безопасной воде является одной из целей «Видения 2025», которая должна быть реализована «путем вовлечения частного сектора и расширения прав и возможностей местных органов власти». [42] Важность водоснабжения и адекватных санитарных условий признается во втором блоке MKUKUTA («Улучшение качества жизни и социального благополучия»). Здесь одной из основных целей является достижение «расширения доступа к чистой, доступной и безопасной воде, санитарии, достойному жилью, а также безопасной и устойчивой окружающей среде». [43]

Предоставление услуг

[ редактировать ]

Городские районы

[ редактировать ]

В Дар-эс-Саламе и двух округах региона Пвани ответственность за водоснабжение и канализацию разделена между холдинговой компанией, которая отвечает за капитальные вложения (Управление водоснабжения и канализации Дар-эс-Салама - DAWASA - со штатом около 60 человек) и операционная компания, которая ежедневно управляет системой водоснабжения и канализации и выставляет счета клиентам (Корпорация водоснабжения и канализации Дар-эс-Салама - DAWASCO - со штатом около 1500 человек). DAWASCO работает по 10-летнему договору аренды с DAWASA, который практически идентичен договору аренды, который DAWASA подписала с иностранной частной компанией в 2003 году в рамках неудавшейся попытки приватизации. Таким образом, институциональное разделение между владением и эксплуатацией активов является наследием попытки приватизации. [44] В Дар-эс-Саламе недостаточное водоснабжение, особенно в бедных скваттерских поселениях и кварталах, вынудило жителей прибегать к дополнительным системам водоснабжения для удовлетворения своих повседневных потребностей. К ним относятся незаконные подключения, незаконная перекачка воды и покупка воды у продавцов тележек, которые перепродают по цене, в 15-25 раз превышающей официальную. [45] [27] Подсчитано, что 29% воды, подаваемой в город, поступает от незаконных подключений, и только 30% жителей имеют законное подключение к распределительной сети. [45]

В других городах эксплуатация, техническое обслуживание и развитие инфраструктуры водоснабжения и канализации осуществляется городскими управлениями водоснабжения и санитарии (UWSSA). UWSSA — это автономные юридические лица, которые должны действовать на коммерческих принципах. Они были созданы в 19 крупных городах в соответствии с Законом о водоснабжении № 8 от 1997 года. [38] 19 UWSSA разделены на три категории от A до C в порядке убывания возмещения затрат (более подробную информацию см. ниже). По состоянию на 2010 год они были классифицированы по следующим категориям:

Карта Танзании

Категория А (13 коммунальных услуг):

Категория Б (4 коммунальных предприятия):

Категория С:

В районах и малых городах действуют около ста малых предприятий коммунального обслуживания — районных городских управлений водоснабжения и водоотведения (ДУВССУ). В 2007 году МВД инициировало процесс их кластеризации с целью повышения качества и эффективности обслуживания. [6] Однако по состоянию на 2012 год процесс кластеризации не имел большого значения, поскольку он противоречит продолжающемуся общему процессу децентрализации. Таким образом, донорские агентства, такие как GIZ, прекратили поддержку кластеризации.

Городские и районные предприятия водоснабжения не несут ответственности за канализацию на территории, которая остается в ведении соответствующего местного совета. [6]

Сельская местность

[ редактировать ]

Обзор . В сельской местности услуги водоснабжения и канализации предоставляются общественными организациями водоснабжения (COWSO). Они были созданы в рамках местного самоуправления сельских советов после принятия Стратегии развития водного сектора. По состоянию на 2007 год из 10 639 сел в 8 394 имелись водные комитеты, занимающиеся вопросами водоснабжения и санитарии. [37] Роль COWSO заключается в эксплуатации и обслуживании систем водоснабжения от имени сообщества. Ожидается, что они покроют все расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание своих систем водоснабжения за счет сборов, взимаемых с потребителей воды, а также внесут свой вклад в капитальные затраты своих систем. Однако недостаточная техническая подготовка общественных объединений по эксплуатации и техническому обслуживанию привела к неправильному использованию и выходу из строя сельских систем водоснабжения, при этом 40% систем сельского водоснабжения постоянно не работают. [46] Основным источником капитальных вложений являются блоковые гранты местным органам власти, выплачиваемые Региональным секретариатом. Существует два основных типа COWSO: ассоциации водопотребителей (Vikundi vya Huduma ya Maji), которые отвечают за снабжение питьевой водой, и ассоциации водопользователей (Vikundi vya Watumiaji Maji), которые отвечают за водные ресурсы и за разрешение конфликтов между водными ресурсами. пользователи. По состоянию на 2006 год создана 121 Ассоциация водопользователей. [3] Формально Ассоциации водопользователей требуют уплаты членских взносов, участия в собраниях, разработки уставов и подзаконных актов, а также проведения выборов на руководящие должности. Однако постоянное участие членов остается низким, поскольку сельские жители вместо этого предпочитают участие в неформальных ассоциациях, к которым предъявляется меньше требований. [47]

Пример: Район Хай . В районе Хай региона Килиманджаро 200 000 человек в 55 деревнях обслуживаются самотечными системами из источников в тропическом лесу на склонах горы Килиманджаро. До начала 1990-х годов системы водоснабжения находились в плохом состоянии: местные общины не поддерживали инфраструктуру, качество воды было плохим, а некоторые системы даже не обеспечивали воду. Национальная водная политика 1991 и 2002 годов, в которой особое внимание уделялось местному участию и собственности, а также оплате за воду и счетчикам, изменила ситуацию. Вместе с инвестициями, финансируемыми в рамках сотрудничества в целях развития с Германией, новый подход позволил добиться существенных улучшений. Этому способствовала сильная местная традиция самопомощи. Системы водоснабжения теперь эксплуатируются и обслуживаются сотрудниками трестов водоснабжения — местное название COWSO. Каждый трест состоит из десяти членов, половину из которых по закону должны составлять женщины, избираемые общинами. Они устанавливают тарифы, управляют собственным бюджетом и нанимают менеджеров для каждой системы водоснабжения. Менеджеры, в свою очередь, контролируют технических специалистов и бухгалтеров, работающих в водном комитете. Вода продается в общественных кранах агентами по кранам или подается в дома со счетчиками. Оценка, проведенная в 2002 году, показала, что заболеваемость болезнями, передающимися через воду, существенно снизилась по сравнению с началом 1990-х годов и что затраты более чем полностью окупились. [48] По состоянию на 2009 год водоснабжение оставалось непрерывным и качество воды было хорошим. Водные комитеты оставались финансово устойчивыми: более 90% потребителей оплачивали счета за воду. [49] [50]

Интерфейс между формальными и неформальными институтами. В сельских районах, где отсутствуют формальные системы водоснабжения или управления водными ресурсами, традиционные формы управления водными ресурсами и санитарные практики передаются из поколения в поколение как традиционные экологические знания . Здесь недоверие между правительством и коренными народами, возникшее из-за провала политики бесплатной воды, приводит к несоблюдению официальных правил. [51] Например, водные конфликты на уровне села часто решаются неформально, а не передаются в первичные и районные суды, которые они считают отнимающими много времени, дорогостоящими и несправедливыми. [47] Вместо этого неформальные практики управления водными ресурсами осуществляются на низовом уровне традиционной деревенской элитой, такой как мванамиджие в деревнях Сондзо. Правила, в том числе, когда и где можно собирать воду, а также наказания или штрафы в случае нарушения этих правил, тесно связаны с местными религиозными убеждениями, обычаями и культурными ценностями. [51] Формальные учреждения, которым не хватает технических навыков и капитала для строительства и обслуживания систем водоснабжения в общинах коренных народов, могут воспользоваться преимуществами неформальных систем, чтобы облегчить свою ответственность, но центральное правительство часто не признает эти системы легитимными. [47]

Официальные учреждения и международные агентства по оказанию помощи также уделяют большое внимание обеспечению питьевой водой, игнорируя другие потребности в воде, с которыми сталкиваются сельские общины, включая запасы воды, необходимые для орошения, животноводства и стирки. Когда очищенная вода доступна только в достаточных количествах для потребления, жители продолжают использовать традиционные загрязненные источники для всех других видов деятельности, что приводит к сохранению кишечных заболеваний и конфликтам по поводу доступности воды. Участие заинтересованных сторон сообщества в процессе развития сельской системы водоснабжения может предотвратить недооценку этих потребностей. [52]

Гражданское общество

[ редактировать ]

Представители гражданского общества также участвуют в секторе водоснабжения и санитарии. В 2008 году они создали TaWaSaNet, сеть, целью которой является усиление участия гражданского общества в сфере водоснабжения и санитарии и обеспечение справедливого проведения политики. [53] [54] Среди НПО, активно работающих в водном секторе Танзании (и упомянутых в отчете MoWI ): WaterAid , Организация развития Нидерландов (SNV); Concern Worldwide , Plan International , WWF , Шахиди ва Маджи, [55] Ценность, [56] и МСАБИ .

Инвестиционное планирование и принятие решений

[ редактировать ]

Планирование инвестиций в водное хозяйство в сельской местности осуществляется на районном уровне соответствующими управлениями водоснабжения. В 2009 году неправительственная организация WaterAid изучила процесс планирования местных органов власти для инвестиций в воду в четырех из 99 сельских округов страны, а именно в Мпвапве , Конгве , Ирамбе и Нзеге . Планирование начинается с составления длинных списков пожеланий, основанных на требованиях деревенского уровня. Поскольку реальные приоритеты определить сложно, одним из критериев отбора является баланс средств в деревенском водном фонде. Это рассматривается как признак общественной собственности и может быть легко объяснено членам совета и сельским жителям. Другими предполагаемыми критериями являются статистика здравоохранения и данные, собранные в ходе картографирования точек водоснабжения, но на практике им не придается высокого приоритета. Отбор осуществляется таким образом, чтобы водные проекты были поровну разделены между округами членов парламента округа. Кроме того, члены совета направляют проекты деревням в своих округах, при этом более динамичные члены совета оказывают большее влияние. Еще одним критерием де-факто является предыдущий опыт заботы об инфраструктуре: в некоторых районах были украдены ручные насосы, что затрудняет оправдание новых инвестиций. Населенные пункты, близкие к городу, расположенные на главных дорогах или с действующими социальными службами, имеют преимущество в процессе принятия решений, поскольку чиновники посещают их чаще и затраты на обеспечение инфраструктуры ниже. В отчете WaterAid предполагается, что если бы было больше данных об инфраструктуре сельского водоснабжения, это могло бы помочь представителям малообеспеченных сообществ лоббировать интересы своих избирателей. [57]

Общественное мнение

[ редактировать ]

Исследование «Афробарометр» 2008 года собрало информацию о мнениях танзанийцев о водном секторе. Неравенство в доступе к безопасной и чистой воде между сельскими и городскими районами иллюстрируется ответами: 51% городских жителей были удовлетворены усилиями правительства по предоставлению услуг водоснабжения и санитарии по сравнению с 39% в сельской местности. Соответственно, водный сектор рассматривается сельскими жителями Танзании как более приоритетный для действий правительства. 44% респондентов в сельской местности назвали водоснабжение одной из трех наиболее актуальных проблем, которые должно решать правительство (для 16% это самая важная проблема). В городских районах водоснабжение заняло третье место после проблем экономики и здравоохранения в 25% ответов. В ходе исследования также были рассмотрены вопросы коррупции в водном секторе: 4% респондентов признались, что им приходилось давать взятку, дарить подарки или оказывать услуги государственным чиновникам, чтобы получить услуги водоснабжения или канализации в прошлом году. . [58]

Экономическая эффективность

[ редактировать ]

Некоторыми общими показателями экономической эффективности предприятий водоснабжения и канализации являются эффективность выставления счетов, уровень недохода воды и производительность труда. Судя по этим показателям, экономическая эффективность предоставления городских услуг в водном секторе Танзании является низкой.

Эффективность биллинга. Правительственные данные показали, что городские предприятия водоснабжения имеют относительно высокий уровень эффективности выставления счетов (никогда не ниже 70%). [3] Однако обзор государственных расходов в 2009 году показал, что 15% доходов 20 крупнейших коммунальных предприятий, регулируемых EWURA, не собираются. [4]

Недоходная вода. Средний уровень недохода воды среди 20 региональных предприятий водоснабжения в 2006–2007 финансовом году составил 45%. Данные, предоставленные Министерством водных ресурсов и ирригации в 2009 году, показывают, что недоходная вода в городских районах колеблется от 55% в Дар-эс-Саламе до 25% в Танге. Подсчитано, что недоходная вода выше в малых и районных городах. [3]

Производительность труда. По состоянию на 2007 год в крупных предприятиях водоснабжения в среднем насчитывалось 10 сотрудников на 1000 подключений к водопроводу. Наименьшее число в UWSSA Танзании составляет 6 сотрудников на 1000 подключений в Танге , Мбее и Аруше . [3] Это близко к среднему показателю по странам Африки к югу от Сахары, где занято 5 человек. [59]

Финансовые аспекты

[ редактировать ]

Тарифы и возмещение затрат

[ редактировать ]

Национальная водная политика NAWAPO определяет коммунальные предприятия как коммерческие предприятия, обеспечивающие экономическое и социальное благо. на эксплуатацию и техническое обслуживание (ЭиТО) Таким образом, это способствует возмещению затрат в качестве основы для устойчивых услуг. Ожидается, что сельские органы водоснабжения и санитарии покроют полную стоимость эксплуатации и технического обслуживания и 5% капитальных затрат. [38] Городские органы водоснабжения и санитарии делятся на три категории в зависимости от их эффективности в возмещении затрат:

  • категория A: органы власти, которые покрывают все расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, включая заработную плату персонала, затраты на электроэнергию и некоторые вклады в инвестиции;
  • категория B: органы власти, которые покрывают расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, разделяют затраты на электроэнергию с правительством и могут выплачивать полную заработную плату постоянным сотрудникам;
  • категория C: органы власти, которым требуется государственная поддержка для покрытия затрат на электроэнергию и выплаты заработной платы постоянным сотрудникам.
Линди — один из двух городов Танзании, где водоканал не собирает достаточных доходов для покрытия затрат на электроэнергию и выплаты зарплат, несмотря на самые высокие тарифы на воду в стране.

Эта система была разработана, чтобы стимулировать коммунальные предприятия к улучшению своей работы. По данным MoWI, 14 из 20 региональных UWSSA попадают в категорию A, 4 относятся к категории B, а коммунальные предприятия в Бабати и Линди относятся к категории C. Результаты исследования Тобиаса А. Сваи из Университета Дар-эс-Салама: однако указано, что UWSSA категории А являются наименее эффективными, хотя и являются самодостаточными. [31] Данные EWURA также указывают на то, что у двух из двадцати региональных коммунальных предприятий коэффициент покрытия эксплуатационных расходов значительно выше, чем у одного, что означает, что они могут поддерживать текущий уровень обслуживания. Семи другим коммунальным предприятиям едва удается продолжать свою текущую работу. [4]

Уровни тарифов устанавливаются на местном уровне, но должны быть одобрены регулирующим органом национального уровня EWURA. В городских районах UWSSA определяют тарифы в соответствии со своими потребностями в финансировании и категорией, в которой они работают. В схемах водоснабжения, находящихся в ведении местных органов власти, уровни тарифов определяются соответствующим районным советом, но без конкретных целей покрытия затрат. Тарифы, как правило, низкие и за последние годы не пересматривались. [6] В Дар-эс-Саламе средний тариф на воду в 2008 году составлял 599/ = или 0,46 доллара США за м. 3 . У Линди был самый высокий средний тариф на воду: 833 / = или 0,64 доллара США за м. 3 . Средний городской тариф на воду составил 437/40 , что эквивалентно 0,34 доллара США за м2. 3 . [3]

UWSSA осуществляют учет воды . В Аруше , Додоме , Моши , Мванзе и Танге 100% домохозяйств имеют счетчики. В одиннадцати других городах этот показатель превышает 50%, причем у Lindi худшие показатели с 26% подключений по счетчику. Всего по состоянию на 2008 год на территории, обслуживаемой региональными коммунальными предприятиями, насчитывалось более 331 тыс. домохозяйств (по сравнению с 2007 годом цифра увеличилась почти вдвое - около 169 тыс.). Техническое обслуживание счетчиков воды и связанные с этим расходы были определены МВД как одна из насущных проблем для городских поставщиков воды. [3]

Что касается доступности , анализ бюджета домохозяйств 2007 года показывает, что самый богатый квинтиль танзанийцев тратит более шиллингов 4000 тайваньских (3,10 доллара США) в месяц на воду, что соответствует примерно 1 проценту их дохода. Представители беднейшего квинтиля тратят на воду всего около 1000/ = (0,77 доллара США) в месяц, но это составляет 4,5 процента их дохода. Одна из причин, по которой бедные люди тратят меньше средств на воду в абсолютном выражении, заключается в том, что они бесплатно берут воду из колодцев и ручьев. Данные не различаются по сельской и городской местности, хотя вполне вероятно, что городская беднота, не имеющая доступа к бесплатным источникам воды, платит за воду гораздо больше, чем жители сельской местности. [60]

Инвестиции и финансирование

[ редактировать ]

Инвестиции. По данным Министерства водных ресурсов и ирригации, общий бюджет сектора водоснабжения и канализации в 2008-2009 финансовом году составил 286,5 миллиардов тайваньских шиллингов , что эквивалентно 220 миллионам долларов США. Из них фактически было потрачено 175 миллионов долларов США. Утвержденный бюджет на 2009-2010 финансовый год составляет 309,6 миллиарда тайских шиллингов, или 238 миллионов долларов США. 40,1% было выделено на сельское водоснабжение и канализацию и 43,9% на городское водоснабжение и канализацию. На управление водными ресурсами, институциональное развитие и наращивание потенциала было выделено 8,5% и 7,4% бюджета соответственно. [61] Однако в «Кратком обзоре ООН по водным ресурсам Танзании» приводится оценка среднегодовых расходов на питьевую воду и санитарию в период 2002–2011 годов. Согласно этому отчету, государственные инвестиционные расходы составили всего 30 миллионов долларов США в год плюс выплаты официальной помощи в целях развития в размере 82 миллионов долларов США в год, что примерно в семь раз меньше, чем правительственные показатели за 2008–09 финансовый год. Расходы существенно колебались от года к году, достигнув пика в 2008–2009 годах. [62]

Отчет о государственных расходах водного сектора содержит подробный анализ структуры бюджетных расходов. Похоже, что в водном секторе большая часть бюджета состоит из расходов на развитие, и только 15% являются текущими расходами (по сравнению с 55% долей расходов на развитие в общем государственном бюджете). Более того, в результате политики децентрализации правительства бюджет, выделяемый органам местного самоуправления и регионам, быстро увеличился. В 2008-2009 финансовом году доля местного самоуправления в общем бюджете водного сектора составляла около 25%, в то время как для регионов этот показатель составлял 20%. И наоборот, все большая часть бюджета центрального правительства выделяется на технико-экономические обоснования: это отражает координирующую и определяющую политику роль, к которой переходит МВД. [4]

Финансирование. Танзания является одной из крупнейших стран-получателей иностранной помощи в странах Африки к югу от Сахары. [63] Это включает помощь в виде грантов, льготных кредитов и облегчения бремени задолженности. Управление помощью в Танзании руководствуется Совместной стратегией помощи (JAST), одобренной в 2006 году и направленной на реализацию принципов Парижской декларации по эффективности помощи . JAST выступает за интеграцию всех фондов развития в государственный бюджет, поощряет национальную ответственность и способствует «разделению труда» между донорами. [64] Однако Отчет о государственных расходах предполагает, что не все расходы в водном секторе включены в государственный бюджет. Сравнение данных ОЭСР и Министерства финансов о двусторонней помощи показывает, что между этими двумя источниками существует разрыв. Это указывает на то, что за последние пять лет внебюджетное финансирование составило около 26% от общего объема двусторонней помощи. [4] Согласно данным, опубликованным МВД, около 88% средств, заложенных в бюджет сектора водоснабжения и канализации на 2009–2010 финансовый год, будет предоставлено за счет иностранных трансфертов. [3]

Внешнее сотрудничество

[ редактировать ]

Танзания получает внешнюю поддержку от нескольких донорских агентств. Они организованы в Группу партнеров по развитию (DPG), целью которой является улучшение гармонизации деятельности доноров и повышение эффективности помощи . Секторальный диалог между DPG и министерствами, ответственными за воду, осуществляется через четыре тематические рабочие группы, которые охватывают вопросы воды, санитарии и гигиены. [65]

Пятью основными донорами в секторе водоснабжения и санитарии Танзании являются: Африканский банк развития , Европейская комиссия , Германия, Нидерланды и Всемирный банк . В рамках JAST правительство Танзании , Всемирный банк , Германия и правительство Нидерландов вносят вклад в Корзинный фонд WSDP, который является формой общесекторального подхода (SWAp). [3] Среди других доноров: AFD Франции , JICA Японии , Бельгии, Швейцарии, Великобритании ( DFID ), США ( USAID и MCC ).

Африканский банк развития

[ редактировать ]

Африканский банк развития (АфБР) присутствует в секторе водоснабжения и санитарии Танзании тремя проектами. Проект «Водоснабжение и санитария Дар-эс-Салама», начатый в 2001 году, направлен на улучшение доступности, качества и надежности водоснабжения и канализации в Дар-эс-Саламе . [66] Проект водоснабжения района Мондули был одобрен в 2003 году с целью обеспечения адекватного и устойчивого доступа к безопасной питьевой воде для населения восемнадцати сел района Мондули . АфБР предоставил грант в размере около 10 миллионов долларов США, который покрыл 90% стоимости проекта. [67] С 2006 года АфБР вместе с другими донорами вносит свой вклад в Программу сельского водоснабжения и санитарии. Программа направлена ​​на улучшение доступа сельских сообществ к услугам водоснабжения и санитарии, а также на улучшение институционального потенциала – как на районном, так и на правительственном уровне – для реализации проектов водоснабжения и санитарии в сельской местности, основанных на спросе. [68] [69]

Европейская комиссия

[ редактировать ]

Европейская комиссия оказывает поддержку сектору водоснабжения и канализации Танзании через ресурсы Национальной индикативной программы (NIP) Европейского фонда развития и Водной инициативы ЕС. В конце 2008 года в стадии реализации находились тринадцать проектов, совместно финансируемых Водной инициативой, на общую сумму 20,08 миллиона евро. [70] Сотрудничество ЕС в секторе водоснабжения и санитарии сосредоточено на бедном населении городских и пригородных районов. В период с 2003 по 2007 год ЕС выделил около 33 миллионов евро на Программу водоснабжения региональных центров, совместно финансируемую за счет финансового сотрудничества Германии. Основная цель программы заключалась в улучшении доступа к устойчивому качественному водоснабжению и услугам по управлению сточными водами в трех региональных центрах – Мванзе , Иринге и Мбее . Дополнительные средства в размере около 6,6 миллиона евро были выделены на проект восстановления канализации Мванзы в период с 2000 по 2004 год, целью которого было предотвратить перелив неочищенных сточных вод из Мванзы в озеро Виктория . Сельское водоснабжение и санитария поддерживаются через общую бюджетную линию ЕС для совместного финансирования НПО в развивающихся странах. [71]

Германия

[ редактировать ]
Мбея — город, где сотрудничество в области развития Германии способствует улучшению доступа к водоснабжению и канализации.

С 1970-х годов Германия сотрудничает с правительством Танзании в попытках улучшить ситуацию с водоснабжением и санитарией в стране. Сотрудничество Германии в области развития осуществляется в основном KfW и GIZ . В период с 2007 по 2009 год KfW выделил 17,25 миллиона евро на «Корзину воды». Кроме того, KfW активно участвует в нескольких национальных и региональных проектах в Танзании. Например, в 2003 году KfW выделил 21 миллион евро на проект « Поддержка водоснабжения и канализации Регионального центра» в быстрорастущих городах Мбея и Мванза . Также были подготовлены технико-экономическое обоснование и инвестиционный план для Иринги , реализация которого началась в 2006 году. Целью проекта было улучшение услуг водоснабжения, санитарии и канализации путем укрепления потенциала автономных городских органов водоснабжения. Для достижения этой цели были расширены и отремонтированы объекты водоснабжения, модернизированы санитарно-технические сооружения и приняты меры по наращиванию потенциала, включая усовершенствование ИТ-систем, используемых для выставления счетов. [72]

GIZ развивает местный потенциал в этом секторе, в том числе в Министерстве, EWURA и у поставщиков коммерческих услуг, например, в Танге и в регионе Килиманджаро . [73]

В 2012 году правительство Индии предоставило кредит в размере 178 миллионов долларов США для реализации водных проектов, направленных на решение проблемы нехватки воды в Дар-эс-Саламе «к 2014 году». Кредит будет финансировать увеличение мощности завода Верхний Руву до 196 000 кубических метров с нынешних 82 000 кубических метров в день, а также строительство новой линии электропередачи от завода до города. По состоянию на 2012 год некоторые районы города получали воду дважды в неделю, а другие не получали воду. [74]

Нидерланды

[ редактировать ]

Правительство Нидерландов предоставило финансирование для Водной корзины WSDP (через мандат KfW ). Кроме того, Организация развития Нидерландов (SNV) оказывает поддержку в трех основных областях сектора водоснабжения и санитарии: (а) улучшение функциональности существующих точек водоснабжения посредством картирования точек водоснабжения (осуществляется в сотрудничестве с WaterAid ), (б) поддержка мероприятиям по водоснабжению, санитарии и гигиене в школах, и (c) наращиванию потенциала в области ИУВР. [3] [75]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

США предоставляют грант в размере 66,3 миллиона долларов США для финансирования расширения электростанции Лоуэр-Руву, которая снабжает Дар-эс-Салам водой со 180 000 до 270 000 кубических метров в день, а также для сокращения недоходной воды и восстановления двух очистных сооружений в Морогоро. рядом с Дар-эс-Саламом. [76] Кроме того, USAID/Танзания профинансировало трехлетнюю программу комплексного водоснабжения, санитарии и гигиены Танзании стоимостью 15 миллионов долларов США (iWASH). [77] ) программа, которая включала дополнительную поддержку со стороны партнерства Альянса по водным ресурсам и развитию (ВАДА) между USAID и компанией Coca-Cola. Программа началась в январе 2010 года, и финансирование было продлено сначала до 2013 года, а затем до 2015 года (с дополнительным финансированием в размере 4,6 миллиона долларов США). Двухлетняя дополнительная программа WADA II началась в сентябре 2010 года и была продлена до августа 2013 года за счет финансирования Глобального фонда окружающей среды и технологий (GETF).Эта интегрированная программа (iWASH) направлена ​​на поддерживать устойчивое, рыночное водоснабжение, санитарию и гигиенические услуги для улучшения здоровья и повышения экономической устойчивости бедных слоев населения в целевых сельских районах и малых городов в рамках интегрированной системы управления водными ресурсами.

Всемирный банк

[ редактировать ]

Всемирный банк оказывает обширную поддержку Танзании. В декабре 2009 года он утвердил Седьмой кредит на поддержку сокращения бедности (PRSC): четвертый из пяти ежегодных операций по поддержке бюджета для реализации MKUKUTA. Седьмой PRSC предусматривал выделение 170 миллионов долларов США. [78] В водном секторе Всемирный банк выделил 200 миллионов долларов США на Проект поддержки водного сектора на период с 2007 по 2012 год. Проект состоит из четырех компонентов: а) укрепление институционального потенциала для улучшения управления водными ресурсами; б) оказание поддержки местным органам власти в расширении предоставления услуг водоснабжения и санитарии в сельской местности для достижения ЦРТ ; в) оказание поддержки Дар-эс-Саламу, столицам всех регионов и округов, а также официальным коммунальным предприятиям малых городов в расширении масштабов предоставления городских услуг водоснабжения и канализации; и d) оказание поддержки в наращивании институционального потенциала, включая координацию сектора и перестройку политики. [79] [80]

администрируемая Всемирным банком, Программа водоснабжения и санитарии, также действует в Танзании, где она оказывает поддержку в области санитарии и гигиены. [81]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Обследование бюджетов домохозяйств 2007 г. – материковая Танзания , стр. 13–16. Ссылка была прервана 28 февраля 2010 г. 7 ноября 2011 г. - Документ HBS все еще доступен на веб-сайте Национального статистического бюро Танзании по ссылке на Национальный архив данных Танзании (TNDA). Для этого требуется вход в систему, который доступен бесплатно.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии. «Таблица данных по Объединенной Республике Танзания» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Отчет Министерства водных ресурсов и ирригационного водоснабжения за 2009 г. Архивировано 6 октября 2011 г. на Wayback Machine , получено в феврале 2010 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Кэролайн ван ден Берг, Эйлин Берк, Леонард Чача и Флора Кесси, Обзор государственных расходов водного сектора. Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine , сентябрь 2009 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Джине, Рикар; Перес-Фогет, Агусти (ноябрь 2008 г.). «Оценка устойчивости национальной программы сельского водоснабжения в Танзании». Форум природных ресурсов . 32 (4): 327–342. дои : 10.1111/j.1477-8947.2008.00213.x . hdl : 2117/8151 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Национальная стратегия развития водного сектора на 2006–2015 годы. Архивировано 19 апреля 2013 года на archive.today , получено 23 февраля 2010 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с GIZ : Реформы сектора водоснабжения и санитарии в Кении, Танзании, Уганде и Замбии: проблемы и уроки [ постоянная мертвая ссылка ] , 2008, стр. 8-9.
  8. ^ WASHwatch [url= https://washwatch.org/en/countries/tanzania/summary/statistics/ ]
  9. ^ WASHwatch
  10. ^ Перейти обратно: а б с Министерство планирования, экономики и расширения прав и возможностей / Исследования по борьбе с бедностью (REPOA) Танзания: Отчет о бедности и человеческом развитии за 2007 г. Архивировано 13 апреля 2020 г. на Wayback Machine , декабрь 2007 г., получено 19 апреля 2012 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии : Охват питьевой водой и санитарией: оценки по странам по типам питьевой воды , по состоянию на 28 февраля 2010 г.
  12. ^ Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии : Объединенная Республика Танзания, Данные о воде , март 2012 г., по состоянию на 19 апреля 2012 г.
  13. ^ Статистическая информационная система ВОЗ - Танзания , получено 4 февраля 2010 г.
  14. ^ Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии : Объединенная Республика Танзания, Данные о санитарии , март 2012 г., по состоянию на 19 апреля 2012 г.
  15. ^ Рассчитано на основе примерно 2,5 млн жителей столичного региона Дар-эс-Салам из 44 млн населения.
  16. ^ Обследование бюджета домохозяйств, 2007 г. - материковая Танзания «Частная водопроводная (водопроводная) вода в жилом доме»
  17. Реакция Barrick Gold Corporation на инцидент на шахте Мара , 8 октября 2009 г.
  18. ^ allAfrica.com Танзания: сообщество все еще обеспокоено минным загрязнением , 30 декабря 2009 г.
  19. ^ Наука в Африке Построенные водно-болотные угодья для очистки сточных вод в Танзании , данные получены 24 февраля 2010 г.
  20. ^ Веб-сайт Исследовательской группы стабилизирующих прудов и искусственных водно-болотных угодий (WSP & CW)
  21. ^ ФАО, Информационный бюллетень Aquastat по Танзании , создано 2 февраля 2010 г.
  22. ^ Всемирный банк (2006), Водные ресурсы в Танзании - информационный бюллетень.
  23. ^ Перейти обратно: а б ФАО, Объединенная Республика Танзания, профиль страны Аквастата, 2005 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Мвесонго, Чаека Семанго; Мвакипесиле, Аугустино Эдгар (1 апреля 2023 г.). «Тенденции в области санитарии в Танзании: история от колониального периода до наших дней» . Журнал воды, санитарии и гигиены в целях развития . 13 (4): 265–275. дои : 10.2166/washdev.2023.158 . ISSN   2043-9083 .
  25. ^ Мсами, Джамал Бабу (август 2018 г.). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: пример участия общественности в вопросах водоснабжения и санитарии в Танзании (PDF) (1-е изд.). Аддис-Абеба, Эфиопия: Организация социальных исследований в Восточной и Южной Африке (OSSREA) (опубликовано в 2018 г.). стр. 59–56. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  26. ^ Грёнвалль, Дженни; Данерт, Керстин (5 февраля 2020 г.). «Относительно доступа к подземным и питьевым водам через призму прав человека: самообеспечение как норма» . 12 (2): 419. дои : 10.3390/w12020419 . ISSN   2073-4441 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и Дамас А. Машаури и Тапио С. Катко: Развитие водоснабжения и тарифы в Танзании: от политики бесплатной воды к возмещению затрат , Управление окружающей средой, Vol. 17, № 1, стр. 31-39.
  28. ^ Журнал Time : ТАНЗАНИЯ: Горький урожай Уджамаа , 27 января 1975 г., по состоянию на 27 февраля 2010 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с PMO-RALG: ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТАНЗАНИИ , получено 23 февраля 2010 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж WaterAid : WAMMA: Расширение прав и возможностей на практике, Как эволюционное партнерство правительства и НПО помогло сельским жителям Танзании обеспечить устойчивые услуги водоснабжения и санитарии , Джули Джарман и Кэтрин Джонсон, под редакцией Брайана Эпплтона, март 1997 г., стр. 10-15
  31. ^ Перейти обратно: а б Международная академия африканского бизнеса и развития - IAABD, Перепозиционирование африканского бизнеса и развития в 21 веке (май 2009 г.) Тобиас А. Суай, Измерение эффективности городских органов водоснабжения и канализации (UWSA) в Танзании: анализ охвата данных , стр. 481
  32. ^ Правительство Танзании, Вода в Танзании , получено в феврале 2010 г.
  33. ^ FAOlex, Законы Танзании - Закон о гидротехнических сооружениях, глава 272 , дата обращения 23 февраля 2010 г.
  34. ^ WaterAid Почему городская вода вышла из строя? , получено в феврале 2010 г.
  35. BBC News, 18 мая 2005 г. Танзания отказывается от частного поставщика воды.
  36. ^ полный текст Закона о водоснабжении и канализации №. 12 (2009) , получено 23 февраля 2010 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Министерство водных ресурсов и ирригации: Проект отчета о деятельности водного сектора за 2007/2008 год
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Совет министров африканских стран по водным ресурсам, AMCOW и Программа водоснабжения и санитарии – Восточная и Южная Африка – Найроби, Кентукки (2006 г.) Как привести Африку на путь достижения ЦРТ в области водоснабжения и санитарии – Обзор состояния шестнадцати африканских стран , стр. 85
  39. ^ Министерство водных ресурсов и ирригации, Меморандум о взаимопонимании по комплексному осуществлению мероприятий в области санитарии и гигиены, 2009 г.
  40. ^ Домашняя страница EWURA , получено в феврале 2010 г.
  41. Министерство водных ресурсов и ирригации: Национальная водная политика , по состоянию на 5 марта 2010 г.
  42. Development Vision 2025. Архивировано 13 ноября 2013 г. на Wayback Machine, получено 4 февраля 2010 г.
  43. ^ Правительство Танзании (2005 г.) Национальная стратегия роста и сокращения бедности. Обзор целей в области водоснабжения и санитарии см. стр. 21-22 приложения
  44. ^ Голубь, Мартин (ок. 2012 г.). «От фиаско до ДАВАСКО: ремуниципализация систем водоснабжения в Дар-эс-Саламе, Танзания» (PDF) . Проверено 6 декабря 2013 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Челлен, Марианна (март 2000 г.). «Дополнительные системы водоснабжения в Дар-эс-Саламе, Танзания: случай продажи воды». Международный журнал развития водных ресурсов . 16 (1): 143–154. Бибкод : 2000IJWRD..16..143K . дои : 10.1080/07900620048626 . ISSN   0790-0627 . S2CID   154140180 .
  46. ^ Мандара, Кристина Джеффри; Бутейн, Карха; Нихоф, Анке (ноябрь 2013 г.). «Общественное управление и устойчивость сельских объектов водоснабжения в Танзании» . Водная политика . 15 (С2): 79–100. дои : 10.2166/wp.2013.014 . ISSN   1366-7017 .
  47. ^ Перейти обратно: а б с Коппен, Б. ван; Сокиле, CS; Ланкфорд, бакалавр; Хатибу, Н.; Маху, Х.; Янда, П.З. (2007 г.), «Права на воду и плата за воду в сельской местности Танзании». (PDF) , Цены на оросительную воду: разрыв между теорией и практикой , CABI, стр. 143–164, doi : 10.1079/9781845932923.0143 , hdl : 10568/36896 , ISBN  9781845932923 , S2CID   56137089
  48. ^ KfW: Оценка фактов. Танзания: Водоснабжение района Уроки-Хай, этап I , 2002 г.
  49. Immaculata Raphael: Холеры больше нет. Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine , Развитие и сотрудничество, март 2011 г.
  50. ^ Роджерс К. Маранду: Проект водоснабжения района Хай. Модель общинного сельского водоснабжения, инициированная церковью в Танзании , Семинар школ веры по водной санитарии и гигиене, проходивший в колледже Сарум, Солсбери, Англия, 5–7 июля 2009 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Штраух, Айрон М.; Альмедом, Астье М. (27 января 2011 г.). «Традиционное управление водными ресурсами и качество воды в сельской Танзании». Экология человека . 39 (1): 93–106. дои : 10.1007/s10745-011-9376-0 . ISSN   0300-7839 . S2CID   154598852 .
  52. ^ Мадулу, Ндалахва Ф. (январь 2003 г.). «Связь уровня бедности с использованием водных ресурсов и конфликтами в сельской Танзании». Физика и химия Земли, части A/B/C . 28 (20–27): 911–917. Бибкод : 2003PCE....28..911M . дои : 10.1016/j.pce.2003.08.024 .
  53. ^ Отчет TAWASANET о справедливости в области водоснабжения и санитарии, 2009 г.
  54. ^ TaWaSaNet на Yahoo! Группы
  55. ^ Свидетель воды - Что мы делаем
  56. ^ Дараджа - Наша работа
  57. ^ Бен Тейлор, Дараджа и WaterAid Танзания. «Препятствия на пути к равенству в планировании местного самоуправления», в: Сеть водоснабжения и санитарии Танзании (TAWASANET): вне поля зрения и из памяти? Упускаются ли из виду маргинализированные сообщества при принятии решений?» (PDF) . Отчет о справедливости в области водоснабжения и санитарии, 2009 г. стр. 14–15 . Проверено 11 сентября 2011 г.
  58. ^ Исследование «Афробарометр 2008 г.» - Исследование Танзании, основанное на репрезентативной на национальном уровне случайной выборке из 1208 танзанийцев. Проверено 23 февраля 2010 г.
  59. ^ Всемирный банк, База данных диагностики африканской инфраструктуры (AICD): количество сотрудников быстрого запроса на 1000 подключений к системе водоснабжения за период 2001-2008 гг.
  60. ^ Сеть водоснабжения и санитарии Танзании (TAWASANET). «С глаз долой и из головы? Неужели маргинализированные сообщества игнорируются при принятии решений?» (PDF) . Отчет о справедливости в области водоснабжения и санитарии, 2009 г. п. 11 . Проверено 11 сентября 2011 г.
  61. ^ Отчет Министерства водных ресурсов и ирригационного водоснабжения за 2009 г., стр. 31.
  62. ^ Вода ООН. «Республика Танзания: Краткий обзор ООН по водным ресурсам» (PDF) . Проверено 14 сентября 2013 г.
  63. ^ Группа партнеров по развитию Танзании Обзор помощи в Танзании , получено 24 февраля 2010 г.
  64. Группа партнеров по развитию Танзании JAST для Танзании. Архивировано 7 октября 2010 г. на Wayback Machine , получено 4 февраля 2010 г.
  65. ^ Группа партнеров по развитию Танзании
  66. ^ Африканский фонд развития, Проект водоснабжения и санитарии Дар-Салама, Отчет об оценке
  67. ^ Африканский фонд развития, Проект водоснабжения района Мондули, Отчет об оценке
  68. ^ Африканского фонда развития , обзор Программа сельского водоснабжения и санитарии
  69. ^ Африканский фонд развития, Программа сельского водоснабжения и санитарии, отчет об оценке , получено в феврале 2010 г.
  70. ^ Европейской комиссии , Танзания, 2008 г. СОВМЕСТНЫЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
  71. ^ Делегация Европейской комиссии в Танзании Водные проекты ЕС
  72. ^ Офис KfW в Танзании Проекты KfW водоснабжения и канализации в Танзании , получено 4 февраля 2010 г.
  73. ^ GIZ Танзанийско-германское сотрудничество в области развития - Водный сектор , стр. 10-13
  74. ^ «Танзания: Дар-эс-Салам получает 271 миллион долларов США за воду» . allafrica.com. 8 октября 2012 года . Проверено 12 мая 2013 г.
  75. ^ [1] SNV объединяется с WaterAid и CONCERN во время Недели воды , получено в феврале 2010 г.
  76. ^ Счет «Вызовы тысячелетия» в Танзании (20 июня 2012 г.). «Водный сектор» . Проверено 12 мая 2013 г.
  77. ^ «Проект iWASH в Танзании» (PDF) . Проверено 19 июня 2014 г.
  78. ^ Всемирный банк, Седьмой кредит на поддержку сокращения бедности, Танзания.
  79. ^ Всемирного банка Проект поддержки водного сектора , обзор , получено в феврале 2010 г.
  80. ^ Танзания получает кредит МАР на проект поддержки водного сектора
  81. ^ Программа водоснабжения и санитарии, Секторальная поддержка национальной программы водоснабжения и водоотведения Танзании , получено в феврале 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a861486263cdd09783d4af294d2bd39a__1720414140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/9a/a861486263cdd09783d4af294d2bd39a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water supply and sanitation in Tanzania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)