Тариф на воду
Тариф на воду (часто называемый тарифом на воду в США и Канаде) — это цена, назначенная на воду, поставляемую коммунальным предприятием по трубопроводной сети своим потребителям. Этот термин также часто применяется к тарифам на сточные воды. Тарифы на воду и водоотведение взимаются не за саму воду, а для возмещения затрат на водоподготовку , хранение воды, ее транспортировку потребителям, сбор и очистку сточных вод , а также выставление счетов и сбор. Цены, уплачиваемые за воду, отличаются от тарифов на воду. Они существуют в нескольких странах и называются сборами или сборами за водозабор. Плата за забор воды не рассматривается в этой статье, но рассматривается в статье о ценах на воду ). Тарифы на воду сильно различаются по своей структуре и уровню в разных странах, городах, а иногда и между категориями пользователей (жилые, коммерческие, промышленные или общественные здания). Механизмы корректировки тарифов также сильно различаются.
Большинство предприятий водоснабжения в мире находятся в государственной собственности, но некоторые из них находятся в частной собственности или под управлением (см. приватизация водоснабжения ). Коммунальные предприятия представляют собой сетевые отрасли и естественные монополии . Экономическая теория предсказывает, что нерегулируемые частные коммунальные предприятия устанавливают цену на свою продукцию на уровне, позволяющем извлекать монопольную прибыль . Однако на самом деле тарифы, взимаемые коммунальными предприятиями, регулируются. Они могут быть установлены ниже затрат, на уровне возмещения затрат без рентабельности капитала или на уровне возмещения затрат, включающем заранее определенную норму доходности на капитал. Во многих развивающихся странах тарифы устанавливаются ниже уровня возмещения затрат, даже без учета нормы прибыли на капитал [ссылка]. Это часто приводит к отсутствию технического обслуживания и требует значительных субсидий как на инвестиции, так и на эксплуатацию. В развитых странах тарифы на воду и, в меньшей степени, на сточные воды обычно устанавливаются на уровне возмещения затрат или на его уровне, иногда включая допуск на прибыль[ссылка].
Критерии установления тарифов
Тарифы на воду устанавливаются на основе ряда формальных критериев, определенных законом, а также неформальных критериев. [1] Формальные критерии обычно включают в себя:
- финансовые критерии (окупаемость),
- экономические критерии (ценообразование на основе предельных издержек ), а иногда и
- экологические критерии (стимулы к водосбережению ).
Социальные и политические соображения часто также играют важную роль при установлении тарифов. На структуру и уровни тарифов в некоторых случаях влияет желание избежать слишком высокого бремени для бедных пользователей. Политические соображения при установлении цен на воду часто приводят к задержке утверждения повышения тарифов в преддверии выборов. [2] Еще одним критерием установления тарифов является то, что тарифы на воду должны быть понятны потребителям. Это не всегда справедливо для более сложных типов тарифов, таких как повышающиеся блочные тарифы и тарифы, дифференцирующие различные категории пользователей.
Тарифные структуры
[ редактировать ]Существует множество различных тарифных структур. Их распространенность различается в разных странах, как показывают международные исследования тарифов.
Виды тарифных структур
[ редактировать ]Тарифы на воду и водоотведение включают в себя как минимум один из следующих компонентов:
- объемный тариф, при котором учет воды , и применяется
- фиксированная ставка, при которой не счетчики воды . применяются
Многие коммунальные предприятия применяют двухставочные тарифы, при которых объемный тариф сочетается с фиксированной оплатой. Последнее может включать минимальное потребление или нет. Уровень фиксированного заряда часто зависит от диаметра соединения.
Объемные тарифы могут
- быть пропорциональны потреблению (линейные тарифы),
- увеличиваться вместе с потреблением (повышающие блочные тарифы, IBT), или
- уменьшаются по мере потребления (снижающиеся блочные тарифы, ДБТ).
Тариф для первого блока IBT обычно устанавливается на очень низком уровне с целью защитить бедные домохозяйства, которые, как предполагается, потребляют меньше воды, чем небедные домохозяйства. Размер первого блока может варьироваться от 5 кубических метров до 50 кубических метров на домохозяйство в месяц. В Южной Африке первый блок потребления в размере 6 кубометров на семью в месяц предоставляется даже бесплатно (бесплатная базовая вода). Среднемесячное потребление воды варьируется в зависимости от размера домохозяйства и привычек потребления: от примерно 4 кубических метров для домохозяйства из одного человека в умеренном климате (например, в Германии) без использования воды на открытом воздухе до около 50 кубических метров для домохозяйства из четырех человек в теплом климате. (например, на юге США), включая использование воды на открытом воздухе.
Однако не всегда существует положительная корреляция между уровнем доходов домохозяйств и потреблением воды. [3]
Тарифы на сточные воды обычно имеют ту же структуру, что и тарифы на воду. Обычно они измеряются на основе объема подаваемой воды, иногда после вычета допуска на расчетное или фактическое использование на открытом воздухе. В случае промышленности тарифы на очистку сточных вод иногда дифференцируются в зависимости от содержания загрязняющих веществ в сточных водах. В некоторых случаях тарифы на водоотведение представляют собой фиксированный процент от тарифа на воду, но обычно они устанавливаются отдельно. Помимо обычных счетов, многие коммунальные предприятия взимают единовременную плату за подключение как к воде, так и к канализации.
Международные тарифные исследования
[ редактировать ]ОЭСР тарифов на провела два исследования воду для населения в 1999 и 2007-08 годах, используя базовое потребление 15 кубических метров на семью в месяц. Исследование 2007–2008 годов охватило более 150 городов во всех 30 странах-членах ОЭСР. Опрос не претендует на репрезентативность. Опрос ОЭСР был дополнен опросом отраслевой информационной службы Global Water Intelligence (GWI), проведенным в 2007-2008 годах параллельно со вторым опросом ОЭСР. Исследование GWI 2008 года охватило 184 коммунальных предприятия в странах ОЭСР и 94 коммунальных предприятия в странах, не входящих в ОЭСР. [4] GWI повторяла свое исследование каждый год с 2009 по 2012 год, увеличив количество обследованных коммунальных предприятий до 310 в 2012 году. Данные опросов ОЭСР/GWI широко цитируются и, в отличие от результатов других глобальных обследований тарифов, были доступны косвенно. публике.
База данных Международной сети сравнительного анализа (IB-Net) для предприятий водоснабжения и санитарии включает данные о тарифах из более чем 190 стран и территорий на сайте Tararis.ib-net.org. [5] [6] Еще одно тарифное исследование было проведено Международной водной ассоциацией . [7] исследования тарифов для коммерческих и промышленных регулярно проводит Кроме того, консалтинговая фирма NUS потребителей в отдельных странах ОЭСР . [8]
Распространенность типов структуры тарифов
[ редактировать ]Линейные объемные тарифы являются наиболее распространенной формой тарифов на воду в странах ОЭСР. Они используются 90 из 184 коммунальных предприятий, опрошенных Global Water Intelligence в 2007 и 2008 годах, как с фиксированным элементом оплаты, так и без него. [4] Некоторые восточноевропейские страны (Венгрия, Польша и Чехия) используют системы ценообразования, основанные исключительно на объемном ценообразовании , без какого-либо фиксированного элемента сборов. [9] Системы повышающихся блочных тарифов используются 87 из 184 коммунальных предприятий в обследованных странах ОЭСР, например, в Испании. С конца 1980-х годов в странах ОЭСР наблюдается тенденция отказа от снижающихся блочных тарифов, которые, по-видимому, все еще наблюдаются лишь в некоторых городах Соединенных Штатов. Там, где фиксированные сборы существуют как часть двухставочных тарифов, в странах ОЭСР наблюдается сдвиг в сторону сокращения или даже отмены крупных минимальных бесплатных квот. Например, Австралия и Южная Корея в 1990-е годы двинулись в этом направлении. [9] Фиксированные ставки по-прежнему действуют в Канаде , Мексике , Новой Зеландии, Норвегии и Великобритании . [4]
Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой , то в нерепрезентативной выборке GWI из 94 коммунальных предприятий в 54 странах 59 использовали линейные объемные тарифы, а 31 - повышающие блочные тарифы. [4] Однако коммунальные предприятия из стран Африки к югу от Сахары, где очень распространены повышающиеся блочные тарифы, недостаточно представлены в выборке GWI: всего 6 коммунальных предприятий. С другой стороны, коммунальные предприятия из стран с переходной экономикой, где распространены линейные объемные тарифы, перепредставлены: 28 коммунальных предприятий. Таким образом, исследование, вероятно, недооценивает распространенность повышающихся блочных тарифов в странах, не входящих в ОЭСР.
Уровни тарифов
[ редактировать ]Существуют различные действенные методы сравнения уровней тарифов на воду. Согласно одному методу, самый высокий тариф на воду и водоотведение в мире установлен на Бермудских островах, что эквивалентно 7,45 доллара США за м3 в 2017 году (потребление 15 м3 в месяц). Самые низкие тарифы на воду в мире наблюдаются в Туркменистане и на Островах Кука, где вода в жилых домах предоставляется бесплатно, за ними следует Узбекистан с тарифом на воду, эквивалентным 0,01 доллара США за м3, и отсутствием тарифа на сточные воды. [10]
Трудности, связанные со сравнением тарифов
[ редактировать ]Существует два основных способа расчета уровней тарифов на воду и водоотведение с целью сравнения уровней тарифов между городами: Один из способов – рассчитать средний тариф для коммунального предприятия. Это делается путем деления общих доходов от тарифов на общее потребление, выставленное в счетах по всем категориям использования и всем уровням потребления. Другой способ – определить типовой уровень потребления и рассчитать тариф для населения, соответствующий этому потреблению. В зависимости от того, какой из этих двух методов используется, результирующий тариф может существенно различаться для одного и того же коммунального предприятия.
Сравнение тарифов на воду и водоотведение между странами еще более усложняется выбором соответствующего обменного курса ( номинальный обменный курс за данный год или в среднем за несколько лет или обменный курс по паритету покупательной способности ).
Кроме того, предоставление глобального обзора уровней тарифов на воду осложняется большим количеством поставщиков услуг (коммунальных предприятий). Только в городских районах США имеется более 4000 предприятий водоснабжения. В Германии имеется более 1200 коммунальных предприятий. Лишь немногие страны в мире имеют национальные базы данных о тарифах на воду и водоотведение, взимаемых коммунальными предприятиями. Лишь немногие страны ведут национальные базы данных по тарифам, обычно это страны со специализированным регулирующим органом для водного сектора, такие как Англия ( OFWAT ), Чили (SISS), Колумбия (CRA) или Перу (SUNASS).
Уровни тарифов
[ редактировать ]Среди 310 городов, участвовавших в тарифном исследовании GWI 2012 года, средний совокупный тариф на воду и водоотведение составлял 1,98 доллара США/м3 для «эталонного» потребителя с расходом 15 м3/месяц, использованного в исследовании. Коммунальные предприятия в четырех из опрошенных городов предоставляют услуги водоснабжения и канализации в жилых домах бесплатно: Дублин и Корк (см. Ирландия ), а также Белфаст и Ашхабад в Туркменистане . Самые низкие тарифы на воду и водоотведение для бытовых нужд были обнаружены в Саудовской Аравии (эквивалент 0,03 доллара США/м3) и в Гаване, Куба, а также в Дамаске, Сирия (эквивалент 0,04 доллара США/м3). [11] Ставки в США в Кловисе, Калифорния, составляют 0,42 доллара за м3. [12] и $1,60/м3 в Сиэтле [13] Самые высокие тарифы на воду и водоотведение были обнаружены в Орхусе, Дания (9,21 доллара США/м3), Эссене, Германия (7,35 доллара США/м3; не включены в исследование ОЭСР), Копенгагене, Дания (7,09 доллара США) и четырех австралийских городах (Перт, Брисбен, Аделаида и Сидней), где тариф для эталонного пользователя варьировался от 6,38 до 6,47 долларов США/м3. [10]
Что касается тарифов на сточные воды, то в некоторых странах, таких как [Нигерия], тариф на сточные воды вообще отсутствует. В других странах, таких как Мексика, Турция, Бельгия, Португалия и Корея, тарифы на сточные воды низкие по сравнению с тарифами на воду. Наконец, во многих странах ОЭСР, таких как Австралия, Германия, Италия, Великобритания и США, тарифы на сточные воды в настоящее время выше, чем тарифы на воду, что отражает повышение уровня возмещения затрат и увеличение распространенности очистки сточных вод. [14]
Тарифы на очистку сточных вод из 126 стран и территорий можно найти здесь https://tariffs.ib-net.org/sites/IBNET/VisualSearch/IndexCurrentUSD?Weight=0&ServiceId=3&Yearid=0.
Многие коммунальные предприятия взимают более высокие тарифы для коммерческих и промышленных потребителей, чем для бытовых потребителей, стремясь перекрестно субсидировать бытовых потребителей.
Процессы корректировки тарифов
[ редактировать ]Процесс корректировки тарифов на воду сильно различается в разных местах. Во многих крупных странах (Китай, Франция, Германия, Индия, Мексика, ЮАР и США) процесс корректировки цен происходит на муниципальном уровне. Правила корректировки цен сильно различаются. В случае предоставления государственных услуг тарифы обычно корректируются решением муниципального совета после запроса муниципального предприятия. В некоторых странах, например в Германии , законом предусмотрено, что все финансовые затраты на оказание услуг должны покрываться за счет тарифных доходов. Другие страны определяют возмещение затрат как долгосрочную цель, например, в Мексике . В случае с частными поставщиками услуг правила корректировки тарифов часто излагаются в договорах концессии или аренды, часто предусматривая индексацию с учетом инфляции .
В некоторых развивающихся странах тарифы на воду устанавливаются на национальном уровне. Повышение тарифов часто считается политически чувствительным вопросом, и решение по нему должно приниматься Кабинетом министров или Национальной комиссией по ценообразованию. Так обстоит дело во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки ( Египет , Иордания , Ливан, Марокко , Сирия , Тунис ), а также во многих странах Африки к югу от Сахары. Во многих странах не существует объективных критериев корректировки тарифов. Корректировки, как правило, происходят нечасто и часто отстают от инфляции, поэтому возмещение затрат остается труднодостижимым.
В некоторых странах созданы регулирующие органы на национальном уровне, которые рассматривают запросы на корректировку тарифов, подаваемые поставщиками услуг. Самый ранний и самый известный пример – регулирующее агентство OFWAT, созданное в Англии и Уэльсе в 1989 году. Его примеру последовали некоторые развивающиеся страны. В их число входят Чили (1990 г.), Колумбия (1994 г.), Гондурас (2004 г.), Кения, Мозамбик (1998 г.), Перу (1994 г.), Португалия (1997 г.) и Замбия (2000 г.). Процесс рассмотрения обычно основан на прозрачных и объективных критериях, установленных законом, в попытке хотя бы частично вывести процесс принятия решений из сферы политики. Послужной список этих агентств разнообразен и обычно отражает политические и административные традиции каждой страны.
Изменения в водопользовании в ответ на повышение тарифов
[ редактировать ]Реакция спроса на изменение цены измеряется ценовой эластичностью спроса , которая определяется как процентное изменение спроса, деленное на процентное изменение цены. Ценовая эластичность спроса на питьевую воду со стороны городских домохозяйств обычно низкая. В европейских странах он колеблется от -0,1 до -0,25, т.е. спрос на воду снижается на 0,1–0,25% на каждый 1% повышения тарифов. В Австралии и США ценовая эластичность несколько выше и находится в пределах -0,1 и -0,4. [15]
Доступность и меры социальной защиты
[ редактировать ]По данным ОЭСР, примерно в половине стран-членов ОЭСР доступность платы за воду для домохозяйств с низкими доходами является или может стать серьезной проблемой. В развивающихся странах бедняки часто не подключены к сети и часто платят большую долю своих скудных доходов за меньшее количество воды, поставляемой поставщиками воды на грузовиках. С другой стороны, в некоторых развивающихся странах счета за коммунальные услуги, которые платят те, кому посчастливилось подключиться к сети, очень низкие. Различные страны внедрили различные подходы для защиты бедных слоев населения от высоких тарифов на воду.
Доступность
[ редактировать ]Доступность платы за воду может измеряться макро- и микро-доступностью. [16] Показатели «макродоступности» связывают средние национальные счета домохозяйств за воду и водоотведение со средним чистым располагаемым доходом домохозяйства. В странах ОЭСР он варьируется от 0,2% (Италия и Мексика) до 1,4% (Словакия, Польша и Венгрия). В крупнейших странах ОЭСР эта доля составляет 0,3% в США и Японии, 0,7% во Франции и 0,9% в Германии . Однако микродоступность совершенно иная. Она измеряет долю счетов в доходах бедных, определенных в исследовании доступности ОЭСР. как самый низкий дециль населения. Эта доля колеблется от 1,1% (Швеция, Нидерланды, Италия) до 5,3% в Словацкой Республике, 9,0% в Польше и 10,3% в Турции. [4] ОЭСР приходит к выводу, что в половине стран-членов (15 из 30 ) доступность платы за воду для домохозяйств с низкими доходами «либо является серьезной проблемой сейчас, либо может стать таковой в будущем, если не будут приняты соответствующие политические меры». " [16] В развивающихся странах ситуация более серьезная не только из-за более низких доходов, но и потому, что бедные часто не подключены к сети. Обычно они платят более высокую долю своих скудных доходов за меньшее количество воды, зачастую более низкого качества, которую продавцы воды поставляют на грузовиках. С другой стороны, счета за коммунальные услуги, которые платят те, кому посчастливилось подключиться к сети, часто относительно невелики, особенно в Южной Азии. Из-за этой ситуации ОЭСР не рекомендует использовать единые «пороги» доступности счетов за воду и водоотведение. Эти «пороги» часто указываются в диапазоне 3–5% дохода домохозяйства. [4]
Меры социальной защиты
[ редактировать ]Меры социальной защиты, направленные на то, чтобы водопроводная вода оставалась доступной, можно в общих чертах разделить на меры по поддержке доходов и меры, связанные с тарифами. Меры по поддержке доходов касаются способности отдельных потребителей платить со стороны дохода (посредством помощи в получении доходов, ваучеров на услуги водоснабжения, тарифных скидок и скидок, изменения поэтапности счетов и упрощенных планов оплаты, списания задолженности). [16] Примером помощи малоимущим потребителям является система субсидий, применяемая в Чили . Меры, связанные с тарифами, удерживают размеры счетов за воду на низком уровне для определенных групп (например, уточнение повышающихся блочных тарифов, выбор тарифов, ограничение тарифов). [16] Примеры повышения блочных тарифов с нулевой ценой в первом блоке можно найти во Фландрии и Южной Африке . Другой мерой является перекрестное субсидирование с использованием разных тарифов для разных районов, как это практикуется в Колумбии . Похожий подход использовался на национальном уровне в Португалии . Португальский экономический регулятор водного хозяйства провел исследование доступности услуг, в ходе которого выяснилось, что 10,5% населения платят более 3% своего дохода за услуги водоснабжения и водоотведения. В результате регулятор продемонстрировал гибкость в отношении повышения тарифов и принятия тарифных решений в муниципалитетах, где ценовая доступность была особым вопросом. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ОЭСР: Цены на услуги водоснабжения, Париж, 1987, стр. 23-34
- ^ Ариэль Динар: Политическая экономия реформ ценообразования на воду , Всемирный банк, 2000 г.
- ^ Селин Наугес и Дейл Уиттингтон. Октябрь 2016 г. «Оценка эффективности альтернативных Структура муниципальных тарифов на воду: количественная оценка компромисса между справедливостью, экономической эффективностью и возмещением затрат», World Development 91, 125–143 [1] , по состоянию на 21 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ОЭСР : Управление водой для всех: Взгляд ОЭСР на ценообразование и финансирование , Глава 3: Центральная роль тарифов, с. 73-94, 2009 г.
- ^ Международная сеть сравнительного анализа предприятий водоснабжения и санитарии: [www.ib-net.org], по состоянию на 30 мая 2017 г.
- ^ «База данных тарифов IBNet» . тарифы.ib-net.org . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Международная водная ассоциация : Рабочая группа Международной водной ассоциации по тарифам и финансированию , доступ 24 января 2010 г.
- ↑ NUS Consulting , по состоянию на 24 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б ОЭСР: Цена воды: тенденции в странах ОЭСР , 1999 г., по состоянию на 21 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сравнительный анализ тарифов (текущий доллар США) — База данных тарифов IBNet» . тарифы.ib-net.org . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Обзор тарифов на воду Global Water Intelligence 2012, сентябрь 2012 г., Global Water Intelligence, том 13, выпуск 9, стр. 37-41.
- ^ В Кловисе Хэнфорде тарифы на воду скоро вырастут
- ^ Таблица обзора цен
- ^ Исследование тарифов на воду ОЭСР/Global Water Intelligence, 2007 г., цитируется по: Питер Глейк , The World's Water 2008-2009 , p. 321-323
- ^ П. Херрингтон: Критический обзор соответствующих исследований, касающихся влияния методов взимания платы и сбора на спрос на воду, различные группы клиентов и долг , Исследование водного хозяйства Великобритании , 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ОЭСР : Социальные проблемы в предоставлении и ценообразовании услуг водоснабжения , 2003 г., по состоянию на 21 января 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Том Джонс, Дирекция по окружающей среде ОЭСР: Цена на воду , Наблюдатель ОЭСР № 236, март 2003 г.
- Агентство по охране окружающей среды США: Цены на воду и сточные воды
- Франция:Цены на воду
- Правительство Австралии, Национальная комиссия по водным ресурсам: Цены на воду