Jump to content

Приватизация воды

Граффити против закрытия общественного фонтана и приватизации воды в Тюрнхауте, Фландрия .

Приватизация водоснабжения не предполагает участия частного сектора в предоставлении услуг водоснабжения и санитарии . Приватизация водоснабжения имеет разнообразную историю: ее популярность и благосклонность менялись на рынке и в политике. Одной из распространенных форм приватизации является государственно-частное партнерство (ГЧП). [1] ГЧП допускают сочетание государственной и частной собственности и/или управления источниками и инфраструктурой водоснабжения и санитарии. Приватизация, как утверждают ее сторонники, может не только повысить эффективность и качество услуг, но и увеличить финансовые выгоды. В существующих системах приватизации существуют различные формы регулирования.

Участие частного сектора в водоснабжении и канализации является спорным. Сторонники участия частного сектора утверждают, что это привело к повышению эффективности и качества услуг коммунальных предприятий. Утверждается, что это привело к увеличению инвестиций и способствовало расширению доступа. они называют Манилу , Гуаякиль в Эквадоре , Бухарест, несколько городов в Колумбии и Марокко , а также Кот-д'Ивуар и Сенегал . В качестве историй успеха [1] [2] [3] Критики, однако, утверждают, что участие частного сектора привело к повышению тарифов, а приватизированные системы водоснабжения несовместимы с обеспечением международного права человека на воду , при этом они полагают, что государственная вода больше не будет общественной. прерванные приватизации в Кочабамбе (Боливия ) и Дар-эс-Саламе (Танзания) , а также частные системы водоснабжения в Джакарте и Берлине В качестве провалов выделяются . В 2019 году Австрия запретила приватизацию водоснабжения своей конституцией. [4] [5] [6] [7] [8] [9] Приватизацию воды в Буэнос-Айресе, Аргентине и Англии называют как сторонники, так и противники, каждый из которых подчеркивает различные аспекты этих случаев.

Цифры, показывающие доступность воды в частном секторе, также отражают противоречивость частных источников воды: один источник утверждает, что в 2011 году «частные игроки» во всем мире обслуживали 909 миллионов человек по сравнению с 681 миллионом человек в 2007 году. Эта цифра включает людей, обслуживаемых финансирование, строительство и эксплуатацию части своих активов, таких как станции водоснабжения или очистки сточных вод . государственными компаниями, которые просто передали частному сектору [10] По оценкам Всемирного банка, численность городского населения, напрямую обслуживаемого частными операторами водоснабжения в развивающихся странах, в 2007 году была намного ниже и составляла 170 миллионов человек. [1] Среди них только около 15 миллионов человек, проживающих в Чили, обслуживаются частными коммунальными предприятиями. Оставшуюся часть обслуживают компании, находящиеся в частной, но государственной собственности, по договорам концессии, аренды и управления.

История [ править ]

Водопроводные сооружения Хэмптона, обслуживающие Лондон, были частью активов, проданных в 1989 году в рамках приватизации системы водоснабжения в Англии.

Частные предприятия водоснабжения были обычным явлением в Европе, США и Латинской Америке в середине и конце 19 века. Их значение постепенно уменьшалось до начала 20 века, поскольку они оказались неспособными расширить доступ, а государственные коммунальные предприятия стали сильнее. Второй глобальный рассвет частных предприятий водоснабжения пришелся на начало 1990-х годов, после приватизации Тэтчер в Англии и Уэльсе, падения коммунизма и последующего глобального акцента на политике свободного рынка. [11] Всемирный банк и Международный валютный фонд сыграли важную роль в этом процессе, установив условия своего кредитования. [12]

В Англии и Уэльсе появление первых частных компаний водоснабжения относится к 17 веку. В 1820 году в Лондоне действовало шесть частных компаний водоснабжения. Однако рыночная доля частных компаний водоснабжения в Лондоне снизилась с 40% в 1860 году до 10% в 1900 году. В 1980-е годы их доля по всей Англии и Уэльсу составляла около 25%. [13] Ситуация полностью изменилась в 1989 году, когда консервативное правительство Маргарет Тэтчер приватизировало все государственные компании водоснабжения и канализации в Англии и Уэльсе. В Шотландии местные органы власти, в которых доминировала Лейбористская партия, сохранили системы водоснабжения в государственных руках.

С 1985 по 2010 год водоснабжением Парижа управляли две частные компании, каждая из которых обслуживала половину города.

Между тем, водный сектор во Франции всегда характеризовался сосуществованием государственного и частного управления, причем их соответствующие доли колебались с течением времени. Двумя крупнейшими частными компаниями являются Veolia Environnement , ранее называвшаяся Compagnie Générale des Eaux , а затем Vivendi Environnement, и Suez Environnement , ранее называвшаяся Lyonnaise des Eaux, а затем Ondeo. Compagnie Générale des Eaux была основана в 1853 году, а Lyonnaise des Eaux - в 1880 году. В конце 19 века муниципальные власти, недовольные высокими тарифами и отсутствием распространения сетей на бедные районы, не продлили частные концессии и вместо этого создали муниципальные концессии. коммунальные услуги. Доля частных операторов водоснабжения снизилась до 17% в 1936 году. Доля частного сектора постепенно увеличилась до 32% в 1954 году, 50% в 1975 году и 80% в 2000 году с использованием новой модели. Вместо концессионных договоров, которые возлагали ответственность за финансирование инвестиций на частную компанию, были заключены новые договоры аренды ( affermages). ) возложил на частного оператора ответственность только за эксплуатацию и техническое обслуживание, а основные инвестиции стали ответственностью муниципалитетов. [14] [15] Французские компании водоснабжения также избежали национализации после войны, а затем и при президенте Франсуа Миттеране , потому что центральное правительство не хотело вмешиваться в автономию муниципалитетов и не желало финансировать крупные инвестиции. [16] Водоснабжение Парижа было приватизировано в 1985 году, когда консервативный мэр заключил два договора аренды, каждый из которых охватывал половину города. В 2010 году мэр-социалист ремунициализировал систему водоснабжения французской столицы.

Водоснабжением Барселоны с 1867 года управляет частная компания Aguas de Barcelona.

В Испании частные компании водоснабжения сохранили свои позиции, изменив глобальную тенденцию конца 19-го и начала 20-го века. [16] Крупнейшая частная компания по водоснабжению в Испании — Aguas de Barcelona . Первоначально созданный французскими и бельгийскими инвесторами, он был продан испанским инвесторам в 1920 году, но в начале 21 века постепенно вернулся под контроль Франции. [17]

В Германии британская частная компания по водоснабжению построила первую систему водопровода и очистную станцию ​​в Берлине в 1852 году, но город, недовольный отсутствием инвестиций, особенно в канализацию, расторгнул контракт в 1873 году. [18] В 1887 году был создан Гельзенвассер , который остается важным региональным поставщиком воды в Рурской области. В секторе водоснабжения Германии всегда доминировали муниципальные предприятия. Несмотря на это, система водоснабжения Берлина была частично приватизирована в 1999 году по финансовым причинам. [19]

В Соединенных Штатах в 1850 году 60% систем водопровода находились в частной собственности. Однако в 1924 году эта доля снизилась до 30%. [20] По состоянию на 2010 год 2000 объектов водоснабжения и водоотведения в США эксплуатировались в рамках государственно-частного партнерства, совместными усилиями частной группы и муниципалитета, в котором они работали. [21]

В Чили диктатура Пиночета приняла Конституцию 1980 года, включая законы о воде, которые являются основой водных систем Чили. Кроме того, правительство приняло Водный кодекс 1981 года - правовой режим, который устраняет участие правительства в контроле водной системы и позволяет гражданам обладать правами на эксплуатацию водных ресурсов. Приняв этот Водный кодекс, правительство Чили добилось приватизации воды, и этот режим действует до сих пор. Сегодня правительство сократило свои полномочия в управлении водными ресурсами; следовательно, 90% запасов питьевой воды в Чили контролируются транснациональными корпорациями. Однако эта водная система вызывает дисбаланс в распределении прав на воду в Чили. Например, поскольку Водный кодекс разрешает компаниям эксплуатировать водные ресурсы, 71% водных ресурсов Чили используется для орошения, что эквивалентно годовому потреблению 243 миллионов домов. [22] Неравномерное распределение прав на воду приводит к нехватке водных ресурсов у чилийских граждан, особенно во время засухи.

Йонаннесбург против приватизации воды
Демонстрация в Йоханнесбурге против приватизации воды, декабрь 2008 г.

Европейские и местные частные компании водоснабжения расширились в Латинской Америке, Африке и Азии во второй половине XIX века, в то время как их значение в Европе снизилось. В Уругвае с 1867 по 1950 год водоснабжение находилось в частном владении; в Буэнос-Айресе, Аргентина, на короткий период с 1887 по 1891 год и снова с 1993 по 2006 год; в Каире и Александрии, Египет, с 1867 по 1956 год; в Бейруте, Ливан, с 19 века по 1951 год; в Шанхае, Китай, с 1875 по 1949 год; в Касабланке, Марокко, с 1914 по 1962 год, а затем снова после 1997 года; в Сенегале до 1971 года, а затем снова после 1996 года; и в Кот-д'Ивуаре с колониальных времен до сегодняшнего дня без перерыва. [23]

В Центральной и Восточной Европе частные компании расширились в конце 1990-х годов, особенно в Болгарии, Чехии, Венгрии и Румынии.

Однако некоторые приватизации воды провалились, особенно в 2000 году в Кочабамбе , Боливия, что открыло путь новому прагматизму и уменьшению внимания к приватизации, а в 2019 году Австрия запретила приватизацию водоснабжения своей конституцией. [8] [9]

Формы приватизации [ править ]

Вообще говоря, существуют две формы участия частного сектора в водоснабжении и водоотведении. При полной приватизации активы навсегда продаются частному инвестору. В государственно-частном партнерстве собственность на активы остается публичной и частной компании делегируются лишь определенные функции на определенный период. Полная приватизация систем водоснабжения и канализации сегодня является исключением и ограничивается Англией, Чили и некоторыми городами США. Государственно-частное партнерство (ГЧП) сегодня является наиболее распространенной формой участия частного сектора в водоснабжении и водоотведении.

Тремя наиболее распространенными формами ГЧП в порядке возрастания ответственности частного партнера являются:

  • контракт на управление , согласно которому частный оператор несет ответственность только за эксплуатацию системы в обмен на вознаграждение, которое в некоторой степени зависит от производительности. Инвестиции финансируются и осуществляются государственным сектором. Продолжительность обычно составляет 4–7 лет.
  • договор аренды , по которому активы передаются в аренду частному оператору, который получает долю от доходов. Таким образом, он обычно несет более высокий коммерческий риск, чем контракт на управление. Инвестиции полностью или в основном финансируются и осуществляются государственным сектором. Продолжительность обычно составляет 10–15 лет.
  • компания со смешанной собственностью, в которой частный инвестор приобретает миноритарную долю в водной компании, при этом полная ответственность за управление возлагается на частного партнера.
  • концессия , согласно которой частный оператор несет ответственность за эксплуатацию всей системы. Инвестиции в основном или полностью финансируются и осуществляются частным оператором. Продолжительность обычно составляет 20–30 лет.

Концессии являются наиболее распространенной формой ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения. За ними следуют договоры аренды, также называемые аффермаже , наиболее часто используемые во Франции и франкоязычной Западной Африке. Контракты на управление используются, в частности, в Саудовской Аравии, Алжире и Армении. Компании со смешанной собственностью наиболее распространены в Испании, Колумбии и Мексике.

Концессия на строительство нового завода называется контрактом на строительство-эксплуатацию-передачу (СЭП). В рамках контракта СЭП частный оператор подписывает соглашение с коммунальным предприятием, которое приобретает услуги по очистке очищенной воды или сточных вод .

Мотивы [ править ]

Правительство Кубы доверило водоснабжение Гаваны частной компании, чтобы улучшить качество услуг, демонстрируя разнообразие мотивов приватизации воды.

Мотивы приватизации воды варьируются от случая к случаю, и они часто определяют, какой способ приватизации будет выбран: контракты на управление и аренду используются для повышения эффективности и улучшения качества услуг, в то время как продажа активов и концессии в первую очередь направлены на снижение финансового бремени или на улучшение качества услуг. расширить доступ. Идеологические мотивы и внешнее влияние также играют роль: рыночно-либеральная идеология выступает за приватизацию, левая идеология выступает против, а консерваторы и центристы занимают промежуточное положение, часто исходя из местных и деловых соображений. Обычно несколько вышеперечисленных мотивов сочетаются.

Повышение эффективности и улучшение качества обслуживания [ править ]

Приватизация водоснабжения рассматривается некоторыми как решение проблемы улучшения плохо управляемых систем коммунального водоснабжения. Симптомы плохого управления могут включать низкий уровень сбора счетов за воду, большие потери воды (известные как недоходная вода ) и прерывистую подачу воды , иногда продолжающуюся всего несколько часов в день или несколько дней в неделю. В Алжире, Саудовской Аравии , Колумбии и на Кубе повышение эффективности и улучшение качества услуг были основными мотивами приватизации воды. В этих случаях аргумент в пользу приватизации воды основывается на убеждении, что, приняв рыночный подход к управлению водными ресурсами, поставщик услуг будет стимулирован прибылью к повышению эффективности и улучшению качества услуг. [12] Некоторые критики утверждают, что это мнение ошибочно, поскольку сектор водоснабжения обычно монополизирован одной частной компанией. Они утверждают, что это сводит на нет многие преимущества, связанные с рыночной экономикой, поскольку без конкуренции между многочисленными предприятиями водоснабжения ничто не может снизить цены и повысить уровень эффективности. [24] [12]

Внешние воздействия [ править ]

Внешнее влияние, например, со стороны Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), часто играет роль в решении правительств о приватизации воды, как это произошло в Боливии и в ряде африканских стран. Это влияние может принять форму программ структурной перестройки , в рамках которых кредит на развитие предоставляется при условии, что принимающая страна приватизирует свою систему водоснабжения. [12] Другие агентства по оказанию помощи также поддержали приватизацию водоснабжения. К ним относятся Межамериканский банк развития (например, в Эквадоре, Колумбии и Гондурасе), Азиатский банк развития (например, в Китае), Европейский банк реконструкции и развития в Восточной Европе, сотрудничество Германии в области развития через KfW (например, в Албания, Армения, Иордания и Перу), французское сотрудничество в целях развития (например, в Сенегале) и британское сотрудничество в целях развития (например, в Танзании и Гайане). Критики утверждают, что эти внешние влияния проблематичны, и утверждают, что влияние на приватизацию воды является частью более широкого движения западных держав, навязывающих неолиберализм странам Глобального Юга. [12] В Великобритании Движение мирового развития выступало против поддержки приватизации воды посредством помощи Великобритании. [25]

Финансовые мотивы [ править ]

В некоторых случаях, когда доступ уже является универсальным и качество услуг хорошее, доминируют финансовые мотивы, как это было в Берлине (Германия) и Чили. В Берлине правительство земли продало 49,9% акций своего предприятия водоснабжения в 1999 году за 1,69 млрд евро в обмен на гарантированную прибыль для частных акционеров в размере процентной ставки по 10-летним государственным облигациям плюс 2 процента, как указано в контракте. это сохранялось в тайне до тех пор, пока правительство штата не было вынуждено референдумом обнародовать это. В результате тарифы выросли (15% только в 2004 году), а доходы правительства штата от компании снизились по сравнению с ситуацией до приватизации (168 миллионов евро прибыли государства в 1997 году по сравнению с 10 миллионами евро убытков в 2003 году). [26] В Чили, где до приватизации не существовало никаких очистных сооружений, желание правительства профинансировать их строительство за пределами бюджета привело к приватизации в 1998 году. [27]

Финансовые мотивы приватизации воды также распространены в странах, где доступ к воде и качество услуг являются плохими. В городах с быстро растущими трущобами правительству очень дорого обходится расширение инфраструктуры системы водоснабжения темпами роста населения. Кроме того, поддержание старой инфраструктуры в хорошем состоянии также обходится дорого. Таким образом, если значительная часть государственных средств не будет выделяться на содержание, трубы и очистные сооружения могут прийти в негодность. Для некоторых стран стоимость управления общественной системой водоснабжения становится неподъемной. В этих случаях приватизация может рассматриваться как возможное решение для правительств по привлечению национальных и международных частных инвестиций. [24]

Распространенность [ править ]

партнерства Распространенность государственно - частного

Прага – один из многих городов, водоснабжение которых обеспечивает частная компания.

Существуют весьма разные оценки количества людей, обслуживаемых частными компаниями водоснабжения. По оценкам Всемирного банка, по состоянию на 2007 год около 270 миллионов человек получали воду от частных компаний в более чем 40 странах, в том числе около 160 миллионов в развитых странах и 110 миллионов в развивающихся странах. Однако в отчет не были включены оценки количества людей, обслуживаемых частными компаниями по очистке сточных вод. [1]

Ежегодник водоснабжения Pinsent Mason использует более широкое определение, включая также услуги по очистке сточных вод. Что еще более важно, сюда также входят случаи, когда водоочистные сооружения или станции очистки сточных вод эксплуатируются частной компанией от имени государственной коммунальной компании, которая обслуживает конечного потребителя. На основе этого более широкого определения и с учетом роста населения и приватизации воды в период с 2007 по 2011 год, по оценкам, 909 миллионов человек в 62 странах, или 13% мирового населения, в той или иной форме обслуживались частным сектором. . Сюда входят 309 миллионов человек в Китае, 61 миллион в США, 60 миллионов в Бразилии, 46 миллионов во Франции, 23 миллиона в Испании, 15 миллионов в Индии и 14 миллионов в России. [28] В Англии и Уэльсе все 55-миллионное население обслуживается частными компаниями. Кроме того, в Чили, Чехии, Армении и трех африканских странах – Кот-д'Ивуаре, Габоне и Сенегале – частные компании предоставляют услуги водоснабжения всему городскому населению. В Венгрии они обслуживают почти половину населения. В Алжире, Колумбии, Германии, Италии, Малайзии, Мексике, Марокко, Польше и Южной Африке менее половины населения обслуживается частными компаниями. На Филиппинах, в Индонезии, Болгарии, Эстонии и Кубе частные компании водоснабжения обслуживают только столицу.

По состоянию на 2009 год 24 страны, такие как Аргентина, Боливия, Гана и Центральноафриканская Республика, вернулись к государственному управлению. Однако 84 процента контрактов, заключенных в основном в 1990-е годы, все еще оставались активными. [1]

С другой стороны, во многих странах, например, в Японии, Канаде, Египте, Пакистане или Скандинавии, нет частных компаний водоснабжения. Никарагуа, Нидерланды и Уругвай даже приняли законы, запрещающие приватизацию воды. [29] В Италии в июне 2011 года закон о приватизации воды был отменен подавляющим большинством итальянцев на референдуме. [30] В 2019 году город Балтимор , штат Мэриленд, стал первым крупным городом в США, запретившим приватизацию водоснабжения. [31]

Список стран с формальным участием частного сектора в городском водоснабжении с указанием количества и типов контрактов
Страна Площадь страны, обслуживаемая приватизированным городским водоснабжением Тип и количество договоров Дата начала
Франция 9,000 [32] Концессии и аренда 1853 [14]
Англия Вся страна Полная приватизация (26) 1989
Соединенные Штаты 73 млн человек, в том числе за счет ГЧП [33]
14% доходов от воды без ГЧП [34]
Принадлежащие инвесторам и 2000 ГЧП [35] 1772 год в Провиденсе. [36]
Кот-д'Ивуар Все городские районы Аренда (1) 1960 год в Абиджане
1973 г. по всей стране
Габон Все городские районы Концессия (1) 1997
Мозамбик Мапуту и ​​другие города Договор аренды (1) и договора управления (1) 1999
Сенегал Все городские районы Аренда (1) 1996
ЮАР Мбомбела и берег дельфинов Концессии (2) 1992
Малайзия Селангор и Пенанг Концессия (1) и полная приватизация (1) 1992
Индонезия Джакарта Концессии (2) 1998
Филиппины Манила Концессии (2) 1997
Армения Ереван и другие. Договоры аренды (1) и управления (2) 2000
Бразилия 65 городов в 10 штатах Уступки 1995
Чили Все городские районы Полная приватизация и концессия (1) 1998
Колумбия Барранкилья , Картахена, Колумбия и более 40 других городов и поселков. Компании со смешанной собственностью и концессии 1996
Эквадор Гуаякиль Концессия (1) 2001
Марокко Касабланка , Рабат , Танжер и Тетуан Концессии (3) 1997
Гондурас Сан-Педро-Сула Концессия (1) 2000
Гана Все городские территории до 2011 г. Договор управления (1) 2000
Саудовская Аравия Эр-Рияд , Джидда , Мекка и Таиф Контракты на управление (3) 2008
Алжир Алжир , Константин и Оран Контракты на управление (3) 2005
Куба Гавана Концессия (1) 2000
Китай Шэньчжэнь , Фучжоу , Ланьчжоу , город Уху и еще 23 Концессии (22), полная приватизация (3) и контракты на управление (2) 2001
Испания Барселона и более 1000 других муниципалитетов Компании со смешанной собственностью и концессии 1867
Румыния Бухарест , Тимишоара , Плоешти и Отопень. Концессии (3) и аренда (1) 2000 [37] [38]
Болгария София Концессия (1) 2000
Польша Гданьск , Бельско-Бяла , Тарновские Горы и Мястечко-Слёнске , Гурнича , Домброва - Глогов, Возьники , Дробин и Тошек Полная приватизация (4), концессия (1), аренда (2) и договор управления (1) 1992
Эстония Таллинн Концессия (1) 2001
Чешская Республика Прага и еще 23 города Концессии (24) 1993 (реформа)
2001 (Прага)
Венгрия Будапешт , Сегед , Дебрецен и еще пять городов и поселков. Концессии (8) 1994 [39]
Мексика Канкун , Сальтильо и Агуаскальентес Компания со смешанной формой собственности (1) и концессии (2) 1993

В отчете Всемирного банка перечислены следующие примеры успешного государственно-частного партнерства в развивающихся странах: полная приватизация в Чили ; смешанные компании в Колумбии ; концессии в Гуаякиле в Эквадоре, Бразилии , Аргентине , Восточной Маниле на Филиппинах , Марокко и Габуне; и договоры аренды в Кот-д'Ивуаре, Сенегале и Ереване в Армении . [1]

Мелкие операторы: частный сектор другой

Небольшой частный оператор, использующий цистерну для раздачи воды.

Помимо приватизации воды, которая предполагает договорные отношения между правительством и официально созданными крупными компаниями, существует также «другой частный сектор» в сфере водоснабжения, состоящий из мелких, часто неформальных местных операторов. Они существуют в большинстве городов на Глобальном Юге и иногда обеспечивают водой значительную часть населения города. Например, исследование шести стран Латинской Америки показало, что они обеспечивают водой 25% населения семи городов. [40] [41] В Африке они обслуживают примерно 50% городского населения. [24] В основном они действуют в трущобах, обслуживая людей, не обслуживаемых городскими властями. [24] Многие мелкие операторы водоснабжения доставляют воду в автоцистернах или гужевых повозках. Другие эксплуатируют сети водоснабжения, питаемые из колодцев, как это происходит в Асунсьоне, Парагвай, и Сане, Йемен. Мелкие операторы могут принадлежать индивидуальным предпринимателям или иметь форму кооперативов, как это имеет место в Гондурасе. Мелкие операторы не всегда соблюдают технические нормы и качество воды, которую они поставляют, или их тарифы часто не регулируются. Чаще всего их тарифы значительно выше, чем у коммунальных предприятий водоснабжения. [24] Это можно объяснить либо спекуляцией, либо просто высокими транспортными расходами, затрачиваемыми при распределении воды. [24] Обычно им не хватает капитала для дальнейшего расширения своей сети. Однако в нескольких пилотных случаях – например, в Кении, Уганде, Камбодже и Вьетнаме – международные агентства по оказанию помощи предоставили им гранты для расширения доступа, часто в форме помощи, основанной на результатах . [42]

Выбор частных операторов [ править ]

Частные компании обычно отбираются посредством международных конкурсных торгов и должны продемонстрировать предыдущий опыт. Выбор осуществляется либо по сочетанию цены и качества, либо исключительно по цене. В случае контракта на управление цена представляет собой вознаграждение за управление (фиксированное вознаграждение плюс вознаграждение, основанное на результатах деятельности); в случае аренды – арендная плата за единицу проданной воды; в концессии – тариф на воду ; а при продаже активов это цена, уплаченная за компанию. [43] В некоторых случаях – например, в Касабланке в 1997 году и в Джакарте в 1998 году – частные компании были выбраны путем прямых переговоров без конкурсных торгов. В других случаях – например, в Картахене (Колумбия) в 1995 году, Кочабамбе (Боливия) в 1999 году и Гуаякиле (Эквадор) в 2000 году – было подано только одно предложение. Если агентства по оказанию помощи в целях развития участвуют в прямом финансировании участия частного сектора, они систематически требуют конкурсных торгов. Однако в некоторых случаях – например, в Тимишоаре, Румыния – Европейский банк реконструкции и развития финансировал параллельные инвестиции, в то время как концессия была предоставлена ​​правительством после прямых переговоров. [44]

Формы регулирования [ править ]

Будучи монополистами, все предприятия водоснабжения – государственные или частные – должны регулироваться в отношении утверждения тарифов, качества услуг, соблюдения экологических требований и других аспектов. Осознание необходимости регулирования обычно существенно возрастает, когда к участию в нем привлекаются частные операторы, ориентированные на получение прибыли: мониторинг деятельности как частного, так и государственного партнера, применение санкций в случае несоблюдения требований и разрешение споров становятся особенно важными. Задачи регулирования зависят от формы участия частного сектора: по контракту на управление мониторинг достижения стандартов деятельности, от которых зависит вознаграждение частной компании, обычно осуществляется независимой консалтинговой фирмой. В рамках концессионного договора или в случае продажи активов ключевой регулирующей функцией является регулирование тарифов через регулирующий орган или правительство. Концессии на воду часто пересматриваются, что зачастую приводит к улучшению условий для частной компании. Например, переговоры о концессиях в Буэнос-Айресе и Маниле привели к снижению инвестиционных потребностей, увеличению тарифов и индексации тарифов по обменному курсу к доллару США. [45] Качество и сила регулирования являются важным фактором, влияющим на успех или неудачу приватизации воды. [46] Задачи, форма и возможности государственных органов, отвечающих за регулирование, сильно различаются в разных странах.

В глобальном масштабе регулирование частных компаний водоснабжения осуществляется следующими типами государственных организаций или, иногда, их комбинацией.

Тип организации, отвечающей за регулирование деятельности частных поставщиков воды Примеры
Муниципалитет или ассоциация небольших муниципалитетов Франция и Испания
Создан специализированный орган на уровне города для регулирования единого договора Гуаякиль, Эквадор; Сан-Педро-Сула, Гондурас; Джакарта, Индонезия (в последнем случае с некоторым контролем со стороны национального правительства); Манила, Филиппины; ранее в Буэнос-Айресе, Аргентина
Специализированный регулирующий орган надмуниципального субнационального уровня Комиссии по коммунальным предприятиям в штатах США; некоторые бразильские штаты
Специализированный регулирующий орган, созданный на постоянной основе в соответствии с законом на уровне страны. OFWAT в Англии; Управление водного хозяйства SISS в Чили; Комиссия по регулированию водных ресурсов CRA в Колумбии
Специализированное подразделение в министерстве, временно созданное указом Министерство водных ресурсов Иордании
Министерский отдел Министерство внутренних дел Марокко

Примеры приватизации [ править ]

Наиболее известными примерами приватизации воды в конце 20-го века являются те, которые были предприняты в Англии при Маргарет Тэтчер, концессии в Маниле и Буэнос-Айресе, а также неудавшаяся приватизация в Кочабамбе, Боливия, которая стала символом борьбы против глобализации. Менее известны, но не менее актуальны события приватизации водных ресурсов в других странах, например, в Колумбии.

Франция [ править ]

Частные компании водоснабжения играют доминирующую роль во Франции уже более века. Частные компании по водоснабжению ( Veolia Water , Suez Environnement и более мелкие компании, такие как Saur) контролируют 60 процентов рынка воды во Франции. Veolia и Suez — крупнейшие в мире частные международные компании по водоснабжению и водоотведению. [47]

Приватизация водоснабжения во Франции продолжалась еще до 1800-х годов, но лишь недавно, примерно в 1960-х годах, она выросла в размерах и силе. По оценкам, за 20 лет между 1950-ми и 1970-ми годами частный сектор водоснабжения увеличил свою долю в снабжении питьевой водой как минимум на 20%, а в настоящее время эта цифра увеличилась примерно до 75%. Сейчас водоснабжение принадлежит трем крупным компаниям. В 3600 местных муниципалитетах Франции каждый из них имеет право решать, продавать или приватизировать питьевую воду или нет, а также диктовать условия контракта. [48]

Финансирование французских водных агентств полностью осуществляется ими самими. Это означает, что эти компании являются самофинансируемыми. Общий доход трудно оценить, но с 1992 по 1996 год доходы этих водохозяйственных агентств составили около 81 миллиарда французских франков. Этот большой фонд в основном используется для расширения и поддержания государственных и частных проектов водоснабжения. Эта модель, хотя и очень прибыльна, лишена экономического регулирования из-за плохой логистики. Это проблема, которая находится в процессе решения путем реализации четкого и четко определенного контракта между водными агентствами и подрядчиками, которые строят инфраструктуру. [48]

Англия и Уэльс [ править ]

В Англии и Уэльсе тарифы на воду и прибыль существенно выросли после приватизации в 1989 году, но также увеличились инвестиции и улучшилось качество воды в реках. [49] Тарифы выросли на 46% с поправкой на инфляцию в течение первых девяти лет после приватизации. Операционная прибыль выросла более чем вдвое (+142%) за первые восемь лет. С другой стороны, приватизация увеличила инвестиции: за шесть лет после приватизации компании инвестировали 17 миллиардов фунтов стерлингов по сравнению с 9,3 миллиарда фунтов стерлингов за шесть лет до приватизации. [49] Это также привело к соблюдению строгих стандартов питьевой воды и привело к повышению качества речной воды. [49] По данным OFWAT , экономического регулятора компаний водоснабжения и канализации в Англии и Уэльсе, с начала 1990-х по 2010 год существенно улучшилось давление в сети, перебои в подаче стали реже, улучшилось реагирование на жалобы. [50] и утечка была уменьшена. [51]

В 1980-е годы элита в основном считала, что государство не строит инфраструктуру водоснабжения таким образом, чтобы позволить экономике расти должным образом. По этой причине влиятельные экономические и политические державы инициируют переход к превращению воды в частное коммунальное предприятие. [52] В последнее время все приватизированные системы водоснабжения подвергаются полной реструктуризации. Небольшие компании по водоснабжению в Великобритании также были куплены транснациональными компаниями из США, Франции и Шотландии. Было обнаружено, что у частных компаний возникают проблемы с качеством воды, загрязнением окружающей среды, управлением сточными водами, утечками и логистическими ошибками. [53]

Манила, Филиппины [ править ]

Частные компании, поставляющие воду в Маниле, расширили доступ к воде беднякам, живущим в трущобах.

Приватизация водоснабжения в Маниле началась в 1997 году с заключения двух концессионных контрактов на восточную и западную части метрополитена Манилы . Концессионеры представляют собой самую многочисленную группу населения, обслуживаемую частными операторами в развивающемся мире. [54] По состоянию на 2010 год концессия в Восточной Маниле оказалась весьма успешной и привела к значительному улучшению доступа, качества и эффективности услуг: численность обслуживаемого населения увеличилась более чем вдвое с 3 в 1997 году до 6,1 миллиона в 2009 году, доля клиентов с непрерывным водоснабжением увеличился с 26% до более чем 98%, а доля недоходной воды снизилась с 63% до 16%. [55] Концессия в Западной Маниле провалилась, когда компания Maynilad обанкротилась в 2003 году. В 2007 году она была продана новым инвесторам, и с тех пор ее показатели улучшились. [56] Доля населения, имеющего доступ к водопроводной воде в Западной Маниле, увеличилась с 67% в 1997 году до 86% в 2006 году. [57] а доля потребителей, пользующихся круглосуточной подачей воды, увеличилась с 32% в 2007 году до 71% в начале 2011 года. [58]

Аргентина [ править ]

Приватизация водоснабжения в Аргентине началась в 1992 году при правительстве Карлоса Менема в рамках одной из крупнейших в мире программ приватизации. Концессии были подписаны в 28% муниципалитетов страны, охватывающих 60% населения. [59] в том числе в 1993 году для агломерации Буэнос-Айреса . После экономического кризиса 2001 года при правительстве Нестора Киршнера почти все концессии были прекращены, в том числе в Буэнос-Айресе в 2006 году. Влияние концессии остается спорным. Правительство и критики утверждают, что концессионеру не удалось достичь целей, установленных концессионным договором с точки зрения расширения доступа, инвестиций и качества услуг. [60] [61] Сторонники признают, что цели не были достигнуты, но утверждают, что замораживание тарифов во время девальвации песо во время аргентинского экономического кризиса в 2001 году нарушило договор и, таким образом, сделало невозможным достижение первоначальных целей. По данным аргентинского экономиста Себастьяна Галиани, публичная компания OSN инвестировала всего 25 миллионов долларов США в год в период с 1983 по 1993 год, в то время как частный концессионер Aguas Argentinas увеличил инвестиции примерно до 200 миллионов долларов США в год в период с 1993 по 2000 год. [62] По данным частного концессионера Suez , за 13 лет действия концессии он расширил доступ к воде 2 миллионам человек и доступ к канализации 1 миллиону человек, несмотря на экономический кризис. [63] [64] В июле 2010 года Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) постановил, что правительство Аргентины несправедливо отказало частным концессионерам повышать тарифы в период после девальвации аргентинского песо в 2001 году и что частные компании имеют право убытки. Частные компании заявили, что будут требовать возмещения ущерба в размере 1,2 миллиарда долларов США. [65]

, Кочабамба Боливия

Кочабамба стала ареной жестоких протестов против приватизации воды в 2000 году.

В середине 1990-х годов правительство Боливии под давлением Всемирного банка решило приватизировать систему водоснабжения в третьем по величине городе страны Кочабамбе . В предыдущие годы, несмотря на обремененные средства, предоставленные Всемирным банком для поддержки коммунального хозяйства Кочабамбы, доступ к водопроводной воде в городе снизился до 40%. Потери воды оставались высокими и составляли 40%, а вода подавалась только 4 часа в день. [66] Те, кто не подключен к сети, платили за воду частным продавцам в десять раз больше, чем те, кто был подключен. [67] Это контрастировало с ситуацией во втором по величине городе Боливии, Санта-Крус , где кооперативному коммунальному предприятию удалось расширить доступ и улучшить качество услуг при поддержке Всемирного банка. В Санта-Крусе вопрос о приватизации никогда не рассматривался. [66]

В 1997 году первая заявка на концессию на воду в Кочабамбе была объявлена ​​недействительной по требованию мэра Кочабамбы Манфреда Рейеса Вильи . [66] Он хотел, чтобы в концессию было включено строительство большой плотины Мисикуни и трубопровода от плотины до города. [67] Всемирный банк выступил против строительства плотины как неоправданно дорогой и впоследствии прекратил свое участие в водоснабжении города. [66] Несмотря на это, по мнению общественности, Всемирный банк по-прежнему неразрывно связан с приватизацией Кочабамбы.

Правительство приступило к предложению концессии; на этот раз включая плотину Мисикуни. Только одна компания подала заявку — Aguas del Tunari , консорциум во главе с Bechtel . [68] Правительство приняло предложение и подписало концессию. [67] [68] Консорциуму была гарантирована минимальная годовая доходность 15%. [67] Параллельно был принят закон, который, казалось, давал Агуас-дель-Тунари монополию на все водные ресурсы, включая воду, используемую для орошения, коммунальных систем водоснабжения и даже дождевую воду, собираемую на крышах. [68] Получив контроль, компания подняла тарифы на воду на 35%.

Демонстрации и всеобщая забастовка вспыхнули в январе 2000 года в знак протеста против повышения тарифов и предполагаемой приватизации водных ресурсов. Правительство арестовало лидера протестующих Оскара Оливера . Однако протесты распространились по всей стране, и в апреле правительство объявило чрезвычайное положение. Протесты продолжались, несколько человек были убиты. В разгар беспорядков сотрудники Aguas del Tunari бежали из Кочабамбы. [67] В конце концов правительство освободило Оскара Оливера и подписало с ним соглашение, в котором говорилось, что концессия будет прекращена. [69] Затем правительство сообщило Агуас дель Тунари , что, покинув Кочабамбу, они отказались от концессии, и парламент отменил Закон 2029. Протесты в Кочабамбе стали всемирным символом борьбы с неолиберализмом , а приватизация Кочабамбы, вероятно, является, как среди активистов против глобализации , так и среди широкой общественности. безусловно, самый известный пример провала приватизации воды.

Компания, настаивая на том, что ее вытеснили, подала иск на 25 миллионов долларов в Международный центр по разрешению инвестиционных споров . [67] Судебное разбирательство, проходившее за закрытыми дверями, завершилось в 2006 году мировым соглашением, согласно которому компания Bechtel отказалась от своего иска. [70] Благодаря финансированию Межамериканского банка развития город расширил систему водопровода после беспорядков. [71] Тем не менее, под государственным управлением половина из 600 000 жителей Кочабамбы остается без водопроводной воды, а те, у кого она есть, продолжают получать периодические услуги. Оскар Оливера, ведущая фигура протестов, признал: «Я бы сказал, что мы не готовы создавать новые альтернативы». [72]

Колумбия [ править ]

Картахена — один из колумбийских городов, водоснабжение которого обеспечивает смешанная государственно-частная компания.

В период с 1996 по 2007 год были заключены государственно-частные партнерства в сфере водоснабжения и канализации более чем в 40 городах Колумбии, обслуживающих более 20% городского населения страны. Большинство контрактов было заключено в муниципалитетах с сильно изношенной инфраструктурой, таких как Барранкилья и Картахена . Центральное правительство финансировало большую часть инвестиций за счет грантов, тем самым уменьшая необходимость повышения тарифов. Приватизация водоснабжения в Колумбии в значительной степени была отечественной, модели, используемые в других местах, были адаптированы к конкретным обстоятельствам и культуре Колумбии. [73] Особенно успешной оказалась модель, представленная в Испании: смешанная компания, в которой контрольный пакет акций принадлежит муниципалитету, а миноритарная доля принадлежит частному оператору. Иностранные компании водоснабжения выиграли несколько первых контрактов, но быстро продали большую часть своих акций колумбийским операторам. Значительно увеличился доступ по частным контрактам. Например, в Картахене охват водоснабжением увеличился с 74 процентов до почти всеобщего охвата, а охват канализацией увеличился с 62 процентов до 79 процентов в период с 1996 по 2006 год. Полмиллиона человек получили доступ, и 60 процентов новых подключений принесли пользу семьям в Картахене. самый бедный квинтиль доходов. Чтобы добиться всеобщего охвата, оператор широко использовал схемы общественного снабжения, которые обеспечивают безопасной водой множество незаконных поселений, расширяющихся на периферии города. Однако нет убедительных доказательств того, что доступ к услугам по частным контрактам увеличивался быстрее, чем в случае с государственными коммунальными предприятиями. В Картахене тарифы существенно снизились, что указывает на то, что оператор передал потребителям выгоду от повышения эффективности. [74] [75] [76]

Влияние приватизации [ править ]

Данные о влиянии приватизации водоснабжения неоднозначны. Сторонники и противники приватизации воды часто подчеркивают те примеры, исследования, методы и показатели, которые подтверждают их точку зрения. Как и в любом эмпирическом исследовании, на результаты влияют используемые методы. Например, некоторые исследования просто сравнивают ситуацию до приватизации с ситуацией после приватизации. Более сложные исследования пытаются сравнить изменения в частных коммунальных предприятиях с изменениями в государственных коммунальных предприятиях, которые работали в аналогичных условиях в течение того же периода. Вторая группа исследований часто использует эконометрические методы. Результаты также зависят от выбора показателя, используемого для измерения воздействия: одним из распространенных показателей является увеличение доступа к водоснабжению и канализации. Другими индикаторами являются изменения в тарифах, инвестициях, заболеваниях, передающихся через воду, или индикаторы качества услуг (например, непрерывность поставок или качество питьевой воды) и эффективности (например, потери воды или производительность труда).

Влияние на доступ [ править ]

Сравнительное исследование Всемирного банка «до и после » анализирует, как доступ, качество обслуживания, операционная эффективность и тарифы развивались в рамках 65 государственно-частных партнерств для городских предприятий водоснабжения в развивающихся странах. По оценкам исследования, «проекты ГЧП обеспечили доступ к водопроводной воде более чем 24 миллионам человек в развивающихся странах с 1990 года». [77]

Приватизированные компании водоснабжения обычно повышают тарифы, чтобы получить больше прибыли, что, как следствие, снижает доступность ресурсов для бедных домохозяйств, поскольку бедные не в состоянии платить высокие тарифы. [78] Другими словами, инвестиции делаются только для улучшения доступности в более богатых районах, где люди могут платить по тарифам. Таким образом, потребность компании водоснабжения в получении адекватной прибыли удовлетворяется за счет подачи воды только тем, кто может заплатить. [79] Однако в других странах, таких как Нигерия и Гана, где правительства не могут распределить доступ к воде среди населения, приватизация водоснабжения привела к расширению услуг в районах с низкими доходами. [80]

Влияние на здоровье [ править ]

Одним из наиболее эффективных показателей эффективности приватизации воды является уровень детской смертности , поскольку дети с большей вероятностью пострадают от загрязненной воды. [81] Приватизация водоснабжения исторически имела неоднозначное воздействие на детскую смертность и общее состояние здоровья людей, затронутых ею. Исследование показало, что в период с 1991 по 1997 год в Аргентине районы, где детская смертность превышала 26%, после приватизации воды упала до чуть менее 8%. [81] потому что правила, налагаемые на частные компании водоснабжения, были более строгими, чем у их аналогов, контролируемых государством. Наряду с этим, развитие водной инфраструктуры в бедных районах силами частных компаний также снизило уровень детской смертности. Некоторые правительства приватизируют предприятия водоснабжения, среди прочего, для улучшения качества водоснабжения.

Однако в Аргентине приватизация водоснабжения не оправдала многих обещаний, на которые надеялись граждане. Это включало расширение системы очистки сточных вод и подключений, а также снижение цен на воду, которые фактически выросли. Наряду с этим, частные компании водоснабжения в Аргентине нуждались в помощи национального правительства, чтобы обойти регулирующие органы после этого. [ нужны разъяснения ] обработанный [ нужны разъяснения ] расторгнуть контракт из-за конфликта интересов. Многие профсоюзы рабочих были против приватизации воды, но их призывы были по большей части проигнорированы правительством Аргентины. [82]

Влияние приватизации воды на количество канцерогенных веществ, обнаруженных в системе водоснабжения, широко обсуждается. В некоторых случаях, например, в немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия , государственные системы водоснабжения, скорее всего, будут вкладывать больше денег в улучшение качества воды. Компании водоснабжения, работающие на коммерческой основе, могут счесть слишком дорогостоящим внедрение систем улучшения качества воды сверх того, что необходимо по закону. Это может увеличить риск содержания в воде вредных канцерогенных веществ. [83]

Влияние на тарифы [ править ]

Хотя влияние на тарифы не может быть полностью определено, поскольку каждая страна имеет различную политику в отношении тарифов, тарифы на воду, как правило, повышаются в условиях приватизации. Например, в Буэнос-Айресе и Маниле тарифы сначала снизились, но затем выросли выше первоначального уровня; в Кочабамбе или Гайане тарифы были повышены во время приватизации. Однако есть и другие случаи, когда тарифы при приватизации воды не повышались в долгосрочной перспективе, как правило, в странах Африки к югу от Сахары, где большая часть инвестиций финансируется за счет помощи в целях развития. Например, тарифы оставались стабильными в Сенегале, тогда как в Габоне они снизились на 50% за пять лет (2001–2006 гг.) и на 30% за десять лет в Кот-д'Ивуаре (1990–2000 гг.). [84]

Кроме того, почти во всех случаях первоначальные тарифы были значительно ниже уровня возмещения затрат , иногда покрывая лишь часть стоимости предоставления услуг. На величину повышения тарифов влияет размер прибыли частных операторов, а также в значительной степени эффективность коммунальных предприятий с точки зрения потерь воды и производительности труда.

Однако, сравнивая расходы на воду между частным и государственным управлением в США, исследование расходов на воду домохозяйств в городах, находящихся под частным и государственным управлением в США, делает вывод, что «независимо от того, принадлежат ли системы водоснабжения частным фирмам или правительству, в среднем они могут просто не имеет большое значение». [85]

на эффективность Влияние

Согласно исследованию Всемирного банка, проведенному в 2005 году, наиболее последовательное улучшение, достигнутое государственно-частным партнерством в сфере водоснабжения, наблюдалось в операционной эффективности . В исследовании рассматривается влияние частного управления на эффективность предприятий водоснабжения во многих странах многих континентов, включая Африку, Латинскую Америку, Азию и Восточную Европу. Большинство данных исследования показывают, что «нет статистически значимой разницы между эффективностью государственных и частных операторов в этом секторе». [86] Кроме того, обзор литературы, проведенный Азиатским банком развития в 2008 году, показывает, что из 20 рассмотренных исследований только три содержат конкретные доказательства повышения технической эффективности или снижения затрат под частным управлением. [87] Таким образом, к 2005 году частный оператор, по крайней мере, внес косвенный вклад в финансирование, повысив эффективность, дав возможность коммунальным предприятиям финансировать инвестиции внутри страны, вместо того, чтобы полагаться на увеличение долга. [1]

Рентабельность [ править ]

Эмпирическое исследование 34 концессий в девяти странах Латинской Америки в 1990-е годы, включая 10 концессий на воду в 5 странах (3 в Аргентине, 1 в Боливии, 1 в Бразилии, 3 в Чили и 2 в Колумбии), позволило оценить прибыльность концессий. по сравнению со стоимостью капитала частных компаний. Согласно исследованию, вопреки общественному мнению, финансовая отдача от частных концессий в области инфраструктуры была скромной. Среднегодовая рентабельность вложенного капитала составила 7 процентов. По ряду концессий доходность оказалась ниже стоимости капитала. В среднем концессии в области телекоммуникаций и энергетики обстоят гораздо лучше, чем концессии в сфере водоснабжения. Семь из 10 водных концессий имели отрицательную норму прибыли, а две концессии имели доходность, которая была ниже стоимости капитала частных компаний. [88]

Частные операторы водоснабжения [ править ]

Частные водные операторы бывают самых разных форм: от транснациональных корпораций до малых предприятий. Согласно Ежегоднику воды Pinsent Mason за 2010–2011 годы, 909 миллионов человек (13% мирового населения) обслуживались частными операторами. Крупнейшими частными водными компаниями являются:

  • французская фирма Veolia Environnement ( Vivendi ), обслуживающая 125,4 миллиона человек в 2011 году;
  • французская фирма Suez , обслуживающая 124,3 миллиона человек в 2011 году со своей дочерней компанией в США United Water и испанской дочерней компанией Aguas de Barcelona ;
  • испанская фирма Fomento de Construcciones Y Contratas SA (FCC), обслуживающая 28,2 миллиона человек в 2011 году;
  • немецкая фирма RWE , обслуживающая 18,3 миллиона человек в 2011 году;
  • итальянская фирма ACEA, обслуживающая 18 миллионов человек в 2011 году;
  • британская фирма Thames Water , косвенно принадлежащая Macquarie Group , австралийскому инвестиционному банку;
  • французская фирма SAUR , обслужившая 12,4 миллиона человек в 2011 году; и
  • американская фирма American Water , обслуживающая 16,8 миллионов человек в 2011 году.

Внутренние операторы водоснабжения широко представлены в Бразилии, Колумбии, Китае, Малайзии и на Филиппинах.

Государственные компании водоснабжения также иногда участвуют в тендерах на частные контракты на водоснабжение. Например, марокканская государственная компания водоснабжения ONEP выиграла тендер в Камеруне. [89] а голландская государственная компания по водоснабжению Vitens выиграла контракт на управление в Гане .

См. также [ править ]

Страны и города с участием частного сектора в водоснабжении по состоянию на 2013 год:

Страны, в которых в прошлом участвовал частный сектор в водоснабжении:

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Марин, Филипп (1 февраля 2009 г.). Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения: обзор опыта развивающихся стран (отчет). Всемирный банк. hdl : 10986/2703 .
  2. Частная вода спасает жизни , Фредрик Сегерфельдт, Институт Катона, 25 августа 2005 г.
  3. Бэйли, Рональд: «Вода — это право человека: как приватизация доставляет воду бедным», журнал Reason , 17 августа 2005 г.
  4. ^ Лобина, Эмануэле; Холл, Дэвид (июнь 2003 г.). «Проблемы с частными концессиями на воду: обзор опыта» . Отдел международных исследований государственных услуг (PSIRU), Гринвичский университет. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 18 июня 2011 г.
  5. ^ Барлоу, Мод : Голубой пакт: глобальный водный кризис и грядущая битва за право на воду. Нью-Йорк, 2008. ISBN   978-1-59558-186-0 .
  6. ^ Лохан, Тара: Борьба с корпоративной кражей нашей воды , AlterNet , 25 апреля 2007 г.
  7. ^ Палец, Матиас; Аллуш, Джереми (2002). Приватизация воды: транснациональные корпорации и перерегулирование мировой водной отрасли . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780415232081 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Резолюция Австрийского национального совета о внесении поправок в конституцию , Результат голосования австрийского парламента о внесении поправок в конституцию о том, что вода и ее распределение являются общественным благом, 2019-07-02
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б < Nationalrat stimmt für Glyphosatverbot , австрийский парламент голосует за запрет глифосфата, а вода является общественным благом, необходимым для существования человека, orf.at, 2019-07-02>
  10. ^ Стедман, Лис. «Восток на Запад: будущее воды?» . Водный Мир . Проверено 26 января 2012 г. Цифры взяты из 12-го ежегодного водного ежегодника Pinsent Masons.
  11. ^ Эдвардс, Крис (зима 2017 г.). «Приватизационное наследие Маргарет Тэтчер» (PDF) . Журнал Катона . 37 : 89–101.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Грейнер, Патрик Трент (2020). «Приватизация коммунальной системы водоснабжения и кризис доступа к воде» . Социологический компас . 14 (5): e12785. дои : 10.1111/soc4.12785 . ISSN   1751-9020 . S2CID   216417111 .
  13. ^ Бертран Дарденн: До того, как общественное стало частным (до того, как общественное стало частным) , в: Эмерик Блан и Сара Боттон: Частные услуги водоснабжения в развивающихся странах, Французское агентство развития, 2011, стр. 31, 35.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сезон П. и Л. Брей: ГЧП для развития услуг питьевого водоснабжения: некоторые уроки французского опыта для развивающихся стран, в: Эймерик Блан и Сара Боттон: Частные услуги водоснабжения в развивающихся странах, Французское агентство развития, 2011, стр. 56.
  15. ^ Герен-Шнайдер, Летиция и Доминик Лоррен: Властные отношения между государственным и частным сектором в сфере водоснабжения и канализации. Архивировано 19 сентября 2012 г. в Wayback Machine , в: Вода: время для оценки, La газета де коммун, Отдельный блокнот №. 2, 30/1752.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бертран Дарденн: До того, как общественное стало частным , в: Эмерик Блан и Сара Боттон: Частные услуги водоснабжения в развивающихся странах, Французское агентство развития, 2011, стр. 36-37.
  17. ^ Агуас-де-Барселона: История. Архивировано 17 апреля 2021 года в Wayback Machine .
  18. ^ Верле, Герман (август 2004 г.). «Между общим благом и стремлением к прибыли: опыт частичной приватизации водоснабжения в Берлине» (PDF) (на немецком языке). Хлеб для мира: Справочные материалы 13. с. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г.
  19. ^ Беверидж, Росс (июнь 2017 г.). «Частичная приватизация Берлинской водопроводной компании в 1999 году и городское развитие в Берлине 1990-х годов» [ мертвая ссылка ] (PDF). Рабочий документ сети Waterlat-Gobacit . 4 : 27–40.
  20. ^ Мелози, Мартин: Санитарный город: городская инфраструктура в Америке от колониальных времен до наших дней , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000.
  21. ^ Национальная ассоциация водных компаний. «Государственно-частное партнерство» . Проверено 20 декабря 2011 г.
  22. ^ Корреа-Парра, Хуан; Вергара-Перучич, Хосе Франсиско; Агирре-Нуньес, Карлос (1 декабря 2020 г.). «Приватизация воды и неравенство: коэффициент Джини для водных ресурсов в Чили» . Вода . 12 (12): 3369. дои : 10.3390/w12123369 .
  23. ^ Бертран Дарденн: До того, как общественное стало частным (до того, как общественное стало частным) , в: Эмерик Блан и Сара Боттон: Частные услуги водоснабжения в развивающихся странах, Французское агентство развития, 2011, стр. 38-45.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дагдевирен, Хуля; Робертсон, Саймон А. (2011). «Доступ к воде в трущобах стран Африки к югу от Сахары» . Обзор политики развития . 29 (4): 485–505. дои : 10.1111/j.1467-7679.2011.00543.x . ISSN   1467-7679 . S2CID   153624406 .
  25. ^ Джой, Клэр и Питер Хардстафф: «Грязная помощь, грязная вода: стремление правительства Великобритании приватизировать воду и канализацию в бедных странах» , Всемирное движение развития , февраль 2005 г.
  26. ^ Верле, Герман (август 2004 г.). «Между общим благом и стремлением к прибыли: опыт частичной приватизации водоснабжения в Берлине» (PDF) (на немецком языке). Хлеб для мира: Справочные материалы 13. с. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г.
  27. ^ Ларрейн, Сара (2012). «Права человека и рыночные правила в водных конфликтах в Чили: призыв к структурным изменениям в водной политике» . Экологическая справедливость . 5 (2): 82–88. дои : 10.1089/env.2011.0020 . ISSN   1939-4071 .
  28. ^ «Ежегодник Pinsent Mason Water за 2011–2012 годы» . Проверено 25 марта 2012 г.
  29. ^ В Уругвае в октябре 2004 года был принят инициированный гражданским обществом референдум о запрете приватизации воды. Закон о запрете приватизации общественного водоснабжения в Нидерландах был принят в сентябре 2004 года при широкой межпартийной поддержке.
  30. ^ «Берлускони принимает ядерный удар» . Новости Би-би-си . 14 июня 2011 года . Проверено 3 апреля 2020 г. .
  31. ^ «Балтимор голосует за то, чтобы стать первым крупным городом США, запретившим приватизацию воды» . Рейтер . 7 ноября 2018 года . Проверено 6 апреля 2019 г.
  32. ^ Ален Тире, генеральный делегат Профессиональной федерации компаний водоснабжения (25 июня 2008 г.). «Презентация общественных услуг водоснабжения и канализации во Франции, 2-я встреча мэров – Каннский симпозиум» (PDF) (на французском языке). п. 2 . Проверено 10 октября 2013 г.
  33. ^ Национальная ассоциация водных компаний: Частные водные решения . Проверено 11 мая 2012 г.
  34. ^ Приватизация служб водоснабжения в Соединенных Штатах: оценка проблем и опыта , 2002, стр. 3, Совет по водным наукам и технологиям (WSTB). Проверено 11 мая 2012 г.
  35. ^ Национальная ассоциация компаний водоснабжения: Правда о ГЧП . Проверено 11 мая 2012 г.
  36. ^ Приватизация служб водоснабжения в Соединенных Штатах: оценка проблем и опыта , 2002, стр. 30, Совет по водным наукам и технологиям (WSTB). Проверено 11 мая 2012 г.
  37. ^ Всемирный банк: Вода в Бухаресте: повышение эффективности коммунальных предприятий в рамках концессии. Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine , февраль 2011 г., Записка точки зрения № 326, Дэвид Эрхардт, Мелисса Рекас и Мартина Тонизз.
  38. ^ База данных ИЦП
  39. ^ Венгрия - Приватизация воды в контексте переходного периода , Габор Шайринг.
  40. ^ Соло, Това (2003). «Независимые предприниматели в области водоснабжения в Латинской Америке – еще один частный сектор в сфере водоснабжения» . Всемирный банк . Проверено 18 июня 2011 г.
  41. ^ Исследование охватывало Кордову, Аргентина; Барранкилья, Колумбия; Асунсьон, Парагвай; Гватемала-Сити, Гватемала; и три города в Перу (Лима, Куско и Ика). Кооператив Санта-Крус, Боливия, также охвачен исследованием, но это особый случай, поскольку он обслуживает весь город и действует скорее как формальное коммунальное предприятие.
  42. ^ «Поддержка мелких поставщиков услуг в бедных и недостаточно обслуживаемых сообществах» . Всемирный банк . Проверено 18 июня 2011 г.
  43. ^ «Подходы к участию частного сектора в сфере водоснабжения – набор инструментов» (PDF) . Всемирный банк/Консультационный фонд государственно-частной инфраструктуры. стр. 167–179. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2011 года . Проверено 18 июня 2011 г.
  44. ^ Лобина, Эмануэле; Холл, Дэвид (июнь 2003 г.). «Проблемы с частными концессиями на воду: обзор опыта» . Отдел международных исследований государственных услуг (PSIRU), Гринвичский университет. стр. 6–7. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 18 июня 2011 г.
  45. ^ Лобина, Эмануэле; Холл, Дэвид (июнь 2003 г.). «Проблемы с частными концессиями на воду: обзор опыта» . Отдел международных исследований государственных услуг (PSIRU), Гринвичский университет. стр. 10–12. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 18 июня 2011 г.
  46. ^ Гунатилаке, Херат и Мэри Джейн Ф. Карангал – Сан-Хосе: Новый взгляд на приватизацию: уроки участия частного сектора в водоснабжении и санитарии в развивающихся странах , Азиатский банк развития , Рабочий документ ERD № 115, 2008 г., стр. 19.
  47. ^ Возвращение Парижа к общественному водоснабжению вызвало волну за пределами Франции.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нето, Фредерико (май 1998 г.). «Приватизация и регулирование воды в Англии и Франции: история двух моделей». Форум природных ресурсов . 22 (2): 107–117. дои : 10.1111/j.1477-8947.1998.tb00718.x . ISSN   0165-0203 .
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Приватизация и регулирование воды в Англии и Уэльсе. Архивировано 8 февраля 2012 года в Wayback Machine , Кэролайн ван ден Берг, 1997 год.
  50. ^ OFWAT : Обслуживание и доставка – деятельность компаний водоснабжения в Англии и Уэльсе в 2009–2010 гг. Архивировано 31 октября 2012 г. в Wayback Machine , стр. 21. Проверено 16 июня 2011 г.
  51. ^ OFWAT : Обслуживание и доставка – деятельность компаний водоснабжения в Англии и Уэльсе в 2009–2010 гг. Архивировано 31 октября 2012 г. в Wayback Machine , стр. 40. Проверено 16 июня 2011 г.
  52. ^ Пейдж, Бен; Баккер, Карен (2005). «Управление водными ресурсами и водопользователи в приватизированной водной отрасли: участие в разработке политики и предоставлении услуг водоснабжения: пример Англии и Уэльса». Международный журнал воды . 3 (1): 38. doi : 10.1504/ijw.2005.007158 . ISSN   1465-6620 .
  53. ^ Лобина, Эмануэле. (2001). Приватизация воды в Великобритании: брифинг . Отдел международных исследований государственных услуг. OCLC   612915200 .
  54. ^ Всемирный банк / Консультативный центр по государственно-частной инфраструктуре: Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения: обзор опыта развивающихся стран. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine , Филипп Марин, 2009 г., с. 114.
  55. ^ Регулирование и корпоративные инновации: Случай с Manila Water, Перри Ривера, в: Преобразование мира воды, Глобальный водный саммит 2010, представлено Global Water Intelligence и Международной ассоциацией опреснения.
  56. ^ У, Сюнь; Малалуан, Непомучено А. (2008). «Повесть о двух концессионерах: естественный эксперимент по приватизации воды в метро Манилы». Городские исследования . 45 (1): 207–229, 212–217. Бибкод : 2008UrbSt..45..207X . дои : 10.1177/0042098007085108 . S2CID   221015268 .
  57. ^ Филипп Марин: Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения [ постоянная мертвая ссылка ] , Всемирный банк, 2009, с. 56ф.
  58. Maynilad: Maynilad удваивает круглосуточное обслуживание в рамках MPIC, DMCI. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , 18 января 2011 г.
  59. ^ Галиани, Себастьян; Гертлер, Пол; Шаргродский, Эрнесто (31 августа 2002 г.). «Вода для жизни: влияние приватизации служб водоснабжения на детскую смертность» (PDF) . п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 года . Проверено 10 октября 2013 г.
  60. ^ А. Лофтус и Д. А. Макдональд. 2001. «Жидкие мечты: политическая экология приватизации воды в Буэнос-Айресе», «Окружающая среда и урбанизация», том 12, номер 2, стр. 179–200.
  61. ^ Соланес, Мигель (2006). Эффективность, справедливость и либерализация услуг водоснабжения в Буэнос-Айресе, Аргентина . Том. 2006. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). стр. 124–148. ISBN  978-92-64-02867-8 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь ) , с. 168.
  62. ^ Галиани, Себастьян; Гертлер, Пол; Шаргродский, Эрнесто (31 августа 2002 г.). «Вода для жизни: влияние приватизации служб водоснабжения на детскую смертность» (PDF) . п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 года . Проверено 14 февраля 2008 г.
  63. ^ Суэцкая среда. «Официальный сайт Аргентины» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 года . Проверено 18 февраля 2008 г.
  64. ^ Сара Боттон, Александр Брайловски и Сара Матьессен: Реальные препятствия на пути всеобщего доступа к услугам водоснабжения в развивающихся странах: Мысли, вытекающие из опыта доступа к питьевой воде населения бедных кварталов, проживающих в Порт-о-Пренсе (Гаити) и Буэнос-Айрес (Аргентина) , май 2005 г., стр. 15–18, 31.
  65. ^ Global Water Intelligence: Суэц требует в Аргентине возмещения ущерба в размере 1,2 миллиарда долларов , том 11, выпуск 8 (август 2010 г.). Проверено 17 октября 2010 г.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Всемирный банк: Управление водными ресурсами Боливии: Повесть о трех городах , Краткое описание Департамента оценки операций, весна 2002 г., номер 222. Проверено 31 декабря 2010 г.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Финнеган, Уильям (8 апреля 2002 г.). «Аренда дождя» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 июня 2016 г.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нэш, Джун К. (2002). Социальные движения: антропологический читатель . Великобритания: Blackwell Publishing.
  69. ^ «Хронология: Водное восстание в Кочабамбе» . ПБС. Июнь 2002 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
  70. Opinio Juris: Bechtel отказывается от иска МЦУИС против Боливии , 10 февраля 2006 г. Проверено 11 июня 2011 г.
  71. Межамериканский банк развития : ИБР выделил 18,6 млн долларов США на гидротехнические сооружения в Кочабамбе. Архивировано 11 августа 2016 г. в Wayback Machine , 24 июня 2002 г.
  72. ^ Фореро, Хуан (14 декабря 2005 г.). «Боливия сожалеет об эксперименте МВФ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 июня 2016 г.
  73. ^ Всемирный банк (2006). «Местные решения улучшают услуги водоснабжения и санитарии в Колумбии» (PDF) . Проверено 2 марта 2008 г.
  74. ^ Гомес-Лобо, Андрес и М. Мелендес: Социальная политика, регулирование и участие частного сектора: пример Колумбии. Рабочий документ Научно-исследовательского института социального развития ООН (ЮНРИСД), апрель 2007 г., Женева.
  75. ^ Всемирный банк / Консультативный центр по государственно-частной инфраструктуре: Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения: обзор опыта развивающихся стран. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine , Филипп Марин, 2009 г., стр. 37-38, 43, 60.
  76. ^ Межамериканский банк развития (IDB) (2006 г.). «Когда счетчик воды стоит дороже дома» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 2 марта 2008 г.
  77. ^ Марин, Филипп (22 сентября 2009 г.). Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения: обзор опыта развивающихся стран . Публикации Всемирного банка. ISBN  978-0-8213-7957-8 .
  78. ^ Лабонте, Рональд (2004). Фатальное безразличие: «Большая восьмерка», Африка и глобальное здравоохранение . ИДРК.
  79. ^ Салина, Ирена, реж. Поток. Прод. Стивен Старр. Осциллограф, 2008. Фильм. 20 мая 2013 г.
  80. ^ «Страница с описанием товара: От любопытства к товару: обзор эволюции питьевой воды в пакетиках в Западной Африке» . soka.on.worldcat.org . Проверено 21 ноября 2020 г.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Галиани, Себастьян; Гертлер, Пол; Шаргродский, Эрнесто (31 августа 2002 г.). «Вода для жизни: влияние приватизации служб водоснабжения на детскую смертность» (PDF) . п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 г. Проверено 14 февраля 2008 г.
  82. ^ Лофтус, AJ (1 октября 2001 г.). «О жидких мечтах: политическая экология приватизации воды в Буэнос-Айресе» . Окружающая среда и урбанизация . 13 (2): 179–199. Бибкод : 2001EnUrb..13..179L . дои : 10.1177/095624780101300215 . ISSN   0956-2478 . S2CID   153477386 .
  83. ^ Вильгельм, Майкл; Бергманн, Сабина; Дитер, Герман Х. (июнь 2010 г.). «Наличие перфторированных соединений (ПФУ) в питьевой воде земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия и новый подход к оценке загрязнения питьевой воды ПФУ с более короткой цепью C4 – C7». Международный журнал гигиены и гигиены окружающей среды . 213 (3): 224–232. Бибкод : 2010IJHEH.213..224W . дои : 10.1016/j.ijheh.2010.05.004 . ISSN   1438-4639 . ПМИД   20556880 .
  84. ^ Всемирный банк / Консультативный центр по государственно-частной инфраструктуре: Государственно-частное партнерство для городских предприятий водоснабжения: обзор опыта развивающихся стран. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine , Филипп Марин, 2009 г., стр. 107-116.
  85. ^ Уоллстен, Скотт и Катрина Косек: «Общественная или частная питьевая вода? Влияние собственности и конкуренции эталонов на соблюдение нормативных требований системы водоснабжения США и расходы на воду в домашних хозяйствах» , Брукингского института Рабочий документ 05-05. (март 2005 г.).
  86. ^ Антонио Эсташ (Всемирный банк и ECARES, Свободный университет Брюсселя), Серджио Перельман (CREPP, Университет Льежа), Лурдес Трухильо (DAEA, Университет Лас-Пальмас-де-Гран-Канария): Эффективность инфраструктуры Всемирного банка и реформа в развивающихся и переходных экономиках : Данные исследования показателей производительности , Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики 3514, февраль 2005 г., стр. 11-13.
  87. ^ Гунатилаке, Херат и Мэри Джейн Ф. Карангал – Сан-Хосе: Новый взгляд на приватизацию: уроки участия частного сектора в водоснабжении и санитарии в развивающихся странах , Азиатский банк развития , Рабочий документ ERD № 115, 2008 г., стр. 13.
  88. ^ Консультативный фонд по государственно-частной инфраструктуре / Всемирный банк: Насколько прибыльны концессии на инфраструктуру в Латинской Америке? Эмпирические данные и нормативные последствия. Архивировано 6 марта 2012 г. в Wayback Machine , январь 2005 г., Софи Сиртейн, Марией Еленой Пингло, Дж. Луисом Гуашем и Вивьен Фостер.
  89. ^ Бизнес Камерун: Питьевая вода: партнерство ONEP-CAMWATER , 13 августа 2010 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Мультимедиа
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec6e23fd041ca45972ada3a9a7249497__1716013200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/97/ec6e23fd041ca45972ada3a9a7249497.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water privatization - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)