Ремуниципализация
Ремуниципализация обычно означает возвращение ранее приватизированных услуг водоснабжения и канализации муниципальным властям. Это также включает в себя региональные или национальные инициативы.
Обзор
[ редактировать ]Эта концепция широко используется для охвата:
- Переход от частной к полностью государственной собственности на активы или компании.
- Переход от аутсорсинга (или заключения контрактов) услуг к прямому оказанию услуг государственным органом.
- Замена договоров концессии или аренды государственным управлением.
Ремуниципализация происходит на многих уровнях:
- Муниципальный и общественный уровни (например, во Франции или США), включая межмуниципальные группы или ассоциации.
- Региональные уровни (например, в провинциях Буэнос-Айрес и Санта-Фе в Аргентине ).
- Национальные уровни (например, в Малайзии ).
В период с 2000 по март 2015 года было зарегистрировано не менее 234 случаев ремуниципализации воды в 37 странах, включая громкие случаи в Европе , Америке , Азии и Африке . К тому времени общее число людей, обслуживаемых ремуниципальными службами водоснабжения, выросло и превысило 100 миллионов. Случаи более сконцентрированы в странах с высоким уровнем дохода, где за последние 15 лет произошло 183 ремуниципализации, по сравнению с 51 случаем в странах со средним и низким уровнем дохода. На две страны, Францию с 94 случаями и США с 58 случаями, приходится наибольшее большинство случаев среди стран с высоким уровнем дохода. Аналитики также сообщают, что темпы ремуниципализации удвоились в период 2010-2015 годов по сравнению с первым десятилетием тысячелетия.
актеры
[ редактировать ]Очень часто менеджеры коммунальных предприятий, бюрократы и политики осознают проблемы, связанные с приватизацией воды . Участие рабочей силы имеет решающее значение для успеха ремуниципализации, поскольку работники, работающие на переднем крае, обладают важным пониманием операционных проблем и возможностей. Движения гражданского общества оказались ключом к продвижению ремуниципализации как варианта политики, а также представили ее как возможность построить социально желательные и экологически устойчивые модели общественного водоснабжения на благо нынешнего и будущих поколений. Исследователи играют роль в международном обмене опытом о том, как добиться прозрачного, подотчетного и эффективного управления общественными водными ресурсами после ремуниципализации.
Причины ремуниципализации
[ редактировать ]Непосредственный опыт решения общих проблем частного управления водными ресурсами убедил многие сообщества и политиков в том, что государственный сектор лучше подготовлен к предоставлению качественных услуг гражданам и продвижению права человека на воду. Эти проблемы с приватизацией воды включают в себя:
- Плохая работа частных компаний (например, в Дар-эс-Саламе , Аккре , Мапуту ).
- Недостаточные инвестиции (например , Берлин , Буэнос-Айрес ).
- Споры по поводу эксплуатационных расходов и повышения цен (например, Алматы , Мапуту , Индианаполис ),
- Растущие счета за воду (например, в Берлине, Куала-Лумпуре ).
- Трудности в мониторинге частных операторов (например, Атланта ).
- Отсутствие финансовой прозрачности (например , Гренобль , Париж, Берлин).
- Сокращение рабочей силы и низкое качество обслуживания (например, Атланта, Индианаполис).
На глобальном уровне 92 из 234 зарегистрированных случаев ремуниципализации последовали за расторжением контрактов, а 69 случаев были связаны с непродлением частных контрактов после истечения срока их действия. В подавляющем большинстве случаев частные контракты оказались нежизнеспособными. Таким образом, местные органы власти предпочли ремуниципализацию, хотя они знали, что им, возможно, придется выплатить компенсацию, поскольку они оценили, что это будет менее затратно, чем продолжение приватизации в долгосрочной перспективе.
Дэвид Макдональд рассматривает дебаты о ремуниципализации в исторической перспективе: «Большинство современных услуг водоснабжения во всем мире начинались как частные предприятия (еще в середине 1800-х годов), но по мере того, как неэффективность поставщиков частного сектора становилась все более очевидной, а также поскольку частные компании отказывали бедным в услугах водоснабжения (что способствовало вспышкам холеры и других болезней), местные органы власти впервые начали муниципализировать эти услуги».
Преимущества
[ редактировать ]В финансовом отношении большая часть муниципалитетов получила прямую экономию от ремуниципализации – около 35 миллионов евро в первый год в Париже и около 6 миллионов канадских долларов за первые три года ремуниципализации в Гамильтоне, Онтарио – часть этой суммы была реализована сразу же, когда были отменены сборы за получение прибыли для частного управления. В результате некоторые новые государственные операторы значительно увеличили инвестиции в системы водоснабжения, например, в Гренобле (Франция), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Ареньс-де-Мунт (Испания). В свою очередь, такое долгосрочное развитие инфраструктуры помогает избежать будущего бремени затрат, связанного с теми видами опасностей для здоровья и окружающей среды, которые возникли в результате приватизации, большая часть которых в прошлом несла на себя государство.
Кроме того, социальные выгоды от ремуниципализации воды были заметны в Ареньс-де-Мунт (Испания), где местное правительство и новый государственный оператор реструктурировали систему тарифов, чтобы гарантировать равный доступ к воде для домохозяйств с низкими доходами. В Буэнос-Айресе (Аргентина) достижение всеобщего доступа к воде стало главным приоритетом для нового государственного оператора AySA. Коммунальное предприятие резко увеличило инвестиции в инфраструктуру и расширило программы обучения для сотрудников, которые работают с бедными жителями районов, чтобы расширить спектр услуг.
Ремуниципализация также позволяет усилить подотчетность и прозрачность. В Париже и Гренобле (Франция) новые государственные операторы водоснабжения ввели передовые формы участия общественности. Это позволяет гражданскому обществу участвовать в принятии решений по управлению этой основной государственной услугой и осуществлять деятельность, отвечающую интересам местных сообществ.
При ремуниципализации перспектива часто меняется от узкой, ориентированной на прибыль, к более широким социальным и политическим целям. Многие ремуниципализированные водохозяйственные предприятия продемонстрировали свою способность мыслить за пределами своего сектора и быть более целостными в своем планировании и действиях. Межправительственная координация часто имеет важное значение по таким вопросам, как, например, управление водосборами.
Исследования в Буэнос-Айресе и Гамильтоне показали, что работники государственного водоснабжения стали более активно участвовать в планировании и эксплуатации услуг водоснабжения, чем в прошлом, и стали более привержены государственным услугам водоснабжения, выходя за рамки узких финансовых и технократических проблем, которые доминируют в частном управлении водными ресурсами.
Риски
[ редактировать ]Успешная ремуниципализация требует тщательного планирования и оценки внешних рисков, особенно для стран Юга, которые находятся под контролем многосторонних агентств. Каждый опыт приватизации оставляет значительное структурное, финансовое и идеологическое наследие, которое определяет направление ремуниципализации и часто ограничивает потенциал успеха государственного сектора.
Даже там, где политическая воля сильна и существует финансовый и технический потенциал, возврат к государственной собственности и управлению сопряжен с трудностями. Утрачена институциональная память, деградировали активы, системы связи и учета, которые не связаны с системами государственного сектора, и так далее. Глубокий дефицит активов, оставленный многими частными компаниями водоснабжения, означает, что муниципалитеты работают с ветхим оборудованием и разрушающейся инфраструктурой, ремонт которой может оказаться дороже, чем замена и строительство заново. Частные фирмы также продемонстрировали, что они могут быть политически трудными, саботируя усилия по переходу, пытаясь подорвать деятельность государственного поставщика услуг. Во многих случаях частные компании отказываются раскрывать важную оперативную информацию, пытаются подать на муниципалитеты в суд за нарушение контракта или инициируют пиар-кампании, пытаясь подорвать доверие к инициативам ремуниципализации.
Когда частный контракт расторгается до истечения срока его действия, частные компании могут подать в суд на местные органы власти, чтобы получить компенсацию всей прибыли, предоставленной по контракту. Частный концессионер в Ареньс-де-Мунт (Испания) яростно препятствовал процессу ремуниципализации, подавая жалобы на городской совет. Город Индианаполис, США, был вынужден выплатить французской транснациональной компании Veolia гонорар в размере 29 миллионов долларов за расторжение 20-летнего контракта более чем на десять лет раньше. Жителям Берлина пришлось пойти на очень высокие затраты, чтобы выкупить акции двух частных операторов. Частные концессионеры подали в международный арбитражный суд иск против Тукумана и Буэнос-Айреса (Аргентина) с целью получения компенсации. Риск необходимости выплаты огромной компенсации может исказить процесс принятия решений местными органами власти, которые рассматривают возможность прекращения полномочий и ремуниципализации (например, Джакарта, Индонезия; Сегед , Венгрия; Ареццо, Италия). Но в других случаях потенциальные выгоды настолько очевидны, что местные власти готовы столкнуться с такими рисками.
Наконец, нельзя полагаться на донорское финансирование в усилиях по ремуниципализации. После десятилетий щедрой (и постоянной) политической и финансовой поддержки приватизации со стороны международных финансовых институтов и двусторонних доноров, эти организации развития фактически проигнорировали тенденцию ремуниципализации. Поддержка реализации ремуниципализации практически отсутствует (за исключением ограниченного финансирования государственно-общественного партнерства со стороны ООН-Хабитат). В некоторых случаях международные доноры даже пытались подорвать усилия по ремуниципализации, делая переход к государственным услугам еще более трудным (например, попытки Всемирного банка заблокировать ремуниципализацию в Дар-эс-Саламе и Лагосе).
Инновационные общественные модели
[ редактировать ]Эксперименты с участием общественности в планировании услуг водоснабжения, рабочие кооперативы, общественные системы водоснабжения и другие инновационные модели предоставления услуг бросают вызов старым моделям общественного водоснабжения. Сторонники утверждают, что ремуниципализация не может быть бесспорным возвратом к тому, что предлагалось до приватизации; это должно быть улучшением того, что подразумевается под общественностью, и расширением демократических условий участия.Тем не менее, укоренившиеся неолиберальные убеждения в рыночных стимулах, огороженном бухгалтерском учете, ценообразовании, отражающем затраты, а также конкуренции внутри и между правительственными ведомствами (обычно определяемой как корпоратизация) изменили способы, которыми люди думают о государственных услугах и управляют ими, поднимая вопросы. о потенциале глубоких реформ в государственном секторе.
Государственно-государственное партнерство
Государственные операторы водоснабжения и национальные или региональные ассоциации все активнее помогают друг другу в процессе ремуниципализации. В Испании региональная государственная компания Aguas del Huesna (Андалусия) способствовала ремуниципализации 22 муниципалитетов. Ремуниципальные операторы водоснабжения из Парижа и Гренобля сыграли ключевую роль в оказании помощи другим местным органам власти во Франции и других странах в ремуниципализации и совершенствовании своих услуг водоснабжения. Французские местные органы власти и государственные операторы водоснабжения получили пользу от обмена опытом и знаниями в области ремуниципализации, которому способствовали ассоциации местных органов власти и государственных предприятий. Региональное учреждение CONGIAC в Каталонии также сыграло ключевую роль в процессе ремуниципализации Ареньса де Мунта от принятия решения до его реализации. Есть и другие подобные примеры, пересекающие границы. После неудачного государственно-частного партнерства (ГЧП) правительство Мозамбика заключило некоммерческое партнерство с голландской государственной компанией водоснабжения, сосредоточив внимание на наращивании местного потенциала. Сотрудничество между государственными компаниями водоснабжения в рамках государственно-государственного партнерства является жизнеспособной альтернативой дорогостоящим ГЧП и наиболее эффективным способом оказания помощи государственным водохозяйственным органам в улучшении услуг.
Другие сектора
Больницы и службы электроснабжения также были возвращены в государственные руки на всех уровнях правительства, и во всем мире идут оживленные дебаты о том, как можно вернуть различные услуги в государственную собственность и контроль. Каждый сектор услуг предлагает свои собственные управленческие, технические, географические и политические проблемы, но можно многому научиться из межсекторальных дебатов и диалога.
Трекер ремуниципализации
[ редактировать ]Обсерватория корпоративной Европы и Транснациональный институт совместно разработали трекер, чтобы продемонстрировать города, регионы и страны, которые свернули приватизацию и приступили к обеспечению общественной воды для всех. Эта инициатива отражает частную практику водного хозяйства, рассматривающую предстоящую приватизацию и государственно-частное партнерство как возможности для коммерческого расширения. В делах основное внимание уделяется пониманию того, почему и как происходил процесс ремуниципализации, а также встреченных препятствий и достигнутых результатов. Во многих случаях более подробная информация доступна по ссылкам. Чтобы обеспечить более реалистичное представление о тенденции, трекер также включает текущие кампании, выступающие за ремуниципализацию услуг водоснабжения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Холл, Д. (2012) Ремуниципализация муниципальных служб в Европе . Отчет PSIRU, подготовленный по заказу Европейской федерации профсоюзов государственных служащих (EPSU), май (пересмотренный в ноябре)
- Холл Д., Лобина Э. и Терхорст П. (2013) Ремуниципализация в начале 21 века: вода во Франции и энергетика в Германии, International Review of Applied Economics, 27(2): 193-214.
- Кишимото, С. Лобина, Э. и Петижан, О, ред. 2015. Наше будущее общественного водоснабжения . Глобальный опыт ремуниципализации. Опубликовано Транснациональным институтом (TNI), Международным исследовательским отделом государственных услуг (PSIRU), Обсерваторией транснациональных корпораций, Проектом муниципальных услуг (MSP) и Европейской федерацией союзов государственных служб (EPSU). Амстердам, Лондон, Париж, Кейптаун и Брюссель.
- Лобина, Э., Кисимото, С. и Петижан, О. 2014. Здесь, чтобы остаться: Ремуниципализация водных ресурсов как глобальная тенденция. Отчет PSIRU, Транснационального института и Обсерватории транснациональных корпораций, ноябрь http://psiru/sites/default/files/2014-11-W-HeretoStay.pdf .
- Проект муниципальных услуг, TNI и генеральный директор. 2013. Ремуниципализация: возвращение воды в государственные руки. Видео (5 минут; английский, испанский, французский, итальянский, португальский, немецкий, турецкий, греческий). https://www.youtube.com/watch?v=BlSM1TPm_k8
- Пиджен М., Макдональд Д.А., Худеман О. и Кишимото С. (ред.). 2012. Ремуниципализация: возвращение воды в государственные руки (английский, испанский, итальянский). Амстердам: Транснациональный институт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Глобальный список ремуниципализации (по состоянию на октябрь 2014 г.) доступен по адресу: http://www.tni.org/briefing/here-stay-water-remunicipalisation-global-trend.
Эта совместная инициатива позволяет участникам кампании за воду обновлять случаи и добавлять новые: http://www.remunicipalisation.org