Приватизация воды в Армении
Приватизация воды в Армении – или, точнее, участие частных компаний в обеспечении водоснабжения по контракту с правительством Армении – готовится с середины 1990-х годов. Первый контракт на управление водоснабжением в Армении, охватывающий столицу Ереван , был подписан в 1999 году при финансовой поддержке Всемирного банка . По состоянию на 2010 год почти 2,1 миллиона человек, или около двух третей населения Армении, включая все городское население, получали питьевую воду от частных компаний. Санитарные услуги не включены в контракты с частным сектором и остаются обязанностью государства.
Основы управленческих контрактов
[ редактировать ]По контракту на управление частная компания предоставляет определенные услуги, такие как эксплуатация систем водоснабжения, а также выставление счетов и сбор доходов от имени правительства. Однако частные компании не владеют собранными доходами. Правительство выплачивает им фиксированную плату и переменную плату, зависящую от результатов деятельности, поэтому нет никакой связи между уровнем тарифов и вознаграждением частной компании. Частные компании частично оплачиваются из поступлений от кредитов и грантов, предоставленных внешними донорами, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития и помощь Германии. Инвестиции финансируются внешними донорами за счет льготных кредитов, предоставленных правительству Армении.
Ситуация до приватизации
[ редактировать ]В первой половине 1990-х годов, после распада коммунистической системы, экономика Армении рухнула: ВВП снизился на 50%, а инфляция достигла 5000%. Это привело к тому, что многие люди не оплачивали счета за воду и не обслуживали систему водоснабжения.В Ереване эффективность сбора воды оценивалась всего в 45% в 1997 году и далее снизилась до 19% в 1999 году. Неучтенная вода оценивалась в 72%. Среднее потребление в жилых домах оценивалось в 250 литров на одно подключение в день, что вдвое больше, чем, например, в Германии. Позже выяснилось, что некоторые из этих цифр были серьезно занижены. Например, было обнаружено, что среднее потребление в жилых домах составляет около 800 литров на одно подключение в день. Тарифы были установлены в эквиваленте 0,10 доллара США за кубический метр, что было недостаточно для покрытия даже эксплуатационных расходов. [1] Ситуация за пределами столицы была аналогичной или еще хуже. Несмотря на обильные водные ресурсы Армении, водоснабжение на большей части территории страны было прерывистым. В Ереване вода обеспечивалась в среднем шесть часов в день. Финансовое бремя неэффективности водного сектора Армении для правительства оценивается как значительное и составляет 2,7% валового внутреннего продукта.
Реформа сектора
[ редактировать ]Участие частного сектора в водном секторе Армении сопровождалось комплексной реформой сектора.
Процесс реформ был начат в 2000 году, вскоре после подписания первого контракта на управление столицей Ереваном. В качестве первого шага были повышены тарифы на воду. Затем коммунальное предприятие, отвечающее за Ереван, которому в соответствии с договором управления содействовала частная компания, было преобразовано из государственного ведомства, подчиняющегося правилам государственной службы, в государственное коммерчески ориентированное акционерное общество. В 2002 году был принят новый Водный кодекс, ставший центральным элементом процесса реформ. Был создан мощный Государственный комитет водного хозяйства (ГКВХ) в качестве основного органа, принимающего решения по отраслевой политике, за исключением пересмотра тарифов. В следующем году был создан автономный регулирующий орган, Комиссия по регулированию общественных услуг, для рассмотрения запросов на корректировку тарифов на основе объективных критериев. Эти реформы были важным элементом в обеспечении выгод, достигнутых в этом секторе. Первые два года действия контракта на управление в Ереване до начала реформ были трудными и характеризовались подозрительностью и даже враждебностью между правительством и частной компанией. После проведения реформ ситуация улучшилась.
Обзор договоров с частными водоканалами
[ редактировать ]Частные компании работают по трем контрактам с правительством:
- 10-летний договор аренды для Ереванской водопроводно-канализационной компании , обслуживающей 1,1 миллиона жителей. Контракт принадлежит французской компании Veolia Water. Контракту, подписанному в 2005 году, предшествовал 5-летний контракт на управление, заключенный консорциумом во главе с итальянской компанией Acea . Параллельная инвестиционная программа финансируется Всемирным банком.
- Контракт на управление территорией обслуживания Армянской компании водоснабжения и канализации (AWSC), обслуживающей 37 городов и 280 сел по всей стране с населением около 600 000 человек. Первоначально контракт был подписан сроком на 3 года в октябре 2004 года, а затем продлен еще на 3 года. Его проводит французская компания SAUR International . Проект поддерживается Азиатским банком развития .
- Контракт на управление, также первоначально сроком на 3 года, для трех региональных компаний водоснабжения (Ширак, Лори и Нор Акунк), обслуживающих 5 городов и 37 сел с населением 375 000 жителей на севере Армении. Контракт, подписанный в августе 2009 года, принадлежит немецкой компании MVV . Проект поддерживается немецким сотрудничеством в области развития через Банк развития KfW .
Цели и влияние
[ редактировать ]Основными целями договоров управления являются повышение непрерывности поставок, учета и сбора доходов, а также снижение потерь воды и энергопотребления. Расширение доступа к водопроводному водоснабжению не было целью контрактов.
В Ереване влияние контракта на управление с 1999 по 2005 год было в основном положительным. В частности:
- Средняя продолжительность непрерывного водоснабжения увеличилась примерно с 7 часов до примерно 18,5 часов в день, и в 2005 году более 70 процентов жителей Еревана получали непрерывное водоснабжение;
- Потребление энергии снизилось примерно на 48 процентов по сравнению с запланированным снижением на 20 процентов в результате использования самотечных источников воды, повышения эффективности и сокращения количества повысительных насосов для многоэтажных квартир;
- Доля подключений со счетчиками воды увеличилась с 10 процентов до 80 процентов или 277 000 метров, что намного превышает договорной показатель увеличения количества подключений счетчиков на 20 000;
- Эффективность сбора средств – доля оплаченных счетов по сравнению с выставленными – выросла с 19% (по данным Всемирного банка) или 40% (по данным Азиатского банка развития) до 80%. [1] [2] [3]
Сбор доходов и измерения оставались низкими до тех пор, пока правительство не приняло Водный кодекс в 2002 году. Кодекс позволял коммунальным предприятиям частично списывать долги по неоплаченным счетам в обмен на установку счетчиков. Затем клиенты оплачивали оставшуюся часть неоплаченных счетов в рассрочку. Улучшение непрерывности поставок также помогло потребителям согласиться на повышение счетчиков и тарифов. Кодекс также позволял отключать клиентов-неплательщиков. [3] Таким образом, повышение эффективности сбора и учета электроэнергии связано не только с участием частного сектора, но и с изменением государственной политики.
На территории, обслуживаемой Армянской водопроводно-канализационной компанией , за первые 2,5 года управляющий подрядчик увеличил сбор доходов на 24%; снижение затрат на электроэнергию на 15% и водупотери на 20%. Количество дозированных подключений увеличено на 76%. [4]
Тарифы и доступность
[ редактировать ]В Ереване тариф был повышен в 2000 году с эквивалента 0,10 доллара США/м3 до 56 армянских драмов (0,18 доллара США)/м3, включая налог на добавленную стоимость. В апреле 2004 года при подготовке договора аренды тарифы были повышены до 90,2 драмов (0,29 долларов США)/м3, а в мае 2005 года – до 125,1 драмов (0,40 долларов США)/м3. В мае 2006 года Комиссия по регулированию общественных услуг утвердила общий тариф для Еревана в размере 172,8 драма (0,56 доллара США)/м3, охватывающий услуги водоснабжения и водоотведения. На уровне 2005 года средний счет за воду составляет 2,4% расходов среднего домохозяйства. Правительство провело масштабную информационную кампанию о причинах повышения тарифов и потенциальных улучшениях в обслуживании, которые принесет контракт на управление. [1]
Регулирование
[ редактировать ]В соответствии с Водным кодексом, Государственный комитет водных систем (ранее известный как Государственный комитет водного хозяйства) Министерства территориального управления отвечает за водную политику в правительстве Армении. Он планирует преобразовать все контракты на управление в долгосрочные договоры аренды, которые возложат больше ответственности на частных операторов, по примеру Еревана. Тарифы на воду устанавливаются полунезависимым органом – Комиссией по регулированию общественных услуг.
Обвинения в коррупции
[ редактировать ]Все три контракта на управление и договор аренды были заключены после международных конкурсных торгов. Были обвинения в коррупции в отношении кредита Всемирного банка на улучшение водоснабжения в Ереване. Однако внутреннее расследование Всемирного банка не обнаружило никаких доказательств такой коррупции. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Азиатский банк развития, Мелисса Алипало, Ананд Чиплункар, Май Флор: Водоснабжение Еревана. Постепенно переходя к частному сектору - Армения добивается успехов, выбирая переходный путь через частное водоснабжение , август 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Всемирный Банк: ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРМЕНИИ И ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВОДОВОДА И СТОЧНЫХ ВОД , Пресс-релиз, 16 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мугаби, Жосс и Филипп Марин: Государственно-частное партнерство в сфере городского водоснабжения: уроки Еревана, Армения, в: Менеджмент, закупки и право 161, ноябрь 2008 г.
- ^ Азиатский банк развития: Армянская компания водоснабжения и канализации: передовая практика участия частного сектора ,Виджай Падманабхан, специалист по городскому развитию, декабрь 2008 г.