Jump to content

Приватизация воды в Армении

Приватизация воды в Армении – или, точнее, участие частных компаний в обеспечении водоснабжения по контракту с правительством Армении – готовится с середины 1990-х годов. Первый контракт на управление водоснабжением в Армении, охватывающий столицу Ереван , был подписан в 1999 году при финансовой поддержке Всемирного банка . По состоянию на 2010 год почти 2,1 миллиона человек, или около двух третей населения Армении, включая все городское население, получали питьевую воду от частных компаний. Санитарные услуги не включены в контракты с частным сектором и остаются обязанностью государства.

Основы управленческих контрактов

[ редактировать ]

По контракту на управление частная компания предоставляет определенные услуги, такие как эксплуатация систем водоснабжения, а также выставление счетов и сбор доходов от имени правительства. Однако частные компании не владеют собранными доходами. Правительство выплачивает им фиксированную плату и переменную плату, зависящую от результатов деятельности, поэтому нет никакой связи между уровнем тарифов и вознаграждением частной компании. Частные компании частично оплачиваются из поступлений от кредитов и грантов, предоставленных внешними донорами, такими как Всемирный банк, Азиатский банк развития и помощь Германии. Инвестиции финансируются внешними донорами за счет льготных кредитов, предоставленных правительству Армении.

Ситуация до приватизации

[ редактировать ]

В первой половине 1990-х годов, после распада коммунистической системы, экономика Армении рухнула: ВВП снизился на 50%, а инфляция достигла 5000%. Это привело к тому, что многие люди не оплачивали счета за воду и не обслуживали систему водоснабжения.В Ереване эффективность сбора воды оценивалась всего в 45% в 1997 году и далее снизилась до 19% в 1999 году. Неучтенная вода оценивалась в 72%. Среднее потребление в жилых домах оценивалось в 250 литров на одно подключение в день, что вдвое больше, чем, например, в Германии. Позже выяснилось, что некоторые из этих цифр были серьезно занижены. Например, было обнаружено, что среднее потребление в жилых домах составляет около 800 литров на одно подключение в день. Тарифы были установлены в эквиваленте 0,10 доллара США за кубический метр, что было недостаточно для покрытия даже эксплуатационных расходов. [1] Ситуация за пределами столицы была аналогичной или еще хуже. Несмотря на обильные водные ресурсы Армении, водоснабжение на большей части территории страны было прерывистым. В Ереване вода обеспечивалась в среднем шесть часов в день. Финансовое бремя неэффективности водного сектора Армении для правительства оценивается как значительное и составляет 2,7% валового внутреннего продукта.

Реформа сектора

[ редактировать ]

Участие частного сектора в водном секторе Армении сопровождалось комплексной реформой сектора.

Процесс реформ был начат в 2000 году, вскоре после подписания первого контракта на управление столицей Ереваном. В качестве первого шага были повышены тарифы на воду. Затем коммунальное предприятие, отвечающее за Ереван, которому в соответствии с договором управления содействовала частная компания, было преобразовано из государственного ведомства, подчиняющегося правилам государственной службы, в государственное коммерчески ориентированное акционерное общество. В 2002 году был принят новый Водный кодекс, ставший центральным элементом процесса реформ. Был создан мощный Государственный комитет водного хозяйства (ГКВХ) в качестве основного органа, принимающего решения по отраслевой политике, за исключением пересмотра тарифов. В следующем году был создан автономный регулирующий орган, Комиссия по регулированию общественных услуг, для рассмотрения запросов на корректировку тарифов на основе объективных критериев. Эти реформы были важным элементом в обеспечении выгод, достигнутых в этом секторе. Первые два года действия контракта на управление в Ереване до начала реформ были трудными и характеризовались подозрительностью и даже враждебностью между правительством и частной компанией. После проведения реформ ситуация улучшилась.

Обзор договоров с частными водоканалами

[ редактировать ]

Частные компании работают по трем контрактам с правительством:

  • 10-летний договор аренды для Ереванской водопроводно-канализационной компании , обслуживающей 1,1 миллиона жителей. Контракт принадлежит французской компании Veolia Water. Контракту, подписанному в 2005 году, предшествовал 5-летний контракт на управление, заключенный консорциумом во главе с итальянской компанией Acea . Параллельная инвестиционная программа финансируется Всемирным банком.
  • Контракт на управление территорией обслуживания Армянской компании водоснабжения и канализации (AWSC), обслуживающей 37 городов и 280 сел по всей стране с населением около 600 000 человек. Первоначально контракт был подписан сроком на 3 года в октябре 2004 года, а затем продлен еще на 3 года. Его проводит французская компания SAUR International . Проект поддерживается Азиатским банком развития .
  • Контракт на управление, также первоначально сроком на 3 года, для трех региональных компаний водоснабжения (Ширак, Лори и Нор Акунк), обслуживающих 5 городов и 37 сел с населением 375 000 жителей на севере Армении. Контракт, подписанный в августе 2009 года, принадлежит немецкой компании MVV . Проект поддерживается немецким сотрудничеством в области развития через Банк развития KfW .

Цели и влияние

[ редактировать ]

Основными целями договоров управления являются повышение непрерывности поставок, учета и сбора доходов, а также снижение потерь воды и энергопотребления. Расширение доступа к водопроводному водоснабжению не было целью контрактов.

В Ереване влияние контракта на управление с 1999 по 2005 год было в основном положительным. В частности:

  • Средняя продолжительность непрерывного водоснабжения увеличилась примерно с 7 часов до примерно 18,5 часов в день, и в 2005 году более 70 процентов жителей Еревана получали непрерывное водоснабжение;
  • Потребление энергии снизилось примерно на 48 процентов по сравнению с запланированным снижением на 20 процентов в результате использования самотечных источников воды, повышения эффективности и сокращения количества повысительных насосов для многоэтажных квартир;
  • Доля подключений со счетчиками воды увеличилась с 10 процентов до 80 процентов или 277 000 метров, что намного превышает договорной показатель увеличения количества подключений счетчиков на 20 000;
  • Эффективность сбора средств – доля оплаченных счетов по сравнению с выставленными – выросла с 19% (по данным Всемирного банка) или 40% (по данным Азиатского банка развития) до 80%. [1] [2] [3]

Сбор доходов и измерения оставались низкими до тех пор, пока правительство не приняло Водный кодекс в 2002 году. Кодекс позволял коммунальным предприятиям частично списывать долги по неоплаченным счетам в обмен на установку счетчиков. Затем клиенты оплачивали оставшуюся часть неоплаченных счетов в рассрочку. Улучшение непрерывности поставок также помогло потребителям согласиться на повышение счетчиков и тарифов. Кодекс также позволял отключать клиентов-неплательщиков. [3] Таким образом, повышение эффективности сбора и учета электроэнергии связано не только с участием частного сектора, но и с изменением государственной политики.

На территории, обслуживаемой Армянской водопроводно-канализационной компанией , за первые 2,5 года управляющий подрядчик увеличил сбор доходов на 24%; снижение затрат на электроэнергию на 15% и водупотери на 20%. Количество дозированных подключений увеличено на 76%. [4]

Тарифы и доступность

[ редактировать ]

В Ереване тариф был повышен в 2000 году с эквивалента 0,10 доллара США/м3 до 56 армянских драмов (0,18 доллара США)/м3, включая налог на добавленную стоимость. В апреле 2004 года при подготовке договора аренды тарифы были повышены до 90,2 драмов (0,29 долларов США)/м3, а в мае 2005 года – до 125,1 драмов (0,40 долларов США)/м3. В мае 2006 года Комиссия по регулированию общественных услуг утвердила общий тариф для Еревана в размере 172,8 драма (0,56 доллара США)/м3, охватывающий услуги водоснабжения и водоотведения. На уровне 2005 года средний счет за воду составляет 2,4% расходов среднего домохозяйства. Правительство провело масштабную информационную кампанию о причинах повышения тарифов и потенциальных улучшениях в обслуживании, которые принесет контракт на управление. [1]

Регулирование

[ редактировать ]

В соответствии с Водным кодексом, Государственный комитет водных систем (ранее известный как Государственный комитет водного хозяйства) Министерства территориального управления отвечает за водную политику в правительстве Армении. Он планирует преобразовать все контракты на управление в долгосрочные договоры аренды, которые возложат больше ответственности на частных операторов, по примеру Еревана. Тарифы на воду устанавливаются полунезависимым органом – Комиссией по регулированию общественных услуг.

Обвинения в коррупции

[ редактировать ]

Все три контракта на управление и договор аренды были заключены после международных конкурсных торгов. Были обвинения в коррупции в отношении кредита Всемирного банка на улучшение водоснабжения в Ереване. Однако внутреннее расследование Всемирного банка не обнаружило никаких доказательств такой коррупции. [2]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Азиатский банк развития, Мелисса Алипало, Ананд Чиплункар, Май Флор: Водоснабжение Еревана. Постепенно переходя к частному сектору - Армения добивается успехов, выбирая переходный путь через частное водоснабжение , август 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Всемирный Банк: ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРМЕНИИ И ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ВОДОВОДА И СТОЧНЫХ ВОД , Пресс-релиз, 16 октября 2007 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Мугаби, Жосс и Филипп Марин: Государственно-частное партнерство в сфере городского водоснабжения: уроки Еревана, Армения, в: Менеджмент, закупки и право 161, ноябрь 2008 г.
  4. ^ Азиатский банк развития: Армянская компания водоснабжения и канализации: передовая практика участия частного сектора ,Виджай Падманабхан, специалист по городскому развитию, декабрь 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1181b82c12615b90c2395484146b2c46__1715230020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/46/1181b82c12615b90c2395484146b2c46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water privatization in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)