Недоходная вода
Недоходная вода ( NRW ) — это вода , которая была произведена и «теряется» до того, как достигнет потребителя. Потери могут быть реальными потерями (из-за утечек , иногда также называемых физическими потерями) или кажущимися потерями (например, из-за кражи или неточностей измерений ). Высокие уровни NRW наносят ущерб финансовой жизнеспособности предприятий водоснабжения , а также качеству самой воды. NRW обычно измеряется как объем «потерянной» воды как доля чистой произведенной воды. Однако иногда его также выражают как объем воды, «теряемой» на км водораспределительной сети в день.
Компоненты и аудиты
[ редактировать ]Международная водная ассоциация (IWA) разработала подробную методологию оценки различных компонентов NRW. Соответственно, NRW имеет следующие компоненты: [ 1 ]
- Неоплаченное авторизованное потребление
- Очевидные потери ( хищение воды и неточности учета)
- Реальные потери (от линий электропередачи, складских помещений, распределительных сетей или сервисных соединений)
Во многих коммунальных предприятиях точная структура компонентов и подкомпонентов NRW просто неизвестна, что затрудняет принятие решения о наилучшем курсе действий по сокращению NRW. Измерение потребления воды на уровне производства (скважины, объемное водоснабжение), в ключевых точках распределительной сети и у потребителей имеет важное значение для оценки уровней NRW (см. Учет воды ).
В большинстве развитых стран видимые потери отсутствуют или весьма ограничены. По оценкам Всемирного банка, для развивающихся стран в среднем очевидные потери – в частности, кражи через незаконные связи – составляют около 40% NRW. [ 2 ] В некоторых городах кажущиеся потери могут превышать реальные. Снижение очевидных потерь от незаконных подключений часто выходит за рамки того, чего коммунальное предприятие может достичь в одиночку, поскольку для этого требуется высокий уровень политической поддержки. Незаконные связи часто происходят в трущобах , а это означает, что их регуляризация в некоторых случаях особенно затрагивает бедных слоев населения. Водный аудит является ключевым инструментом для оценки разрушения NRW и разработки программы по сокращению NRW. Часто проводится различие между непроверенными и подтвержденными водными аудитами. [ 3 ] [ 4 ] Неподтвержденные водные аудиты представляют собой кабинетные исследования, которые включают множество оценок, и их результаты могут иметь диапазон ошибок для реальных потерь ± 50% или более. Его основная ценность заключается в выявлении случаев, когда необходимо снизить неопределенность водного аудита посредством валидации. Проверка водного аудита — это сложный процесс, который включает в себя тестирование производственных счетчиков воды, тестирование репрезентативной случайной выборки счетчиков клиентов, устранение систематических ошибок, возникающих в процессе выставления счетов, и проверку количества незаконных подключений с помощью аэрофотосъемки, полевых исследований или перекрестных ссылок. между различными существующими базами данных. [ 5 ] В развивающихся странах редко можно найти коммунальные предприятия, которые провели проверенные водные аудиты, и даже в развитых странах они не используются систематически. Американская ассоциация водопроводных предприятий (AWWA) разработала программное обеспечение для водного аудита, которое позволяет коммунальным предприятиям оценивать общую степень достоверности своих данных водного аудита. Рекомендации по планированию контроля потерь даются на основе достоверности данных и размера потерь, выявленных водным аудитом. [ 6 ] [ 7 ]
NRW иногда также называют неучтенной водой (UFW). Хотя эти два термина схожи, они не идентичны, поскольку недоходная вода включает разрешенное необъявленное потребление (например, для пожаротушения или, в некоторых странах, для использования религиозными учреждениями), тогда как неучтенная вода исключает его. [ 8 ]
Индикаторы
[ редактировать ]Наиболее часто используемым показателем для измерения NRW является процент NRW как доля произведенной воды. Хотя этот индикатор легко понять и он действительно широко используется, все чаще признается, что он не является подходящим индикатором для сравнения уровней NRW между коммунальными предприятиями или даже для мониторинга изменений с течением времени. Когда потери в абсолютном объеме постоянны, процент NRW сильно варьируется в зависимости от общего потребления воды, т.е. если потребление воды увеличивается, а объем потерь остается постоянным, процент NRW снижается. Эту проблему можно устранить, измеряя NRW не в долях, а в абсолютных потерях на одно подключение в день, как рекомендует Международная водная ассоциация (IWA). [ 9 ] Тем не менее, использование процентных цифр для сравнения уровней NRW остается распространенным, несмотря на его недостатки. Международная сеть сравнительного анализа воды и санитарии рекомендует использовать разные показатели (процент, потери на подключение или потери на км сети) вместе. [ 8 ] Потери на километр сети более подходят для сравнения реальных потерь, тогда как потери на соединение более подходят для сравнения видимых потерь.
Концепция NRW как индикатора для сравнения реальных потерь предприятий водоснабжения подвергалась критике как ошибочная, особенно потому, что реальные потери в некоторой степени зависят от факторов, в значительной степени находящихся вне контроля предприятия, таких как топография, возраст сети, длина сети на подключение и водопользование на душу населения. В качестве альтернативного индикатора измерения реальных потерь был разработан индекс утечки инфраструктуры (ILI). ILI определяется как отношение текущих годовых реальных убытков (CARL) к неизбежным годовым реальным потерям (UARL). [ 10 ]
Обзор уровней NRW
[ редактировать ]Выражается в доле попутной воды
[ редактировать ]Следующие проценты указывают долю NRW в общем объеме произведенной воды:
- Сингапур 5% (UFW) [ 11 ]
- Остров Батам - Индонезия 15% (2019) - (АТБ Батам) [ 12 ]
- Дания 6%
- Нидерланды 6% [ 13 ]
- Германия 7% (2005 г.) [ 14 ]
- Япония 7% (2007 г.) [ 15 ]
- Восточная Манила, Филиппины 11% (2011 г.), по сравнению с 63% в 1997 г. [ 16 ]
- Тунис 18% (2004 г.) [ 17 ]
- Англия и Уэльс 19% (2005 г.) [ 14 ]
- MWA, Бангкок 25% (2012 г.) [ 18 ]
- Франция 26% (2005 г.) [ 14 ]
- Дакка, Бангладеш 29% (2010 г.) [ 19 ]
- Италия 29% (2005 г.) [ 14 ]
- Чили 34% (2006 г.) [ 20 ]
- Восточная Джакарта, Индонезия 42% (2016 г.), по сравнению с 59% в 1998 г. [ 21 ]
- Амман, Иордания 34% (2010 г.) [ 22 ]
- Мексика 51% (2003 г.) [ 23 ]
- Западная Джакарта, Индонезия 39% (2011 г.), по сравнению с 57% в 1998 г. [ 24 ]
- Косово 58% [ 25 ]
- Штат Баучи, Нигерия 70% [ 26 ]
- Ереван, Армения 72% (1999) [ 27 ]
- Лагос, Нигерия 96% (до 2003 г.) [ 28 ]
Выражается в кубических метрах на длину сети.
[ редактировать ]Следующие показатели выражены в кубических метрах на километр распределительной сети в сутки:
- Нидерланды 1,5 [ 29 ]
- Дания 1,6 [ 29 ]
- Германия (города) 0,7–2,4 [ 30 ]
- Германия (крупные города) 2,4–5
- Австралия 4,4 [ 29 ]
- Мальмё, Швеция 5 [ 31 ]
- Калифорнийская компания водоснабжения 6 [ 31 ]
- Португалия 7 [ 29 ]
- Англия и Уэльс 10 [ 29 ]
- Хельсинки 18 [ 31 ]
- Пенн Американ Уотер 19 [ 31 ]
- Россия 20 (2006) [ 32 ]
- Стокгольм 21 [ 31 ]
- Шотландия 21,3 [ 29 ]
- Иллинойс Американ Уотер 26 [ 31 ]
- Ирландия 29 [ 33 ]
- Бразилия 42 (2006) [ 32 ]
- Китай 52 (2006) [ 32 ]
- Бухарест 350 в 2000 г. и 176 в 2007 г. [ 34 ]
Эти уровни указаны за километр сети, а не за соединение.
Преимущества сокращения NRW
[ редактировать ]Всемирный банк оценил общую стоимость NRW для коммунальных предприятий во всем мире в 14 миллиардов долларов США в год. Снижение вдвое нынешнего уровня потерь в развивающихся странах, где относительные потери самые высокие, может принести примерно 2,9 миллиарда долларов США наличными и помочь дополнительно 90 миллионам человек. [ 35 ]
Преимущества снижения NRW, в частности уменьшения утечек, включают:
- финансовая выгода от увеличения продаж воды или сокращения производства воды, включая, возможно, отсрочку дорогостоящего расширения мощностей;
- увеличение знаний о системе распределения;
- повышение огнетушащей способности за счет повышенного давления;
- снижение материального ущерба;
- снижение риска заражения. [ 36 ]
- Более стабилизированное давление воды во всей системе
Сокращение утечек также может стать возможностью улучшить отношения с общественностью и сотрудниками. Программа обнаружения утечек может быть очень заметной, побуждая людей задуматься об экономии воды . [ 37 ] Сокращение коммерческих потерь, хотя это политически и социально сложно, может также улучшить отношения с общественностью, поскольку некоторые потребители могут быть недовольны, узнав, что другим выставляют счета заниженными.
В конкретном контексте США сокращение NRW может также означать снижение юридической ответственности и снижение страховых выплат. [ 36 ]
Программы по сокращению NRW
[ редактировать ]Сокращение NRW – сложный процесс. Хотя некоторые программы оказались успешными, существует множество подводных камней.
Успешные программы
[ редактировать ]В следующих городах существенно сократились высокие уровни нерентабельной воды:
- Dolphin Coast (iLembe), Южная Африка, от 30% в 1999 г. до 16% в 2003 г. от частного коммунального предприятия Siza Water Company; [ 38 ]
- Стамбул , Турция, с более чем 50% до 1994 г. до 34% в 2000 г. коммунальным предприятием ISKI; [ 39 ]
- Джамшедпур , Индия, примерно с 36% в 2005 году до 10% в 2009 году частной коммунальной компанией Jamshedpur Utilities and Services Company; [ 40 ]
- Восточная Манила , Филиппины, с 63% в 1997 году до 16% в 2009 году частной коммунальной компанией Manila Water; [ 41 ]
- Уагадугу и другие города Буркина-Фасо - Национальным коммунальным управлением по воде и ассениссменту (ONEA), которое в 2008 году достигло уровня 16%; [ 42 ]
- Паранагуа , Бразилия, с 58% в 2000 году до 38% в 2006 году частным коммунальным предприятием; [ 38 ]
- Пномпень , Камбоджа, с 72% в 1993 году до 6% в 2008 году коммунальным предприятием Управления водоснабжения Пномпеня (PPWSA) ( см. «Водоснабжение в Пномпене» ); подробнее [ 43 ]
- В пяти муниципалитетах штата Рио-де-Жанейро (Пролагос), Бразилия, от 60% в 2000 г. до 36% в 2006 г. доля частных коммунальных предприятий; [ 38 ]
- Рабат , Марокко, с 32% в 2002 году до 19% в 2008 году частной коммунальной компанией REDAL; [ 44 ]
- Города Сенегала - с 32% в 1996 г. до 20% в 2006 г. - частным коммунальным предприятием Senegalaise des Eaux; [ 45 ]
- Танжер , Марокко, с 41% в 2002 году до 21% в 2008 году частной коммунальной компанией Amendis. [ 44 ]
- 8 округов в штате Джохор , Малайзия, с 38% в 2004 г. до 29% в 2011 г. по данным частной коммунальной компании Ranhill Utilities. [ нужна ссылка ]
- Западная часть метро Манила , Филиппины, Северный Рейн-Вестфалия была сокращена с 1580 миллионов литров в день в 2008 году до 650 миллионов литров в день в 2014 году в сотрудничестве с частной коммунальной компанией Miya.
Этих успехов добились как государственные, так и частные коммунальные предприятия на всех континентах, в развивающихся странах, а также в очень бедных странах, в крупных и небольших городах. Все они требовали долгосрочных обязательств со стороны руководства коммунальных предприятий и правительства – местного или национального – в течение как минимум четырех лет.
Подводные камни программ
[ редактировать ]Многие программы по сокращению NRW не смогли достичь своих целей, иногда с самого начала, а иногда только в долгосрочной перспективе. Зачастую они сосредотачивают внимание на реальных потерях, не уделяя достаточного внимания очевидным потерям. Если программы достигают первоначального снижения уровней NRW, они часто с годами снова увеличиваются до того же или даже более высокого уровня, чем до программы. Как кажущиеся, так и реальные потери имеют естественную тенденцию к увеличению, если ничего не предпринимать: будет происходить больше утечек, будет больше неисправных счетчиков, а информация о потребителях и сетях станет более устаревшей. Чтобы поддерживать НРВ на низком уровне, инвестиции в устранение утечек и замену счетчиков недостаточны в лучшем случае и неэффективны в худшем случае. Для достижения постоянных результатов необходимо изменить процедуры управления, связанные с организацией, процедурами и человеческими ресурсами предприятия. [ 46 ] Кроме того, внедрение интеллектуальной системы управления давлением является эффективным подходом к снижению общих реальных потерь в долгосрочной перспективе. Это одна из самых простых и прибыльных форм оптимизации системы, которая обычно обеспечивает быструю окупаемость инвестиций. [ 47 ]
Согласно исследованию Всемирного банка, некоторые из причин, по которым уровни NRW в развивающихся странах не были значительно снижены, заключаются в следующем. [ 48 ]
Снижение физических потерь — это постоянная и кропотливая деятельность, имеющая мало сторонников среди
следующий:
- Политики: здесь нет никакого «перерезания ленточки».
- Инженеры: проектировать очистные сооружения «веселее», чем чинить закопанные под дорогой трубы.
- Техники и полевой персонал: обнаружение осуществляется в основном ночью, а ремонт труб часто требует работы в опасных условиях дорожного движения.
- Менеджеры: для этого нужно время, постоянная преданность делу, персонал и авансовое финансирование.
Снижение коммерческих потерь также не пользуется большой популярностью среди следующих мер:
- Политики: возможно, придется принять непопулярные решения (отключение нелегальных потребителей или клиентов, которые не платят).
- Считыватели счетчиков: мошеннические действия могут принести существенный дополнительный доход.
- Полевой персонал: работа по выявлению незаконных подключений или приостановке обслуживания тех, кто не платит по счетам, непопулярна и даже может быть опасной.
- Менеджеры: легче закрыть любую разницу в доходах, просто тратя меньше средств на восстановление активов. (позволяя системе медленно разрушаться) или просить у правительства больше денег.
- Всемирный банк, Проблема сокращения недоходной воды в развивающихся странах
Другой источник приводит семь наиболее частых причин неудачи программ сокращения NRW:
- Плохой дизайн
- Диагнозы, основанные на предубеждениях, а не на экспериментах
- Частичная реализация
- Неспособность мобилизовать необходимые человеческие и финансовые ресурсы
- Отсутствие координации между компонентами программы
- Недооценка трудностей
- Недооценка фактора времени [ 46 ]
Оптимальный уровень
[ редактировать ]Ведутся споры о том, какой уровень утечки является экономически оптимальным. [ 49 ] или, говоря шире, о Северном Рейне-Вестфалии. С финансовой или экономической точки зрения нецелесообразно пытаться сократить NRW до минимально возможного уровня, поскольку предельные затраты на сокращение NRW возрастают, как только используются более дешевые варианты. Как только предельные затраты на сокращение NRW превышают предельные выгоды или экономию воды, достигается экономический оптимум. [ 50 ] Выгоды следует измерять через снижение производственных затрат, если сокращение NRW приводит к снижению производства воды, через предотвращенные затраты на дополнительную мощность подачи, если система близка к пределу своей мощности, а спрос растет, или через стоимость продаваемой воды, если сокращение NRW приводит к дополнительным продажам воды. Последнее можно сделать путем оценки воды через тарифы на воду (финансовая ценность) или через готовность потребителей платить (экономическая ценность). У коммунального предприятия меньше финансовых стимулов сокращать NRW, если производство воды дешевое, если счетчики отсутствуют или малы (так что доходы, таким образом, не зависят от фактического потребления) или если объемные тарифы низкие.
В Соединенном Королевстве оценка экономических уровней утечек имеет долгую историю. Первое национальное исследование по этой теме было опубликовано в 1980 году, в котором излагалась методология оценки уровней экономических утечек. Это привело к внедрению секторов (районных зон учета) в большинстве компаний водоснабжения Великобритании. Результаты были отражены в крупной национальной исследовательской программе в 1994 году. В результате засухи 1995/96 года ряд компаний инициировали крупные программы по борьбе с утечками, основанные на экономических оценках. Ситуация в других частях мира сильно отличается от Великобритании. В частности, в развивающихся странах секторизация встречается очень редко, а упреждающий контроль утечек ограничен. Преимущества управления давлением не получили широкого признания, и, как правило, не проводится оценка экономического уровня утечек. [ 51 ]
С точки зрения общественного здравоохранения и качества питьевой воды утверждается, что уровень реальных потерь воды должен быть как можно ниже, независимо от экономических или финансовых соображений, чтобы свести к минимуму риск загрязнения питьевой воды в распределительной сети. .
Всемирный банк рекомендует, чтобы NRW составлял «менее 25%», в то время как чилийский регулятор водных ресурсов SISS определил уровень NRW в 15% как оптимальный в своей модели эффективной компании водоснабжения, которую он использует для сравнения поставщиков услуг. [ 52 ] В Англии и Уэльсе показатель NRW составляет 19% или 149 литров на объект недвижимости в день. [ 53 ]
В Соединенных Штатах Комитет по контролю за потерями воды Американской ассоциации водопроводных предприятий (AWWA) в 2009 году рекомендовал предприятиям водоснабжения проводить ежегодные проверки качества воды в качестве стандартной деловой практики. AWWA рекомендует предприятиям водоснабжения отслеживать объемы видимых и реальных потерь, а также влияние этих потерь на ежегодные затраты. Затем коммунальные предприятия должны стремиться контролировать чрезмерные потери до уровня, экономически выгодного для предприятия водоснабжения. [ 54 ] В 1999 году Калифорнийский совет по охране городских водных ресурсов определил 10-процентный ориентир для воды, не приносящей дохода. [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Международная водная ассоциация : [www.fondazioneamga.it/public/lambertfe19maggio06.pdf], август 2003 г., по состоянию на 29 ноября 2009 г.
- ^ Всемирный банк, декабрь 2006 г.: Проблема сокращения недоходной воды в развивающихся странах , стр. 3
- ↑ Американская ассоциация водоснабжения: Water Wiser: Water Audits and Loss Control , по состоянию на 8 ноября 2009 г.
- ^ Джонсон, Пол В.: Загадка о неучтенной воде: больше, чем просто утечка . Журнал водных ресурсов Флориды, февраль 1996 г.
- ^ Пол Фаннер: Снижение потерь воды: проверка водных аудитов для точного управления NRW, в: Water 21, Журнал Международной водной ассоциации , декабрь 2009 г., стр. 53-54
- ↑ Американская ассоциация водопроводных предприятий: Контроль потерь воды , получено 2 мая 2013 г.
- ^ Американская ассоциация водопроводных предприятий: M36: Руководство по программам водного аудита и контроля потерь, третье издание , получено 2 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Международная сеть сравнительного анализа водоснабжения и санитарии (IB-NET): Недоходная вода в Международной сети сравнительного анализа водоснабжения и санитарии (IB-NET). Архивировано 7 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Water 21, Журнал IWA, апрель 2006 г., стр. 30
- ^ А.О. Ламберт и Р.Д. Маккензи: Практический опыт использования индекса утечек в инфраструктуре. Архивировано 24 сентября 2006 г. на Wayback Machine , конференция Международной водной ассоциации «Управление утечками: практический подход», Лемесос, Кипр, ноябрь 2002 г., доступ 8 ноября. , 2009 г.
- ^ «Национальное водное агентство Сингапура» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ «Адхья Тирта Батам» .
- ^ «ВЭВИН» . Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Metropolitan Consulting Group: VEWA - Vergleich europaeischer Wasser- und Abwasserpreise, p. 4 резюме [1] В исследовании говорится, что его методология позволяет провести точное сравнение, включая воду, используемую для промывки труб и для тушения пожаров.
- ^ Мохамед Бенуахи и Сатору Уэда: Ответственное управление водоснабжением и санитарией: Опыт Японии , в: Вода в арабском мире. Перспективы управления и инновации, Всемирный банк, 2009, с. 131-156, получено 6 января 2011 г.
- ^ Ланье К. Люсон и Дженисон Рамос: Поддержание стратегии сокращения NRW: Концепция управления территорией и инструменты мониторинга компании Manila Water Company , Введение, 2012 г., получено с веб-сайта Международной водной ассоциации 15 февраля 2012 г.
- ^ Участие частного сектора и реформа регулирования в городском водоснабжении: опыт Ближнего Востока и Северной Африки, Эдуард Перар, Совещание экспертов ОЭСР по доступу к питьевой воде и санитарии в Африке, Париж, 1 декабря 2006 г.
- ^ «Метрополитенское управление водоснабжения» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2014 года . Проверено 9 июля 2013 г.
- ^ Таксем Хан: Проблемы производительности Дакки WASA, в Global Water Intelligence: Фокус на производительности, Глобальный водный саммит 2011, стр. 50-52.
- ^ Управление здравоохранения (SISS) (2007 г.). «Отчет об управлении сектором здравоохранения за 2006 г.» (PDF) (на испанском языке) . Проверено 13 февраля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ] , с. 63
- ^ «Достижения Палыи» . ПАЛИЯ . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ USAID/Мияхуна: Программа сокращения потерь воды и потерянных доходов. Диагностика, планирование и реализация. Презентация, Амман, 14 февраля 2011 г.
- ^ (на испанском языке) Национальная комиссия по водным ресурсам (CONAGUA): Статистика водных ресурсов в Мексике, 2007 г. Архивировано 30 сентября 2011 г. в Wayback Machine , стр. 123
- ^ Орган регулирования водоснабжения Джакарты: первые десять лет реализации 25-летнего концессионного соглашения о водоснабжении Джакарты (1998-2008). Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine (проект перевода), авторы Ахмад Ланти, Фирдаус Али. , Агус Кретарто, Риант Нугрохо, Анди Зульфикар в качестве членов правления Органа по регулированию водоснабжения Джакарты, период 2005-2008 гг., 2009 г., с. 128-130
- ^ Всемирный банк, июнь 2018 г., Перспективы водной безопасности Косово http://pubdocs.worldbank.org/en/496071548849630510/Kosovo-Water-Security-Outlook-Report.pdf
- ^ ЮСАИД. «SUWASA Нигерия: Реформы водного сектора в штате Баучи» . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Азиатский банк развития, Мелисса Алипало, Ананд Чиплункар, Май Флор: Водоснабжение Еревана. Постепенно переходя к частному сектору - Армения добивается успехов, выбирая переходный маршрут через частную воду. Архивировано 17 ноября 2009 г. в Wayback Machine , август 2008 г.
- ^ Whichwaynigeria.net: Регулирование для восстановления водоснабжения в городах Нигерии. Архивировано 8 декабря 2009 г. в Wayback Machine , 22 августа 2009 г., автор ИОАХИМ ЭЗЕДЖИ, доступ 29 ноября 2009 г. Автор цитирует отчет Всемирного банка за 2003 г., в котором говорится, что: «Государственная водная корпорация Лагоса имеет сомнительную честь иметь самый высокий зарегистрированный уровень неучтенной воды в мире. Только 4 процента ее мощностей по производству воды идет на создание дохода».
- ^ Jump up to: а б с д и ж ДАНВА: Вода в цифрах. Сравнительный анализ и статистика водных ресурсов DANVA за 2010 год со ссылкой на OFWAT для данных за пределами Дании, получено 16 апреля 2012 года.
- ^ , Профиль водного сектора Германии, заархивировано 3 августа 2014 г. в Wayback Machine , стр. 55. Показатели были переведены из почасового расчета в дневной расчет.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ОФВАТ. «Отчет о международном сравнении услуг водоснабжения и канализации за 2007 год» (PDF) . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Грег Браудер: Шаг вперед: улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Всемирный банк, 2007, стр. 12
- ↑ Национальное исследование водных ресурсов . Архивировано 12 ноября 2008 г. в Wayback Machine , WS Atkins, Ирландия, с. 7
- ^ Всемирный банк: Вода в Бухаресте: повышение эффективности коммунальных предприятий в результате концессии. Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine , февраль 2011 г., Записка точки зрения № 326, Дэвид Эрхардт, Мелисса Рекас и Мартина Тоницц.
- ^ Всемирный банк, декабрь 2006 г.: Проблема сокращения недоходной воды в развивающихся странах , стр. в
- ^ Jump up to: а б Лахлу, Захария М.: Обнаружение утечек и контроль потерь воды , Национальный информационный центр по питьевой воде Университета Западной Вирджинии, 2001, стр. 2
- ^ Лахлу, Захария М.: Обнаружение утечек и контроль потерь воды , Национальный информационный центр по питьевой воде Университета Западной Вирджинии, 2001, стр. 1
- ^ Jump up to: а б с Филипп Марин, Государственно-частное партнерство для опыта городских предприятий водоснабжения в развивающихся странах , Всемирный банк, 2009 г., стр. 76-88
- ^ Алтинбилек, Доган (2006). «Водное хозяйство в Стамбуле». Международный журнал развития водных ресурсов . 22 (2): 241–253. дои : 10.1080/07900620600709563 . S2CID 153480716 .
- ^ Азиатский банк развития : Каждая капля имеет значение. Изучение передового опыта восьми азиатских городов [ постоянная мертвая ссылка ] , 2010, по состоянию на 26 сентября 2010 г.
- ↑ Manila Water: Operational Performance. Архивировано 14 июля 2011 г. в Wayback Machine , получено 27 февраля 2011 г.
- ^ Всемирный банк : Буркина-Фасо - Проект городского водоснабжения , Документ об оценке проекта, Приложение 1: История страны и сектора, 30 апреля 2009 г., по состоянию на 10 августа 2010 г.
- ^ Имена WASH в новостях: Управление водоснабжения Пномпеня выиграло Стокгольмскую промышленную водную премию 2010. Архивировано 18 июля 2011 г. в Wayback Machine , 11 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Global Water Intelligence: Должники влияют на денежный поток Veolia Maroc, февраль 2010 г., стр. 8
- ^ Всемирный банк: МАР на работе: 98 процентов населения имеет доступ к безопасной воде в Сенегале.
- ^ Jump up to: а б Мишель Вермерш и Алекс Риццо: Разработка плана действий по контролю за недоходной водой, в: Water 21, журнал Международной водной ассоциации , апрель 2008 г., стр. 39-41
- ^ Дж. Торнтон, Р. Штурм и Г. Канкель: Контроль реальных потерь - управление давлением, в «Контроль за потерями воды», 2008, McGraw-Hill, стр. 2008. 301-343
- ^ Всемирный банк, декабрь 2006 г.: Проблема сокращения недоходной воды в развивающихся странах , стр. 7-8
- ^ Д. Пирсон и С.В. Троу, вычисляющие экономические уровни утечек , Leakage 2005 - Материалы конференции, по состоянию на 8 ноября 2009 г.
- ^ Вятт, Алан С.: Недоходная вода: финансовая модель для оптимального управления в развивающихся странах , RTI Press, июнь 2010 г.
- ^ Д. Пирсон и С.В. Троу, вычисляющие экономические уровни утечек , Утечка, 2005 г. - Материалы конференции, стр. 2005. 12–13, по состоянию на 8 ноября 2009 г.
- ^ SISS Водоснабжение и канализация в Чили # Эффективность (потери воды)
- ^ ОФВАТ. 2008. Факты и цифры водного хозяйства. Архивировано 25 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Американская ассоциация водопроводных предприятий , Публикация M36, 3-е издание, [2] Программы водного аудита и контроля потерь, 2009 г.
- ^ Ричард Г. Сайкс, Эндрю К. Инос и Рональд Л. Бьянчетти, Муниципальный коммунальный округ Ист-Бэй, Окленд, Калифорния, США: Мониторинг и управление неучтенной водой, Материалы Международного симпозиума по эффективному использованию воды в городских районах - инновационные пути «В поисках воды для городов» , 8–10 июня 1999 г., цитируется на веб-сайте ЮНЕП (IETC). Международного центра экологических технологий