Приватизация воды в Бразилии
Приватизация водоснабжения в Бразилии началась в 1996 году. В 2008 году частные компании обеспечили питьевой водой 7 миллионов бразильцев – 4% городского населения – в 10 из 26 штатов страны. Частный сектор имеет 65 концессионных контрактов в штатах Сан-Паулу , Рио-де-Жанейро , Эспириту-Санту , Мату-Гросу , Мату-Гросу-ду-Сул , Санта-Катарина , Минас-Жерайс , Парана , Пара и Амазонас . Частные компании обязались инвестировать в этот сектор 4,5 миллиарда реалов (2,8 миллиарда долларов США). [1] Основная часть населения Бразилии получает услуги водоснабжения и канализации от государственных коммунальных предприятий, муниципального или государственного уровня (см. Водоснабжение и канализация в Бразилии ).
Приватизация воды в Бразилии была относительно ограниченной по сравнению с другими секторами инфраструктуры (энергетика, транспорт, телекоммуникации). По сравнению с другими странами Латинской Америки, она более стабильна, чем в Аргентине и Боливии , но также менее распространена, чем, например, в Чили . Как и во всех концессионных контрактах, сама инфраструктура остается государственной, но эксплуатируется частным сектором. Аналогичным образом, сами водные ресурсы остаются в государственной собственности. [2] Большинство концессионных контрактов было заключено с муниципалитетами. Отсутствие юридической ясности в отношении права правительств штатов также заключать концессионные контракты помешало некоторым усилиям по приватизации воды, особенно в штате Рио-де-Жанейро.
Приватизация в Бразилии прошла без предварительной разработки всеобъемлющего режима регулирования, как это было в Чили . [3] Влияние приватизации воды на доступ, инвестиции, качество услуг, водопользование, тарифы и эффективность было оценено в исследовании 2008 года при поддержке различных заинтересованных сторон Бразилии в рамках глобального многостороннего диалога по водным ресурсам и частному сектору. [4]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]
Первая приватизация воды в Бразилии произошла с английским капиталом в Рио-де-Жанейро (1857 г.) и Сан-Паулу (1877 г.) во времена постколониальной империи при Педру II из Бразилии . [5] Два десятилетия спустя услуги Campanhia Cantareira в Сан-Паулу были признаны неудовлетворительными, и ее контракт не был продлен. Службы Рио-де-Жанейро были аналогичным образом ремуниципализированы несколько лет спустя после «народного восстания». [5]
1990-е годы
[ редактировать ]Приватизация в Бразилии была начата при президенте Коллоре через Национальную программу дезстатизации, созданную в апреле 1990 года. В инфраструктуре крупная программа приватизации была начата только в 1994 году и охватила энергетику, транспорт, водоснабжение, санитарию и телекоммуникации.
В период с 1994 по 2000 год было подписано в общей сложности 38 контрактов с частным сектором (концессии, СЭП и сервисные контракты) с инвестиционными обязательствами на сумму более 2,5 миллиардов долларов США. [6] Девять первых частных концессионных соглашений были заключены в 1994-96 годах в штате Сан-Паулу ( Лимейра , Майринке , Марилия , Минейрос-ду-Тиете , Ориньюс , Перейрас , Сан-Карлос , Сальто и Туйути ).
Для поддержки усилий по приватизации в 1997 году Фонд компенсации работникам FGTS одобрил использование 10% средств, выделенных на программу Pró-Saneamento, для направления на приватизацию. В том же году Caixa Economica Federal, которая была основным источником финансирования водоснабжения и канализации, учредила Специальное концессионное бюро водопроводных сооружений (Eesan) для поддержки частных концессий. [7] Международные финансовые учреждения, такие как Всемирный банк, поддержали участие частного сектора. Например, по словам Миранды, после неудачной попытки в 1999 году приватизировать Compesa, государственную компанию водоснабжения Пернамбуко , стало чрезвычайно сложно разработать приемлемое предложение по кредиту без приватизации. [8]
В 1999 году Бразилия рассматривалась как «одна из крупнейших в мире концентраций возможностей приватизации систем водоснабжения и водоотведения»; Thames Water открыла офис в Рио-де-Жанейро, а Azurix приобрела AMX Acqua Management Inc., чтобы «вступить в дверь». [9]
Однако юрисдикционные конфликты, характерные для нормативно-правовой базы в секторе водоснабжения и санитарии, осложнили усилия по приватизации. [10] Например, попытки стимулировать участие частного сектора на уровне штатов (в Баии оспорили и Рио-де-Жанейро) в Верховном федеральном суде . муниципальные власти [11] По мнению МакНаллена, бразильская система гражданского права с ее ограниченной приверженностью прецедентам является еще одним препятствием для дальнейшей приватизации. [12] Это также затронуло концессии, запланированные для Эспириту-Санту и Петролина . [13] Согласно отчету Business News America, в период с 2002 по январь 2007 года не было подписано ни одного частного контракта на услуги канализации. [14] Частично из-за этой юридической неопределенности инициатива мэра об отмене повышения тарифов в Лимейре на 40% , запрошенная концессионером Суэцем, была поддержана федеральным судом. [15] Специфический бразильский контекст управления водными ресурсами привел к «беспрецедентным спорам» между национальными, государственными и муниципальными чиновниками. [16]
По состоянию на 2000 год только 1% муниципалитетов заключили концессионные соглашения с частными компаниями. 71% муниципалитетов Бразилии передали услуги водоснабжения и канализации государственным компаниям, а 28% сохранили за собой муниципальное обеспечение. [17]
2000-е
[ редактировать ]Законопроект (Законопроект 4147/2001), который предоставил бы штатам уступающие полномочия в отношении мегаполисов, не был принят из-за противодействия со стороны торговых групп. [18] Основные разногласия по поводу законопроекта касались толкования Федеральной конституции . Но этот дискурс также был пропитан риторикой частного сектора как «по своей сути злоупотребляющего при установлении ставок и неспособного или не желающего инвестировать для адекватного обслуживания более бедных регионов». [19] Наконец, был принят еще один законопроект (Законопроект 5296/2005), который разъяснил роль федерального правительства в этом секторе, но не прояснил соответствующие роли штатов и муниципалитетов. [2] Закон вступил в силу в январе 2007 года как закон о санитарии (закон 11.445). Впоследствии только в 2007 году было подписано семь новых контрактов о государственно-частном партнерстве (ГЧП), а в 2008 году Abcon ожидала еще 15-20. [14]
Санитарный закон позволяет заключать контракты на оказание услуг без проведения торгов. Его оспаривает генеральный прокурор Бразилии Антонио Фернандо Соуза, который добивается судебного запрета в Верховном федеральном суде . [20]
2010-е годы
[ редактировать ]После периода экономического кризиса и политической нестабильности, кульминацией которого стал импичмент Дилмы Руссефф и вступление в должность Мишеля Темера, в рамках политических и экономических реформ в 2018 году начался и продолжился процесс создания правовой базы для базовых санитарных условий. во время правления Жаира Болсонару с целью модернизации, регионализации и привлечения частных инвестиций в сектор. Было представлено как минимум четыре законодательных проекта, включая две временные меры, срок действия которых истек из-за отсутствия политического сближения.
В середине 2019 года в Сенат был внесен законопроект 3261/2019, предложенный сенатором Тассо Джерейссати, но исполнительная власть также представила другой законопроект (законопроект 4162/2019) аналогичного содержания, чтобы ускорить процесс. Во время принятия законопроекта в Палате депутатов против отмены «программных контрактов» выступили и законодатели северо-восточных штатов. Поворот произошел, когда Конгресс продлил срок продления этих контрактов без торгов до марта 2022 года, заручившись поддержкой законопроекта законодателей Северо-Востока. [21]
2020-е годы
[ редактировать ]Правовая основа базовой санитарии (Закон № 14.026/2020) была одобрена в июле 2020 года и наложена вето президентом Болсонару. [22]
Благодаря нормативной стандартизации сектора посредством национальных эталонных норм местные, региональные или государственные регулирующие органы должны следовать стандарту, установленному Национальным агентством по воде и базовому здравоохранению (ANA), чтобы повысить правовую определенность в предоставлении услуг и стимулировать общественность и частные инвестиции. Однако для этого требуется институциональный потенциал, человеческие ресурсы и финансовые ресурсы со стороны ANA, которая еще не смогла значительно расширить свою рабочую силу или бюджет. Цели универсализации были установлены для достижения охвата 99% населения питьевой водой и 90% населения сбором и очисткой сточных вод к 31 декабря 2033 года. [23]
Выставленная на аукционе за 22,7 миллиарда реалов в апреле 2021 года компания Companhia Estadual de Águas e Esgotos do Rio de Janeiro - CEDAE больше не отвечает за распределение воды в Рио-де-Жанейро , а компании Aegea Saneamento и Iguá Saneamento берут на себя услуги водоснабжения и канализации в регионах. штата на ближайшие 35 лет. [24] Однако концессионеры не проявили интереса к одному из аукционных блоков, и после обсуждений компания Águas do Brasil приобрела западную зону Рио-де-Жанейро за 2,2 миллиарда реалов. [25]
CEDAE продолжит свое существование и будет отвечать за сбор и продажу воды концессионерам.
В апреле 2023 года президент Лула подписал два указа, которые отменили ограничение в 25% для субделегирования в рамках государственно-частного партнерства и продлили срок для муниципалитетов для структурирования своей региональной деятельности до конца 2025 года. ABCON, организация частных компаний, раскритиковала эти указы. , а AESBE, организация государственных компаний, отметила их. Некоторые компании, такие как Sabesp, Copasa и CORSAN, в ответ на указы потребовали выхода из организации. [26] [27]
Результаты
[ редактировать ]До сих пор ни одно комплексное исследование не оценило результаты участия частного сектора в водоснабжении и канализации в Бразилии. Однако такое исследование в настоящее время проводится. [4] при поддержке различных заинтересованных сторон Бразилии в рамках глобального многостороннего диалога по водным ресурсам и частному сектору. В исследовании предпринята попытка оценить участие частного сектора с использованием следующих критериев:
- улучшение операционных показателей
- улучшение финансовых показателей
- увеличение инвестиций в сектор
В отсутствие завершенного комплексного исследования данная статья опирается на частичные данные и тематические исследования, цитируемые в литературе. Используемые критерии включают увеличение инвестиций, расширение доступа, изменения в эффективности, влияние на спрос на воду и воздействие на здоровье.
Инвестиции
[ редактировать ]Инвестиции в водоснабжение и канализацию со стороны государственных и частных коммунальных предприятий упали в среднем на 30% с 1998 года. Прогнозы будущих потребностей в капитале различаются. Один источник оценивает минимальную потребность в 60 миллиардов долларов США в течение следующих 20 лет. [28]
Одним из оправданий приватизации было то, что она приведет к увеличению инвестиций. Например, Бразильская ассоциация частных предприятий водоснабжения и канализации (ABCON) продвигает приватизацию, прежде всего, утверждая, что это единственный способ получить необходимые инвестиции в инфраструктуру. [29] В период с 1990 по 2006 год в секторе водоснабжения и канализации Бразилии было реализовано 52 частных проекта, на которые было получено 3,069 миллиарда долларов США частного капитала. [30]

В некоторых концессиях фактические инвестиции оставались ниже инвестиционных обязательств, например, в концессиях в Лимейре , Манаусе , Кампо-Гранде . [31] Например, в июле 2000 года Кампу-Гранди, столица штата Мату-Гросу-ду-Сул, предоставила концессию на водоснабжение и канализацию сроком на 30 лет на сумму 217 миллионов долларов США компании Aguas de Barcelona , дочерней компании Suez-Lyonnaise des Eaux; к ноябрю 2001 г. запланированные инвестиции были сокращены на 27,1% от объявленной суммы. [32]
Доступ
[ редактировать ]Одним из оправданий приватизации было то, что она ускорит расширение доступа к воде и санитарии, особенно для бедных слоев населения. Однако, по мнению МакНаллена и Оливье, частный сбор вишни оказал пагубное воздействие на перекрестное субсидирование, которое сделало возможным даже умеренное предоставление услуг водоснабжения и санитарии таким пользователям. [33] По данным аналитического центра PSIRU, который финансируется Public Services International , глобальной федерацией профсоюзов государственного сектора, в Манаусе , Суэц -Лионез-де-О отказался от обещаний расширить доступ для 95% населения сразу после получения 30-процентного разрешения. концессия в июне 2000 года. [34]
Эффективность
[ редактировать ]Судя по всему, в Бразилии не проводилось исследований, анализирующих изменения в эффективности приватизированных коммунальных предприятий. Однако Мотта и Морейра сравнили эффективность государственных и частных коммунальных предприятий в Бразилии в определенный момент времени. Их перекрестное статистическое исследование, изучавшее относительную техническую эффективность государственных и частных компаний водоснабжения в Бразилии, показало, что коммунальные предприятия с участием частного сектора не намного более эффективны, чем коммунальные предприятия. [35] Фариа предполагает, что относительно небольшая разница в эффективности по сравнению с участием частного сектора в других странах, возможно, может быть объяснена относительной слабостью бразильского режима регулирования. [36] Государственные и частные местные операторы, очевидно, также сталкиваются с аналогичными издержками, присущими конкретным фирмам. Различия между ними затмеваются резкой разницей между государственными и муниципальными фирмами. [37] Эйрес заключает, что приватизация не является достаточным условием для повышения эффективности, если она не сочетается с регулированием, направленным на прекращение антиконкурентной практики, и дополнительной государственной стабилизацией. [38]
Влияние на водопользование
[ редактировать ]Повышение тарифов на воду произошло по всей Бразилии как в государственных, так и в частных коммунальных предприятиях, что способствовало снижению водопользования.
По словам Оливье, повышение тарифов в муниципальной сети водоснабжения Манауса в 2004 году компанией Aguas do Amazonas — частным оператором и дочерней компанией Suez Environment , которая приобрела 30-летнюю концессию в июне 2000 года — привело к существенному сокращению потребления, даже более резкому среди пользователи с низким доходом. [39] По данным PSIRU, в другом случае бедные водопользователи в Паране вернулись к питью дождевой воды и других загрязненных источников в результате повышения тарифов дочерней компанией Vivendi, Sanepar. [40]
Влияние на здоровье
[ редактировать ]Конкретных данных о влиянии приватизации воды на здоровье в Бразилии нет. По мнению Переса и др., приватизация, вероятно, отрицательно скажется на здоровье более бедных групп населения, если увеличится разрыв в услугах между богатыми и бедными. [41] Это контрастировало бы с опытом, по крайней мере, другой детально изученной страны. Согласно подробному исследованию, проведенному в Аргентине в 2002 году, приватизация воды оказала положительное влияние на детскую смертность. Было обнаружено, что в период 1991-1997 годов детская смертность снизилась на 5-7 процентов больше в районах, которые были приватизированы, по сравнению с теми, которые остались под государственным или кооперативным управлением. Также было обнаружено, что эффект был наибольшим в беднейших районах (24%). [42] По оценкам авторов, основной причиной является массовое расширение доступа к воде, которое было сконцентрировано в более бедных районах, которые не получали услуг до того, как было введено участие частного сектора.
Перечень концессионных соглашений
[ редактировать ]Бразильский муниципалитет или штат | ТНК | концессия | Год | Примечания |
---|---|---|---|---|
Арасатуба (город) | Аракатуба Санеаменто | 1998 | Инвестиции в размере 11,6 млн реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и передачу станции очистки питьевой воды и сточных вод. | |
Кампу-Гранде , Мату-Гросу | Суэц (дочерняя компания Aguas de Barcelona)/ Агбар | Агуас Гуарироба (первоначально Interagua, выделенная из государственной компании Sanesul) | 2000 | Концессия на водоснабжение и канализацию сроком на 30 лет и стоимостью 217 миллионов долларов США; Сразу же объявил убыток в размере 1,46 миллиона реалов и начал работать с ежемесячным дефицитом в размере 20% после получения 30-летней концессии. [34] |
Водопад Итапемирим (муниципалитет) | Водопад Воды | 1998 | Инвестиции в размере 41,4 миллиона реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Гуарироба | Суэц | Гуарироба Уотерс | ||
Ютурнайба | Воды Ютурнайбы | 1998 | Инвестиции в размере 65,2 миллиона реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Лимейра | Суэц | Лимейра Уотерс | 1995 | Инвестиции в размере 100 миллионов реалов в реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией; 30-летняя концессия на водоснабжение и водоотведение (инвестиции 50–70 млн долларов США) [43] |
Манаус , Амазонас | Суэц | Амазонские воды | 2000 | 30-летняя концессия; 90% акций государственной компании «Манаса» за 193 миллиона реалов; Ссуды от BNDES в 2001 году (72 миллиона реалов как на покупку, так и на дальнейшие инвестиции) |
Майриника | Водная компания Майринке | 1997 | Инвестиции в размере 28,5 млн реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Тиете Минейрос (муниципалитет) | Горняки компании Tiete Water Company | 1995 | Инвестиции в размере 2 миллионов реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Марилия (город) | Марилия Водная Компания | 1997 | Инвестиции в размере 3 миллионов реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Ориньюс (муниципалитет) | Служба водоснабжения Ориньюса | 1996 | Инвестиции в размере 1,2 миллиона реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала без канализации. | |
Парана (штат) | Vivendi (с бразильской группой Андраде Гутьеррес) | Санитарная компания Параны (SANEPAR) | 1998 | Инвестиции в размере 216,7 млн реалов; Кредиты 2001 г. от Всемирного банка - Международной финансовой корпорации (30 миллионов долларов инвестиций в AGC) Проблемы включали: рост фекального загрязнения колибактериями и водорослями , нелицензионную эксплуатацию подземных вод и сброс неочищенных сточных вод. [44] В результате управляющий директор Жан-Мари д'Аспе вернулся во Францию в декабре 2001 года под угрозой тюремного заключения по уголовным обвинениям, возбужденным местной неправительственной организацией Instituto Timoneira. [44] 30%-ная доля консорциума, возглавляемого Vivendi, в Senepar дала им 59,3% общего числа голосов в совете директоров, а также право назначать директоров, которые в совокупности курировали 87% сотрудников Sanepar. [45] |
Паранагуа (город) | Система водоснабжения и канализации Паранагуа | 1997 | Инвестиции в размере 66 миллионов реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. | |
Перейрас (муниципалитет) | Водная компания Перейрас | 1994 | Инвестиции в размере 1,2 миллиона реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и передачу инфраструктуры водоснабжения и канализации. | |
Петрополис (город) | Петрополис Водная Компания | 1998 | Инвестиции в размере 89 миллионов реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перенос систем водоснабжения и канализации. | |
Рибейран-Прету | Инима, дочерняя компания OHL | Окружающий | 80% доля [46] | |
Муниципалитеты в штате Рио-де-Жанейро (включая пять муниципалитетов Бузиус, Кабу-Фрио, Сан-Педро-да-Алдея, Игуаба и Арраял-ду-Кабу из 91 муниципалитета в штате Рио-де-Жанейро) | Воды Португалии | Пролагос | 2000 | 93,5% акций (в 2001 году запросил у Европейского инвестиционного банка 38,8 миллионов долларов для инвестиций) |
Сальто (муниципалитет) | 1996 | Инвестиции в размере 364 000 реалов на реконструкцию, эксплуатацию и перенос системы сбора и очистки сточных вод. | ||
Сан-Карлос (город) | Система водоснабжения Сан-Карлос | 1994 | Инвестиции в размере 1 миллиона реалов в реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала без канализации; пришел к выводу | |
Тангара-да-Серра | 2001 | 30-летняя концессия Один городской советник был убит на ступенях мэрии в день голосования по приватизации водоснабжения, в ходе которого другие советники признались в получении взятки. [47] | ||
Туйути (муниципалитет) | Водная компания Туйути | 1996 | Инвестиции в размере 1,4 миллиона реалов в строительство, реконструкцию, эксплуатацию и перевод водоканала с канализацией. |
Оппозиция
[ редактировать ]Оппозиция приватизации слишком часто характеризовалась «противоречивыми и эмоциональными дебатами». [48] пронизана «сомнениями, страхами и предубеждениями», берущими начало в общих возражениях против глобализации и неолиберализма . [49] Аналогичным образом, по мнению Лемоса и Оливейры, многие потенциально выгодные государственно-частные партнерства (ГЧП) пострадали от широко распространенного недоверия, порожденного «десятилетиями невыполненных обещаний», и многочисленных «сообщений о провале политики». [50]
Многие политически влиятельные группы в Бразилии питают «откровенное отвращение к участию частного капитала » в сфере водоснабжения и других жизненно важных услуг. [19] В политическом отношении приватизация водоснабжения часто смешивалась с конфликтами по поводу децентрализации, связанными с возвращением контроля от государственных компаний водоснабжения, созданных при военном режиме, ремуниципальным компаниям. [51] Таким образом, водная реформа в Бразилии по-прежнему «парализована противоречиями», поскольку спор между муниципалитетом и государством слишком часто сводился к вопросу о том, какой уровень правительства должен иметь полномочия предоставлять концессии частным субъектам, а не полномочия разрабатывать систему водоснабжения. последовательная политика, включающая как государственные, так и частные элементы. [52]
К политическим партиям, выступающим против приватизации, относятся Рабочая партия (PT) и Партия социализма и свободы (PSOL). [53]
Альтернативы
[ редактировать ]Новые бразильские альтернативы все больше выходят за рамки дебатов между государственным и частным секторами, фокусируясь на участии заинтересованных сторон и институциональном сотрудничестве.
Модели участия
[ редактировать ]Государственные компании водоснабжения в Порту-Алегри и Ресифе разработали «ориентированные на людей модели участия» для улучшения доступа к воде. Это позволило им позиционировать себя не просто как противники приватизации, но и разработать конструктивную альтернативу. [54] DMAE Порту-Алегри, в частности, стала известна своим процессом совместного составления бюджета . По данным PSIRU, это позволило Порту-Алегри «постоянно бороться с попытками приватизации», которые предположительно поддерживались Бразильским Конгрессом, а также международными донорами, такими как Межамериканский банк развития (IADB) и Всемирный банк. [55] Процесс совместного составления бюджета, который позволяет включать любое общественное требование в бюджет следующего года при условии всенародного голосования и оценки технической осуществимости, стал моделью прямой демократии в других частях Бразилии и во всем мире. [56]
Продажа акций на фондовом рынке
[ редактировать ]Государственная компания водоснабжения и канализации Сан-Паулу Sabesp , крупнейшая компания водоснабжения в Латинской Америке, выбрала другой путь. Вместо предоставления частной концессии оно продало акции на бразильском фондовом рынке и даже на Нью-Йоркской фондовой бирже . Кроме того, он получил кредиты от Межамериканского банка развития и Японского банка международного сотрудничества . [57] Правительство штата Рио-де-Жанейро также планирует продать акции своей компании водоснабжения и канализации Nova Cedae, сохранив при этом контрольный пакет акций компании, ссылаясь на пример Sabesp (четыре попытки приватизировать компанию в 1998 году провалились из-за отсутствия соглашения между власти города и штата). [58] Акции государственных компаний водоснабжения и канализации Минас-Жерайс, Копаса и Парана, Санепар также торгуются на фондовой бирже. В Сан-Паулу государственное регулирующее агентство ARSESP устанавливает норму прибыли для коммунальных предприятий – средневзвешенную стоимость капитала – которая в 2011 году была установлена на уровне 8,06%. [59]
По мнению PSIRU, такие «граждански активные коммунальные предприятия» являются альтернативой «вызванным отчаянием попыткам приватизации» в Паране. [60] и Рио-де-Жанейро. [61]
Снижение влияния частного сектора в существующих соглашениях
[ редактировать ]В Паране концессионное соглашение 1998 года предоставило Dominó Holdings (созданной Vivendi , бразильским банком Opportunity и группой Андраде Гутьерреса) контроль над государственной компанией водоснабжения и канализации SANEPAR. Недавно Верховный федеральный суд разрешил правительству штата увеличить свою долю в SANEPAR, отменив судебный запрет, вынесенный судом низшей инстанции, который не позволял штату созвать общее собрание акционеров. [62]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Реалы ABCON конвертируются по обменному курсу 1,61 от 4 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саббиони 2008: 13.
- ^ «Приватизация услуг водоснабжения и канализации в Бразилии все еще находится на стадии до регулирования и, таким образом, отстает от других «первопроходческих» стран Латинской Америки, а именно Аргентины и Чили» (Parlatore 1999: 15-20).
- ^ Перейти обратно: а б Диалог с участием многих заинтересованных сторон по водным ресурсам и частному сектору в Бразилии
- ^ Перейти обратно: а б Баррак и др. 2007: 3446; Прасад 2007: 224.
- ^ База данных ИЦП Всемирного банка
- ^ Парлаторе 1999: 13.
- ^ Миранда 2005
- ^ Информационные бюллетени FT Energy — Глобальный отчет о водных ресурсах . 1999, 17 сентября. «Бразилия: Азурикс обеспечивает плацдарм в Рио». лексика.
- ^ да Мотта и Морейра 2006: 185; Таппер и Ресенде, 2004.
- ^ МакНаллен 2006: 178-179, 193.
- ^ МакНаллен 2006: 185.
- ^ МакНаллен 2006: 175; Арретче 2001.
- ^ Перейти обратно: а б Деловые новости Америки . 2008, 6 марта. «Эбкон. Только ГЧП может решить проблему санитарии».
- ^ де Мотта и Морейра 2006: 187. Знаменательное решение суда, вынесенное в мае 2002 года против Санепара – о приостановлении повышения тарифов на 18,6% – привело к успешному подражательному судебному разбирательству в соседних муниципалитетах (см. Hall and Lobina 2002: 17).
- ^ МакНаллен 2006: 172.
- ^ Баррак и др. 2007: 3462.
- ^ Бразильская ассоциация санитарной и экологической инженерии (Абес) и Национальная ассоциация водопроводных сооружений (Ассемае) — два видных и ярых противника приватизации водоснабжения в Бразилии (см. Parlatore 1999: 12). Любопытно, однако, что нынешнее участие частного сектора не привело к «корректировке» занятости, наблюдаемой в других секторах Бразилии (см. Anuatti-Neto et al. 2003: 26).
- ^ Перейти обратно: а б да Мотта и Морейра 2006: 186.
- ^ Деловые новости Америки. 2008, 1 апреля. «Генеральный прокурор требует запрета на закон о санитарии». лексика.
- ^ «Веха в области санитарии предусматривает март 2022 года как крайний срок для продления контрактов без торгов» . Эстадан (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Новая система санитарии одобрена и гарантирует прогресс страны» . Бразильские услуги и информация (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Какова новая правовая база для базовой санитарии» . Nexo Jornal (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Cedae продана на аукционе за 22,7 миллиарда реалов в знак победы федерального правительства и правительства штата» . economia.uol.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Контент, Эстадан (29 декабря 2021 г.). «Águas do Brasil выигрывает аукцион и приобретает третий блок Cedae за 2,2 миллиарда реалов» . Ваши деньги (на бразильском португальском языке) . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Мортари, Маркос (11 апреля 2023 г.). «Указы Лулы о санитарии касаются этого сектора и встречают сопротивление в Конгрессе» . ИнфоДеньги . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «Сантехника: с изменениями Сабесп и Копаша выходят из объединения госкомпаний» . Метрополес (на бразильском португальском языке). 07.04.2023 . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ да Мотта и Морейра 2006: 185-186. Парлаторе (1999) оценивает стоимость всеобщего водоснабжения и канализации в 42 миллиарда реалов; огромная разница, даже принимая во внимание обменные курсы и изменения цен между двумя товарами.
- ^ Sabbioni 2008: 13. Например: «приватизация прокладывает путь к возрождению сектора водоснабжения Бразилии , который пережил длительный период стагнации и недостаточного инвестирования» (см. Parlatore 1999: 1).
- ^ Всемирный банк, 2007. Подробный список всех концессионных соглашений см. в базе данных PPI «Просмотр проекта».
- ^ Холл и Лобина 2002: 11.
- ^ Лобина и Холл 2003: 38.
- ^ МакНаллен 2006: 189; Оливье 2006: 9.
- ^ Перейти обратно: а б Холл и Лобина 2002: 18.
- ^ «Статистические результаты показывают, что частные компании лишь незначительно более эффективны, чем государственные» (Фариа и др., 2005). Фариа и др. измеряйте эффективность с точки зрения оцененной производственной функции в контексте стохастической граничной модели, такой, что: ln(y t ) = β 0 + β t1 ln(x t1 ) + β 2 ln(x t2 ) + ε t - u t, где y = выход; т = 1,...,п; x t1 = капитал фирмы t; x t2 = рабочая сила для фирмы t; ε t – iid N (0, σ 2 ε ); u t — независимые компоненты неэффективности, также независимые от ε t с распределениями с носителем в (0,+бесконечный); константы β t представляют собой неизвестные упругости. Их данные взяты из Sistema Nacional de Informações sobre Saneamento (SNIS) за 2002 год по 279 фирмам (148 из которых, 135 государственных и 13 частных, имели достаточные данные для включения в регрессию).
- ^ Фариа и др. 2005 г.
- ^ Саббиони 2008.
- ^ Эйрс 1996.
- ^ Оливье 2006.
- ^ Лобина и Холл 2003: 56.
- ^ Перес и др. 2004: 1187.
- ^ Галиани, Себастьян; Гертлер, Пол; Шаргродский, Эрнесто (31 августа 2002 г.). «Вода для жизни: влияние приватизации служб водоснабжения на детскую смертность» (PDF) . Проверено 14 февраля 2008 г. , с. 1
- ^ « Сессия I – Трек 4. Обеспечение устойчивости: партнерство и финансы ».
- ^ Перейти обратно: а б Холл и Лобина 2002: 16–17.
- ^ Холл и Лобина 2002: 17; МакНаллен 2006: 186.
- ^ Глобальная водная разведка. « Испанская Inima добивается еще трех бразильских уступок ».
- ^ Холл и Лобина 2002: 17.
- ^ Прасад 2007: 219.
- ^ Парлаторе 1999: 1.
- ^ Лемос и де Оливейра 2005: 134.
- ^ Баррак и др. 2007: 3465.
- ^ да Мотт и Морейра 2006: 193.
- ^ Дайджест новостей Латинской Америки . 2008 г., 18 марта. «Две бразильские партии подали апелляцию против приватизации Cesp».
- ^ Баланья и др. 2005 г.
- ^ Холл и Лобина 2002: 8; Мальц 2005.
- ^ Мальц 2005: 33.
- ^ Холл и Лобина 2002: 9.
- ^ Деловые новости Америки . 2008, 7 марта. «Правительство Рио продаст акции Nova Cedae».
- ^ «Запасы воды в Бразилии завершатся на высоком уровне в 2011 году» . Январь 2012 года . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ Холл и др. 2003: 2-3.
- ^ Холл и Лобина 2002: 8.
- ^ Деловые новости Америки . 2008, 27 марта. «Верховный суд разрешил Паране увеличить долю в Санепаре».
Ссылки
[ редактировать ]- Ануатти-Нето, Франциско, Баросси-Фильо, Милтон, де Карвальо, Антонио Гледсон и Маседо, Роберто. 2003. « Затраты и выгоды от приватизации: данные из Бразилии ». Межамериканский банк развития, Рабочий документ исследовательской сети № R-455.
- Аррретч, Марта Т.С. 2001. « Водоснабжение и канализация ». Министерство иностранных дел.
- Эйрес, Рон. 1996. «Экономика приватизации и регулирования: опыт Бразилии 1990-94 годов». Обзор политической экономии , 8 (3): 303–323.
- Барраке Б., Формига Джонссон Р.М. и Бритто А.Л. 2007. «Устойчивое водоснабжение и взаимодействие с водными ресурсами в Европе и Бразилии». Дискуссии по гидрологии и наукам о системе Земли , 4 : 3441-3467.
- Баланья, Белен, Бреннан, Брид, Худеман, Оливье, Кишимото, Сатако и Терхорст, Филипп (ред.). 2005. Восстановление общественной воды: достижения, борьба и взгляды со всего мира . Транснациональный институт и Обсерватория корпоративной Европы .
- Кейси, Джеймс Ф., Кан, Джеймс Р. и Ривас, Александр. 2006. «Готовность платить за улучшение водоснабжения в Манаусе, Амазонас, Бразилия». Экологическая экономика , 58 : 365-372.
- Кларк, Джордж Р.Г., Косек, Катрина и Уоллстен, Скотт. 2004. «Улучшило ли участие частного сектора водоснабжение и канализация? Эмпирические данные из Латинской Америки». Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики 3445.
- да Мотта, Роналду Сероа и Морейра, «Аякс». 2006. «Эффективность и регулирование в секторе канализации в Бразилии». Политика в области коммунальных услуг , 14 : 185: 195.
- сделать Амарал, Хелена Керр. 1996. « Политика водных ресурсов Бразилии в девяностые годы ». Институт культуры Минервы, Институт проблем бразильского бизнеса и государственного управления, Университет Джорджа Вашингтона.
- Фариа, Рикардо Коэльо, Соуза, Жеральдо да Силва и Морейра, Тито Бельчиор. 2005. «Государственные и частные предприятия водоснабжения: эмпирические данные для бразильских компаний». Экономический бюллетень , 8 (2): 1-7.
- Гольдштейн, Андреа. 1999. «Бразильская приватизация в международной перспективе: тернистый путь от государственного капитализма к регулятивному капитализму». В промышленных и корпоративных изменениях . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Холл, Дэвид и Лобина, Эмануэле. 2002. «Приватизация воды в Латинской Америке, 2002 г.». Отдел международных исследований государственных услуг.
- Холл, Дэвид, Лобина, Эмануэле и де ла Мотт, Робин. 2003. « Государственные решения частных проблем? » Отдел международных исследований государственных услуг.
- Лемос, Мария Кармен и де Оливейра, Жоао Лусио Фариас. 2005. «Водная реформа, преодолевающая разрыв между государством и обществом: пример Сеары, Бразилия». Развитие водных ресурсов , 21 (1): 133-147.
- Лобина, Эмануэле и Холл, Дэвид. 2003. « Проблемы с частными концессиями на воду: обзор опыта Латинской Америки и других регионов ». Отдел международных исследований государственных услуг.
- Мальц, Элио. 2005. «Вода Порту-Алегри: общественность и для всех». Освоение общественной воды: достижения, борьба и взгляды со всего мира . Баланья, Белен, Бреннан, Брид, Худеман, Оливье, Кишимото, Сатако и Терхорст, Филипп (ред.). Транснациональный институт и Обсерватория корпоративной Европы.
- МакНаллен, Брендан. 2006. «Устранение утечек в водном законодательстве Бразилии: поощрение разумного участия частного сектора посредством законодательной и нормативной реформы». Журнал международного права Гонзаги , 9 : 147-199.
- Министерство городов, Национальный департамент экологической санитарии, Программа модернизации сектора санитарии – PMSS, Группа управления программой – UGP / INECON / Консорциум Fundaçao Getulio Vargas: Проверка участия частного сектора в предоставлении услуг водоснабжения и канализации в Бразилии - Исполнительный директор Резюме , Сан-Паулу, 30 октября 2008 г.
- Миранда, Антонио. 2005. «Ресифи, Бразилия: Развитие услуг водоснабжения и санитарии посредством гражданства». Освоение общественной воды: достижения, борьба и взгляды со всего мира . Баланья, Белен, Бреннан, Брид, Худеман, Оливье, Кишимото, Сатако и Терхорст, Филипп (ред.). Транснациональный институт и Обсерватория корпоративной Европы.
- Оливье, Энн. 2006. « Повышение тарифов на воду в Манаусе (Бразилия): оценка воздействия на домохозяйства ». Документ о труде , DT/2006-10.
- Парлаторе, Антонио Карлос. 1999. « Приватизация сектора водоснабжения в Бразилии ». Бразильский банк развития. Эссе №8.
- Перес, Марко Аурелио, Фернандес, Лилиан Симара и Перес, Карен Глейзер. 2004. «Неравенство фторирования воды в Южной Бразилии — новый взгляд на гипотезу обратной справедливости». Социальные науки и медицина , 58 : 1181-1189.
- Прасад, Наррен. 2007. «Приватизация воды: историческая перспектива». Журнал «Право, окружающая среда и развитие» , 3 (2): 217.
- Саббиони, Гильермо. 2008. «Эффективность бразильского сектора канализации». Политика в сфере коммунальных услуг , 16 : 11-20.
- Таппер, Энрике Сезар и Резенде, Марсело. 2004. «Проблемы эффективности и регулирования в секторе водоснабжения и канализации Бразилии: эмпирическое исследование». Политика в сфере коммунальных услуг , 12 : 29-40.
- Янг, Роберт А. 1998. « Варианты управления водными ресурсами в Сеаре и Пиауи, Бразилия, в перспективе глобальных изменений ». Консультативный документ по «Региональным сценариям водопользования на северо-востоке Бразилии» для Центра исследований экологических систем Кассельского университета.
- Всемирный банк . 2007. « Данные по стране Бразилии ». Частное участие в базе данных инфраструктуры.