Jump to content

Электроэнергетический сектор Бразилии

Электроэнергетический сектор Бразилии
Данные
Электроснабжение (2016 г.) 97% (всего), ( общий средний показатель по странам ЛАК в 2005 году: 92%)
Установленная мощность (2024 г.) 230 079 МВт [ 1 ]
Доля ископаемой энергии 12.8% [ 1 ]
Доля возобновляемой энергии 86.4% [ 1 ]
Выбросы парниковых газов при производстве электроэнергии (2003 г.) 20 млн тонн CO 2
Среднее потребление электроэнергии (2007 г.) 2166 кВтч на душу населения (США: 12 300 кВтч на душу населения)
Потери при распределении (2005 г.) 14%
Потребление по секторам
(% от общего количества)
Жилой 34% (2006)
Промышленный 25% (2006)
Коммерческий 22% (2006)
Государственный сектор 13% (2006)
Деревенский 6% (2006)
Тарифы и финансирование
Средний тариф для населения
(долл. США/кВтч, 2007 г.)
0,153; ( средний показатель по LAC в 2005 году: 0,115)
Средний промышленный тариф
(долл. США/кВтч, 2005 г.)
0,113; ( средний показатель по LAC в 2005 году: 0,107)
Средний коммерческий тариф
(долл. США/кВт·ч, июнь 2005 г.)
0.142
Услуги
Разделение секторов Да
Доля частного сектора в генерации 10%
Конкурентные поставки крупным потребителям Да
Конкурентоспособное снабжение бытовых потребителей Нет
Учреждения
Количество поставщиков услуг 6 основных (генерация), 5 основных (передача), 49 (распределение)
Ответственность за регулирование ANEEL-Агентство по регулированию электроэнергетики
Ответственность за разработку политики Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики
Ответственность за окружающую среду Министерство окружающей среды
Закон об электроэнергетике Да (2004)
Закон о возобновляемых источниках энергии Нет
Операции МЧР , связанные с электроэнергетическим сектором 91 зарегистрированный проект МЧР ; 9 034 000 т CO 2 e Ежегодное сокращение выбросов на

Бразилия имеет самый крупный электроэнергетический сектор в Латинской Америке. Ее мощность на конец 2021 года составила 181 532 МВт. [ 2 ] Установленная мощность выросла с 11 000 МВт в 1970 году со среднегодовым ростом на 5,8% в год. [ 3 ] Бразилия обладает крупнейшими в мире возможностями хранения воды. [ 4 ] зависит от мощностей по производству гидроэлектроэнергии , которые удовлетворяют более 60% спроса на электроэнергию. Национальная сеть работает на частоте 60 Гц и на 83% питается от возобновляемых источников. Эта зависимость от гидроэнергетики делает Бразилию уязвимой к дефициту электроэнергии в засушливые годы, как это продемонстрировал энергетический кризис 2001–2002 годов. [ 5 ]

В 2023 году мощность электроэнергетической системы Бразилии, обслуживающей более 88 миллионов потребителей, превысила мощность всех других стран Южной Америки вместе взятых. Ожидаемые инвестиции, которые к 2029 году превысят 100 миллиардов долларов, направлены на расширение коммунальной и распределенной генерации, а также на проекты по передаче и распределению энергии. [ 6 ]

Национальная объединенная система (SIN) включает электроэнергетические компании на юге, юго-востоке, центрально-западном, северо-восточном и части северного региона. Лишь 3,4% производства электроэнергии в стране сосредоточено за пределами ЮАР, в небольших изолированных системах, расположенных преимущественно в регионе Амазонки . [ 7 ]

Спрос и предложение электроэнергии

[ редактировать ]

Установленная мощность

[ редактировать ]
Установленная мощность по источникам в Бразилии (2023 г.) [ 8 ]
ГидроэлектростанцияСолнечная энергия в БразилииВетроэнергетика по странамПриродный газ: 17 613 МВт (7,7%)Биомасса: 16 923 МВт (7,4%)Атомная энергетикаПрочее (нефть, уголь, импорт): 20 328 МВт (8,8%)
  •   Гидроэнергетика: 109 909 МВт (47,8%)
  •   Солнечная энергия: 35 739 МВт (15,5%)
  •   Ветер: 27 660 МВт (12,0%)
  •   Природный газ: 17 613 МВт (7,7%)
  •   Биомасса: 16 923 МВт (7,4%)
  •   Ядерная: 1990 МВт (0,9%)
  •   Прочее (нефть, уголь, импорт): 20 328 МВт (8,8%)
Источники электроэнергии в Бразилии, 2000–2020 гг.

По итогам 2021 года Бразилия была 2-й страной в мире по установленной гидроэлектроэнергии (109,4 ГВт) и биомассе (15,8 ГВт), 7-й страной в мире по установленной ветровой энергии (21,1 ГВт) и 14-й страной. в мире по установленной солнечной энергии (13,0 ГВт) и также находится на пути к тому, чтобы войти в десятку лучших в мире по солнечной энергетике. [ 9 ] По итогам 2021 года Бразилия была 4-м по величине производителем ветровой энергии в мире (72 ТВт-ч), уступая только Китаю, США и Германии, и 11-м по величине производителем солнечной энергии в мире (16,8 ТВт-ч). [ 10 ]

Основная характеристика энергетической матрицы Бразилии заключается в том, что она гораздо более возобновляема, чем мировая. В то время как в 2019 году мировая матрица лишь на 14% состояла из возобновляемых источников энергии, в Бразилии эта доля составляла 45%. Нефть и нефтепродукты составили 34,3% матрицы; производные сахарного тростника - 18%; гидравлическая энергия – 12,4%; природный газ – 12,2%; дрова и древесный уголь – 8,8%; различные возобновляемые источники энергии – 7%; минеральный уголь — 5,3%; ядерная энергия — 1,4% и другие невозобновляемые источники энергии — 0,6%. [ 11 ]

В матрице электроэнергетики разница между Бразилией и миром еще больше: если в 2019 году в мире было только 25% возобновляемой электроэнергии, то в Бразилии — 83%. Электрическая матрица Бразилии состояла из: гидравлической энергии - 64,9%; биомасса – 8,4%; ветроэнергетика – 8,6%; солнечная энергия – 1%; природный газ – 9,3%; нефтепродукты – 2%; ядерная – 2,5%; уголь и его производные — 3,3%. [ 11 ]

В генерирующих мощностях Бразилии по-прежнему преобладают гидроэлектростанции . [ 5 ] на долю которых приходилось 77% от общей установленной мощности, [ 12 ] с 24 станциями мощностью более 1000 МВт. По оценкам, в прежние времена около 88 процентов электроэнергии, подаваемой в национальную сеть, приходилось на гидроэлектростанции, причем более 25 процентов приходилось на одну гидроэлектростанцию, огромную плотину Итайпу мощностью 14 ГВт , расположенную между Бразилией и Парагваем на Река Парана . [ 5 ] Производство природного газа занимает второе место по значимости и составляет около 10% от общей мощности. [ 12 ] близко к цели в 12% на 2010 год, установленной в 1993 году Министерством горнодобывающей промышленности и энергетики. [ 13 ]

Эта зависимость от богатых гидроэнергетических ресурсов якобы снижает общие затраты на выработку электроэнергии. Однако такая большая зависимость от гидроэнергетики сделала страну особенно уязвимой к дефициту энергоснабжения в годы с малым количеством осадков (см. «Кризис 2001–2002 годов» ниже). [ 14 ]

К концу 2016 года распределение генерации по источникам было следующим: [ 12 ]

Источник Количество растений Установленная мощность ( МВт ) % Общий
Гидроэлектроэнергия 1259 96,925 64.5%
Газ 156 12,965 8.6%
Масло 2200 8,877 5.9%
Биомасса 504 14,001 9.3%
Ядерный 2 1,990 1.3%
Уголь 13 3,389 2.3%
Ветер 413 10,124 0.2%
Общая установленная мощность 4,707 150,338 94.3%
Контрактный импорт 5,850 5.7%
Доступная мощность 156,271 100%

Источник : Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики, 2016 г.

Как показано в таблице выше, в Бразилии есть две атомные электростанции, Ангра-1 (657 МВт) и Ангра-2 (1350 МВт), обе они принадлежат Eletronuclear , дочерней компании государственной ( смешанной экономики ) Eletrobrás . [ 15 ]

Проекты нового поколения

[ редактировать ]

Бразилии необходимо ежегодно увеличивать мощность на 6000 МВт, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны растущего и более обеспеченного населения. Министерство энергетики Бразилии решило обеспечивать 50% новых поставок за счет гидроэнергетики, 30% за счет ветра и биомассы, такой как жом , и 20% за счет газа и других источников. Ветер на северо-востоке сильнее всего в засушливый сезон, когда гидроэлектростанции производят меньше энергии, поэтому два источника энергии сезонно дополняют друг друга. [ 16 ]

Гидроэлектростанции

[ редактировать ]

Бразилия обладает неиспользованным гидроэнергетическим потенциалом в размере 180 000 МВт, в том числе около 80 000 МВт в охраняемых регионах, для которых нет планов развития. Остальное правительство планирует построить к 2030 году. Большинство новых гидроэлектростанций представляют собой русловые электростанции, которые наносят меньший ущерб окружающей среде, поскольку их водохранилища невелики. Однако они более уязвимы к засухам и менее эффективны, поскольку в засушливый сезон можно использовать лишь часть их мощностей. [ 16 ]

Национальное агентство по электроэнергетике (ANEEL) заказало технико-экономическое обоснование для нескольких гидроэлектростанций (малых, средних и крупных) в период 2006–2008 годов. Эти исследования соответствуют общей потенциальной мощности 31 000 МВт. В 2007 году агентство по охране окружающей среды Ибама дало разрешение на строительство двух новых плотин, плотины Джирау (3300 МВт ) и плотины Санту-Антониу (3150 МВт) на реке Мадейра в штате Рондония . [ 17 ] Тендер на строительство завода в Санто-Антониу был выигран в декабре 2007 года компанией Madeira Energy с 39% долей участия государственной компании Furnas , а тендер на завод в Жирау будет подан в мае 2008 года. [ 18 ] Правительство также занимается разработкой спорной плотины Бело Монте мощностью 11 000 МВт в штате Пара , на реке Шингу . IBAMA утвердила предварительную экологическую лицензию Бело Монте в феврале 2010 года, несмотря на внутренние возмущения технических специалистов по поводу неполных данных. [ 19 ]

Атомные станции

[ редактировать ]

Также в 2007 году Electronuclear получила разрешение на возобновление строительства электростанции «Ангра-3» мощностью 1350 МВт и в настоящее время находится в процессе выбора места для четвертой атомной электростанции. [ 15 ] В феврале 2014 года Eletrobras Eletronuclear заключила контракты на начало строительства с предполагаемой датой завершения в 2018 году. [ 20 ] [ ненадежный источник? ]

Термоэлектрические установки

[ редактировать ]

В настоящее время развитие газовой термоэлектрической энергетики находится под угрозой из-за отсутствия надежных поставок газа. Фактически наличие гарантированного газового контракта является необходимым условием для строительства новой ТЭЦ и участия в новом энергетическом аукционе (см. «Энергетические аукционы» ниже). Чтобы противостоять риску отсутствия поставок газа, Бразилия находится на начальных этапах планирования строительства двух терминалов СПГ, которые, вероятно, будут введены в эксплуатацию примерно в 2010 году. Однако тем временем несколько теплоэлектростанций переоборудуют свое оборудование на двойное оборудование. -запас топлива (нефть и газ). [ 21 ]

Требовать

[ редактировать ]

Общий объем потребляемой электроэнергии в 2007 году составил 410 тераватт-час (ТВтч), а годовое потребление на душу населения в том же году составило в среднем 2166 кВтч . [ 22 ] Доля потребления по секторам была следующей: [ 23 ]

  • Жилье: 40% (в том числе 6% для сельского сектора)
  • Промышленность: 25%
  • Коммерческий: 22%
  • Сельская местность: 6%
  • Общественность: 13%

Ожидается, что в ближайшие несколько лет спрос на электроэнергию вырастет в среднем на 3,6%, что приведет к общему расчетному потреблению в 504 ТВтч и среднедушевому потреблению в 2527 кВтч. [ 24 ] [ когда? ]

В Бразилии увеличение мощностей традиционно отставало от роста спроса. [ 5 ] Ожидается, что спрос на электроэнергию продолжит расти быстрыми темпами. Эластичность спроса на электроэнергию по доходу оценивается Eletrobras выше единицы. В период с 1980 по 2000 год спрос на электроэнергию увеличивался в среднем на 5,4 процента в год, а ВВП рос в среднем на 2,4 процента в год. Поэтому необходимы инвестиции для увеличения генерирующих и передающих мощностей, поскольку избыточное предложение ограничено, несмотря на сокращение спроса после программы нормирования энергии , реализованной в 2001 году в ответ на энергетический кризис . [ 4 ]

Доступ к электричеству

[ редактировать ]

Бразилия вместе с Чили является страной с самым высоким уровнем доступа в Латинской Америке. Электроэнергетический сектор Бразилии обслуживает более 50 миллионов потребителей, что соответствует примерно 97% домохозяйств страны, имеющих доступ к надежному электричеству. [ 5 ]

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Частота и продолжительность прерываний

[ редактировать ]

Частота и продолжительность перерывов очень близки к средним показателям для региона LAC . В 2005 году среднее количество перерывов на одного абонента составило 12,5, а продолжительность перерывов на одного абонента – 16,5 часов. Средневзвешенные значения для LAC составили 13 перерывов и 14 часов соответственно. [ 25 ]

Потери при распределении

[ редактировать ]

Потери при распределении в 2005 году составили 14%, что вполне соответствует среднему показателю в 13,5% для ЛАК . региона [ 25 ] но примерно вдвое больше, чем в такой стране ОЭСР, как Великобритания , с потерями при распределении 7%. [ 26 ]

Обязанности в сфере электроэнергетики

[ редактировать ]

Политика и регулирование

[ редактировать ]

Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности (MME) несет общую ответственность за разработку политики в электроэнергетическом секторе, а ANEEL , связанное с Министерством горнодобывающей промышленности и энергетики, является Бразильским агентством по регулированию электроэнергетики , созданным в 1996 году Законом 9427. Функция ANEEL заключается в следующем: регулировать и контролировать производство, передачу и распределение власти в соответствии с действующим законодательством, а также директивами и политикой, продиктованными центральным правительством. [ 27 ] Национальный совет по энергетической политике ( CNPE ) является консультативным органом MME, отвечающим за утверждение критериев поставок и «структурных» проектов, в то время как Комитет по мониторингу электроэнергетической отрасли ( CMSE ) контролирует непрерывность и безопасность поставок. [ 28 ]

ANEEL и Министерство окружающей среды практически не играют никакой роли в реализации инвестиционных проектов, а влияют только на то, как проекты реализуются после принятия решения. Оба заставили своих боссов уйти в отставку вместо того, чтобы поддержать инфраструктурные проекты в Амазонии. [ 16 ]

Оператор национальной электроэнергетической системы ( ONS ) — это некоммерческая частная организация, созданная в августе 1998 года, которая отвечает за координацию и контроль установок генерации и передачи электроэнергии в Национальной объединенной системе (SIN). ONS находится под контролем и регулированием ANEEL. [ 7 ]

Палата коммерциализации электроэнергии (CCEE), преемница MAE ( Mercado Atacadista de Energia Electrica ), является оператором коммерческого рынка. Первоначальная роль оператора заключалась в создании единого интегрированного коммерческого рынка электроэнергии, который должен был регулироваться опубликованными правилами. Эта роль стала более активной, поскольку теперь за аукционную систему отвечает CCEE. [ 14 ] Правила и процедуры коммерциализации, регулирующие деятельность CCEE, утверждаются ANEEL. [ 29 ]

Наконец, в 2004 году была создана компания Power Research Company (EPE) с конкретной миссией по разработке комплексного долгосрочного планирования для энергетического сектора Бразилии. Его миссия состоит в том, чтобы проводить исследования и исследовательские услуги в области планирования энергетического сектора в таких областях, как энергетика, нефть и природный газ и его производные, уголь, возобновляемые источники энергии и энергоэффективность , среди других. Его работа служит вкладом в планирование и реализацию действий Министерства энергетики и горнорудной промышленности по формулированию национальной энергетической политики. [ 30 ]

Бразильская модель электроэнергетики полностью дерегулирована, что позволяет производителям продавать всю свою «гарантированную энергию» через свободно заключаемые контракты с потребителями мощностью выше 3 МВт или через энергетические аукционы, проводимые CCEE (см. энергетические аукционы ниже). . Согласно этой модели, дистрибьюторы обязаны покрывать 100% ожидаемого спроса. В настоящее время бразильская генерация может продаваться на четырех типах рынков: [ 21 ]

  • Аукционные контракты «Старая энергия»* (долгосрочные): примерно 41% рынка 2006 г.
  • Аукционные контракты «Новая энергия»* (долгосрочные): начало поставок в 2008 г.
  • Контракты на свободном рынке (долгосрочные): примерно 27% рынка 2006 г.
  • Продажи на спотовом рынке (размер неизвестен)

(*Правительство выделяет два типа генерирующих мощностей: «старая энергия» и «новая энергия». Старая энергия представляет собой существующие электростанции, контракты на которые уже были заключены в 1990-х годах, тогда как новая энергия относится к энергии, производимой электростанциями, которые еще не были построены. или существующими заводами, отвечающими определенным критериям.)

Поколение

[ редактировать ]

В Бразилии в электроэнергетическом секторе доминируют крупные компании, контролируемые государством. Федеральной собственности Eletrobras принадлежит около 40% мощности (включая 50% плотины Итайпу), а государственные компании CESP, Cemig и Copel контролируют 8%, 7% и 5% генерирующих мощностей соответственно. [ 21 ]

Генерирующие мощности распределяются между различными компаниями следующим образом:

Компания Контролирующий акционер Установленная мощность (МВт) % Общий
Элетробрас (1) Федеральное правительство 38,111 40%
CESP СП Государственное управление. 7,451 8%
Джемиг MG State Gvt. 6,692 7%
Копель PR Государственное управление. 4,550 5%
Трактебель Энерджи ГДФ Суэц 6,870 7%
АЭС Сиськи Компания AES. 2,651 3%
Другие Преимущественно частный сектор 29,969 31%
Бразилия Всего 96,294 100%

Источник : Eletrobras , CESP, Cemig, Copel, Tractebel Energia, AES Tiete , Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности. (1) Учитывая 6300 МВт Игуасу

В настоящее время около 27 процентов генерирующих активов находятся в руках частных инвесторов. С учетом строящихся заводов, а также уже предоставленных ANEEL концессий и лицензий ожидается, что в среднесрочной перспективе этот показатель вырастет до 31 процента, а через 5–6 лет достигнет почти 44 процентов. Участие частного капитала в генерирующем бизнесе, вероятно, будет составлять 50 процентов установленной мощности в ближайшие годы. [ 5 ]

Передача инфекции

[ редактировать ]

Важность системы электропередачи Бразилии возрастает, поскольку адекватная пропускная способность необходима для управления последствиями региональных засух, позволяя передавать электроэнергию из районов, где выпадает много осадков. Фактически, нормирование, которое имело место в Бразилии в 2001–2002 годах (см. «Кризис 2001–2002 годов» ниже), можно было бы в значительной степени предотвратить, если бы между югом (избыточное снабжение) и юго-востоком (серьезное энергоснабжение) существовала достаточная пропускная способность. дефицит). [ 21 ]

До недавнего времени передача оставалась почти исключительно под контролем правительства через как федеральные ( Eletrobras ), так и государственные компании (в основном Sao-Paulo-CTEEP, Minas Gerais-Cemig и Parana-Copel). [ когда? ] Однако в соответствии с новой моделью регулирования сектора в Бразилии имеется около 40 концессий на передачу электроэнергии. Большинство из них по-прежнему контролируются правительством, а дочерние компании федеральной компании Eletrobras владеют 69% всех линий электропередачи. [ 21 ]

Компания Контролирующий акционер Концессионная территория Линии электропередачи (км)
Чистые передающие компании
КТЕЭП ИСА (Колумбия) Штат Сан-Паулу 11,837
Терна Участника Terna (Italy) Гояс, Баия, Бразильский, Мараньян 2,447
Компании со значительными операциями по передаче электроэнергии
Джемиг Состояние МГ Минас-Жерайс 21,184
Копель Штат Парана Парана 7,045
Элетросул , Фурнас , Элетронорте , Чесф Элетробрас По всей Бразилии 56,384

Источник : Bear Stearns, 2007 г.

Бразильское агентство энергетических исследований (EPE) опубликовало 10-летний план расширения, в котором изложены прогнозируемые инвестиции в размере 20 миллиардов долларов США в сектор передачи электроэнергии к 2029 году. Этот план предусматривает выделение 14 миллиардов долларов США на расширение линий электропередачи и 6 миллиардов на расширение подстанций. [ 6 ]

Распределение

[ редактировать ]

В Бразилии 49 коммунальных предприятий имеют концессии на распределение электроэнергии. [ 23 ] и около 64% ​​бразильских распределительных активов контролируются компаниями частного сектора. [ 21 ] В следующей таблице перечислены наиболее важные дистрибьюторские компании Бразилии:

Компания Контролирующий акционер Концессионная территория Продажи (ГВтч) Продажи (%)
Джемиг Правительство штата МГ Минас-Жерайс 20,221 40%
Энель Энель [ 31 ] город Сан-Паулу 31,642 12.5%
КПФЛ Группа ВБК Штат Сан-Паулу за пределами города Сан-Паулу 36,135 14.3%
Копель PR Государственное правительство. Парана 17,524 6.9%
Энергии Бразилии ЭДП Сан-Паулу, Риу-Гранди-ду-Сул 15,863 6.3%
Целеск SC Государственное управление Санта-Катарина 15,157 6.0%
Свет ЭДФ Рио-де-Жанейро 19,139 7.6%
Экваториальный (Семар) GP Investimentos/Pactual Мараньян 2,793 1.1%
Широкий (Церж) Энерсис Рио-де-Жанейро 6,832 2.7%
Другие Преимущественно частный сектор 87,594 34.6%
Бразилия Всего 252,900 100.0%

Источник : Bear Stearns, 2007 г.

В 2023 году сектор распределения электроэнергии Бразилии, в котором доминируют частные иностранные компании, такие как испанская Iberdrola и итальянская ENEL , ежегодно получит около 4 миллиардов долларов инвестиций. Это финансирование в основном направлено на расширение (69%), а остальная часть направлена ​​на улучшения (19%) и обновление сети (12%). [ 6 ]

Возобновляемые источники электроэнергии

[ редактировать ]

В 2023 году солнечная энергия, включая распределенную генерацию , стала вторым по величине источником электроэнергии в Бразилии, обогнав энергию ветра. В 2021 году объем солнечной энергии в коммунальных масштабах вырос на 40,9%, а распределенная солнечная генерация выросла на 84%. Инвестиции в солнечные проекты коммунального масштаба превысили 20 миллиардов долларов, а с 2012 года еще 1 миллиард долларов было инвестировано в распределенную солнечную генерацию. [ 6 ]

К 2021 году Бразилия стала второй страной в мире по установленной гидроэлектроэнергии (109,4 ГВт) и биомассе (15,8 ГВт), 7-й страной в мире по установленной ветровой энергии (21,1 ГВт) и 14-й страной в мире. в мире по установленной солнечной энергии (13,0 ГВт) – на пути к тому, чтобы войти в десятку крупнейших стран мира по солнечной энергетике. С 2013 года Бразилия начала широкомасштабное внедрение ветровой энергии, а с 2017 года — широкомасштабное внедрение солнечной энергии, чтобы диверсифицировать свой энергетический портфель и избежать проблем, возникающих из-за зависимости от гидроэлектроэнергии. [ 32 ]

По данным Бразильской ассоциации ветроэнергетики (ABEEOLICA), к концу 2023 года выработка ветровой энергии в Бразилии достигнет 29 ГВт. В 12 штатах имеется 890 ветряных электростанций, 85% из них находятся на северо-востоке. Ожидается, что к 2028 году установленная мощность превысит 44 ГВт, что составит 13,2% электроэнергетической матрицы страны. [ 6 ]

В 2019 году общий потенциал ветровых ресурсов Бразилии оценивался примерно в 500 ГВт (только на суше), что достаточно для удовлетворения в три раза текущего спроса страны. [ 33 ] [ 34 ]

В 2002 году правительство Бразилии создало Программу развития альтернативных источников электроэнергии (PROINFA). Программа направлена ​​на расширение участия источников энергии ветра, источников биомассы и малых гидроэнергетических систем в энергоснабжении бразильской энергосистемы через автономных независимых производителей (PIA). Среднесрочная и долгосрочная цель (т.е. 20 лет) программы заключается в том, чтобы определенные источники обеспечивали 15% ежегодного роста рынка до тех пор, пока они не достигнут 10% годового спроса на электроэнергию в стране/общего потребления. [ 35 ]

Ситуация до реформ: модель с доминированием государства

[ редактировать ]

Энергетический сектор Бразилии по существу находился в руках правительства до начала 1990-х годов. В 1970-е годы в этом секторе наблюдалось значительное развитие. Однако к концу 1980-х годов модель государственной собственности оказалась на грани краха. Эта деликатная ситуация стала результатом сильно субсидируемых тарифов и дефицита доходов в секторе в размере около 35 миллиардов долларов США, что привело к задержке строительства около 15 крупных гидроэлектростанций из-за отсутствия средств для инвестиций. Усилия по решению проблемы ухудшения состояния сектора не увенчались успехом, и эта ситуация еще больше усилила необходимость глубоких реформ. Тогдашний президент Бразилии Фернандо Энрике Кардозу взял на себя важное обязательство провести существенную реформу бразильского электроэнергетического сектора. Первые реформы, проведенные в энергетическом секторе, были направлены на то, чтобы обеспечить участие частного капитала, а также улучшить его экономическое положение. [ 5 ]

Реформы 1990-х годов

[ редактировать ]

Проект реструктуризации электроэнергетического сектора Бразилии (RESEB), который заложил первые шаги по осуществлению реформы энергетического сектора, был инициирован в 1996 году во время правления Кардозу. Целью реформы было создание более конкурентоспособного энергетического сектора с созданием равных условий для участия частного сектора. Кроме того, были приватизированы государственные коммунальные предприятия и активы. Хотя передающие активы не были приватизированы, большая часть расширения передающей сети была осуществлена ​​частным капиталом. [ 5 ] Эта реформа также привела к созданию в 1996 году ANEEL (Национального агентства по регулированию электроэнергетики Бразилии), квазинезависимого регулирующего органа, отвечающего за надзор за электроэнергетическим сектором. Однако основные шаги по реструктуризации были предприняты с принятием Закона 1998 года (Закон 9648/98). Эти шаги включали создание независимого оператора национальной системы передачи (ОНС) и оператора коммерческого рынка (МАЭ), которые начали функционировать только в 2001 году. [ 5 ]

В результате реформ электроэнергетики был привлечен новый капитал, как в рамках приватизации, так и в рамках новых проектов . Часть государственных генерирующих мощностей была приобретена иностранными инвесторами, такими как Tractebel, AES , Prisma Energy , El Paso и Duke , которые стали крупными производителями электроэнергии. Кроме того, местные инвесторы, такие как промышленные группы, крупные потребители, коммунальные предприятия и пенсионные фонды, также вложили значительные средства в национальный сектор генерации. Другие компании, такие как EdF ( Électricité de France ), Endesa и Chilectra, сосредоточились на распределительном сегменте, сегменте, в котором приватизация привела к повышению качества услуг и сокращению краж, неплатежей и технических потерь. [ 5 ]

Однако реформы не смогли предотвратить энергетический кризис, который должен был развернуться в 2001 году. Установленная мощность увеличилась только на 28 процентов в период с 1990 по 1999 год, тогда как спрос на электроэнергию увеличился на 45 процентов. [ 4 ] В 1999 году, когда дефицит электроэнергии уже был предвиден, администрация Кардозу предприняла усилия по увеличению частных инвестиций в электроэнергетический сектор посредством Приоритетной программы тепловой энергетики (PPT), которая была направлена ​​на скорейшее строительство более 40 газовых тепловых электростанций. К сожалению, необходимые инвестиции не были осуществлены, и кризис стал неизбежным. [ 5 ]

Кризис 2001–2002 годов и реакция правительства

[ редактировать ]

В 2001–2002 годах Бразилия столкнулась с одним из самых серьезных энергетических кризисов в своей истории. Кризис стал прямым результатом того, что несколько лет были более засушливыми, чем в среднем, в стране с более чем 80% гидроэнергетических мощностей. Кроме того, несколько задержек с вводом в эксплуатацию новых электростанций и проблемы с передачей электроэнергии в третьем контуре ГЭС Итайпу составили треть дефицита электроэнергии. Уровни в водохранилищах достигли такого низкого уровня, что снабжение не могло быть обеспечено более четырех месяцев. [ 5 ]

Вскоре стало ясно, что потребуются строгие программы сокращения спроса, чтобы избежать широкомасштабных отключений электроэнергии. В июне 2001 года правительство создало Совет по кризисному управлению (CGE) под председательством самого Кардосо. CGE получила особые полномочия, в том числе право устанавливать специальные тарифы, вводить обязательное нормирование и отключение электроэнергии, а также обходить обычные процедуры торгов при покупке нового заводского оборудования. Вместо того чтобы прибегать к веерным отключениям электроэнергии , правительство решило применить систему квот. Квоты были установлены для всех потребителей на основе исторического и целевого уровня потребления, с применением бонусов за потребление значительно ниже установленного уровня, штрафов за чрезмерное потребление и некоторой свободы для крупных пользователей торговать своими квотами на вторичном рынке . Цель правительства по сокращению исторического уровня потребления как минимум на 20% за восьмимесячный период была успешно достигнута, при этом правительству пришлось выплатить более 200 миллионов долларов США в виде бонусов жилым, промышленным и коммерческим потребителям. Это достижение позволило системе преодолеть этот длительный период без отключений и отключений электроэнергии. [ 36 ] и доказал потенциал усилий по управлению спросом и энергоэффективности, которые позволили создать виртуальную мощность в 4000 МВт, помогая стране преодолеть дефицит спроса и предложения очень экономичным способом. Кроме того, правительство запустило программу по заключению контрактов на аварийные генерирующие мощности, в рамках которой были приняты в общей сложности заявки на 2100 МВт новых тепловых мощностей. [ 5 ]

Однако кризис затронул многих участников. Генераторы и дистрибьюторы испытали снижение доходов на 20% из-за сокращения потребления. В конечном итоге эта ситуация была решена путем повышения тарифов, одобренных правительством. Финансовое положение распределительных компаний также ухудшилось, а потребители также пострадали от роста цен на электроэнергию (140% в номинальном выражении в период с 1995 по 2002 год). [ 5 ]

Реформы 2003–2004 гг.: энергетические аукционы

[ редактировать ]

В январе 2003 года новая администрация во главе с Луисом Инасио Лула да Силва взяла на себя управление, несмотря на критику реформ, проведенных в электроэнергетическом секторе администрацией Кардозу, поддерживая модель, согласно которой система должна быть полностью регулируемой. Ожидаемая приватизация трех генерирующих компаний крупной государственной компании Eletrobras была остановлена. Однако, несмотря на первоначальные ожидания, новая администрация выбрала модель, которая явно направлена ​​на привлечение долгосрочных частных инвестиций в сектор и в значительной степени опирается на конкуренцию. Кроме того, существующие институты были сохранены, а в некоторых случаях усилены благодаря новой компании EPE, созданной с конкретной миссией по разработке комплексного долгосрочного планирования для энергетического сектора Бразилии. [ 5 ]

Новая законодательная база была определена Законом 10848/2004, который установил четкие, стабильные и прозрачные правила, направленные на обеспечение поставок и непрерывное расширение внутренней деятельности сектора (генерация, передача и распределение). Расширение было связано со справедливой отдачей от инвестиций и универсальным доступом к услугам, а также корректировкой тарифов. Указ 5081/2004 утвердил нормативно-правовую базу для энергетического сектора, определив конкретные положения для достижения целей реформы. [ 7 ] Одним из определяющих элементов модели, принятой новой администрацией, является учреждение энергетических аукционов в качестве основного механизма закупок, позволяющего распределительным компаниям приобретать энергию для обслуживания своих несвободных потребителей. Эта инициатива способствовала внедрению конкуренции в энергетическом секторе, а также помогла устранить некоторые из существующих недостатков рынка . В рамках этой системы аукционы мощности проектов новой генерации будут проводиться за три-пять лет до даты поставки. Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики хочет гарантировать, что все будущие потребности расширения будут удовлетворены и что заводы будут построены только после того, как они выиграют торги на энергетических аукционах и получат гарантии долгосрочных контрактов. Первый аукцион состоялся в декабре 2004 года, на нем были проданы контракты общей мощностью около 40 ГВт. [ 5 ]

Тарифы и субсидии

[ редактировать ]

Средние тарифы на электроэнергию для различных секторов в 2007 году были следующими: [ 37 ]

  • Жилой сектор: 15,3 цента США/кВтч.
  • Промышленность: 11,3 цента США/кВтч.
  • Коммерческий: 14,2 цента США/кВтч.
  • Сельская местность: 9,1 цента США/кВтч.

Инвестиции и финансирование

[ редактировать ]

За последние 20 лет Бразилия была одним из основных получателей частных капиталовложений в свой энергетический сектор. [ 5 ] Общий объем инвестиций частных лиц в энергетический сектор в период с 1994 по 2006 год составил 56 586 миллионов долларов США в 124 проектах. [ 38 ] Однако, несмотря на дерегулирование Бразилии и повышение тарифов в аукционной системе «новой энергетики», инвестиции, особенно в генерацию, значительно замедлились. Эта ситуация не считается результатом опасений по поводу модели регулирования или ограничений аукционных цен, но она отражает отсутствие доступных проектов. Существующие задержки с выдачей экологических лицензий и неопределенность в поставках газа в Боливию во многом объясняют отсутствие проектов по гидроэлектростанциям и газовым термоэлектростанциям соответственно. [ 21 ]

Инвестиции, необходимые в производство электроэнергии в течение следующих 10 лет, составляют 40 миллиардов реалов или около 24,2 миллиардов долларов США (29 апреля 2008 г.). Столь высокие инвестиции будут реализованы только в том случае, если правительству удастся привлечь больше инвестиций частного сектора. [ 22 ]

Краткая информация об участии частного сектора в электроэнергетическом секторе

[ редактировать ]

В Бразилии в электроэнергетическом секторе доминируют крупные компании, контролируемые государством. Федеральной собственности Eletrobras принадлежит около 40% мощностей (включая 50% Itaipu ), а государственные компании CESP, Cemig и Copel контролируют 8%, 7% и 5% генерирующих мощностей соответственно. Около 27% генерирующих активов в настоящее время находятся в руках частных инвесторов.

Передача, до недавнего времени она оставалась почти исключительно под контролем правительства через как федеральные ( Eletrobras ), так и государственные компании (в основном Sao-Paulo-CTEEP, Minas Gerais-Cemig и Parana-Copel). [ когда? ] Однако в соответствии с новой моделью регулирования сектора существует около 40 сетей передачи. Что касается распределения, то существует 49 коммунальных предприятий, имеющих концессии на распределение, и около 64% ​​распределительных активов контролируются компаниями частного сектора.

Активность Частное участие (%)
Поколение 10%
Передача инфекции в основном публичный
Распределение 64%

Электричество и окружающая среда

[ редактировать ]

Ответственность за окружающую среду

[ редактировать ]

Ответственность за охрану окружающей среды в Бразилии несет Министерство окружающей среды. Одним из его ассоциированных учреждений является Ибама, Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов, который отвечает за реализацию экологической политики, диктуемой министерством в отношении экологического лицензирования; контроль качества окружающей среды; разрешение на использование природных ресурсов; экологический мониторинг и контроль, среди прочего. [ 39 ]

Выбросы парниковых газов

[ редактировать ]

По оценкам OLADE (Латиноамериканская энергетическая ассоциация), выбросы CO 2 при производстве электроэнергии в 2003 году составили 20 миллионов тонн CO 2 , что соответствует менее 7% от общего объема выбросов в энергетическом секторе. [ 40 ] Столь низкий вклад в выбросы от производства электроэнергии по сравнению с другими странами региона обусловлен высокой долей гидроэлектрогенерации .

Проекты МЧР в электроэнергетике

[ редактировать ]

В Бразилии реализуется наибольшее количество проектов МЧР в регионе Латинской Америки. Зарегистрированные проекты составляют 40% от общего количества в регионе и на них приходится 45% сертифицированных сокращений выбросов (ССВ) (до 2012 г.). [ 41 ]

которого оценивается в 9 миллионов тонн Что касается энергетического сектора, то в марте 2008 года был зарегистрирован 91 проект, общий объем выбросов CO 2 в год. Распределение проектов по категориям следующее: [ 42 ]

Тип проекта Количество проектов ктонCO 2 /год
Энергия биомассы 38 1,860
Энергоэффективная промышленность 1 49
Энергоэффективность собственной генерации 1 90
Распределение энергии 1 54
Переключатель ископаемого топлива 6 139
Гидроэлектроэнергия 23 1,013
Свалочный газ 17 5,660
Ветер 4 170
ОБЩИЙ 91 9,034

Источник : РКИК ООН.

Энергетическая себестоимость бразильской электроэнергии

[ редактировать ]

Эксергоэкономическая оценка, учитывающая общие и невозобновляемые удельные затраты эксергии и удельные выбросы CO 2 бразильской электроэнергии, выполнена Флоресом-Оррего и др. (2014), [ 43 ] включая тепловые, атомные, гидроэлектростанции, ветряные электростанции и электростанции, работающие на биомассе. Анализ начинается с получения топлива и продолжается на различных этапах строительства, транспортировки и переработки топлива, эксплуатации и вывода из эксплуатации завода, при этом выработка электроэнергии является желаемым результатом. Этот подход позволяет рассчитывать прямые выбросы CO 2 , а также выбросы вверх и вниз по течению, которые играют важную роль в некоторых технологиях. Таким образом, может быть достигнуто лучшее сравнение использования различных видов топлива при производстве электроэнергии. Для определения удельных эксергетических затрат на электроэнергию и переработанное топливо используется итеративная процедура расчета, поскольку и электроэнергия, и переработанное топливо используются в своих собственных производственных маршрутах.

Как и ожидалось, наибольшие удельные выбросы CO 2 демонстрируют электростанции, работающие на ископаемом топливе , причем лидируют в группе электростанции, работающие на угле. Однако, несмотря на то, что электростанции, работающие на ископаемом топливе, оказывают наиболее заметное воздействие на окружающую среду, их общие удельные затраты на эксергию намного ниже, чем у электростанций, работающих на жоме сахарного тростника. Это показывает, что, хотя типичные конфигурации электростанций, работающих на жоме сахарного тростника, почти возобновляемые, они далеки от эффективных технологий. Гидро- и ветряные электростанции демонстрируют самые низкие удельные выбросы CO 2 , а также самые низкие удельные затраты на эксергию. Из-за высокого участия возобновляемых источников в производстве электроэнергии (около 89% от общего объема) выбросы в электроэнергетике Бразилии оказываются в 7,5 и 11,8 раза ниже, чем в электроэнергетике Европы и мира. Кроме того, из-за более высокой эффективности гидроэлектростанций, которые обеспечивают большую часть производства электроэнергии в Бразилии, общие удельные затраты эксергии ниже, и, таким образом, эксергетическая эффективность производства электроэнергии выше по сравнению со странами, основанными на ископаемом топливе. топлива для производства электроэнергии.

Очевидно, что общие эксергетические затраты ветровых и газовых технологий практически одинаковы, но в отличие от ветряных электростанций, удельные эксергетические затраты невозобновляемых источников энергии на природном газе практически равны общей стоимости. Этот результат является следствием предполагаемого КПД ветряных электростанций. Если учитывать накопление энергии для прерывистых технологий, таких как ветряные электростанции, общая стоимость эксергии может быть немного увеличена. вверх и вниз Выбросы CO 2 по угольному маршруту составляют очень небольшую часть общих выбросов CO 2 по сравнению с прямыми выбросами при сжигании угля на электростанции. Наконец, указывается, что противоречия, связанные с затоплением плотин обширных зон со сложными экосистемами, должны быть тщательно проанализированы, поскольку, согласно результатам, представленным Донсом и др., выбросы ПГ могут быть увеличены до уровня, сопоставимого с уровнями выбросов. газовых электростанций комбинированного цикла.

Внешняя помощь

[ редактировать ]

Межамериканский банк развития

[ редактировать ]

Межамериканский банк развития (IDB) в настоящее время (апрель 2008 г.) поддерживает несколько проектов и вносит свой вклад в различные инициативы технической помощи в энергетическом секторе Бразилии. Наиболее актуальными проектами с финансированием ИБР являются:

  • Проект предоставления услуг по возобновляемым источникам энергии — это техническое сотрудничество, направленное на реализацию нескольких пилотных проектов, демонстрирующих три многообещающие бизнес-модели, возглавляемые частным сектором, по предоставлению услуг по возобновляемым источникам энергии изолированным сообществам в Бразилии. ИБР поддерживает эту техническую помощь в размере 45 миллионов долларов США, выделив 2,25 миллиона долларов США.
  • Программа капитальных инвестиций Celpa направлена ​​на расширение и улучшение распределительной электросистемы Celpa, что позволит Компании (i) поставлять электроэнергию новым потребителям, в основном в сельской местности; (ii) позволит повысить производительность и снизить затраты, а также (iii) улучшить качество и надежность сетевого распределения. ИБР поддерживает этот проект стоимостью 400 миллионов долларов США, предоставляя кредит в 75 миллионов долларов США.
  • В феврале 2008 года ИБР одобрил кредит в размере 95,5 миллионов долларов США для проекта электропередачи ATE III , проекта стоимостью 402 миллиона долларов США по разработке, строительству, монтажу, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и техническому обслуживанию примерно 459-километровых линий электропередачи от штата Пара до Штат Токантинс .

Всемирный банк

[ редактировать ]

В настоящее время (апрель 2008 г.) Всемирный банк поддерживает три проекта по сокращению бедности в сельской местности , которые включают обеспечение доступа к электроснабжению:

Источники

[ редактировать ]
  • Economist Intelligence Unit, 2007. Отраслевой брифинг. Бразилия: Прогноз энергетики и электроэнергии. 22 августа 2007 г.
  • Economist Intelligence Unit, 2008. Отраслевой брифинг. Бразилия: Профиль энергетики и электроэнергии. 30 января 2008 г.
  • Миллан, Дж. 2006. Между рынком и государством. Три десятилетия реформ в электроэнергетическом секторе Латинской Америки . Глава 3: Реформа в Бразилии . Межамериканский банк развития.
  • «Установленная электрическая мощность. Бразилия и мир (2016)» . Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики. 2017. Архивировано из оригинала 27 октября 2017 года.
  • Всемирный банк, 2007. Устранение разрыва между спросом и предложением электроэнергии. Практический пример: Бразилия .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Инфографика» . АБСОЛАР (на бразильском португальском языке) . Проверено 24 мая 2024 г.
  2. ^ https://antigo.aneel.gov.br/web/guest/sala-de-imprensa-exibicao-2/-/asset_publisher/zXQREz8EVlZ6/content/brasil-termina-2021-com-maior-acrescimo-em-potencia -Нусенсированный-Синс-2016/656877? inhoritredirect = false & redirect = https%3a%2f%2fantigo.aneel.gov.br% Le%3d 0% 26p_p_state %3Dnormal%26p_p_mode%3Dview%26p_p_col_id%3Dcolumn-2%26p_p_col_pos%3D2%26p_p_col_count%3D3%26_101_INSTANCE_zXQREz8EVlZ6_advancedSearch%3Dfalse%26_101_INSTANCE_zXQREz8EVlZ6_ keywords%3D%26_101_INSTANCE_zXQREz8EVlZ6_delta%3D15%26p_r_p_564233524_resetCur%3Dfalse%26_101_INSTANCE_zXQREz8EVlZ6_cur%3D5%26_101_INSTANCE_zXQREz8EVlZ6_andOperator% 3Dtrue National Agency of Energy
  3. ^ Потмайер, Д.; Мело, ЧР; Сартор, Миннесота; Кустер, С.; Амадио, ТМ; Фернандес, CAH; Маринья, Д.; Аларкон, Огайо (1 марта 2013 г.). «Энергетическая матрица Бразилии: с точки зрения материаловедения и инженерии» . Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики . 19 : 678–691. дои : 10.1016/j.rser.2012.11.063 . ISSN   1364-0321 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с ОЭСР
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Всемирный банк, 2007 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и «Бразилия – инфраструктура возобновляемой энергетики» . Управление международной торговли Министерства торговли США . 4 декабря 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Национальный системный оператор (ОНС)
  8. ^ «Инфографика» . АБСОЛАР (на бразильском португальском языке) . Проверено 14 января 2024 г.
  9. ^ «СТАТИСТИКА ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ МОЩНОСТИ 2022» (PDF) . ИРЕНА . Проверено 19 мая 2022 г.
  10. ^ Ханна Ричи и Макс Розер , Производство солнечной энергии
  11. ^ Перейти обратно: а б Энергетическая и электрическая матрица
  12. ^ Перейти обратно: а б с Министерство энергетики и горнодобывающей промышленности, 2016 г.
  13. ^ Фернандес, Элтон; Маркус; Фонсека, А.; Пауло Серхио, Р. Алонсо (2005). «Природный газ в энергетической матрице Бразилии: спрос на 1995–2010 годы и факторы использования». Энергетическая политика . 33 (3): 365–386. дои : 10.1016/j.enpol.2003.08.006 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Лок, Рейнир (2005). «Новая модель электроэнергетики в Бразилии: институциональная основа переходного периода». Журнал «Электричество» . 18 : 52–61. дои : 10.1016/j.tej.2004.12.003 .
  15. ^ Перейти обратно: а б ЭТО ОНО
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Права и ошибки Белу Монте» . Экономист. 4 мая 2013 года . Проверено 4 мая 2013 г.
  17. ^ Экономист
  18. ^ Канал Энергия [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ ОРМ Белен
  20. ^ «Проект ядерного реактора Ангра-3 PWR, Бразилия» .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Медведь Стернс 2007
  22. ^ Перейти обратно: а б Аналитический отдел экономиста, 2008 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б АБРАДИ
  24. ^ Economist Intelligence Unit, 2007 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Сравнительные данные сектора распределения электроэнергии в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, 1995-2005 гг.
  26. ^ ОФГЕМ
  27. Постановление № 2.335 от 6 октября 1997 г.
  28. ^ Миллан, 2006 г.
  29. ^ «CCEE – Электроторговая палата» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 года . Проверено 16 июня 2008 г.
  30. ^ ru:Энергетическая исследовательская компания
  31. ^ «Enel Brasil Investimentos Sudeste, SA завершила сделку по приобретению 93,3% акций Eletropaulo Metropolitana Eletricidade de São Paulo SA у Eletrobras Participações SA — Eletropar и других за 7,1 миллиарда бразильских реалов» . 4 июля 2018 г.
  32. ^ «СТАТИСТИКА ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ МОЩНОСТИ 2022» (PDF) . ИРЕНА . Проверено 19 мая 2022 г.
  33. ^ На подходе многообещающие ветры .
  34. ^ «Потенциал береговой ветроэнергетики Бразилии может составлять 880 ГВт, как показывает исследование» . Архивировано из оригинала 14 августа 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  35. ^ МЭА
  36. ^ ESMAP, 2005. Глава 4. [ постоянная мертвая ссылка ]
  37. ^ «АНИЛ» . Архивировано из оригинала 20 мая 2011 года . Проверено 17 апреля 2008 г.
  38. ^ Частное участие в базе данных инфраструктуры
  39. ^ Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (Ибама)
  40. ^ OLADE. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  41. ^ Рисо-центр ЮНЕП. Трубопровод МЧР, март 2008 г.
  42. ^ РКИК ООН
  43. ^ Флорес-Оррего, Даниэль (2014). «Стоимость возобновляемой и невозобновляемой энергии и удельные выбросы CO2 при производстве электроэнергии: пример Бразилии» . Преобразование энергии и управление . 85 : 619–629. дои : 10.1016/j.enconman.2014.04.058 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2af8e6e61a5b8e34d783f49b1ffc5bf9__1720361880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/f9/2af8e6e61a5b8e34d783f49b1ffc5bf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Electricity sector in Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)