Jump to content

Приватизация воды в Колумбии

Участие частного сектора (также называемое « приватизацией воды » или «частно-государственным партнерством», ГЧП) в сфере водоснабжения и канализации в Колумбии было более стабильным и успешным, чем в некоторых других странах Латинской Америки, таких как Аргентина или Боливия . По данным Всемирного банка , в период с 1996 по 2007 год более 40 контрактов на предоставление услуг водоснабжения и санитарии было заключено с частными или смешанными компаниями в Колумбии, обслуживающими совокупное население в 7,3 миллиона человек, или более 20% городского населения. [1] По данным колумбийского регулятора водных ресурсов, в 2004 году в Колумбии было еще больше государственно-частных партнерств в сфере водоснабжения и санитарии: 125 частных и 48 смешанных государственно-частных компаний водоснабжения, включая крупные, средние и малые компании. [2] Большинство контрактов было заключено в бедных муниципалитетах с сильно изношенной инфраструктурой. Они полагались главным образом на государственное финансирование, дополненное ограниченным частным финансированием. План был основан на том, что центральное правительство предоставляло гранты в первые годы работы для восстановления изношенных систем и расширения доступа, в то время как муниципальные власти, заключившие контракт, также ежегодно осуществляли бюджетные трансферты в дополнение к доходам. Таким образом, Колумбия отошла от стандартного концессионного подхода, который требует от частных концессионеров финансировать инвестиции за счет собственных ресурсов.

По данным Всемирного банка, ключом к успеху участия частного сектора в водном секторе Колумбии является разработка собственных решений, а иногда и умелая адаптация моделей, используемых в других местах, к конкретным обстоятельствам и культуре Колумбии. [3]

Участие частного сектора в водном секторе Колумбии началось в 1995 году в Картахене при поддержке Всемирного банка . За ним последовал второй контракт в Барранкилье в 1996 году и новые уступки в последующие годы в Санта-Марте , Тунхе , Монтерии , Пальмире , Жирардо и Риоаче . [4] Первые контракты в основном основывались на модели компании со смешанной собственностью, при которой муниципалитету принадлежала большая часть акций, но управление было полностью делегировано частному оператору. В компании со «смешанным капиталом», в которой услуга совместно контролируется муниципальными властями и частными «операционными партнерами», операционные партнеры должны достичь амбициозных целей, гарантируя быстрое распространение покрытия на районы с низкими доходами — иногда до того, как нынешний мэр завершит свой срок. в офисе. В обмен они получают ежегодную плату за управление и процент от доходов. Вторая группа контрактов началась в 2001 году с реализации центральным правительством Программы модернизации предприятий (PME - Programa de Modernización de Empresas), которая была направлена ​​на улучшение состояния коммунальных предприятий водоснабжения в небольших городах и поселках с высоким уровнем бедности и бедности. состояние сети. [1]

Влияние участия частного сектора

[ редактировать ]

Исследования влияния участия частного сектора в Колумбии показывают, что оно оказало положительное влияние на качество услуг. За короткое время также произошло значительное увеличение доступа по частным контрактам. Однако нет убедительных результатов, показывающих, что доступ к частным контрактам увеличивался быстрее, чем в случае с коммунальными предприятиями. Произошло небольшое среднее снижение потерь воды в приватизированных коммунальных предприятиях. По крайней мере, в одном городе (Картахена) реальные тарифы существенно снизились, что указывает на то, что оператор передал потребителям выгоду от повышения эффективности. Ни одно из исследований не выявило негативного воздействия приватизации воды на доступ, качество услуг, операционную эффективность или уровень тарифов. [1] [5]

Влияние на доступ

[ редактировать ]

Согласно исследованию Всемирного банка, основанному на данных регулирующего агентства Колумбии, частные проекты водоснабжения в Колумбии показали хорошие результаты в расширении доступа. В исследовании отмечается, что прогресс, достигнутый в Колумбии в обеспечении доступа к услугам водоснабжения и канализации, обусловлен не приватизацией водоснабжения как таковой, а следует отдать должное успешным работникам как государственного, так и частного секторов, а также национальной политике, которая способствует подотчетности и эффективности. [1]

В число успешных коммунальных предприятий входит компания EAAB в Боготе , которая за последнее десятилетие добилась значительного прогресса в обеспечении доступа, достигнув всеобщего охвата. Эффективность коммунального предприятия EPM в Медельине по расширению доступа была сопоставима с показателями крупнейшего ГЧП в Барранкилье. Девять крупнейших и/или старейших ГЧП Колумбии, две компании со смешанной формой собственности в Барранкилье (обслуживают 1,3 миллиона человек) и Картахене (обслуживают 1 миллион человек) также имеют хорошие показатели в расширении доступа. В Барранкилье был достигнут заметный прогресс как в сфере водоснабжения, так и в сфере канализационных услуг: охват вырос с 86 процентов до 96 процентов по воде и с 70 процентов до 93 процентов по канализации (1997–2006 годы). В Картахене охват водоснабжением подскочил с 74 процентов до почти всеобщего, а охват канализацией вырос с 62 процентов до 79 процентов (1996–2006 годы). Картахена добилась полного охвата водоснабжением, несмотря на 50-процентный скачок численности населения за тот же период, в основном из-за прибытия бедных сельских мигрантов. Полмиллиона человек получили доступ, и 60 процентов новых подключений принесли пользу семьям из беднейшего квинтиля доходов. Чтобы добиться всеобщего охвата, оператор в Картахене широко использовал схемы общественного снабжения, которые обеспечивают безопасной водой множество незаконных поселений, расширяющихся на периферии города. [1]

В Санта-Марте охват водой быстро улучшился в течение первых трех лет, увеличившись с 74 процентов до 87 процентов, но с 2001 года он оставался на прежнем уровне (доступ к канализации наблюдался по той же схеме). В Пальмире (220 000) и Жирардо (100 000) был достигнут полный охват как водоснабжением, так и канализацией. В городе Тунха (120 000 человек) охват водой и канализацией вырос с 89 процентов в 1996 году в начале концессии до 100 процентов четыре года спустя. Компания Conhydra в департаменте Антьокия за несколько лет добилась полного водоснабжения в городах Маринилья , Сантафе и Пуэрто-Беррио (общая численность населения 170 000 человек), начиная с уровня 80–90 процентов. [1]

Первый контракт по программе PME был заключен в 2000 году в Монтерии (350 000 человек). Начиная с низкого уровня в 63 процента, к 2007 году охват водой увеличился до 96 процентов, догнав средний показатель по городу по стране. Население, имеющее доступ к водопроводной воде, увеличилось более чем вдвое. Улучшение охвата канализацией было более скромным: с 26 процентов до примерно 40 процентов. В Соледаде (400 000 человек) охват водой увеличился с 65 процентов до 84 процентов, а канализацией – с 36 процентов до 73 процентов всего за пять лет.

Влияние на потери воды

[ редактировать ]

Динамика потерь воды – измеряемая недоходной водой – для девяти крупнейших и/или старейших проектов ГЧП демонстрирует неоднозначные результаты. Значительные успехи были достигнуты в Монтерии, Тунхе, Маринилье и Пальмире, но снижение было скромным в Картахене, Барранкилье и Санта-Марте, а в Жирардо и Соледаде не было достигнуто никакого прогресса. Снижение было достигнуто, в то время как среднее давление в сети значительно возросло по мере восстановления непрерывности обслуживания, что привело бы к увеличению потерь, если бы не были внесены улучшения в гидравлику распределительных сетей. [6]

Влияние на эффективность

[ редактировать ]

В случае Картахены Всемирный банк оценил рост эффективности, сравнив эволюцию соотношения собранных доходов к операционным расходам (операционный коэффициент), с одной стороны, и среднего уровня тарифов, с другой стороны. Коэффициент эксплуатации по существу определяется двумя факторами: изменением операционных расходов и уровня собираемости платежей, которые контролируются частным оператором, и изменением среднего тарифа, который является экзогенным. Всякий раз, когда коэффициент эксплуатации увеличивается быстрее, чем тариф, происходит повышение эффективности. Приватизация в Картахене привела к значительному повышению эффективности. Это отражается в удвоении за десятилетие (1995–2005 гг.) соотношения собранных доходов к операционным расходам. В то же время средний тариф сократился вдвое в реальном выражении, что позволяет предположить, что значительная часть экономии, достигнутой за счет повышения эффективности, была передана потребителям. [7]

Другие воздействия

[ редактировать ]

Через пять лет после того, как частный сектор стал участвовать в предоставлении услуг, нормирование воды стало менее частым в десяти городах. Исследования, основанные на опросах домохозяйств и общественного здравоохранения, показывают, что частные операторы, как правило, достигают более высоких показателей питьевой воды, чем государственные предприятия водоснабжения. [5]

Местные операторы

[ редактировать ]

Крупнейшей частной компанией по водоснабжению в Колумбии является Triple A (AAA), колумбийская компания, обслуживающая более 1,5 миллиона человек. Он имеет стратегическое партнерство с государственным предприятием водоснабжения Мадрида (Канал Изабель II). На практике ею управляют граждане, и она позиционирует себя как колумбийская частная компания. Компания была готова сосредоточиться на сегменте рынка, которого другие компании стараются избегать: беднейших городах. Например, в Барранкилье более 76 процентов клиентов ААА относятся к трем сегментам с самым низким доходом из шести, используемых правительством Колумбии. В Соледаде 98 процентов населения относятся к трем самым нижним слоям населения, а уровень бедности столь же высок во всех других муниципалитетах, где работает ААА. Другими колумбийскими операторами водоснабжения являются EIS, Conhydra и Sala.

Колумбийские строительные компании, работающие в водном секторе, получили контракты ГЧП после тендеров, в которых участвовали только местные инвесторы. Во всех этих случаях правительства предпочли смягчить критерии предварительной квалификации, чтобы усилить конкуренцию, прибегая к различным механизмам, гарантирующим, что победитель торгов сможет управлять предприятием водоснабжения. В Колумбии победители торгов наняли опытный технический персонал (часто бывшие менеджеры и инженеры коммунальных предприятий). В период с 2001 по 2004 год колумбийские инвесторы выиграли почти все контракты ГЧП, заключенные в этой стране в рамках программы PME. [8]

Пример Барранкильи

[ редактировать ]

В 1996 году более 60 процентов населения Барранкильи вообще не имели водоснабжения или пользовались им лишь несколько часов в день. Частный оператор поначалу был встречен скептически. Когда AAA начала устанавливать счетчики воды в домах, где их никогда не было, многие потребители забеспокоились, что эти устройства приведут к значительному увеличению счетов за воду. Оппозиционные политики, такие как Гильермо Хёнисберг, сначала выступали против частного оператора по идеологическим причинам, но позже поддержали его. ААА заслужила доверие своих клиентов и политическую поддержку, посетив беднейшие районы и опросив тысячи людей с целью понять их ожидания и предположения относительно воды и санитарии. Затем компания провела масштабную информационную кампанию, в которой приняли участие более 40 сотрудников, многие из которых по профессии были социальными работниками, которые работали полный рабочий день в сфере работы с населением. В то же время ААА приняла агрессивную стратегию внешних связей, которая резко контрастирует с осторожным и сдержанным подходом, который предпочитают компании водоснабжения во многих других городах Латинской Америки. ААА проводит тщательно продуманные информационные кампании на радио, телевидении и в прессе. Компания также регулярно проводит обеды и семинары для местных журналистов, на которых представители компании подробно объясняют деятельность компании и отвечают на вопросы. [4]

Вместо установки счетчиков и немедленной выдачи счетов в ААА решили использовать поэтапный подход. В некоторых случаях компания начинала с бесплатной доставки воды, а затем выставляла счет новым клиентам за 10 кубометров воды в месяц, даже если их фактическое потребление было намного выше. Через два месяца плата будет зависеть от 20 кубометров, а через шесть месяцев – от фактического потребления. По словам представителей компании, такой подход снял у большинства потребителей беспокойство по поводу счетчика воды и побудил их начать контролировать собственное потребление. [4]

ААА также начала отключать потребителей, которые не платили, что стало потенциально взрывоопасной проблемой. Многие богатые люди и важные компании имели привычку игнорировать счета за воду. А идея отключения воды людям в бедных общинах была явно проблематичной. Поэтому компания разработала комплексную систему для облегчения и стимулирования платежей среди клиентов с низкими доходами, признавая реальность того, что многие семьи с низкими доходами в Барранкилье живут изо дня в день на небольшие суммы денег, заработанные в результате неформальной деятельности. В результате AAA установила партнерские отношения практически со всеми ломбардами Барранкильи, что позволяет людям оплачивать счета за воду, одновременно совершая другие транзакции. Подобные партнерства позволяют клиентам оплачивать счета за воду в банках, универмагах, продуктовых сетях и спортивных клубах по всему городу. Несмотря на эти меры, тысячи клиентов AAA с низкими доходами по-прежнему не получают ежемесячные платежи, а еще тысячам отключают воду, когда они не платят в течение двух месяцев. Чтобы гарантировать, что отключения будут кратковременными, каждый месяц биллинговые агенты AAA устанавливают портативные уличные «платежные терминалы» в районах с низкими доходами. Местные жители подходят к станциям и разрабатывают с агентами индивидуальные планы оплаты («convenios de pago»). Эти планы позволяют клиентам компенсировать пропущенные платежи в течение нескольких месяцев при условии, что они оплатят плату за текущий месяц, и приводят к немедленному восстановлению водоснабжения. AAA также разработала программу вознаграждения клиентов, которые регулярно оплачивают свои счета. Программа, известная как «Supercliente» (суперклиент), присуждает скромные призы и сертификаты клиентам, которые продолжают оплачивать свои счета. В результате эффективность выставления счетов увеличилась с 66% в 1996 году до 87% в 2004 году. [4]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Баррера, Фелипе и Маурисио Оливера (2007). Выиграет или проиграет общество в результате приватизации? Предоставление государственных услуг и благосостояние бедных слоев населения: пример приватизации водного сектора в Колумбии , Рабочий документ исследовательской сети № R-525, Латиноамериканская исследовательская сеть. Вашингтон, округ Колумбия: Межамериканский банк развития .

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Филипп Марин, Государственно-частное партнерство для опыта городских предприятий водоснабжения в развивающихся странах , Всемирный банк, 2009 г., стр. 37-38
  2. ^ Республика Колумбия (2008 г.). «Единая информационная система государственных услуг» (на испанском языке) . Проверено 2 марта 2008 г.
  3. ^ Всемирный банк (2006). «Местные решения улучшают услуги водоснабжения и санитарии в Колумбии» (PDF) . Проверено 2 марта 2008 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Межамериканский банк развития (IDB) (2006 г.). «Когда счетчик воды стоит дороже дома» . Проверено 2 марта 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б Гомес-Лобо, Андрес и М. Мелендес: Социальная политика, регулирование и участие частного сектора: пример Колумбии. Рабочий документ Научно-исследовательского института социального развития ООН (ЮНРИСД), апрель 2007 г., Женева.
  6. ^ Марин, с. 43
  7. ^ Марин, с. 60
  8. ^ Марин, с. 12
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de1efdd173982c27c60addbbee2921a9__1715230020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/a9/de1efdd173982c27c60addbbee2921a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water privatization in Colombia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)