Приватизация воды в Дар-эс-Саламе
Приватизация водоснабжения в Дар-эс-Саламе началась с заключения 10-летнего договора аренды, подписанного в 2003 году для Дар-эс-Салама , крупнейшего города и бывшей столицы Танзании . Соглашение было подписано между правительством Танзании и City Water, консорциумом, состоящим из бывшей британской фирмы Biwater , Gauff Engineers из Германии и танзанийской компании Superdoll. [1] Правительство Танзании расторгло договор аренды в мае 2005 года на фоне взаимных обвинений в нарушении договора и депортировало трех высших руководителей City Water. [2] Хотя заявленные цели приватизации и либерализации заключались в снижении затрат и расширении доступа к безопасной воде, на самом деле Biwater ввела более высокие сборы и нуждалась в большей водной инфраструктуре, что привело к меньшей доступности и отсутствию прозрачности. [1]
История
[ редактировать ]Согласно отчету ActionAid , до приватизации «система водоснабжения в Дар-эс-Саламе вряд ли была образцом эффективности государственного сектора». До 1991 года вода предоставлялась бесплатно, за исключением некоторых районов с высоким доходом. Система характеризовалась «неремонтопригодностью, отсутствием инвестиций, высоким уровнем потерь и очень плохим уровнем обслуживания». В 1997 году было создано полуавтономное коммунальное предприятие DAWASA и были введены тарифы на воду для всех пользователей. Согласно отчету, «DAWASA оказалась не лучше своего предшественника, а потери и ветхость достигли кризисного уровня». К 2003 году «только 98 000 домохозяйств в городе с населением 2,5 миллиона человек имели подключение к дому. Только 26% воды выставлялись по счетам, 60% терялось из-за утечек, а еще 13% - из-за несанкционированного использования, незаконных кранов и неплательщиков. Даже те, у кого было подключение, получали воду нерегулярно, а качество воды было плохим. В районах с низкими доходами подавляющее большинство домохозяйств вообще не имели подключения к воде, полагаясь вместо этого на покупку воды в киосках, у продавцов воды или у своих соседей, более чем по цене. в три раза дороже». [3]
Дублинское заявление 1992 года призывало к более широкому участию в разработке политики в области водных ресурсов в странах по всему миру. [4] В Танзании доступ к воде контролируется в рамках условий международного кредита на развитие. Одновременно весь земной шар находился в экономическом кризисе. [5] Однако Всемирный банк подтолкнул Программу структурной перестройки, чтобы смягчить кризис, что, в свою очередь, привело к приватизации воды и повышению уровня бедности. [6]
Донорская поддержка и условия
[ редактировать ]Благодаря инвестициям внешних доноров был заключен договор аренды посредством льготных кредитов на сумму 145,5 миллионов долларов США для проекта водоснабжения и санитарии в Дар-эс-Саламе, одобренного Всемирным банком в 2003 году. Африканский банк развития внес 48 миллионов долларов США, Европейский инвестиционный банк - 34 миллиона долларов США и Всемирный банк – 61,5 млн долларов США. Частная компания должна была внести 8,5 млн долларов США из собственных средств, а правительство Танзании должно было внести 12,6 млн долларов США. [7]
Всемирный банк и Международный валютный фонд установили условия для дальнейших кредитов Танзании при условии приватизации государственных организаций. [8] Согласно исследованию ActionAid , в 2000 году «подписание концессионного соглашения о передаче активов DAWASA (общественное предприятие Дар-эс-Салама) частным управляющим компаниям» было включено в качестве условия облегчения долгового бремени в рамках инициативы HIPC . Когда отсутствие интереса инвесторов привело к тому, что Танзания не смогла выполнить это условие, доноры согласились отказаться от него. Затем они попросили заключить договор аренды вместо концессии, подразумевая более короткий срок действия договора и меньшую ответственность, передаваемую частной компании. [9] Тем не менее, по данным ActionAid , «в процессе приватизации было очень мало значимого общественного участия или консультаций, ограниченные общественные дебаты и отсутствие прозрачности. Даже избранные члены парламента страны оставались в основном в неведении». [10]
Департамент международного развития заплатил Adam Smith International, дочерней организации неолиберального британского аналитического центра Adam Smith Institute , более 500 000 фунтов стерлингов за предоставление консультаций правительству Танзании. Более 250 000 фунтов из этой суммы было потрачено компанией Adam Smith International на видео, в котором были слова: «Наши старые отрасли засохли, как посевы, а приватизация приносит дождь». [11]
Контракт был заключен на международных торгах, но City Water была единственной компанией, подавшей заявку.
Влияние
[ редактировать ]Вода в Танзании стала дорогостоящим товаром: многие, оплачивая непомерные счета за воду, были вынуждены покупать воду у других частных поставщиков по еще более высоким ценам. [12] Если клиенты не оплачивали счета за воду, сотрудники службы водоснабжения отключали подачу воды. [12]
ActionAid UK заявила, что водопользователи в Дар-эс-Саламе столкнулись с резкими счетами и массовыми отключениями с 2003 года. В нем также говорится, что City Water отключила целые районы, пытаясь заставить людей с незаконными подключениями платить. Они обнаружили, что бедные семьи вместо того, чтобы оплачивать возросшие счета, обращались к небезопасному водоснабжению. «Доноры продвигают проект, в котором 98% инвестиций пойдут в районы, где проживают 20% самых богатых населения», - сказал Билли Абимбила, директор ActionAid Tanzania. [13] «Нерентабельные территории» – где проживают бедняки – были переданы неправительственным организациям и не входили в сферу частной ответственности. WaterAid , CARE и Plan International должны были быть привлечены субподрядчиками в рамках финансирования Всемирного банка для реализации проектов водоснабжения в районах с низкими доходами, которые вряд ли будут обслуживаться водопроводной сетью в течение некоторого времени. На этот компонент проекта Всемирного банка пришлось всего 3-4 миллиона долларов, или примерно 2% от общей стоимости проекта. [14]
Министр водных ресурсов Танзании Эдвард Ловасса заявил, что новые трубы не были установлены, компания не потратила обещанные деньги, качество воды ухудшилось, а доходы снизились. [11] По словам Муссы Биллегеи из Ассоциации неправительственных организаций Танзании (TANGO), Biwater почти не делала ничего из того, что должна была делать. Они не платили государству арендную плату. В 2005 году они задолжали правительству около 3,5 миллионов долларов США.
По словам Клиффа Стоуна, исполнительного директора британской компании City Water, правительство нарушило договор аренды. Он сказал, что качество и количество воды улучшились. Он также заявил, что правительство Танзании предоставило компании неверные данные о водоснабжении, и что задержки произошли не по вине City Water. Он также сообщил, что правительство Танзании задолжало компании 3 миллиона долларов США. Однако он признал, что проект сильно отстает от графика и что трубы не были проложены. [11] Biwater заявила, что инвестировала 7 миллионов фунтов стерлингов в City Water. [8]
Юридические последствия
[ редактировать ]Лондонский трибунал отклонил иск, возбужденный CWS по правилам Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Трибунал, ссылаясь на доказательства Всемирного банка, установил, что услуги водоснабжения и канализации под управлением CWS ухудшились. Он присудил 3 миллиона фунтов стерлингов в качестве компенсации за ущерб DAWASA, танзанийской компании водоснабжения, а также полмиллиона фунтов в качестве компенсации судебных издержек. Он указал на исследование Всемирного банка 2005 года, в котором был сделан вывод: «Основное предположение почти всех участников, особенно со стороны доноров, заключалось в том, что оператору частного сектора будет трудно, если не невозможно, работать хуже, чем DAWASA. но это то, что произошло». [2] Поскольку компания City Water прекратила свое существование и не имеет активов, ущерб и судебные издержки не были выплачены. [8]
В отдельном судебном деле Международный центр по разрешению инвестиционных споров (ICSID) постановил, что правительство Танзании нарушило двусторонний инвестиционный договор с Великобританией, исключив City Water по четырем отдельным пунктам: незаконная экспроприация активов, неспособность обеспечить справедливые и справедливое обращение, необоснованное и дискриминационное поведение и неспособность обеспечить полную защиту и безопасность. [15] Однако компания также отклонила иск Biwater о возмещении ущерба в размере 10 миллионов фунтов стерлингов, заявив, что возмещения ущерба не было, поскольку стоимость компании на момент экспроприации была «нулевой». Постановление ICSID показало, что, хотя Biwater публично отрицала в то время свою вину за плохую работу City Water, ее руководители знали о недостатках компании. «Наш штат City Water полностью состоял из сотрудников, не принадлежащих к Biwater, со слабым лидером, без четкого опыта или квалифицированного бизнес-плана», — писал в начале 2005 года Адриан Уайт, бывший губернатор BBC, владеющий контрольным пакетом акций Biwater. [8] Компания Biwater отреагировала на это решение, заявив, что «решение Трибунала не присуждать компенсацию ущерба или издержек (Biwater) послало крайне негативный сигнал международному инвестиционному сообществу». [15]
См. также
[ редактировать ]Водоснабжение и канализация в Танзании
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]WaterAid: Участие частного сектора в Дар-эс-Саламе, Танзания , ок. 2001. В исследовании анализируется ситуация в Дар-эс-Саламе на момент принятия решения о привлечении частного сектора. Он включает результаты обследования водоснабжения и канализации в Темеке, одном из трех муниципалитетов столичного региона Дар-эс-Салам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Челлен, Марианна (2006). От государственных труб до частных рук: доступ к воде и ее распределение в Дар-эс-Саламе, Танзания (Диссертация). Стокгольм: Стокгольмский университет, факультет человеческой географии. ISBN 9185445436 .
- ^ Jump up to: а б The Guardian: Танзания выиграла компенсацию в размере 3 миллионов фунтов стерлингов от дочерней компании Biwater , 11 января 2008 г.
- ^ Гринхилл, Р. и Векия, И. (2004). Перекрытие кранов: условия доноров и приватизация воды в Дар-эс-Саламе, Танзания , Лондон, Великобритания, ActionAid, стр. 5
- ^ Вудхаус, Филип; Мюллер, Майк (2017). «Управление водными ресурсами — исторический взгляд на текущие дебаты» . Мировое развитие . 92 (1): 225–241. doi : 10.1016/j.worlddev.2016.11.014 – через Research Gate.
- ^ Бартрам, Джейми; Броклхерст, Кларисса; Фишер, Майкл; Луендейк, Рольф; Хоссейн, Рифат; Уордлоу, Тесса; Гордон, Брюс (11 августа 2014 г.). «Глобальный мониторинг водоснабжения и санитарии: история, методы и будущие задачи» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 11 (8): 8137–8165. дои : 10.3390/ijerph110808137 . ISSN 1660-4601 . ПМЦ 4143854 . ПМИД 25116635 .
- ^ Хусейн, Ишрат; Фаруки, Рашид, ред. (1994). Корректировка в Африке: уроки из тематических исследований стран . Региональные и отраслевые исследования Всемирного банка. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. ISBN 978-0-8213-2787-6 .
- ^ Всемирный банк : Проект водоснабжения и канализации Дар-эс-Салама , доступ 3 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д The Guardian: Biwater отклоняет иск Танзании о возмещении ущерба , 28 июля 2008 г.
- ^ Гринхилл, Р. и Векия, И. (2004). Перекрытие кранов: условия доноров и приватизация воды в Дар-эс-Саламе, Танзания , Лондон, Великобритания, ActionAid, стр. 3
- ^ Гринхилл, Р. и Векия, И. (2004). Перекрытие кранов: условия доноров и приватизация воды в Дар-эс-Саламе, Танзания , Лондон, Великобритания, ActionAid, стр. 2
- ^ Jump up to: а б с The Guardian : Флагманская приватизация водоснабжения в Танзании провалилась , 25 мая 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Челлен, Марианна (2006). От государственных труб до частных рук: доступ к воде и ее распределение в Дар-эс-Саламе, Танзания (Диссертация). Стокгольм: Стокгольмский университет, факультет человеческой географии. ISBN 9185445436 .
- ^ Гринхилл, Р. и Векия, И. (2004). Перекрытие кранов: условия доноров и приватизация воды в Дар-эс-Саламе, Танзания , Лондон, Великобритания, ActionAid, стр. 2
- ^ Гринхилл, Р. и Векия, И. (2004). Перекрытие кранов: условия доноров и приватизация воды в Дар-эс-Саламе, Танзания , Лондон, Великобритания, ActionAid, стр. 16
- ^ Jump up to: а б Biwater : Ответ Biwater на результаты арбитража МЦУИС , 28 июля 2008 г.