~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 802CDB15C03BA89BCDA03B496A705FE2__1716584700 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Water conflict - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Водный конфликт — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Water_conflict ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/e2/802cdb15c03ba89bcda03b496a705fe2.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/e2/802cdb15c03ba89bcda03b496a705fe2__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 14.06.2024 10:38:53 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 25 May 2024, at 00:05 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Водный конфликт — Википедия Jump to content

Водный конфликт

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Решение Эфиопии заполнить водохранилище плотины может сократить сток Нила на целых 25% и опустошить египетские сельскохозяйственные угодья. [1]

Водный конфликт обычно означает насилие или споры, связанные с доступом к водным ресурсам или контролем над ними, а также использованием воды или водных систем в качестве оружия или жертв конфликтов. Термин «водная война» в разговорной речи используется в средствах массовой информации для обозначения некоторых споров по поводу воды и часто ограничивается описанием конфликта между странами, государствами или группами по поводу прав на доступ к водным ресурсам . [2] [3] Организация Объединенных Наций признает, что водные споры возникают в результате противоположных интересов водопользователей, государственных или частных. [4] На протяжении всей истории возникало множество водных конфликтов, хотя они редко были традиционными войнами, ведущимися только за воду. [5] Вместо этого вода уже давно является источником напряженности и одной из причин конфликтов. Водные конфликты возникают по нескольким причинам, включая территориальные споры, борьбу за ресурсы и стратегическое преимущество. [6]

Водные конфликты могут возникать на внутригосударственном и межгосударственном уровнях. Межгосударственные конфликты происходят между двумя или более странами, которые имеют общий трансграничный источник воды, такой как река, море или бассейн подземных вод. Например, на Ближнем Востоке имеется только 1% мировых запасов пресной воды , которыми пользуются 5% населения мира, а большинство рек пересекают международные границы. [7] Внутригосударственные конфликты происходят между двумя или более сторонами в одной стране, например, конфликты между фермерами и городскими водопользователями.

Большинство конфликтов, связанных с водой, происходит из-за пресной воды , поскольку эти ресурсы необходимы для удовлетворения основных потребностей человека, но часто могут быть недостаточными, загрязненными или плохо распределяться между пользователями. Дефицит воды усугубляет споры о воде из-за конкуренции за питьевую воду , орошение , производство электроэнергии и другие нужды. [8] Поскольку пресная вода является жизненно важным, но неравномерно распределенным природным ресурсом, ее доступность часто влияет на условия жизни и экономические условия страны или региона. Отсутствие экономически эффективных вариантов водоснабжения в таких регионах, как Ближний Восток, [9] Помимо прочего, водные кризисы могут оказать серьезное давление на всех водопользователей, будь то корпорации, правительства или отдельные лица, что приведет к напряженности и, возможно, агрессии. [10]

Растет число водных конфликтов, которые остаются неразрешенными, в основном на субнациональном уровне, и они станут более опасными по мере того, как воды станет все меньше, изменения климата изменят местную гидрологию, а население мира увеличится. [11] [12] Широкий спектр водных споров затрудняет их разрешение, но доступен широкий спектр стратегий по снижению рисков таких споров. Местные и международные законы и соглашения могут помочь улучшить совместное использование международных рек и водоносных горизонтов. Усовершенствованные технологии и институты могут улучшить доступность воды и ее совместное использование в регионах с дефицитом воды.

Причины [ править ]

Нехватка воды чаще всего приводила к конфликтам на местном и региональном уровнях. [13] Вода является жизненно важным элементом для жизни человека, и деятельность человека тесно связана с наличием и качеством воды. [14] Вода – ограниченный ресурс. Водные конфликты возникают потому, что спрос на водные ресурсы и питьевую воду может превышать предложение, или потому, что контроль над доступом и распределением воды может быть оспорен, или потому, что институты управления водными ресурсами слабы или отсутствуют. Элементы водного кризиса могут оказать давление на пострадавшие стороны, заставив их получить больше общих водных ресурсов, что приведет к дипломатической напряженности или прямому конфликту.

Напряженность и конфликты из-за воды сейчас чаще возникают на субнациональном, а не на транснациональном уровне. Насилие между скотоводами и фермерами в странах Африки к югу от Сахары растет. Участились нападения на гражданские системы водоснабжения во время войн, которые начинаются по другим причинам, например, в Йемене, Сирии, Ираке и, совсем недавно, на Украине. [15] [16] Нехватка воды также может усугублять конфликты и политическую напряженность, которые не вызваны непосредственно водой. Постепенное снижение качества и/или количества пресной воды с течением времени может усугубить нестабильность региона, ухудшая здоровье населения, препятствуя экономическому развитию и усугубляя более крупные конфликты. [17]

Изменение климата и рост населения планеты также создают новое давление на ограниченные водные ресурсы и увеличивают риск водных конфликтов. [18]

Прогнозы [ править ]

За последние 25 лет политики, ученые и журналисты часто выражали обеспокоенность тем, что споры по поводу воды могут стать источником будущих войн. Часто цитируемые цитаты включают: цитату бывшего министра иностранных дел Египта и бывшего генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали , который предсказал: «Следующая война на Ближнем Востоке будет вестись из-за воды, а не политики»; его преемник в ООН , Кофи Аннан который в 2001 году заявил: «Жесткая конкуренция за пресную воду вполне может стать источником конфликтов и войн в будущем», и бывший вице-президент Всемирного Исмаил банка Серагельдин , который сказал: Войны следующего столетия будут из-за воды, если не произойдут существенные изменения в управлении. Более того, «сейчас принято говорить, что будущие войны на Ближнем Востоке, скорее всего, будут вестись из-за воды, а не из-за нефти», — заявил Лестер Р. Браун на предыдущей Стокгольмской конференции по водным ресурсам . [19]

Гипотеза о водных войнах уходит корнями в более ранние исследования, проведенные на небольшом количестве трансграничных рек, таких как Инд , Иордания и Нил . Именно эти реки оказались в центре внимания, поскольку на них возникли споры, связанные с водой. Конкретные события, приведенные в качестве доказательств, включают бомбардировки Израилем попыток Сирии отвести истоки реки Иордан, а также военные угрозы со стороны Египта против любой страны, строящей плотины в верховьях Нила.

Еще одним фактором, повышающим риски водных конфликтов, является растущая конкуренция за воду в регионах с дефицитом воды, где потребности в водоснабжении для нужд человека, производства продуктов питания, экосистем и других целей сталкиваются с проблемой наличия воды. Экстремальные гидрологические явления, такие как наводнения и засухи, также усугубляют риски водных конфликтов. По мере роста населения и экономического развития потребности в воде также могут увеличиваться, что усугубляет разногласия по поводу распределения и контроля ограниченных водных ресурсов в некоторых регионах или странах, особенно во время засухи или в общих международных водоразделах. [12]

Водные ресурсы, выходящие за пределы международных границ, скорее всего, станут источником сотрудничества и сотрудничества, чем войны. Ученые, работающие в Международном институте управления водными ресурсами, исследуют доказательства, лежащие в основе прогнозов водной войны. Их результаты показывают, что, хотя конфликты, связанные с водой, действительно имели место в нескольких международных бассейнах , в остальных примерно 300 общих бассейнах мира ситуация была в основном положительной. Это подтверждается сотнями действующих договоров, регулирующих справедливое водопользование между странами, разделяющими водные ресурсы. Институты, созданные этими соглашениями, на самом деле могут быть важными факторами в обеспечении сотрудничества, а не конфликта. [20]

Данные и определения [ править ]

разработал обширную онлайн-базу данных с открытым исходным кодом по конфликтам, связанным с водой — «Хронология водных конфликтов» Тихоокеанский институт . [21] В этой базе данных перечислены случаи насилия над водой, произошедшие примерно 4500 лет назад, и более 1600 примеров насилия над водными ресурсами с информацией о дате, месте, типе конфликта и полных источниках. [22]

В Хронологии водных конфликтов конфликты, связанные с водой, классифицируются следующим образом: [23]

  • Триггер: Вода как триггер или основная причина конфликта, когда возникает спор по поводу контроля над водой или водными системами или когда экономический или физический доступ к воде или нехватка воды провоцируют насилие.
  • Оружие: Вода как оружие конфликта, когда водные ресурсы или сами водные системы используются в качестве инструмента или оружия в насильственном конфликте.
  • Несчастный случай: Водные ресурсы или водные системы как жертва конфликта, когда водные ресурсы или водные системы являются преднамеренными или случайными жертвами или объектами насилия.

и вопросы торговые Экономические

Жизнеспособность воды как коммерческого ресурса, включая рыболовство , сельское хозяйство , производство, отдых и туризм , среди других возможностей, может вызвать споры, даже если доступ к питьевой воде не обязательно является проблемой. Некоторые считают, что вода как ресурс так же ценна, как нефть , и необходима почти во всех отраслях промышленности и почти каждый день. [24] Нехватка воды может полностью подорвать промышленность так же, как она может нанести вред населению, и повлиять на развитые страны так же, как они влияют на страны с менее развитой водной инфраструктурой. Отрасли, использующие воду, более заметны в водных спорах, но нехватка воды может нанести ущерб торговле на всех уровнях.

Рыбалка [ править ]

Исторически рыболовство было основным источником вопросов, поскольку страны расширялись и претендовали на части океанов и морей как территории для «внутреннего» коммерческого рыболовства. Некоторые прибыльные районы, такие как Берингово море , имеют историю споров; В 1886 году Британская империя и США столкнулись из-за рыболовства тюленей. [25] и сегодня Россия окружает карман международных вод, известный как «бублик» Берингова моря. Конфликт по поводу рыболовных маршрутов и доступа к яме был разрешен в 1995 году конвенцией, в просторечии называемой «Соглашением о бублике». [26]

Загрязнение [ править ]

Корпоративные интересы часто пересекают противоположные коммерческие интересы, а также экологические проблемы, что приводит к другой форме спора. В 1960-х годах озеро Эри и, в меньшей степени, другие Великие озера были загрязнены до такой степени, что произошла массовая гибель рыбы. Местные сообщества сильно страдали от ужасного качества воды, пока Конгресс США не принял Закон о чистой воде в 1972 году. [27]

Загрязнение воды представляет значительный риск для здоровья, особенно в промышленно развитых и густонаселенных районах, таких как Китай. В ответ на ухудшение ситуации, когда целые города испытывают нехватку безопасной питьевой воды, Китай принял пересмотренный Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды. [28] Возможность выхода загрязненной воды через международные границы, а также непризнанное загрязнение воды в более бедной стране поднимают вопросы прав человека, что позволяет внести международный вклад в борьбу с загрязнением воды. Не существует единой системы разрешения споров о загрязнении на местном уровне.

Ответы [ править ]

Сотрудничество [ править ]

Трансграничные институты могут быть созданы для содействия сотрудничеству, преодоления первоначальных споров и поиска способов справиться с неопределенностью, вызванной изменением климата. [29] Эффективность таких институтов также можно контролировать. [29]

Комиссия по реке Инд и Водный договор 1960 года пережили две войны между Индией и Пакистаном, несмотря на взаимную враждебность двух стран, доказав успешный механизм разрешения конфликтов, обеспечив основу для консультаций, проверок и обмена данными. Комитет Меконга функционирует с 1957 года и пережил войну во Вьетнаме 1955–1975 годов. Напротив, региональная нестабильность возникает, когда странам не хватает институтов для сотрудничества в региональном сотрудничестве, как, например, план Египта по строительству высокой плотины на Ниле . По состоянию на 2019 год ни одна глобальная организация не контролирует управление трансграничными водными источниками, а международное сотрудничество осуществляется посредством специального сотрудничества между агентствами, такими как Комитет Меконга, который сформировался в результате альянса между ЮНИСЕФ и Бюро мелиорации США . Формирование сильных международных институтов кажется [ оригинальное исследование? ] чтобы обеспечить путь вперед – они поощряют раннее вмешательство и лечение, [ нужна цитата ] избежание дорогостоящих процессов разрешения споров .

Израильско-иорданский проект «Процветание» [30] [31] Соглашение «вода в обмен на энергию», заключенное в сотрудничестве с ОАЭ, позволит получать солнечную электроэнергию из Иордании в Израиль, а Израиль будет поставлять опресненную воду в Иорданию. ОАЭ окажут помощь в установке солнечной энергосистемы в Иордании.

Одной из общих черт почти всех разрешенных споров является то, что в переговорах использовалась парадигма, «основанная на потребностях», а не на «правах». орошаемыми землями, населением и техническими особенностями проектов «Потребности» определяются . Успех парадигмы, основанной на потребностях, отражен в единственном водном соглашении, когда-либо заключенном в бассейне реки Иордан , которое фокусируется на потребностях, а не на правах прибрежных стран. На Индийском субконтиненте потребности Бангладеш в орошении определяют распределение воды в реке Ганг. [ нужна цитата ] Региональный подход, основанный на потребностях, фокусируется на удовлетворении потребностей людей в воде, гарантируя удовлетворение минимальных количественных потребностей. Это устраняет конфликт, который возникает, когда страны рассматривают договор с точки зрения национальных интересов, и отходят от подхода с нулевой суммой к интегративному подходу с положительной суммой, который справедливо распределяет воду и ее выгоды. [ нужна цитата ] Это означает, что как справедливость, так и эффективность систем водопользования становятся значительными, особенно в условиях дефицита воды . Сочетание этих двух факторов эффективности должно происходить в контексте устойчивости, что делает крайне желательным постоянное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами в режиме обучения. [32]

водными ресурсами Устойчивое управление

Рамочная программа «Голубой мир», разработанная Стратегической группой прогнозирования в партнерстве с правительствами Швейцарии и Швеции, предлагает уникальную политическую структуру, которая способствует устойчивому управлению водными ресурсами в сочетании с сотрудничеством во имя мира. Если максимально эффективно использовать общие водные ресурсы посредством сотрудничества, а не простого распределения между странами, шансы на мир могут возрасти. [33] [ нужна цитата для проверки ] Подход «Голубого мира» доказал свою эффективность, например, на Ближнем Востоке. [34] [35] и бассейн Нила. [34] [36]

Программы ООН [ править ]

Портал ООН -ЮНЕСКО-МГП по подземным водам призван помочь улучшить понимание водных ресурсов и способствовать эффективному управлению водными ресурсами. Но, безусловно, самой активной программой ООН в разрешении водных споров является программа «От потенциального конфликта к потенциалу сотрудничества» (PCCP), которая находится на третьем этапе своего развития и занимается подготовкой специалистов в области водных ресурсов на Ближнем Востоке и организацией образовательных мероприятий в других местах. [37] В его целевые группы входят дипломаты, законодатели, гражданское общество и студенты, изучающие водные ресурсы; расширяя знания о водных спорах, он надеется стимулировать сотрудничество между странами в разрешении конфликтов.

ЮНЕСКО опубликовала карту трансграничных водоносных горизонтов . [38] Научная работа, посвященная водным спорам, еще не привела к выработке последовательного метода урегулирования международных споров, не говоря уже о местных. Но ЮНЕСКО смотрит на оптимистичные перспективы на будущее, поскольку водные конфликты становятся все более публичными, а растущая серьезность отрезвляет упрямые интересы.

Арбитраж международных организаций [ править ]

Международные организации играют самую большую роль в урегулировании водных споров и улучшении управления водными ресурсами. От научных усилий по количественной оценке загрязнения воды до усилий Всемирной торговой организации по разрешению торговых споров между странами — многие виды водных споров можно решать с помощью существующих структур и институтов.

( Всемирная торговая организация ВТО) может рассматривать водные споры, представленные ее государствами-членами, если споры носят коммерческий характер. В ВТО есть определенные группы, такие как Центр рыболовства, которые занимаются мониторингом и вынесением решений по соответствующим делам, хотя она ни в коем случае не является органом власти по разрешению конфликтов из-за водных ресурсов.

Тем не менее, водный конфликт, возникающий внутри страны, а также конфликт, который может носить не полностью коммерческий характер, может не подходить для арбитража в ВТО.

Поскольку вода играет центральную роль в торговле сельскохозяйственной продукцией, водные споры могут быть неявно замешаны в делах ВТО в форме виртуальной воды . [39] [40] вода используется в производстве товаров и услуг, но не продается напрямую между странами. Страны с более широким доступом к водным ресурсам могут оказаться в лучшем положении с экономической точки зрения, чем страны, столкнувшиеся с кризисом, который создает потенциал для конфликта. Возмущенные сельскохозяйственными субсидиями, которые вытесняют отечественную продукцию, страны, сталкивающиеся с нехваткой воды, обращаются со своим иском в ВТО.

ВТО играет большую роль в спорах, связанных с сельским хозяйством, которые имеют отношение к конфликтам из-за конкретных источников воды. Тем не менее, он обеспечивает важную основу, которая определяет, как вода будет играть роль в будущих экономических спорах. Одна школа мысли придерживается идеи войны за воду, окончательного развития неразрешенного водного спора: скудные водные ресурсы в сочетании с давлением экспоненциально растущего населения могут превзойти способность ВТО поддерживать вежливость в торговых вопросах. [41]

водные конфликты Трансграничные

Трансграничные воды – это воды, в которых два или более разных государств граничат с одним и тем же водным объектом. Чтобы снизить риск водных конфликтов, часто заключаются соглашения или соглашения о трансграничных водных ресурсах, но во многих общих международных реках такие соглашения до сих пор отсутствуют. [42] По мнению ООН, это сотрудничество должно быть равноправным и устойчивым, поскольку каждое государство не злоупотребляет водой, а скорее использует ее с максимальной пользой, защищая и сохраняя ее. [43]

Международная конкуренция за воду может возникнуть, когда одна страна начинает брать больше воды из общего источника воды. [44] Часто это наиболее эффективный путь получения необходимой воды, но в долгосрочной перспективе это может привести к конфликту, если будет перерасход воды . Сообщается, что более 50 стран на пяти континентах находятся под угрозой конфликта из-за воды. [45] Более того, международное водное право иногда может усугублять потенциал конфликта: правовые принципы «предварительного присвоения» и «прибрежного подхода» замешаны в трансграничных водных конфликтах, поскольку оба могут означать, что удача исторически и географически может юридически разделить страны на страны, обладающие водой. изобилие и те, у кого дефицит.

Недавние межгосударственные конфликты происходили в основном на Ближнем Востоке (споры, возникающие из-за рек Евфрат и Тигр, разделяемых Турцией, Сирией и Ираком; и на реке Иордан конфликт , разделяемый Израилем, Ливаном, Иорданией и Государством Палестина), в Африке ( рекой Нил ), конфликты между Египтом, Эфиопией и Суданом, связанные с [3] а также в Центральной Азии ( аральский конфликт между Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном). В 2022 и 2023 годах также обострилась напряженность из-за реки Гильменд, разделяемой Ираном и Афганистаном.

Реки Тигр и Евфрат [ править ]

В истории было много конфликтов по поводу использования воды из таких рек , как Тигр и Евфрат , и одна из самых ранних известных «водных войн» произошла около 2400 г. до н.э. между древними шумерскими государствами Умма и Лагаш из-за оросительной воды. [46] Турецкий проект Юго-Восточной Анатолии (Guneydogu Anadolu Projesi, или GAP) на Евфрате может иметь потенциально серьезные последствия для водоснабжения в Сирии и Ираке. [ нужна цитата ] В 1950-х годах из-за проблем совместного использования воды, особенно в странах нижнего течения, было начато строительство нескольких плотин и других водных проектов. [47]

Бассейн Меконга (Китай и другие страны Азии )

В бассейне Меконга, стране, расположенной выше по течению, Китай построил серию плотин в верховьях Меконга , изменив объемы и сроки стока для стран нижнего течения - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Таиланда. [48] [49]

По состоянию на 2020 год Китай построил 11 плотин на реке Меконг , которая течет из Китая через Мьянму , Лаос , Таиланд , Камбоджу и Вьетнам в Южно-Китайское море . Эксперты опасаются, что способность Китая контролировать течение Меконга дает ему рычаги воздействия на страны, расположенные ниже по течению, которые полагаются на добрую волю Китая. [50] В 2018 году уровень воды в реке Меконг упал до самого низкого уровня за более чем 100 лет, даже во время ежегодного сезона муссонов. [51] Плотина Цзинхонг , которая по состоянию на январь 2020 года является ближайшей китайской плотиной вверх по течению от тайской границы, вызвала огромные колебания уровня реки, влияя на средства к существованию людей, живущих ниже по течению, нарушая естественный цикл реки. [52]

Аральский кризис [ править ]

В другом (не)известном случае чрезмерное развитие ирригационного земледелия (особенно хлопка) в Советскую эпоху в Центральной Азии привело к тому, что река Амударья , разделяемая Узбекистаном, Туркменистаном, Таджикистаном и Афганистаном, почти полностью высохла, настолько, что она перестала доходить до Аральского моря, которое сейчас значительно уменьшилось в размерах и объеме. [53]

Египет и Эфиопия [ править ]

В 1979 году президент Египта Анвар Садат заявил, что если Египет когда-нибудь снова вступит в войну, то это будет из-за воды. Отдельно, касаясь отношений Египта и Эфиопии , премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи сказал: «Я не обеспокоен тем, что египтяне внезапно вторгнутся в Эфиопию. Никто из тех, кто пытался это сделать, не дожил до того, чтобы рассказать эту историю». [54]

Конфликт между Египтом и Эфиопией из-за Великой плотины Эфиопского Возрождения обострился в 2020 году из-за опасений, что эфиопская плотина на Голубом Ниле может сократить приток воды в Египет, который сильно зависит от воды реки Нил. [55] [56] [57] Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед предупредил: «Никакая сила не сможет помешать Эфиопии построить плотину. Если возникнет необходимость начать войну, мы могли бы подготовить миллионы людей». [56]

Египет рассматривает плотину как экзистенциальную угрозу. Обе страны сталкиваются с угрозой нехватки воды, поскольку, согласно прогнозам, спрос на воду будет увеличиваться с ростом населения, усилением урбанизации и стремлением к экономическому росту. Напряженность усугубляется в результате фундаментальных различий во взглядах на права на воду; Египет претендует на свои права на воду Нила на основании исторической практики, тогда как Эфиопия претендует на свои права на воду на основании географического положения. [58] где 85% воды поступает из горных источников на его территории. [59] Хотя Инициатива бассейна Нила обеспечивает платформу для обеспечения устойчивого управления водными ресурсами посредством сотрудничества прибрежных стран, [60] Рамочное соглашение о сотрудничестве на сегодняшний день ратифицировано только шестью из 11 стран. [61]

Из-за рекордно низкого количества осадков летом 2005 года водохранилище за плотиной Самура иссякает. Водохранилище снабжает водой Такамацу , остров Сикоку , Япония.

Водные конфликты между Индией Пакистаном и

В 1948 году между Индией и Пакистаном возник спор по поводу разделения прав на воду реки Инд и ее притоков. [62] [63] Соглашение было достигнуто через пять недель, а за спором последовало подписание Договора о водах Инда в 1960 году. [62] [63]

Конкуренция за трансграничные источники воды также может обостриться в результате эскалации напряженности между странами, как в случае с Индией и Пакистаном . Обе страны сильно зависят от бассейна реки Инд в плане водоснабжения, которое регулируется в первую очередь Договором о водах Инда , заключенным в 1960 году. В феврале 2019 года Индия пригрозила перекрыть подачу воды Пакистану в ответ на военное столкновение в Кашмире. , [64] вместо этого отводя воду в такие районы, как Джамму , Кашмир и Пенджаб . Строительство плотин вверх по течению также может привести к затоплению вниз по течению, если вода будет сброшена слишком быстро. [65]

Поскольку две страны разделяют ресурсы водного бассейна Инда, Индия и Пакистан решили заключить заметный и влиятельный договор под названием « Договор по водам Инда» (ВВТ). Соглашение заключено при посредничестве Всемирного банка и регулирует водопользование и сток многочисленных рек бассейна каждой страной. Договор пережил три войны, но имел и свою долю двусторонних противоречий. [66] После высокой напряженности в 2019 году премьер-министр Индии пригрозил ограничить подачу воды в Пакистан в регионе – действие, которое Пакистан заявил, что будет рассматривать как акт войны. [67]

на окружающую среду водные конфликты и их влияние Трансграничные

Реки Тигр и Евфрат [ править ]

Начиная с 1960-х годов, [68] происходили конфликты вокруг воды В Турции , Сирии и Ираке . Турция на протяжении многих лет постоянно решала не следовать соглашению 1987 года, которое гарантировало, что около 500 кубических метров воды в секунду течет по рекам Тигр и Евфрат для снабжения водой месопотамских болот и миллионов людей. [69] Турция решила начать проект «Юго-Восточная Анатолия» или GAP, который заключается в строительстве 20 плотин, которые смогут вместить до 120 миллиардов кубических метров, а также девятнадцати гидроэлектростанций, оставляющих миллионы людей и диких животных, живущих ниже по течению, которые полагаются как на реки Тигр , так и на реки Евфрат . нет воды.

GAP проект Турция и

и рек Тигр Евфрат , Проект GAP который состоит из (1,7 млн ​​га) [70] обострило ситуацию и нанесло необратимый и будущий необратимый экологический ущерб не только соседним странам, но Турции и . Проект GAP сократил воду на 50% из рек Тигр и Евфрат в окружающие страны нижнего течения, Сирию и Ирак . Нехватка воды в нижнем течении привела к тому, что многие курды стали бездомными, что привело к увеличению солености воды в Евфрате , достигшей 1000 частей на миллион, и не позволило Ираку вернуться к богатым органическими почвами, используемыми в сельском хозяйстве. Кроме того, нехватка воды в нижнем течении также препятствует естественному дренажу, включая соли и загрязнения, от которых реки естественным образом избавились, что влияет на здоровье миллионов людей. [70]

Годовой интервал уровня воды в Месопотамских болотах в начале февраля.

месопотамские болота Воздействие на

Месопотамские болота , также известные как Иракские болота , значительно уменьшились во время войны с Ираном 1980-1988 годов, когда Саддам Хусейн , пятый президент Ирака , обвинил арабских жителей в предательстве и поэтому использовал воду как оружие, чтобы вытеснить их из страны. Болота. [71] Чтобы вывести тысячи людей из этого района, правительство Ирака осушило 10% территории, которая раньше покрывала площадь от 9000 квадратных километров (3500 квадратных миль) до 760 км2, а в 2005 году получила только 40 процентов от первоначального покрытия. [70] [71] «Третья река» — это проект длиной 172 километра, реализация которого началась в 1992 году. Он включал в себя дополнительный канал для сбора нисходящих вод из реки Тигр и перемещения их через болота и реку Евфрат возле Аль-Курны. Проект вынудил полмиллиона жителей болотистых местностей мигрировать, сжег близлежащие города и загрязнил окружающие сельскохозяйственные угодья и воду, сделав землю непригодной для жизни тысяч видов и людей. [70]

и Хадита Мосул Водохранилища

Уровни воды в водохранилище выше Мосульской плотины .

Конфликт на реках Тигр и Евфрат привел к быстрому истощению водохранилищ. В 1985 и 1986 годах два крупнейших водохранилища, Мосул и Хадита , расположенные на реках Тигр и Евфрат , были построены для обеспечения гидроэнергетики и нижнего течения. [72] Во время первой войны в Персидском заливе в 1990 и 1991 гг. [73] водохранилище было потеряно 3,3 км2 площади, За день в Мосульском глубина которого упала с 372 до 346 км2. 25 января и 10 февраля 1991 года водохранилище продолжало терять около 3,4 км2 поверхности озера в день, в результате чего конечная площадь поверхности составила 215 км2, а объем - 3,3 км3. [72] Это было в то же время в феврале 1991 года, когда несколько британских бомбардировщиков выпустили несколько ракет по мостам на юге и западе Ирака , в результате каждой атаки погибло более 100 человек. [74] и влияет на уровень воды. В то же время, с 17 января по 10 февраля 1991 года, водохранилище Хадита , также расположенное в Ираке , теряло в среднем 2,5 км2 поверхности озера в день, а за три недели - в общей сложности 21%. В августе 2014 года ИГИЛ повстанческая группировка захватила Мосульскую плотину, которая, как опасались курдские источники, будет использована для затопления стран, расположенных ниже по течению, что приведет к гибели тысяч людей. [75] США ИГИЛ нанесли более 130 авиаударов, чтобы помочь отбить плотину у на севере Ирака . [76] США , также нанесли авиаудары по районам, окружающим водохранилище Хадита чтобы помешать ИГИЛ захватить еще одну жизненно важную плотину, которая является источником жизни миллионов людей. [77] Конфликт из-за ресурсов в этом районе привел к тому, что водохранилища Мосула и Хадиты потеряли площадь поверхности со скоростью 2,0 км2 в день. [72]

заметные Другие конфликты

Исследования [ править ]

Некоторые исследования Международного института управления водными ресурсами и Университета штата Орегон показали, что водные конфликты между странами менее вероятны, чем сотрудничество, поскольку существуют сотни договоров и соглашений. Водные конфликты, как правило, возникают в результате других социальных проблем. [84] И наоборот, Тихоокеанский институт показал, что, хотя межгосударственные (т.е. между странами) водные конфликты становятся все менее вероятными, похоже, существует растущий риск субнациональных конфликтов между водопользователями, регионами, этническими группами и конкурирующими экономическими интересами. Данные «Хронологии водных конфликтов» показывают, что эти внутригосударственные конфликты являются более крупным и растущим компонентом всех водных споров, и что традиционные международные механизмы их разрешения, такие как двусторонние или многосторонние договоры, не столь эффективны. [85] По оценкам некоторых аналитиков, из-за увеличения потребления человеком водных ресурсов водные конфликты в ближайшем будущем станут более распространенными. [86] [87]

Нахо Мирумачи и Джон Энтони Аллан предложили подход «Нексус трансграничного водного взаимодействия» (TWIN) в 2007 году как двумерный метод подхода к водным конфликтам и сотрудничеству. [88] Эта модель игнорирует традиционный линейный континуум конфликта и сотрудничества и вместо этого рассматривает их как сосуществующие, а не взаимоисключающие. Они постулируют, что не всякое сотрудничество хорошо, и не все конфликты плохи. [89] Подход TWINS также может служить полезным последним шагом после разделения. анализ методов сотрудничества и мер интенсивности конфликта. [90] Модель разделена на две части — горизонтальную шкалу (измеряет интенсивность сотрудничества) и вертикальную шкалу (измеряет интенсивность конфликта).

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «В Африке вырисовывается война из-за воды, поскольку Эфиопия приближается к завершению строительства плотины на реке Нил» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 27 февраля 2018 г.
  2. ^ Таллок, Джеймс (26 августа 2009 г.). «Водные конфликты: сражаться или бежать?» . Альянс. Архивировано из оригинала 29 августа 2008 г. Проверено 14 января 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Камери-Мботе, Патрисия (январь 2007 г.). «Вода, конфликты и сотрудничество: уроки бассейна реки Нил» (PDF) . Навигация по миру (4). Международный центр ученых Вудро Вильсона. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2010 г.
  4. ↑ От потенциального конфликта Организации Объединенных Наций к потенциалу сотрудничества, по состоянию на 21 ноября 2008 г.
  5. ^ Питер Глейк , 1993. «Вода и конфликт». Международная безопасность Том. 18, № 1, стр. 79–112 (лето 1993 г.).
  6. ^ Гейдельбергский институт исследования международных конфликтов (факультет политологии Гейдельбергского университета ); Барометр конфликтов 2007: Кризисы – Войны – Государственные перевороты – Переговоры – Посредничество – Мирные урегулирования, 16-й ежегодный анализ конфликтов, 2007 г.
  7. ^ Сазерленд, Бен (18 марта 2003 г.). «Нехватка воды способствует терроризму » . Новости BBC . Проверено 14 января 2010 г.
  8. ^ «Патп > > >» . Архивировано из оригинала 31 июля 2001 г. Проверено 1 апреля 2010 г. Пресная вода: источник жизненной силы планеты, по состоянию на 21 ноября 2008 г.
  9. ^ Мураками, Масахиро. 1995. Управление водой ради мира на Ближнем Востоке: альтернативные стратегии, Нью-Йорк: Издательство Университета Организации Объединенных Наций. Доступ онлайн 16 ноября 2008 г.
  10. ^ [1] От потенциального конфликта Организации Объединенных Наций к потенциалу сотрудничества, по состоянию на 21 ноября 2008 г.
  11. ^ [2] Брукс, Нина. «Надвигающийся водный кризис в Китае», Арлингтонский институт. По состоянию на 28 ноября 2008 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Глейк, Питер (17 марта 2022 г.). «Водные конфликты продолжают обостряться во всем мире» . Тихоокеанский институт . Проверено 17 марта 2022 г.
  13. ^ Вольф, Аарон Т (2001). «Вода и безопасность человека». Журнал современных водных исследований и образования . 118 :29.
  14. ^ ICWE (1992). Международная конференция по воде и окружающей среде - проблемы развития в 21 веке, 26–31 января 1992 г., Дублин, Ирландия: Дублинское заявление и отчет конференции , Женева, Швейцария, Секретариат ICWE, Всемирная метеорологическая организация
  15. ^ Глейк, Питер (2019). «Вода как оружие и жертва вооруженного конфликта: обзор недавнего насилия, связанного с водой, в Ираке, Сирии и Йемене» . ПРОВОДА Вода . 6 (4): 1–15. Бибкод : 2019WIRWa...6E1351G . дои : 10.1002/wat2.1351 . S2CID   195514316 .
  16. ^ Глейк, Питер; Вишневский, Виктор; Шевчук, Сергей (2023). «Реки и водные системы как оружие и жертвы российско-украинской войны» . Будущее Земли . 11 (10). Бибкод : 2023EaFut..1103910G . дои : 10.1029/2023EF003910 .
  17. ^ Постел, СЛ; Вольф, АТ (2001). «Обезвоживающий конфликт» . Внешняя политика . 126 (126): 60–67. дои : 10.2307/3183260 . JSTOR   3183260 .
  18. ^ «Грядущие войны за воду» . Синдикация отчетов . 12 октября 2019 г.
  19. ^ «Сообщения EPI - Как нехватка воды повлияет на новый век - EPI» . www.earth-policy.org . Проверено 9 января 2018 г.
  20. ^ Содействие сотрудничеству посредством управления трансграничными водными ресурсами , Истории успеха, выпуск 8, 2010 г., ИВМИ.
  21. ^ «Хронология водных конфликтов» . Тихоокеанский институт . Проверено 29 ноября 2023 г.
  22. ^ Глейк, Питер; Симабуку, Морган (2023). «Водные конфликты: определения, данные и тенденции из хронологии водных конфликтов» . Письма об экологических исследованиях . 18 (3): 034022. Бибкод : 2023ERL....18c4022G . дои : 10.1088/1748-9326/acbb8f .
  23. ^ «Хронология водного конфликта» . Тихоокеанский институт . Проверено 17 марта 2022 г.
  24. ^ [3] Пентленд, Уильям. «Водно-промышленный комплекс», Forbes, 14 мая 2008 г. По состоянию на 21 ноября 2008 г.
  25. ^ Электронная энциклопедия Колумбии, 6-е изд. Авторские права © 2007, издательство Колумбийского университета.
  26. ^ Данлэп, Уильям В. Международный журнал морского и прибрежного права, том 10, номер 1, 1995 г., стр. 114-135 (22)
  27. ^ 33 USC   § 1251 и след.
  28. ^ [4] China Daily, обновление 29 февраля 2008 г. По состоянию на 21 ноября 2008 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Садофф, К.; и др., ред. (2008). Поделиться: управление водными ресурсами через границы (PDF) . МСОП . ISBN  978-2-8317-1029-7 .
  30. ^ «Израиль и Иордания продвигаются вперед по соглашению о воде в обмен на энергию» . Рейтер . 8 ноября 2022 г.
  31. ^ «Вода в обмен на энергию лучше, чем земля в обмен на мир» . 16 декабря 2021 г.
  32. ^ Хайе, Наим (2020). Теория прозрачного управления водными ресурсами: эффективность в акционерном капитале (PDF) . Спрингер.
  33. ^ Турецкий обзор , март 2013 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Группа стратегического прогнозирования – предвидение глобального будущего и влияние на него» (PDF) . www.strategicforesight.com . Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2018 г. Проверено 31 августа 2018 г.
  35. ^ eda.base.comComponents.templates.base.accessKeys. Архивировано 26 сентября 2013 г. в archive.today . Deza.admin.ch. Проверено 24 ноября 2015 г.
  36. ^ «Голубой мир: новое решение для предотвращения водных войн в бассейне Нила — Yahoo Finance» . 28 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г.
  37. ^ «Портал ЮНЕСКО-МГП по подземным водам» . 19 декабря 2014 года . Проверено 19 октября 2019 г.
  38. ^ «ЮНЕСКО публикует первую в мире карту подземных трансграничных водоносных горизонтов» . ЮНЕСКО . 22 октября 2008 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2008 года . Проверено 13 июня 2023 г.
  39. ^ Моррисетт, Джейсон Дж. и Дуглас А. Борер. «Там, где смешиваются нефть и вода: дефицит окружающей среды и будущие конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Параметры, об. 34, зима 2004 г., стр. 94–96.
  40. ^ Шведо, Петр (1 декабря 2013 г.). «Водный след и право ВТО» (PDF) . Журнал мировой торговли . 47 (6): 1259–1284. дои : 10.54648/TRAD2013042 . S2CID   150576275 – через kluwerlawonline.com.
  41. ^ Моррисетт, с. 99
  42. ^ Зейтун, Марк; Мирумачи, Нахо; Уорнер, Джерун; Киркегор, Мэтью; Каскао, Ана (24 мая 2019 г.). «Анализ трансформации водного конфликта» (PDF) . Водный Интернационал . 45 (4): 365–384. дои : 10.1080/02508060.2019.1607479 . ISSN   0250-8060 . S2CID   182388253 .
  43. ^ «Статья 5: Справедливое и разумное использование и участие – Конвенция ООН по водотокам» . www.unwatercoursesconvention.org . Проверено 8 октября 2021 г.
  44. ^ Гровер, Велма И. (2007). Вода: источник конфликта или сотрудничества? . Энфилд, Нью-Хэмпшир: Научные издательства.
  45. ^ Пол, Джеймс. «Вода в конфликте» . www.globalpolicy.org .
  46. ^ Фредерик М. Лоренц; Эдвард Дж. Эриксон. «Евфратский треугольник: последствия проекта Юго-Восточной Анатолии для безопасности» . www.stormingmedia.us . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 11 марта 2023 г.
  47. ^ Чаркоглу, Али; Эдер, Майн (2001). «Внутренние проблемы и водный конфликт по поводу бассейна рек Евфрат-Тигр» . Ближневосточные исследования . 37 (1): 41–71. дои : 10.1080/714004364 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4284138 . S2CID   144773147 .
  48. ^ «Китайские плотины усугубили сильную засуху в нижнем течении Меконга: исследование» . Аль-Джазира . 25 апреля 2020 г.
  49. ^ «Наука показывает, что китайские плотины разрушают Меконг» . Внешняя политика . 22 апреля 2020 г.
  50. ^ Челлани, Брахма (28 октября 2019 г.). «Китай превращает воду в оружие и усугубляет засуху в Азии» . Азиатский обзор Nikkei .
  51. ^ «Превращение плотины в бассейне Меконга в экологический ад» . Проект Синдикат. 2 августа 2019 г.
  52. ^ Бейнбридж, Эми (20 января 2020 г.). «Плотины реки Меконг в Китае производят возобновляемую энергию, но лишают местных жителей средств к существованию» . Новости АВС .
  53. ^ Прокурат, Сергиуш (2015), Засуха и нехватка воды в Азии как угроза и экономическая проблема (PDF) , Юзефув: «Журнал современной науки» 26 марта 2015 г., стр. 235–250 , получено 13 августа 2016 г.
  54. ^ Мэлоун, Барри. «Следующие дела Египта: Эфиопия и Нил» . www.aljazeera.com . Проверено 9 января 2018 г.
  55. ^ Уолш, Дециан (9 февраля 2020 г.). «На протяжении тысячелетий Египет контролировал Нил. Этому угрожает новая плотина» . Газета "Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 10 февраля 2020 года.
  56. ^ Перейти обратно: а б «Египет и Эфиопия готовятся к водной войне?» . Неделя . 8 июля 2020 г.
  57. ^ «Ссора из-за крупнейшей плотины Африки может обостриться, предупреждают ученые» . Природа . 15 июля 2020 г.
  58. ^ «Водные войны в бассейне Нила: бесконечная борьба между Египтом, Эфиопией и Суданом» . Геополитический монитор . 04.11.2019 . Проверено 20 ноября 2020 г.
  59. ^ Глейк, Питер; Исландия, Чарльз (2018). Вода, безопасность и конфликты . Вашингтон, округ Колумбия. США: Институт мировых ресурсов.
  60. ^ «Кто мы | Инициатива бассейна Нила (NBI)» . nilebasin.org . Проверено 20 ноября 2020 г.
  61. ^ «CFA | Инициатива бассейна Нила (NBI)» . nilebasin.org . Проверено 20 ноября 2020 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б Салман, Салман М.А.; Упрети, Кишор (2002), Конфликт и сотрудничество на международных реках Южной Азии: правовая перспектива , Публикации Всемирного банка, стр. 42–44, ISBN.  978-0-8213-5352-3
  63. ^ Перейти обратно: а б Гилмартин, Дэвид (2020), Кровь и вода: бассейн реки Инд в современной истории , Univ of California Press, стр. 210–211, ISBN  978-0-520-35553-8
  64. ^ Дасгупта, Мехр Надим, Саад Саид, Неха (19 августа 2019 г.). «Пакистан и Индия спорят по поводу использования воды в качестве оружия в споре о Кашмире» . Рейтер . Проверено 20 ноября 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  65. ^ «Пакистан обвиняет Индию в использовании воды в качестве оружия в Кашмирском конфликте» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 19 августа 2019 г. Проверено 20 ноября 2020 г.
  66. ^ Камар, Мухаммад Узаир; Азмат, Мухаммед; Хлопки, Пьерлуиджи (2019). «Подводные камни трансграничного водного договора Инда: перспектива предотвращения неконтролируемых угроз глобальной безопасности» . npj Чистая вода . 2 (1): 22. Бибкод : 2019npjCW...2...22Q . дои : 10.1038/s41545-019-0046-x . ISSN   2059-7037 .
  67. ^ Надин, Мехр; Саид, Саад; Дасгупта, Неха (19 августа 2019 г.). «Пакистан и Индия спорят по поводу использования воды в качестве оружия в споре о Кашмире» . Рейтер . Проверено 26 марта 2021 г.
  68. ^ «Турция, Сирия и Ирак: Конфликт по поводу Евфрата-Тигра | Климатическая дипломатия» . Climate-diplomacy.org . Январь 1960 года . Проверено 23 июня 2022 г.
  69. ^ «Сообщается, что Турция лишает сотни тысяч людей воды» . открытая демократия . Проверено 23 июня 2022 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д Абдулрахман, Мэй Ф. (31 августа 2021 г.). «Влияние сбросов на качество воды в реке Евфрат между Хитом и Рамади, Ирак» . Иракский геологический журнал . 54 (2Б): 101–111. doi : 10.46717/igj.54.2b.9ms-2021-08-29 . ISSN   2414-6064 . S2CID   239713983 .
  71. ^ Перейти обратно: а б «Иракские болота, когда-то осушенные Саддамом, признаны объектом всемирного наследия» . Рейтер . 17 июля 2016 г. Проверено 23 июня 2022 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Хасан, Мэйс; Муди, Аарон; Беннингер, Ларри; Хедлунд, Элоиза (март 2019 г.). «Как война, засуха и управление плотинами влияют на водоснабжение в реках Тигр и Евфрат» . Амбио . 48 (3): 264–279. Бибкод : 2019Амбио..48..264H . дои : 10.1007/s13280-018-1073-4 . ПМК   6374223 . ПМИД   30003512 . ПроКвест   2068657730 .
  73. ^ «Война в Персидском заливе | Краткое описание, даты, участники боевых действий, потери, синдром, карта и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 23 июня 2022 г.
  74. ^ «Авиаудар в Мосуле потенциально стал одним из самых страшных гражданских взрывов под руководством США за последние 25 лет» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 23 июня 2022 г.
  75. ^ «Курдские силы прорвали контроль ИГ над плотиной в Мосуле » . Новости BBC . 17 августа 2014 г. Проверено 23 июня 2022 г.
  76. ^ «США нанесли удары по боевикам Исламского государства по иракской плотине Хадита» . Новости BBC . 07.09.2014 . Проверено 23 июня 2022 г.
  77. ^ «США наносят авиаудары по иракской плотине Хадита» . Popularmilitary.com . 8 сентября 2014 года . Проверено 23 июня 2022 г.
  78. ^ Раслер, Карен А.; Томпсон, WR (2006). «Спорная территория, стратегическое соперничество и эскалация конфликта» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 50 (1): 145–168. дои : 10.1111/j.1468-2478.2006.00396.x .
  79. ^ «Молитесь о дожде: засыхание Крыма — головная боль для Москвы, дилемма для Киева» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 29 марта 2020 г.
  80. ^ «Плотина оставляет население Крыма в хронической нехватке воды» . Аль-Джазира . 4 января 2017 г.
  81. ^ «Силы безопасности Кыргызстана и Таджикистана столкнулись на границе из-за водного спора» . Рейтер . 29 апреля 2021 г.
  82. ^ «Спор Ирана о воде с талибами продолжается, поскольку они высмеивают Раиси» . 25 января 2024 г.
  83. ^ «Возмущенные нехваткой воды, иранцы маршируют третий день» .
  84. ^ « Содействие сотрудничеству посредством управления трансграничными водными ресурсами , Истории успеха, выпуск 8, 2010 г.» . ИВМИ . Проверено 9 января 2018 г.
  85. ^ «Хронология водных конфликтов» . Тихоокеанский институт . Проверено 21 июня 2013 г.
  86. ^ «Всемирная битва за воду» . Новости BBC . 19 августа 2008 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2008 года . Проверено 13 июня 2023 г.
  87. ^ Гресте, Питер (26 марта 2009 г.). «Плотина, разделяющая эфиопов» . Новости BBC . Проверено 13 июня 2009 г.
  88. ^ Мирумачи, Нахо и Джон Энтони Аллан. «Возвращение к управлению трансграничными водными ресурсами: власть, конфликты, сотрудничество и политическая экономия». В документе конференции CAIWA, 2007 г., [5] , по состоянию на январь 2014 г.
  89. ^ Зейтун, Марк и Нахо Мирумачи. «Трансграничное водное взаимодействие I: пересмотр конфликтов и сотрудничества». В международных экологических соглашениях, 4 августа 2008 г., стр. 297–316.
  90. ^ Рейн, Марлен. «Асимметрия власти в бассейне реки Меконг: влияние гидрогегемонии на совместное использование трансграничных вод». В Венском журнале восточноазиатских исследований, том 8, ред. Рюдигер Франк, Ина Хейн, Лукас Покорны и Агнес Шик-Чен. Вена: Praesens Verlag, 2016, стр. 127–162. два : 10.2478/vjeas-2016-0005

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 802CDB15C03BA89BCDA03B496A705FE2__1716584700
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Water_conflict
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water conflict - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)