Ресурсная война
Ресурсная война — это тип войны, вызванный конфликтом из-за ресурсов . В войне за ресурсы обычно есть нация или группа, контролирующая ресурс, и агрессор, желающий захватить контроль над этим ресурсом. Эта динамика сил между странами была важным фактором, лежащим в основе конфликтов с конца 19 века. [1] С ростом индустриализации количество сырья, которое промышленно развитая страна использует для поддержания своей деятельности, увеличивается. [2]
История [ править ]
Война за острова Чинча [ править ]
Одним из наиболее ярких примеров ресурсной войны в истории является конфликт из-за гуано на острове Чинча в конце 19 века. Острова Чинча в Перу расположены у южного побережья Перу, где, как известно, гнездилось множество морских птиц и охотилось на рыбу, принесенную туда течениями Тихого океана . [3] Гуано этих морских птиц невероятно богато питательными веществами и стало востребованным ресурсом в качестве удобрения . [4] Почва, богатая питательными веществами, позволила получить более высокую урожайность, что впоследствии привело к улучшению условий жизни населения и общему улучшению экономических показателей. Гуано с островов Чинча, известное в просторечии как «белое золото», начало привлекать интерес Испании , Великобритании , США и других промышленных держав того времени. [5]
Международный интерес к этому ресурсу привел к ряду конфликтов, включая войну за острова Чинча между Испанией и Перу и войну на Тихом океане между Чили, Боливией и Перу. [6] Хотя основная побудительная сила конфликта возникла из-за обладания богатым питательными веществами гуано, Испания также пыталась осуществить предварительный колониальный контроль над Перу во время своих агрессий во время этого конфликта. Гуано с островов Чинча стало ресурсом империализма, а иностранные государства разжигали конфликт и устанавливали над ним господство. В 1856 году президент США Франклин Пирс принял Закон об островах гуано исключительно с целью решить проблему дефицита гуано в Америке. [7] Согласно Закону об островах гуано, любой участок необитаемой земли, на котором находится месторождение гуано, может быть объявлен территорией Соединенных Штатов для добычи этого ресурса. [8] Законодательство послужило обходным путем для Соединенных Штатов, чтобы получить доступ к перуанскому гуано морских птиц, поскольку прямая торговля не была возможна из-за договора между Перу и Соединенным Королевством. [6]
Перспективы [ править ]
Геополитический [ править ]
С точки зрения геополитики при интерпретации ресурсных войн, основное обоснование ресурсного конфликта является стратегическим. Он предполагает, что контроль над ресурсом дает этой стране особое преимущество, и интерпретирует враждебные попытки захватить ресурс как средство получения этого преимущества для себя. Ресурсы, которые считаются стратегическими, меняются с течением времени и относятся к тому, что требуется для экономического роста или успеха в данный момент. Примеры этого включают древесину в семнадцатом веке для развития военно-морского флота или нефть в двадцатом веке и далее для использования военных технологий и транспорта. [9]
Экологическая безопасность [ править ]
С точки зрения экологической безопасности, также известной как нехватка окружающей среды или политическая экономия, конфликт ресурсов интерпретируется как реакция на нехватку ресурсов . Известным сторонником концепции экологической безопасности является доктор Томас Гомер-Диксон , канадский политолог и профессор Университета Ватерлоо. Работа Гомера-Диксона фокусируется на двух разных явлениях, касающихся влияния ресурсов на насильственные конфликты: нехватке ресурсов и их изобилии. С точки зрения экологической безопасности нехватка ресурсов увековечивает конфликт, провоцируя давление на общество, которое сталкивается с нехваткой ресурсов. По словам Гомера-Диксона, население, страдающее от нехватки ресурсов, также страдает от перенаселения и несправедливого распределения ресурсов . [10] Перенаселение и несправедливое распределение ресурсов могут сделать нехватку ресурсов еще более заметной, создавая циклическую нестабильность в обществе. [10]
И наоборот, страны с изобилием природных ресурсов страдают по-другому. Было показано, что страны, богатые ресурсами, имеют непропорциональный экономический рост, меньше демократии и в целом недостаточные результаты развития. [11] Это проистекает из чрезмерной зависимости от их ресурсов с экономической точки зрения, где могут начать проявляться авторитарные черты. [10] Это создает давление на граждан в целом из-за подорванного управления страной и нестабильного экономического состояния, если цена на ресурс сильно колеблется. [12] Это явление известно как ресурсное проклятие .
Конфликтные ресурсы [ править ]
Ресурсы конфликта – это природные ресурсы, добываемые в зоне конфликта и продаваемые для продолжения боевых действий. [13] Существуют как статистические, так и неофициальные данные о том, что наличие драгоценных товаров может затягивать конфликты (« ресурсное проклятие »). [14] [15] [16] Прискорбная ирония заключается в том, что многие страны, богатые полезными ископаемыми, обеднели с точки зрения их способности управлять. Конфликты, коррупция и взяточничество можно рассматривать как типичные издержки ведения бизнеса. [17] Добыча и продажа « кровавых алмазов» , также известных как «конфликтные алмазы», — более известное явление, происходящее практически в идентичных условиях. Нефть также может быть ресурсом конфликта. Другие сырьевые товары также участвуют в финансировании конфликтов.
История [ править ]
Понятие «конфликтный ресурс» или «конфликтный товар » возникло в конце 1990-х годов, первоначально в отношении « кровавых алмазов », которые финансировали восстания в Анголе и Сьерра-Леоне . [18] Тогда «конфликтная древесина» финансировала военные действия в Камбодже и Либерии . [19]
Соглашения [ править ]
Впервые эта концепция была официально обсуждена Генеральной Ассамблеей ООН в контексте «конфликтных алмазов»: [20] С тех пор Совет Безопасности ООН упоминал ресурсы конфликтов в нескольких резолюциях, особенно в резолюциях 1533 и I698.97. [21]
С 1996 года Боннский международный центр конверсии отслеживает управление ресурсами и интенсивность конфликтов по странам. [22] Помимо ископаемого топлива , металлов, алмазов и древесины, он отслеживает управление другими сырьевыми товарами , которые могут финансировать конфликты, в том числе: семена мака и тальк (Афганистан), каучук (Кот-д'Ивуар), хлопок (Замбия) и какао ( Индонезия).
Правовые основы [ править ]
Несколько стран и организаций, в том числе США , Европейский Союз и ОЭСР, определили тантал, олово, вольфрам и золото, связанные с конфликтом в ДРК, как конфликтные минералы и по закону требуют от компаний сообщать о торговле или использовании конфликтных минералов как способ уменьшить стимулы для вооруженных группировок к добыче полезных ископаемых и борьбе за них.
Поддержка внешних конфликтов [ править ]
В 2020-х годах понятие конфликтных полезных ископаемых было распространено на те, которые добывались для поддержки конфликтов в других частях мира, помимо тех, где ведется добыча. Группа Вагнера получила права на добычу полезных ископаемых в Центральноафриканской Республике в обмен на обеспечение преемственности правительства. Это «кровавое золото» затем продается для поддержки России в русско-украинской войне . [23] Wagner также имеет операции по добыче золота в Мали и Судане. [24]
См. также [ править ]
- Нефтяная война
- Петроагрессия
- Ресурсное проклятие
- Территориальные споры в Южно-Китайском море
- Водный конфликт
Ссылки [ править ]
- ^ Аджемоглу, Д.; Голосов, М.; Цывинский А.; Яред, П. (6 января 2012 г.). «Динамическая теория ресурсных войн» . Ежеквартальный экономический журнал . 127 (1): 283–331. дои : 10.1093/qje/qjr048 . hdl : 1721.1/70960 . ISSN 0033-5533 .
- ^ Бэйклесс, Джон (1921). Экономические причины современной войны: исследование периода: 1878-1918 гг . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
- ^ «Работники перуанского гуано (острова Чинча), 2014» . Агентство ВУ' . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Дерфи, Нелл (27 апреля 2018 г.). «Черт возьми! Поездка на крупнейшие в мире острова, производящие гуано» . Одюбон . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Манчини, Марк (12 августа 2015 г.). «Как старый закон о птичьем помете может помочь вам заявить права на остров» . Ментальная нить . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бразо, Марк (04 апреля 2018 г.). «Помните войны с гуано» . Институт Прорыва . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Андерхилл, Кевин (8 июля 2014 г.). «Закон об островах Гуано» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Корнеллская юридическая школа. «48 Кодекс США, глава 8 – ОСТРОВА ГУАНО» . Институт правовой информации .
- ^ Ле Бийон, Филипп (2007). «Географии войны: перспективы «войн за ресурсы» » . Географический компас . 1 (2): 163–182. doi : 10.1111/j.1749-8198.2007.00010.x – через Wiley.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гомер-Диксон, Томас (1994). «Недостаток окружающей среды и жестокие конфликты: примеры из практики». Международная безопасность . 19 (1): 5–40. дои : 10.2307/2539147 . HDL : 10535/2855 . JSTOR 2539147 . S2CID 154212598 .
- ^ Смит, Бенджамин; Уолднер, Дэвид (30 апреля 2021 г.). Переосмысление ресурсного проклятия (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108776837 . ISBN 978-1-108-77683-7 . S2CID 233539488 .
- ^ Норман, Кэтрин С. (2009). «Верховенство права и ресурсное проклятие: изобилие против интенсивности» . Экономика окружающей среды и ресурсов . 43 (2): 183–207. дои : 10.1007/s10640-008-9231-y . ISSN 0924-6460 . S2CID 59417490 .
- ^ стр.8, Конфликт и развитие: миростроительство и постконфликтное разрешение; Шестой отчет сессии 2005–06 гг., Великобритания: Парламент: Палата общин: Комитет международного развития, Канцелярский офис, 2006 г.
- ^ Филипп Ле Бийон, «Разжигание войны: природные ресурсы и вооруженные конфликты», Adelphi Paper 373, IISS & Routledge, 2006.
- ^ Майкл Росс, «Как природные ресурсы влияют на гражданскую войну? Данные из тринадцати случаев», Международная организация, 2004.
- ^ Джеймс Фирон и Дэвид Лотинакин «Этническая принадлежность, повстанческое движение и гражданская война», American Political Science Review , 2003.
- ^ Агбибоа, Даниэль Эгигба (3 ноября 2011 г.). «Между коррупцией и развитием: политическая экономия государственного грабежа в Нигерии» . Журнал деловой этики . 108 (3): 325–345. дои : 10.1007/s10551-011-1093-5 . ISSN 0167-4544 . S2CID 154968679 .
- ^ « Сделка по подавлению «кровавых алмазов»» . Новости Би-би-си . 28 июня 2000 г. Проверено 8 октября 2020 г.
Питер Хейн : Без кровавых алмазов войну в Сьерра-Леоне невозможно было бы финансировать... Перед лицом огромных страданий, вызванных войнами с использованием алмазов в Сьерра-Леоне, Анголе и Демократической Республике Конго , мы обязаны обеспечить что мы делаем все, что можем.
- ^ «Либерийской «конфликтной» древесине грозит торговый запрет» . Гринпис Великобритании. 7 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2011 г. Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Резолюция ГА ООН 55/56 (2001). Архивировано 8 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Кассилл, Деби Л. (2014). «Что муравьи могут рассказать нам о корпоративной социальной ответственности?» . Справочник по исследованиям в области маркетинга и корпоративной социальной ответственности : 269–287. дои : 10.4337/9781783476091.00023 . ISBN 9781783476091 .
- ^ Доступно через «Монитор конфликтов ресурсов BICC» . Архивировано из оригинала 22 января 2011 г. Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Скотт Детроу; Эмма Кляйн; Тинбете Эрмяс (27 декабря 2023 г.). «Как «кровавое золото» из Африки финансирует войну России с Украиной» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ «Отчет о кровавом золоте» . Проверено 2 марта 2024 г.