Jump to content

Ресурсная война

Ресурсная война — это тип войны, вызванный конфликтом из-за ресурсов . В войне за ресурсы обычно есть нация или группа, контролирующая ресурс, и агрессор, желающий захватить контроль над этим ресурсом. Эта динамика сил между странами была важным фактором, лежащим в основе конфликтов с конца 19 века. [1] С ростом индустриализации количество сырья, которое промышленно развитая страна использует для поддержания своей деятельности, увеличивается. [2]

История [ править ]

Война за острова Чинча [ править ]

Иллюстрация островов Чинча в Перу, около 1859 г.

Одним из наиболее ярких примеров ресурсной войны в истории является конфликт из-за гуано на острове Чинча в конце 19 века. Острова Чинча в Перу расположены у южного побережья Перу, где, как известно, гнездилось множество морских птиц и охотилось на рыбу, принесенную туда течениями Тихого океана . [3] Гуано этих морских птиц невероятно богато питательными веществами и стало востребованным ресурсом в качестве удобрения . [4] Почва, богатая питательными веществами, позволила получить более высокую урожайность, что впоследствии привело к улучшению условий жизни населения и общему улучшению экономических показателей. Гуано с островов Чинча, известное в просторечии как «белое золото», начало привлекать интерес Испании , Великобритании , США и других промышленных держав того времени. [5]

Международный интерес к этому ресурсу привел к ряду конфликтов, включая войну за острова Чинча между Испанией и Перу и войну на Тихом океане между Чили, Боливией и Перу. [6] Хотя основная побудительная сила конфликта возникла из-за обладания богатым питательными веществами гуано, Испания также пыталась осуществить предварительный колониальный контроль над Перу во время своих агрессий во время этого конфликта. Гуано с островов Чинча стало ресурсом империализма, а иностранные государства разжигали конфликт и устанавливали над ним господство. В 1856 году президент США Франклин Пирс принял Закон об островах гуано исключительно с целью решить проблему дефицита гуано в Америке. [7] Согласно Закону об островах гуано, любой участок необитаемой земли, на котором находится месторождение гуано, может быть объявлен территорией Соединенных Штатов для добычи этого ресурса. [8] Законодательство послужило обходным путем для Соединенных Штатов, чтобы получить доступ к перуанскому гуано морских птиц, поскольку прямая торговля не была возможна из-за договора между Перу и Соединенным Королевством. [6]

Перспективы [ править ]

Геополитический [ править ]

С точки зрения геополитики при интерпретации ресурсных войн, основное обоснование ресурсного конфликта является стратегическим. Он предполагает, что контроль над ресурсом дает этой стране особое преимущество, и интерпретирует враждебные попытки захватить ресурс как средство получения этого преимущества для себя. Ресурсы, которые считаются стратегическими, меняются с течением времени и относятся к тому, что требуется для экономического роста или успеха в данный момент. Примеры этого включают древесину в семнадцатом веке для развития военно-морского флота или нефть в двадцатом веке и далее для использования военных технологий и транспорта. [9]

Экологическая безопасность [ править ]

Доктор Томас Гомер-Диксон на съезде НДП в Британской Колумбии, около 2007 г.

С точки зрения экологической безопасности, также известной как нехватка окружающей среды или политическая экономия, конфликт ресурсов интерпретируется как реакция на нехватку ресурсов . Известным сторонником концепции экологической безопасности является доктор Томас Гомер-Диксон , канадский политолог и профессор Университета Ватерлоо. Работа Гомера-Диксона фокусируется на двух разных явлениях, касающихся влияния ресурсов на насильственные конфликты: нехватке ресурсов и их изобилии. С точки зрения экологической безопасности нехватка ресурсов увековечивает конфликт, провоцируя давление на общество, которое сталкивается с нехваткой ресурсов. По словам Гомера-Диксона, население, страдающее от нехватки ресурсов, также страдает от перенаселения и несправедливого распределения ресурсов . [10] Перенаселение и несправедливое распределение ресурсов могут сделать нехватку ресурсов еще более заметной, создавая циклическую нестабильность в обществе. [10]

И наоборот, страны с изобилием природных ресурсов страдают по-другому. Было показано, что страны, богатые ресурсами, имеют непропорциональный экономический рост, меньше демократии и в целом недостаточные результаты развития. [11] Это проистекает из чрезмерной зависимости от их ресурсов с экономической точки зрения, где могут начать проявляться авторитарные черты. [10] Это создает давление на граждан в целом из-за подорванного управления страной и нестабильного экономического состояния, если цена на ресурс сильно колеблется. [12] Это явление известно как ресурсное проклятие .

Конфликтные ресурсы [ править ]

Ресурсы конфликта – это природные ресурсы, добываемые в зоне конфликта и продаваемые для продолжения боевых действий. [13] Существуют как статистические, так и неофициальные данные о том, что наличие драгоценных товаров может затягивать конфликты (« ресурсное проклятие »). [14] [15] [16] Прискорбная ирония заключается в том, что многие страны, богатые полезными ископаемыми, обеднели с точки зрения их способности управлять. Конфликты, коррупция и взяточничество можно рассматривать как типичные издержки ведения бизнеса. [17] Добыча и продажа « кровавых алмазов» , также известных как «конфликтные алмазы», ​​— более известное явление, происходящее практически в идентичных условиях. Нефть также может быть ресурсом конфликта. Другие сырьевые товары также участвуют в финансировании конфликтов.

История [ править ]

Понятие «конфликтный ресурс» или «конфликтный товар » возникло в конце 1990-х годов, первоначально в отношении « кровавых алмазов », которые финансировали восстания в Анголе и Сьерра-Леоне . [18] Тогда «конфликтная древесина» финансировала военные действия в Камбодже и Либерии . [19]

Соглашения [ править ]

Впервые эта концепция была официально обсуждена Генеральной Ассамблеей ООН в контексте «конфликтных алмазов»: [20] С тех пор Совет Безопасности ООН упоминал ресурсы конфликтов в нескольких резолюциях, особенно в резолюциях 1533 и I698.97. [21]

С 1996 года Боннский международный центр конверсии отслеживает управление ресурсами и интенсивность конфликтов по странам. [22] Помимо ископаемого топлива , металлов, алмазов и древесины, он отслеживает управление другими сырьевыми товарами , которые могут финансировать конфликты, в том числе: семена мака и тальк (Афганистан), каучук (Кот-д'Ивуар), хлопок (Замбия) и какао ( Индонезия).

Правовые основы [ править ]

Несколько стран и организаций, в том числе США , Европейский Союз и ОЭСР, определили тантал, олово, вольфрам и золото, связанные с конфликтом в ДРК, как конфликтные минералы и по закону требуют от компаний сообщать о торговле или использовании конфликтных минералов как способ уменьшить стимулы для вооруженных группировок к добыче полезных ископаемых и борьбе за них.

Поддержка внешних конфликтов [ править ]

В 2020-х годах понятие конфликтных полезных ископаемых было распространено на те, которые добывались для поддержки конфликтов в других частях мира, помимо тех, где ведется добыча. Группа Вагнера получила права на добычу полезных ископаемых в Центральноафриканской Республике в обмен на обеспечение преемственности правительства. Это «кровавое золото» затем продается для поддержки России в русско-украинской войне . [23] Wagner также имеет операции по добыче золота в Мали и Судане. [24]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Аджемоглу, Д.; Голосов, М.; Цывинский А.; Яред, П. (6 января 2012 г.). «Динамическая теория ресурсных войн» . Ежеквартальный экономический журнал . 127 (1): 283–331. дои : 10.1093/qje/qjr048 . hdl : 1721.1/70960 . ISSN   0033-5533 .
  2. ^ Бэйклесс, Джон (1921). Экономические причины современной войны: исследование периода: 1878-1918 гг . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
  3. ^ «Работники перуанского гуано (острова Чинча), 2014» . Агентство ВУ' . Проверено 2 июля 2022 г.
  4. ^ Дерфи, Нелл (27 апреля 2018 г.). «Черт возьми! Поездка на крупнейшие в мире острова, производящие гуано» . Одюбон . Проверено 2 июля 2022 г.
  5. ^ Манчини, Марк (12 августа 2015 г.). «Как старый закон о птичьем помете может помочь вам заявить права на остров» . Ментальная нить . Проверено 2 июля 2022 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бразо, Марк (04 апреля 2018 г.). «Помните войны с гуано» . Институт Прорыва . Проверено 2 июля 2022 г.
  7. ^ Андерхилл, Кевин (8 июля 2014 г.). «Закон об островах Гуано» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 2 июля 2022 г.
  8. ^ Корнеллская юридическая школа. «48 Кодекс США, глава 8 – ОСТРОВА ГУАНО» . Институт правовой информации .
  9. ^ Ле Бийон, Филипп (2007). «Географии войны: перспективы «войн за ресурсы» » . Географический компас . 1 (2): 163–182. doi : 10.1111/j.1749-8198.2007.00010.x – через Wiley.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гомер-Диксон, Томас (1994). «Недостаток окружающей среды и жестокие конфликты: примеры из практики». Международная безопасность . 19 (1): 5–40. дои : 10.2307/2539147 . HDL : 10535/2855 . JSTOR   2539147 . S2CID   154212598 .
  11. ^ Смит, Бенджамин; Уолднер, Дэвид (30 апреля 2021 г.). Переосмысление ресурсного проклятия (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108776837 . ISBN  978-1-108-77683-7 . S2CID   233539488 .
  12. ^ Норман, Кэтрин С. (2009). «Верховенство права и ресурсное проклятие: изобилие против интенсивности» . Экономика окружающей среды и ресурсов . 43 (2): 183–207. дои : 10.1007/s10640-008-9231-y . ISSN   0924-6460 . S2CID   59417490 .
  13. ^ стр.8, Конфликт и развитие: миростроительство и постконфликтное разрешение; Шестой отчет сессии 2005–06 гг., Великобритания: Парламент: Палата общин: Комитет международного развития, Канцелярский офис, 2006 г.
  14. ^ Филипп Ле Бийон, «Разжигание войны: природные ресурсы и вооруженные конфликты», Adelphi Paper 373, IISS & Routledge, 2006.
  15. ^ Майкл Росс, «Как природные ресурсы влияют на гражданскую войну? Данные из тринадцати случаев», Международная организация, 2004.
  16. ^ Джеймс Фирон и Дэвид Лотинакин «Этническая принадлежность, повстанческое движение и гражданская война», American Political Science Review , 2003.
  17. ^ Агбибоа, Даниэль Эгигба (3 ноября 2011 г.). «Между коррупцией и развитием: политическая экономия государственного грабежа в Нигерии» . Журнал деловой этики . 108 (3): 325–345. дои : 10.1007/s10551-011-1093-5 . ISSN   0167-4544 . S2CID   154968679 .
  18. ^ « Сделка по подавлению «кровавых алмазов»» . Новости Би-би-си . 28 июня 2000 г. Проверено 8 октября 2020 г. Питер Хейн : Без кровавых алмазов войну в Сьерра-Леоне невозможно было бы финансировать... Перед лицом огромных страданий, вызванных войнами с использованием алмазов в Сьерра-Леоне, Анголе и Демократической Республике Конго , мы обязаны обеспечить что мы делаем все, что можем.
  19. ^ «Либерийской «конфликтной» древесине грозит торговый запрет» . Гринпис Великобритании. 7 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2011 г. Проверено 8 октября 2020 г.
  20. ^ Резолюция ГА ООН 55/56 (2001). Архивировано 8 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Кассилл, Деби Л. (2014). «Что муравьи могут рассказать нам о корпоративной социальной ответственности?» . Справочник по исследованиям в области маркетинга и корпоративной социальной ответственности : 269–287. дои : 10.4337/9781783476091.00023 . ISBN  9781783476091 .
  22. ^ Доступно через «Монитор конфликтов ресурсов BICC» . Архивировано из оригинала 22 января 2011 г. Проверено 5 июня 2010 г.
  23. ^ Скотт Детроу; Эмма Кляйн; Тинбете Эрмяс (27 декабря 2023 г.). «Как «кровавое золото» из Африки финансирует войну России с Украиной» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  24. ^ «Отчет о кровавом золоте» . Проверено 2 марта 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9448b8c58bc2a7a872cc9e7dc0352034__1709425080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/34/9448b8c58bc2a7a872cc9e7dc0352034.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Resource war - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)