Комиссия по реке Меконг
![]() | |
Аббревиатура | MRC |
---|---|
Предшественник | Комитет Меконга, Временный комитет Меконга |
Формирование | 5 апреля 1995 г |
Юридический статус | Соглашение о Меконге 1995 г. |
Штаб-квартира | Вьентьян , Лаос |
Обслуживаемый регион | Юго-Восточная Азия |
Членство | Камбоджа , Лаос , Таиланд , Вьетнам |
Главный орган | Совет, Объединенный комитет и Секретариат MRC |
Персонал | 64 |
Веб-сайт | www |
Комиссия Меконг по реке (MRC) — это «...межправительственная организация, которая работает напрямую с правительствами Камбоджи , Лаоса , Таиланда и Вьетнама для совместного управления общими водными ресурсами и устойчивого развития реки Меконг». [1] Его миссия - «Продвигать и координировать устойчивое управление и развитие водных и связанных с ними ресурсов для взаимной выгоды стран и благополучия людей». [2]
История
[ редактировать ]Комитет Меконга (1957–1978)
[ редактировать ]Истоки Комитета Меконга связаны с наследием (де)колониализма в Индокитае и последующими геополитическими событиями. Политические, социальные и экономические условия в странах бассейна реки Меконг резко изменились с 1950-х годов, когда Меконг представлял собой «единственную крупную реку, оставшуюся в мире, помимо Амазонки, которая оставалась практически неиспользованной». [3] Импульс к созданию кооперативного режима Меконга развивался одновременно со стремлением к развитию нижнего Меконга после Женевской конференции 1954 года , которая предоставила Камбодже, Лаосу и Вьетнаму независимость от Франции . 1957 года В отчете Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Дальнего Востока (ECAFE) «Развитие водных ресурсов в бассейне Нижнего Меконга » рекомендовано освоение территории площадью 90 000 км2. 2 ирригации и 13,7 гигаватт (ГВт) от пяти плотин. [4] Основываясь во многом на рекомендациях ECAFE, «Комитет по координации исследований в бассейне Нижнего Меконга» (известный как Комитет Меконга ) был создан в сентябре 1957 года с принятием Положения о Комитете по координации исследований в бассейне Нижнего Меконга . Бюро по борьбе с наводнениями ECAFE отдало приоритет Меконгу — из 18 международных водных путей, находящихся под его юрисдикцией — в надежде создать прецедент для сотрудничества в других местах. [5] и «одно из первых дочерних предприятий ООН», [6] поскольку организация функционировала под эгидой ООН, а ее исполнительный агент (ИА) выбирался из числа штатных сотрудников Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).
Правительство США, опасавшееся, что бедность в бассейне будет способствовать усилению коммунистических движений, оказалось одним из самых активных международных сторонников комитета: Бюро мелиорации США в 1956 году провело плодотворное исследование потенциала бассейна. [7] [5] Еще одно исследование 1962 года, проведенное американским географом Гилбертом Ф. Уайтом , «Экономические и социальные аспекты развития Нижнего Меконга» , оказалось чрезвычайно влиятельным, что привело к отсрочке (по собственной оценке Уайта) строительства (пока еще нереализованного) основной плотины Па Монг , которая должна была переместили четверть миллиона человек. [8] Влияние Соединенных Штатов на формирование комитета можно также увидеть в исследованиях развития генерала Рэймонда Уиллера , бывшего начальника инженерного корпуса армии , роли К. Харта Шаафа в качестве исполнительного агента Комитета Меконга с 1959 по 1969 год, и продвижение президентом Линдоном Джонсоном комитета как имеющего потенциал «затмить даже нашу собственную TVA ». [5] Однако финансовая поддержка США была прекращена в 1975 году и не возобновлялась в течение десятилетий из-за эмбарго против Камбоджи (до 1992 года) и Вьетнама (до 1994 года), за которыми следовали периоды торговых ограничений. [9] Однако Маким [10] утверждает, что на комитет «в значительной степени не повлияли формальные или неформальные предпочтения США», учитывая двойственное отношение некоторых прибрежных стран к технической поддержке США, в частности отказ Камбоджи от некоторых конкретных видов помощи. Однако факт остается фактом: «международные агентства развития всегда платили по счетам режима Меконга», а европейские (особенно скандинавские) страны компенсировали слабость, оставленную Соединенными Штатами, а затем (в меньшей степени) Японией. [11]
Комитет Меконга был решительным сторонником крупномасштабных плотин и других проектов, в первую очередь заботясь о содействии проектам. Например, Индикативный план бассейна 1970 года предусматривал 30 000 км². 2 орошения к 2000 году (с 2130 км 2 ), а также 87 краткосрочных проектов развития притоков и 17 долгосрочных проектов развития основного направления. Индикативный бассейновый план был разработан в основном в ответ на критику «фрагментарного» подхода комитета и снижение политической поддержки организации; например, в течение 1970 финансового года комитет не получил средств от Таиланда , который обычно является крупнейшим донором. [12] Завершение всех 17 проектов никогда не планировалось; скорее список должен был служить «меню» для международных доноров, которые должны были выбрать 9 или 10 проектов. [5] Хотя некоторые из краткосрочных проектов были реализованы, ни один из долгосрочных проектов не преобладал в политическом климате последующего десятилетия, которое включало окончание войны во Вьетнаме в 1975 году. [13] Было построено несколько притоковых плотин, но только одна - плотина Нам Нгум (завершена в 1971 году) в Лаосе - за пределами Таиланда, электроэнергия которой продавалась в Таиланд. [5] По словам Макима, [14] Нам Нгум был «единственным по-настоящему межправительственным проектом, реализованным» комитетом.
Этот период также был отмечен усилиями по расширению юрисдикции и мандата комитета в период с 1958 по 1975 год, которые не получили согласия всех четырех прибрежных стран. [15] Однако кульминацией этих усилий стало принятие январе 1975 года Совместной декларации принципов использования вод бассейна Меконга на шестьдесят восьмой сессии Комитета Меконга в , состоящей из 35 статей, запрещающей «одностороннее присвоение» без предварительного одобрения» и «отвод за пределы бассейна» без единогласного согласия. [16] Однако ни в 1976, ни в 1977 году заседания комитета не проводились, поскольку ни один полномочный представитель не был назначен Камбоджей, Лаосом или Вьетнамом — во всех этих странах в 1975 году произошла смена режима. [17]
Временный комитет Меконга (1978–1995 годы)
[ редактировать ]
Подъем ксенофобского и параноидального правительства красных кхмеров в Камбодже сделал дальнейшее участие Камбоджи неустойчивым, поэтому в апреле 1977 года три других прибрежных государства согласились принять Декларацию о Временном комитете по Меконгу , что привело к созданию Временного комитета по Меконгу в январе 1978 года. Ослабленная временная организация смогла изучить только крупномасштабные проекты и реализовать несколько мелких проектов в Таиланде и Лаосе, где правительство Нидерландов через IMC финансировало проекты развития рыболовства и сельского хозяйства вдоль реки Нам Нгум, а также портовые сооружения в Кенг Кабао возле Саваннакхета; тем не менее институциональная роль организации в основном сместилась в сторону сбора данных. [17] 1987 года Пересмотренный ориентировочный план бассейна — высшая точка деятельности Временного комитета — сократил амбиции плана 1970 года, предусматривая строительство каскада меньших плотин вдоль основного течения Меконга, разделенных на 29 проектов, 26 из которых были строго национальными. объем. [5] Пересмотренный ориентировочный план бассейна также можно рассматривать как основу для реадмиссии Камбоджи. [18] В июне 1991 года Верховный национальный совет Камбоджи запросил реадмиссию.
Реадмиссия Камбоджи была в значительной степени второстепенным шоу, которое маскировало истинную проблему, стоящую перед прибрежными странами: быстрый экономический рост, наблюдавшийся в Таиланде по сравнению с его соседями, сделал даже скромные ограничения суверенитета, наложенные соглашениями по Меконгу, казаться нежелательными в Бангкоке. Таиланд и три другие прибрежные страны (во главе с Вьетнамом, самым могущественным из оставшихся трех государств) были в разногласиях по поводу того, следует ли реадмиссировать Камбоджу в соответствии с условиями Статута 1957 года (и, что более важно, Совместной декларации 1975 года ). предпочитая вести переговоры о совершенно новых рамках, которые позволят реализовать запланированный проект Конг-Чи-Мун (и другие) без вьетнамского вето. [19] Статья 10 Совместной декларации , требующая единогласного согласия на все основные направления развития и межбассейновые переброски, оказалась основным камнем преткновения в реадмиссии Камбоджи, а Таиланд, возможно, был готов вообще отказаться от режима. [5] Конфликт достиг апогея в апреле 1992 года, когда Таиланд вынудил исполнительного агента комитета Чака Ланкестера уйти в отставку и покинуть страну после того, как запретил секретариату участвовать в заседании в марте 1992 года. [20] Это повлекло за собой серию встреч, организованных ПРООН (которая была в ужасе от того, что режим, в который она вложила так много средств, может исчезнуть), кульминацией которых стало Соглашение о сотрудничестве в целях устойчивого развития бассейна реки Меконг , подписанное в апреле 1995 года Камбоджей. Лаос, Таиланд и Вьетнам в Чианграй, Таиланд, создают Комиссию по реке Меконг (MRC).
После драматической конфронтации 1992 года было создано несколько, казалось бы, пересекающихся организаций, в том числе развития Азиатского банка Субрегион Большого Меконга (ADB-GMS, 1992), Японский форум комплексного развития Индокитая (FCDI, 1993), Четырехчленное экономическое сотрудничество ( QEC, 1993 г.), Рабочая группа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Японии международной торговли и промышленности и Министерства по экономическому сотрудничеству в Индокитае и Бирме (AEM-MITI, 1994 г.) и (почти завершенная) Мьянма и Сингапурская АСЕАН-Меконг. Сотрудничество в области развития бассейна (ASEAN-ME, 1996).
Комиссия по реке Меконг (1995 – настоящее время)
[ редактировать ]
MRC развивался с 1995 года. Некоторые из «сложных вопросов», оставленных в ходе переговоров по соглашению, были, по крайней мере частично, решены путем реализации последующих программ, таких как Программа использования воды (WUP), согласованная в 1999 году и обязавшаяся к реализации. к 2005 году. [21] Иерархическая структура комиссии неоднократно менялась, как, например, в июле 2000 года, когда была реструктурирована Секретариат MRC. Рабочую программу 2001 года в значительной степени стали рассматривать как переход «от фокуса, ориентированного на проекты, к акценту на лучшее управление и сохранение существующих ресурсов». [5] На бумаге Рабочая программа представляет собой отказ от амбициозных схем развития, воплощенных в Индикативных бассейновых планах 1970 и 1987 годов (призывающих к отказу от строительства основных плотин), и переход к целостному, а не программному подходу. [5] Частично эти изменения представляют собой ответ на критику неспособности MRC реализовать «проект регионального масштаба» или даже сосредоточиться на региональном уровне. [22]
В 2001 году в MRC также произошел серьезный сдвиг – по крайней мере, на бумаге – когда он взял на себя роль «обучающейся организации» с упором на «средства к существованию людей в регионе Меконга». [23] В том же году в его годовом отчете подчеркивалась важность решений «снизу вверх» и «голоса непосредственно затронутых людей». [24] Аналогичным образом, Стратегия развития гидроэнергетики MRC 2001 года прямо отрицает «продвижение конкретных проектов» в пользу «вопросов всего бассейна». [25] Частично эти изменения знаменуют собой отход от прошлых неудач проектов и признание того, что MRC сталкивается с многочисленными и зачастую более прибыльными конкурентами на проектной арене. [26] [27]
Управление
[ редактировать ]MRC управляется четырьмя странами-членами через Объединенный комитет и совет. Членами Объединенного комитета обычно являются высокопоставленные государственные служащие, возглавляющие государственные ведомства. От каждой страны есть по одному члену. Объединенный комитет собирается два-три раза в год для утверждения бюджетов и стратегических планов. Членами совета являются министры кабинета министров. Совет собирается один раз в год.
Техническую и административную поддержку обеспечивает Секретариат MRC. Секретариат находится во Вьентьяне , Лаос, и насчитывает более 120 сотрудников, включая ученых, администраторов и технический персонал. Секретариатом управляет главный исполнительный директор.
В апреле 2010 года Комиссия по реке Меконг созвала саммит в Хуахине, Таиланд. На мероприятии присутствовали все шесть прибрежных стран, включая Китай, Бирму (Мьянму), Лаос, Таиланд, Камбоджу и Вьетнам. [28]
Лидерство
[ редактировать ]С момента своего создания до 1995 года организация находилась под руководством «исполнительного агента». С тех пор у него были генеральные директора. [29]
- К. Харт Шааф, исполнительный агент, 1959 г. - ноябрь 1969 г.
- Виллем ван дер Оорд , исполнительный агент, декабрь 1969 г. - июнь 1980 г.
- Бернт Бернандер, исполнительный агент, июль 1980–1983 гг.
- Галал Магди, исполнительный агент, 1983–1987 гг.
- Чак Ланкестер, исполнительный агент, 1988–1990 гг.
- Ян Камп, исполнительный агент, 1990–1995 гг.
- Ясунобу Матоба, генеральный директор, 1995 г. - август 1999 г.
- Йорн Кристенсен, генеральный директор, октябрь 1999–2004 гг.
- Оливье Когельс, генеральный директор, июль 2004–2007 гг.
- Джереми Берд, генеральный директор, 2008–2010 гг.
- Ганс Гутман, [30] [31] Генеральный директор, 2011 г.
- Фам Туан Фан, [32] Генеральный директор 2016–2018 гг.
- в шляпе Пич, [33] Генеральный директор, 2019 г. -
Отношения с Китайской Народной Республикой и Бирмой
[ редактировать ]Комиссия по реке Меконг и ее предшественники никогда не включали в себя Китай (который не был членом Организации Объединенных Наций в 1957 году) или Бирму (которая в значительной степени не зависит от Меконга и не использует его), на территории которых находится верхний бассейн Меконга. частью совместной инициативы Агентства США по международному развитию ( USAID ) и НАСА является Проект SERVIR Mekong с участием пяти стран: Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Вьетнама, включая Мьянму, целью которого является использование новейших технологий для помощи региону реки Меконг. защитить свою жизненно важную экосистему. [34] Хотя на долю Китая приходится лишь 16–18 процентов общего объема воды Меконга, талые ледниковые воды Тибетского плато приобретают все большее значение в засушливый сезон. [35] Способность стран, расположенных выше по течению, подрывать сотрудничество в низовьях, пожалуй, лучше всего символизировала церемониальное путешествие на лодке из Таиланда во Вьетнам в апреле 1995 года – в честь подписания Соглашения 1995 года – которое село на мель посреди реки в результате того, что Китай заполнил водохранилище реки. Плотина Манван . [36] Хотя Китай и Бирма стали «партнерами по диалогу» MRC в 1996 году и медленно, но неуклонно расширяли свое (необязательное) участие в различных форумах, в настоящее время немыслимо, чтобы кто-либо из них присоединился к MRC в ближайшем будущем. [37]
В апреле 2002 года Китай начал предоставлять в MRC ежедневные данные об уровне воды во время сезона паводков. [38] Критики отметили, что акцент на «борьбе с наводнениями», а не на стоках в засушливый сезон, представляет собой важное упущение, учитывая проблемы, которые режим Меконга ставит в приоритет. [39] В июле 2003 года генеральный директор MRC Йорн Кристенсен сообщил, что Китай согласился свернуть свои планы по взрыву порогов , реализовав только первую фазу (из трех) своего проекта по улучшению судоходства в Верхнем Меконге ; однако будущие намерения Китая в этой области далеко не однозначны. [40] Одной из областей, в которой Китай проявляет особую сдержанность, является предоставление информации о работе своих плотин, а не только данных о стоке, включая отказ присоединиться к экстренным совещаниям в 2004 году. [41] Лишь в 2005 году Китай согласился провести технические переговоры напрямую с MRC. [42] 2 июня 2005 года по приглашению Министерства иностранных дел Китая и Министерства водных ресурсов генеральный директор MRC д-р Оливье Когельс и делегация старших сотрудников секретариата совершили первый официальный визит в Пекин для проведения технических консультаций в рамках этой программы. сотрудничества между Китаем и РЦМ в рамках программы «Меконг». Делегация определила ряд потенциальных направлений сотрудничества с Министерством иностранных дел, Министерством водного хозяйства и Министерством связи, информации и транспорта. В результате этих обсуждений Китай предоставил MRC (начиная с 2007 г.) 24-часовые данные об уровне воды и 12-часовые данные об осадках для прогнозов наводнений в обмен на ежемесячные данные о расходе воды из Секретариата MRC. [43] Стимулы для Китая к вступлению в режимы сотрудничества на Меконге существенно снижаются из-за альтернативы реки Салуин в качестве коммерческого выхода для китайской провинции Юньнань , которая становится значительно более привлекательной, поскольку требует переговоров исключительно с Бирмой, а не с четырьмя различными прибрежными странами. [36] Средства массовой информации и официальные источники часто изображают присоединение Китая к комиссии как панацею для решения проблемы чрезмерного освоения Меконга. [44] Однако нет никаких признаков того, что присоединение Китая к MRC предоставит странам, расположенным ниже по течению, какую-либо реальную возможность бросить вызов планам развития Китая, учитывая драматический дисбаланс сил, демонстрируемый отношениями этих стран с Китаем. [45]
MRC не решается полностью выразить обеспокоенность по поводу развития китайской гидроэнергетики. Например, в письме в Bangkok Post генеральный директор MRC доктор Оливье Когельс фактически утверждал, что китайские плотины увеличат объем реки в засушливый сезон, поскольку их целью является производство электроэнергии, а не ирригация. [46] Хотя такие плотины, безусловно, могут увеличить стоки в засушливый период, единственная уверенность в будущей политике Китая в отношении водохранилищ, похоже, заключается в том, что они будут создаваться вне режимов сотрудничества в низовьях. [5] Публичные заявления лидеров MRC в том же духе, что и комментарии Когельса, принесли – для некоторых – MRC репутацию соучастника, позволяющего «китайской машине строительства плотин плыть вниз по течению». [47]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О МРК» . Комиссия по реке Меконг (MRC) . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ «Видения и миссия» . Комиссия по реке Меконг (MRC) . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Накаяма 2002: 274–275.
- ^ Накаяма 2002: 275–276.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джейкобс, Джеффри В. (декабрь 2002 г.). «Комиссия по реке Меконг: планирование трансграничных водных ресурсов и региональная безопасность». Географический журнал . Водные войны? Географические перспективы. 168 (4): 354–364. дои : 10.1111/j.0016-7398.2002.00061.x . JSTOR 3451477 . ПМИД 17494227 .
- ^ Стрейтс Таймс 2006.
- ^ Накаяма 2002: 276.
- ^ Джейкобс 1998: 591.
- ^ Джейкобс 1998.
- ^ Маким 2002: 14.
- ^ Браудер 2000: 237.
- ^ Джейкобс 1995: 142.
- ^ Накаяма 2002: 276; Джейкобс 1995.
- ^ Маким 2002: 18.
- ^ Радосевич и Олсон 1999: 6–7.
- ^ MRC 1975.
- ^ Перейти обратно: а б Накаяма 2002: 277.
- ^ Джейкобс 1995: 145.
- ^ Накаяма 2002: 278.
- ^ Браудер 2000: 247.
- ^ Снеддон и Фокс 2006: 191.
- ^ Баккер 1999: 223.
- ^ MRC 2001b.
- ^ MRC 2001a: 23.
- ^ Снеддон и Фокс 2007a: 2177.
- ^ Маким 2002: 38.
- ^ Максвелл, Дэниел М. «Обмен энергией: перспективы сотрудничества Непала и Индии в области развития гидроэнергетики». ССНН 2193796 .
- ^ Первый саммит и международная конференция MRC, 2–5 апреля 2010 г. http://www.mrcsummit2010.org/. Архивировано 3 апреля 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Генриетта Литта (1 ноября 2011 г.). Режимы в Юго-Восточной Азии: анализ экологического сотрудничества . Springer Science & Business Media. п. 173. ИСБН 978-3-531-94276-6 .
- ^ MRC MRC назначает нового генерального директора
- ^ Комиссия по реке Меконг AIT и AIT работают в регионе более ста лет.
- ^ MRC Первый главный исполнительный директор прибрежной страны вступает в должность сегодня , MRC
- ^ MRC. Сегодня вступает в должность главный исполнительный директор второго прибрежного государства
- ^ «Азия: USAID и НАСА сегодня запустили «СЕРВИР-Меконг» » . www.preventionweb.net . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Робертсон 2006.
- ^ Перейти обратно: а б Экономист 1995.
- ^ Радосевич и Олсен 1999.
- ^ Пол 2003.
- ^ Лор 2003: 422.
- ^ Пиньорат 2000.
- ^ Пирс 2004.
- ^ МРК 2007.
- ^ «Камбоджа приветствует зеленое движение Китая вдоль Меконга» . Китайская газета . 15 ноября 2007 года . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Клэр, Майкл (15 апреля 2007 г.). «Войны за воду?» . Newsweek . Проверено 21 декабря 2017 г.
- ^ Уэйн 2004.
- ^ Когельс 2007.
- ^ Шерман 2004.
Библиография
[ редактировать ]- Бэкер, Эллен Брюзелиус. 2007. «Комиссия по реке Меконг: работает ли она и как география бассейна Меконга влияет на ее эффективность?» Südostasien aktuell: Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии , стр. 31–55.
- Бейкер, Крис. 2007, 24 февраля. «Что такое Вьентьян?» Почта Бангкока .
- Баккер, Карен. 1999. «Политика гидроэнергетики: развитие Меконга». Политическая география , 18 : 209–232.
- Браудер, Грег (февраль 2000 г.). «Анализ переговоров по Соглашению о Меконге 1995 года». Международные переговоры . 5 (2): 237–261. дои : 10.1163/15718060020848758 .
- Когельс, Оливье. 2007, 9 января. «Развитие гидроэнергетики Меконга идет хорошо». Почта Бангкока .
- Доре, Джон. 2003. «Управление растущим регионализмом Меконга». В социальных проблемах региона Меконга . Ред. Мингсарн Коаса-ард и Джон Дор. Бангкок: Университет Чиангмая.
- Гош, Нирмал. 2007, 15 ноября. «Плотины Меконга «приведут к перемещению 75 000 человек»; экологические группы призывают международных доноров пересмотреть свою поддержку проекта». Стрейтс Таймс .
- Хирш, П. 2003. « Политика знаний о рыболовстве в бассейне реки Меконг ». Новый Южный Уэльс, 2006 г. Австралийский ресурсный центр Меконга.
- Джейкобс, Джеффри В. 1995. «История Комитета Меконга и уроки развития речного бассейна». Географический журнал , 161 (2): 135–148.
- Джейкобс, Джеффри В. 1998. «Соединенные Штаты и проект Меконг». Водная политика (1): 587–603.
- Япония Таймс . 2007, 15 марта. «Мрачные тучи над Шангри-Ла».
- Канванич, Супрадит. 2002, 6 октября. «На милость Меконга». Почта Бангкока .
- Кристенсен, Йорн. 2002. «Продовольственная безопасность и развитие в бассейне Нижнего Меконга и необходимость регионального сотрудничества: задача для Комиссии по реке Меконг». Определение программы сокращения бедности: материалы Первого Азиатско-Тихоокеанского форума по бедности, Том 1 . Манила: Азиатский банк развития.
- Лебель, Луи, Гарден, По и Имамура, Масао. 2005. «Политика масштаба, положения и места в управлении водными ресурсами в регионе Меконга». Экология и общество , 10 (2): 18.
- Маким, Эбигейл. 2002. «Ресурсы для безопасности и стабильности? Политика регионального сотрудничества на Меконге, 1957–2001». Журнал окружающей среды и развития , 11 (1): 5–52.
- Комиссия по реке Меконг. 1975. Совместная декларация принципов использования вод бассейна Меконга. Бангкок: Комитет Меконга.
- Комиссия по реке Меконг. 1995. Соглашение о сотрудничестве в целях устойчивого развития бассейна реки Меконг .
- Комиссия по реке Меконг. 2001а. Годовой отчет за 2000 год. Пномпень: Комиссия по реке Меконг.
- Комиссия по реке Меконг. 2001б. «Новости Меконга: информационный бюллетень Комиссии по реке Меконг, октябрь – декабрь 2001 г.».
- Комиссия по реке Меконг. 2007, 24 октября. «Приграничное сотрудничество». Гидроэнергетика и строительство плотин .
- Накаяма, Микиясу. 2002. «Международное сотрудничество по водным системам в Азиатско-Тихоокеанском регионе: переходный период». Международное обозрение экологических исследований , 3 (2): 274–282.
- Пол, Делия. 2003, 17 ноября. «Правила водопользования установлены». Почта Бангкока .
- Пирс, Фред. 2004, 3 апреля. «Китай высасывает жизнь из реки Меконг». Нью Ученый , 182 :14.
- Пиньорат, Ранграви К. 2003 г., 13 июня. «Китай клянется ограничить взрывы на порогах». Нация (Таиланд).
- Радосевич Джордж Э. и Олсон Дуглас К. 1999. «Существующие и новые бассейновые механизмы в Азии». Всемирный банк: Третий семинар по речным бассейнам и институциональному развитию.
- Робертсон, Бенджамин. 2006, 19 октября. «В плену у отлива». Южно-Китайская Морнинг Пост .
- Самабуддхи, Култида. 2002, 11 ноября. «Атака на роль посредника в Комиссии». Почта Бангкока .
- Шерман, Том. 2004, 12 мая. «Комиссия Меконга, похоже, не заботится о людях, затронутых ее проектами». Нация (Таиланд).
- Снеддон, Крис. 2002. «Водные конфликты и речные бассейны: противоречия совместного управления и масштабов на северо-востоке Таиланда». Общество и природные ресурсы , 15 : 725–741.
- Снеддон, Крис. 2003. «Реконфигурация масштаба и власти: проект Хонг-Чи-Мун на северо-востоке Таиланда». Окружающая среда и планирование , 35 : 2229–2250.
- Снеддон, Крис и Фокс, Колин. 2005. «Пульс паводков, международное право водотоков и ресурсы общего бассейна: пример низменности реки Меконг». Экспертная группа по вопросам развития, исследовательский документ № 2005/20.
- Снеддон, Крис и Фокс, Колин. 2006. «Переосмысление трансграничных вод: критическая гидрополитика бассейна Меконга». Политическая география , 25 : 181–202.
- Снеддон, Крис и Фокс, Колин. 2007а. «Власть, развитие и институциональные изменения: совместное управление в бассейне нижнего Меконга». Мировое развитие , 35 (12): 2161–2181.
- Снеддон, Крис и Фокс, Колин. 2007б. «Соглашения о трансграничных речных бассейнах в бассейнах Меконга и Замбези: повышение экологической безопасности или обеспечение безопасности окружающей среды?» Международные экологические соглашения , 7 : 237–261.
- Стрейтс Таймс . 2006, 11 июля. «Когда глобальная групповая терапия приносит результат».
- Тайские новости . 2007, 19 ноября. «Юго-Восточная Азия: Активисты призывают MRC остановить строительство плотины на реке Меконг».
- Экономист . 1995, 18 ноября. «Меконг: будет запружен, если вы этого не сделаете». 337 (7941): 38.
- Нация (Таиланд) . 2004, 10 мая. «Сенатор: местные знают лучше».
- Теравит, Кхиен. 2003. «Отношения внутри региона Меконга и между ним в контексте глобализации». В социальных проблемах региона Меконга . Ред. Мингсарн Коаса-ард и Джон Дор. Бангкок: Университет Чиангмая.
- Уэйн, Барри. 2004 г., 26 августа. «Река Меконг: река в опасности — беззубый страж Меконга». Дальневосточное экономическое обозрение .
- Река Меконг
- Субрегион Большого Меконга
- Окружающая среда Юго-Восточной Азии
- Международные экономические организации
- Межправительственные экологические организации
- Экологические организации по регионам
- Экологические организации, базирующиеся во Вьетнаме
- Экологические организации, базирующиеся в Камбодже
- Организации, базирующиеся в Лаосе
- Экологические организации, базирующиеся в Мьянме
- Организации, связанные с плотинами
- Экологические организации, созданные в 1995 году.
- 1995 г. заведения в Юго-Восточной Азии.
- Пномпень
- Вьентьян