Jump to content

Водный конфликт на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Водный конфликт на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA) в первую очередь касается трех основных речных бассейнов: бассейна реки Иордан , бассейна рек Тигр - Ефрат и бассейна реки Нил . Регион MENA занимает около 11,1 миллиона квадратных километров. В регионе MENA есть три основные пустыни: [1]

Кроме того, большая часть Ирана покрыта пустыней. Среднегодовое количество осадков составляет менее 100 мм в 65% региона, от 100 до 300 мм в 15% региона и более 300 мм в остальном регионе. [1] Ожидается, что условия, которые создают конфликты, будут только ухудшаться и усложняться по мере того, как все последствия изменения климата на Ближнем Востоке и в Северной Африке будут проявляться в течение 21 века.

Бассейн реки Иордан

[ редактировать ]

Водные ресурсы

[ редактировать ]
Спутниковая карта Ближнего Востока.

Три верховья реки Иордан – река Хасбани (годовой стабильный сток 250 млн. 3 ), река Баниас (годовой стабильный сток 125 млн. 3 ), и Река Дан (годовой стабильный сток 250 млн. 3 ) происходят из Ливана , Сирии и Израиля соответственно. [2] Они сливаются в озере Хуле , а затем текут на юг в виде реки Иордан. К югу от Тверии река Ярмук впадает в реку Иордан. В общей сложности река Иордан протекает примерно 350 км, начинаясь у подножия горы Хермон на севере и заканчиваясь Мертвым морем на юге. [2] По оценкам, сток реки составляет 1880 миллионов кубометров в год, 73 процента которого берет начало в арабских странах, а 27 процентов - в Израиле. [3] Согласно исследованию ВВС США, проведенному в сентябре 2000 года, более 90% воды Сирии используется совместно с соседними Ираком , Турцией , Израилем, Ливаном и Иорданией . [3] Примерно 36 процентов водных источников Иордании используются совместно с Сирией, Западным берегом и Израилем, а более половины вод Израиля используется совместно с Сирией, Ливаном, Иорданией и Западным берегом. [3]

Дальше на север реки Литани и реки Оронт составляют водораздел северного Леванта . Хотя их истоки географически близки, Литани течет на юг, а затем на запад к Средиземному морю возле Тира , пересекая только Ливан, в то время как Орон течет на север, в Сирию, впадая в Средиземное море вокруг города Антиохии . [2] Предполагаемый годовой сток реки Литани в 410 миллионов кубометров в год был целью предлагаемых сирийскими, иорданскими и израильскими водными решениями. [3]

Сирия, Ливан и Израиль имеют местные подземные водоносные горизонты с пресной водой. [3] Есть два основных подземных водоносных горизонта, которые обеспечивают пресной водой современный Израиль. Горный водоносный горизонт находится под Западным берегом. Перезаряжается 679 мм. 3 воды ежегодно, из них 78 млн.млн. 3 являются солоноватыми. [2] Три основных бассейна горного водоносного горизонта — это восточный бассейн, западный бассейн и северо-восточный бассейн. Восточный бассейн – самый маленький по запасам пресной воды, но самый большой по площади. Его площадь составляет примерно 3260 км^2. [2] Западный бассейн является крупнейшим из трех по содержанию пресной воды. Протяженность составляет около 1780 км. 2 . [2] Наконец, Северо-Восточный бассейн имеет площадь около 610 км2. 2 . [2] Прибрежный водоносный горизонт, расположенный вдоль побережья Средиземного моря, имеет общий годовой объём пополнения 330 млн м3. 3 . [2]

Территория вокруг бассейна реки Иордан является одной из самых засушливых в мире. В Израиле и северо-западной Иордании выпадает в среднем 110 см осадков в год. [3] Небольшая часть этой воды может быть использована. Только Кувейт , Ливия , Оман и Сингапур ежегодно получают меньше осадков, чем Иордания или Израиль. Сирия и Ливан, напротив, получают достаточно осадков для поддержки сельского хозяйства и пополнения подземных водоносных горизонтов. [3] Как указывалось ранее, в то время как в северных частях Иордании и Израиля выпадает 110 см осадков в год, в центральной Иордании и на Западном Берегу выпадает 20 млн см3 осадков в год. Однако только 3 млн кубометров этой воды в год можно использовать. [3]

Потребление воды

[ редактировать ]

Израиль использует примерно 850 млн кубометров подземных вод в год, из которых 400 млн кубометров в год поступает из горного водоносного горизонта. В 1964 году Израиль начал отводить 320 млн кубометров воды в год из реки Иордан для нужд Национального водовоза . К 1967 году Национальный водовоз Израиля забирал почти 70 процентов воды из реки Иордан, прежде чем она достигла палестинцев на Западном Берегу. [3] В 1980-е годы израильские поселенцы потребляли в семь раз больше воды, чем арабские фермеры. Другие источники показывают меньшую, но все же значительную разницу. Согласно исследованию, проведенному в сентябре 2000 года, Израиль использует 1180 миллионов кубометров воды в год, или 62 процента общего годового объема воды, потребляемой в сельском хозяйстве. Для сравнения, Иордания использует 67 миллионов кубометров воды в год, или 74 процента от общего объема водных ресурсов, на нужды сельского хозяйства. [3] Примерно 48 процентов среднегодового потребления воды в Израиле (1950 миллионов кубометров в год) приходится на территорию, захваченную в 1967 году. 400 миллионов кубометров в год из этого количества поступает из грунтовых вод на Западном Берегу, а 450 миллионов кубометров в год поступает из верховий реки Иордан и Голанских высот. Высоты . [3] Однако уже в 1981 году Израиль эксплуатировал 99 процентов имеющихся водных ресурсов.

Системы водоснабжения

[ редактировать ]

Период британского мандата (1917–1948)

[ редактировать ]

Во времена Британского мандата в Палестине (1913–1948) вдоль восточных склонов Иудейских гор существовало три ирригационные системы . Акведук Вади Кельт 3 млн кубометров пресной воды в обеспечивал Иерихон год из источников Эйн Фара, Эйн Фавар и Эйн Кельт. [3] Кроме того, акведук Вади-Уджа снабжал долину Уджа 7 млн ​​куб. м пресной воды из источника Эйн-Уджа, а акведук Вади-Фариа транспортировал 5 млн кубометров в год воды из источников Эйн-Шибли, Эйн-Иска и Эйн-Байдан в Гифтлик. . [4] Под римским правлением акведуки Наблуса и Иерусалима также действовали в горах Иудеи и Самарии . дополнительно 3 миллиона кубометров в год Эти акведуки принесли в Сабастию и Иерусалим . В период действия мандата использовались еще 200 небольших источников подземных вод и собиралась дождевая вода из цистерн, что давало дополнительно 5 млн м3 пресной воды в год в дождливые годы. [4] С добавлением двух электростанций, обеспечивающих дополнительно 2 млн куб. м в год в Иерусалим и Рамаллу , максимальная производительность воды в горах Иудеи и Самарии составила 25 млн куб. м в год. [4]

Тивериадское озеро.
Тивериадское озеро

В нескольких планах предпринимались попытки распределить водные ресурсы региона во время британского мандата. План Ионида 1939 года содержал три рекомендации. Сначала предлагалось аккумулировать паводковые воды реки Ярмук в Тивериадском озере (Галилейское море). [5] Во-вторых, он установил количество воды в озере, которая должна быть отведена через канал Восточный Гор и использована для орошения к востоку от реки Иордан. [5] В-третьих, оно ограничило использование воды бассейна реки Иордан долиной реки Иордан. [5] Это было отвергнуто сторонниками сионизма, которые предполагали использовать воды из бассейна реки Иордан для заселения пустыни Негев на юге страны. Напротив, план Лоудермилк, разработанный по заказу Министерства сельского хозяйства США , предлагал орошать долину реки Иордан и отводить реки Иордан и Ярмук для гидроэлектростанций. [5] В 1948 году Джеймс Б. Хейс использовал результаты исследования Лоудермилка в качестве основы для плана Хейса, согласно которому река Ярмук должна была быть отведена в Тивериадское озеро, чтобы компенсировать потери воды при отводе реки Иордан для сельскохозяйственных целей. [5]

Иорданское правление (1948–1967)

[ редактировать ]

В 1948 году Израиль официально стал государством. Королевство Иордания взяло на себя контроль над водными ресурсами гор Иудеи и Самарии. Они сохраняли контроль над регионом до Шестидневной войны 1967 года. За этот период были пробурены дополнительные скважины, и максимальный запас воды в регионе достиг 66 млн куб. м в год. [4] Однако в то время только четыре из 708 палестинских городов были подключены к водоснабжению. [4] В 1965 году было пробурено еще 350 скважин с общей производительностью 41 млн куб. м в год. [4] Во время войны в Палестине 1947–1949 годов еврейская армия разрушила электростанцию ​​​​Рутенбург , пытаясь предотвратить исключительный арабский контроль над реками Иордан и Ярмук. [5] В результате правительство Иордании и Агентство ООН по оказанию помощи и организации работ приняли План Макдональда, который напоминал план Ионида (1939 г.) по ограничению вод бассейна реки Иордан долиной реки Иордан. Он также призвал перенаправить реку Ярмук для хранения в Тивериадском озере, которое будет использоваться для поддержки сельскохозяйственного развития по обе стороны реки Иордан. [5] Иордания и Сирия поддержали план Бангера, который предлагал построить плотину на реке Ярмук и создать две гидроэлектростанции для снабжения электроэнергией Иорданию и Сирию. В 1953 году, вскоре после начала строительства, усиление давления со стороны США вынудило Иорданию и Сирию отказаться от своих планов. [5] Администрация Эйзенхауэра направила Эрика Джонстона в качестве специального посланника. План Джонстона реализовал политику исследования Управления долины Теннесси , проведенного Chales Main (Главный план), который включал квоты на распределение воды в бассейне реки Иордан. [5] Хотя ни одна из сторон не приняла этот план, он использовался в качестве основы для многих последующих переговоров по водному конфликту.

Администрация Израиля (1967 – настоящее время)

[ редактировать ]

Когда Израиль оккупировал Западный Берег во время Шестидневной войны 1967 года, водные ресурсы региона были объявлены государственной собственностью. Оккупация оказывает огромное влияние на повседневную жизнь палестинского народа и его водоснабжение: [6] [7] Во многих аспектах оккупация влечет за собой нарушения международного права, например международного права прав человека или международного гуманитарного права. Особенно критикуются конфискация земель и снос имущества израильскими военными, а также ограничения на передвижение людей и товаров. С 1967 года большинство источников воды контролируются израильскими военными. Более того, водные ресурсы перенаправляются, а палестинское население лишено доступа к большей части водных ресурсов. В то же время Израиль утверждает, что палестинцы бурят несанкционированные скважины. Значительные части палестинской водной инфраструктуры, включая цистерны, колодцы и ирригационные системы, объявлены незаконными и систематически сносятся. Поскольку строительство новой палестинской инфраструктуры водоснабжения по большей части запрещено, палестинские системы водоснабжения находятся в очень плохом состоянии. Таким образом, они отражают слабый и неоднозначный политический статус Палестины. Поскольку большинство людей на Западном Берегу зависят от сельского хозяйства, дефицит воды в Палестине также ослабляет местную экономику. Тем самым это сильно способствует бедности и безработице. Несбалансированное распределение воды на палестинских территориях сформировало термин «водный апартеид». [8]

Несмотря на то, что получить точные данные сложно, среднее потребление воды Израилем на Западном Берегу примерно в 6 раз превышает среднее потребление воды палестинцами, составляющее примерно 50 литров на человека в день, что составляет примерно половину минимума Всемирной организации здравоохранения. рекомендуемый уровень. [7] Однако есть и другие данные, показывающие иную картину. Исключив очищенные сточные воды иопресненная вода и использование другого типа демографических данных, Гвирцман [4] (2012), например, утверждает, что среднее потребление воды израильтянами и палестинцами в настоящее время почти одинаково. Огромные различия в данных о водных ресурсах Израиля и Палестины показывают, насколько спорным и актуальным остается вопрос распределения воды.

До сегодняшнего дня не существует окончательного соглашения, предоставляющего права на воду палестинскому населению. Хотя вопросы воды были темой мирного процесса в Осло, водный спор не был решен путем переговоров. Действительно, статья 40 «Временного соглашения о Западном берегу и секторе Газа» (1995 г.) касается прав Палестины на воду, но в ней говорится, что «они будут обсуждаться в ходе переговоров о постоянном статусе и урегулированы в Соглашении о постоянном статусе, касающемся к различным водным ресурсам». [9] Тем временем, «в течение переходного периода общее количество 28,6 млн кубометров воды в год» будет выделено палестинскому населению «для удовлетворения насущных потребностей [..] в пресной воде для бытового использования». [9] На самом деле, из-за продолжающейся израильско-палестинской напряженности, Соглашение о постоянном статусе так и не было заключено. Таким образом, соглашение косвенно поддерживало доминирование Израиля над водными ресурсами и рассматривало проблему дефицита воды на оккупированных палестинских территориях как вопрос гуманитарной необходимости, а не права. [7]

Кроме того, для совместной реализации соглашения была создана Израильско-палестинская совместная водная комиссия (JWC). [9] Комитеты по гидрологии, инженерии, канализации и ценообразованию JWC встречаются на регулярной основе для одобрения строительства систем водоснабжения или канализационных сооружений. В рамках этого соглашения Израиль передал контроль над водоснабжением на палестинских территориях Палестинской администрации. Тем не менее, Палестинская администрация вряд ли сможет выполнить свои обязательства, поскольку израильские члены Совместной водной комиссии могут наложить вето на любой палестинский проект. Кроме того, члены Палестинской автономии не могут получить доступ к большинству районов, поскольку им отказывают в доступе военные. В результате более 33% воды, подаваемой на палестинские территории, «утекает из внутренних трубопроводов». [4] Обе стороны утверждают, что законы, установленные в Осло, больше не соблюдаются. Поскольку палестинскому населению не выделяется достаточно воды, работу Совместной водной комиссии можно считать недостаточной. [6] [7]

Бассейн реки Нил

[ редактировать ]

Водные ресурсы

[ редактировать ]
Река Нил.
Река Нил в Египте

Река Нил — международный водный бассейн, протекающий по территории 10 различных суверенных государств. [3] Нил протекает через Судан , Южный Судан , Бурунди , Руанду , Демократическую Республику Конго , Танзанию , Кению , Уганду , Эфиопию и Египет и считается самой длинной рекой в ​​мире. Нил является единственным значительным источником воды в Северной Африке, и 40% населения Африки проживает в бассейне реки Нил . [3] У Нила есть два основных притока: Белый Нил и Голубой Нил . Белый Нил — более длинный из двух, берущий начало в районе Великих озер в Центральной Африке. Его самый отдаленный источник неизвестен: он находится либо в Бурунди, либо в Руанде. Оттуда она течет через Танзанию, озеро Виктория , Уганду и Южный Судан. Голубой Нил берет свое начало из эфиопского озера Тана , впадающего в Судан с юго-востока. В общей сложности верховья Эфиопии обеспечивают 86% вод реки Нил. [3] Два основных притока встречаются возле столицы Судана Хартума и текут на север через Египет и впадают в Средиземное море .

Гражданская война в Судане

[ редактировать ]

Доступ к ключевым ресурсам, главным образом воде, является основным источником гражданской войны в Судане. Экологически Судан разделен на северный и южный регион. Север густо населен арабами-мусульманами. Хотя Нил протекает через северную часть Судана, он в значительной степени находится за пределами водосборных бассейнов питающих ручьев и рек, которые дальше на юг объединяются в Белый и Голубой Нил. [3] Юг малонаселен, но гораздо более плодороден. Он получает достаточное количество осадков и извлекает выгоду из множества питающих ручьев и источников, разбросанных по всей территории. [3] Постоянная засуха и опустынивание, рост населения и необходимость увеличения производства продовольствия вынудили многих северных арабов искать земли и ресурсы на юге. Внедрение Севером механизированной сельскохозяйственной техники продолжает угрожать натуральному хозяйству Юга. Организована как Народно-освободительная армия Судана (НОАС). [3] южане сопротивлялись вторжению северян на протяжении большей части трех десятилетий.

Водный конфликт в Судане обычно касается строительства каналов или сельскохозяйственных проектов. Одним из наиболее заметных источников конфликта стал проект канала Джонглей , начатый в 1978 году. Проект был начат по двум основным причинам: осушение болот Судд для создания дополнительных сельскохозяйственных угодий и сохранение воды, испаряющейся, пока она простаивала в болота. [3] Количество, потерянное за счет испарения, оценивалось в 4000 млн куб. м/год. [3] Правительства Судана и Египта поддержали проект, поскольку оба получили долю в выгодах от дополнительной воды. Канал Джонглей достаточно массивен, чтобы его можно было увидеть из космоса. Его средняя ширина составляет 210 футов, а глубина — 16 футов. [3] Осушение водно-болотных угодий поставило под угрозу примерно 1,7 миллиона местных соплеменников, выживание которых зависело от болот, и в ноябре 1974 года местные жители подняли бунт в южном городе Джуба . [3] Южане начали стекаться в ряды НОАС, которая организовала жестокие нападения на строительные площадки вдоль канала Джонглей. В конце концов они вынудили приостановить проект в 1984 году. Было построено 250 из 360 км канала. [3]

Вторжение северных механизированных фермеров в южный Судан также вызвало конфликт. Правительство, в котором доминировали арабы, предполагало развитие сельского хозяйства на Юге и северных фермеров, постоянно вторгающихся на плодородные южные равнины. Такое вторжение угрожало нилотским племенам, которые управляли скотоводческим хозяйством на юге. [3] Южане отреагировали на вторжение северян враждебностью и насилием.

Между северным правительством и суданским народом снова вспыхнул конфликт по поводу решения правительства построить плотину Каджбар на Ниле. Образовавшийся водоем вынудил бы последние оставшиеся нубийские племена переселиться в Судан. [3] Большая часть территории Нубии уже была затоплена после того, как Асуанскую плотину Египет построил в 1950-х годах. Многие суданцы протестовали против строительства Каджбара, а члены Нубайнского альянса в знак протеста даже угрожали массовым самоубийством. [3] Они отклонили предложения суданского правительства о компенсации.

Региональные конфликты

[ редактировать ]

Помимо источника внутренних конфликтов внутри стран, вода вызвала внешнюю напряженность между суверенными государствами. В то время как Египет потребляет 99% воды Нила, [3] мало воды берет свое начало в пределах суверенных границ Египта. Высокие потребности в воде в странах нижнего течения часто разжигали региональные конфликты. Так обстоит дело в Северной Африке.

Красное море.
Северо-Восточная Африка, Красное море, Аравийский полуостров и Синайский полуостров.

В начале 1900-х годов мировой дефицит хлопка вынудил Египет и Судан использовать пахотные земли для увеличения производства хлопка. [10] Однако хлопок требует обширного орошения и менее подходит для климата Египта и Судана , чем другие более традиционные культуры. Необходимость борьбы с водой и наводнениями ускорила реализацию проектов по освоению водных ресурсов вдоль Нила, что часто приводило к столкновениям между министерством иностранных дел Великобритании (в то время Судан был британско-египетским кондоминиумом) и местными египтянами и суданцами. [10] После Первой мировой войны стало очевидно, что необходимо будет подписать официальный договор о распределении воды, чтобы регулировать использование воды Нила. В 1920 году была сформирована Комиссия по проектам Нила. [10] Комиссия, возглавляемая представителями Индии, Великобритании и США, оценила потребление воды на основе потребностей в воде каждой страны. Основываясь на среднем расходе воды в 84 миллиарда кубометров в год, комиссия оценила необходимое потребление Египта в 58 миллиардов кубометров в год, в то время как Судан считался способным удовлетворить свои потребности в ирригации, используя только воды Голубого Нила. [10] Комиссия также предложила разделить любые отклонения от среднегодового расхода воды поровну между Египтом и Суданом. Однако выводы комиссии так и не были реализованы. Также в 1920 году британцы предложили «Схему хранения веков», наиболее полный план освоения водных ресурсов Нила. [10] План предусматривал строительство водохранилища на границе Уганды и Судана, плотину в Сеннаре, Судан, для орошения регионов к югу от Судана, а также плотину вдоль Белого Нила для удержания летних паводковых вод для засухи Египта. -сезонный расход. [10] Британский план обеспокоил многих египтян, поскольку большинство крупных гидротехнических сооружений должно было быть построено за пределами территории Египта. 7 мая 1929 года Египет и Судан подписали Соглашение по водам Нила. Во многом основываясь на выводах комиссии 1920 года, договор выделял 4 миллиарда кубометров газа в год Судану и 48 миллиардов кубометров газа в год Египту. Однако в период с 20 января по 15 июля весь поток Нила был отведен для потребления Египту. [10]

В 1950-х годах Египет в одностороннем порядке добивался строительства Асуанской плотины до 1954 года, когда к переговорам были привлечены суданцы. Первый раунд переговоров между Египтом и Суданом состоялся в декабре 1954 года, но был отменен до того, как удалось достичь консенсуса. [10] Два правительства снова встретились в апреле 1955 года, но снова не смогли прийти к компромиссу. Напряженность возросла в 1958 году после неудачной египетской экспедиции на спорную территорию вдоль суданской границы. В ответ Судан поднял плотину Сеннар , фактически нарушив соглашение 1929 года, подписанное с Египтом. летом 1959 года [10] Две страны подписали Соглашение о полном использовании вод Нила (Договор о водах Нила) 8 ноября 1959 года. [10] Договор о водах Нила, основанный на среднегодовом расходе воды в 84 миллиарда кубометров воды в год, предусматривал следующее: [10]

  • 55,5 млрд куб. м в год в Египет, 18,5 млрд куб. м в год в Судан.
  • Любые доходы от среднегодового расхода воды должны были быть разделены поровну между Египтом и Суданом.
  • До 1977 года Судан «одалживал» Египту дополнительно 1,5 миллиарда кубометров газа в год.
  • Любые будущие события, которые приведут к увеличению стока воды в Ниле, будут оплачиваться поровну между двумя странами. Полученную воду также нужно было разделить поровну между ними.
  • Египет выплатит Судану 15 миллионов британских фунтов в качестве компенсации за прошлые наводнения, возникшие в результате египетских проектов по освоению водных ресурсов.

Кроме того, договор 1959 года учредил Постоянный совместный технический комитет для разрешения любых будущих конфликтов. И Судан, и Египет согласились, что потребности в воде остальных восьми прибрежных стран не превысят 1–2 миллиардов кубометров в год, а также согласились противостоять любой угрозе ресурсам Нила с помощью единых египетско-суданских мер. [10] Строительство Асуанской плотины в 1960-х годах вызвало споры, поскольку оно затопило районы южного Судана возле Вади-Хальфа и привело к перемещению жителей Судана, живущих вдоль египетско-суданской границы. [3]

И плотина Мерове.
Плотина Мерове, вид из космоса.

В середине 1990-х годов Египет начал масштабный проект к югу от Асуана. Проект «Новая Дельта» на юге Египта и канал Салам на Синайском полуострове были инициативами, предпринятыми бывшим президентом Египта Хосни Мубараком с целью увеличения водоснабжения растущего населения Египта, которое все дальше и дальше рассеивается от Нила. [3] Рост потребления воды в Египте является источником конфликта в регионе, поскольку прибрежные страны, расположенные выше по течению – Судан и Эфиопия – начали отстаивать свои права на строительство плотин на реке для строительства гидроэлектростанций. Суданцы планируют построить плотину Каджбар недалеко от Хартума в месте слияния Белого и Голубого Нила [3] вызвало большую международную напряженность. Судан также планирует построить плотину Мерове к югу от Каджбара и расширить плотину Розейрес , расположенную в 300 милях к юго-востоку от Хартума на Голубом Ниле. [3] Предполагается, что строительство этих проектов, скорее всего, приведет к тому, что Судан превысит свои водные выделения по договору 1959 года.

Эфиопия также стала крупным игроком в развитии реки Нил. В 1957 году они объявили о своем намерении в одностороннем порядке продолжить освоение верховьев реки Нил на территории Эфиопии. К 2000 году вдоль истоков Нила было построено более 200 небольших плотин. В совокупности плотины будут использовать около 500 миллионов кубометров годового стока Нила. [3] Эфиопия является единственной прибрежной страной реки Нил, которая предъявила законные претензии на воды Нила, кроме Египта и Судана, с момента подписания Договора о водах Нила в 1959 году. Как и в Египте, рост населения в Эфиопии привел к увеличению потребления воды. Рост населения Эфиопии превышает темпы роста населения Египта, а при примерно одинаковой численности населения потребности Эфиопии в воде могут превышать потребности Египта. Орошение только половины пахотных земель Эфиопии приведет к сокращению потока воды в Судан и Египет, расположенные ниже по течению, на 15%. [3] Позже Эфиопия построила Великую плотину Эфиопского Возрождения , что вызвало продолжительные дискуссии о ее влиянии на Египет и Судан. [11]

Бассейн рек Тигр-Ефрат

[ редактировать ]

Водные ресурсы

[ редактировать ]
Сирия
Река Евфрат в Сирии.

Бассейн рек Тигр-Ефрат состоит из двух основных рек – Тигра и Евфрата – и их второстепенных притоков. И Тигр, и Евфрат берут начало на юго-востоке Турции. Тигр течет из Турции, пересекая границу между Турцией и Сирией на протяжении 32 км, а затем течет на юг через Ирак . [2] Начиная с Турции, Евфрат впадает в Сирию с севера, а затем продолжается через Ирак. [2] Две реки встречаются в Ираке и образуют Шатт-эль-Араб , которая течет на юг, в Персидский залив . [2]

Региональный конфликт

[ редактировать ]

Хотя гидрополитическая напряженность в регионе существовала на протяжении веков, демографическое давление в 1960-х годах заставило каждую страну проводить одностороннее освоение водных ресурсов. Плотина Кебан была построена на юге Анатолии с 1965 по 1973 год, а Сирия построила плотину Табка в период с 1965 по 1973 год. [10] Несмотря на двусторонние, а иногда и трехсторонние переговоры (включая Советский Союз), на момент ввода в эксплуатацию двух плотин в 1973 году официальных соглашений заключено не было. Когда плотины начали заполняться, поток воды вниз по течению значительно уменьшился. В 1974 году Сирия удовлетворила запрос Ирака и разрешила вытекать из плотины Табка дополнительно 200 млн кубометров воды в год. Однако в следующем году Ирак потребовал вмешательства Лиги арабских государств , сославшись на то, что поток воды, достигающий Ирака, упал с нормальных 920 м³/с до «невыносимых» 197 м³/с. [10] Сирийское правительство в ответ заявило, что приток воды в Сирию сократился более чем на 50%.

Плотина Ататюрка.
Плотина Ататюрка на реке Евфрат.

После обмена враждебными заявлениями Сирия вышла из комитета Лиги арабских государств, которому было поручено разрешить спор. Напряженность возросла в мае 1975 года, когда Сирия закрыла свое воздушное пространство для полетов Ирака, а обе страны сосредоточили войска на своих границах. [10] Однако вмешательство Саудовской Аравии разрядило ситуацию, и обе стороны пришли к соглашению, которое предотвратило надвигающееся насилие. Условия соглашения никогда не были обнародованы, но иракские источники в частном порядке сообщили, что Сирии было разрешено сохранять 40% воды в Евфрате, протекающей через ее страну, в то время как 60% воды должно было быть разрешено течь на юг через Ирак. . [10]

Проект Юго-Восточной Анатолии (турецкое сокращение: GAP) продолжает оставаться источником напряженности в регионе. GAP — это масштабный гидроэнергетический проект, состоящий из 21 плотины и 19 гидроэлектростанций. [10] Вода будет использована для выработки 26 миллиардов киловатт-часов электроэнергии установленной мощностью 7500 мегаватт и орошения 1,65 миллиона гектаров земли. [10] Сообщается, что в 1987 году премьер-министр Турции Тургут Озал подписал соглашение, гарантирующее минимальный поток газа в Сирию в размере 500 миллионов кубометров в год. Переговоры между Турцией, Сирией и Ираком возобновились в январе 1990 года, когда Турция перекрыла течение Евфрата на 30 дней, закрыв ворота плотины Ататюрк . Ирак настаивал на том, чтобы Турция пропускала в Сирию минимум 500 млн кубометров газа в год, но переговоры были приостановлены из-за начала первой войны в Персидском заливе . Переговоры после войны в сентябре 1992 года не привели к достижению соглашения. [10]

В 2020 году иракские власти пожаловались, что плотина Илису уменьшила приток реки Тигр и вызвала нехватку воды на иракских равнинах. [12] Кроме того, курдские фермеры на севере Ирака предупредили о «катастрофе» после того, как Иран намеренно перекрыл поток воды из Сирвана и Нижнего Заба к плотинам Дукан и Дарбандихан . [13] Однако жители сирийской деревни также обвинили Турцию в прекращении доступа к воде, в результате чего уровень воды в Евфрате снизился до 200 м³/с, что на 300 м³/с меньше, чем уже согласованный между двумя странами объем. [14] Кроме того, поддерживаемые Турцией сирийские повстанцы заблокировали подачу воды из насосной станции Алок недалеко от Рас-эль-Айна , что вызвало нехватку питьевой воды в провинции Аль-Хасака . [15] В мае 2021 года расход воды Евфрата из Турции в Сирию снова упал почти до 200 м³/с, что вызвало перебои с электроэнергией. [16] В том же месяце в Ираке приток воды из Турции снизился на 50% как для Тигра, так и для Евфрата, в то время как приток притоков из Ирана к плотине Дарбандихан и Нижнему Забу сократился до отсутствия и на 70% соответственно. [17]

Голубой мир

[ редактировать ]

Конфликт по поводу воды на Ближнем Востоке может разгореться в ближайшие дни из-за споров по поводу наличия, использования и управления водными ресурсами. [18] Острая конкуренция за воду может даже привести к региональной войне. [18] Вот почему сотрудничество необходимо для предотвращения конфликтов и войн.

Метод «Голубого мира», направленный на преобразование трансграничных водных проблем в инструменты сотрудничества, доказал свою эффективность в таких местах, как Ближний Восток и бассейн Нила . Этот уникальный подход к превращению напряженности вокруг водных ресурсов в возможности для социально-экономического развития был разработан Группой стратегического прогнозирования в партнерстве с правительствами Швейцарии и Швеции. Недавний отчет «Водное сотрудничество для безопасного мира», опубликованный Стратегической группой прогнозирования, показывает, что активное водное сотрудничество между странами снижает риск войны. К такому выводу пришли после изучения трансграничных водных отношений в более чем 200 общих речных бассейнах в 148 странах. Страны Ближнего Востока сталкиваются с риском войны, поскольку они слишком долго избегали регионального сотрудничества. В докладе приводятся примеры успешного сотрудничества, которые могут быть использованы странами Ближнего Востока.

Проблемы водной безопасности влекут за собой огромные человеческие жертвы и оказывают гораздо большее влияние на Ближний Восток. Отсутствие водной безопасности всегда сопровождается одной или несколькими проблемами, такими как бедность, войны и конфликты, низкий уровень развития женщин и деградация окружающей среды. [19] Эти разрушительные последствия были задокументированы в двух отчетах, выпущенных в 2015 году: «Гидробезопасность: кризис выживания на Ближнем Востоке» и «Вода и насилие: кризис выживания на Ближнем Востоке». [20]

Бассейн реки Гильменд

[ редактировать ]

Соглашение о воде реки Гильменд было подписано в 1972 году между Ираном, Афганистаном и Ираном. Соглашение состоит из 16 статей. [21] Однако Иран всегда заявлял, что Афганистан не связан условиями договора. [22]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халед Абу-Зейд; Амр Абдель-Мегид (март 2006 г.). «Водные конфликты и механизмы управления конфликтами на Ближнем Востоке и в Северной Африке» (PDF) . Центр окружающей среды и развития арабского региона и Европы.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джууб, доктор Гассан Абу. «Водные конфликты на Ближнем Востоке между настоящим и будущим» (PDF) . Университет Аль-Азхар.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Кизер, Стивен (сентябрь 2000 г.). «ВОДА: ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ» (PDF) . Институт исследований национальной безопасности ВВС США . Периодические статьи INSS (35): 59 . Проверено 4 апреля 2012 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Гвирцман, Хаим. «Израильско-палестинский водный конфликт: израильская точка зрения» (PDF) . Центр стратегических исследований Бегин-Садата.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Исаак, Джад; Леонардо Хош (7–9 мая 1992 г.). «Корни водного конфликта на Ближнем Востоке» . Институт прикладных исследований – Иерусалим.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хасан, Массачусетс, Макинтайр Г. (2012). «Палестинская вода: ресурсы, использование, сохранение, изменение климата и землепользование». Дайджест исследований Ближнего Востока . 21 (2): 313–326. дои : 10.1111/j.1949-3606.2012.00175.x . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тамими А., Абу Джамус С. (2012). «Долина реки Иордан: профиль тематического исследования. Часть задач проекта CLICO». Неопубликованный результат CLICO . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Пирс, Ф. (2006). Когда реки пересыхают: что происходит, когда у нас заканчивается вода? . Книги проекта Эдем.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Израильско-палестинское Временное соглашение по Западному Берегу и сектору Газа – Приложение III» . Министерство иностранных дел Израиля. 1995 . Проверено 25 ноября 2015 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Вольф, Аарон. «Ближневосточные водные конфликты и направления их разрешения» (PDF) . Международный исследовательский институт продовольственной политики.
  11. ^ «Египет-Эфиопия: «Плотина раздора» продолжает оказывать давление на отношения» . Отчет по Африке . 6 мая 2021 г.
  12. ^ «Ирак жалуется на Турцию, вызывающую нехватку воды» . Арабский еженедельник . 17 июля 2020 г.
  13. ^ «Курдские фермеры и официальные лица предупреждают о «катастрофе», поскольку Иран перекрывает подачу воды» . Рудав . 23 августа 2020 г.
  14. ^ «Жители сирийской деревни вдоль Евфрата обвиняют Турцию в прекращении доступа к воде» . Франция 24: Наблюдатели . 11 августа 2020 г.
  15. ^ «В городе на северо-востоке Сирии семьи говорят, что Турция отключила воду» . Франция 24 . 25 августа 2020 г.
  16. ^ «Падение воды в реке Евфрат усиливает напряженность между сирийскими курдами и Турцией» . voanews.com . 6 мая 2021 г.
  17. ^ «Ирак: Турция наполовину снизила уровень рек Тигр и Евфрат, а Иран перекрыл важные притоки » . alaraby.co.uk (на арабском языке). 9 мая 2021 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Грядущие войны за воду!» . Синдикация отчетов . 12 октября 2019 г.
  19. ^ «Водное сотрудничество – ключ к обеспечению мира» . www.gulfnews.com . 22 марта 2015 г.
  20. ^ «Ближний Восток борется за водную безопасность» . Американский проект безопасности . 24 марта 2015 г.
  21. ^ Ежедневно, 8 утра (11 февраля 2022 г.). «MEW официально признает договор по реке Гильменд» . Хашт-е Субх Ежедневно . Проверено 19 мая 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ «Официальный представитель Ирана: Водный договор следует соблюдать» . ТОЛОньюс . Проверено 19 мая 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 149633bad32369751a8643d8fd3a0267__1712115840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/67/149633bad32369751a8643d8fd3a0267.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water conflict in the Middle East and North Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)