Водная политика на Ближнем Востоке
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2020 г. ) |
Водная политика на Ближнем Востоке связана с контролем над водными ресурсами Ближнего Востока , засушливого региона, где вопросы использования, снабжения, контроля и распределения воды имеют центральное экономическое значение. Политически оспариваемые водоразделы включают систему рек Тигр-Ефрат , которая впадает на юго-восток через Ирак в Персидский залив , бассейн Нила , который впадает на север через Египет в восточное Средиземное море , и бассейн реки Иордан , впадающий в Мертвое море ( 400 м ниже уровня моря), не имеющее выхода к морю и сильно соленое море, граничащее с Иорданией на востоке и Израилем на западе.
В частности, Нил и Тигр-Ефрат образовали Плодородный полумесяц , колыбель цивилизации и место зарождения сельского хозяйства (и аграризма ), насчитывающего 10 000 лет. Фермеры на Месопотамской равнине практиковали ирригацию по крайней мере с третьего тысячелетия до нашей эры. [1]
В современную эпоху водная политика в регионе усилилась после принятия Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года, центрального события арабо-израильской войны 1948 года . Израиля Вскоре после этого Израиль инициировал односторонний проект по отводу воды в бассейне реки Иордан в рамках развития Национального водного транспорта . Одновременно с этими действиями, Единый план водных ресурсов долины реки Иордан был согласован и разработан послом США Эриком Джонстоном в период с 1953 по 1955 год и одобрен техническими водными комитетами всех региональных прибрежных стран — Израиля, Иордании, Ливана и Сирии. [2] — хотя и отвергается Лигой арабских государств . Вооруженный конфликт привел к 1960-м годам, кульминацией которого стала Шестидневная война в июне 1967 года. В 1994 году был подписан широкий политический договор между Израилем и Иорданией. [3] Это единственное подобное соглашение в регионе, которое привело к признанию прав на воду с обеих сторон, хотя дипломатическая напряженность вокруг этого договора продолжает нарастать из-за последующей засухи .
Обзор
[ редактировать ]Водная политика играет роль в различных областях политики на Ближнем Востоке, и она особенно важна в качестве одной из определяющих особенностей политического ландшафта региона. Водные проблемы отражают центральный аспект природы израильско-палестинского конфликта ; а именно, первоначальный приток дополнительной большой массы населения в относительно хрупкую географическую область суши и массовое расширение ранее существовавшего населения. Обеспокоенность по поводу воды в значительной степени помогла сформировать политическое развитие Ближнего Востока. [ нужна ссылка ]
Международные отношения и вода
[ редактировать ]Таким образом, вопросы, связанные с водоснабжением, затрагивают международные и межрегиональные дела, причем споры о правах стран и доступе к водным ресурсам чаще всего становятся причиной напряженности на этой арене. Спорный характер некоторых положений о водных ресурсах, как правило, означает, что некоторые воды становятся более склонными к политическим конфликтам. (На Ближнем Востоке и в Северной Африке этому в первую очередь подвержены Нил , Иордания и Тигр - Ефрат реки .) Чтобы обеспечить надежный доступ к воде для своего населения, государства должны либо иметь большие запасы воды с точки зрения экономической доступности, либо создать права на такие поставки. [4] Исследования водных ресурсов на Ближнем Востоке также показали, что в чувствительном гидрологическом страны регионе существующий доступ к поверхностным и грунтовым водам должен быть защищен в первую очередь, если она хочет начать решать любые проблемы с водой или нехватку воды. Подобные меры можно рассматривать как основные обязанности национальных правительств или правящих органов власти; Таким образом, вода тесно связана с государственностью и географической территорией в международных отношениях, а также с признанием и правами национальных государств как центральных действующих лиц в этой области. [4]
Политический процесс и взаимодействия, лежащие в основе международных водных отношений, характеризуются тремя этапами. Это то, что государство должно пройти через процесс; во-первых, заявляя о своем праве на водные ресурсы, во-вторых, получая признание этого права и, наконец, стремясь добиться своего права на воду в соответствии с признанием своего требования. Однако эти процессы не всегда были успешными. [ нужна ссылка ]
В этом отношении на водную политику на Ближнем Востоке повлияли изменения в международном политическом порядке и их последствия для региона. Было замечено, что участие СССР в политических делах Ближнего Востока оказало сдерживающее воздействие на этот процесс с точки зрения претензий и признания в эпоху холодной войны . [5]
Таким образом, с тех пор считается, что период после окончания «холодной войны» открывает возможность для трансформации водной политики на Ближнем Востоке в свете изменения, которое он вызвал в глобальной политической динамике в регионе. Однако к концу десятилетия этот потенциал не был реализован, поскольку государства Ближнего Востока «по-прежнему в основном участвуют в... утверждении прав на воду в отношении общих вод». Следствием этого стало то, что «несогласованное разделение водных ресурсов является неизбежной реальностью в нынешних международных отношениях на Ближнем Востоке», с сопутствующими политическими проблемами, неизменно всплывающими на поверхность. [6]
Речные системы Ближнего Востока
[ редактировать ]Претензии по поводу прав на воду на Ближнем Востоке сосредоточены вокруг трех основных речных систем региона – Нила, реки Иордан и бассейна рек Тигр-Ефрат . Международные водные соглашения на Ближнем Востоке встречаются редко, но ситуация с региональными водными отношениями в трех основных бассейнах будет рассмотрена ниже.
Нил
[ редактировать ]Как и в случае с другими крупными речными системами Ближнего Востока, политические соглашения по поводу доступа к водам Нила были немногочисленны и редки. Первым таким соглашением было Нильское соглашение 1929 года . Однако это было соглашение, которое во многом отражало природу мировых геополитических реалий того времени, а не являлось взаимным выражением согласия между участвующими сторонами региона. [ нужна ссылка ]
Утверждается, что это произошло потому, что, по сути, это было продуктом британских национальных интересов. Приоритетом Соединенного Королевства , как части его стратегии как доминирующей современной политической и экономической державы на Ближнем Востоке, было обеспечение надежных поставок воды в Египет , и это было то, что в первую очередь предусматривало соглашение. [7]
Следующее соглашение по использованию воды в Ниле не было заключено еще ровно через три десятилетия. Новое Нильское соглашение 1959 года было подписано Египтом и Суданом и на тот момент было свободно от политического влияния Великобритании. Однако ограничением этого соглашения было то, что оно было не более чем двусторонним договором между двумя странами-участницами и, как таковое, предусматривало исключительно соглашение о совместном использовании воды между двумя странами. Нильское соглашение 1959 года не получило признания со стороны других государств, через которые также протекает Нил. [8]
Бассейн рек Тигр-Ефрат
[ редактировать ]Страны, которые полагаются на водную систему Тигр-Ефрат, остаются на первом этапе отстаивания своих прав на воду. Тем не менее, ключевым игроком с точки зрения водной политики в этой области является Турция , которая, по словам Аллана, «проделала существенный путь к тому, что она считает своими правами на воду, посредством своих программ строительства на Евфрате, не добившись их признания со стороны ниже по течению Сирии и Ирака ». [9] Речь идет о плотинах, построенных Турцией в 1970-х годах, частично финансируемых за счет кредитов Всемирного банка . [10]
Река Иордан
[ редактировать ]Граница Сирии, Ливана и Палестины возникла в результате англо-французского раздела Османской Сирии после Первой мировой войны. [11] [12] Британские войска выдвинулись на позицию в Тель-Хазоре против турецких войск в 1918 году и хотели включить все истоки реки Иордан в состав контролируемой Британией Палестины. Из-за неспособности Франции установить административный контроль граница между Сирией и Палестиной была нестабильной до 1934 года, когда французам удалось утвердить власть над арабским националистическим движением и король Фейсал был свергнут. [13] В нератифицированном Севрском договоре в конференции Сан-Ремо граница 1920 года расширила контролируемую Великобританией территорию к северу от линии Сайкса-Пико (прямая линия между серединой Галилейского моря и Нагарией ). Международная граница между Палестиной и Сирией была окончательно согласована Великобританией и Францией в 1923 году по Лозаннскому договору после того, как в 1922 году Великобритания получила мандат Лиги Наций на Палестину. Баньяс (на дороге Кунейтр/Тир) находился на территории Франции. Мандат Сирии.Граница была установлена в 750 метрах южнее родника. [12] [14]
В 1941 году австралийские войска оккупировали Баньяс в ходе наступления на Литани во время сирийско-ливанской кампании . Когда силы Свободной Франции и Индии вторглись в Сирию в битве при Киссуэ. [15] В 1946 году Франция и Великобритания подписали двустороннее соглашение о передаче контроля над Баниасом властям британского мандата, хотя сирийское правительство объявило подпись Франции недействительной. [16] Проекты британского мандата по осушению болот для возделывания возмутили арабских жителей деревни.
После создания Государства Израиль Сирия предложила скорректировать линии перемирия и уступить Израилю 70% демилитаризованной зоны в обмен на возвращение к границе до 1946 года в районе бассейна реки Иордан, с возвращением водных ресурсов Баниаса без оспорения. сирийскому суверенитету. 26 апреля кабинет министров Израиля собрался для рассмотрения предложений Сирии; на мероприятии присутствовал глава Управления водного планирования Израиля Симха Бласс. Бласс отметил, что, хотя земля, которая должна быть передана Сирии, не пригодна для возделывания, сирийская карта не соответствует плану развития водных ресурсов Израиля. Бласс объяснил, что перемещение международной границы в районе Баниаса повлияет на права Израиля на воду. [ нужна ссылка ]
13 апреля сирийские делегаты, казалось, очень хотели продвинуться вперед и предложили Израилю около 70% демилитаризованной зоны. Были достигнуты значительные результаты и оформлен ряд предложений и заключений, но они потребовали принятия решений правительствами двух стран. Израильский кабинет министров собрался 26 апреля для рассмотрения сирийских предложений. На встречу была приглашена Симха Бласс, глава Управления водного планирования Израиля. Даян показал Блассу предложения Сирии на карте. Бласс сказал Даяну, что, хотя большинство земель, от которых Израиль должен был отказаться, не пригодны для возделывания, карта не соответствует планам Израиля по ирригации и развитию водных ресурсов. 4 и 27 мая Израиль представил свои новые условия. Они были отклонены Сирией, и переговоры завершились без достижения соглашения. [17]
В 1951 году Израиль начал осушительные работы на болотах долины Хула .В 1953 году Израиль в одностороннем порядке начал проект по отводу воды в бассейне реки Иордан с помощью Израильского национального водовоза .В сентябре 1953 года Израиль выдвинул планы по отводу воды для орошения прибрежной равнины Шарон и, в конечном итоге, пустыни Негев, запустив проект отвода воды на девятимильном (14-километровом) канале на полпути между болотами Хуле и Галилейским озером (Тивериадское озеро) в центральная демилитаризованная зона будет быстро построена. Сирия заявила, что высушит 12 000 акров (49 км²). 2 ) сирийской земли. Начальник штаба ОНВУП генерал-майор Ван Беннике из Дании заявил, что проект перенаправит воду на две палестинские водяные мельницы и высушит палестинские сельскохозяйственные угодья. Резолюция 100 Совета Безопасности ООН [18] счел желательным, чтобы Израиль приостановил работу, начатую 2 сентября, «до срочного рассмотрения вопроса Советом». Совет Безопасности в конечном итоге отверг утверждения Сирии о том, что эти работы являются нарушением соглашений о перемирии. Осушительные работы на болотах долины Хула были возобновлены и завершились в 1957 году. [19]
В 1964 году Израиль завершил строительство Национального водовоза , который перекачивал воду (в пределах плана Джонстона) из Галилейского моря . Воду использовали для орошения южной пустыни Негев .
В январе 1964 года в Каире состоялась встреча на высшем уровне Лиги арабских государств. Главным вопросом повестки дня был отвод Израилем воды с севера для орошения юга и ожидаемое сокращение поставок воды в Сирию и Иорданию. В преамбуле к этому решению говорилось, что «создание Израиля является основной угрозой, которую арабская нация в целом согласилась предотвратить. А поскольку существование Израиля представляет собой опасность, которая угрожает арабской нации, отвлечение вод Иордании это умножает опасности для существования арабов. Соответственно, арабские государства должны подготовить планы, необходимые для решения политических, экономических и социальных аспектов, чтобы, если необходимые результаты не будут достигнуты, коллективные арабские военные приготовления, когда они не будут завершены, станет окончательным практическим средством окончательной ликвидации Израиля».
Проект заключался в перенаправлении от 20 до 30 миллионов кубометров воды из притоков реки Иордан в Сирию и Иорданию для развития Сирии и Иордании. [20] Это привело к военному вмешательству Израиля, сначала с применением танкового огня, а затем, когда сирийцы переместили работы дальше на восток, с авиаударами. [21]
10 июня 1967 года, в последний день Шестидневной войны, силы бригады Голани вторглись в деревню Баньяс, где стоял сирийский форт. Приоритетом Эшколя на сирийском фронте был контроль над источниками воды. [22]
Иордания утверждает, что имеет прибрежные права на воду из бассейна реки Иордан и ее притоков в верховьях Иордании. Благодаря проектам водозабора сток реки Иордан сократился с 1300/1500 миллионов кубических метров до 250/300 миллионов кубических метров. Качество воды еще больше ухудшилось, поскольку сток реки Иордан состоит из стоков сельскохозяйственного орошения и соленых источников. [23]
Соглашение между Иорданией и Израилем является единственным в регионе Ближнего Востока, которое привело к признанию прав на воду с обеих сторон. Водное соглашение является частью более широкого политического договора, подписанного Израилем и Иорданией в 1994 году. [3] В 1999 году, когда ограничения договора были выявлены событиями, связанными с нехваткой воды в бассейне реки Иордан. Сокращение поставок воды в Израиль из-за засухи означало, что Израиль, который отвечает за обеспечение водой Иордании, сократил поставки воды в страну, что спровоцировало дипломатические разногласия между ними и снова поставило под вопрос водный компонент договора. [24]
Жалобы Израиля на сокращение объема воды в притоках реки Иордан, вызванное строительством иорданско-сирийской плотины, остались без внимания. [25]
Голубой мир
[ редактировать ]Постоянный конфликт на Ближнем Востоке привел к серьезным экологическим последствиям в виде ущерба, связанного с водой. Отчет [26] Группа стратегического прогнозирования , аналитический центр в Азии, подробно описывает ущерб и разрушения, нанесенные водным системам и ресурсам. Ближний Восток является регионом с чрезвычайным дефицитом воды, и любой ущерб этому жизненно важному ресурсу оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, биоразнообразие и экосистемы в регионе. Дефицит воды в будущем может стать как причиной, так и издержками конфликтов . Новый подход к воде на Ближнем Востоке был представлен Стратегической группой прогнозирования в докладе, спонсируемом правительствами Швейцарии и Швеции, под названием « Голубой мир: переосмысление водных ресурсов Ближнего Востока». [27] Blue Peace определяется как комплексное, интегрированное и совместное управление всеми водными ресурсами в круге стран таким образом, чтобы оно было устойчивым в долгосрочной перспективе и во взаимозависимых отношениях с социальной и политической динамикой. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, как разделить или разделить запасы водных ресурсов, подход Blue Peace озабочен сохранением, расширением и улучшением водного бюджета на благо человеческой жизни, а также окружающей среды. «Голубой мир» вытекает и подкрепляется позитивными отношениями между водой и обществом, а также между одним обществом и другим. В недавнем отчете « Водное сотрудничество ради безопасного мира », опубликованном Стратегической группой прогнозирования, делается вывод, что активное водное сотрудничество между странами снижает риск войны. К такому выводу пришли после изучения трансграничных водных отношений в более чем 200 общих речных бассейнах в 148 странах. Страны Ближнего Востока сталкиваются с риском войны, поскольку они слишком долго избегали регионального сотрудничества. В докладе приводятся примеры успешного сотрудничества, которые могут быть использованы странами Ближнего Востока. [28]
Водоносные горизонты
[ редактировать ]В 1970-х годах правительство Саудовской Аравии поощряло бурение водяных скважин, что значительно расширило ирригацию в Саудовской Аравии . Это привело к сельскохозяйственному буму с особым упором на выращивание пшеницы на экспорт. К 1990-м годам быстрая добыча воды, достигающая триллионов галлонов в год, серьезно истощила водоносные горизонты страны. К 2015 году сельскохозяйственное производство Саудовской Аравии значительно упало, и страна в значительной степени зависела от импорта сельскохозяйственной продукции. [29]
См. также
[ редактировать ]- Осушение месопотамских болот
- Экологические положения соглашений Осло II
- Водный конфликт на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кроуфорд 2013 .
- ^ Шапланд 1997 , с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аллан и Корт 1996 , стр. 207/221.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аллан 2002 , с. 215.
- ^ Аллан 2002 , с. 216.
- ^ Аллан 2002 , с. 217.
- ^ Коллинз 1990 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коллинз 1995 , стр. 109–35.
- ^ Аллан 2002 , с. 219.
- ^ Аллан 2002 , с. 255.
- ^ Фромкин 1989 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макмиллан 2001 , стр. 392–420.
- ^ Шапира 1999 , стр. 98–110.
- ^ Уилсон 2004 , стр. 177–178.
- ^ См. карту, стр. 334.
- ^ Фракция
- ^ Шлайм 2000 , с. 75.
- ^ Документ ООН S 3182 .
- ^ Документ ООН S/4271 .
- ^ Шлайм 2000 , с. 229.
- ^ Гаммер, Костинер и Шемеш 2003 , с. 165.
- ^ Сегев 2007 , с. 399.
- ^ Амери и Вольф 2000 , с. 37.
- ^ Аллан 2002 , с. 220.
- ^ Ринат 2006 .
- ^ Цена конфликта на Ближнем Востоке
- ^ де Шатель 2011 .
- ^ Водное сотрудничество для безопасного мира , 2013 г. , с. [ нужна страница ] .
- ^ Халверсон 2015 .
Источники
[ редактировать ]- Аллан, Дж.А.; Суд, JHO (1996). «Мирное соглашение между Иорданией и Израилем – сентябрь 1994 г.». Вода, мир и Ближний Восток: переговоры о ресурсах в бассейне реки Иордан . Лондон, St. Martin's Press [дистрибьютор]: IB Tauris Academic Studies. ISBN 1-86064-055-9 .
- Аллан, Дж. А. (лето – осень 2002 г.). «Гидромир на Ближнем Востоке: почему нет водных войн?: Пример бассейна реки Иордан». Обзор САИС . 22 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 255–272. дои : 10.1353/sais.2002.0027 .
- Аллан, Тони (2002). Водный вопрос Ближнего Востока: гидрополитика и глобальная экономика . ИБ Таурис. ISBN 1-86064-813-4 .
- Амери, Хусейн А.; Вольф, Аарон Т. (2000). Вода на Ближнем Востоке: география мира Издательство Техасского университета . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-70495-Х .
- де Шатель, Франческа (май 2011 г.). «Инструмент мира на Ближнем Востоке» . Журнал Револьв . Проверено 20 октября 2011 г.
- Коллинз, Р.О. (1990). Воды Нила: гидрополитика и канал Джонглей, 1900–1988 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 1-55876-099-7 .
- Коллинз, Р.О. (1995). «История, гидрополитика и Нил: контроль над Нилом – миф или реальность?». У Пола Филипа Хауэлла; Джон Энтони Аллан (ред.). Нил: совместное использование ограниченных ресурсов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45040-3 . )
- Кроуфорд, Харриет , изд. (2013). Шумерский мир . Миры Рутледжа. Абингдон, Оксфордшир: Рутледж. ISBN 9781136219115 . Проверено 12 января 2019 г.
- Фромкин, Дэвид (1989). Мир, который положит конец всему миру: падение Османской империи и создание современного Ближнего Востока . Нью-Йорк: Сова. ISBN 0-8050-6884-8 .
- Гаммер, М.; Костинер, Джозеф; Шемеш, Моше (2003). Политическая мысль и политическая история: исследования памяти Эли Кедури Эли Кедури . Рутледж. ISBN 0-7146-5296-2 .
- Халверсон, Натан (22 апреля 2015 г.). «Чему Калифорния может научиться у водной загадки Саудовской Аравии» . Центр журналистских расследований . Проверено 23 июля 2019 г.
- Макмиллан, Маргарет (2001). Миротворцы: Парижская конференция 1919 года и ее попытка положить конец войне . Дж. Мюррей. ISBN 0-7195-5939-1 .
- Ринат, Цафрир (18 октября 2006 г.). «Экологисты: Новая плотина может привести к высыханию реки Иордан» . Гаарец .
- Сегев, Том (2007). 1967 Израиль и война, изменившая Ближний Восток . Маленький, Браун. ISBN 978-0-316-72478-4 .
- Шапира, Анита (1999). Земля и власть; Сионистское применение силы, 1881–2000 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3776-2 .
- Шапланд, Грег (1997). Реки раздора: международные водные споры на Ближнем Востоке . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9780312165222 .
- Шлайм, Ави (2000). Железная стена: Израиль и арабский мир . WW Нортон. ISBN 0-393-04816-0 .
- «Док ООН S/2157, Резолюция от 18 мая 1951 г.» . Объединенные Нации . Проверено 20 октября 2011 г.
- «Док S 3182, Резолюция 100 Совета Безопасности ООН от 27 октября 1953 г.» . Объединенные Нации . Проверено 20 октября 2011 г.
- «Док ООН S/4271, письмо представителя Израиля Председателю Совета Безопасности от 25 февраля 1960 г.» . Объединенные Нации. 25 февраля 1960 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 20 октября 2011 г.
- Водное сотрудничество ради безопасного мира (PDF) . Группа стратегического прогнозирования. 2013. ISBN 978-81-88262-18-2 . Проверено 22 января 2021 г.
- Уилсон, Джон Фрэнсис (2004). Кесария Филипповая: Баниас, затерянный город Пана И. Б. Таврида. ISBN 1-85043-440-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Насколько устойчив ваш оазис?: Обзор водных ресурсов в городах Ближнего Востока
- П. Дж. Весилинд: «Важнейший водный ресурс Ближнего Востока», National Geographic, май 1993 г.
- Ян Селби: Вода, власть и политика на Ближнем Востоке: другой израильско-палестинский конфликт . Лондон: Таурис, 2003.
- Масахиро Мураками: Управление водными ресурсами ради мира на Ближнем Востоке: альтернативные стратегии . Токио; Нью-Йорк: Издательство Университета Организации Объединенных Наций , 1995.
- Менее плодородный полумесяц; Воды Вавилона высыхают 9 марта 2013 г. The Economist