Единый план водоснабжения долины реки Иордан



Единый план водных ресурсов долины реки Иордан , широко известный как « План Джонстона », представлял собой план единого водных ресурсов развития долины реки Иордан . Он был согласован и разработан США специальным представителем Эриком Джонстоном в период с 1953 по 1955 год и основан на более раннем плане, заказанном Ближневосточным агентством Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Созданный по образцу долины Теннесси Управления плана развития , он был одобрен техническими водными комитетами всех региональных прибрежных стран — Израиля , Иордании , Ливана и Сирии . [ 1 ] Хотя план был отвергнут Лигой арабских государств, и Израиль, и Иордания обязались соблюдать свои ассигнования по этому плану. Израиля США предоставили финансирование Национальному водному транспорту после получения заверений Израиля в том, что он будет продолжать соблюдать предусмотренные планом ассигнования. [ 2 ] Аналогичное финансирование было предоставлено иорданскому проекту главного канала Восточный Гор после того, как аналогичные гарантии были получены от Иордании. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В конце 1930-х и середине 1940-х годов Трансиордания и Сионистская организация заказали взаимоисключающие, конкурирующие исследования по развитию водных ресурсов. Трансиорданское исследование, проведенное Майклом Г. Ионидесом, пришло к выводу, что имеющихся природных водных ресурсов недостаточно для поддержания еврейской родины и места назначения еврейских иммигрантов. Исследование сиониста, проведенное американским инженером Уолтером Клеем Лоудермилком, пришло к аналогичному выводу, но отметило, что, перенаправив воду из бассейна реки Иордан в Негев для поддержки там сельскохозяйственного и жилищного строительства, еврейское государство с 4 миллионами новых иммигрантов станет устойчивым. [ 4 ]
В 1953 году Израиль начал строительство водовоза для доставки воды из Галилейского моря в населенные центры и сельскохозяйственный юг страны, а Иордания заключила с Сирией соглашение, известное как план Бангера, о строительстве дамбы на реке Ярмук возле Макарина. и использовать его воды для орошения территории Иордании, прежде чем они смогут стечь в Галилейское море. [ 5 ] Последовали военные столкновения, и президент США Дуайт Эйзенхауэр направил в регион посла Джонстона для разработки плана регулирования использования воды. [ 6 ]
Рассекреченные документы ЦРУ
[ редактировать ]Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( февраль 2023 г. ) |
Источник: [ 7 ]
Проект Банат-Яков. 7 февраля 1956 г.:
I. Следующая предполагаемая дата кризиса в арабо-израильской ситуации наступит 1 марта, «крайнего срока», который израильтяне назначили послу. Джонстону прошлой осенью за то, что он добился признания арабами плана долины реки Иордан. После 1 марта израильтяне заявили Джонстону, что они смогут смело реализовывать односторонний план Израиля по использованию Иорданских Уотерс.
II. Яблоком раздора является так называемый проект Банат-Яков, получивший свое название от моста, пересекающего реку Иордан примерно в 8 милях. к северу от Тивериадского озера (Галилейское море).
- Израиль желает завершить строительство канала на западном берегу реки Иордан, идущего на юг от Банат-Якова до Тивериадского озера.
- Утверждается, что целью является только электроэнергия: отведенная вода упадет примерно на 800 футов до электростанции возле берега Тверии, а затем стечет обратно в озеро.
- Проблема — первые 1 1/2 мили. Канал должен пройти через « демилитаризованную зону », созданную в соответствии с израильско-сирийским соглашением о перемирии.
- Сирийцы утверждают (при частичной поддержке наблюдателей ООН за перемирием), что израильский проект нарушит соглашение о перемирии и отнимет воду у арабских землевладельцев в Сирии и Иордании.
- Израильтяне утверждают (также при частичной поддержке сторонников перемирия ООН), что они находятся в рамках законных прав.
III. Вопрос поступил в Совет Безопасности ООН вскоре после того, как израильтяне начали работу над проектом более двух лет назад. (сентябрь 1953 г.).
- В октябре 1953 года Совет Безопасности принял резолюцию с просьбой к Израилю приостановить работу над проектом Банат-Яков, пока Совет рассматривает проблему.
- Впоследствии резолюция СБ, предлагавшая передать этот вопрос на рассмотрение Уполномоченному по вопросам перемирия ООН, была наложена вето СССР.
- Никаких официальных действий с тех пор не последовало: соответственно, SC теоретически все еще занят проблемой, а израильтяне до сих пор воздерживались от работ в пределах фактической «демилитаризованной зоны», продолжая работы на семимильном участке в пределах своей собственной территории.
IV. Однако израильтяне поставили «отсрочку» завершения строительства Банат-Якова в зависимость от реализации плана Джонстона.
- С осени 1953 года (когда посол Джонстон совершил первый визит на Ближний Восток) переговоры по плану долины реки Иордан продвигались медленно.
- Осенью 1955 года Джонстону удалось добиться согласия арабов по техническим аспектам, которое уже было принято Израилем; однако арабы отказались по политическим мотивам.
- Хотя премьер-министр Египта Наср заявил прошлой осенью, что он думает, что сможет убедить другие арабские государства принять соглашение за три или четыре месяца, никаких признаков такой активности с его стороны до сих пор не было.
- Израильский рейд на Тверию (декабрь 1955 г.), похоже, уничтожил все слабые перспективы того, что Сирия или другие арабы примут план Джонстона в ближайшем будущем.
- Таким образом, крайний срок 1 марта приближается, а шансов на принятие арабами схемы долины реки Иордан практически нет или практически нет.
V. 31 января сирийский премьер-министр Газзи передал посольству США памятные мемуары, в которых подразумевалось, что Сирия применит силу, чтобы помешать израильтянам возобновить работу на той части канала Банат-Яков, которая находится в «демилитаризованной зоне».
- [отредактировано] .. Демарш Сирии был согласован с Египтом.
- Премьер-министр Египта Наср заявил, что поддержит Сирию в военном отношении, если вспыхнут военные действия из-за водного вопроса в Иордании.
- Египет и Сирия заключили официальный военный пакт, а недавние перемещения египетских войск (сосредоточение бронетехники в восточной части Синайского полуострова) позволяют предположить, что Египет, возможно, готовится к худшему, ожидая, что его могут попросить выполнить обязательства перед Сирией по водному вопросу.
VI. Однако недавно израильтяне дали понять, что «крайний срок» не обязательно означает, что они возобновят работы в Банат-Якове 1 марта или сразу после него.
- Кажется более вероятным, что израильтяне сначала призовут к рассмотрению проблемы наблюдателя за перемирием ООН (генерала Бернса) – и косвенно США, Великобританию и Франко, «гарантов» мира в этом регионе.
- Тем не менее, израильтяне, вероятно, не будут слишком долго ждать, чтобы решить проблему.
- Если они не смогут сделать это дипломатическим путем, они могут рискнуть, что сирийцы блефуют, и все равно пойти дальше.
Секретарь ООН. Генерал Хаммаршельд после визита в Палестину в январе заявил американским чиновникам, что, по его мнению, Сирия будет продолжать борьбу по вопросу Банат-Якова. он считал, что Израиль ошибается, если навязывает этот вопрос, и он и генерал Бернс согласились, что они займут решительную позицию против односторонних действий Израиля в Банат-Якове. [ 8 ]
План
[ редактировать ]Эйзенхауэр назначил Эрика Джонстона специальным послом 16 октября 1953 года и поручил ему выступить посредником в разработке комплексного плана регионального развития системы реки Иордан. [ 9 ] В качестве отправной точки Джонстон использовал план, разработанный по заказу БАПОР и реализованный американской консалтинговой фирмой Chas. Т. Майн , известный как «Главный план». Главный план, опубликованный всего за несколько дней до назначения Джонстона, использовал те же принципы, которые применялись властями долины Теннесси для оптимизации использования всего речного бассейна как единого целого. [ 10 ]
План был основан на принципах, аналогичных тем, которые воплощены в Плане Маршалла – снижение вероятности конфликта путем содействия сотрудничеству и экономической стабильности. [ 9 ]
Основными особенностями плана были:
- плотина на реке Хасбани для обеспечения электроэнергией и орошения Галилеи территории
- плотины на реках Дан и Баниас для орошения Галилеи
- осушение болот Хуле
- плотина в Макарине на реке Ярмук для хранения воды (емкостью 175 миллионов м³) и выработки электроэнергии,
- небольшая плотина в Аддасии на реке Ярмук, чтобы отводить воду как в Галилейское море, так и на юг, вдоль восточного Гора.
- небольшая плотина на выходе из Галилейского моря для увеличения вместимости озера
- самотечные каналы вдоль восточного и западного склонов долины реки Иордан для орошения территории между местом впадения реки Ярмук в Иорданию и Мертвым морем.
- контрольные сооружения и каналы для использования многолетних стоков из вади, которые пересекают каналы. [ 11 ]
Первоначальный план отдавал предпочтение использованию вод Иордании внутри бассейна и исключал интеграцию реки Литани в Ливан. Предлагаемые квоты были следующими: Израиль – 394 миллиона м³, Иордания – 774 миллиона м³ и Сирия – 45 миллионов м³.
Обе стороны ответили своими предложениями. Израиль потребовал включения реки Литани в пул доступных источников, использования Галилейского моря в качестве основного хранилища, внебассейнового использования иорданских вод и канала Средиземное море-Мертвое море . Кроме того, Израиль потребовал увеличения своих ассигнований более чем вдвое: с 394 миллионов м³ в год до 810 миллионов м³.
Арабы в ответ выдвинули предложение, основанное на планах Ионида, Макдональда и Бангера, подразумевающее исключительное использование в бассейне и отказ от хранения в Галилейском море. Также они потребовали признания Ливана прибрежным государством, исключив при этом из плана Литани. Их предложенные квоты были распределены следующим образом: Израилю 200 миллионов м³, Иордании 861 миллион м³, Сирии 132 миллиона м³ и Ливану 35 миллионов м³ в год.
Последовали переговоры, и постепенно разногласия были устранены. Израиль отказался от просьбы интегрировать Литани, а арабы отказались от своих возражений против использования вод за пределами бассейна. В конечном итоге единый план предлагал следующие ассигнования по источникам:
Источник | Ливан | Сирия | Иордания | Израиль |
Хасбани | 35 | |||
Баниас | 20 | |||
Иордания (основной поток) | 22 | 100 | 375 | |
Ярмук | 90 | 377 | 25 | |
Несущий привод | 243 | |||
Общий | 35 | 132 | 720 | 400 |
План был принят техническими комитетами Израиля и Лиги арабских государств . Обсуждение в Кнессете в июле 1955 года закончилось без голосования. Комитет арабских экспертов одобрил план в сентябре 1955 года и передал его на окончательное утверждение Совету Лиги арабских государств. 11 октября 1955 года Совет проголосовал не ратифицировать план из-за противодействия Лиги официальному признанию Израиля. Однако Лига арабских государств взяла на себя обязательство придерживаться технических деталей, не давая официального одобрения. [ 9 ]
Более поздние события
[ редактировать ]Однако после Суэцкого кризиса 1956 года отношение арабов значительно ужесточилось. [ 12 ] а Лига арабских государств, за исключением Иордании, теперь активно выступала против плана Джонстона, утверждая, что любой план по укреплению израильской экономики только увеличивает потенциальную угрозу со стороны Израиля. [ 13 ] Несмотря на это, и Иордания, и Израиль обязались действовать в пределах своих ассигнований, и были завершены два крупных успешных проекта – Израильский национальный водовоз и иорданский главный канал Восточный Гор (ныне известный как канал короля Абдаллы ). Оба проекта были частично профинансированы Соединенными Штатами после того, как Израиль и Иордания предоставили заверения, что будут соблюдать свои ассигнования. В 1965 году президент Насер заверил заместителя госсекретаря США Филипа Талбота, что арабы не превысят квоты на воду, предусмотренные планом Джонстона. [ кв. 1 ] В этот момент другие арабские государства решили сократить работу Национального водовоза Израиля, отведя истоки реки Иордан, что привело к серии военных столкновений, которые помогли ускорить Шестидневную войну 1967 года . [ 9 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ БАПОР заказало план развития реки Иордан; это стало широко известно как «План Джонстона». Этот план был создан по образцу плана развития Управления долины Теннесси по развитию реки Иордан как единого целого. Грег Шапленд, (1997) Реки раздора: международные водные споры на Ближнем Востоке , издательство C. Hurst & Co., ISBN 1-85065-214-7 стр. 14
- ^ Сосланд, Джеффри (2007) Сотрудничающие соперники: прибрежная политика бассейна реки Иордан , SUNY Press, ISBN 0-7914-7201-9 стр. 70
- ^ Водные ресурсы в Иордании , Мюнтер Дж. Хаддадин, редактор RFF Press, 2006 г.
- ^ Водные ресурсы в Иордании , Мунтер Дж. Хаддадин, стр. 237–238, Ресурсы для будущего, 2006 г.
- ^ Водные ресурсы в Иордании , Мунтер Дж. Хаддадин, с. 239, Ресурсы для будущего, 2006 г.
- ^ Водные ресурсы в Иордании , Мунтер Дж. Хаддадин, с. 32, Ресурсы для будущего, 2006 г.
- ^ «БАНАТ ЯКОВ» . cia.gov/library . 7 февраля 1956 года. Архивировано из оригинала 23 января 2017 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ «БАНАТ ЯКОВ, Брифинг СНБ» (PDF) . Рассекреченный документ ЦРУ. : 5. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2017 года – в библиотеке ЦРУ.
- ^ Перейти обратно: а б с д Масахиро Мураками, Управление водными ресурсами ради мира на Ближнем Востоке: альтернативные стратегии , Приложение C: «Исторический обзор политических прибрежных проблем в развитии реки Иордан и управлении бассейном», United Nations University Press, 1995 г.
- ^ БАПОР заказало план развития реки Иордан; это стало широко известно как «План Джонстона». Этот план был создан по образцу плана развития Управления долины Теннесси по развитию реки Иордан как единого целого. Грег Шапленд, (1997) Реки раздора: международные водные споры на Ближнем Востоке . Издательство C. Hurst & Co., ISBN 1-85065-214-7 стр. 14
- ^ Управление водой ради мира на Ближнем Востоке
- ^ Шлайм, Ави (2000): Железная стена , Penguin Books, стр. 186–187, ISBN 0-14-028870-8
- ^ Шлайм, стр. 230–231.
- ^ Шлайм, с. 235.
Кавычки
[ редактировать ]- ^ Гат, Моше (2003). Великобритания и конфликт на Ближнем Востоке, 1964–1967: начало Шестидневной войны . Издательство Прагер. п. 101. ИСБН 978-0-275-97514-2 . Проверено 24 июня 2023 г.
Насер также заверил заместителя госсекретаря США Филипа Талбота, что арабы не превысят квоты на воду, предусмотренные планом Джонсона .